Панорама Доминиканский монастырь (Таллин). Виртуальный тур Доминиканский монастырь (Таллин)

Доминика́нский монасты́рь Свято́й Катари́ны (ныне - Лати́нский кварта́л) - старейший католический монастырь Эстонии. Был основан в XIII веке Орденом братьев проповедников в честь Святой Екатерины Александрийской на территории нынешнего Нижнего города Таллина (Ревеля). Руины монастыря находятся сегодня между улицами Вене (Русская), Мунга и Мюйривахе.

История и сохранность монастыря

В начале XIII века землю современной Эстонии захватили датские и немецкие крестоносцы. Сразу началась христианизация эстов. В 1219 году вместе с датским королём Вальдемаром II в Таллин прибыло католическое духовенство во главе с архиепископом Лундским Андреасом, епископом Эстонским Теодориком, а также еще двумя другими епископами. Вслед за ними в 1229 году здесь появились доминиканцы, которые основали монастырь вначале в Вышгороде. Из-за распрей датских и немецких рыцарей доминиканцам пришлось покинуть это место. В 1246 году братья-проповедники вернулись в Вышгород, а в 1260 году перебрались в Нижний город, где стали строить церковь, вокруг которой потом вырос монастырь. Церковь Святой Екатерины строилась вплоть до XVI века. Монастырь был построен по типу дом конвента - его основные помещения образовывали замкнутый прямоугольный дворик с внутренней галереей по периметру: на юге - церковь, на севере - рефекторий, на западе - дормиторий, на востоке - капитул. Доминиканский монастырь развивался вместе с другими монастырями, позже появившимися в Таллине и вообще с церковной жизнью, какая могла развиваться в центре епархии (Северная Эстония в неё входила), которым стал Таллин. Собор, который был заложен прежде доминиканскими монахами, достроили, и он стал резиденцией епископа. Сегодня этот собор, известный как Домский, является архитектурной доминантой Старого Таллина. Монахи доминиканского монастыря выучили эстонский язык, позже братия монастыря пополнялась за счет выходцев из местного населения и монастырь стал постепенно средоточием эстонской культуры, обогащая эстонскую словесность, переводами с латыни и др. языков. При монастыре действовала школа, в которой обучали грамоте и изучали Писание. Эта школа стала поводом к известной распре с Домским собором о привилегии преподавания, которая закончилась только после специального решения папы римского. Во время Реформации братья-проповедники покинули монастырь и его строения использовались городом для разных целей, в том числе для школы, для размещения наемных польских войск и под богадельню. Однако после пожара 1531 года строения монастыря уже не использовались (кроме амбара), только застраивалась постепенно его территория новыми домами. В 1525 году в регионе была проведена Лютеранская реформация. Доминиканцы были изгнаны из города, а их имущество конфисковано, монашеская жизнь в стенах обители прекратилась. В результате пожара церковь святой Екатерины полностью выгорела. От огня пострадала и большая часть монастырских помещений, остатки которых со временем ветшали и разрушались. В 1710 году Таллин стал российским городом…

Монастырский комплекс, расположенный у пересечения улиц Jalovcova (Можжевельниковая), Husova (Яна Гуса), Jilská (Ильи) и знаменитой Zlatá, сегодня является одним из центров культурной и духовной жизни столицы.

Архитектура

Строительством монастыря в стиле барокко, начатым в 1663 году, занимался выдающийся итальянский архитектор Карло Лураго, которого позже заменил его земляк Джованни Доменико Орси. Заключительный этап строительства приходится на начало XVIII века, хотя позже все же были совершены незначительные изменения в экстерьере и интерьере, а северная часть комплекса - скорректирована в первой половине XIX века.

Пространственно Доминиканский монастырь занимает вытянутый трапецевидный участок в непосредственной близости от церкви св. Ильи. Здание с большим внутренним двором, разделенным на две части поперечным крылом, достигает высоты двух этажей, за исключением северо-восточной части, где надстроен третий этаж.

Среди относительно простых барочных фасадов монастыря стоит выделить портал в стиле раннего барокко на Можжевельниковой улице, исторические интерпретации на улице Яна Гуса и входные порталы первой половины XIX века на улице Ильи.

Интерьер монастыря также сохранил черты барокко. Так, на первом этаже здания можно увидеть своды в раннебарочном и готическом стилях, арочные проходы и лестницы эпохи Возрождения. Особого внимания заслуживает монастырская трапезная с лепниной и расписным потолком, а также библиотека с не менее впечатляющим лепным убранством и книжными шкафами в стиле барокко.

