Как доехать до китаевой пустыни. Китаевская пустынь

>> монастырь китаевская пустынь

Свято-Троицкий монастырь Китаевская пустынь в Киеве часто называют украинским Афоном. Существует несколько версий происхождения названия Китаево. Одни историки связывают его с древнерусскими укреплениями, когда-то расположенными на этом месте, поскольку само слово "китай" переводится с тюркского языка, как укрепление, крепость. Удивительной красоты природа, лесистые холмы над Днепром, которые с юго-востока омываются озерами – это место очень схоже со святой афонской землей. Один из упомянутых холмов называется Китай-гора. Есть документальные свидетельства, что возникла она еще в добатыевские времена, когда здесь были сооружены укрепления, окруженные с одной стороны водой, а с другой – валом. В 5 веке на выступающих площадках это горы возникли пять городов, которые впоследствии объединились в один – Пересичен. Однако, существует и другая версия происхождения названия "Китай". Бытует такое Лаврское предание, что основателем Китаевской обители является Андрей Боголюбский, которого в народе прозвали Китаем.

Достоверно известно, что первые поселенцы, монахи из Киево-Печерской Лавры, появились на территории Китай-горы в 16-17 веках. В самой горе был основан пещерный монастырь, уже имевшиеся пещеры были расширены и благоустроены. Китаевская пустынь на тот момент административно подчинялась Киево-Печерской Лавре. На месте, где сейчас расположены постройки монастыря, в то время возвели наземный лаврский скит. Были облагорожены кельи, а в 1716 году под руководством киевского военного губернатора князя Голицына здесь возвели церковь Преподобного Сергия Радонежского. В связи с тем, что здание было построено из дерева, в скором времени оно обветшало и, в 1767 году на его месте возвели новый каменный Свято-Троицкий храм с боковыми приделами Преподобного Сергия Радонежского и Святого Дмитрия Ростовского. За всю историю своего существования храм несколько раз подвергался перестройкам. Современная церковь представляет собой пятиглавый храм, выполненный в стиле украинского барокко.

В 18 веке в Китаевской пустыни поселилась Преподобная Досифея. В 15 лет сбежав из дому, она под видом мужчины-инока жила и трудилась в Троице-Сергиевой Лавре. Не желая быть узнанной родственниками, она переселилась в Китаевскую пустынь, выкопав там для себя пещеру. Когда в 1744 году к ней приехала императрица Елизавета Петровна, блаженная была пострижена в рясофор с именем Досифей (тайну о том, что она была женщиной, так никто и не знал). Только после смерти подвижницы, а похоронили ее на территории Китаевской пустыни, сестра, увидев потрет, сразу же признала беглянку.

Теплый храм во имя Двенадцати Апостолов и каменная четырехъярусная колокольня, к сожалению не дошедшая до наших дней, появились на территории обители в 1835 году. Вплоть до 1870 года Китевская пустынь была местом, где хоронили умерших монахов Киево-Печерской Лавры. Сам монастырь славился подвижниками, которые в нем проживали. В средине 19 века в Китаевской пустыни жил Преподобный Феофил, наделенный даром прозорливости и чудотворений. Из Киево-Печерской Лавры сюда был переведен юродивый киевский подвижник - рясофорный монах Паисий. На территории обители погребен еще один подвижник благочестия юродивый Иоанн Босый. В 1904 году в монастыре появляется еще один храм – Преподобного Серафима Саровского, который был пристроен к зданию Лаврской богадельни. Монастырское хозяйство было довольно процветающим. Иноки обрабатывали огороды, имели рыбные угодья, фруктовые сады, занимались виноградарством и пчеловодством, обеспечивая медом и себя, и другие монастыри. Благодаря собственному труду монахи могли прокормить старцев богадельни и богомольцев, останавливавшихся в гостинице обители. Излишки продуктов продались, а на вырученные деньги производился ремонт монастырских помещений. У иноков существовала традиция – в день святой Троицы в монастыре проходили ярмарки, поучаствовать в которых съезжалось огромное число народу.

