Из чего сделаны сваи в венеции. Венеция стоит на пермских сваях

Венеция (Италия) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Венеции с описанием, путеводители и карты.

Город Венеция (Италия)

Венеция - город на северо-востоке Италии , столица провинции Венето. Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из самых уникальных и известных городов планеты, исторический центр которого построен на 118 островах Венецианской лагуны. Венеция - потрясающая, сказочная, романтическая. Более 20 млн туристов приезжают сюда, чтобы посмотреть на очаровательные каналы, изящную архитектуру и мосты, прокатиться на гондолах и послушать песни гондольеров, погулять по Сан-Марко и сфотографировать мост Риальто, вкусить местной кухни и почувствовать венецианскую атмосферу. Венеция - это город, который каждый день гудит как растревоженный улей, а вечером замирает, это место которое почти не изменилось за 6 веков внешне и в котором вообще нет автомобилей.

Венеция расположена в акватории Адриатического моря практически на широте нашего Краснодарского края. Исторический центр расположен на множестве островов, разделённых каналами и соединённых мостами, который называют "Sestieri". Он включает районы Каннареджо, Кастелло, Дорсодуро, Сан-Поло, Санта-Кроче и Сан-Марко, где расположены основные памятники и достопримечательности. Из других островов Венецианской лагуны следует выделить Мурано, Торчелло, Сан-Франческо-дель-Десерто и Бурано. Архитектура Венеции - это особый архитектурный стиль, который называют венецианским. Большинство памятников архитектуры и культуры было построено в период с 12 по 16 века. Интересно, что большинство исторических зданий Венеции построено на сваях из альпийской лиственницы, которая не гниёт в воде.

Венецианский Гранд-Канал

География и климат

Венеция расположена на 118 островах Венецианской лагуны Адриатического моря. Острова разделяют 150 каналов и соединяют 400 мостов. Город является крупным морским курортом и одним из крупнейших итальянских морских портов.


Венеция расположена в зоне субтропического климата. Лето довольно жаркое, зима мягкая. Морозы и снег зимой бывают редко. Хотя в холодное время года здесь довольно зябко из-за близости моря. Вследствии нагонной волны в Венеции часто бывают наводнения.

К сожалению, этот уникальный город постепенно погружается под воду. По 4-5 мм каждый год. Только на протяжении 20 века Венеция ушла под воду на более чем 20 см. Уже через несколько десятилетий она может стать непригодной для жизни. Пока проект по спасению Венеции "MOSE", который предусматривает строительство дамб вокруг города, существенно эту ситуацию не исправил.

Практическая информация

  1. Население - 264.6 тысяч человек.
  2. Площадь - 414.6 квадратных километров.
  3. Язык - итальянский.
  4. Валюта - евро.
  5. Время - центральноевропейское UTC +1, летом +2.
  6. Виза - шенгенская.
  7. Рестораны работают с 12.00 до 22.00. Магазины с 10.00 до 19.00
  8. Туристический налог составляет от 3,50 до 5 евро с человека.

Лучшее время посещения

Худшее времена для посещения это время карнавала (очень дорого и много людей) и дождливое время поздней осени и зимы (холодно, ветрено и сыро). Летом может быть довольно жарко. Самым лучшим временем познакомиться с Венецией считается весна и осень.


Гондола - традиционное венецианское средство передвижения

История

Во времена Римской империи в Античности здесь жило племя венетов, которые дали название будущему городу и провинции. Люди начали селиться в окрестностях Венецианской лагуны, спасаясь от набегов варваров. Городское поселение здесь стало формироваться в 6-7 веке. Изначально оно располагалось на островах Маламокко и Торчелло и принадлежало Византии. В 7 веке поселения Венецианской лагуны были объединены под властью дожа, фактически главы государства. Дожа избирали из богатых и влиятельных семей на пожизненный срок. За все время существования Венецианской республики было избрано более 100 дожей.


В 9 веке значение и влияние Венеции стало расти стремительными темпами. В 828 году сюда были привезены мощи св. Марка, украденные в Александрии. Св. Марк является святым покровителем города. Интересно, что Венецианская республика являлась уникальным государственным образованием. Здесь практически отсутствовал вассалитет, а дожу запрещалось назначать себе приемника.

