На территории какого государства находится город самарканд. Самарканд - столица согда

Самарканд (узб. Samarqand; тадж. Самарқанд) — второй по величине город Узбекистана, центр Самаркандской области (вилоята).

В античной литературе известен как Согдиана (согд.), Мараканд (греч.). За давностью лет единого мнения о происхождении имени города и отцов-основателей не существует.

Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути.

Население 412 300 Человек (2005): таджики, узбеки, русские, евреи, иранцы.

Расположение: 702 метра над уровнем моря. В 2001 году Самарканд был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как Город - Перекресток Культур.

История

Самарканд — один из древнейших городов мира, основан примерно в 742 году до нашей эры. Будучи столицей древнейшего государства Согдианы, был завоёван Александром Македонским в 329 до н. э. и разрушен. Спустя некоторое время город возродился в юго-западной части городища Афрасиаб.

Прежнее название города — Мараканда, под таким названием его в своих сочинениях упоминали римские и греческие историки Квинт Курций Руф, а затем Арриан, Страбон.

В разные периоды, он находился под контролем персов, греков (селевкидов), арабов и восточных тюрков.

В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен монголами.

В 1365 в городе вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари.

Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370—1499) являлся столицей его империи.

Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получает новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура.

В 1868 был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи, стал центром Зеравшанского округа (с 1887 — Самаркандской области). В том же году гарнизон Самарканда под командованием майора барона Фридриха Карловича фон Штемпеля (1829-1891) героически отразил попытку бухарцев отбить город. В 1888 году к городу подведена Закаспийская железная дорога.

После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1924—1930 был столицей Узбекской ССР, с 1938 года — центр Самаркандской области.

Наука

В годы советской власти в Самарканде был создан Научно-исследовательский институт каракулеводства занимавшийся улучшением овец каракульской породы.

Высшие учебные заведения

  • Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (СВВАКИУ)
  • Самаркандский Государственный университет
  • Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт
  • Самаркандский государственный институт иностранных языков
  • Самаркандский медицинский институт
  • Самаркандский сельскохозяйственный институт
Главные достопримечательности Промышленность

По итогам января-июня 2009 года было произведено промышленной продукции на общую сумму 281,4 млрд.сум.

В машиностроительном комплексе имеются предприятия:

  • «Самарканд автомобил заводи», выпускающий мидибусы «Исузу»;
  • ОАО «Самаркандский лифтостроительный завод»;
  • ОАО «КИНАП», выпускающее киноаппараты;
  • OAO «Сино», выпускающее бытовые холодильники.
Предприятия лёгкой и пищевой промышленности города производят на основе местного сырья консервы, вино, растительное масло, табак, мясо, кондитерские изделия и другую продукцию.

В числе наиболее крупных предприятий этого сектора промышленности:

  • СП «УЗ БАТ»-САМАРКАНДСКАЯ СИГАРЕТНАЯ ФАБРИКА;
  • СП «Самарканд-Прага-Пиво»;
  • Самаркандское чаефасовочное предприятие.

Самарканд - один из древнейших городов на земле, он почти ровесник Рима. Его стены помнят скифов, Персидскую империю, воинов Александра Македонского, арабов и монголов. Это главный город Согдианы - древней страны, существовавшей на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана.
Как правило, туристы, посещая Самарканд, довольствуются лишь памятниками эпохи Тамерлана (14 век) и более поздних правителей. Эти строения воистину знамениты и великолепны, но они не раскрывают всей сути древнего города, тем более Самарканд потерял цельность своей исторической застройки, поэтому его часто воспринимают как город всего нескольких исторических сооружений.

Я же хочу показать вам другой Самарканд - город с историей в 2600 лет, великую столицу Согда. Для этого мы отправимся на холмы Афрасиаба - древнего городища, это и есть ядро античного города, здесь располагалась цитадель Мараканды, где останавливался греческий царь из далекой Македонии.


Хочу предупредить, что посещение Афрасиаба требует усилий, как физических так и интеллектуальных. Древняя Мараканда не всем открывает свои тайны, ибо нужно уметь видеть - видеть величие древности. Мне потребовалось три дня, вернее, три посещения городища, чтобы хоть немного понять его сущность. Ибо древний Афрасиаб велик размерами, честно говоря, я никогда раньше не сталкивался с такими огромными археологическими объектами, это город масштабов Константинополя, окружность стен его шахристана около 6 км. Причем, это именно городище, там нет дорог, домов, только холмы, овраги и современное кладбище. По мнению академика В.В.Бартольда, во времена расцвета города здесь могло жить полмиллиона человек, об этом чуть ниже.

И помните важное правило) О нем писал Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи в 12 веке:
>>>В книге “Маариф-аль-баян” повествуется, что каждый царь, который оказывал мягкость жителям Самарканда, находил устойчивое существование, а каждый царь, который им чинил насилие, терял царство. Жители Самарканда горды. С ними можно ладить только мягкостью, ласкою, нежными словами.

Иными словами, Самарканд не любит гордыни пришельцев. Всяк, имеющий этот грех, карается Всевышним, который насылает на иноземца многие злоключения. Про злоключения автора этого поста можно

Внешние стены шахристана городища Афрасиаб. Их высота достигает 40 метров. Они похожи на естественные горы, так как были возведены из сырцового кирпича, такие строения оплывают со временем. Все строения городища имеют сейчас такой вид, поэтому нужны усилия, чтобы обнаружить древние постройки среди ландшафта. Перед стенами до сих пор течет арык, выполнявший роль крепостного рва.

