Овальная площадь капитолия в риме. Капитолийский холм в Риме: история, время работы и где находится

Рим стоит на семи холмах, самым маленьким является Капитолий, расположенный в центре города. Архитектурные произведения искусства на нем олицетворяют собой величие города и римского народа. Они в сохранности дошли до наших дней. Многие стремятся пройтись по известной площади и ощутить на себе грандиозность древних построек.

История появления

Создание теперешней площади началось в 1536 году, когда в Риме чествовали приезд Карла V, Капитолийский холм пребывал не в лучшем состоянии, и папа Павел III удрученный этим, решил сделать из него ансамбль грандиозных архитектурных строений. До этого, после падения империи, холм был в заброшенном виде, его даже называли некоторый период времени «Козьим», так как пастухи пасли на нем коз.

Территория, отводимая под будущую Капитолийскую площадь в Риме, выглядела лучше, на ней находился пришедший в упадок Дворец Сенаторов X века, останки Табулария и Палаццо Консерватори XV века.

Архитектурный проект доверили знаменитому Микеланджело. Полностью выстроить Капитолий получилось только к началу XVII века. Ход проводимых работ был следующим:

  • 1537-1539 гг. составление плана реконструкции сооружений, оставшихся на холме.
  • Конец 1550 года – частичная реализация плана.
  • Начало 17 века – завершение строительства Капитолия по проекту Микеланджело. Его выполнил талантливый архитектор Дакомо делла Порта.

Особенность Капитолийской площади заключена в своеобразном оптическом восприятии пространства, которую искусно обыграл архитектор, она гармонично влилась в черты нового города.

Современная Капитолийская площадь

Интересной загадкой является исполнение ее покрытия, выложенного загадочными «узорами Микеланджело». Белые камни рисуют чуть вытянутый круг, который символизирует земной шар, а выполненные вокруг него дуги вполне возможно являются параллелями и меридианами.

В центре образованного из белых камней круга возвышается статуя Марка Аврелия, сидящего на коне с поднятым копытом, которая сохранилась в первозданном виде еще с античных времен. Но на самом деле туристам предлагается посмотреть на копию скульптуры, так как оригинал после реставрации в 1981 году остался в музее Палаццо Нуово.

Площадь окружена с трех сторон дворцами:

  1. Сенаторов, в нем теперь заседает муниципалитет города.
  2. Консерваторов (Хранителей), ставшим музеем, в котором хранятся многие античные артефакты и скульптуры животных. Среди них можно увидеть символ Рима – волчицу, вскормившую младенцев Ромула и Рема, основателей города.
  3. Новым дворцом, в нем имеется картинная галерея.

Вокруг площади расположены три лестницы:

  • Центральная – широкая и более пологая, создана Микеланджело, украшена бордюром, а у основания ее охраняют древнеегипетские мраморные львы.
  • Справа от нее имеется незаметная, но удобная узенькая лесенка.
  • Слева расположена лестница из 124 ступеней, ведущая к собору Санта-Мария-ин-Арачеле, которая была открыта в благодарность Деве Марии за то, что она спасла Рим от чумы.

Как добраться?

Она находится в центре города, к ней можно пройти пешком, встав на станции метро «Colosseo» - Колизей. Также можно доехать на автобусах № 30, 81, 160, 85, 170, 810 до остановки под названием Ara Coeli-Piazza Venezia. Или воспользоваться трамваем №8, в этом случае нужно доехать до его конечного пункта назначения.

Время посещения Капитолийского холма

Для туристов он открыт всегда, если днем можно рассмотреть всю архитектуру до мельчайших подробностей, то ночью просто прийти в восторг от невероятной и продуманной подсветки всех строений, расположенных на площади.

Музеи и дворцы работают со вторника по воскресенье с 9.30 до 19.30. Стоимость посещения составляет 15 евро, услуги гида оплачиваются отдельно. Храм Девы Марии можно посещать бесплатно, но он открыт только до 19.00.

Рим расположился на семи холмах. Самый маленький по размеру и высоте, но самый значительный по исторической и художественной ценности называется Капитолийским. Каждый турист старается посетить это место, чтобы своими глазами увидеть место, где возник Вечный город.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В Риме множество красивейших и уникальных мест: соборы, памятники известным личностям, фонтаны и дворцы. Наиболее впечатляет Капитолийский холм, его исторические и культурные ценности никого не оставляют равнодушным. По легенде, 2,5 тысячи лет назад Ромул (один из братьев-основателей Рима), стоя на вершине холма, увидел парящих в небе орлов. Рядом с этим местом он и решил основать город. Историки не пришли к единому мнению о происхождении названия холмов. Существует две версии, по одной он носит имя Юпитера Капитолийского, чей храм стоял еще задолго до появления Ромула. Здесь находилось святилище племен сабинян, они воздвигли храм Юпитеру и молились ему, принося жертвы.

Вторая версия от слова «капут» (в переводе означает голова), так как на холме был расположен Сенат, где заседали самые именитые и знатные сановники того времени. В древности на Капитолийском холме был построен храм Юпитеру, Юноне и Минерве, на площади всегда было много народу, здесь собирался Сенат, решались важные вопросы, проходили суды. До сих пор сохранилось здание Мамертинской тюрьмы, которое также стоит на холме. Ему уже более 2700 лет. По одним сведениям, дата строительства относится к VI, по другим она построена в IY веке до н.э. Первоначально это было двухуровневое сооружение, в его подземелье томились в ожидании исполнения приговора и важные сановники, и самые обычные горожане.

По легенде, в этой тюрьме находились перед казнью апостолы Петр и Павел. Когда в XYI тюрьма перестала функционировать, в подземелье был установлен алтарь, и сюда до сих пор идут поклониться паломники. Впоследствии над подземельем возвели церковь Иосифа Плотника. В давние времена на территории Капитолия располагались улицы с торговыми лавочками и магазинами, где ремесленники продавали свою продукцию. Некоторые сохранились до сих пор, например, Серебряная, где, согласно названию, продавались изделия из серебра.