Барочная трапезная

Роскошная барочная трапезная была создана в конце XVII века в качестве главного помещения Доминиканского монастыря и чешского ордена доминиканцев в целом. Богатый лепной декор стен и арок дополняет около пятидесяти картин, разделенных на несколько тематик различного содержания и формата. Доминантой зала является монументальная арка, изображающая сцену свадьбы в Кане, а именно тот момент, когда слуги вносят кувшины с водой, которую Дева Мария должна превратить в вино. Рядом находятся картины с изображением св. Ильи и св. Доминика, покровителя церкви и основателя ордена доминиканцев. Ниши боковых стен занимает серия из восемнадцати портретов святых, чьей миссией являлось превозношение духовной значимости ордена: Фомы Аквинского, св. Винсента Фирерра, св. Екатерины Сиенской и других. Тематика остальных картин связана с библейскими притчами и цитатами. Сегодня отреставрированное помещение трапезной сдают в аренду в качестве эффектного места для проведения свадеб, приемов, концертов, конференций и тренингов.


История

Первое письменное упоминание о церкви св. Ильи, прилегающей к монастырю, датируется 1238 годом, но археологические исследования показали, что святилище в этом месте находилось уже на рубеже XI-XII веков. Когда-то ее занимали утраквисты, затем гуситы, а в 1626 году церковь перешла во владение ордена доминиканцев, который находится в Праге с первой половины XIII века. Доминиканцы восстановили костел и пристроили к нему монастырь в стиле барокко, ставший центром интеллектуальной и художественной жизни города.

Сегодня доминиканский орден активно работает над реконструкцией и развитием монастыря. В дальнейшем планируется открытие литературного кафе и центра для проведения различных культурно-образовательных мероприятий, а уже сейчас у всех желающих есть возможность провести несколько дней в монастырском отеле. Простые 1,2,3,5 – тиместные номера оборудованы необходимой мебелью, современным санузлом, общей кухней и бесплатным wi-fi. Стоимость проживания находится в пределах 300-700 Крон с человека.

Кроме того, историческая среда трапезной и всего монастырского комплекса, конечно же, привлекает кинематографистов. Одним из самых знаменитых фильмов, снятых в стенах монастыря, является Амадеус чешского режиссера Милоша Формана.

Доминиканский монастырь в комплексе с церковью св. Ильи интересен не только своим барочным оформлением, но и особой атмосферой, которую создают многовековые традиции ордена.

Члены доминиканского ордена обосновались в Таллинне в 13 веке. Известно, что этот орден был основан в 1216 году испанцем святым Домиником де Гусманом. Считается, что матери основателя ордена перед рождением сына приснился сон, будто бы она родила черно-белую собаку, которая будет освещать факелом весь мир. Именно по этой причине Доминик в изобразительном искусстве предстает перед нами с факелом, в сопровождении собаки. Отсюда же и название ордена - «domini canes», что значит «божьи собаки». Миссией ордена являлось проповедование Евангелия по всей Европе. В 1246 году доминиканцы получили право основать в Таллинне монастырь.

Место для строительства выбиралось очень тщательно и соответствовало духовным и материальным интересам монахов. Для расширения своего влияния, вскоре после постройки, при монастыре была создана школа, где эстонские мальчики получали образование на латинском языке. Самым знаменательной постройкой в типичном монастырском комплексе являлась церковь Святой Екатерины, сооруженная приблизительно в 14 веке. В те времена 68-метровое здание церкви было самым большим и заметным во всем Таллинне.

За время своего существования здания монастыря неоднократно перестраивалось и расширялось вплоть до 16 века. Однако монастырь серьезно пострадал во время лютеранской реформации в 1525 году, тогда он подвергся разграблению. А в 1531 году в здании был сильнейший пожар, разрушивший церковь настолько, что она стала непригодной к использованию. В 1844 году на месте монастырской трапезной была сооружена Церковь Св. Петра и Павла.

До наших времен, к сожалению, вся монастырская постройка не сохранилась. Сегодня можно сохранившиеся монастырский сад и окружающие его крестовые ходы, часовню, дормиторий, монастырский амбар, капитульный зал и др. Также частично сохранилось церковь Святой Екатерины

В наши дни в зданиях монастыря располагается музей, а также представлены работы средневековых таллиннских камнерезов. Есть возможность заказать экскурсию по монастырю. В летние дни во внутреннем дворике, увитом плющом, частенько проводятся концерты, различные программы, театральные постановки. В подвале находится «энергетический столб». Считается, что прислонившись к нему, можно черпать физические и духовные силы.