После 12-13 вв. древний шахристан Самарканда пришел в упадок, люди перестали здесь жить, центр города сместился южнее к нынешнему Регистану. Городище превратилось в огромное кладбище, это очень древний иранский обычай - хоронить мертвых в старых строениях, еще зороастрийцы складывали человеческие кости для хранения в наусы, расположенные на территории брошенных городищ и домов.

Сейчас Афрасиаб - это тоже кладбище, особенно его южная часть. Могилы роют даже непосредственно в циклопических древних стенах, это практика, конечно, не способствует сохранности памятников, в Узбекистане есть городища полностью превращенные в кладбища, там невозможно вести раскопки, так как их поверхность покрыта захоронениями в том числе и современными - мертвые лежат друг на друге в несколько слоев.

Нужно раскрыть смысл применяемых мною терминов - шахристан, кухендиз, рабад, первые два иранские, а последнее арабское. Шахристан - это укрепленный посад в любом городе Средней Азии или Ирана, в арабском языке ему соответствует термин медина, кухендиз - это главная цитадель города или касба по-арабски, а рабад, как правило, не укрепленный посад, но бывают и варианты, когда рабад тоже имел внешние оборонительные стены. Кстати, название московского района Арбат тоже произошло от арабского Рабад.

В Самарканде рабад тоже был укреплен внешней стеной - Дивари-кыямат (Стена страшного суда), от нее сейчас мало что осталось. В связи с этим часто возникала путаница, так как не всегда понятно какую часть города средневековые авторы называют рабадом, а какую шахристаном, и главное, сложно понять, как эти части соотносятся с современным городом. Существует несколько ошибочное мнение, что древнему Самарканду соответствует лишь городище Афросиаб, т.е. городской шахристан с кухендизом. На самом деле, это не совсем так, Афрасиаб был ядром города, но целиком Самарканд занимал ту же территорию, что и сейчас.

Это может показаться странным, но нынешний Самарканд - второй крупный город в Узбекистане (после Ташкента) почти не вышел за пределы старого города периода его расцвета при Саманидах и Караханидах в 10-11 вв. Даже население увеличилось совсем незначительно за тысячу лет. Бартольд считал, что все население Самарканда 10-11 вв. можно оценить в полмиллиона человек. Сейчас в Самарканде живет примерно столько же жителей. С большой степенью вероятности, наш крупнейший специалист по Средней Азии допустил ошибку, скорее всего в средневековом Самарканде жило максимум 100 тыс. человек, но все равно, это огромная цифра, 100-200 тыс. это население тогдашнего Константинополя.

На фото хорошо видна одна из башен внешней стены Афрасиаба, она имела округлую форму. Вблизи видно, что стены сложены из крупных глиняных блоков-кирпичей.

Городище Афрасиаб располагается на обширном плато, оно существенно выше уровня современного города. Это плато имеет как естественное, так и искусственное происхождение. За тысячи лет уровень земли в шахристане сильно поднялся, кое-где на десятки метров, поэтому внутренняя часть оборонительной стены не кажется такой высокой как снаружи.

Как видим, могилы здесь располагаются непосредственно на покатых оборонительных валах.

Эта могила находится непосредственно на гребне вала.

Фортификацию таких размеров я раньше никогда не видел. Стены Афрасиаба существенно больше, чем даже Особый интерес представляет то, что таких линий обороны здесь 4 штуки, и это не считая пятой внешней линии укреплений - Дивари-киямат, которая окружала весь самаркандский оазис, именно ее считали настоящей внешней стеной средневековые авторы.

На заднем плане виден массивный бастион, выступающий за линию стен.

В книге Ибн ал-Факиха «Китаб ал-булдан», говорится:
>>>Самарканд построил Искандер Двурогий (Александр Македонский), окружность его стен двенадцать фарсахов. У него двенадцать ворот, и от ворот до ворот расстояние в один фарсах. На вершине стены бойницы и башни для войны. Все двенадцать ворот — деревянные, двустворчатые. В дальнем конце еще двое ворот, а между ними жилище стражи ворот. А когда ты пройдешь посевы, то остановишься в рабаде, где имеются постройки.
>>>Затем ты попадаешь в город, который тянется на пять тысяч джарибов. Там четверо ворот… затем ты входишь во внутренний город, площадь которого две тысячи пятьсот джарибов. В этом городе соборная мечеть, кухандиз и резиденция правителя. В городе есть проточная вода. А внутри большой стены есть реки и каналы. У кухандиза железные ворота в начале и в конце…

Один фарсах это 5550 м., поэтому 12 фарсахов равняется примерно 66 км - это длина внешней стены Самарканда - Девари Киямат. Русские исследователи 19 века считали, что ее длина 40 верст (примерно 43 км). Эта внешняя линия глиняных валов имела 12 ворот, все они не сохранились, как и сама стена. Непосредственно шахристан (городище Афрасиаб) имел только 4 ворот, об этом писал ал-Истахри «Китайские ворота с восточной стороны, ворота Наубахар с западной стороны, Бухарские ворота с северной стороны, Кешские — с южной стороны».