У подножия Храма Аричели находятся древние строения — инсулы, по сути, это многоквартирное общежитие, по образу которых стали обустраиваться современные отели и гостиницы. Первые многоэтажные дома появились еще в III столетии до н.э., а массовое строительство «коммуналок» в Риме началось в I веке. Инсулы сдавались внаем, причем чем ниже этаж, тем дороже была плата за проживание и тем более состоятельные люди в нем селились. На первых этажах были даже канализация и водопровод. Дома близко располагались друг к другу, поэтому часто целые кварталы уничтожались пожарами. Они быстро разрушались, так как строились с нарушениями правил, приходили в упадок, но стоили такие «апартаменты» недешево.

Микеланджело и возрождение Капитолия

Античные постройки требовали реставрации, эти работы поручил провести знаменитому скульптору и архитектору Микеланджело Папа Римский Павел III. Микеланджело (годы жизни: 6 марта 1475 — 18 февраля 1564) проектировал много зданий, в том числе Собор Святого Петра в Риме. С конца тридцатых годов он приступил к переоборудованию Капитолийской площади. К сожалению, Микеланджело умер, не успев завершить строительство, это сделали его ученики и последователи.

Площадь Капитолия считается уникальный по красоте и гармоничности — в ее центральной части площади расположился Дворец Сенаторов. С одной стороны от него воздвигнут Дворец Палаццо Нуово, с другой — Дворец Консерваторов, они построены по одному проекту, поэтому совершенно одинаковы. В них теперь расположены музеи, где представлены полотна старых мастеров, одежда разных эпох, посуда, монеты и статуэтки.

В центре площади установлена скульптура императора Марка Аврелия, императора и философа. Это копия античной статуи. С одной стороны площади можно спуститься вниз по старинной лестнице, которая украшена статуями египетских львов и скульптурами мраморных близнецов — Поллукса и Кастора. Они были обнаружены в Помпеях и перевезены в столицу Италии в XYI столетии. Внизу установлены статуи Константина и Константина II, скульптуры с античного фонтана и верстовые столбы с Аллиевой дороги.

Дворец Сенаторов

Самое примечательное сооружение — Дворец cенаторов, построенный в первом столетии до н.э. зодчим Корнелием. Во Дворце первоначально долгое время находился архив, в средние столетия он пустовал и постепенно разрушался. Возрождение дворца началось в тридцатых годах XYI века, когда понтифик Павел III доверил Микеланджело провести реконструкцию строений и обустроить площадь, которую назвали Piazza-del-Campidolio. По плану зодчего доминирующим и самым величественным предполагался центральное сооружение — Дворец сенаторов. С 1871 года во дворце находится резиденция мэра, поэтому большая часть помещений закрыта для туристов. Посетить можно Лапидарий, где экспонируются античные каменные плиты с надписями. Внизу, в старой части, можно осмотреть архив — Табуларий.

Дворец консерваторов

Первое строение дворца Консерваторов было возведено при понтифике Николае Y во второй четверти XY века. В дословном переводе слово означает «Дворец хранителей». В этом помещении заседали сенаторы, магистры и судьи, которых называли консерваторами, что и дало название зданию. В руках этих людей была сосредоточена вся власть. Но со временем увеличивалась папская власть и значимость городской значительно снизилась, казна истощалась, что приводило к запустению и обветшанию строения. В середине XYI века дворец, как и весь архитектурный ансамбль площади, был реконструирован Микеланджело.

Сейчас в здании расположены музеи, первые экспонаты принадлежали Папе Сиксту IY, он в 1471 году передал в дар античные скульптуры, сделанные из бронзы, в том числе скульптуру легендарной «Капитолийской волчицы», по преданию, вскормившей Рэма и Ромула. В центральном зале, богато расписанном фресками, экспонируются мраморные древнеримские бюсты. На втором этаже расположена галерея (Пинакотека). В ней представлены работы Караваджо, Ван Дейка, Тинторетто и других известных художников. В зале Кастелланы экспонируются старинные предметы греков и этруссков, а также ювелирные украшения.

Дворец Нуово

Palazzo Nuevo (Новый Дворец), как следует из названия, самое новое строение, воздвигнутое в XYII веке. Как и замыслил Микеланджело Буонаротти, он был копией Дворца Консерваторов. Изначально строился как общественный музей и был открыт для свободного посещения в 1734 году. В наше время во дворце расположена часть Капитолийских музеев. Посетители могут увидеть скульптуры, вазы, привезенные из Греции, полотна художников, древнюю мозаику. Во внутреннем дворике представлены части строений и фрагменты статуи Константина — рука, ступня, голова.
В современной части здания находится оригинальная бронзовая скульптура Марка Аврелия — уникальный подобный экспонат, сохранившийся еще с древних времен. На второй этаж палаццо ведет красивая лестница Скалоне, она богато украшена рельефными картинами на античные сюжеты и инкрустирована мрамором.

Базилика Санта Мария-ин-Арачели

Церковь Святой Девы Марии основана в XIII столетии. Капитолий — это холм с двумя невысокими вершинами, на меньшей из которых и построена церковь. По древним преданиям, на этой вершине был воздвигнут храм Юпитеру, его жене и дочери Минерве — Богине мудрости. Затем у нее появился свой дворец — храм Юноны-Монеты, именно на этом месте и была впоследствии воздвигнута церковь Девы Марии.

Точных сведений о первых строениях у историков нет. Они опираются на средневековые легенды, которые говорят: когда правил император Август, в его честь сенаторы решили возвести церковь. Император захотел спросить у богов, стоит ли это делать и пошел на холм, желая принести им в жертву голубей.

