Кто такие кержаки на алтае. В наших краях до сих пор живут кержаки - Прошлогодние листья в зеленом лесу — LiveJournal

Кержаки - этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа.

После разгрома в 1720-х Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток - в Пермскую губернию. С Урала расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой.

Одним из таких правил считалось обязательное перекрещивание стакана, при принятии его из чужих рук (в стакане могли обитать злые духи), также считалось обязательным после мытья в бане перевернуть тазы (в которые, также, могли поселиться "банные черти") и мыться исключительно до 12 часов вечера. Причем кержаки верили не только в богов православной церкви, в их вере сохранились домовые, "банные черти", водяные, наяды, лешие и другая нечисть.

В Сибири кержаки составляли основу алтайских каменщиков. Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь - «расейским» (российским), но впоследствии практически полностью ассимилировались с ними из-за общего происхождения.

Позднее кержаками стали называть всех старообрядцев, в противовес «мирским» - приверженцам официального православия.

Наиболее яркий пример кержаков – отшельники Лыковы, которые подобно своим братьям по вере и укладу предпочли жить в глухой тайге. В глухих местах до сих пор существуют кержацкие заимки, практически не имеющие контактов с внешним миром.

Кержаки никогда не ели картофель, который считали «нечистым». Название «чертово яблоко» говорит само за себя. Также они не пили чай, а только горячую воду. Из еды предпочитали щи толстые кержацкие из ячменной крупы на квасу, соковые шаньги из кислого теста, смазанного конопляным соком, разнообразные кисели, приготовленные по старинным рецептам.

Долгое время кержаки сохраняли приверженность к традиционной одежде. Женщины носили косоклинные темные дубасы - сарафаны из крашеного холста или сатина, кожаные коты, легкие холщовые шабуры. Дома освещали лучинами. Кержаки не позволяли «мирским» молиться на свои иконы. Детей крестили в холодной воде. Женились и выходили замуж только за единоверов. Наряду с христианской верой использовали много древних тайных обрядов.

Одной из особенностей характера большинства старообрядцев является трепетное отношение к данному слову и к правде. Молодым наказывали: «Не разжигай, туши, пока не разгорелось; будешь лукавить, чёрт задавит; иди в овин да шути там один; обещаха недахе - родная сестра, клевета, что уголь: не обожжет, так замарает; ты на правде стоишь, трудно тебе, да стой, не вертись».

Спеть похабную частушку, произнести скверное слово - это значило опозорить себя и свою семью, так как община осуждала за это не только того человека, но и всех его родных. Про него брезгливо говорили: «С этими же устами да за стол сядет».

В старообрядческой среде считалось крайне неприличным, не­ловким не поздороваться даже с малознакомым человеком. Поздоро­вавшись, надо было приостановиться, даже если очень занят, и непре­менно побеседовать. И рассказывают: «Был грех и у меня. Молода была, но замужем уже. Шла мимо тяти и просто сказала, мол, здорово живешь, и не поговорила с ним. Так он меня пристыдил, что спросить бы хоть надо было: как, мол, ты, тятя, живешь?»

Пьянство очень осуждали, говорили: «Мне еще деданька наказы­вал, что хмеля-то нисколько не надо. Хмель-то, мол, держится тридцать годков. А ну как умрешь пьяный? Уж не видать потом светлого места».

Курение также осуждалось и почиталось за грех. Человека куря­щего не допускали к святой иконе и старались как можно меньше с ним общаться. Про таких людей говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак».

И еще несколько правил существовало в семьях староверов. Обязательно должны быть переданы по наследству, в основном своим детям, молитвы, заговоры и другие знания. Нельзя передавать знания людям, старшим по возрасту. Молитвы нужно обязательно заучивать наизусть. Нельзя рассказывать молитвы посторонним, так как они от этого теряют силу.

На Алтае, староверы поселились более двухсот лет назад. Спасаясь от религиозных и политических преследований, они принесли с собой легенды о Беловодье: «…За великими озерами, за горами высокими находится священное место … Беловодье». Землей Обетованной для староверов стала Уймонская долина.

В системе морально-этических традиций у старообрядцев на первое место выходят традиции тесно связанные с трудовой деятельностью. В них заложены основы уважения к труду, как «труду благого и богоугодного», земле и природе. Именно тяготы жизни и гонения стали основой бережного отношения к земле как высшей ценности. Староверы резко осуждают лень и «нерадивых» хозяев, которых нередко выставляли напоказ при большом стечении народа. Именно трудовая деятельность староверов отмечалась своеобразными традициями, празднествами и ритуалами, что было отражением своеобразной культурой и бытом русского народа. Кержаки заботились об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче жизненного опыта подрастающему поколению.

Содержанием смысла всех обрядом являлось возвращение потраченной силы работнику, сохранение земли и ее плодородной силы. Мать Земля – кормилица и хлебородница. Старообрядцы считают природу живым существом, способную понять и помочь человеку. Сокровенное отношение к природе выражалось в традиции народного искусства, основу которого составляли нравственные отношения между человеком и природой. Плотничество, пчеловодство, кладка печей, художественная роспись и ткачество передавалось из поколения в поколение.

Представление о красоте тесно связано у старообрядцев с чистотой жилища. Грязь в избе – это стыд для хозяйки. Каждую субботу женщины семьи с раннего утра всё вокруг тщательно мыли, чистили песком до запаха древесины. Считается грехом сеть за поганый (грязный) стол. И перед приготовление пищи хозяйка обязательно перекрестит всю посуду. А вдруг в ней черти прыгали? Многие до сих пор не понимают, почему кержаки всегда за пришельцем-чужаком в их дом помоют пол, вытрут дверные ручки и подадут специальную посуду. Связано это было с основами личной гигиены. И как результатом – деревни староверов не знали эпидемий.

У староверов сложилось трепетное отношение к воде и огню. Святой была вода, леса и травы. Огонь очищает душу человека, обновляет его тело. Купание в целительных родниках осмысливается староверами как второе рождение и возвращение к изначальной чистоте. Воду приносимую домой, всегда брали против течения, а вот для «лекарства» по течению и при этом произносили заговор. Староверы никогда не будут пить воду из ковша, обязательно нальют ее в стакан или кружку. Строго запрещается старообрядческой верой вывозить мусор на берег реки, выливать грязную воду. Делалось только одно исключение, когда мыли иконы. Вода эта считается чистой.

Староверы строго соблюдали традиции выбора места под строительство и обустройство своего дома. Подмечали места, где играют дети или скот устраивался на ночлег. Особое место в обустройстве старообрядческой общины занимает традиция «помочи». Это и совместная уборка урожая, строительство дома. В дни «помочи» работа за деньги считалась предосудительным делом. Существует традиция «отхаживать» помочь, т.е. надо было обязательно прийти на помощь к тем, кто в свое время помогал общиннику. Всегда оказывалась внутримирская взаимопомощь своим землякам и людям, попавшим в беду. Смертным грехом считается воровство. Вороватому человеку община могла дать «отпорную», т.е. каждый член общины произносил следующие слова «я от него отпираюсь» и человека выгоняли из деревни. От старовера никогда невозможно услышать бранных слов, каноны веры не разрешали возводить на человека клевету, учили терпению и смирению.