Я зашел в город через проем, который, скорее всего, соответствует Китайским (восточным) воротам, отсюда раньше уходили караван в Кашгар и далее.
Здесь я встретил стайку цыганят и устроил им фотосессию. Самая большая проблема заставить их стоять неподвижно, ибо цыганята увидев меня, тут же начали плясать и остановить их было тяжело)

С юга к городу подходил акведук, он был выложен свинцом. Об этом писал в 10 веке Ибн-Хаукаль в "Книге путей и стран":

>>>В нем имеется проточная вода, которая проникает в него по каналу, частично сделанному из свинца. На нем выстроена плотина, в некоторых местах возвышающаяся над землей. Середина рынка и квартал менял вымощены камнями, поверх которых вода течет из квартала медников и впадает в шахристан через Кешские ворота. Наружная сторона этого протока целиком из свинца. Дело в том, что вокруг шахристана проходит глубокий ров, из которого брали глину для городских стен. Он остался большим в соответствии с количеством земли и глины, которое было вырыто, так что на нем понадобилось устроить плотину для того, чтобы вывести воду к шахристану в местности, называемой «Голова свода», в середине городских базаров, в населеннейшей части Самарканда. Проток этот древний, доисламских времен.

Специальная насыпь была нужна для того, чтобы поднять воду на плато шахристана. Кстати, существует очень обоснованная версия, опровергающая общепризнанное мнение, что Афрасиаб был покинут из-за разрушений после монгольского завоевания. Самарканд часто штурмовали и разрушали, но он постоянно возрождался на своем месте, и только в 12-13 вв. центр города сместился южнее к нынешнему Регистану. Причина этому как раз была связана с водой, дело в том, что уровень культурного слоя в шахристане за тысячи лет сильно вырос, буквально на десятки метров, поэтому доставлять воду наверх на плато стало проблематично, и люди начали постепенно селиться ниже - в рабаде Самарканда, тогдашнем пригороде.

Раскопки в южной части Афросиаба. Абсолютно все строения в городе были глинобитными или строились из необожженного кирпича, крыши были деревянными, поэтому сооружения дошли до нашего времени только в виде оплывших холмов.

До сих пор неизвестно зачем в Афрасиабе тратили столько ресурсов на фортификацию. Видимо готовились к нападению ужасных яджуджей и маджуджей, как известно, эти адские создания проживали к северо-западу от Согдианы. Их сдерживала только железная стена Зулькарнайна (Александра Македонского), которую они могли в любой момент опрокинуть. Халиф Ал-Васик (811-847 гг.) специально посылал экспедицию Саллама ат-Тарджумана, чтобы проверить прочность этой стены, я выкладывал этот

Никаких других объяснений грандиозной оборонительной системы Афрасиаба нет, ведь тут 4 линии укреплений, каждая из которых вполне достаточна, чтобы сдержать натиск сынов Адама. Существовало предположение, что эти стены есть результат роста города - по мере появления новых кварталов на плато, строили новую линию обороны, а старые так и оставались стоять. Но на данный момент это вроде бы разумное объяснение опровергнуто, ибо доказано, что внешние стены Афрасиба (те, что мы видели раньше) уже существовали в 6 в. до н.э. во времена Персидской империи, только, видимо, они были меньших размеров. Т.е. древняя Мараканда соответствовала нынешнему городищу Афрасиаб в полной мере. Это косвенно подтверждали и античные авторы, они считали, что окружность стен Мараканды 70 стадий, т.е. примерно 10-12 км. Это как раз длина стен Афрасиаба с небольшим пригородом, внешняя стена Дивари-Киямат в 43 км появилась позже, возможно уже после арабского завоевания.

План городища Афрасиаб.

Внутренняя стена Афрасиаба, хорошо различаются две башни по краям.

Это та же линия укреплений, только с огромным рвом. Высота стен тут примерно 25 м.

Возможно, стены отгораживали какие-то кварталы в городе, но все это только предположения. Эти стены безусловно имели ворота, но только никто не знает, где они находились, письменные источники молчат по этому поводу. Многочисленные "проемы" в стенах были сделаны археологами за 100 лет раскопок городища.

"Малая Кандия" Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи о Богохранимом Самарканде:

>>>>Он имеет врата и у каждых врат по пяти тысяч ангелов с распростертыми крыльями, оберегающих жителей этого города. Самый главный из ангелов имеет тысячу голов, в каждой голове по тысяче языков, славящих громогласно Господа, ни в чем не нуждающегося: “о Крепкий, о Вечный, о Единый, о Боже, храни сей город спасаемый.

Хранитель Афрасиаба.

Недавно раскопанный один из бастионов Афрасиаба. Вся земля усеяна тут битой керамикой. В Средние века Самарканд был главным центром керамического производства в Средней Азии.

И вот мы приближаемся к историческому ядру города - Цитадели (кухандиз), именно здесь, на севере городища Афрасиаб, зафиксированы самые древние поселения.

Я советую всем осматривать город именно из Цитадели, особенно если есть недостаток времени, это самая высокая точка. Только здесь можно лицезреть весь масштаб Афрасиаба. Все эти зеленые луга на сколько хватает взгляда - древний город. И очень сложно поверить, что весь этот ландшафт рукотворный. Огромные валы, глубокие впадины - все это дело рук человека. Конечно, после того как люди покинули свои дома, природа внесла свои изменения, глиняные постройки исчезли, поверхность сгладилась, а где-то наоборот появились новые овраги. Но основа этих холмов рукотворная - десятки метров культурного слоя, огромные крепостные валы, руины дворцов знати - все это здесь. А многочисленные рытвины на поверхности, это дело рук уже археологов, которые 100 лет рыли городище.