В советские времена, в частности в 30-е годы 20 века, Свято-Троицкий монастырь Китаевская пустынь был закрыт, а возрождение обители началось только в 1990 году, когда в Свято-Троицком храме был открыт приход. В течение трех лет, с 1990 по 1993, сотрудники научного отдела Киев-Подземный при Музее Истории г. Киева и монахи пустыни вели работы по расчищению иноческих пещер на Китай-горе. На сегодняшний день в одной из пещер, которая еще во второй половине 19 века была обложена кирпичом с целью обустройства церкви, освящен подземный храм в честь Преподобной Досифеи Киево-Китайской. В конце 90-х годов 20 века на территории монастыря была построена новая деревянная трехъярусная колокольня.

Современный Свято-Троицкий монастырь Китаевская пустынь представляет собой целый комплекс монастырских строений и угодий. Главным храмом остается Свято-Троицкая церковь, кроме того здесь функционирует церковь Святых Двенадцати Апостолов, к которой примыкают жилые братские корпуса, есть хозяйственные постройки и трапезная.


Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь) Пещерный

Древняя твердыня славян.

В то далекое время, когда славянские племена еще не были просвещены верой Христовой, а поклонялись языческим идолам, здесь, в Китаевском урочище, на правом берегу Днепра, существовало поселение полян.

Первые поселения в Корчеватом, Китаево, Голосееве появились еще в эпоху меди-бронзы и раннего железного века (III-ІI тыс. до н. э.). К V-VI векам историческая наука относит время возникновения союзов славянских племен, одним из которых был союз полян. Тогда возникло поселение, положившее начало Киеву. Вскоре Киев стал центром Полянского княжества, объединившего славянские племена в единое государство Киевская Русь.

На высоком холме (40 метров над уровнем Днепра) поляне-язычники построили городище общей площадью 2,22 га. Место было настолько удобным, что городище это продолжило свое существование и в христианские (великокняжеские) времена.

Тогда, как известно, стала быстро развиваться торговля, происходил культурный обмен, особенно со странами Востока. В то же время, жизнь наших предков постоянно подвергалась опасности со стороны кочевых тюркских племен, совершавших частые набеги на богатую Киевщину. Они убивали, грабили и уводили в плен людей, которых затем продавали на невольничьих рынках Кафы и Боспора. Для защиты от внезапных нападений в Китаево была создана система фортификационных сооружений (три линии валов и рвов). Таким образом, к естественной сложности рельефа, испещренного ярами и балками, которые разделяли территорию городища на пять отдельных площадок, прибавились искусственные укрепления. Южнее Китаевского городища возник наибольший из существующих в окрестностях Киева курганный могильник - свыше 400 насыпей. Он состоит из трех групп курганов, разделенных между собою валами. По мнению археологов, датирующих самые ранние здешние находки Х веком, одна группа захоронений – это могилы воинов-защитников поселения, две другие – это, скорее всего, погребения мирных жителей. Ныне курганы поросли вековым лесом.

Археологические изыскания в урочище, начатые еще во второй половине ХIХ века, привели исследователей к выводу о значительной роли Китаевского городища в истории Древней Руси. К этому подводит и географическое положение пункта – на пересечении торговых путей, рядом с рекой, на южной окраине Киева, первой встречавшей нападавших печенегов, половцев. А.Д.Эртель, отводил городищу в Китаево роль именно того пункта, который назван в летописи “Куява”, и обычно связывается с Киевом. Киев, по версии Эртеля, возник позднее Китаево. Китаево же, утратившее свое значение, передало его Киеву вместе со своим именем.

У подножия городища, на противоположном берегу ручья, бегущего со стороны Феофании и впадающего в Днепр, по результатам археологических исследований, в VIII-IХ веках возникло поселение-посад. К ХI-ХIII векам оно растянулось вдоль берега ручья на 1,5 км. и заняло площадь около 40 га. Если Китаевское городище после монголо-татарского нашествия ХIII века было разорено и заброшено, то посад у подножия холма не прекращал своего существования.

Монастырь назвали Китаевской пустынью.