По дороге ему повстречалась сивилла, прорицательница. Она воскликнула, что видит рождение Бога, в скором времени только ему будут молиться. Император установил Жертвенник Небесный там, где волшебнице пришло видение. Потом здесь возникла церковь Санта Мария-ин-Арачели, первое документальное упоминание о ней относится к первой четверти XIY века. В VI веке построен греческий монастырь, затем в IX столетии бенедиктинцы возвели католический храм. В XIII столетии он перешел к ордену францисканцев, они провели значительную перестройку здания. В эпоху средневековья здесь не только молились, но устраивались собрания народа — провозглашали законы, решали хозяйственные вопросы.

В 1347 году власть в Риме взял Кола ди Риенцо, политический деятель, он приказал построить грандиозную лестницу, которая вела от основания холма до входа церковь. В 1464 году базилику реставрировали еще раз, в середине XYI века к ней пристроили ризницу и колокольню, в 1565 году возвели хоры, а в 1575 году был сделан прекрасный резной потолок в честь победы итальянского флота над турецким. В наше время собор открыт для верующих и туристов, желающих полюбоваться прекрасным внутренним оформлением базилики.

Время работы и стоимость билетов

Дворца, входящие в состав музея, работают в одно время и посетить их можно, приобретя один билет:

Время работы: со вторника до воскресенья с 9:00 до 20:00. Выходной — понедельник.

Стоимость билетов: комплексный — 15 евро, льготный — 13 евро.

Рим - город, посетив который, человек сможет соприкоснуться со временем. Он был построен очень давно, а на его территории сохранились места, созданные более двух тысячелетий назад. Одно из них - Капитолий. Архитектурный ансамбль, находящийся на этом холме, - наиболее популярная достопримечательность. Об истории Капитолия, о том, как туда добраться, а также о его значении читайте в статье.

Что это?

Считается, чтоназванием холм обязан одноименному храму, расположенному на нем. Еще не установлено точное лексическое значение слова Капитолий. Ряд искусствоведов считает, что оно несет такой смысл: голова, что-то важное, главное, жизнь или человек.

Капитолий в Риме называют Капитолийским холмом. Эта возвышенность - самая невысокая в городе. При этом она является центром культуры и политики Рима, а также ежегодно посещается тысячами туристов. Здесь сосредоточено большое количество памятников архитектуры, сохранившихся со времен античности.

Холм

Ансамбль Капитолия в Риме находится на одном из холмов, которых в городе насчитывается семь. Каждый из них носит свое название: Целий, Палатин, Квиринал, Авентин, Виминал, Эсквилин и Капитолий.

На последнем холме издревле возвышались всевозможные храмы, посвященные богам. Гуси, обитавшие в храме Юноны Монеты, предупредили римлян о том, что готовится нападение на них галлов. Здесь же был построен первый двор, на котором чеканили деньги. Их стали называть монетами в честь жены Юпитера. Семь холмов известны на весь мир. Капитолий славится тем, что здесь происходило большое количество знамений. Кроме того, это место считается сакральным. Здесь до сих пор расположены всевозможные церкви и базилики.

Нет на свете путешественника, который не знал бы, что в основании Рима лежат семь холмов. Однако мало кто понимает, что именно Капитолий стал возвышенностью, где зародился город. Начиная с древности, на этом холме находился политический центр Рима. Раньше здесь правили императоры, а в настоящее время здесь работает мэр города и муниципалитет.

Капитолий - невысокий холм. Он возвышается над Римским форумом. Его высота измеряется сорока шестью метрами.

Храм

Капитолий в Риме - не только холм. Один из важнейших храмов города носит такое же название. Он является первым религиозным сооружением, построенным на этом холме. Он посвящен так называемой Капитолийской триаде, в состав которой входят Минерва, Юпитер и Юнона Монета. Издревле он состоял из трех частей, посвященных определенному богу или богине. Центр был посвящен Юпитеру, правая сторона - Минерве, а левая сторона - Юноне. В каждой из частей находился алтарь.

Здесь не только поклонялись божествам, но и чеканили монеты, проводили советы. В храме располагался архив. Этот архитектурный памятник навсегда остался символом власти, силы, бессмертия Рима.

Это здание обладает многовековой историей. Когда-то в нем был сосредоточен центр города, но затем он утратил свое значение. В пятом веке он был разграблен во время захвата Рима. Считается, что тогда ансамбль лишился не только ряда предметов культа, но и нескольких слитков золота, которые, по преданию, хранились под троном Юпитера, в специально созданной нише. Капитолийский храм, или же был разрушен временем в шестом веке нашей эры. Археологи приложили все усилия для того, чтобы восстановить его. Благодаря их стараниям была реконструирована часть фундамента и небольшой фрагмент стены. Их можно увидеть в одном из залов Палаццо Консерватори.

История

Капитолий в Риме стал религиозным, политическим центром этого города сразу после того, как он был основан. Дело в том, что защищать Рим было легче на возвышенности, чем в низменности. Он служил римлянам долгое время, вершина холма никогда не пустовала. После того как был разрушен одноименный храм, рядом появилась базилика Санта-Мария ин Арачели. Она располагалась в центре возвышенности. Она не только служила церковью, в ней проходили собрания народа.

Неподалеку от подножья Арачели располагаются развалины. Они принадлежат античному строению - инсуле, которая служила чем-то вроде современной гостиницы. С первого века Рим был массово застроен подобными зданиями. При этом на верхних этажах жили те люди, у которых не было много денег, а зажиточные граждане, сумевшие оплатить жилье, селились на первых этажах и получали в свое распоряжение некоторые удобства. Например, канализацию и водоснабжение.

До шестнадцатого века сооружения Капитолийского ансамбля не реставрировались, поэтому многие из них находились в плачевном состоянии. Однако когда римский император Габсбург решил посетить город, Павел Третий озаботился видом Рима. Работа над реставрацией площади, вокруг которой и были выстроены все сооружения, была доверена Микеланджело в 1536 году. К сожалению, он не успел закончить работы, и большинство из них велись по его задумкам под руководством итальянского архитектора, скульптора Джакомо Делла Порта, а также других учеников Буонарроти. Капитолийсохранился таким, каким его сделали труды этих людей к концу 1654 года.