С 12 по 15 век Венецианская республика была одним из самых мощных государств Европы. Предпосылкой этому стал разгром в 1204 году крестоносцами Константинополя. Республика стала главным связующим звеном между Востоком и Западом. К 1300 году Венеция была самым богатым городом на европейском континенте.


В 15 веке экспансия турков и последующая переориентация торговых путей в сторону Атлантики подорвали экономическую и торговую мощь города. Могучая республика перестала существовать. В конце 18 века Венеция была завоёвана Наполеоном. После некоторое время она была частью владений Габсбургов, пока в 1866 году не вошла в состав Италии.

Как добраться

Венеция имеет международный аэропорт Марко Поло, который располагается около Местре (фактически пригород Венеции). На автобусе из аэропорта можно добраться до пьяццале Рома. Железнодорожная станция имеет сообщение с Миланом, Триестом , Вероной, Римом и остальной частью Италии. Круизные корабли и яхты обычно прибывают в Stazione Marittima. Поезда с материка проходят через Местре до железнодорожного вокзала Венеции Санта-Лючия на её западной стороне. Внимание - не путайте со страницей Венеция Местре, которая является последней остановкой на материке. Прямые поезда в Венецию ходят с Мюнхена , Парижа , Вены, Будапешта , Загреба.


Основным средством передвижения по Венеции и её островам является вапоретто и водные такси. Вапоретто является самым экономичным способом передвижения. Лучше купить дневной билет, чтобы добраться на острова Мурано и Бурано. Посадка на вапоретто производится на специальных станциях. Чтобы пересечь Большой канал можно воспользоваться трагетто. Это общедоступные гондолы, которыми управляют два гондольера. Стоит проезд всего 2 евро на человека (принимают только наличные).


Гондолы - одна из главных достопримечательностей Венеции. Эти лодки - исторически главное средство передвижения по улицам-каналам. Сейчас они служат для развлечения туристов. Управляют гондолами - гондольеры. Это очень престижная и прибыльная профессия, в которую практически нереально попасть людям со стороны. Государство ведёт строгий учёт гондольеров. Их число регламентировано - 425 человек. При этом обычно данная профессия передается от отца к сыну. Стоимость прогулки по Венеции на гондоле составляет около 80 евро.

Шопинг и покупки

Венеция всегда была городом торговцев. Следовательно, большинство венецианцев все ещё владеют или работают в магазине. Будьте внимательны при покупке сувениров и товаров. Огромный туристический поток не всегда гарантирует высокое качество.


Магазины работают с 10 утра до 7 вечера и позже. В Венеции покупают: антиквариат, изделия из кожи, обувь, шарфы, ювелирные изделия, книги, муранское стекло, карнавальные маски и костюмы. Брендовые магазины можно найти в районе площади Сан-Марко. Типичные туристические ловушки: «цветная паста» и «венецианская лимончелло» не являются итальянской кухней. Ни один итальянец никогда это не купит.

Еда и питье

Венеция славится прекрасными ресторанами, но в целом считается, что итальянская кухня здесь не самая лучшая, а венецианская пицца традиционно является худшей в Италии. Рекомендуем здесь попробовать поленту, ризотто с соусом из каракатицы, блюда из морепродуктов, пасту. Будьте осторожны, когда в меню цены в ресторане основаны на весе блюда (как правило, «etto», сокращенно «/ hg»).

Достопримечательности

Венеция полна достопримечательностей, памятников истории и культуры: площади и мосты, церкви и исторические здания никого не оставят равнодушными.


Сердце Венеции, самая известная и красивая её площадь. Наполеон назвал Сан-Марко "самой элегантной гостиной Европы". Здесь расположены известные достопримечательности, дорогие магазины и старейшие кафе. По ней гуляли венецианские дожи, Марко Поло, а в кафе кутил знаменитый Казанова.


Один из главных ориентиров Венеции и пьяцца Сан-Марко в частности. Это самое высокое здание города, высота которого составляет 98.5 метров. Нынешняя колокольня св. Марка датируется 1912 годом. Оригинальное сооружение 12 века рухнуло в 1902 году. Первоначально в 9 веке колокольня выполняла функции сторожевой башни и маяка. За 8 евро можно полюбоваться панорамой города с высоты почти 100 метров.