Доминика́нский монасты́рь Свято́й Катари́ны (ныне - Лати́нский кварта́л ) - старейший католический монастырь Эстонии. Был основан в XIII веке Орденом братьев проповедников в честь Святой Екатерины Александрийской на территории нынешнего Нижнего города Таллина (Ревеля). Руины монастыря находятся сегодня между улицами Вене (Русская), Мунга и Мюйривяхе.

История и сохранность монастыря

В начале XIII века землю современной Эстонии захватили датские и немецкие крестоносцы. Сразу началась христианизация эстов. В 1219 году вместе с датским королем Вальдемаром II в Таллин прибыло католическое духовенство во главе с архиепископом Лундским Андреасом, епископом Эстонским Теодориком, а также еще двумя другими епископами. Вслед за ними в 1229 году здесь появились доминиканцы, которые основали монастырь вначале в Вышгороде. Из-за распрей датских и немецких рыцарей доминиканцам пришлось покинуть это место.

В 1246 году братья-проповедники вернулись в Вышгород, а в 1260 году перебрались в Нижний город, где стали строить церковь, вокруг которой потом вырос монастырь. Церковь Святой Екатерины строилась вплоть до XVI века.

Монастырь был построен по типу конвента - его основные помещения образовывали замкнутый прямоугольный дворик с внутренней галереей по периметру: на юге - церковь, на севере - рефекторий, на западе - дормиторий, на востоке - капитул.

Доминиканский монастырь развивался вместе с другими монастырями, позже появившимися в Таллине и вообще с церковной жизнью, какая могла развиваться в центре епархии (Северная Эстония в нее входила), которым стал Таллин. Собор, который был заложен прежде доминиканскими монахами, достроили, и он стал резиденцией епископа. Сегодня этот собор, известный как Домский, является архитектурной доминантой Старого Таллина.

Монахи доминиканского монастыря выучили эстонский язык, позже братия монастыря пополнялась за счет выходцев из местного населения и монастырь стал постепенно средоточием эстонской культуры, обогащая эстонскую словесность, переводами с латыни и др. языков.

При монастыре действовала школа, в которой обучали грамоте и Писанию. Эта школа стала поводом к известной распре с Домским собором о привилегии преподавания, которая закончилась только после специального решения папы римского. Во время Реформации братья-проповедники покинули монастырь и строения использовались городом для разных целей, в том числе для школы, для размещения наемных польских войск и под богадельню. Однако после пожара 1531 года строения монастыря уже не использовались (кроме амбара), только застраивалась постепенно его территория новыми домами.

В 1525 году в регионе была проведена Лютеранская реформация. Доминиканцы были изгнаны из города, а их имущество конфисковано, монашеская жизнь в стенах обители прекратилась. После пожара церковь святой Екатерины полностью выгорела. От огня пострадала и большая часть монастырских помещений, остатки которых со временем ветшали и разрушались.

В 1710 году Таллин стал российским городом, постепенно стала возрождаться жизнь католической общины, которая получила официальный статус в 1799 году. Именно на территории бывшего доминиканского монастыря обосновались католики Таллина.

В бывшей трапезной монастыря стали проводиться католические богослужения. Священниками и администраторами на новом католическом приходе стали новоприбывшие доминиканцы, которые безраздельно осуществляли пастырскую и миссионерскую деятельность до 1860 года, пока не были открыты новые приходы.

Сохранились следующие помещения (список неполный): капитул, западная часть церкви с двумя порталами, крипта, скрипторий. Также сохранился амбар, перестроенный после Реформации в Арсенал. Рефекторий был перестроен в 1845 в католический Собор Святых Петра и Павла (Таллин). То, что осталось от церкви, используется под камерный вокально-музыкальный зал, под надзором Дома Хопнера. В переулке Катарины, который образовался лишь в XX веке, на стене церкви закреплены надгробные плиты богатых людей города. старейшая плита - 1381 года, Кунигунды Шоттельмунд, жены бургомистра Ревеля.

В церкви и крестовых ходах выставлены могильные камни и этики (камни предпорожья) из известняка.

Современность монастыря

Арендаторы сохранившихся и отреставрированных строений монастыря

Сегодня бывшую территорию монастыря используют следующие учреждения:

  • «Институт Мауритиуса», недоходное предприятие (MTÜ) - организация проводит экскурсии по руинам. Позиционирует себя как институт изучения жизни и наследия приора/монаха Маврикия (Мауритиуса), предположительно, ученика Альберта Великого. Имеют 2 сайта: mauritanum.eu и claustrum.eu. Предыдущий сайт: mauritanum.edu.ee
  • «Музей доминиканского монастыря» (эст. Dominiiklaste Kloostri Muuseum ) - организация предлагает театрализованные вечерние экскурсии по руинам монастыря. Сайт: www.kloostri.ee
  • Организация «Дом Хопнера» («Hopneri Maja») открыла церковь Святой Екатерины и клуатр монастыря с июня 2014 года для публики, бесплатно. Время работы: 10.00-18.00, Ср-Вс.
  • Мастерская художника Александра Савченкова - вход через арку с улицы Мююривяхе в дворик и направо в подвал монастыря.

