Культура албании. Религия в албании Албанцы исповедуют

Религиозная ситуация в Албании, также как и многие особенности этой страны и аспекты жизни в ней, окружена множеством стереотипов.

Существует устойчивое мнение о том, что исповедует исключительно ислам, что не соответствует действительности. Около 60% населения страны и правда является мусульманами, однако в Албании немало жителей придерживаются православия и католицизма, а также существуют представители и других конфессий.

Православие в Албании - одна из трех крупнейших конфессий в стране, согласно разным источникам, его исповедует до 30 процентов населения страны. Третья по распространенности религия в Албании – это католицизм, которого придерживается около 10 процентов жителей Албании.

Также большое количество албанцев, исповедующих католичество, проживают за пределами страны – в Италии, Черногории, Косово и т.п.

Пришло около 100 года н.э., в эпоху господства Римской империи. Под влиянием Византийской империи и славянских племен, живущих на ее территории, и исповедующих православие, в Албании преобладал византийский обряд, особенно в южной части страны.

С падением Константинополя, Албания попадает под влияние католической Италии, что приводит к распространению в стране католицизма. И по сей день католическое население проживает в первую очередь в северо-западных областях Албании, которые еще с давних времен имели тесные торговые связи с католической Италией.

Наиболее распространенная , и вместе с тем, самая молодая – это ислам. Около 60 процентов населения в той или иной степени исповедуют ислам, и в течение долгого времени Албания считалась единственной европейской страной, абсолютное большинство жителей которой являлись мусульманами.

Ислам начал проникать в Албанию с XIV века, к этому времени среди населения уже было распространено христианство, а часть населения продолжала придерживаться иллирийских языческих верований. В XVI веке, после того, как Албания была захвачена Османской империей, завершился процесс исламизации.

Стоит отметить, что в условиях турецкого господства, переход в ислам рассматривался албанцами в первую очередь как средство сохранения былых привилегий и продвижения по карьерной лестнице – албанцы, принявшие мусульманство, стали опорой турецкой власти на Балканах.

Тем не менее, на протяжении всего периода османского владычества, албанское население продолжает тайно исповедовать христианство. Более того – некоторые христиане, внешне принимая мусульманские обряды и имена, в семейной жизни продолжали следовать православным или католическим традициям.

В то же время, Албанию, какой мы ее видим сейчас, нельзя назвать типичной мусульманской страной, и по мере того, как она сливается с общеевропейским пространством.

Одной из основных ценностей албанского народа является религиозная терпимость и гармония.

Благодаря тому, что Албания в разное время подвергалась множеству завоеваний и нашествий самых разных народов – с собственными языками и религиями, восприятие албанцами своей религиозной принадлежности своеобразно.

Ярким примером религиозной терпимости является значительное количество смешанных браков. Нередко внутри одного рода или одной семьи могли мирно сосуществовать самые разные религиозные верования – мусульманство, православие, католицизм.

Один брат мог быть католиком, а другой мусульманином, члены одной и той же семьи носили и христианские, и мусульманские имена.

Религиозное взаимоуважение, добрососедство и толерантность албанской нации уходят корнями глубоко в историю этой страны.

Учитывая постоянную угрозу со стороны возможных захватчиков, албанский народ стремился к сплоченности и объединению, не допуская расколов на религиозной почве.

Как провозгласил албанский писатель Пашко Васа, «религия албанцев – это албанизм».

И вправду, национально-языковая принадлежность всегда ценилась албанцами выше, чем принадлежность к той или иной религиозной конфессии.

Даже сегодня в некоторых районах Албании можно обнаружить не только смешанные семьи, но и албанцев, носящих мусульманское имя и христианскую фамилию или наоборот.

Религиозная ситуация в Албании также не однозначна. СМИ устойчиво даётся представление об албанцах, как о мусульманских фанатиках. Но это далеко не так: среди албанцев есть и православные, есть и католики, есть и мусульмане. Скорее всего, есть национальный экстремизм и в меньшей степени религиозный.

Большинство населения, как в начале века, так и сейчас исповедует ислам. Но ситуация постоянно меняется.