Кто же построил этот город, самый большой в Согдиане? Никаких точных данных нет, источники не зафиксировали факт основания Самарканда, поэтому выводы можно делать только по археологическим и косвенным данным о народах населявших Согд в 8-6 вв. до н.э. Эти народы хорошо известны, они говорили на восточно-иранских языках, античные авторы называли их киммерийцами и скифами, в Азии их называли саками. Эти кочевые иранцы в течении всего I тыс. до н.э. продвигаясь на юг из северных степей, постепенно оседали на землю, при этом они смешивались с местным оседлым населением, жившим в Средней Азии со времен неолита. Иранцы создавали первые государства в регионе - Согдиану, Бактрию, Хорезм, почти везде в них элита состояла из воинственных кочевников.Тут надо добавить, что и далее этот принцип сохранялся, средневековые кочевники-тюрки также брали власть во всех среднеазиатских городах.
В иранской мифологии территорию Согда называли Тураном, страной кочевников, ею правил великий царь Афрасиаб, от имени которого городище Самарканда и получило свое позднее название.

Возможно какой-то толчок к образованию городов и государств в Согде дали персы, когда захватили эту территорию в 6 в. до н.э. Они принесли более высокую культуру из Междуречья, плюс, могли способствовать консолидации местных племен, которые безусловно пытались бороться с персидским завоеванием. По археологическим раскопкам известно, что Самарканд в 6 в. до н.э.занимал ту же площадь, что и городище Афрасиаб, т.е. уже тогда это был очень большой город. Каким образом он мог появится на периферии тогдашнего цивилизованного мира неизвестно, может быть и правда, это была столица легендарного туранского царя Афрасиаба.

Справа, за зелеными лугами видны громадные порталы мечети Биби Ханум, соборной мечети, построенной Тамерланом.

Громадный холм на горизонте и есть Цитадель Афрасиаба.

Этот холм имеет высоту около 60-70 метров. Русский исследователь В.Л. Вяткин в 19 веке определил, что он имеет искусственное происхождение, его насыпали из глины, которую брали тут же у его подножия.

Искусственные глиняные платформы были характерны для архитектуры Средней Азии. Например, цитадель Бухары стоит тоже на искусственном холме, на глинобитной платформе возвели замок Топрак-кала в Хорезме. и т.д.

Вот что писал о Самарканде в своей "Книге путей и стран" Ибн Хаукаль в 10 веке:

>>>>Столица Согда — Самарканд — город, расположенный на юг от Согдийской реки и лежащий высоко над нею. В нем имеется цитадель, шахристан и рабад. В цитадели уже в наше время выстроена тюрьма и находится дворец правителя, впрочем разрушенный. Я поднимался на нее (цитадель) и осматривал прекраснейший из видов, который когда-либо видел взор человека и которым он когда-либо восхищался, а именно: свежую зелень деревьев, блистающие замки, текущие каналы и непрекращающуюся культуру.

>>>>>Выделяются площади и возвышаются украшающие город здания. В нем находятся сделанные из оштукатуренного кипарисового дерева, диковинные изображения животных — лошадей, быков, верблюдов и антилоп, — поставленные так, точно они наступают друг против друга и высматривают один другого, как будто собираются вступать в бой или состязание. Что за вид, сколько на это потрачено средств и как зрелище это пленяет сердца всех людей! Все это отражается в текущих каналах и наполненных прудах, поверхность которых все время волнуется. Остроумная мысль! И замки и высоко построенные башни, прочно сложенные, представлявшие великолепные жилища и драгоценные палаты и вообще обстоятельства, свидетельствующие, что были великие и славные цари…они опустевшие и разрушенные.

Свидетельство Ибн Хаукаля очень интересно. Во-первых, он пишет, что город в середине 10 века, а именно тогда он посещал Самарканд, был полуразрушен. А это ведь время расцвета культуры Средней Азии при Саманидах, правда, их столица тогда располагалась в Бухаре. Во-вторых, очень интересны упоминания об изображениях животных из кипарисового дерева, которые стояли на площадях города. Ведь в 10 веке ислам присутствовал в Средней Азии уже 300 лет, а Халифат уже клонился к упадку.

Какое-то невероятно огромное сооружение рядом с Цитаделью, возможно, участок крепостной стены или отдельный бастион.

Когда арабский завоеватель Кутейба Ибн Муслим захватил Самарканд, он повелел сжечь все статуи богов в городе. Об этом есть отрывок из "Истории" Ат-Табари:

>>>Кутайба заключил с ними мир на условии [выдачи] 100 тысяч голов, [разрушения] храмов огня и украшений идолов. Он взял обусловленное мирным договором, ему принесли идолов и они были обобраны и поставлены перед ним: сложенные вместе, они возвышались как огромная башня (каср), и он велел их сжечь. Неарабы (а’аджам) сказали: “Среди идолов есть такие, что сжегший их погибнет”. Кутайба сказал: “Я сожгу их своими руками”. Тут пришел Гурек (правитель Самарканда), преклонил перед ним колени, и сказал: “О, эмир, благодарить тебя я обязан, не трогай этих идолов!” Кутайба велел подать огня, взял факел в руку и вышел. Тут он произнес “Аллах велик!”, затем поджег их и люди подожгли и идолы загорелись. Среди того, что от них осталось, нашли золотых и серебряных гвоздей на 50 тысяч мискалей.