Один з валів зараз тут арк "Китаївські ставки"

Осінь на одному із ставків

После принятия христианства Китаев или Киевский Афон, как еще его называли, стал православным центром. Затем Китаевская пустынь утратила свое значение. Лавра взяла на себя функции основной обители, и многие монахи перешли под ее своды. А Китаев стал скитом, куда приходили паломники-отшельники и все, кому надоела мирская суета. Если до недавнего времени высокие валы защищали Китай-город от нападения врагов, то сейчас эти валы превратились в защиту от города и его суеты. Хорошая местность стала пристанищем для старых монахов Лавры. Здесь были красивые озера, в которых водилось много рыбы, насаженные сады и земельные участки давали фрукты, овощи, ягоды, также было развито пчеловодство, а это - мед и свечи. В 1763-1768 годах Степан Ковнир, в прошлом каменщик и подчиненный Лавры, как его еще называли "каменного строительства мастер" (лучшие работы «Ковнировский корпус», колокольни на Ближних и Дальних пещерах, Кловский дворец и другие достопримечательности украинского барокко), построил Свято-Троицкую церковь в стиле барокко.

Три года работала в Троице-Сергиевской Лавре. Но однажды в обитель приехали родные и узнали Дарью. Ей пришлось бежать в Киев, где на Китай-горе Досифея выкопала себе пещеру не пожелав пользоваться чужим трудом. В монастыре ее приняли и впоследствии посвятили в монаха. Никому даже в голову не приходило, что таинственный монах - женщина. Чтобы никто не разгадал его тайну, Досифей изувечил свое лицо. Мудрого отшельника полюбили и священники и прихожане. Многим она помогала, но все больше и больше стала отдалятся от белого дня находясь в пещере. Таким образом, за годы молитв и своеобразного транса получила дар предвидения. Именно Досифей, наставляя известного соловецкого старца Феофана, велел идти на Соловки. Однажды пришел в скит отрок Прохор, будущий преподобный Серафим Саровский. Ему понравилось в Китаевской пустыни, и он решил здесь остаться. Однако Досифея благословила его отправиться в «пустыню Саровскую» - там помогать людям. В 1744 году к Досифею приехала императрица Елизавета Петровна, которая, как известно, была набожным человеком и любила ездить по святым местам. Не поленилась подняться на Китай-гору и увидеть удивительного отшельника, о котором так много говорили. Императрице понравились мудрые вещи, которые говорил молодой отшельник, она даже захотела забрать Досифея в Петербург, но отшельник отказался. Елизавета Петровна подарила даже мешочек с золотом, который Досифей отдал Лавре. На эти деньги была построена церковь в селе Пирогово. Но только после смерти братия узнала, что Досифей был женщиной.

На закате своей жизни Досифея помогала больным людям. Однажды в монастырь заехала рязанская дворянка и, увидев могилу Досифея, узнала в нем свою сестру. Хотя однажды они встречались в стенах этого же монастыря и беседовали через окошко. Дворянка не догадывалась, что разговаривает со своей сестрой и поведала, что Дарья сбежала из семейного гнезда. Досифея посоветовала не искать Дарьи, ибо она ушла из дома ради Бога и духовной жизни. Умерла Досифея, читая молитву в возрасте 55 лет.

В XIX веке Китаевская пустынь была монастырским ансамблем, состоящим из монастырского подворья шестиугольной формы. В него входили кирпичная Троицкая церковь, замечательная 45-метровая колокольня, трапезная с церквами Двенадцати апостолов и Трех русских святителей - Петра, Алексея и Ионы, дом настоятеля, братский корпус, двухэтажный дом для престарелых священнослужителей, келейные корпуса и кирпичная ограда с воротами. С 1898 года на территории хозяйственного двора действовал лаврский свечной завод. В новый корпус богадельни в 1904 году пристроена церковь св. Серафима Саровского.

Сховані в осені куполи

В Китаевской пустыни в 1857 году были найдены и исследованы Китаевские пещеры. В 1910-12 годах под руководством археолога А. Д. Эртеля было обнаружено несколько подземных галерей, похожих по структуре на пещеры Киево-Печерской лавры. В Китаевских пещерах были найдены остатки двух очагов, предметы быта. На стенах сохранились надписи старославянскими буквами. Кроме Досифея здесь похоронен старец Феофил (Россоха) - схиархимандрит, первый наместник возрожденной Китаевской пустыни. В 1928-1996 гг. известный проповедник был включен в реестр великих старцев. Китаевская пустынь и в наше время довольно людное и популярное место паломничества и посещения туристами.