Достопримечательности

Капитолий в Риме притягивает путешественников своими достопримечательностями, среди которых:

  • Лестница Кардоната. Это одна из трех лестниц, по которым можно подняться на возвышенность.
  • Капитолийская площадь. Она располагается на вершине холма, являясь его центром. По ее периметру построены другие
  • Конная статуя императора в свою очередь, возвышается посередине площади.
  • Символ города - Волчица, символизирующая правосудие. Раньше она находилась на улице, неподалеку от входа в Палаццо Консерватори, однако, была перенесена внутрь сооружения. До того как эта статуя была найдена, в Капитолии стояла клетка с живой волчицей.

  • Дворец Сенаторов. Какое-то время этот архитектурный памятник служил хранилищем, однако, сейчас в его стенах находится мэрия Рима. Именно из-за этого попасть можно не во все помещения.
  • Дворец Консерваторов получил свое название из-за того, что в нем когда-то проходили заседания сенаторов и судей. Их как раз звали корсерваторами. Сейчас здание служит музеем, в котором можно найти бюсты, фрески. Известна и Пинакотека, где выставляются полотна величайших художников.
  • Палаццо Нуово - самый молодой архитектурный памятник ансамбля. Он точь-в-точь воспроизводит Дворец Консерваторов. Здесь хранятся античные скульптуры.
  • Базилика Санта-Мария ин Арачели построена на том месте, где когда-то возвышался храм Юноны Монеты. Здесь хранится чудодейственная скульптура Иисуса в младенчестве.

Культурное богатство

Капитолий в Риме является не только религиозным, политическим, но и культурным центром древнего города. В нем располагается ряд музеев, каждый из которых достоин внимания.

В стенах Дворца Сенаторов, построенного в первом веке до нашей эры, располагается музей-хранилище каменных плит, надписи на которых рассказывают о Древнем Риме. Из них можно узнать, как здесь велась жизнь и какой была политика правителей.

Во Дворце Консерваторов располагается музей бюстов из мрамора, созданных в Древнем Риме. Кроме того, здесь можно рассмотреть фрески и посетить Пинакотеку. В этой галерее выставлены полотна таких выдающихся художников, как Рубенс, Веласкес и Караваджо. Всевозможные артефакты можно найти в зале Кастеллани, а богатые коллекции монет и украшений - в монет.

Палаццо Нуово был построен для того, чтобы стать музеем. Так и получилось: здесь находятся скульптуры не только римские, но и греческие.

Экскурсии

Рим - вечный город, всегда открытый для посещения всеми желающими. Поэтому здесь проводится большое количество различных экскурсий. Наиболее популярным туристическим местом, по совместительству - сердцем города является Капитолий в Риме. Как добраться до этого места? Легко. Это можно сделать как самостоятельно, так и с группой. Однако важно понимать, что Рим - достаточно крупный город, и в нем можно заблудиться, засмотревшись на шедевры архитектуры.

Почти все туристы, побывавшие в вечном городе, посещают ансамбль Капитолия. Многие музеи, входящие в его состав, работают по одинаковому расписанию. Например, попасть в такие места, как Палаццо Нуово, Дворец Консерваторов и Дворец Сенаторов можно в любой день, кроме понедельника, с девяти часов утра до восьми часов вечера.

Как добраться?

Попасть в Капитолий можно разными способами. Доехать до холма можно, сев на поезд линии B метро. Кроме того, в Риме действует разветвленная система автобусов, маршруты которых пролегают и через возвышенности. Также можно вызвать такси и добраться до Капитолия на машине.

Пешие прогулки доступны для всех желающих. Подняться на холм Капитолий в Риме можно по трем лестницам. Левая ведет к базилике Санта-Мария ин Арачели. Центральная была спроектирована Микеланджело, она считается главной лестницей всего ансамбля. Правая же достаточно неприметная, ею, как правило, пользуются горожане. Поэтому если туристы желают подняться на холм в тени и при этом не попасть в толпу, они могут воспользоваться именно ею.

Нельзя побывать в Риме и не увидеть Капитолия. На этом, самом маленьком из семи холмов вечного города, сохранились свидетельства античной старины, в музеях собраны величайшие шедевры итальянского Возрождения, на площади стоят великолепные скульптуры. Здесь знаменитая волчица вскормила братьев-основателей Рима, здесь знаменитые гуси спасли имперскую столицу от варваров, здесь император Август увидел Богородицу с младенцем на руках.

В этой статье мы попробуем:

  • разобраться в непростой и насыщенной истории старейшего римского холма;
  • прогуляться по античным руинам;
  • заглянуть в музеи Капитолия;
  • сориентировать в ценах на входные билеты, часах работы и работе общественного транспорта в важнейшем районе имперского Рима;
  • рассмотреть отзывы тех, кто съездил и вернулся.

От Ромула до Микеланджело

Капитолий стал тем самым холмом, который скаредные латины уступили братьям Ромулу и Рему. Легенда гласит, что Капитолий братья выбрали по той причине, что именно здесь их когда-то выкормила волчица, материнский инстинкт которой не позволил хищнице сожрать беззащитных младенцев.

Первым строением здесь стала хижина в которой жили основатели. Правда недолго. Ссора братьев закончилась убийством, город начал строить один Ромул. Рим рос быстро, постепенно отвоевывая у местных племен новые территории. Как самая старая часть города, Капитолий в жизни Древнего Рима играл важнейшую роль : на его территории располагались два главных храма: Юпитера Капитолийского (отсюда и название холма) и Минервы (покровительнице справедливой войны и мудрости). Здесь проходили народные собрания, высший орган управления Республикой и Империей (формально). Капитолийский холм - символ власти , государственности Древнего Рима.

После падения империи - Капитолий в Риме подрастерял свое значение. Над античными руинами поднимались замки патрициев, монастыри и церкви. Уже с X века Капитолий снова начинает превращаться в административный квартал Рима.