Идолы Самарканда отомстили Кутейбе, ему отрубили голову по приказу халифа. А через 250 лет Ибн Хаукаль обнаружил на площадях Самарканда множество статуй из дерева...

Вид из Цитадели на юг в сторону центра города Тамерлана и современного Самарканда.

Соборная мечеть Самарканда Биби Ханым.

Вид из Цитадели на восток.

Пасущиеся овцы словно парят на этих зеленых лугах. От ощущения высоты и простора захватывает дух.

Внизу, у подножия Цитадели располагается какое-то странное нечто - гигантская впадина (и не одна). Отсюда безусловно брали глину для построек Афрасиаба, но вот как потом использовались эти ямы неизвестно. Ибн Хаукаль писал о "наполненных прудах, поверхность которых все время волнуется", может быть, это они и есть, но что-то эти впадины слишком велики размерами.

На вершине холма Цитадели археологи прорыли гигантскую траншею. Глубина культурного слоя здесь - десятки метров.

В оплывших стенах все еще можно различить кирпичную кладку.

Идемте, я покажу вам, что такое Афрасиаб.
Для этого нам нужно спуститься в огромную траншею, выкопанную археологами. Здесь можно легко свернуть себе шею, ибо спуск тут очень крутой.

И вот, на дне траншеи показалась груда кирпичей, это плинфа - плоский обожженный кирпич. Оцените глубину их залегания, здесь десятки метров культурного слоя, т.е. все эти земляные стены - плоды человеческой деятельности.

Северный край городища. Здесь начинается одна из внутренних крепостных стен, ее круглая башня все еще хорошо заметна.

Перед Цитаделью рассыпана масса строительных элементов, это кирпичи разной формы.

Но есть и более интересные вещи, вот это часть ганчевого декора стен мечети или мавзолея.

Глиняные стены и терракотовое покрытие пола. У меня не было никакого плана Афрасиаба, поэтому сказать точно, что тут были за строения нельзя. Кстати, известно, что в Афрасиабе были мощеные улицы, но за сотни лет весь полезный строительный материал растащили местные жители.

Нам осталось дойти до западного края города, поэтому движемся дальше, мимо очередных траншей археологов и зеленых лугов.

На пути опять встает внутренняя стена города, возможно, это та же линия укреплений, которую мы встретили раньше, просто это ее западный край. Мы пересекаем Афрасиаб с востока на запад.
Здесь хорошо заметно, что эта линия обороны двойная, как - более массивная стена со стороны центра города и небольшая стенка перед ней, а дальше идет крепостной ров.

Здесь две башни, сдвоенные как ласточкин хвост, это очень характерная (и непонятная) черта среднеазиатской фортификации. Такие городища есть в Хорезме, где на углах крепостей стоит не одна башня, а две, соприкасающееся между собой.

Развалины большого кешка (замка) внутри шахристана и пастух со своими овцами. Кроме пастухов тут, кстати, редко кто бывает. Видимо сооружение состояло из нескольких башен, таких глиняных замков в Средней Азии было великое множество, только в окрестностях Самарканда их тысячи. Сейчас все они превратились в кучи земли.

И вот западная линия внешних стен Афрасиаба, они здесь такие же массивные как и на востоке.

На западной стене построили, видимо, какой-то новодел, имитирующих античные стены Мараканды. Выглядит все это несколько странно, массивные средневековые валы и небольшая стеночка для туристов.

Это строение, возведеное из необоженных кирпичей, тоже уже оплыло и выглядит весьма аутентично. Может это и правда древние стены?

Зато эта стена хорошо демонтрирует, чем средневековые укрепления отличаются от античных. В античных крепостях Средней Азии было много бойниц характерной стрельчатой формы, и они возводились, как правило, с прямыми стенами, а не покатыми, как в средние века. На востанновленные средневековые стены можно посмотреть в Бухаре или Хиве, в Самарканде они пребывают только в естественном своем состоянии в виде земляных валов.

Кандия Малая Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи:
>>>Пророк сказал: “есть город (шахристан) за рекою Джейхуном, который называют Самаркандом, его также именуют богохранимым городом".
Начальник ученых и раис людей сунны и общества, учитель пути шейх Абул Мансур Матыриди (да будет милостив к нему Бог) говорил: На три фарсанга в окружности Самарканд окружают и оберегают ангелы, поклоняющиеся Богу”.

Еще два моих поста про Узбекистан.

Самарканд — это один из древнейших из ныне существующих городов нашей планеты. По его улицам маршировали воины из армий многих великих завоевателей, а средневековые поэты воспевали его в своих произведениях. Истории Самарканда с момента основания и до наших дней посвящена эта статья.

Древнейшая история

Хотя история города Самарканда насчитывает более 2500 лет, археологические находки указывают, что в этих краях люди жили уже в эпоху верхнего палеолита.

В античности он был известен как столица Согдианы, которая описана в священной книге религии зороастризма — Авесте, относящейся к 6 веку до н. э.