Собор Святого Марка - главное религиозное сооружение Венеции. Старинная церковь в византийском стиле, который нечасто можно встретить в Западной Европе. Здесь хранятся мощи св. Марка (апостола и евангелиста) и ценные произведения искусства, которые были вывезены из Константинополя. Мощи были украдены у сарацинов венецианскими купцами в 9 веке. С этого времени символом Венеции стал крылатый лев. Базилика Сан-Марко до 1807 года была придворной церковью дожей. Первая базилика была построена в 829 году и сожжена в 976 году во время восстания против дожа Пьетро Кандиано IV. Некоторые исследователи считают, что во время пожара мощи св. Марка были утрачены. Нынешняя базилика была завершена в 11 веке. Она построена в форме греческого креста. Интерьер богато украшен мозаикой и множеством разновидностей мрамора.


Дворец Дожей - символ Сан-Марко, шедевр готического искусства и центр власти Венецианской республики. Дворец дожей состоит из трёх больших частей: крыло к бассейну Сан-Марко, в котором находится главный зал совета (является старейшей частью здания), крыло к площади Сан-Марко (бывший дворец правосудия) и крыло ренессанса, в котором размещалась резиденция дожей.


Часовая башня - историческое здание 15 века с часами в стиле раннего Возрождения. Башня расположена в северной части площади св. Марка так, чтобы часы было видно с Венецианской лагуны. Нижние этаж башни образуют арку, которая ведёт на главную улицу Венеции - Мерчерию, которая связывает Сан-Марко и Риальто. Вершину башни украшают две бронзовые статуи "мавров", бьющих в колокол. Чуть ниже расположена скульптура крылатого льва с открытой книгой. Раньше рядом находилась статуя дожа, которую убрали французы в конце 18 века. Этажом ниже находится медная статуя Богородицы с младенцем. Часы располагаются над аркой и представляют собой большой циферблат с римскими цифрами.


Гранд-канал

Гранд-канал или Большой канал - самый важный водный путь Венеции, который разделяет город с двух сторон. Его протяжённость составляет чуть менее 4 км. Интересно, что сверху Венеция похожа на рыбу. А линия Большого канала напоминает букву "S". Эта водная артерия являлась центром оживлённой венецианской жизни и торговли ещё со Средних веков. По периметру Гранд-канала можно полюбоваться на десятки великолепных зданий и дворцов 12-16 века, в которых жили самые богатые и влиятельные венецианцы. Большой канал упирается в площадь Сан-Марко замечательной панорамой лагуны. Через него перекинуто 4 моста, самый красивый и известный из которых - Риальто.


Риальто - один из символов Венеции, первый мост через Гранд-канал. Изначально он был деревянным и позволял кораблям подойти к Сан-Марко. Только в 1588 году Риальто был перестроен и облицован белым мрамором, который здесь называют истрийским камнем. Мост имеет 22 метра в ширину и 48 метров в длину. Представляет собой уникальную аркаду высотой 7,5 метров, увенчанную несколькими более малыми аркадами, которые пересекают три параллельных лестницы. Район Риальто известен своим знаменитым рынком, открытым каждый день кроме воскресенья.


Собор Санта-Мария делла Салюте - символ Дорсодуро и одна из архитектурных доминант Гранд-канала. Эта церковь была построена венецианцами в благодарность избавления от чумы в 1630 году. С этого времени 21 ноября город отмечает праздник Мадонны-делла-Салюте. Венецианцы строят плавучий мост из лодок от площади Сан-Марко к церкви. Центральная часть церкви имеет восьмиугольную форму, над которой возвышается большой полусферический купол. Вокруг него построены шесть маленьких часовен. Центральная часть соединена с южной стороной пресвитерием, увенчанным куполом поменьше и двумя колокольнями.


Мурано - знаменитый остров стеклодувов, один из самых известных островов Венецианской лагуны. Уж если и покупать муранское стекло, то только тут. Стекольные фабрики и мастера были перемещены сюда в 13 веке, чтобы обезопасить Венецию от пожара и сохранить секреты производства.

До 1171 года остров был частью района Санта-Кроче. В 1275 году муранским мастерам были представлены широкие права. Они могли составлять свои законы и даже печатать монеты.


Бурано - один из остров Венецианской лагуны, известный своими разноцветными домиками, кружевом и кулинарными традициями. Первые дома на острове Бурано были построены в начале 11 века. Цветными дома стали делать для того, чтобы рыбаки в тумане могли различить свое жилище. Эта традиция стала главной "фишкой" Бурано, которая привлекает множество туристов.