Главой старообрядческой общины является наставник, ему принадлежит решающее слово. В духовном центре молебном доме, он учит чтению Святого Писания, проводит моление, крестит взрослых и детей, «сводит» жениха и невесту, отпивает покойника.

Старообрядцы всегда имели крепкие семейные устои. В семье иногда насчитывалось до 20 человек. Как правило, в семье жили три поколения. Во главе семьи стоял мужчина-большак. Авторитет мужчины в семье держится на примере трудолюбия, верности данного слова и доброты. Ему помогала хозяйка-большуха. Все снохи ей беспрекословно подчинялись, а молодухи спрашивали разрешение на все дела по дому. Такой ритуал соблюдался до момента рождения у нее ребенка, или пока молодые не отделялись от родителей.

В семье никогда не воспитывали окриком, а только пословицами, прибаутками, притчей или сказкой. Как считают старообрядцы, чтобы понять как жил человек, надо знать, как он родился, как играл свадьбу и как умирал. Считается грехом плакать и причитать на похоронах, иначе покойный утонет в слезах. Сорок дней следует приходить на могилу, разговаривать с покойным, вспоминать его хорошими словами. С похоронной традицией связаны и родительские дни поминовения.

И в наши дни можно видеть, как строго старообрядцы соблюдают религиозные обряды. Старшее поколение до сих пор много времени уделяют молитвам. Каждый день жизни старовера начинается и заканчивается молитвой. Утром помолившись, он приступает к трапезе и затем за труд праведный. Любое занятие они начинают с произношения Исусовой молитвы, при этом осеняя себя двуперстием. В домах старообрядцах много икон. Под божницей старинные книги и лестовки. Лестовкой (четок) отмечают число произнесенных молитв и поклонов.

Старообрядцы и до настоящего времени стремятся сохранить свои традиции, обычаи и обряды, а самое главное веру и нравственные устои. Кержак всегда понимает, что надеяться нужно только на себя, на свое трудолюбие и умение.

Кержаками называют большую группу русских старообрядцев, которые после разгрома в 1720-х годах Керженских скитов (старообрядческих скитов в Нижегородской губернии, получивших название по реке Керженец) бежали в Пермскую губернию, откуда позже расселились по Уралу и Сибири вплоть до Дальнего Востока. Позднее кержаками в ряде регионов России стали называть всех старообрядцев.

Кержаки в Усть-Утке и окрестных поселениях

Любовь Александровна Долматова сообщила о том, что ее предки — род Долматовых, — были кержаками. Она слышала о населенных пунктах Долматово в Московской и Архангельской областях, откуда, как она предполагает, и пришли ее предки.

Стало старообрядчество и стала новая вера — я в точности не знаю, как называется… И очень много людей старообрядческого склада стало переселяться в глушь, чтобы не присягать этой новой вере. И вот здесь, у нас, в Баронской было много раскольников — у нас их называли кержаками, потому что они, вероятно, шли как раз с Центральной части нашей России, с реки Керженец.

http://192.168.1.21/wordpress/wp-content/uploads/2017/07/is-dolmatova1.mp3

И возможно, что там эта фамилия, Долматовы, селилась. Дело в том, что на Юге Московской области есть поселение какое-то — город, не город, — Долматово. Это в Московской области, есть в Архангельской. <…> Я лично сама подразумеваю, что именно оттуда пришли эти староверы в наши края с этой фамилией — Долматовы.

http://192.168.1.21/wordpress/wp-content/uploads/2017/07/is-dolmatova2.mp3

Геннадий Алексеевич Селиванов упоминает в своем интервью, что кержаками были его предки по одной линии, но в Усть-Утке они недолго сохраняли свою веру. Он предполагает, что его предки пришли на Урал из Рязани, где смешались с другими местными жителями и после прихода в эти земли Демидовых стали их крепостными.

Про связь старообрядцев с Демидовыми говорит и план поселка Висим середины 19 века. На нем мы можем увидеть, что поселение разделено на три конца, один из которых называется «Кержацкий».

Считается, что сначала в эту местность пришли кержаки, а уже потом здесь появились пристани и заводы Демидовых, которые привели с собой рабочих из других мест Российской империи, а также «устроили» к себе на завод староверов.

Отец Гавриил из скита в Харёнках рассказывал, что раньше в Харёнках не было этого храма, а была лишь старообрядческая часовня.

Да, церкви не было — Нина Николаевна говорила, что была часовня у них — ну, кержаческая, старообрядческая, — на кладбище.

http://192.168.1.21/wordpress/wp-content/uploads/2017/07/number4.mp3

Из разговора с Сергеем Александровичем Долматовым становится понятно, что кержаков в окрестностях Усть-Утки было действительно очень много. Но сейчас ситуация кардинально изменилась: на данный момент в Усть-Утке нет ни одного кержака, в Сулёме они тоже не живут, сейчас старообрядцы остались только в Ёкве.

Несмотря на большее количество кержаков во всех окрестных деревнях, стычек с ними у никониан никогда не было. Однако кержаки, как и старообрядцы по всей России, вели весьма закрытый образ жизни. Об этом свидетельствуют многие воспоминания информантов, записанные в ходе работы нашей исследовательской группы. Сергей Александрович вспоминает:

Про эту закрытость кержаков также говорит Надежда Кондратьевна Пермякова. Она поведала очень интересную историю: когда Надежда Кондратьевна училась в школе, у них была одна девочка-староверка, которая пила только из своей кружки и очень расстраивалась, если кто-то ее брал, ревела, увидев, что кто-то пил из нее.

Информант предполагает, что она так обижалась из-за того, что думала, что «мы поганые, а она чистая». Также она отмечает, что в Усть-Утке местные жители не сильно придавали этому значения: старообрядцев даже хоронили вместе со всеми, а не как, например, в Горноуральске, на отдельном кладбище.

У нас нету такого — вот в Горноуральске у них даже кладбище отдельное, где эти кержаки схоронены. У нас-то все вместе… У них нельзя было напиться из колодца. Нет тут такого, чтобы отдельно кержакское кладбище.

Однако, из рассказа Сергея Александровича Чудинова, члены семьи которого были кержаками, становится понятно, что многие традиции старообрядцев постепенно исчезали в XX веке. Например, он рассказывал, что хотя его отец и мать были глубоко верующими людьми, они не навязывали своим детям веру, все братья и сестры информанта, за исключением, возможно, старших, были пионерами и комсомольцами. Также он отмечает, что особой посуды у них уже не было, у семьи часто бывали гостьи, с которыми они ели из одной посуды. Информант слышал о традиции кержаков есть из отдельной посуды только из книг.