С приходом эпохи Возрождения на Капитолийском холме разместился сенат, управлявший городом. Именно в это время возникла традиция «дарить народу» произведения искусства. Папы Римские, ради повышения своего рейтинга в народе, часто выставляли на городских площадях скульптуры из своих коллекций, допускали публику в свои галереи и дворцовые атриумы.

В XVI веке к реконструкции строений Капитолия был привлечён Микеланджело Буонаротти. Гениальный зодчий, скульптор и художник превратил главный холм папской столицы в архитектурный и градостроительный шедевр. С тех пор Капитолий - не только символ Рима, но и гордость Италии, музейная Мекка для туристов и христианских паломников.

Сокровища Капитолия - руины, площадь, музеи и церкви

Античные руины

С древнейших времен на Капитолии сохранилось немногое:

  • Инсула - находится у подножья холма. Это остатки большого доходного дома, этакой римской высотки. Античные источники утверждают, что высота этого «отеля» была не меньше 30 метров, а площадь «апартаментов» доходила до 200 квадратных метров.
  • Мамертинская тюрьма - сохранилось подземелье этой темницы для важных государственных преступников. Среди заключенных тюрьмы были апостолы Петр и Павел, место популярно среди паломников. В предполагаемом месте заключения сподвижников Христа установлен алтарь.

Остальные античные строения угадываются в фундаментах более поздних строений: на месте храма Юпитера, Минервы и Юноны на Капитолийском холме теперь стоят дворцы Сенаторов, Консерваторов и Новый дворец, а также Базилика Девы Марии.

Капитолийская площадь

Туристы попадают на площадь в самом центре Капитолия по лестнице Кардоната. Этот парадный вход на вершину холма творение рук Микеланджело. Пологий пандус, обрамленный балюстрадой, предназначался не только для «пешеходов», но и для знатных всадников. Начало подъема «стерегут» египетские львы, завершают лестницу статуи близнецов Диоскуров (Кастор и Поллукс).

Поднявшемуся по лестнице Кардоната, путешественнику открывается великолепная Капитолийская площадь, главные объекты которой:

  • Конная статуя императора Марка Аврелия - сохранилась чудом, благодаря неразберихе раннего средневековья. Уничтожая всякое свидетельство языческого прошлого, христиане были уверены, что статуя изображает императора Константина, который прекратил преследования христиан в империи и сам принял новую веру.
  • Дворец сенаторов - здесь до конца XIX века заседали «отцы города». «Отцов» сменили городские чиновники- сегодня во дворце расположена мэрия Рима. Завораживающая архитектура «создателя Ватикана» не единственное достоинство здания. Рядом с ним на колонне - скульптура «волчицы-кормилицы», точнее её копия (оригинал рядом в музее), установленная за 400 лет до Рождества Христова.

  • Дворец консерваторов - это не клуб «стагнатов» и врагов прогресса. В Италии так называют судей. Административное здание построено для всё тех же чиновников. Сегодня здесь расположен музей.
  • Новый дворец - «брат-близнец» дома «консерваторов». С самого начала стал местом для выставления скульптурных и живописных коллекций, «подаренных народу».

Музеи

Вернее один музей, расположенный в Дворце Консерваторов и Новом дворце, связанный подземной галереей для удобства публики, предлагает собрания шедевров:

  • Дворец консерваторов - собрание античных скульптур. Среди самых выдающихся экспонатов - Капитолийская волчица (оригинал), Умирающий Галл, остатки колосса Константина, работы Бернини и других итальянских ваятелей периода расцвета искусств. Здесь же находится и картинная галерея, где представлены работы мастеров Возрождения и Барокко.

  • Новый дворец - собрание римских скульптурных портретов, оригинал статуи Марка Аврелия. Во дворце расположены выставочные залы музея, где экспозиция постоянно меняется — шедевров слишком много и выставить их одновременно не представляется возможным.

Церкви

Достопримечательности Капитолия обширны и многочисленны. Церкви здесь древние, полные чудотворных образов и мощей. Особенно можно выделить Базилику Девы Марии , которая стоит на месте храма Юноны. Здесь же находились и знаменитые храмовые гуси, которые предупредили римлян о приближении галлов.

Императору Августу было видение в храме Юноны - женщина с младенцем на руках, которая сообщила ему, что он видит сына единого Бога. Случай произвел настолько сильное впечатление на правителя, что он отказался от обожествления своей персоны и построил первый христианский алтарь… Ещё до распространения христианства по всей Земле.

Сегодня в базилике можно посмотреть:

  • Лестницу из 124 ступеней. Римляне убеждены - тот, кто в полночь поднимется по этой лестнице на коленях и искренне попросит о помощи Богородицу - выиграет в лотерее. Ночью здесь бывает людно.

  • Мощи Святой Елены - чудотворные реликвии, к которым стекаются паломники со всего мира.
  • Фрески и надгробия - работы великих художников (Донателло, Пентуриккьо, Микеланджело).
  • Фигура Младенца Христа - чудотворная деревянная скульптура, дарует исцеление от болезней.
  • Алтарный образ - икона византийского письма, изображает Мадонну с младенцем. Этот образ «остановил» чуму в Риме в XIV веке.

Безусловно знакомство с Римом стоит начинать с места «где все начиналось». Однако помимо Капитолия итальянская столица богата и другими достопримечательностями. Здесь каждый сможет найти что-то интересное именно для себя, открыть свое любимое место. Чтобы вам было удобнее ориентироваться на местности, мы составили .

Как добраться, время работы и цена за вход?

Проще всего добраться до Капитолия пешком от станции метро «Colosseo». Дорога займет около десяти минут, по пути можно , скучно не будет.

Сам Капитолий, как часть центра Рима, открыт для посещений круглосуточно и без всяких ограничений. Ночью, когда включается подсветка, туристов здесь становится даже больше. Шедевры Буонаротти и его учеников нельзя оградить или закрыть от глаз публики.