Центром острова является район церкви Сан-Мартино и площадь Балдассара Галуппи. Сан-Мартино - единственная церковь острова. Известна тем, что её колокольня наклонена на несколько градусов от оси.


Популярная достопримечательность Венеции, которая и не мост вовсе, а переход, связывающий дворец дожей и тюрьму. Был построен из белого мрамора в начале 17 века.


Академический мост - самый новый из мостов через Гранд-канал. Был построен в середине 19 века во время владения Венецией Габсбургами. Перестроен в 1933 году.

Другие достопримечательности и памятники Венеции


Ca" Rezzonico

Ca" Rezzonico - один из немногих дворцов Гранд-канала, открытый для посещения. Здесь расположен музей 18 века с картинами и фресками взятыми из других дворцов. Здание было построено в 1667 году и в 1702 году выкуплено торговцем из Генуи - Реццонико. Бальный зал Джорджио Массари - самая известная комната дворца. Она была восстановлена, украшена красивыми люстрами, скульптурами и фресками На втором этаже есть комната живописи Пьетро Лонги (которая изображает повседневную жизнь венецианцев).


Кампо-Санта-Маргерита - площадь в историческом районе Дорсодуро. Здесь можно насладиться настоящей венецианской атмосферой: архитектура 14-15 века, небольшие магазины, бары, рестораны, крошечный рыбный рынок и уличный рынок. На противоположной стороне расположен знаменитый мост «Ponte dei Pugni», который связывает Campo Santa Margherita с Campo San Barnaba.


Реденторе - церковь 16 века на острове Джудекка, построенная по проекту Палладио. Фасад здания выполнен из белого мрамора.


Остров Сан-Джорджо-Маджоре - остров на противоположной стороне лагуны Гранд-канала напротив площади Сан-Марко. Остров долгое время принадлежал влиятельной венецианской семье Меммо. На острове расположен древний монастырь, основанный в 10 веке, церковь по проекту Палладио, колокольня конца 18 века и много ещё интересного. Кроме этого с острова открывается красивая панорама Сан-Марко.


Церковь Сан-Себастьяно - церковь 16 века в ренессансном стиле по проекту Аббонди. Интерьер украшен фресками Паоло Веронезе 16 века. Церковь можно считать почти мастерской Веронезе и считается шедевром венецианского искусства. Этот памятник культуры практически не известен туристам.


Церковь Санта-Мария-дей-Кармини - церковь в районе Дорсодуро недалеко от площади Санта-Маргерита. Церковь была основана в 13 веке и перестроена в стиле ренессанса в 1500 году. Пресвитерий и боковая часовня построены в период с 1506 по 1514 года Себастьяно Мариани. На левой стороне есть красивый готический портал и колокольня Джузеппе Сарди, увенчанная статуей Мадонны-дель-Кармин.


Церковь Сан-Джакомо-ди-Риальто - является одной из старейших церковей Венеции (а возможно и самой старой). Была построена в 421 году в квартале Риальто. Церковь обычно называют Chiesa di San Giacometto (переводится как "маленький Джакомо") из-за её небольших размеров по сравнению с другими религиозными зданиями города.


Церковь Сан-Джеремии - расположена в районе Каннареджо, всего в нескольких минутах ходьбы от вокзала Санта-Лючия. Фасад церкви выходит на Большой канал. Здесь покоится святая Лючия из Сиракуз.

Церковь Сан-Симеоне-Пикколо - расположена в квартале Санта-Кроче на набережной Гранд-канала. Церковь была построена в 1738 году Джованни Антонио Скальфаротто в стиле неоклассицизма. Архитектор очевидно был вдохновлен римским Пантеоном. Является единственной церковью Венеции, где службы до сих пор проводятся на латыни. Купол имеет форму овальной чаши. Он покрыт свинцовыми пластинами и визуально увеличивает высоту здания. Интересно, что в церкви есть подпольный склеп, который полностью не исследован.


Фондако-деи-Тедески - дворец на Гранд-канале рядом с мостом Риальто. Был построен в первой половине 13 века. Сейчас здесь располагается музей естественной истории.


Церковь Сан-Зан-Дегола - находится в одном из самых тихих уголков города, далеко от популярных маршрутов и толп туристов между Сан-Джакомо-Далл-Орио и Фондако-деи-Турчи в квартале Сестере-ди-Санта-Кроче. Здесь кажется, что время застыло на границе с прошлым: практически нет магазинов, людей с фотоаппаратами и смартфонами. Церковь является очень старой. Упоминания о ней датируются 11 веком. Сейчас принадлежит русской православной общине.