Анатолий Васильевич Бабин сообщил, что кержаки были единственными, кто облегчал смерть своим одноверцам. Он рассказал нам, что они, если человек долго и тяжело умирал, сворачивали ему шею. Однако, он также отмечает, что несмотря на видимую разницу между староверами и никонианами, их хоронили на одном кладбище, никак не разделяя их могилы.

Николай Алексеевич Воробьев рассказал нам, что старообрядцы называли все свои святые места «Старик» и «Старуха». Он приводит пример: в Природном парке есть камень Старик, из которого течет всегда чистый и холодный ручей, на том месте старообрядцы поставили каменный крест.

Почему она (гора) Старуха? Потому что туда ходили старообрядцы молиться, на эту гору. А у них все такие места, для них святые, они все назывались «Старуха», «Старик». В районе, скажем так, Лесинского Заповедника, есть гора Старик — Старик-камень. То есть там тоже лес из этих первопроходцев, что поклонялись своим божествам. Там даже на той горе, Старухе, этими старообрядцами выложен крест из камней; из-под него родник бьет. Вода очень холодная всегда и очень чистая… всегда. Зимой, и летом, круглый год.

http://192.168.1.21/wordpress/wp-content/uploads/2017/07/progorustaruhu.mp3

О разнообразии старообрядческой топонимии в окрестностях Усть-Утки можно немало почерпнуть из статьи Е.Э.Ивановой «Старообрядческая топонимия в бассейне реки Чусовой». Она пишет, например, что скорее всего топоним на -иха населенный пункт Долматиха произошел от кержацкой фамилии «Долматов». Также она отмечает, что топонимы с окончанием «-иха» сгущены в бассейне рек Межевая Утка-Ёква-Сулём. Автор статьи говорит, что

четкие границы ареалов могут быть объяснены тем, что раскольники жил компактными группами и изолированно от остального населения.

Также Е.Э.Иванова отмечает, что особенностью топонимов на -иха — отсутствие вариативности. Из 135 таких топонимов только 11 имеют варианты; обычно это уменьшительные формы. Местные жители вспоминают про топоним на -иха — Чичериха, а также про один камень, который сейчас называют Кривун, Каменяк, Кривуля.

О староверах кержаках

Никогда эта тема меня не интересовала в молодые годы. И даже после того как мама сказала мне о том, что наши предки из староверов – «кержаки они». А вот лет пять назад составляла своё родовое древо для потомков – осталась я старшая в роду, кто бы мог заняться этим делом. Так и нашла около 150 потомков своего прапрадеда, кержака, Филиппа Черепанова.

Черепанова Эмма из Москвы спросила меня в письме, откуда да из каких мест проживания бежала семья моего пращура, Филиппа Черепанова. Вот то, что Черепановы были старообрядцы (староверы) и кержаки – это говорит обо всём. Вообще-то староверы – их там много разновидностей! Я перечислю несколько беспоповских толков, то есть староверы не приняли попа в своих обрядах: филипповцы, поморцы, федосеевцы, часовные (без алтаря), стариковцы (старики делают обряды), дьяковцы, оховцы (вздыхают о своих грехах, тем и каются), самокресты (сами себя крестят, окунаясь в воду) и ещё есть. Попы, как считали старообрядцы, это – приспособленцы, культработники от религии.

Все староверы и в наше время придерживаются древнего писания. Читают книгу Кормчия, написанную на древнеславянском языке. В ней прописано всё: кому, что и как делать нужно. Совсем недавно я листала её, немного читала про учителей и учеников да про родителей в дониконовской старообрядческой книге. В мои руки попала эта книга случайно. В какой-то семье старообрядцев умерла самая старая бабушка, оказалось, что эта книга больше никому не нужна. Её пытаются продать, но покупателей нет. Принесли её мне, а у меня денег таких нет, сколько за неё просят.

Кержаки – этническая группа русских старообрядцев. И это слово ясно даёт понять, откуда они родом. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Мама говорила, что из Центральной России наши староверы Черепановы. Я нашла на карте эту реку. Это были исконно русские земли. Жили люди по побережью реки Кержанец в скитах, свято чтили свою веру-религию, построенную на благочестивых порядках в жизни, придерживаясь родовых и родственных связей. Женились и брали в жёны только из семей староверов. Они жили своим хозяйством, своим трудом. Никаких не было у них документов, фотографий. Интересно, что и в наши дни пожилые старообрядцы пенсию от государства не берут.

Даже в наше время староверы своего лица посторонним не показывают, живя на заимках, например, на Алтае. В 2011 году ездили мы с мужем на Телецкое озеро. По пути заехали в селе Алтайское на базар. Торговцы сказали, что мёд хороший нужно покупать у староверов, но они в тот день свои продукты не привозили. Староверы ведут хозяйство, держат пасеки. Очень качественные продукты продают. Они общаются с миром посредством доверенного лица из местного населения. Дети в школу не ходят и не ходили, их учили дома старшие всему, что нужно было для жизни. Читать посторонние книги, газеты нельзя. А если вдруг от природы рождался поэт среди староверов, то писать стихи можно только про птичек, про небо, про деревья или реку. Про природу можно писать, а про любовь сочинять стихи нельзя, так как это – большой грех.

В 1720 году, а раскол церкви прошёл чуть раньше, когда многими верующими и кержаками были не приняты нововведения Никона по греческому образцу, так как он ввёл в процесс службы попа, у которого были свои слова, у дьякона свои, церковный хор своё поёт, и всё это они делают отдельно. Время службы затягивается, а у людей было хозяйство, работать надо было, чтобы жить. Корова же не будет ждать, когда окончится в церкви служба. Её во время кормить и доить нужно.

Никон начал строить роскошные церкви, деньги собирал на это с верующих. В монастырях монахи занимались виноделием, а где – вино, там нарушалось благочестие, которому придерживались люди старой веры. Много новшеств он внёс, которые не приняли многие старообрядцы, потому что они исходили от греков.

Всех, кто не принял никоновские порядки, притесняли, уничтожали с позволения царя, потому что царь и церковь в то время были заодно.

Когда расправились со староверами в близлежащих к Москве губерниях, очередь дошла до тех мест, где жили кержаки староверы, начался разгром Керженских скитов. Десятки тысяч кержаков бежали на восток, так как на запад уже сбежали в Польшу, Австрию и т.д. староверы из западных губерний. Бежали от введённых царём двойных подушных налогов, введённых царём в 1720 году, бежали от притеснений, убийств, поджогов.

