Мертвый город в кбр. Панорамы нальчика и кабардино-балкарии


дорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название - Эльтюбю (Эль-Тюбю) - «Селение на дне долины», где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части.

Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место

Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.



Там Кулиев когда-то жил,
там была его колыбель,
там осталась сакля его
на берегу реки Жылгы-Су.

Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события.

Во-вторых, Верхний Чегем — музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.

Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

Но кое что от нас Дмитрий в этом селении утаил:
Тут же, у моста стоит «камень позора», к которому, по преданиям, в средневековье привязывали преступников. По речке Джилги-Су, впадающей в Чегем слева, заметны остатки греческих храмов, вырубленных в скалах. В один из бывших храмов, располагавшийся в пещере, ведет плохо сохранившаяся тропа в виде лестницы, вырубленной в скале. Это тропа так и называется – «Греческая лестница». Здесь, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет).
Путь в теснину опасен и крут,
Камни срываются в горный поток,
На высокой скале вдоль стены
По тропе придешь к письменам.

Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.

А, быть может он этого и сам не знал… Значит, есть повод побывать здесь ещё раз с более подробной экскурсией! А вот магазинчиком местным полюбовались…

Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же «Город мертвых», обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.

В «Городе мертвых» сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей,

а другие четыре — восьмигранные с куполообразной,

а так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.

Некрополь относят к XI – XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

Над селом стоят кешэнэ,
между склепами по земле
расстелились плотным ковром
можжевеловые кусты.

Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ

через ничем не прикрытое небольшое окно,

и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься — они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.



Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы…

Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память,

Средневековые некрополи, или города мертвых – явление, характерное для Северного Кавказа. Самые известные из них – это Цой-Педе в Чечне и Даргавс в Северной Осетии. Крупнейший же могильник, сохранившийся на территории Кабардино-Балкарской республики, расположен близ селения Эльтюбю.

Эльтюбю: наследие древних времен

Таинственное село Эльтюбю часто называют средоточием балкарской истории. Укрывшееся от внешнего мира в живописных местах в верховьях Чегема, средь величественных и неприступных гор, оно дарит кров человеку вот уже не одно тысячелетие. Здесь обнаружена древнейшая стоянка, чей возраст, по прикидками ученых, может составлять более десяти тысяч лет. В этих же краях находится старинное городище Лыгыт, чье возникновение историки относят к восьмому столетию нашей эры. На территории городища находится чудо средневековой мысли - подземный деревянный водопровод.

Все в Эльтюбю пронизано духом старины: это и построенные несколько столетий назад каменные дома, и возведенная в семнадцатом веке сванскими мастерами и овеянная легендами «Башня любви», и священный камень Байрам-таши, и оборонительные лестницы, и остатки греческих христианских пещерных храмов. Конечно, есть в Эльтюбю и более современные памятники. Поскольку здесь родился Кайсын Кулиев, центр села украшает бюст знаменитого балкарского поэта.

И все же главным достоянием Верхнечегемской котловины, притягивающим сюда множество путешественников, считается старинное кладбище, Город мертвых.

Возникновение Города мертвых

Происхождение могильника близ Эльтюбю объясняют по-разному. По одной версии, склепы и усыпальницы жителям села приходилось возводить из-за особенностей рельефа местности: хоронить в земле здесь было довольно затруднительно. Другая гипотеза предполагает, что такие строения – наследие раннего средневековья, в тот период среди алан появились последователи зороастризма. Эта религия исключала осквернение священных стихий земли и огня, поэтому покойников нельзя было ни закапывать, ни сжигать. Зороастризм на Кавказе был достаточно быстро вытеснен другими верованиями, но обычай помещать умерших в склепы остался. Непохожие друг на друга типы могильников свидетельствуют о том, что сооружены они все были в разное время под влиянием господствующей в тот или иной период религии.

По результатам археологических раскопок, ученые относят имеющиеся на территории кабардино-балкарского Города мертвых захоронения к X-XVIIвекам. А обнаруженные исследователями погребения по большей части были совершены по мусульманским обычаям.

Разнообразие усыпальниц могильника Эльтюбю

В единственном хорошо сохранившемся на территории Кабардино-Балкарии Городе мертвых до настоящего времени всего восемь неразрушенных могил, хотя еще в 30-е годы прошлого века их здесь было больше. Один из исследователей местности выделил тогда несколько видов усыпальниц:

окруженные по периметру камнями земляные насыпи;

насыпи, сооруженные непосредственно из камней;

каменные ящики двух типов, с гладко подогнанными друг к другу булыжниками и сцементированные;

могила-ящик с небольшим расположенным на восточной стенке окошком; четырехгранные кешене с двускатной крышей и окном (как и в предыдущем случае, находящимся с восточной стороны);

склепы восьмиугольной формы с пирамидальной крышей.

Хорошо сохранившиеся до сегодняшнего дня мавзолеи делятся на два типа: более ранние прямоугольные и отнесенные учеными к XVII-XVIIIвекам восьмигранные. Их своеобразные строгие силуэты на фоне суровой горной природы создают неповторимый пейзаж.

Но не только любовь к памятникам старины манит сюда туристов. Ходят слухи, что кабардино-балкарский Город мертвых – это так называемое место силы. Наличие здесь аномальной зоны якобы подтверждают легенды о найденных здесь останках людей, чей рост составлял несколько метров, и предания о долгожительстве местного населения. Однако это уже совсем другая история.

[:RU]Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. История балкарского народа - это история борьбы с суровой природой и с завоевателями. Горцы умело использовали природные условия и нередко создавали оборонительные сооружения, которые делали неприступными их селения и усадьбы.
Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю (Эль-Тюбю) - «Селение на дне долины». Здесь сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.

Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.

Город мертвых

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц - «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.

Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII – началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса.

В охоте за сусликами и прочей живностью, кружат хищные птицы

Часть 1. Захватив заветное рекомендательное письмо от рабочего экспедиции,я отправился в Верхнюю Балкарию. Автобус
ходил туда один раз в неделю. Из Нальчика мы выехали около 8 утра. Достаточно быстро мы проскочили село Нартан, Аланское укрепление и Кабардинские курганы и, где-то через час, мы уже были зажаты ущельем,которое становилось все уже и уже. Часа через три водитель остановил автобус у Голубых озер.Перед этим я с любопытством наблюдал мост, над каньоном реки Черек,переехав через который мы оказались на левой стороне ущелья. В автобусе я опросил всех о том знает ли кто где живут Мусуковы. По- русски говорила только одна девушка,которая сказала,что проводит меня до дома Мусуковых. . И еще она посоветовала мне не смотреть в ущелье,так как может стать дурно.Действительно,мне казалось,что заднее колесо автобуса,иногда,почти висело над пропастью,но зато какая красота,какая экзотика. В автобусе было всего человек 8 или 9. Вся задняя половина его была завалена продуктами –соль,сахар,мука,скорее всего,медикаменты и отдельные посылки,газеты,журналы. Уже стало темнеть, когда мы въехали в село и остановились у главного и единственного магазина. Девушка,вместе со своей подругой пошли меня провожать до дома Мусуковых.

Подойдя к дому,они позвонили в колокольчик висевший на столбике калитки. Из дома выбежала девочка лет 14-ти.Они сказали ей что-то на своем языке.Я отдал ей рекомендательное письмо. Она открыла калитку и повела меня в дом,распрощавшись с девушками, которые меня провожали. Ее звали Аминат.Она была моим помощником и переводчиком. Она закончила 7 классов и неплохо говорила по-русски. Мы вошли на кухню или столовую, или гостиную,через длинную прихожую или сени. Слева были длинные двухэтажные нары,на которых уже торчали четыре детских головки,вопросительными взглядами рассматривая меня.

Посредине комнаты стоял длинный деревянный стол, покрытый скатертью.Справа от стола была большая печь похожая на русскую печь с альковом для изготовления лаваша. Меня сразу стали угощать тушеными помидорами с лавашем. В процессе трапезы я рассказывал о себе,Ленинграде, об экспедиции. Откровенно говоря,дорога меня так умотала,что я валился с табуретки,которую любезно подставили мне,хотя Аминат и ее мать,с ребенком на руках, сидели на коврах приподнятого пола,рядом со столом. После окончания трапезы Аминат взяла меня за руку и повела в сени, где посадила на скамейку и велела ждать.

После чего она явилась с тазом и кувшином и,попросив раздеть обувь,стала мне мыть ноги. Я мог бы и сам,но она мне сказала,что это их обычай. После этого,чрез длинный коридор, она проводила меня в кунацкую-комнату для гостей.Когда я вошел туда я просто обалдел…(продлжение следует)
Темнота пропитала горы,
Горы встали черным забором.
Звезды вспыхнули, звезды зажглись
Я в Балкарии. Отворись дверь калитки,
Скрипя приветом,
Отворилась
Под черным пледом.
На меня посмотрели глаза,
До меня донеслись голоса.
Распахнулася дверь и девчонка
Опустила глаза свои черные,
И девчонка протянула ручонку тонкую-
«Саля малейкум»- «Малейкум саля»
Оставив багаж не тяжелый в сенях,
Вхожу, половицей скрепя на ходу,
Сажусь на большую,большую тахту.
Безвременно старость к хозяйке пришла,
Ведь старости этой никто не мешал
И четверо этих безусых соплей
Сплетали морщинок бегущую сеть.
Она разбежалась от кающих глаз
В которых огонь зажигавший погас.
Минута,четыре и паром вися,
Я чай ароматный вкушаю в гостях.
Потом разговоры о городе нашем,
О жизни,о быте… А дальше,а дальше
Помывшись покойником спал
И в 8 иль в 9 наверное встал.
Меня поутру поджидал проводник.
Он в горы меня пожелал проводить.
Да,здесь поводырь,поводырь
Так нужен тому,что увиденный мир
Впервые почувствовал,
осознал-
Он слепнет,он зрение потерял
Пытается крылья на миг обрести
Орлиным пером и крылом обрасти
……………………………………………………..
Сначала по речке идем не спеша
И Черек хрипит полноводьем дыша.
Быстрина певуча-легато,легато.
Пороги –вздымающееся стокато.
Сады- бесконечной толпой, угощают
Плоды улыбаясь –убийство прощают
Во рту моментально сдаются и тают.
И башни и сакли без крыш обвалились
Так время жизнь распорядились.
Пещеры,пещеры –слепящие щели,
Гремят водопады, гудят водосбросы
И мертвой громадой обрывов колоссы.
Балкария-это столица природы
И корчится лира, предчувствуя роды
Поэзии пылкой,стиха золотого,
Но мысли не в силах,бедно наше слово.
А может мое,может слаб я в словах,
Но сердце поет и кружит голова.
Кружит от красот и эмоций несметных.
Да! Здесь хорошо,благодарствую лету!


Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.
Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.

Город мертвых

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья
1.

2.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц — «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.


Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII - началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса.

В охоте за сусликами и прочей живностью, кружат хищные птицы

Посреди звенящей тишины усыпанных камнями склонов мирно пощипывают травку лошади

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.