Античные руины также доступны круглосуточно. Плата взимается за посещение музеев (15 евро, аудиогид - 5 евро), а для осмотра Марментинской тюрьмы нужно пожертвовать символическую сумму.

Бесплатно можно посетить и Базилику Девы Марии. Службы здесь проходят ежедневно с 8 до 12 часов. Чтобы спокойно осмотреть все сокровища этого храма и сделать несколько фото, лучше зайти после полудня. Храм открыт для всех желающих до 7 часов вечера.

Время работы музеев Капитолия - с 9:30 до 19:30. Доступ для публики закрывается за час до окончания работы. Выходных здесь только три - 25 декабря, 1 января и 1 мая. 24 и 31 декабря музеи работают до двух часов. На Капитолии часто бывают самые важные гости Итальянской республики, поэтому доступ может быть ограничен. Обычно туристов предупреждают об этом за пару недель до визита.

Путешественники имеют возможность приобрести «Карту Капитолия», которая дороже обычного входного билета на 1 евро (16 евро). Обладатели карты могут посещать музеи и выставочные залы Капитолия на протяжении недели. Это лучший выход для того, кто хочет увидеть все шедевры и не заработать мигрень. Осмотреть экспозиции всех музеев (билеты продаются только комбинированные, купить билет только на одну экспозицию нельзя) за один день сложно.

Русского гида найти довольно просто, за трехчасовую экскурсию придется заплатить около 50 евро. А помогут найти проводника-соотечественника туристические информационные центры. Один из них находится в помещении касс музеев Капитолия (подвальный этаж Дворца Консерваторов).

Андрес Якубовскис

Капитолийский холм — самый невысокий из семи холмов, на которых возник Рим. По площади он также небольшой, но является самым важным и значимым, и непосредственно связан с основанием Рима в 753 году до нашей эры. Капитолийский холм возвышается над долиной, в которой расположен Форум.
В античные времена Капитолийский холм представлял собой неприступный утес, на вершине которого находилось два храма — Юпитера Капитолийского , посвященный Юноне, Маневре и Юпитеру, а также храм Юноны Монеты . В Древнем Риме на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива — Табулария. Некоторые из этих сооружений были разграблены, сожжены или разрушены, другие — перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.
1. Так выглядел Капитолийский холм в античные времена (гравюра XIX века).

Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия. Работу над проектом решили поручить Микеланджело Буонаротти , самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело реставрацией занялись его ученики. Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.
2. Так выглядел Капитолийский холм на гравюре Джованни Пиранези

На подходе к холму со стороны театра Марцелла слева стоит Женская монашеская община облатов св. Францески Римской .
3.

4.

С противоположной стороны мы видим Тарпейскую скалу , откуда в Древнем Риме сбрасывали осужденных на смерть преступников.
5.

В настоящее время подняться на Капитолийский холм можно по трем лестницам — первая ведет к церкви, вторая — центральная из белого мрамора с бордюром, созданная Микеланджело и третья совсем неприметная лестница расположена справа. Чтобы подняться наверх и при этом избежать толп туристов, надо пройти немного правее и отыскать пологую лестницу, которой пользуются местные жители, чтобы подняться с комфортом и в тени. По этой лестнице можно выйти к смотровой площадке на площади Каффарелли, находящейся перед одноименным палаццо. Также можно подняться на холм и по двум дорогам, огибающим холм со стороны Форума. Но эти дороги на мой взгляд не так красивы и интересны для туриста.
6.

7.

8.

С этой площадки открывается вид на центральную часть Рима.
9.

10.

Кордоната
Лестница Кордоната — так называется широкая пологая лестница, ведущая на Капитолий. Она была спроектирована великим Микеланджело. Ее название происходит от итальянского слова «кордони» — полоса, граница. Пологий подъем лестницы на всем ее протяжении подчеркнут полосами, выложенными из камня. Огромные марши создают ощущение бесконечного подъема, его подчеркивает мерный ритм широких ступеней, величественно и неторопливо ведущих вверх. Кордоната предваряет торжественный ансамбль Капитолийской площади.
11.

12.

Скульптуры львов
У основания Кордонаты находятся две мраморные скульптуры древнеегипетских львов, по совместительству выполняющих роль фонтанов.
13.

Памятник Кола ди Риенцо
Поднимаясь, обратите внимание на статую человека в капюшоне с мечом в руке, находящуюся слева. Скульптура Кола ди Риенцо работы Джироламо Мазини была установлена в 1887 г. В 1347 г. он возглавил народное восстание, в результате которого на несколько месяцев в Риме была установлена республика. Кола ди Риенцо провозгласил Рим столицей мира, а себя «трибуном свободы, мира и справедливости». Его смелый план создания объединенной Италии, сплоченной вокруг Рима, как столицы, оказался утопией. Города-республики, не желавшие терять свою независимость, начали борьбу против вновь созданной республики. Кола ди Риенцо вынужден был бежать. В 1354 г. он снова появился в Риме уже как посланец папы Иннокентия VI, который хотел использовать его популярность для восстановления папской власти в Риме. Горожане приветствовали Колу ди Риенцо как победителя, в городе вновь была провозглашена республика. Любовь народа, как это часто бывает, вскоре сменилась ненавистью — в том же году жители Рима восстали против своего бывшего лидера, в ходе этого восстания Кола ди Риенцо был убит толпой на Капитолийском холме.
14.

Диоскуры: Кастор и Поллукс
Завершают торжественный марш Кордонаты конные статуи Диоскуров , также найденные на раскопках в театре Помпея в 1583 г. Это римские копии с греческих скульптурных образцов. Легендарные близнецы Кастор и Поллукс были рождены прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Близнецов часто изображали усмиряющими коней — они считались покровителями лошадей.
15.

16.