Родовыми гнёздами бежали кержаки в Пермскую область, но и туда добирались царские и церковные гонцы-казаки, жгли поселения старообрядцев, убивали, сжигали заживо. Даже тех, кто давал приют беглецам. Поэтому кержаки вынуждены были бежать дальше, продвигаясь медленно, скрываясь на заимках, вдали от людей, ожидая зимы, пока лёд на реке встанет, чтобы можно было продвигаться в малонаселённые места Сибири. Кержаки являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири. Обо всё об этом я прочитала в Интернете, а кто автор этой информации не помню. Сейчас много пишут о старообрядцах, раньше этого не было.

Из Керженских скитов рода Черепановых люди семьями дошли до Алтая. Здесь были незаселённые места, и можно было спрятаться. Но так как численность рода была большой, не все семьи шли «табуном» в Сибирь. Одни семьи раньше дошли, другие подтягивались, добирались позднее.

А потом пришли уже другие староверы после приказа царя о переселении в Сибирь. Но это были потомки тех староверов, которые смирились, подчинились Никону. Из Воронежской губернии приехали 20 семей староверов, были среди них и Черепановы, но это не кержаки, это те, кто принял изменения Никона.

В Быстром Истоке жили Черепановы, например, Максим Черепанов с женой Марфой пришли сюда в 1902 году. У него был брат Кузьма Черепанов. От них тоже пошли потомки: одни живут в Казахстане, другие в Канаде. Уехали из Быстрого Истока.

Потомки наших Черепановых сейчас тоже по всей России рассеяны, большинство из них и не знают, что родом их предки были из старообрядческих семей, и через что прошли их пращуры. Многими семьями потеряна связующая нить поколений, и живут они «как Иваны, не помнящие родства». Я пытаюсь связать эту нить хотя бы для потомков старовера, кержака Филиппа Черепанова от колена Иоанна.

Другие же староверы дошли до Дальнего Востока. Если взять кержаков Лыковых, то на правой стороне реки Керженец есть населённый пункт Лыково. Семья староверов Лыковых тоже сначала дошли до Алтая, а потом они ушли с Алтая и спрятались на юге Красноярского края и жили своим трудом, не зная даже о том, что была Великая Отечественная война. Сейчас из всей семьи осталась одна Агафья Лыкова. Иной раз показывают по ТВ, как губернатор Кемеровской области Аман Тулеев по доброте души своей, прилетая к ней на вертолёте со своими помощниками, привозит с собой необходимые продукты этой пожилой женщине, проявляет о ней заботу. Агафья же отдаривается своими подарками, поделками. Живет она по - старому исчислению года, читает древнюю Библию, занимается хозяйством, проживая одна в домике, у реки, в глухом лесу. От государства никаких пособий не берёт.

Староверы, кержаки Черепановы, прибыв на Алтай, облюбовали места около речки Быстрый Исток, что впадает в Обь. Расселились на заимках – хуторах вблизи друг от друга. Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. В Сибири кержаки назывались сибиряками и чалдонами и составляли основу алтайских каменщиков (жили у гор, у камня). Они противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь – «расейским» (российским). Позднее они ассимилировались с ними из-за общего происхождения. Поселение Быстрый Исток – первое упоминание о нём в документах - 1763 год. Я прочла это в Интернете.

Я думаю, что наши кержаки прибыли сюда раньше, чем казаки приехали сюда охранять российские рубежи. А иначе казаки бы их всех поубивали по приказу царя. Поскольку Черепановы жили обособленно, в свой круг никого не пускали, строили дома сообща и добротно, видно, что они были крепкими хозяевами, приехали с деньгами или взаимопомощь друг другу сказалась. Я видела огромный дом моего прапрадеда, Филиппа Черепанова, в 1954 году.

На другом берегу Истока стояли тоже дома Черепановых. В них жили потомки Бориса Филипповича. Я помню его по раннему детству. Он приходил к нам, к моему деду, Михаилу, который приходился Борису Филипповичу племянником. Борис Филиппович Черепанов – родной брат моего прадеда, Черепанова Иоанна Филипповича (Ивана), родился в 1849 году и, прожив долгую жизнь – 104 года, умер в семье своего внука, Владимира Андреевича Черепанова. Светлая ему память!

Во время Великой Отечественной войны в одном из этих домов жили мой дед, мама, я, потом – папа, после того как вернулся с фронта в 1945 году. Место за Истоком называлось Шубенка. Все родственники жили в одном районе в Быстром Истоке, на окраине, но село росло, дошло и до окраины. Дом на улице Красноармейской (я уже писала о нём), тот, в котором родилась мама и её братья и сёстры, я тоже видела. Спустя многие годы его перенесли в другое место, на окраину села со стороны увала. В нём была уже совхозная контора.


Турова Е. "Мир таинственный, мир мой древний..."
Взгляд физика на древлеправославие

Что ни год, какой - нибудь скорбный умом, назвав себя старовером, начинает на людях дурью маяться. То в тайгу убредет, то в землю закопается… Лживые страшилки, сочиненные когда-то для противостояния расколу, охотно тиражируются некоторыми современными писателями, представляющими староверов полусумасшедшими религиозными фанатиками. Действенно для легковерных и склонных к «съезду крыши». А так - то бред все это, конечно. Здоров был кержак-старовер, трезв, чистоплотен, трудолюбив, плодовит, мыслил здраво и ко всякой дурости был исключительно не склонен.

Есть ли все же тайны в старой вере? Есть, конечно. Старообрядчество - сложнейшее историческое и социальное явление. Я думаю, что до настоящего понимания «мужицкой веры» еще очень и очень далеко. И мои рассуждения тематически намеренно сужены, это попытка показать естественнонаучный аспект старообрядчества. Поэтому просьба не ругать за то, что я не отобразила то-то и то-то. Другие отобразят. А я попытаюсь отобразить то, что думаю я, физик. Почему-то сразу предполагается атеистический взгляд. Это совершенно неверно.

В начале было... что? СЛОВО? Нет. В начале был ЛОГОС (так в греческих оригиналах). А это, в точном переводе - ЗАКОН. (Сравните: гео - логия, био- логия…) И все, что доступно человеку - "следуя за мыслью Творца" (Ньютон), постигать Природу. Законы Творца, сложность которых бесконечна, разворачиваются в процессе изучения, и нет ни-чего такого, что могло бы их изменить. Творец - не депутат Госдумы, законы создавал не для того, чтобы самому их нарушать.

С точки зрения физика крестьянин - кержак - мой коллега, он был в постоянном диалоге с Творцом, с Природой, он такой же естествоиспытатель, как и я. Но крестьяне, лишенные доступа к образованию, не имевшие коммуникативных средств для интеллектуальной связи с обществом, могли фиксировать достижения ума только в своем образе жизни.

Крестьяне - староверы относились к труду на земле с такой же истовостью и с таким же трепетом, как к молитве. Собственно, это и была своего рода молитва. Крестьянин постигал великие Законы, пытался стать со-Творцом, образуя семейную Вселенную. Дом, скотина, поле - все это устраивалось по образу и подобию Божию.