В римских и в древнегреческих источниках его упоминают под именем Мараканда. В частности, так называют Самарканд биографы Александра Македонского, завоевавшего город в 329 году до н. э.

В 4-5 веках нашей эры он перешел под власть восточно-иранских племен. Возможно, это заставляет некоторых политиков превратно толковать историю Самарканда и Бухары. Землей таджиков называть эти города нельзя. По крайней мере, на данный момент этому нет серьезного научного обоснования.

В начале 6-го века древний Самарканд, в истории которого есть немало белых пятен, был частью империи эфталитов, в которую входили Хорезмия, Бактрия, Согдиана и Гандхара.

Раннее Средневековье

В 567-658 годах нашей эры Самарканд, история возникновения которого до конца не изучена, находился в от Тюркского и Западнотюркского каганатов. Достоверных сведений о событиях, которые там происходили в этот период, нет.

712 год в и Самарканда ознаменовался вторжением арабских завоевателей, возглавляемых Кутейбой ибн Муслимом, которому удалось захватить город.

В период Мусульманского Ренессанса

875-999 годы вошли историю Самарканда как эпоха расцвета города. В этот период он превратился в один из крупнейших культурно-политических центров государства Саманидов.

Когда к власти пришла тюркская династия Караханидов, в Самарканде началось основание первых медресе. Наиболее известным из них было учебное заведение, открытое на средства Ибрагима тамгач-хана.

Расцвет Самарканда ознаменовался также строительством в городе роскошного дворца, украшенного росписью. Он был возведен по приказу Ибрагима Хусейна Караханида, правившего с 1178 по 1200 годы.

Упадок

События, которые происходили в регионе, практически всегда оставляли свой след в истории Самарканда, так как без захвата этого важного политического и культурного центра Средней Азии ни один правитель не мог считать свое влияние абсолютным.

В частности, в начале 13-го века город был втянут в противоборство между караханидом Османом и хорезмшахом Ала ад-Дином Мухаммедом Вторым. Последнему удалось победить восставшего вассала и сделать Самарканд своей столицей. Однако это было лишь начало бед, которые ожидали его жителей.

Завоевание Чингисханом

В 1219 году Чингисхан, разгневанный неуважительным отношением к его послам со стороны правителей Хорезма, остановил завоевательный поход на Китай и двинул свои войска на запад.

Хорезмшах Мухаммед вовремя узнал о его планах. Он решил не давать решающего сражения, а отсидеться с войском в городах. Хорезмшах надеялся, что монголы рассеются по стране в поисках добычи, и тогда гарнизонам крепостей будет легче с ними справиться.

Одним из городов, которые должны были сыграть важную роль в этом плане, был Самарканд. По приказу Мухаммеда вокруг него были возведены высокие стены и выкопан ров.

В марте 1220 года монголы разрушили и разграбили Хорезм. Воинов, попавших в плен, Чингизхан решил использовать для осады Самарканда, куда двинул свои войска. Гарнизон города на тот момент, по разным источникам, составлял от 40 до 110 тысяч человек. Кроме того, у оборонявшихся было 20 боевых слонов. На третий день осады некоторые представители местного духовенства пошли на предательство и открыли ворота перед врагом, сдав Самарканд без боя. 30 000 воинов-канглов, служивших хорезмшаху Мухаммеду и его матери Туркан-хатун, попали в плен и были казнены.

Кроме того, воины Чингисхана забирали у местных жителей все, что могли унести, и оставили после себя лишь руины. По свидетельству путешественников того времени, от 400-тысячного населения Самарканда в живых осталось всего лишь 50 000 человек.

Однако трудолюбивые самаркандцы не смирились. Они возродили свой город на некотором отдалении от прежнего места, там, где сегодня располагается современный Самарканд.

Эпоха Тимура и Тимуридов

В конце 60-х годов 14-го века на территории бывшего Чагатайского улуса, а также южной части Улуса Джучи Великой Монголии образовалась новая империя, названная Тураном. В 1370 году состоялся курултай, на котором эмиром государства был избран Тамерлан.

Новый правитель решил, что его столица будет в Самарканде, и решил превратить его в один из самых великолепных и могущественных городов мира.

Расцвет

По мнению историков, в период правления династии Тимуридов Самарканд достиг своего наивысшего развития.

Именно при нем и при его потомках там были построены архитектурные шедевры, которые и сегодня вызывают восхищение совершенством замысла зодчих и мастерством тех, кто работал над их возведением.

Новый эмир насильно пригонял в Самарканд мастеров из всех стран, куда совершал завоевательные походы. За несколько лет в городе были построены величественные мечети, дворцы, медресе и усыпальницы. Более того, Тимур стал давать ближайшим селениям названия известных городов Востока. Так в Узбекистане появились Багдад, Дамаск и Шираз. Таким образом великий завоеватель хотел подчеркнуть, что Самарканд величественнее их всех.

При своем дворе он собрал видных музыкантов, поэтов и ученых из разных стран, поэтому столица Тимуридской империи по праву считалась одним из главных культурных центров не только региона, но и мира.

Начинание Тимура продолжили его потомки. В частности, при его внуке Мирзо Улугбеке в Самарканде была построена обсерватория. Кроме того, этот просвещенный правитель пригласил к своему двору лучших ученых мусульманского Востока, превратив город в один из центров мировой науки и изучения ислама.