Трофеи Марио
Вдоль балюстрады (слева и справа от Диоскуров) установлены статуи императора Константина, его третьего сына императора Констанция II, два верстовых столба с Апиевой дороги и две скульптуры из фонтана «Trofei di Mario» (сооружён в честь Гая Мария, древнеримского полководца и политического деятеля).
Вдоль балюстрады помещены так называемые «трофеи Мария» — статуи императора Константина и его сына Константа.
17.

18.

Капитолийская площадь
Капитолийская площадь — архитектурный ансамбль на Капитолийском холме. В 1536 г. воплощать желание Павла III по созданию нового облика площади было поручено Микеланджело Буонарроти. Один из лучших мастеров эпохи Возрождения составил подробный план реконструкции уже существующих зданий, создал проект строительства Палаццо Нуово и разработал дизайн обновлённой Капитолийской площади. Сама площадь небольшая по размеру, но Микеланджело удалось зрительно ее увеличить за счет эллиптических лучей.
Работа продвигалась крайне медленно, и на момент смерти Микеланджело в 1564 году не было завершено даже половины запланированного. Продолжил дело его ученик Джакомо Делла Порта , а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди вместе со своим сыном Карлом Райнальди. Окончательно Капитолийская площадь была готова только в 1654 году.
19. Так выглядела площадь в XVIII в. на гравюре Паоло да Реджио

Площадь интересна лестницей Кордоната, копией конной статуи императора Марка Аврелия и тремя великолепными дворцами, в которых выставлены экспозиции Капитолийского музея. Согласно плану Микеланджело Буонарроти, площадь приняла трапециевидную форму, ограниченную с трёх сторон дворцовыми зданиями. Центральное место отводилось Дворцу Сенаторов. Колонны протяжённостью в два яруса, установлены по всему периметру фасада дворца. Цокольный этаж украшен пилястрами, между которыми размещены по два наличника. Возвышающаяся над зданием колокольня стала центральной вертикальной осью всей Капитолийской площади.
20.

Конная статуя Марка Аврелия
Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного». В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело. Сейчас на площади стоит копия, а оригинал, спасенный от влаги и голубей, хранится в отдельном зале Дворца Консерваторов.
21.

Дворец Сенаторов
Построенный в I веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом (Табуларием), но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Знатная семья Корси, воспользовавшись его расположением на гребне холма, возвела над ним свой замок. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Попасть можно только в Лапидарий — музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.
22.

Микеланджело также придумал двухмаршевую лестницу, ведущую ко Дворцу Сенаторов. В нише под лестницей находится порфировая статуя «Ликующий Рим», перед которой расположен фонтан. Богиня Рима держит шар — символ господства Рима. Некоторые ученые считают, что это статуя Минервы.
23.

24.

25.

По обе стороны лестницы расположены статуи, которые символизируют великие реки Нил и Тибр. Лежащая фигура со сфинксом является олицетворением Нила и символизирует Восточную империю. Лежащая фигура с волчицей является олицетворением реки Тибр и символизирует Западную империю.
26.

27.

Если обойти Дворец Сенаторов справа и пройти под старинной аркой, то можно выйти на смотровую площадку , откуда открывается один из лучших (и, наверное, самых популярных) видов на Римский Форум.
28.

29.

30.

31.

32.

Два других исторических здания — это палаццо Консерватори и палаццо Нуово , в которых расположен Капитолийский музей, где хранятся скульптура и живопись. Этим дворцам будут посвящены отдельные фотоотчеты.

Инсула Арачели
У подножия Капитолия сохранились руины инсулы — многоквартирного дома. Ещё Тацит упоминал это строение в северной оконечности Капитолия, которое, по его словам, имело такую же высоту что и сам холм, и, таким образом, достигало в высоту до 30 метров
33.


Базилика Санта-Мария-ин-Арачели — церковь девы Марии, находящаяся на вершине Капитолийского холма. В силу своего центрального местоположения всегда играла исключительную роль в жизни средневекового Рима. Название «Арачели» может быть переведено как «алтарь небес», или «жертвенник небесный». На месте сегодняшней базилики в античные времена стоял храм богини Юноны Монеты («Монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница»). Здесь жили пресловутые гуси, предупредившие спящих жителей Рима об опасности. На территории храма чеканились римские деньги, которые и стали называть по имени Юноны Монеты — монетами. Из латыни это слово было заимствовано многими языками. Базилике будет посвящен отдельный отчет.
34.

Витториано
Витториано — монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Располагается на склоне Капитолийского холма. Проект был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1935 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества». Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.). По мнению многих, памятник невыгодно выделяется среди прочих римских зданий, поэтому среди римлян распространены различные снисходительно-презрительные наименования данного монумента: «Пишущая машинка», «Свадебный торт», «Вставная челюсть» и другие.
35.

36.

Перед строением устроены два фонтана. Правый фонтан (работы Пьетро Каноника) посвящён Тирренскому морю, омывающему полуостров с запада, и его символы — волчица, эмблема Рима, и сирена Парфенопа, символ Неаполя. Левый (работы Эмилио Квадрелли) символизирует Адриатическое море, расположенное к востоку от Италии, которое олицетворяет венецианский лев святого Марка. Возле левого фонтана можно увидеть захоронение Гая Публиция Бибуло — одна из немногих публичных могил в Риме. Памятник датируется первым веком до н.э.
37.

38.

39.

40.

41.

Основную часть Витториано образует монументальный неоклассический портик с колоннами коринфского ордера. По бокам к нему примыкают два пронаоса, тоже коринфского ордена, напоминающие храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. Пронаосы увенчаны бронзовыми статуями, изображающими квадригу Виктории, богини победы. Левая символизирует Единство и выполнена скульптором Карло Фонтана. Правая квадрига — это Свобода работы Паоло Бартолини. На втором ярусе, непосредственно перед пронаосами, в 1911 г. установили четыре триумфальных колонны с бронзовыми статуями Викторий, стоящих на шаре; первоначально эти статуи были позолоченными, высота каждой вместе с шаром составляет 3,7 м. Слева направо, если смотреть на фасад памятника, расположены Виктории работы Н. Канталамесса Папотти (с пальмовой ветвью и змеей), А. Аполлони (с мечом), М. Рутелли и А. Дзокки — обе держат лавровые венки.
42.