Сожаления достойно то, что культурная» часть российского общества смотрела на крестьянство с пренебрежением, на жизнь его - как на темноту, отсталость, дичь и дурь.

Думаю, что крепчайший сплав естественнонаучных, морально-этических, организационных и догматических принципов - итог коллективного мозгового штурма, буквально народный интеллектуальный подвиг, и назвали впоследствии мужицкой верой, древлеправославием. Точнее, часть этого и только в том виде, который был доступен интеллекту 17-го века. Усилиями идеологов раскола народное знание, как говорят социологи, было вербализировано и рационализировано: превращено в связное мировоззрение. И хотя бы в таком виде интеллектуальные достижения наших предков стали известны обществу. Не случись раскола - и не знал бы никто.

Вот такая простая фраза: крестьянин сеял рожь. Что тут интересного?! Ну, крестьянин. Ну, сеял. А рожь - да кто ее не знает? Между тем тут на три слова две исторические загадки. Начнем с ржи. Точнее, с ржи озимой. Это растение сыграло огромную роль в истории России. Тут нет ни капли преувеличения.

Озимая рожь - сорняк по происхождению, везде считавшаяся всего лишь неистребимой примесью пшеницы. Рожь выживала в самые неблагоприятные годы, когда основной посев погибал. И черный ржаной хлеб считался хлебом неурожая. В древнерусских государствах озимую рожь сеяли только в новгородских землях, самых холодных, где пшеница просто не вызревала. Именно на возделывании ржи и вырос великий северный крестьянин - новгородский крестьянин, создавший так называемую паровую систему земледелия.

Сеемая в середине августа, рожь подымается на осенних дождях и кидает свои корни на глубину до 1 метра, ей уже никакие сорняки нипочем. Рожь очищает, облагораживает землю, справляется даже с таким злодеем полей и огородов, как пырей. Важно и то, что семенной материал ржи не надо целую зиму хранить, оберегать от выпревания, подмерзания и грызунов. Таким образом, рожь просто идеальна для посева на вновь возделываемых землях. Именно с рожью наш крестьянин и прошел Урал и Сибирь, дал основу для жизни на этих просторах. Если бы не было собственного хлеба - жить здесь никто бы и не смог. Урал - зона самого северного в мире семенного растениеводства.

Рожь, способная расти даже на самых бедных и, что очень важно, закисленных почвах (а у нас именно такие), очень резко увеличивает урожай при внесении навоза. Хочешь иметь хороший урожай - держи скот. Рожь резко увеличивает урожайность, если посеяна именно тогда, когда нужно. Не раньше и не после. Умирать готовься, а рожь сей - так мужики говорили.

Поскольку рожь в спелом состоянии быстро осыпается, жнут ее в состоянии восковой, то есть неполной спелости. Если сжать раньше, чем нужно, зерно получится тощее, урожай ниже, всхожесть хуже. Если запоздать - зерно осыплется. Так что рожь - это высший крестьянский пилотаж, она требует мастерства, ответственности и огромного, поколениями копимого опыта. И определенной зажиточности. Бедняк, не имеющий справного хозяйства, никогда хорошего урожая не получит. В наших краях рожь умели как следует выращивать только одни кержаки - староверы.

Именно рожь и была веками основой экономической независимости кержаков. Роща - исторически первое и до сих пор непревзойденное сырье для самогона. Вятские предки пермских крестьян и были создателями, а впоследствии основными поставщиками этого сырья. Госмонополия на винокурение в России то усиливалась, то ослабевала, а мужики - они всегда при своих. У нас в Пермской губернии к тому же под боком Удмуртия, где всегда гнали свою кумышку, хоть им триста раз запрети. Выгода была двойная. Во-первых, всегда был рынок сбыта для ржи. Во-вторых, будучи свирепыми трезвенниками, сами кержаки водку и самогон не пили, а пили ржаную брагу и квас, делаемые из рощи. Это были напитки каждого дня, жидкий хлеб.

Вы только задумайтесь: напиток из пророщенного зерна - каждый день! Современная наука в качестве сенсации подает: прорастающее зерно, его ростки и корни обогащены биологически активными веществами, они настоятельно рекомендуются для детского питания, а также для восстановительных диет. А кержаки сей уникальный продукт употребляли - веками, каждый день… Не отсюда ли знаменитая кержацкая плодовитость, клокочущая жизненная сила?

Сторонний человек, если бы его пустили в крестьянскую избу, тесноту увидел бы, места, мол, в избе всего ничего, а народу полно. Саме мужик с хозяйкой, да старуха, да ребят сколь-то, не то четвёро, не то восьмеро. А имя-то не тесно! И удивляться нечему. На руке пальцам ведь не тесно? Ну и семейным не тесно. Дом - обиталище единого многоголового существа - кержацкого семейства. У каждого место есть. И днем и ночью, и на молитве, и за столом. Как у пальцев на руке.

Как из зыбки на ножонки стал - в хоровод на празднике поставят. Ухватится человечик за сестер-братовьев, да так до конца жизни их уж не разнимешь. И робить каждому есть что. И каждый сам знает и видит, что делать. А уж если кого забросит судьба далеко от родных (на службу солдатскую, к примеру) - письмецо напишут при первой возможности. Удивляешься ныне, читая эти письма. Считай все письмо - приветы да поклоны. «Кланяемся тебе, сестрица Маремьяна, от белова лица до сырой земли…» И далее все приветы да поклоны семейным своим, от старого дедушки до младенца в зыбке. «А ходит ли к нам любезный дядюшка Алексей Филимонович? Ему от меня тоже привет сказывайте»

Коллективизация уничтожила основы основ жизни традиционного крестьянства, в том числе и старообрядческого. … Уничтожение кержачества еще долго понимать будут. И до тех пор не поймут, пока умы понимающих не очистятся от высокомерия. От уверенности, что сами они, образованные люди, находятся, конечно же, на более высокой ступени развития по сравнению этими лапотными работягами. Что насильственно, порой с кровью устанавливаемая иерархическая пирамида подчинения одного человека другому, а множества людей - одному есть постоянно прогрессирующая форма российской жизни. Атомизированное индивидуализмом и вооруженное личной свободой западное общество видится уж вовсе недосягаемым идеалом. Тогда как семейное согласие и устанавливаемое на этой основе сообщество - архаично, допотопно, словом, примитивно.