В 1945 мусульманство исповедовало 70% населения, православие – 20% (преимущественно тоски, жившие близ границы с Грецией, на южном побережье и в городах) и католичество – 10% (геги, проживавшие на севере в районе Шкодера). Но уже по данным на 2000 г., мусульманство исповедовало 38,8% населения, католичество, по разным оценкам, – от 13,32% до 16,7%. К разным ветвям православия принадлежали 16,1% верующих, из них ок. 10,4% были последователями албанской автокефальной православной церкви.И около 11,8% верующих относились к другим конфессиям, включая многочисленные протестантские течения. Не считали себя верующими 16,6% населения.

Что интересно: в 1967 г. число католиков было - 7% и составляло около 130 тыс. чел. Можно говорить о христианизации страны на современном этапе, а не о росте исламистских настроений.

Традиционно север Албании находился больше под влиянием католицизма, центр страны был наиболее исламским регионом (отсюда параллель к Косово), а юг тяготел больше к византийской культуре – православию.

Многими исследователями ещё в начале прошлого века отмечался своеобразный эклектизм и пантеизм в религиозных воззрениях албанцев. Традиционный ислам в Албании также несёт на себе этот отпечаток. Несмотря на то, что изначально в этой стране насаждался традиционный суннитский ислам, здесь получили широкое распространение суфийские (дервишеские) религиозные ордена. Наиболее массовым был дервишеский шиитский орден – бекташийя (бекташи)

Последние события в Косово говорят о том, что снова заныла одна из старых ран Европы – албанский вопрос. Рана до сих пор так и не залеченная.

Геополитическая суть"албанского вопроса" вкратце заключается в следующем. Полноценную государственность албанский народ получил лишь в 1913 году (подтверждена в 1918 году), причем, в значительной степени, благодаря военным и дипломатическим играм соседних стран и ведущих европейских держав во время Балканских и Первой мировой войн.

В результате за границами албанского государства осталась едва ли не большая часть земель населенных албанцами – Южная Черногория, Косово, Западная Македония, северо-запад Греции. В довоенной, а, затем, посткоммунистической Югославии положение албанского населения в Косово можно охарактеризовать как активную социальную маргинализацию (в Косово – основном ресурсодобывающем регионе бывшей Югославии традиционно основную часть рабочей силы составляли албанцы, управленцев – сербы), умноженную на великосербский националистический прессинг.

Маленький свет в конце тоннеля забрезжил во времена Тито, особенно в первые послевоенные годы, когда даже шла речь о создании единой Балканской федерации с участием Косово и Албании.

Этим планам не суждено было сбыться, но так или иначе жесткого обострения сербо-албанских отношений удавалось избегать.

Частью "албанского" вопроса является и специфика религиозной традиции этого народа. Албанцы, по наиболее убедительной версии являющиеся потомками древних иллиров, принимали христианство, начиная с IV в. В VIII-XI вв здесь уже существовали полноценные церковные провинции, одна из которых (северная) ориентировалась на Рим, вторая (южная) на Константинополь. К XIV–XVI cтолетиям, когда к албанцам стал проникать ислам, у них уже существовала развитая христианская культурная и церковная традиция. Характерно, что первыми известными памятниками письменности на албанском языке являются "крещальная формула" (1462 г.) и католические миссал и катехизис XVI века.

Суннитский ислам, появившийся в Албании вместе с турецкой оккупацией в XV-XVI вв., был принят большинством населения весьма поверхностно. Основной мотивацией для принятия ислама стала необходимость избавиться таким образом от джизьи – весьма тягостного налога, который вынуждены были платить немусульмане мусульманскому государству за свою "защиту и покровительство". Кроме того, для албанской элиты принятие ислама означало возможность дальнейшего продвижения вверх по социальной и политической лестницам.

Такое географическое и культурное пересечение двух религиозных традиций породило сохраняющийся и поныне феномен своеобразной религиозности албанцев. Его хорошо иллюстрирует анекдот, услышанный как-то в албанском аналоге Габрово – городе Шкодере.