Источники: Киев.Энциклопедический справочник,Главная редакция УСЭ, Киев -1985.

Китаевская пустынь"Киевский Афон"

Фото и текст Маленкова Ростислава

Китаево несет в себе специфическую сакральную сущность. Находясь там, возникает чувство другого измерения, параллельной реальности. Время как будто приостанавливает свой ход. Тишину и покой монастыря не нарушает даже близлежащая за Китай-городом, магистраль, это место отделено от мирской суеты. Только природа вокруг создает некоторое звучание в виде шума листвы, пения птиц, движения старых ветвей на деревьях.

Небольшие горы и холмы для Китаевой пустыни , образовывают некую ограду от города. В зеркалах пяти озер отражаются купола старого Свято-Троицкого храма в ограждении высоких сосен. Вокруг воды, в которой видно голубое небо, растут плакучие ивы.

Географически территория Китаево – это полуостров , который находится на приднепровских холмах, Голосеевского района Киева.

История китаевской пустыни

До того как на Украине приняли христианство, данная территория была местом жительства полян, позже здесь вырос город-крепость. В 1159 эта земля стала принадлежать Киево-Печерскому монастырю. Период с 11 до 17 века, характеризуется проживанием здесь многих известных подвижников, которые славились своей прозорливостью и молитвенностью. На холме за густой зеленью скрывается деревянная церковь, в ней находятся пещеры монахов открытые для посетителей. Китаево не наполнено туристами как другие подобные места, это дает возможность забыть городскую суматоху и почувствовать энергию и силу этого места.

Название местности, предположительно, означает «стена » (перевод с тюркского слова «китай»). Также, его можно обозначить как укрепление, осадная башня, крепость. Есть легенда, в которой говорится о том, что в XII веке Андрей Боголюбский, имел здесь крепость-дворец называвшийся «Китай».

Китай гора

Крепость, которая находилась когда-то на Китай-горе, была защищена с северо-запада рвом и валом, с других сторон – водой. Останки городища и крепостей IX-XI веков, еще можно увидеть в здешних окрестностях, хотя сохранилось не много, некоторые места стали просто пустынными. В находящимся здесь посаде жили люди. Он возник в результате того, что в XI веке при строительстве на горе, осыпался вал и ров. Селение находилось и после монгольского нашествия в XV веке.

Наземный лаврский скит и пещерный монастырь на Китай-горе, были основаны в пятнадцатом веке монахами Киево-Печерской лавры. Скит был разрушен в 1930, а после, восстановлен в начале 1990-х годов.

Китаевские пещеры

На вершине Китай-горы расположен вход в пещеры. Также, рядом есть небольшая деревянная часовенка, там встречает прохожих монах-провожатый. Ученые предполагают, что данные пещеры возникли в дохристианские времена. Они были предназначены для уединения и состояли из 4-х уровней. В них защищались от врагов, хранили провизию и даже сохраняли связь с другими монастырями. На сегодняшний день уцелела лишь часть пещер, которая все равно достаточно велика и интересна.

В отличие от Лаврских пещер, пещеры Китаевские не такие популярные, поэтому здесь нет постоянного потока людей. Здесь можно лишь встретить группы по 3-5 человек, либо приходящие семьи, которые просто гуляют по этим древним лабиринтам. Это место не освещено и экскурсии здесь не проводятся. Для перемещения необходимо источник света, который будет в виде свечи или фонарика. Стены глиняных пещер имеют разнообразные рисунки и надписи, их можно разглядывать, гуляя здесь. Также, просто интересно посидеть в одной из келий на лежанке из глины.

Постоянная температура и свой сухой микроклимат сохраняется в пещерах не зависимо от погоды. Здесь имеет пещерная церковь, которая закрыта от посещений. А кельи можно посещать всем до 16.00.

Китаевская пустынь

О монашеском ските Китаева пустынь, находящимся на окраине Киева, не знают даже многие коренные киевляне. Его часто называют вторым Афоном. Уникальность Китаевой пустыни, заключается в нахождении здесь мощей всех 12-ти апостолов (кроме святого Иоанна Богослова, тело которого отправилось вместе с душой в Рай и Иуды Искариона, предателя отпавшего из лика апостольского). Также, здесь можно встретить мощи, святых праведных Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и праведных Захарии и Елизаветы (родителей св. Предтечи и Крестителя Иоана) и многих других великих святых.