Эта структура уничтожена куда более грубой, примитивно-людоедской. Что ж, и такое в истории бывало. И то, что обезлюдела деревенская земля, одичал народ, выродился, извелся - тоже нового ничего нет. Много есть на земле мест, где только ветер песок переметает по руинам исчезнувшей цивилизации, а где-то и руин уж незнатко, глубоко песком занесены

Рубрики:

Метки:

Процитировано
Понравилось: 3 пользователям

Боюсь обидеть, но автор не ведает основ древлеправославия. Понедельник, 28 Мая 2018 г. 23:30 ()

Исходное сообщение Звон_Рун

Турова Е. "Мир таинственный, мир мой древний..."
Взгляд физика на древлеправославие

Что ни год, какой - нибудь скорбный умом, назвав себя старовером, начинает на людях дурью маяться. То в тайгу убредет, то в землю закопается… Лживые страшилки, сочиненные когда-то для противостояния расколу, охотно тиражируются некоторыми современными писателями, представляющими староверов полусумасшедшими религиозными фанатиками. Действенно для легковерных и склонных к «съезду крыши». А так – то бред все это, конечно. Здоров был кержак-старовер, трезв, чистоплотен, трудолюбив, плодовит, мыслил здраво и ко всякой дурости был исключительно не склонен.

Они сами себе не удивлялись. Это уж потом, когда их свели всех начисто, удивляться стали. Как это, без крика, да указу, да саме собой жили? Да без порки ребят ростили? Да без команды хлебушко сеяли, да без команды жали? И как это они своим умом мужицким думали-то?!
И поскольку понять никак не получалось, хором обвинили кержаков в консерватизме, косности и упорной приверженности к отжившей традиции. Слушать даже смешно. Какая отжившая традиция?! Чистоплотности, семейственности и целесообразности всей жизни? Где это она, интересно, в России бытовала и уже отжила?

Есть ли все же тайны в старой вере? Есть, конечно. Старообрядчество – сложнейшее историческое и социальное явление. Я думаю, что до настоящего понимания «мужицкой веры» еще очень и очень далеко. И мои рассуждения тематически намеренно сужены, это попытка показать естественнонаучный аспект старообрядчества. Поэтому просьба не ругать за то, что я не отобразила то-то и то-то. Другие отобразят. А я попытаюсь отобразить то, что думаю я, физик. Почему-то сразу предполагается атеистический взгляд. Это совершенно неверно.

Как ученый-естественник я довольно долго занималась экспериментальной физикой. То есть диалогом с Природой, единственным доступным для нас творением Всевышнего. Единым во всей Вселенной, с едиными законами для самых отдаленных галактик. С бесконечной сложностью большого и малого. Такие занятия быстро вырабатывают представление о том, как ничтожно слаб ум человеческий. И как смешна гордыня тех, кто считает, что способен донести свой голос до Творца, и его способ единственно надежный...

В начале было... что? СЛОВО? Нет. В начале был ЛОГОС (так в греческих оригиналах). А это, в точном переводе - ЗАКОН. (Сравните: гео – логия, био- логия…) И все, что доступно человеку - "следуя за мыслью Творца" (Ньютон), постигать Природу. Законы Творца, сложность которых бесконечна, разворачиваются в процессе изучения, и нет ни­чего такого, что могло бы их изменить. Творец - не депутат Госдумы, законы создавал не для того, чтобы самому их нарушать.

С точки зрения физика крестьянин – кержак - мой коллега, он был в постоянном диалоге с Творцом, с Природой, он такой же естествоиспытатель, как и я. Но крестьяне, лишенные доступа к образованию, не имевшие коммуникативных средств для интеллектуальной связи с обществом, могли фиксировать достижения ума только в своем образе жизни.

Крестьяне – староверы относились к труду на земле с такой же истовостью и с таким же трепетом, как к молитве. Собственно, это и была своего рода молитва. Крестьянин постигал великие Законы, пытался стать со-Творцом, образуя семейную Вселенную. Дом, скотина, поле – все это устраивалось по образу и подобию Божию.

Сожаления достойно то, что культурная» часть российского общества смотрела на крестьянство с пренебрежением, на жизнь его – как на темноту, отсталость, дичь и дурь.

«Оне, бесы-те, так и кишат кругом, ты токо их не видишь! Ночью ищут посуду не мытую,да всяку грязь. Уж тамока имя, бесовьям -то полноё раздольё. И женятся, и свадьбы играют, и бесенят родят. А как ты исть из посуды станёшь, оне тебе в рот заскочат и загубят». Ну, заменим слово «бесы» на слово «микробы». И задумаемся, что эти представления возникли не позже 15-го века. И «темная, отсталая»раскольница, произносившая эти слова где-нибудь в 17веке, была далеко впереди Европы всей, еще не создавшей науку гигиену. Наши раскольники во времена Екатерины II умели противостоять даже чуме, хотя и не знали слово «карантин».

Думаю, что крепчайший сплав естественнонаучных, морально-этических, организационных и догматических принципов – итог коллективного мозгового штурма, буквально народный интеллектуальный подвиг, и назвали впоследствии мужицкой верой, древлеправославием. Точнее, часть этого и только в том виде, который был доступен интеллекту 17-го века. Усилиями идеологов раскола народное знание, как говорят социологи, было вербализировано и рационализировано: превращено в связное мировоззрение. И хотя бы в таком виде интеллектуальные достижения наших предков стали известны обществу. Не случись раскола – и не знал бы никто.

Значительная часть культурного наследия кержаков уже утрачена, поскольку утрачен их образ жизни, а интеллектуальные достижения крестьян по-прежнему не ставятся ни во что. Потому что обычное и привычное часто кажется простым…

Вот такая простая фраза: крестьянин сеял рожь. Что тут интересного?! Ну, крестьянин. Ну, сеял. А рожь – да кто ее не знает? Между тем тут на три слова две исторические загадки. Начнем с ржи. Точнее, с ржи озимой. Это растение сыграло огромную роль в истории России. Тут нет ни капли преувеличения.

Озимая рожь – сорняк по происхождению, везде считавшаяся всего лишь неистребимой примесью пшеницы. Рожь выживала в самые неблагоприятные годы, когда основной посев погибал. И черный ржаной хлеб считался хлебом неурожая. В древнерусских государствах озимую рожь сеяли только в новгородских землях, самых холодных, где пшеница просто не вызревала. Именно на возделывании ржи и вырос великий северный крестьянин – новгородский крестьянин, создавший так называемую паровую систему земледелия.

Сеемая в середине августа, рожь подымается на осенних дождях и кидает свои корни на глубину до 1 метра, ей уже никакие сорняки нипочем. Рожь очищает, облагораживает землю, справляется даже с таким злодеем полей и огородов, как пырей. Важно и то, что семенной материал ржи не надо целую зиму хранить, оберегать от выпревания, подмерзания и грызунов. Таким образом, рожь просто идеальна для посева на вновь возделываемых землях. Именно с рожью наш крестьянин и прошел Урал и Сибирь, дал основу для жизни на этих просторах. Если бы не было собственного хлеба – жить здесь никто бы и не смог. Урал – зона самого северного в мире семенного растениеводства.

Рожь, способная расти даже на самых бедных и, что очень важно, закисленных почвах (а у нас именно такие), очень резко увеличивает урожай при внесении навоза. Хочешь иметь хороший урожай – держи скот. Рожь резко увеличивает урожайность, если посеяна именно тогда, когда нужно. Не раньше и не после. Умирать готовься, а рожь сей – так мужики говорили.