Али хоронит отца. Изумленные соседи видят, что за погребальными носилками идет...поп. "В чем дело?" спрашивают они. "Да вот, имам сто лек запросил – отвечал скорбящий сын – а поп и за пятьдесят согласился".

Предельный религиозный рационализм с точки зрения следования традициям и ритуалам – вот что всегда отличало албанцев. Типичным в XIX–XX столетиях стало исполнение обрядов инициации новорожденного, бракосочетания, или похорон служителем той религии, который в данный момент, что называется "оказался под рукой" – не важно мулла, католический ксендз, или православный иерей. По настоящему же живой традицией албанцев можно назвать некую "домашнюю религию", эклектически сочетающую в себе элементы христианства, древнеиллирийского культ воды, и народные сказочные верования.

Наверное поэтому в Албании так прочно укрепился суфийский тарикат бекташийя. Возникший в XI–XII веках в Персии, этот тарикат уже в XIII столетии, то есть еще до тотальной исламизации, появился на албанских землях и привлек к себе многих албанцев.

Возникший в недрах шиитского ислама с его культом зятя Мохаммеда Али, бекташизм с течением времени превратился в самостоятельное вероучение. Его особенности, отличные от традиционного ислама следующие: опора в вероучении не только на Коран, но и на писания других монотеистических религий, в первую очередь, иудейские; возможность принятия обета безбрачия, проживание в монастырях-текке, исповедь наставнику, трапеза с использованием вина и сыра.

Объектом поклонения для бекташийя служит своеобразная "святая троица" – Аллах, Мохаммед, Али. Из мусульман, которых среди албанцев 70%, треть составляют бекташи. В последние годы мюридами бекташийских шейхов-баба все больше становятся люди, формально принадлежащие к различным исповеданиям. Интересно, что во все времена авангард албанских национальных движений, в том числе и вооруженных, составляли именно бекташи.

"Религия албанцев – это албанизм" – провозгласил в XIX столетии албанский интеллектуал-католик Васо Пашко. Эти слова повторил в середине 60-х годов прошлого столетия сын купца-бекташи, коммунистический диктатор Албании Энвер Ходжа.

Будучи верным учеником Сталина и Мао Цзэ-дуна, Энвер в 1967 году решил превзойти своих учителей и одним махом создать невиданное до сих пор полностью атеистическое общество. Более двух тысяч культовых зданий по всей стране было закрыто или "перепрофилировано", служители культа были либо репрессированы, либо "перешли на другую работу".

В Уголовном кодексе Албании 1977 года любые формы молитвенной или литургической деятельности были объявлены религиозной пропагандой и стали уголовно наказуемыми. Вплоть до начала 90-х религия – и христианская, и мусульманская, бытовала только среди албанцев вне Албании.

Но, по признанию самих албанцев, народ воспринял "отмену религии"... достаточно спокойно. Массовых и драматичных коллизий за почти четверть века не произошло. Самыми большими конформистами, по мнению албанцев, оказались мусульмане. Только католики, даже в условиях тоталитарного атеизма пытались поддержать огонек религиозной жизни, за что подвергались репрессиям.

В начале 90-х в Албании начались реформы, затем – логически из них вытекающее крушение коммунистического режима и свобода совести. Статистический расклад среди албанцев по критерию вероисповедания остался тем же, что и в прежние годы.

70% – мусульмане (дисперсно расселенные по всей Албании, а также большинство албанцев Косово и Македонии), православные – 20% (юго-восток и юг Албании, Северная Греция), католики – 10 % (северная Албания, дисперсно расселены в Косово и Македонии). Бекташийя встречаются во всех районах проживания албанцев, однако их духовные центры сосредоточены на юге Албании.

Однако, при таком раскладе среди албанцев не произошло мусульманского ренессанса, как этого можно было ожидать. Восстановилась свобода исповедания, были установлены и развиваются связи с исламскими странами. Албания вступила в организацию Исламская конференция.