Церковь Толентини - находится в квартале Санта-Кроче-Сестиере, напротив одноименной площади. Церковь была построена в начале 17 века. Здесь похоронен дож Франческо Моросини.


Пезаро - один из самых красивых барочных дворцов Венеции. Дворец был построен в 1710 году. Величественная красота барочного фасада, украшенного различными статуями, превосходит красоту внутренних интерьеров. К сожалению, большая часть украшений была разрушена или повреждена. Осталось только несколько фресок.


Фрари - францисканская церковь 15 века. Колокольня церкви является второй по высоте после Сан-Марко. Интерьер обширен и богат произведениями искусства Тициана.


Кампо Сан-Поло - квадратная площадь в квартале Сестире-ди-Сан-Поло, вторая по величине в Венеции после Сан-Марко.


Дворец Камерленги - дворец необычной пятиугольной формы у моста Риальто. Был построен 16 веке. Фасад облицован мрамором.


Арсенал с начала 12 века был сердцем венецианского судостроения. Этот огромный производственный комплекс был построен для оснащения кораблей и являлся в то время одним из крупнейших производств Европы. Сейчас здесь располагается морской исторический музей.


Скуола Гранде ди Сан-Марко - историческое здание 13 века в стиле Возрождения, резиденция одной из 6 крупнейших венецианских скуол (гильдий).


Еврейское гетто находится в квартале Каннареджо и было основано в 1500 году. Район гетто имеет высокие здания и низкие потолки, потому что евреям не разрешалось селиться где-то ещё. Здесь расположены пять синагог, которые представляют разные еврейские этнические группы, которые жили в Венеции на протяжении 5 веков.

Палаццо Контарини дель Боволо - готический дворец с красивой винтовой лестницей. Был построен венецианской семьёй Контарини в 15 веке.


Ка-д’Оро

Ка-д’Оро иди дворец святой Софии - один из самых замечательных примеров венецианской готики и одно из самых элегантных исторических зданий Венеции, расположенное в районе Каннареджо на Гранд-канале. Дворец был построен в 15 веке. Сейчас здесь располагается галерея Франкетти.

Венеция-город на воде. На протяжении XX века Венеция достаточно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну. Основной предпосылкой по мнению ученых этого бедствия выступал промышленный забор воды из артезианских скважин и, как следствие, снижение водоносного слоя земли. После закрытия скважин оседание городка замедлилось. Но всегда ли Венеция была таким островным городом? Давайте попытаемся изучить этот вопрос…


План Венеции, XVI век. У меня сразу возникает вопрос: кто заставил жителей строить дома и селиться на воде? Город стоит на сваях, вбитые в дно лагуны, держат дома, чьи 1-ые этажи пустуют – там нереально обитать из-за сырости. Что за мотивация двигала людьми?

Официальная история гласит, что городское поселение на островах Венецианской лагуны начало создаваться во второй половине VI века. Изначально центр поселения находился на островах Маламокко и Торчелло, но с VIII века начал перемещаться к своему современному положению. В VII веке острова по инициативе Византии, которой они формально принадлежали, были объединены под властью единого правителя - дожа.

Абсолютно все слышали про Венецию и представляют ее себе такой:


Вместо сухопутных улиц и дорог – каналы

Но мало кто смотрел эту территорию с высоты в программе Google Планета Земля. А в ней открываются очень интересные детали. Этот пост будет касаться не сколько описания и загадок самого города, сколько его окрестностей (лагуны и берегов).


Ссылка
Я вижу на этом снимке четкую береговую линию материка и затопленные морем континентальные территории. Это могло случиться при поднятии уровня Средиземного моря (прорыва Гибралтара, наполнение водами Атлантического океана) или опусканием этой части материковой суши. А может быть, гораздо сложные процессы с производными этих факторов.


Южнее от островного города видны ушедшие под воду русла рек. Вся лагуна мелководная, думаю, почти как глубины Финского залива. И здесь можно даже провести некую аналогию с Питером.


Фарватер для мелких судов


Под водой видны даже то ли затопленные каналы, то ли дороги. Но, думаю, первое. Каналы и реки в древности были основными транспортными артериями.