Другие арендаторы Латинского квартала

  • Монастырь Святой Катарины Сиенской («Püha Siena Katarina Klooster») - возрожденный доминиканский монастырь, имеющий покровительницей другую святую Екатерину - Сиенскую, проводит мессы и литургии на польском и эстонском языках, иногда на русском. Вход со стороны улицы Мюйривяхе слева от арки. У входа расписание месс в окне на 4 языках, в том числе на русском.
  • «Гильдия Катарины» («Katarina Gild») - некоммерческое товарищество ремесленников и рукодельцев в Переулке Катарины.
  • «Theatrum», SA - частный театр Лембита Петерсона, делает постановки и занимается образовательной деятельностью. Занимает помещение бывшего хлебного амбара монастыря (ул. Вене, 14). Вход со стороны церкви Святой Екатерины с надписью «Kloostri Ait». Сайт: //www.theatrum.ee/

Сохранившееся имущество монастыря

Несмотря на то, что доминиканцы сбежали из города, не дожидаясь расправы лютеран в 1524, монастырь подвергся разорению. Однако здания сохранялись практически нетронутыми в течение несколько лет - до пожара 1531 года. Сохранились два алтаря из церкви Святой Екатерины, они выставлены в музее средневекового искусства (в Нигулисте) - это алтарь Девы Марии, изготовленный на средства и по заказу Братства Черноголовых мастером легенды Святой Лючии в Брюгге, и алтарь Святой родни.

Также в советских путеводителях есть информация, что сохранилось некоторое количество книг из библиотеки монастыря. Небольшая экспозиция, которую предлагает «Институт Мауритиуса», не имеет отношения к монастырю, не имеет исторической и художественной ценности и является остатками советского собрания образцов камнерезного искусства, ценные объекты которой выставлены в Нигулисте. Ценностью обладают только сохранившиеся помещения, что и используют арендаторы строений монастыря.

Во внутреннем дворике монастыря можно увидеть Колодец желаний – согласно легенде, каждое загаданное здесь желание сбудется.

Галерея

    Южная галерея

    Проемы западной галереи

    Западная галерея

Огромный интерес гостей столицы Эстонии вызывает Латинский квартал, располагающийся в таллиннском Нижнем городе, между улицами Мюйривяхе, Вене и Мунга. Его главной достопримечательностью являются руины старейшего в Эстонии католического Доминиканского монастыря, посвященного Святой Катарине. Латинский квартал был возведен в XIII столетии представителями монашеского Ордена братьев-проповеников. При этом был использован принцип конвента: линия ключевых помещений формировала замкнутое патио, при этом на южной стороне находился храм, на восточной – капитул (здание церковного суда), на западной – дормиторий (монашеские кельи), на северной – рефекторий (трапезная).

С момента основания до 1525 года монастырь являлся центром эстонской культуры. Однако в период Реформации католические монахи были изгнаны из Таллинна, храм святой Катарины полностью сгорел. Только в 1799 году католическая жизнь в эстонской столице начала возрождаться.

До настоящего времени удалось сохранить следующие помещения монастыря: скрипторий (мастерскую по переписи рукописей), капитул, западную зону храма, крипту (подземный ход и нижнюю церковь, предназначенную для погребения), ризницу. Сохранившуюся часть храма в настоящее время оборудовали под камерный музыкальный зал. В рефектории монастыря в XIX столетии была организована католическая Петропавловская церковь. Сохранились алтари из сгоревшего храма Святой Катарины: Святой родни и Девы Марии. Сейчас они находятся в музее Нигулисты (таллиннского лютеранского храма Святого Николая).

В сохранившихся помещениях Латинского квартала действуют экспозиции городского музея Таллинна. На входе в Доминиканский монастырь посетителей встречает экскурсовод, который вручает каждому туристу чеканную монетку с изображением собаки. Затем в сопровождении «монаха» с горящим факелом гости Латинского квартала осматривают таинственные помещения монастыря. В патио можно бросить монетку в «Колодец желаний», в котором монахи в средневековые времена готовили ликер. Существует легенда, что у человека, совершившего этот ритуал, сбываются самые заветные чаяния. Посетители монастыря могут также увидеть «Мистическую комнату» с энергетическим столбом, где монахи-доминиканцы некогда подпитывали силы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.