Но столь же очевидным стало, что никто среди албанцев не стремится к введению в повседневной жизни норм шариата. Большинство албанских студентов, получивших богословское образование в ведущих исламских учебных заведениях мира, отнюдь не спешит стать имамами мечетей. А связь с исламским миром, в первую очередь, обусловлена стремлением привлечь инвестиции из богатых арабских стран в Албанию, частично в Косово и Македонию – беднейшие регионы Европы.

Зато за последнее десятилетие стала совершенно очевидной преобладание политической, культурной и духовной ориентации албанцев на Европу. По уровню религиозной консолидации и религиозно-общественной активности заметно выделяются именно албанцы католики. Католическая монахиня, мать Тереза Калькуттская стала настоящим духовным символом всего албанского народа. В среде албанских интеллектуалов, рупором которых является поэт и прозаик Исмаил Кедаре (его роль и место в албанской культуре можно сравнить с ролью А. Солженицына в России) все громче раздаются призывы, вернуться к Европе и католичеству, а принятие ислам называется "исторической ошибкой" и "вынужденной мерой " для албанского народа...

Все вышеприведенные факты вполне красноречиво могут иллюстрировать положение о том, что религиозная составляющая "албанского вопроса", очевидно, не играла и не играет в нем самостоятельной и определяющей роли, уступая по значению фактору этнополитическому и этноэкономическому. Тем более, неправомерно, определять зону албано-сербского и албано-македонского противостояния, как передовую цивилизационного конфликта христианства и ислама.

На это можно возразить, вспомнив три десятка православных святынь, сожженных в последние дни в Косово албанцами. Это все правда, равно как и то, что в те же дни сожгли и белградскую мечеть в которую, наверняка, ходили не только албанцы, но и славяне-"муслимане", иностранцы проживающие в столице и т.п.

Дело в том, что определенные круги в Сербии всегда, и особенно, в самое последнее время, активно педалировали в сознание общества (причем не только в своей стране) мысль о том, что косовская проблема – суть исключительно противостояние православия и ислама, и над православием здесь нависла смертельная угроза.

Эту идеологему, по-своему восприняли и албанцы, для которых символом ненавистной "сербскости" стали церкви и монастыри. Кстати, эти факторы так остро не проявлялияь во время кризиса 1999 года.

Косовская трагедия сегодня продолжается потому, что проблему, требующую, образно говоря, серьезного и радикального хирургического вмешательства, пытались и пытаются лечить введением наркоза. Наркоз, однако же, спустя некоторое время имеет обыкновение отходить, и боли возобновляются вновь, причем в более острой форме. И порушенные святыни в нынешнем конфликте – тому свидетельство. Так не пора ли основательно пролечить больного.

Валерий Емельянов,
специально для Портал–Credo.ru

В последние годы в Албанию стало приезжать все больше туристов. Это связано, конечно же, с политической и экономической стабильностью этой страны. Однако, для большинства из нас Албания до сих пор является малоизученной и загадочной балканской страной, где, по слухам, есть потрясающе прекрасные пляжи и уникальная старинная архитектура. Так какая же на самом деле Албания?

География

Албания – это одна из стран юго-восточной Европы, которая расположена на Балканах. Общая площадь этой древней страны составляет 28 748 км. кв. Республика Албания на севере граничит с Черногорией, на северо-востоке – с Косово, на востоке – с Македонией, а на юге и юго-востоке – с Греция. Общая протяженность албанской границы - 1094 км. На западе Албания омывается теплыми и прозрачными водами Адриатического и Ионического морей. Самая высокая вершина Албании - гора Кораби (2764 м).

Столица Албании

Столица Албании - Тирана, которая была основана турками в 1614 году. В 1920-м году обще албанский Национальный конгресс провозгласил Тирану столицей независимой Албании. Сейчас население Тираны насчитывает более 400 тыс. человек.

Официальный язык

Официальный язык Албании – албанский, который является ветвью индо-европейских языков, а также наследником иллирийского языка. Современный албанский язык имеет много заимствований из греческого, итальянского, латинского, турецкого, и славянского языков.