Поскольку рожь в спелом состоянии быстро осыпается, жнут ее в состоянии восковой, то есть неполной спелости. Если сжать раньше, чем нужно, зерно получится тощее, урожай ниже, всхожесть хуже. Если запоздать – зерно осыплется. Так что рожь – это высший крестьянский пилотаж, она требует мастерства, ответственности и огромного, поколениями копимого опыта. И определенной зажиточности. Бедняк, не имеющий справного хозяйства, никогда хорошего урожая не получит. В наших краях рожь умели как следует выращивать только одни кержаки - староверы.

Ими активно использовалась и так называемая «роща», то есть та же рожь, сразу после уборки смоченная и пророщенная в темноте. Вот пшеницу сразу после уборки проростить невозможно, требуется яровизация, то есть обработка холодом. Она ж весной всходить должна, пшеница-то, а не осенью! Рожь в этом смысле просто вне конкуренции.

Именно рожь и была веками основой экономической независимости кержаков. Роща - исторически первое и до сих пор непревзойденное сырье для самогона. Вятские предки пермских крестьян и были создателями, а впоследствии основными поставщиками этого сырья. Госмонополия на винокурение в России то усиливалась, то ослабевала, а мужики – они всегда при своих. У нас в Пермской губернии к тому же под боком Удмуртия, где всегда гнали свою кумышку, хоть им триста раз запрети. Выгода была двойная. Во-первых, всегда был рынок сбыта для ржи. Во-вторых, будучи свирепыми трезвенниками, сами кержаки водку и самогон не пили, а пили ржаную брагу и квас, делаемые из рощи. Это были напитки каждого дня, жидкий хлеб.

Вы только задумайтесь: напиток из пророщенного зерна – каждый день! Современная наука в качестве сенсации подает: прорастающее зерно, его ростки и корни обогащены биологически активными веществами, они настоятельно рекомендуются для детского питания, а также для восстановительных диет. А кержаки сей уникальный продукт употребляли – веками, каждый день… Не отсюда ли знаменитая кержацкая плодовитость, клокочущая жизненная сила?

Рожь по-прежнему каждое лето наливает колос на наших полях, а вот большинство других элементов традиционного образа жизни крестьянина в настоящее время утрачены. Это касается, например, такой тонкой материи, как морально - психологические и организационные основы старообрядческого сообщества. Удивительного там было немало.

Сторонний человек, если бы его пустили в крестьянскую избу, тесноту увидел бы, места, мол, в избе всего ничего, а народу полно. Саме мужик с хозяйкой, да старуха, да ребят сколь-то, не то четвёро, не то восьмеро. А имя-то не тесно! И удивляться нечему. На руке пальцам ведь не тесно? Ну и семейным не тесно. Дом - обиталище единого многоголового существа – кержацкого семейства. У каждого место есть. И днем и ночью, и на молитве, и за столом. Как у пальцев на руке.

Как из зыбки на ножонки стал – в хоровод на празднике поставят. Ухватится человечик за сестер-братовьев, да так до конца жизни их уж не разнимешь. И робить каждому есть что. И каждый сам знает и видит, что делать. А уж если кого забросит судьба далеко от родных (на службу солдатскую, к примеру) – письмецо напишут при первой возможности. Удивляешься ныне, читая эти письма. Считай все письмо – приветы да поклоны. «Кланяемся тебе, сестрица Маремьяна, от белова лица до сырой земли…» И далее все приветы да поклоны семейным своим, от старого дедушки до младенца в зыбке. «А ходит ли к нам любезный дядюшка Алексей Филимонович? Ему от меня тоже привет сказывайте»

В отечественной художественной литературе всегда сквозило некое недоумение: где именно находится народная мудрость? Как ни странно, в понимании этого существенную помощь оказывают современные информационные технологии. А именно представление о «распределенном знании». Современные компьютерные сети представляют собой распределенные базы данных, то есть совокупность относительно маломощных компьютеров, объединенных в огромные системы. Наши российские интеллектуалы никогда не могли понять, почему каждый отдельный крестьянин не производит впечатления большого мудреца, а мудрость народа все же откуда-то берется?! А это и есть информационная мощь сети.

Вот смотрите: в России староверов власти веками гнобили, как могли. Диаспора, что в Прибалтике, что в Канаде, что в Бразилии - жила, как хотела. В России выходцы из староверов - созвездие блестящих имен купцов, предпринимателей, изобретателей, ученых... Ну, Рябушинские, Морозовы, Третьяковы - на слуху. В наших краях - масса купцов, гениальные изобретатели на Демидовских заводах, те же создатели паровоза братья Черепановы и тд.

Крупнейший экономист, лауреат Нобелевской премии Василий Васильевич Леонтьев (Жил в США с 1930 г. Всю жизнь мечтал осчастливить Россию, но Россия не захотела.) Дед - старовер-крестьянин, отец уже - петербургский купец.

Иван Ефремов, известный писатель-фантаст, мыслитель, крупнейший ученый-палеонтолог. Его дед, Харитон Ефремов, из заволжских староверов, за стать взятый в Семеновский полк, в Петербург, там и оставшийся. Отец Ивана - уже приличный купец. А Иван, со всей кержацкой энергией и неописуемой одаренностью ушел совсем в другие области деятельности.

Кого выдвинула зарубежная староверческая диаспора? Вроде бы и никого.

Коллективизация уничтожила основы основ жизни традиционного крестьянства, в том числе и старообрядческого. … Уничтожение кержачества еще долго понимать будут. И до тех пор не поймут, пока умы понимающих не очистятся от высокомерия. От уверенности, что сами они, образованные люди, находятся, конечно же, на более высокой ступени развития по сравнению этими лапотными работягами. Что насильственно, порой с кровью устанавливаемая иерархическая пирамида подчинения одного человека другому, а множества людей – одному есть постоянно прогрессирующая форма российской жизни. Атомизированное индивидуализмом и вооруженное личной свободой западное общество видится уж вовсе недосягаемым идеалом. Тогда как семейное согласие и устанавливаемое на этой основе сообщество – архаично, допотопно, словом, примитивно.

Это высокомерие настолько укоренилось в мозгах отечественных мыслителей, что не убеждает их ни многовековая хозяйственная успешность, ни народ, здоровый физически, интеллектуально и морально. Народ, способный мгновенно встать вровень с любым интеллектуальным достижением человечества, освоить его, развить и к себе приспособить. Обреченность «архаики» сомнений ни у кого не вызывает. И то, что в России она в конце концов была погублена, видится в таком контексте делом хоть и печальным, но закономерным. Мол, старое-то гибнет всегда при столкновении с новым.

На самом-то деле погибла сложная, тонкая система людских взаимоотношений, многовековой социальный опыт самоуправления.