Китаево имеет в себе и святую купель. Она давно известна целебными свойствами и водой насыщенной кислородом. Купель можно найти в лесу рядом с Китаевой Пустынью, в пяти метрах от дороги. При раскопках в 2004 были обнаружены остатки древнего водосборника, который и послужил для создания купели. Восстановительные работы показали, что благодаря конструкции из дубовых брусьев, подводная часть хорошо сохранилась.

Как добраться

Где искать: улица Китаевская, 15 (точный адрес Свято-троицкого храма). Доехать на общественном транспорте: ст. м. Лыбедская, автобус 52 до остановки “Школа”, автобус 20 до остановки “Улица Китаевская” или от м. “Выдубичи” на автобусах 43, 65 до остановки “Проспект Науки”.

Я обещала показать вам нереволюционный Киев, Киев, который я люблю. Сегодня предлагаю прогуляться в Китаеву пустынь. Я люблю сюда приезжать. Да и вообще я часто оправляюсь на прогулки по Голосеевому лесу, частью которого является и Китаево.

Говорят, что основал обитель в 12 веке князь Андрей Боголюбский, прозваннй «Китаем», из-за того, что его мать была половчанкой. А, возможно, «азиатское» название местность получила благодаря находящемуся тут древнерусскому укрепленному городищу, южному форпосту Киева – Китаево. Когда-то это был самостоятельный город, такой же древний, как и Киев. Во времена Киевской Руси в Китаево стояла крепость, защищавшая подступы к столице от кочевников-тюрков. А по-тюркски слово «китай» означает крепость, что к настоящему Китаю не имеет никакого отношения.


Вот такая дорожка к печерам
Есть гипотеза, что именно через Китаево проходил в свое время торговый путь «из Варяг в Греки». Скит тут образовался уже в 1716 года, когда здесь построили деревянную церковь в честь св.Сергия Радонежского, трапезную и келии. Вообще переселение в Китаево из Лавры началось из-за туристов, сиречь паломников. Монахам они мешали и способствовали бегству монахов в более спокойные места, в том числе ив Китаево. Совсем недавно еще не так много киевлян знало, что в Китаево были Печеры. Однако, в XVIII в. Китаево приобрело славу именно благодаря им. В это время сюда уходили в затворники монахи-подвижники.



Свято Троицкий монастырь. Киев
Саму маленькую аккуратную церковь в стиле барокко построил в Китаево Стефан Конвир.
Стефан, как архитектор, очень много полезного сделал для Киева и для Лавры – тут им построены колокольни на Дальних и Ближних печерах и целый корпус, так и называемый конвировским.

Китаево стали называть киевским Афоном, паломники на посещение Китаево получали разрешения в Лавре. Каждый живущий в Китаево старец-подвжиник был духовником и имел много духовных чад из мирян и духовных лиц Самыми известными китаевскими старцами были Феофил и Досифей, который оказался совсем не мужчиной, а… женщиной Дарьей. Женская сущность знаменитого монаха обнаружилась уже после смерти оного. Тут, в Китаево, кстати, похоронен и известный в 19 веке в Киеве юродивый Иоанн Босый (Ковалевский.).

Совсем недавно вход в Печеры выглядел, как вход в какую-либо систему водоотвода. А сейчас уже все цивилизованно и культурно.


Вход в Китаевы печеры
В XVIII столетии в Российской Империи приняли закон, запрещавший монахам жить в пещерах, тогда в Китаевской Пустыни построили каменный Троицкий храм и кельи, в которые переселились монахи.

На долгие годы про Печеры вообще забыли. Наглядный пример, как из истории исчезают знания. Снова Печеры были случайно обнаружены послушником Китаевской пустыни аж в 1857 году, когда туда провалился вбиваемый им в землю кол.
Китаева пустынь уникальна тем, что там в храме Двенадцати апостолов собраны мощи всех 12-ти апостолов, кроме Иуды Искариота. Но где они там хранятся – не спрашивайте. Я не искала.