Религия

Около 70% населения Албании являются мусульманами, исповедующими его суннитскую ветвь. Еще 20% албанцев – это христиане, относящиеся к Греко-католической церкви. Остальные 10% албанцев – католики.

Государственное устройство

Албания является парламентской республикой. Современная конституция страны была принята 21 октября 1998 года, после многолетней борьбы за независимость. Парламент Албании – однопалатное Собрание (Народное собрание), в которое каждые 4 года происходят выборы депутатов (всего 140 депутатов).

Главные политические партии – «Демократическая партия Албании, «Социалистическая партия Албании», «Демократический альянс», «Республиканская партия Албании», и «Партия единства в защиту прав человека».

1 апреля 2009 года Албания стала членом блока НАТО. Сейчас Албания стремится войти в Евросоюз. В апреле 2009 года Албания официально подала заявку на вступление в ЕС.

Климат и погода

Средняя температура воздуха в Албании составляет +15,9 С. В прибрежных районах Албании климат субтропический средиземноморский, умеренный. Лето жаркое, сухое (от +24 С до +28 С), а зима мягкая и влажная (от +4 С до +14 С). В Альпийских районах Албании климат континентальный, влажное лето (до +10 С.) и холодная зима (до -12-20 С).

Море в Албании

Албания омывается водами Адриатического и Ионического морей. Общая береговая линия составляет 362 км. На Адриатическом побережье Албании возле древнего города Лежа, основанного еще в IV в до н.э., находится красивый Дринский залив.

Албании принадлежат несколько небольших островов, но все они необитаемы. Самый большой из них – остров Сазани, который находится у входа в залив Влера. Его площадь составляет 5 км. кв.

Побережье Албании и Италии соединяет пролив Отранто, ширина которого составляет 75 км. Этот пролив разделяет Адриатическое и Ионическое моря.

Реки и озера

Несмотря на то, что Албания является небольшой гористой страной, по ее территории протекает большое количество рек. Самые большие из них – река Дрин (285 км) на севере страны и река Семан (281 км) на юге. Также следует выделить реки Вьоса (272 км), Мат (115 км), Шкумбин (181 км), и Быстрицу.

На территории Албании расположены несколько больших озер – Охридское, Скадарское, Большая Преспа и Малая Преспа.

Площадь Охридского озера составляет 358 км. кв. Его средняя глубина - 155 м, а максимальная – 288 м. Сейчас Охридское озеро входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом озере обитают даже 2 вида форели.

Скадарское озеро расположено не только на территории Албании, но и Черногории. Его средняя площадь составляет 475 км. кв. В 2005 году в Албании на территории Скадарского озера был образован государственный заповедник.

Озера Большая Преспа и Малая Преспа расположены на высоте 853 метра над уровнем моря.

История

Предками современных албанцев считаются иллирийские племена, поселившиеся на Западных Балканах во II тысячелетии до н.э. В VII веке до н.э. на территории современной Албании древние греки основали несколько городов-полисов (Дуррес, Аполлония и Бутринтия). В разные времена эти греческие колонии входили в состав Древней Македонии и Римской Империи. Кстати, под контроль Рима эти земли попали в 167 г. до н.э., после продолжительной и кровопролитной войны.

В 285 году н.э. римский император Диоклетиан разделил Иллирию (т.е. территорию современной Албании) на четыре провинции. Столица одной из них была в Дурресе.

В 395 г н.э. Иллирия, после распада Римской империи, вошла в состав Византии. В IX веке соседнее Болгарское царство стало очень сильным и могущественным. В итоге, территория современной Албании вошла в состав этого царства.

В Средневековье на территории современной Албании было образовано несколько феодальных княжеств. Так, в 1190 году сформировалось феодальное княжество в Круе. В конце XIV века на территорию Албании стала претендовать Османская империя. После многолетних войн (восстание Скандербега), в 1479 году, Албания вошла в состав Османской империи. Несмотря на постоянные восстания против турецкого ига, Албания смогла получить независимость только в 1912 году. Во время Первой мировой войны Албанию оккупировали Италия, Сербия и Австро-Венгрия. После окончания Первой мировой войны Албания опять получила независимость, и в 1920-м году албанский Национальный конгресс провозгласил Тирану столицей страны.