Здесь на мелководье видны то ли древние поля, то основания ограждений. Ссылка


Ссылка . Со стороны открытого моря к каждому волнорезу прокопан подводный канал (дноуглубление) и все волнорезы (и пристани за одно) соединены в единую систему. Так же широкий, но нетакой глубины канал имеется и с внутренней со стороны, со стороны лагуны.


Вот такие волнорезы-пристани


Канал, соединяющий пристани, сейчас по всей видимостью не используется, т.к. он упирается в современное портовое сооружение и не имеет выхода в море.


Вид с высоты


В лагуне, где совсем мелко, стоят маяки на деревянных сваях


Наличие водорослей в некоторых частях лагуны, говорит о совсем небольшой глубине. 45° 17" 42.64" N 12° 16" 19.46" E


Мелководье. 45° 30" 12.45" N 12° 21" 30.00" E


У меня ассоциации одни – это острова, остатки от затопленных территорий


Островной город Венеция с высоты


С высоты выглядит это все как остатки суши при наводнении


К городу идут автомобильное и железнодорожное сообщения


Со стороны материковой части вот такие «заводи». Может быть, здесь разводят рыбу, точно не знаю, но выглядит творчески. 45° 20" 51.16" N 12° 9" 47.47" E

В части материковой линии имеются даже прямолинейные каналы:


Ссылка


45° 23" 58.33" N 12° 12" 53.05" E


В лагуне много таких мелких островов. 45° 28" 17.03" N 12° 20" 38.52" E


Координаты: 45° 23" 1.81" N 12° 17" 10.10" E. На одном из островов лагуны встречается брусчатка. Видимо, в прошлом остров был обитаем и на нем были строения.


Таких заброшенных островов здесь много. 45° 28" 4.80" N 12° 20" 44.40" E

Есть на материковой части даже крепость-звезда:


Ссылка . Форт Marghera


Остатки еще одной «звезды». Ссылка


При просмотре города приходит мысль, что улицы просто затоплены. Никакие это не каналы. Первые этажи, да и частично вторые – остались под водой.


Центральный, самый широкий канал (затопленный проспект)


Для передвижения пешком были построены от дома к дому множество мостиков

Чтобы не писали, но было бы глупо строить на воде. Использовали сваи. Зачастую из сибирской лиственницы, что говорит о тесных связях с Сибирью, что странно. Забить сваи в то время (да, и сейчас) – необходимость не из дешевых, тем более забить в дно, пусть не глубокого, но моря.


После продолжительных и сильных дождей, Венецию топит, иногда вода прибывает на целый метр


После просмотра и анализа всего этого фотоматериала и снимков с гугл-карт, у меня появился такой вывод: вся эта территория еще в историческое время была сушей, были поселения, поля, была Венеция, но не как город на воде, а максимум город у берега реки. После случившегося (было это медленным процессом или стихийным и катастрофическим - неизвестно), жители не покинули город, перебравшись где посуше, а приспособились к новым условиям, не оставили свой город.
То, что город стоял на реке, думаю, может говорить даже эта фотография:


Фарватер, способный пропустить большой корабль с приличным водоизмещением.

В первой части видео видно, что в зоне осушенного канала-улицы дома стоят на фундаментах, а не на сваях. Значит - Венеция, изначально остров. Лишь потом что-то достраивали, ремонтировали с помощью свай.

Не секрет, что Венеция стоит на деревянных сваях, вбитых в зыбкую почву островов Венецианской лагуны. Как это выглядит можно посмотреть, например, – изображения весьма показательные, правда, текст на итальянском. Вместе с тем, на многих сайтах рунета можно встретить утверждение, будто бы эти сваи привезены из России – не то из-под Перми, не то из Сибири, не то из Карелии... История о том, что Венеция покоится на сваях из российской лиственницы, проникла даже в эфир телеканала «Моя Планета» (крутили там одно время такой ролик).

Версия сама по себе красивая, но все-таки выглядит она довольно странно. Рядом ведь Альпы, Далмация, да и берега Адриатического моря в районе Венеции, судя по всему, когда-то были сплошь покрыты лесами... Зачем везти лес из-за тридевять земель, если его под боком завались?

Не сомневаюсь, что какое-то разумное обоснование этому найти можно. Однако для начала хотелось бы разобраться вот с чем.