Чем еще знаменита пустынь – садами. В свое время монахи имели тут роскошные сады. Тут были пасеки, в озерах ловили рыбу – райское место, действительно. Потом здесь стал действовать Институт АНУ защиты растениеводства. Сады есть до сих пор.


В Китаевой пустыни. Тут и рыба водится
Вдоль запущенных захаращенных озер между высокими холмами-горами можно пройти к копанке – это моя любимая дорога. Можно, конечно, добраться к ней просто и без экстрима – по широкой тропинке от монастыря, но мы же легких путей не ищем, так?

Копанок в Голосеевском лесу, как минимум, 3 штуки. Все чудесно оборудованы и бережно поддерживаются в хорошем состоянии. Вода в копанках -10-12 градусов в любое время года. Про происхождение этой копанки я слышала 2 версии – что ее еще в 19 веке вырыли монахи, и что в 1987 году ее оборудовали последователи Порфирия Иванова.

Говорят, что сначала руководство Голосеевского лесничества негативно отнеслось к купели и грозилось ее засыпать, но со временем сменило гнев на милость и теперь не просто гордится купелью, но и при помощи Киевского эколого-культурного центра ей присвоили статус «Памятник природы». Недалеко, тут же в Мышеловке, Киевский патриархат строит еще один очень красивый храм. Так что скоро место станет еще более привлекательным.




И, вообще, если у вас много сил и времени, приезжайте в Китаево без машины. Отсюда легко и просто прогуляться пешком на Дидоровку в Голосеевео или же дойти до архитектурного музея в Пирогово.

Хороших прогулок по Киеву!

Прихована серед лісу та валів "Китаївська Пустинь"

Китаев - это территория в южной части Киева, в Голосеевском районе и восточная часть Голосеевского леса. Сейчас это археологический заповедник, расположенный между Мишеловкой, Корчеватым и Багриной горой. Название местности возникло, возможно, от тюркского слова "китай" - крепость (город). Сейчас сохранились остатки городища IX-X вв. Другая версия происхождения названия от древнего имени "Китай" - именно такое второе неправославное имя имел сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха. Хотя можно его перекрутить на "Китан" - это половецкое имя, а как известно матерью Андрея Боголюбского была Половчанка. Фамилия Боголюбский пошла от городка Боголюбово, который князь сделал своей резиденцией. Именно в Китаеве поселился Андрей Боголюбский. Он построил себе красивый, большой двор, сделав Китаев своей очередной резиденцией. В 1159 году Боголюбский передал, а точнее подарил Китаев, Васильев и Мическ (Радомышль) от любви к Богу и Пречистой Матери, а также в знак поминовения своего рода, Киево-Печерскому монастырю. В XIV века в Китаеве был создан пещерный монастырь, подчиненный с XVII века Киево-Печерскому монастырю. Монастырь назвали Китаевской пустынью.

Один з валів зараз тут Парк "Китаївські ставки"

Осінь на одному із ставків

После принятия христианства Китаев или Киевский Афон, как еще его называли, стал православным центром. Затем Китаевская пустынь утратила свое значение. Лавра взяла на себя функции основной обители, и многие монахи перешли под ее своды. А Китаев стал скитом, куда приходили паломники-отшельники и все, кому надоела мирская суета. Если до недавнего времени высокие валы защищали Китай-город от нападения врагов, то сейчас эти валы превратились в защиту от города и его суеты. Хорошая местность стала пристанищем для старых монахов Лавры. Здесь были красивые озера, в которых водилось много рыбы, насаженные сады и земельные участки давали фрукты, овощи, ягоды, также было развито пчеловодство, а это - мед и свечи. В 1763-1768 годах Степан Ковнир, в прошлом каменщик и подчиненный Лавры, как его еще называли "каменного строительства мастер" (лучшие работы «Ковнировский корпус», колокольни на Ближних и Дальних пещерах, Кловский дворец и другие достопримечательности украинского барокко), построил Свято-Троицкую церковь в стиле барокко.