Во время Второй мировой войны Албанская Национальная армия во главе с Энвером Ходжа оказала упорное сопротивление итальянским и немецким войскам. В январе 1946 года была провозглашена Народная Социалистическая Республика Албания. Лидером страны стал коммунист Энвер Ходжа.

В декабре 1990-го года в Албании была введена многопартийная система, и после этого значение коммунистической партии в этой стране стало очень небольшим. В октябре 1998 года была принята новая конституция Албании.

Культура

Естественно, что Албания, обладающая древней историей, имеет уникальную культуру, на которую огромное влияние оказали древние греки, римляне, византийцы и славяне (прежде всего, сербы). В средние века культура Албании находилась под сильным турецким влиянием. Но это и понятно, ведь тогда эта территория входила в состав Османской империи.

Кроме того, на албанскую культуру в Средние века заметное влияние оказывали итальянцы (в частности, права на некоторые албанские города предъявляла Венеция), которые долгое время считали территорию современной Албании своей «вотчиной».

Прежде всего, следует отметить уникальную албанскую архитектуру, развивавшуюся под влиянием сербов, итальянцев и турок. Однако, к сожалению, в 1944-1990-х годах во время правления коммунистической партии многие памятники архитектуры были уничтожены. В большей степени это относится к старинным мечетям и католическим храмам.

Тем не менее, во время правления коммунистической партии в Албании города Гирокастра и Берат были объявлены городами-музеями. В наши дни Гирокастра и Берат благодаря сохранившейся архитектуре времен Османской империи попали в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Литература Албании начала развиваться только со второй половины XIX века, когда появилось движение за национальное пробуждение - Rilindja Kombëtare, стремившееся к независимости от Османской империи. Это движение относится к романтическому национализму, и благодаря нему можно понять менталитет современных албанцев.

Национальная албанская элита появилась только в начале XX, благодаря выпускникам католических учебных заведений, созданных иезуитами и францисканцами в городе Шкодер.

Во время Второй мировой войны большинство писателей были вынуждены покинуть Албанию, и только с 1960-х годов начинается албанский литературный ренессанс, связанный, прежде всего, с именем Исмаила Кадаре. Даже современные албанские писатели многое берут из творчества поэта и прозаика Кадаре.

Что касается кино, то первая киностудия в Албании (Albafilm) была образована в 1952 году, а первый албанский художественный полнометражный фильм появился в 1958 году (эта была картина «Tana»).

Кухня Албании

Кухня Албании сформировалась под сильным турецким влиянием. Традиционный обед в Албании начинается с закуски, известной как «мезе» (кислое молоко, мясо, огурцы, чеснок, оливковое масло, специи). Турист может принять «мезе» за основное блюдо, но на самом деле это всего лишь местная закуска. Традиционное «мезе» подается в Албании с куриной печенью. Что же касается традиционного албанского аперитива, то это ракия или бокал красного вина.

Самые популярные салаты в Албании – картофельный салат, салат из фасоли, и салат из свежих овощей (помидоры, огурцы, зеленый перец и лук). Самые популярные албанские супы – это «Jahni soup» (его вкус отличается по албанским регионам) и лимонный суп.

Туристам следует помнить, что Албания – эти мусульманская страна, где не едят свинину. Зато в этой стране, особенно в прибрежных районах, очень популярны блюда из рыбы. Практически все виды рыб подаются запеченными в оливковом масле с чесноком и различными специями. Также в Албании популярны блюда из баранины.

Но всегда, пожалуйста, оставляйте место для албанского десерта, который просто великолепен. Пахлава, лукум, kadaiff, имеющие турецкие корни, в Албании изготавливают в самых разных, порой очень необычных, версиях. Также советуем Вам попробовать в Албании местный пудинг из овечьего молока и инжира.