Позднее Средневековье

В 1500 году было основано Бухарское ханство. В 1510 году в Самарканде состоялось восшествие на престол Кучкунджи-хана. При его правлении в городе продолжалось масштабное строительство. В частности, были возведены два известных медресе. Однако с приходом к власти нового правителя Убайдуллы столица была перенесена в Бухару, а город стал столицей бекства.

Новый виток возрождения Самарканда пришелся на период с 1612 по 1656 год, когда городом правил Ялангтуша Бахадура.

Новое и Новейшее время

В 17-18-м веках город жил спокойной размеренной жизнью. Кардинальные перемены в истории Самарканда и Бухары произошли после того, как в 1886 году на территорию современного Узбекистана вошли русские войска. В результате город был присоединен к Российской империи и стал административным центром Зеравшанского округа.

В 1887 году местные жители подняли восстание, однако оно было подавлено русским гарнизоном под командованием генерал-майора Фридриха фон Штемпеля.

Скорейшей интеграции Самарканда в Российскую империю послужило строительство железной дороги, соединившей его с западными регионами государства.

После Октябрьской революции

После известных событий в Петрограде в 1917 году Самарканд был включен в состав Туркестанской АССР. Затем, с 1925 по 1930 год, он имел статус столицы Узбекской ССР, позже сменив его на звание административного центра Самаркандской области.

В 1927 году в городе был основан Узбекский педагогический институт. Это первое высшее образовательное учреждение впоследствии стало университетом, и ему было присвоено имя Навои.

Вообще, в советский период в Самарканде также были основаны и другие вузы, благодаря чему город стал крупным образовательным центром в масштабе всей советской Средней Азии.

В годы Второй мировой войны в Самарканде действовала эвакуированная из Москвы Артиллерийская академия и несколько крупных промышленных предприятий.

Советский период ознаменовался также активным развитием туризма. Кроме того, в городе были открыты несколько крупных промышленных предприятий.

В 1991 году Самарканд стал столицей Самаркандской области Республики Узбекистан. Спустя три года там был открыт крупнейший в Узбекистане вуз — Самаркандский госинститут иностранных языков.

Теперь вы знаете, какую давнюю историю имеет Самарканд. В последние десятилетия там сделано многое для развития туризма, поэтому, оказавшись в Узбекистане, обязательно посетите древнюю столицу Согдианы, чтобы увидеть шедевры средневековой архитектуры, признанные частью всемирного наследия человечества.

Город, ц. Самаркандской обл., Узбекистан. Упоминается у др. греч. авторов (Птолемей, Страбон) как столица Согдианы Мараканда. Герат ский ученый историк и географ Хафизи Абру (XV в.) объяснял название города как Шамарканд селение Шамара или… … Географическая энциклопедия

Город, центр Самаркандской области Узбекской ССР. Самарканд отождествляют с городом Мараканда столицей Согда. Территория домонгольского Самарканда городище Афрасиаб (раскопки с 1885; нижние слои датируются серединой 1 го тысячелетия до н … Художественная энциклопедия

Город в Узбекистане, центр Самаркандской обл., в долине р. Зеравшан. Железнодорожный узел. 395 тыс. жителей (1991). Машиностроение (лифты, киноаппаратура, бытовые холодильники, телевизоры, кондиционеры, оборудование для хлопкоочистительной… … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Обл. гор. в Туркестане, админ. центр Самаркандской обл. иважнейший населенный пункт долины р. Зеравшана, под 39 … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Город, центр Самаркандской области Узбекской ССР. Расположен в долине р. Зеравшан (между каналами Даргом и Сиаб), на Большом Узбекском тракте (Ташкент Термез). Ж. д. станция на линии Красноводск Ташкент; от С. ж. д. линия (142 км) на… … Большая советская энциклопедия

Город, обл. ц. Узб. ССР, ж. д. станция. Расположен в долине р. Зеравшан и оросит. каналов Даргом и Сиабом. На 1 янв. 1967 248 т. ж. (в 1897 55 т. ж., в 1923 72 т. ж., в 1926 105т. ж., в 1939 136 т. ж., в 1959 196 т. ж.). В 4 в. до н.э. на терр. С … Советская историческая энциклопедия

Город в Узбекистане, центр Самаркандской области, в долине р. Зеравшан. Железнодорожный узел. 368 тыс. жителей (1993). Машиностроение (лифты, киноаппаратура, бытовые холодильники, телевизоры, кондиционеры, оборудование для хлопкоочистительной… … Энциклопедический словарь

Греч. Μαράκανδα – столица Согдианы (Птолем., Страбон). Первая часть объясняется из ир. *аsmаrа каменный, др. инд. аc̨mаrаs (Шарпантье, МО 18, 7), вторая содержит согд. knđ, knđh город, ягнобск. känt, др. инд. kanthā город, глинобитная стена.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Книги

  • Самарканд. Свет хасидского подполья , . Самарканд. Свет хасидского подполья…
  • Самарканд , Г. Зальцман. "Samarkand" tells the story of the Chassidic underground that operated in the Soviet Union, upholding Judaism during the rule of communist terror. Gripping narrative sweep the reader to…


Самарканд - древний узбекский город, овеянный мифами, мистикой и легендами. Этому городу даже по самым скромным подсчетам почти 3 тысячи лет. Самарканд принимал на своей земле воинов под предводительством Александра Македонского, был свидетелем завоеваний арабского войска и переживал буйства Чингисхана. История Самарканда совмещает в себе факты и мифы. По этой причине порой так сложно отличить правду от легендарных преданий.