Эта структура уничтожена куда более грубой, примитивно-людоедской. Что ж, и такое в истории бывало. И то, что обезлюдела деревенская земля, одичал народ, выродился, извелся – тоже нового ничего нет. Много есть на земле мест, где только ветер песок переметает по руинам исчезнувшей цивилизации, а где-то и руин уж незнатко, глубоко песком занесены

В помощь могу дать совет: Владимир Шемшук, "Запрещённая история", "Волхвы", "Обереги" и масса др!

Кержаки́ - этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа. После разгрома в 1720-х Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток - в Пермскую губернию. С Урала расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. В Сибири кержаки назывались сибиряками и чалдонами и составляли основу алтайских каменщиков. Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь - «расейским» (российским), но впоследствии практически полностью ассимилировались с ними из-за общего происхождения. Позднее кержаками стали называть всех старообрядцев, в противовес «ми́рским» - приверженцам официального православия. В глухих местах до сих пор существуют кержацкие заимки, практически не имеющие контактов с внешним миром, например семья Лыковых. В результате советских преобразований общества (атеизм, коллективизация, индустриализация, раскулачивание и др.) большинство потомков кержаков утратили древние традиции, причисляют себя к русскому этносу, проживают на всей территории РФ и за рубежом. По переписи 2002 года в России указали свою принадлежность к кержакам лишь 18 человек Старообрядцы переселились на территорию Горного Алтая более двухсот лет назад. Спасаясь от религиозных и политических преследований, они принесли с собой легенды о Беловодье: «…За великими озерами, за горами высокими находится священное место … Беловодье». Землей Обетованной для староверов стала Уймонская долина. В системе морально-этических традиций у старообрядцев на первое место выходят традиции тесно связанные с трудовой деятельностью. В них заложены основы уважения к труду, как «труду благого и богоугодного», земле и природе. Именно тяготы жизни и гонения стали основой бережного отношения к земле как высшей ценности. Староверы резко осуждают лень и «нерадивых» хозяев, которых нередко выставляли напоказ при большом стечении народа. Именно трудовая деятельность староверов отмечалась своеобразными традициями, празднествами и ритуалами, что было отражением своеобразной культурой и бытом русского народа. Кержаки заботились об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче жизненного опыта подрастающему поколению. Содержанием смысла всех обрядом являлось возвращение потраченной силы работнику, сохранение земли и ее плодородной силы. Мать Земля – кормилица и хлебородница. Старообрядцы считают природу живым существом, способную понять и помочь человеку. Сокровенное отношение к природе выражалось в традиции народного искусства, основу которого составляли нравственные отношения между человеком и природой. Плотничество, пчеловодство, кладка печей, художественная роспись и ткачество передавалось из поколения в поколение. Представление о красоте тесно связано у старообрядцев с чистотой жилища. Грязь в избе – это стыд для хозяйки. 124.jpgКаждую субботу женщины семьи с раннего утра всё вокруг тщательно мыли, чистили песком до запаха древесины. Считается грехом сеть за поганый (грязный) стол. И перед приготовление пищи хозяйка обязательно перекрестит всю посуду. А вдруг в ней черти прыгали? Многие до сих пор не понимают, почему кержаки всегда за пришельцем-чужаком в их дом помоют пол, вытрут дверные ручки и подадут специальную посуду. Связано это было с основами личной гигиены. И как результатом – деревни староверов не знали эпидемий. У староверов сложилось трепетное отношение к воде и огню. Святой была вода, леса и травы. Огонь очищает душу человека, обновляет его тело. Купание в целительных родниках осмысливается староверами как второе рождение и возвращение к изначальной чистоте. Воду приносимую домой, всегда брали против течения, а вот для «лекарства» по течению и при этом произносили заговор. Староверы никогда не будут пить воду из ковша, обязательно нальют ее в стакан или кружку. Строго запрещается старообрядческой верой вывозить мусор на берег реки, выливать грязную воду. Делалось только одно исключение, когда мыли иконы. Вода эта считается чистой. Староверы строго соблюдали традиции выбора места под строительство и обустройство своего дома. Подмечали места, где играют дети или скот устраивался на ночлег. Особое место в обустройстве старообрядческой общины занимает традиция «помочи». Это и совместная уборка урожая, строительство дома. В дни «помочи» работа за деньги считалась предосудительным делом. Существует традиция «отхаживать» помочь, т.е. надо было обязательно прийти на помощь к тем, кто в свое время помогал общиннику. Всегда оказывалась внутримирская взаимопомощь своим землякам и людям, попавшим в беду. Смертным грехом считается воровство. Вороватому человеку община могла дать «отпорную», т.е. каждый член общины произносил следующие слова «я от него отпираюсь» и человека выгоняли из деревни. От старовера никогда невозможно услышать бранных слов, каноны веры не разрешали возводить на человека клевету, учили терпению и смирению. Главой старообрядческой общины является наставник, ему принадлежит решающее слово. В духовном центре молебном доме, он учит чтению Святого Писания, проводит моление, крестит взрослых и детей, «сводит» жениха и невесту, отпивает покойника. Старообрядцы всегда имели крепкие семейные устои. В семье иногда насчитывалось до 20 человек. Как правило, в семье жили три поколения. Во главе семьи стоял мужчина-большак. Авторитет мужчины в семье держится на примере трудолюбия, верности данного слова и доброты. Ему помогала хозяйка-большуха. Все снохи ей беспрекословно подчинялись, а молодухи спрашивали разрешение на все дела по дому. Такой ритуал соблюдался до момента рождения у нее ребенка, или пока молодые не отделялись от родителей. В семье никогда не воспитывали окриком, а только пословицами, прибаутками, притчей или сказкой. Как считают старообрядцы, чтобы понять как жил человек, надо знать, как он родился, как играл свадьбу и как умирал. Считается грехом плакать и причитать на похоронах, иначе покойный утонет в слезах. Сорок дней следует приходить на могилу, разговаривать с покойным, вспоминать его хорошими словами. С похоронной традицией связаны и родительские дни поминовения. И в наши дни можно видеть, как строго старообрядцы соблюдают религиозные обряды. Старшее поколение до сих пор много времени уделяют молитвам. Каждый день жизни старовера начинается и заканчивается молитвой. Утром помолившись, он приступает к трапезе и затем за труд праведный. Любое занятие они начинают с произношения Исусовой молитвы, при этом осеняя себя двуперстием. В домах старообрядцах много икон. Под божницей старинные книги и лестовки. Лестовкой (четок) отмечают число произнесенных молитв и поклонов. Старообрядцы и до настоящего времени стремятся сохранить свои традиции, обычаи и обряды, а самое главное веру и нравственные устои. Кержак всегда понимает, что надеяться нужно только на себя, на свое трудолюбие и умение. Есть еще вот такая интересная информация

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.