Достопримечательности Албании

Достопримечательностей в Албании так много, что мы, пожалуй, выделим только 5 из них:


Города и курорты Албании

Самые большие албанские города – Тирана, Дуррес, Влера, Шкодер, Берат, Корча, Гирокастра, и Эльбасан. Главным портом Албании является город Дуррес, который давным-давно основали древние греки.

Практически каждый прибрежный албанский город является прекрасным курортом. Отдых на Албанской Ривьере (это территория вдоль Ионического моря на юге Албании) дешевле, чем, например, в Хорватии. Кроме того, на Албанской Ривьере не очень много людей, что тоже является преимуществом.

Сувениры/покупки

Туристам мы советуем поехать в небольшой город Круя, к северу от Тираны. В этом старинном городе (сейчас его население составляет всего лишь 20 тыс. человек) можно купить самые лучшие албанские сувениры, ювелирные изделия и антиквариат. Мы рекомендуем покупать в Албании кукол, пепельницы, игрушки, оливковое масло, мед, чай, травы, специи, алкогольные напитки, кружки, тарелки, футболки, албанские флаги, а также компакт-диски с албанской фольклорной музыкой.

Часы работы учреждений

В Албании большинство магазинов работают с 9.00 до 18.00, а банки - с 08.00 по 16.00. Некоторые магазины работает по субботам и воскресеньям.

Виза

Для въезда в Албанию нужно оформление визы. Однако, действующая Шенгенская виза – это уже достаточное основание для въезда. Безвизовый въезд в Албанию предусмотрен в период с 1 июня по 31 октября (при наличии загранпаспорта).

Валюта Албании

Лек – официальная валюта Албании. Один лек (международное обозначение: AL) приравнивается к 100 киндаркам. В Албании пользуются банкнотами следующих номиналов: 100, 200, 500, 1000 и 5000 лек.

Кроме того, в обращении находятся монеты номиналом в 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 лек.

Албанцы совсем не против, когда туристы расплачиваются с ними долларами или евро.

Никогда не меняйте валюту «с рук», каким бы не был привлекательный курс. Иначе Вы рискуете стать жертвой мошенников.

Таможенные ограничения

Ввозить в Албанию местную валюту (лек) нельзя. Иностранную валюту в Албанию можно ввозить без каких-либо ограничений. Из Албании можно вывезти до 5 тыс. долларов, или столько денег, сколько турист заявил при въезде в эту страну.

Из Албании разрешено вывозить на одного человека 2 литра вина, 1 литр крепких алкогольных напитков, до 200 сигарет, и т.д.

Полезные телефоны и адреса

Посольство Албании на Украине (по совместительству с Польшей):
Адрес: 02-386 г.Варшава, ул.Алтова,1
Телефон: (810 4822) 824-14-27
Факс: (0-22) 824-14-26
Приемные дни: понедельник-пятница с 8-00 до 16-00

Интересы Украины в Албании представляет посольство Украины в Греции:
Адрес: Греция, Афины 152 37, Филотеи, ул.Стефану Дельта 20-4
Телефон: (8 10 30210) 68 00 230
Факс: (8 10 30210) 68 54 154
E-mail: , Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Экстренные телефоны скорая помощь (17)
пожарная охрана (18)
полиция (19)
дорожная администрация (42 23600)
дорожная полиция (42 34874).

Время в Албании

Вся территория Албании находится в одном часовом поясе. Разница с киевским временем составляет 1 час. Т.е. если в Тиране, например 9:00 утра, то в Киеве – 10:00 утра.

Чаевые

Большинство официантов в албанских ресторанах понимают английский и итальянский языки. Чаевые за услуги в Албании составляют 10% счета.

Медицина

Телефон скорой помощи в Албании – 17.

Безопасность

После бурных событий 1990-х годов (война в Косово) на руках у албанцев до сих пор осталось очень много оружия. Вообще, албанцы – это «горячая» нация, поэтому туристам нужно быть очень осторожными. Так, мы не советуем туристам долго смотреть в глаза албанцам, а также выражать чувства к албанским женщинам. Автомобили, конечно же, лучше всего оставлять на охраняемых автостоянках.