Алтарь Отечества
Выступающая передняя часть, к которой ведет лестница и наверху которой стоит памятник Виктору Эммануилу II, — Алтарь Отечества; иногда так называют и весь монумент. Его создал скульптор Анджело Дзанелли, выигравший конкурс в 1906 г. В середине выступа стоит статуя богини Ромы на золотом фоне. Сюжеты барельефов по сторонам от неё навеяны «Буколиками» и «Георгиками» Вергилия. Левый барельеф олицетворяет Труд; справа налево размещены аллегорические изображения Земледелия, Скотоводства, Жатвы, Сбора винограда и Орошения, потом крылатый гений Труда восходит на большой триумфальный плуг, а за ним следует Промышленность. Правый барельеф символизирует Любовь к отечеству; на нём слева направо изображены три женщины, несущие почётные венки Рима, за ними несут лабарумы (штандарты легионов), далее следует триумфальная колесница Любви к отечеству и Героя и, наконец, появляется священный огонь Отечества. Внутри Алтаря Отечества находится Могила неизвестного солдата, погибшего на первой мировой войне. Перед могилой постоянно стоит почётный караул.
43.

44.

45.

Памятник Виктору Эммануилу II
В 1889 г. скульптору Энрико Кьярадиа было поручено изготовление конной статуи Виктора Эммануила II ; после смерти скульптора в 1901 г. её завершил Эмилио Галлори, и в 1911 г. её установили на место.
46.

47.

48.

Вокруг памятника стоят шесть статуй высотой по 6 м, олицетворяющих «Ценности итальянцев». Перед памятником — две отдельных бронзовых: слева — «Мысль» работы Джулио Монтеверде, справа — «Действие» работы Франческо Джераче. Остальные четыре статуи — из боттичинского мрамора: слева ближе к центру — «Согласие» работы Лудовико Польяги, дальше от центра — «Сила работы» Аугусто Ривальта; симметрично им справа расположены «Жертвенность» работы Леонардо Бистольфи (ближе к центру) и «Право» работы Этторе Хименеса (дальше от центра).
49.

50.

51.

В Витториано располагаются два музея: Рисорджименто и знамён военного флота. Особо времени на посещение музеев не было, поэтому что успел увидеть, тому и радуюсь. Также не было времени на посещение смотровой площадки на крыше Витториано, да и погода не особо способствовала съемке.
52.

53.

54.

55.

Несколько объектов поблизости от Капитолийского холма.
Одна из «говорящих статуй» — Мадам Лукреция . Трехметровый римский бюст в плохом состоянии, вероятно изображает египетскую богиню Исиду, её жрицу либо императрицу Фаустину. Бюст был подарен Лукреции д’Аланья, любовнице Альфонса Арагонского, короля Неаполя. Она переехала в Рим после смерти Альфонсо в 1458 году. Единственная женская «говорящая» статуя в Риме.
56.

Внутренний двор Дворца Венеция
Дворец Венеция — бывшее представительство Венецианской республики в папском Риме. Дворец был построен вокруг средневековой башни в 1455 году и считается одним из первых памятников Возрождения в Риме. Камень для строительства выламывали прямо из Колизея. Первым обитателем палаццо был венецианский кардинал Пьетро Барбо (впоследствии папа Павел II). После перехода Венеции к Габсбургам во дворце находилась резиденция австрийского посла в Италии. В 1930-е гг. дворец стал резиденцией партии Муссолини; с балкона палаццо нередко выступал дуче.
57.

58.

59.

60.

Скульптуры перед зданием Администрации провинции Рим
61.

62.

Колонна Траяна
Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, установленная Аполлодором Дамасским в 113 году н.э. в честь побед Траяна над даками.
Марк Ульпий Нерва Траян , больше известный как Траян, — римский император, правивший в 98-117 годах н.э. Колонна выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3,6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 году вместо неё папа Сикст V установил статую апостола Петра скульпторов Леонардо Сормани и Томазо делла Порта. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. В 1162 году был издан указ о том, что любой, кто повредит колонну Траяна, будет предан смертной казни.
63. Так выглядела колонна на гравюре Джованни Пиранези.


64.

65.

66.

Традиционное небольшое видео о Капитолийском холме:

Монашеская община облатов св. Францески Римской 41.8930573N 12.4808791E
Площадь Каффарелли 41.8929375N 12.4817535E
Кордоната 41.8936344N 12.4822766E
Скульптуры львов 41.8938031N 12.4820016E
Памятник Кола ди Риенцо 41.8937242N 12.4823248E
Диоскуры 41.8935645N 12.4825823E
Трофео Марио 41.8933758N 12.4824938E
Капитолийская площадь 41.893275N 12.4830651E
Скульптура Марка Аврелия 41.8933269N 12.4829364E
Дворец сенаторов 41.8930513N 12.4835935E
Фонтан богини Рима 41.8931492N 12.4832904E
Смотровая площадка на Римский Форум 41.8924733N 12.4836364E
Новый дворец 41.8935864N 12.4831778E
Дворец консерваторов 41.8931072N 12.4827352E
Инсула Арачели 41.8940916N 12.4822792E
Базилика Санта-Мария-ин-Арачели 41.8939578N 12.4828747E
Витториано 41.8945268N 12.4831241E
Алтарь Отечества 41.8949421N 12.4829176E
Памятник королю Виктору Эммануилу II 41.8947924N 12.4830008E
Фонтан Тирренского моря 41.894982N 12.4823275E
Фонтан Адриатического моря 41.8952096N 12.4833816E
Мадам Лукреция 41.8957128N 12.4813136E
Дворец Венеция 41.8962139N 12.4817804E
Администрация провинции Рим 41.896735N 12.4836606E
Колонна Траяна 41.8958286N 12.4842802E
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.