Война из-за открытия гробницы Тамерлана: пророчество или совпадение?

В июне 1941-го на улицах Самарканда с волнением шептались о том, что русская экспедиция намерена вскрыть могилу Тамерлана, особо почитающегося в Узбекистане национального героя. Местное мусульманское духовенство предпринимало безуспешные попытки остановить раскопки. Дело в том, что согласно древней легенде как только будет потревожен прах Тамерлана (Тимура), в мире начнётся страшная война.


Несмотря на препятствия местных жителей, в ночь на 20 июня 1941 года русская экспедиция вскрыла гроб великого эмира. Самаркандцы резонно связали начало войны с открытием могилы Тимура. Экспедиция была срочно свернута, а останки Тамерлана направлены в Москву для исследований. Сегодня понятно, что все эти события лишь цепочка совпадений, потому как Вторая Мировая началась еще в 1939-м, а Гитлер одобрил план нападения на СССР в 1940-м. Но есть один момент, играющий на руку верующим в предсказание. Как известно, переломным моментом в войне стала победа советской армии в Сталинградской битве. Накануне этого события Сталин распорядился вернуть останки в Самарканд, захоронив их со всеми положенными почестями.

Сколько лет Самарканду: 2750 или все же 4500?

Самарканд, без сомнений, один из древнейших известных городов. Но его точный возраст по сей день не определён. По последним археологическим данным Самарканд основан в VIII веке до н. э. как центр исторической области Согдиана. По свидетельству Священной Книги зороастрийцев – «Авеста» - в 5 веке до н.э. Согдиана уже была развитым густонаселенным образованием земледельцев. То же самое подтверждается греческими летописцами и римскими биографами.


Две тысячи лет Самарканд был главным пунктом Великого шёлкового пути, соединяющего Китай с Европой, а также ведущим научным центром средневекового Востока. Самарканд - ровесник Рима и Нанкина. В первые годы существования города шел процесс составления Библии, а в древней Греции проходили первые в истории Олимпийские игры. Но существуют и более смелые версии. Абу Хафс Омар ибн Мухаммед ан-Несефи ас-Самарканди, известный арабский историк, утверждает, что Самарканд основан куда раньше - во второй половине II тысячелетия до н.э. И что на момент арабского завоевания в 8 веке городу было уже 2,5 тысячи лет.

Отдельные средневековые историки писали, что Самарканд вообще образовался в III тысячелетии до н.э., за 3000 лет до пророка. Археологи не спешат ставить в этом вопросе точку, а раскопки продолжаются. До того момента, пока ученые доберутся до основания культурного слоя, древняя земля Самарканда может преподнести еще много неожиданностей.

Почему самаркандские лепешки остаются неповторимым в мире блюдом. Все дело в местном воздухе?

О самаркандских лепешках знают гурманы всего мира. Эта выпечка славится не только своим удивительным вкусом, но и свойством не портиться. Испеченная в местных традициях самаркандская лепёшка пригодна к употреблению годами, не теряя при этом своих полезных свойств.


По одному из древних преданий как-то эмир Бухары возмутился неспособностью своих кулинаров в точности воспроизвести самаркандские лепешки. Он приказал привезти самого лучшего лепешечника Самарканда, тамошнюю муку, воду и тандыр. Но лепешки все равно получались другими. И тогда все пришли к выводу, что дело в воздухе.


Таинство приготовления является предметом изучения множества кондитеров мира. Лепешки обладают уникальным ароматом и вкусом, выпекаются очень быстро при условии высокой влажности и температуры в 400-800 градусов. Узбеки наделяют национальную выпечку сакральным значением - их круглая форма ассоциируется с солнцем. На лепешки обязательно наносятся узоры из отверстий и линий. Это одновременно и высококачественный хлеб, и произведение кулинарного искусства, и часть самобытной культуры, и узбекский знак качества.

Место, где молятся христианин, мусульманин и иудей

Могила святого Даниила в Самарканде – одно из немногих в мире мест, одновременно почитаемых представителями разных конфессий. По историческим сведениям XVIII века, в мавзолее Ходжа Дониёр захоронен прах ветхозаветного библейского пророка, останки которого вероятней всего привез в Самарканд для погребения среднеазиатский полководец и завоеватель Амир Тимур (Тамерлан). Другие источники утверждают, что останки доставлены в Самарканд ранними христианами.


Дониёр (Данияр) был сподвижником мусульманского проповедника Кусама ибн Аббаса, сыгравшего важную роль в распространении ислама в окрестностях Самарканда. Для христиан пророк Даниил - один из великих ветхозаветных пророков. Подобное отношение к святому Даниелю и у иудеев. Современное здание мавзолейного комплекса построено в начале XX века. По легенде, после постройки мавзолея могила начала расти, достигнув на сегодня почти 18 метров. По этой причине архитектурный комплекс несколько раз достраивался и удлинялся. По другой гипотезе могила целенаправленно сделана такой большой, чтобы нельзя было определить точное место нахождения останков с целью украсть их. В 1996 году самаркандский мавзолей посетил 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На тот момент у склепа стояло засохшее фисташковое дерево. Спустя некоторое время после того, как патриарх решил его освятить, дерево ожило.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.