На чем, вообще, основана версия о российской лиственнице? Похоже, что ни на чем. Все следы ведут к книге Л.В. Баньковского и М.Н. Ожигановой «Соль пермской земли», в которой написано следующее (самой книги я, честно говоря, не нашел, поэтому цитирую по вторичным источникам):

В 12-томной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Христофором Тентори в XVIII веке, есть такие строчки: "Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах – пермскими карагаями". 400 тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор несут на себе тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города. Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, то есть земель Перми Великой, иначе бы деревья не называли "пермскими карагаями". Ведь сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется "венецианской смолой".

Звучит интригующе, но не слишком убедительно. Почему?

  1. Двенадцатитомная история Венеции Христофора Тентори. Вероятно, имеется в виду «Saggio sulla storia civile, politica, ecclesiastica e sulla corografia e topografia degli stati della repubblica di Venezia: ad usu della nobile e civile gioventù». Полный текст этого многотомника можно без труда найти на сайте archive.org (вот ссылка). Таким образом, проверить, действительно ли Cristoforo Tentori говорит о пермских карагаях в основании «города на островах», довольно легко. Только вот хотелось бы знать, где именно это написано, или хотя бы, как «пермский карагай» пишется по-итальянски. Не перелопачивать же все двенадцать томов ради одной цитаты?
  2. Количество свай – «400 тысяч». Во-первых, непонятно, откуда взялись эти данные. Во-вторых, 400 тысяч свай – это до неприличия мало. Для сравнения, в «Истории Венецианской Республики» Джона Норвича можно найти следующее: «<...> собор Санта Мария делла Салюте <...> покоится исключительно на таких сваях. Судя по источникам, их забито 1 156 627 штук» (Джон Норвич. История Византии. История Венецианской республики – 2011 г. ISBN 978-5-17-074111-3, 978-5-271-37819-5. С. 436). Более миллиона свай под одной церковью! (Хотя и в это как-то не очень верится. Истина, наверное, где-то посередине.) Еще кое-какие цифры можно найти – интересное видео о фундаментах венецианских домов (на итальянском) с кратким пересказом (на русском).
  3. Авторы признают, что «сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп», но почему-то у них «нет сомнения», что в Венецию лиственницу везли из пермских земель...
  4. И вообще, почему свет клином сошелся на лиственнице? Под Венецией ведь сваи из разных пород деревьев: из вяза, дуба и т.д.

Короче говоря, с таким же успехом можно написать, что Венеция покоится на фундаменте из тульских пряников, сославшись на цитату из того же Тентори без указания тома и страницы.

Человеческое упорство в достижении своей цели не знает границ. Голландцы десятилетиями планомерно отвоевывали у моря землю в стремлении увеличить территорию страны, французы и англичане проложили по морскому дну Ла-Маншский тоннель. Итальянцы решили не мелочиться - и еще в давние времена построили целый город, используя территорию ста восемнадцати маленьких островов.

Венеция «родилась» в мелкой песчаной лагуне Адриатического моря, что и предопределило всю дальнейшую судьбу города - вода стала проклятием и одновременно спасением Венеции. Спасением - из-за легкости швартовки торговых судов, благодаря которым город достиг небывалого расцвета, став «Золотыми Воротами» Европы. Проклятием - из-за того, что Венеция, едва получив жизнь, начала умирать. Медленное погружение уникального города в море не прекращается ни на минуту - на один сантиметр ежегодно.

Венеция изначально строилась на вбитых в зыбкий грунт деревянных сваях, материалом для которых служила лиственница. При взаимодействии с соленой морской водой структура ее древесины приобретает практически металлическую твердость и неподверженность гниению. Мудрость строителей прошлого помогла сохранить уникальное культурное наследие до наших дней - современные специалисты не беспокоятся за фундамент города, но бьют тревогу из-за постепенного смещения нестабильных донных слоев грунта.

Венеция сегодня - как замороженная в жидком азоте роза, которая рассыплется от одного лишь к себе прикосновения: перестроить ее, не нарушив хрупкий баланс надводной и подводной частей, невозможно. Возрастающее давление, причиной которого являются здания и многочисленные туристы (до 19 миллионов человек в год), грозит сделать город непригодным к жизни уже в 2028 году - если только современная наука не найдет способ спасти «Золотую жемчужину». Итальянские ученые уже вступили в борьбу с морем, чтобы спасти Венецию - в 2003 году стартовал проект «Моисей», использующий в качестве защиты города от приливов герметичные дамбы. Увы, пока все усилия приносят мало пользы, зато вызывают множество споров относительно экологической безопасности проекта.