Так уж получилось чисто исторически, что албанский народ на протяжении практически всей своей истории находился в центре политических событий, которые диктовали более сильные государства, прилегающие к территории современной Албании. С учетом этого национальная культура Албании , как ее язык, литература и архитектура, так и остальные ее элементы оказывались под воздействием этих информационных факторов. Однако, можно смело сказать, что национальная культура от этого не только выиграла, но и сохранив обычаи и традиции предков, приобрела много полезного.

Религия Албании

Официально Республика Албания является светским государством, которое не имеет официальной религии, но гарантирует всем своим гражданам свободу вероисповедания. На территории страны мирно сосуществуют: мусульмане и православные христиане, католики и протестанты, и даже приверженцы такой ветви шиизма, как бекташи. Так, что религия Албании в своих конфессионных вопросах придерживается европейских норм отношения к мирному и равноправному существованию на всей своей территории приверженцев всех религиозных направлений.


Экономика Албании

В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.


Наука Албании

Начиная с середины 90-х годов минувшего столетия, наука Албании развивается в русле общеевропейского научного сообщества, и помимо целого ряда научных и образовательных учебных заведений основным центром развития этого процесса является Академия наук Албании, которая объединяет и координирует все связанные с этим процессы.


Искусство Албании, и ее литература

В первую очередь, в этом плане стоит сказать, что искусство Албании , которое более широко известно европейскому сообществу представлено литературными произведениями, созданными албанскими поэтами и прозаиками. Практически до начала XVII века албанская национальная литература существовала в двух основных ее видах. Первая из них представляла собой устный народный эпос посвященный такому национальному герою как Скендербега и его воинов соратников по борьбе с турецкими завоевателями. А так же в виде песенно-поэтического творчества лирических песен и баллад по структуре и сюжету являющихся своеобразным аналогом сербско-мусульманской песенной лирики.

Более самостоятельно литература Албании заявила о себе в середине XIX века, когда албанская диаспора, жившая в Италии по инициативе албанца Джироламо ди Рада начала издавать исторические эпосы о Скендербеге, а так же сборники албанских народных песен. Несмотря на то, что довольно длительное время страна находилась под воздействием прокоммунистического диктата Энвера Ходжи, современная литература Албании развивается довольно динамично. И среди современных албанских авторов, можно отметить такие имена писателей, как Якина Шкодра, Несимбея да Премета, которые пишут лирические произведения, а так же Пострина Фрашери современного албанского драматурга.


Кухня Албании

Национальная кухня Албании , страны Балканского полуострова впитала в себя лучшие традиции национальных кухонь тех стран и тех народов, с которыми албанцы долгие годы имели самые тесные связи. В частности это кухни Турции, Греции и славянских народов. С учетом этого их основой является два основных ингредиента, а именно мясо и овощи, которые по той или иной рецептуре превращаются в популярные национальные блюда Албании.


Обычаи и традиции Албании

Несмотря на то, что Албания и ее народ довольно продолжительное время жили в атмосфере тоталитарного режима Ходжи, большинство албанцев сохранили свои культурные традиции и национальные особенности, что на сегодняшний день особенно интересно тем, кто посещает эту страну в качестве туриста.

Особо поражает многих путешественников, то обстоятельство, что на небольшой территории такой страны, как Албания, культурные традиции того же свадебного обряда довольно существенно отличается у одного албанского селения, от того же обряда расположенного практически рядом. В этом, пожалуй, и есть основная особенность, того, что обычаи и традиции Албании довольно пристально изучаются европейскими этнографами.

Исходя из этого, наиболее интересно путешествовать по этой стране в осенний период, когда все эти обычаи можно наблюдать воочию, когда албанские семьи празднуют не только окончание сбора урожая, но и отмечают создание новых семей.


Спорт Албании

На сегодняшний день спорт Албания довольно широко представлена во многих популярных видах, в части которых Албания уже не один год выступает и на Олимпийских играх. Так в частности, Тирану на многих международных соревнованиях представляли албанские легкоатлеты, футболисты, а так же сборные команды по баскетболу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.