Свято-Троїцька церква

Келії

Существует интересная история о жене монаха. В XVII веке молодая женщина, по происхождению из рязанских Тяпкиных дворян, Преподобная Досифея (Дарья), достигнув совершеннолетия не захотела выходить замуж и вести светскую жизнь. Она покинула семейный дом и, купив мужскую одежду и постригши волосы, назвалась мужским именем - Досифеем - беглым крепостным. Три года работала в Троице-Сергиевской Лавре. Но однажды в обитель приехали родные и узнали Дарью. Ей пришлось бежать в Киев, где на Китай-горе Досифея выкопала себе пещеру не пожелав пользоваться чужим трудом. В монастыре ее приняли и впоследствии посвятили в монаха. Никому даже в голову не приходило, что таинственный монах - женщина. Чтобы никто не разгадал его тайну, Досифей изувечил свое лицо. Мудрого отшельника полюбили и священники и прихожане. Многим она помогала, но все больше и больше стала отдалятся от белого дня находясь в пещере. Таким образом, за годы молитв и своеобразного транса получила дар предвидения. Именно Досифей, наставляя известного соловецкого старца Феофана, велел идти на Соловки. Однажды пришел в скит отрок Прохор, будущий преподобный Серафим Саровский.
Ему понравилось в Китаевской пустыни, и он решил здесь остаться. Однако Досифея благословила его отправиться в «пустыню Саровскую» - там помогать людям. В 1744 году к Досифею приехала императрица Елизавета Петровна, которая, как известно, была набожным человеком и любила ездить по святым местам. Не поленилась подняться на Китай-гору и увидеть удивительного отшельника, о котором так много говорили. Императрице понравились мудрые вещи, которые говорил молодой отшельник, она даже захотела забрать Досифея в Петербург, но отшельник отказался. Елизавета Петровна подарила даже мешочек с золотом, который Досифей отдал Лавре. На эти деньги была построена церковь в селе Пирогово. Но только после смерти братия узнала, что Досифей был женщиной. На закате своей жизни Досифея помогала больным людям. Однажды в монастырь заехала рязанская дворянка и, увидев могилу Досифея, узнала в нем свою сестру. Хотя однажды они встречались в стенах этого же монастыря и беседовали через окошко. Дворянка не догадывалась, что разговаривает со своей сестрой и поведала, что Дарья сбежала из семейного гнезда. Досифея посоветовала не искать Дарьи, ибо она ушла из дома ради Бога и духовной жизни. Умерла Досифея, читая молитву в возрасте 55 лет.


В XIX веке Китаевская пустынь была монастырским ансамблем, состоящим из монастырского подворья шестиугольной формы. В него входили кирпичная Троицкая церковь, замечательная 45-метровая колокольня, трапезная с церквами Двенадцати апостолов и Трех русских святителей - Петра, Алексея и Ионы, дом настоятеля, братский корпус, двухэтажный дом для престарелых священнослужителей, келейные корпуса и кирпичная ограда с воротами. С 1898 года на территории хозяйственного двора действовал лаврский свечной завод. В новый корпус богадельни в 1904 году пристроена церковь св. Серафима Саровского.

Церква Святих 12 Апостолів і церква трь ох Святителів - Петра, Алексія та Іони

Церква 12 Святих Апостолів

В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь уже не принадлежала монахам: в кельях разместили детскую колонию, часть сооружений использовалась сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 году Китаев был окончательно ликвидирован, территория и сооружения переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 г. - Украинский НИИ садоводства). К сожалению, колокольня до нашего времени не сохранилась - в 1932 году ее разобрали. Другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны в пустыни располагались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений.


Сховані в осені куполи

В Китаевской пустыни в 1857 году были найдены и исследованы Китаевские пещеры. В 1910-12 годах под руководством археолога А. Д. Эртеля было обнаружено несколько подземных галерей, похожих по структуре на пещеры Киево-Печерской лавры. В Китаевских пещерах были найдены остатки двух очагов, предметы быта. На стенах сохранились надписи старославянскими буквами. Кроме Досифея здесь похоронен старец Феофил (Россоха) - схиархимандрит, первый наместник возрожденной Китаевской пустыни. В 1928-1996 гг. известный проповедник был включен в реестр великих старцев. Китаевская пустынь и в наше время довольно людное и популярное место паломничества и посещения туристами.

Источники: Киев.Энциклопедический справочник,Главная редакция УСЭ, Киев -1985. Китаевская пустынь"Киевский Афон" Фото и текст Маленкова Ростислава

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.