Единственным реальным выходом из сложившейся ситуации, по мнению современных ученых, является методика «выталкивания» песка из глубинных слоев участка морского дна, на котором расположена Венеция. Инженер Дж. Гамболати предложил пробурить вокруг города 12 семисотметровых скважин. Если с помощью этих отверстий накачать морской водой глубокие песчаные слои, это приведет к их разбуханию. По расчетам специалистов, такие действия позволят «приподнять» участок дна вместе с городом на 30 сантиметров. Впрочем, ученые не отрицают, что это лишь временная мера и окончательное спасение Венеции - дело следующего поколения.

В двенадцатитомной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Тентори в XVII веке, есть такие строки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах — пермскими карагаями».
Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему-то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».

Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, иначе зачем бы деревья называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница и поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой». Краевед Лев Баньковский попытался выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую.
Связал он это с двумя факторами: изменением климата и деятельностью человека: «Во время умеренных потеплений и двух весьма жарких ксеротермических периодов лиственничники, или, как их называют в Сибири, листвяги, были сильно потеснены степями и широколиственными лесами. В Западной Европе вместо некогда сплошных массивов лиственницы остались ее небольшие островки, многие из которых за последние века совсем или почти совсем исчезли в результате строительной деятельности человека. Вот почему уже в эпоху раннего средневековья лиственничные сваи для возведения Венеции пришлось ввозить из Предуралья вокруг всей Европы».

Но каким путем везли деревья? «Вокруг всей Европы» — то есть через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море? Неожиданная подсказка нашлась в работе Н. Соколова «Образование Венецианской колониальной империи», изданной в Саратове в 1963 году. В ней, в частности, говорится, что начиная с XI века, Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под ее контролем оказываются важнейшие торгово-стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье.
Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Соколов называет города Кафу, Солдайю, Тану, Астрахань.
И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном Средиземноморье и проникнуть на северо-западное побережье Европы. Ясно, что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через Черное море, чем вокруг Европы, тем более что смогли они туда попасть далеко не сразу.

Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции — «пермский карагай». Пермский — понятно, что из Перми, a карагай — так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас все сразу встает на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани.
Как вы, наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием «карагай» продавали. Был и другой путь: до города Булгары по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Черное море недалеко.
Если же везти лиственницу из Прикамья «вокруг Европы», то тюркскому названию появиться неоткуда. Торговля шла бы через русский Новгород и какое-нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу называют «ларикс».
Но все же мысленно вернемся примерно так на 1000 лет назад. Даже не будем разбираться, четыреста тысяч или два миллиона стволов лиственницы вывезли из наших лесов венецианские купцы. Масштабы по тем временам при том развитии техники, транспортных средств — гигантские. Добавьте к этому расстояние: где Венеция и где наш край. И эти два миллиона или четыреста тысяч были доставлены в Венецию за каких-то несколько столетий. Это же тысячи и тысячи стволов ежегодно. Где-то здесь, на дальних реках нашего края Глухой Вильве или Колынве, Уролке или Колве, местные жители заготовляли лиственницу особого размера и, наверное, очень недоумевали, зачем, кому нужно столько обычных деревьев, и за них тоже давали дорогой товар, как за пушнину или соль.

Затем все это оказывалось на Каме. Здесь необычный для местных жителей товар брали булгарские купцы…
Но, вероятно, венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло «дерево жизни» для их города. А иначе как объяснить, что в Европе первая карта, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани. Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Может быть, до них дошли какие-то сведения со времен Римской империи. Когда император Троян в начале II века построил из привозной лиственницы мост через реку Дунай. Остовы моста разрушили с помощью зубила только в 1858 году, через 1150 лет.
Не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего «архангельская». Были, правда, и другие названия: «русская», «сибирская», «уральская». Только почему-то «пермской» не называли.
Еще многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи верст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мостов и многое другое. Сегодня, как память о былой славе пермской лиственницы, остались топонимы — названия села и деревни Карагай.

PS. В 1827 году, т.е. спустя 1000-1400 лет, часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели. Дерево сделалось до того твердым, что и топор, и пила его едва берет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.