Крым пещерный город тепе кермен. По пещерным городам: Тепе-Кермен и Качи-Кальон

Следующий день нашего похода по пещерным городам Крыма. Утро нас застало на Тепе-Кермене, который мы и осмотрели неспеша и так же неспешно совершили небольшой переход по Качинской долине к красивейшему пещерному монастырю Качи-Кальону. Уже ближе к вечеру предприняли безуспешную попытку найти Таш-Аир - стоянку пещерного человека с наскальной живописью.

Предрассветный туман под Тепе-Керменом.

Фото by tolstyj99
Наконец-то Толстый выложил свои фотографии и можно повставлять в сюда луки себя любимого, на фоне разнообразных чудес. Эта фотка собственно с вечера предыдущего дня. На закате мы добрались до Зуба Дракона и решили тут немного перекусить. Были мысли прям тут и заночевать, но передумали. Красиво тут но как-то неуютно - лететь вниз очень не близко)

В итоге спать мы с Богачем завалились все равно на улице. Постелили пенки недалеко от края плато и залезли в спальники. В случае дождя можно было быстро и без особых хлопот перебраться в одну из пещер, благо их в окрестностях было много. Вход в ближайший был буквально в десятке метров от нас.

Ранним утром стало немного прохладно, что скорее-всего меня и разбудило. Я перевернулся на другой бок, натянул капюшон посильнее и ненароком приоткрыл глаз... Потом рывком поднялся и сел на пенке. Солнце еще не взошло, но уже светало. Над головой было голубеющее и уже беззвездное небо, а под ним не было ничего. Небольшой островок скалы на котором валялись наши спальники, позади куст за которым должна была стоять палатка Толстого, и все это словно в молоке плавало в облаках. Не было долины двухсот с лишнем метров глубиной. Не было даже Кыз-кермена на противоположной стороне ущелья.


Тем временем появился мыс Кыз-Кермен. Какое-то время облака еще переваливались через него словно волны через упрямую скалу.

Но солнце уже постепенно начинало подниматься и все вокруг стало быстро меняться. Пока я доставал из рюкзака фотоаппарат и пытался поднять Богача, постепенно островками начали подниматься из облаков окрестные вершины. Богач сонным голосом сказал, что у него фотоаппарат в палатке и идти за ним он не хочет, перевернулся на другой бок и заснул.


Но мыс выстоял и с каждой минутой возвышался над морем тумана все выше и выше.

Пофотографировав еще какое-то время я полез обратно в спальник. Впрочем спать мне оставалось уже не долго, поднявшееся солнце, разогнав туман, принялось припекать довольно рано. Со временем я переполз поближе к палатке Толстого. Она стояла в небольшом высеченном в скале углублении, вероятно служившем цокольной частью какого-то здания, и прилег в тени под стеночкой. Но вскоре солнце достало меня и тут.


Для сравнения, то как это место выглядит без тумана. Так называемый Зуб Дракона, когда-то был стеной пещерного помещение, судя по всему - хозяйственного. Сейчас три стены этого помещения разрушены, частью одной из них Зуб Дракона и являлся.

Между Кыз и Тепе-Керменами в ущелье расположилось одно занимательное заведение.

Фото by tolstyj99
На старых еще советских картах оно обозначено как пионерлагерь. Не простой это пионерлагерь, а строгого режима видать. Чтоб пионеры не разбредались по окрестным лесам на вышке постоянно дежурит часовой с автоматом. Да и набор игрушек в лагере собран суровій. Нут тут ни велосипедов, ни самокатов, в Зарницу, похоже, тоже никто не играет.

Но отвлечемся немного от постсоветской романтики и прогуляемся немного по пещерному городу. Само название Тепе-Кермен, в переводе с татарского, да и турецкого тоже, означает "Вершина-крепость" это название было дано городищу уже после того как его покинули жители и отображает чисто визуальное представление об этом месте. Как поселение называли его обитатели неизвестно. Тепе-Кермен - это скала-останец возвышающаяся над Качинской долиной на высоту около 250-ти метров. Ее плоская вершина, площадью всего около 1 га, и служила природным убежищем для жителей окрестных поселений.

Судя по отдельным находкам люди жили тут еще с V века нашей эры. Но наибольшего рассвета поселение достигло в XI-XIV вв. В это время Тепе-Кермен скорее-всего был замком феодала владеющего окрестными землями. Поверхность плато была плотно застроена жилыми и хозяйственными постройками. В нижних ярусах так же было высечено много скальных помещений, который служили загонами для скота, несли оборонительные функции. Имелись в скалах монастырские скиты и отдельные храмы.

В юго-восточной части плато сохранился интересный пещерный храм.

Он весьма необычен для Таврики.


Внутренний объем этого небольшого храма (11х5,4 метра) вытянут не по оси направленной к алтарю, а по оси север-юг. Алтарная преграда выдвинута далеко вперед и занимает значительную часть храма.

Храмы с такой планировкой были широко распространены в Византии времен иконоборчества - VIII-IX век н.э. В те времена не согласные с политикой церкви монахи-иконопочитатели старались скрыться подальше из митрополии и основали много пещерных обителей на периферии империи. Много подобных храмов известно в . Столь характерная планировка храма и позволяет датировать его теми самыми веками иконоборчества и связывает с влиянием Византии на эти места. Но есть и нюансы.


Например вот эта купель для крещения. Обычно в раннехристианских храмах купели довольно внушительных размеров, чтоб можно было крестить в них взрослое население иногда и не по-одиночке. Маленькие купели характерны для периода когда все местное население уже повально христианизировано и крестить остается только новорожденных членов общины.


Фото by tolstyj99
На фоне купели. Так, для масштаба)


Обвалившиеся пещерные сооружения на краю скалы.

Фото by tolstyj99
А эта ололошечка находиться в нескольких метрах от места где мы спали и ведет в один из нижних ярусов пещер. Ночью у нас были все шансы ушуршать не только со скалы, но и прямо в нее! Кстати в этой пещерке, к которой вела лестница на краю обрыва, было классно прятаться от дневного зноя.


Хозяйственный комплекс нижних пещер.


Некоторые из них имеют несколько комнат в глубину.

Погуляв среди них мы отправились к монастырскому комплексу в нижней кромке утеса.


Здесь посидели какое-то время свесив ноги и любуясь видом на Качинскую долину в целом и село Кудрино в частности. На Кыз-Кермен решили не идти, так как, судя по имеющейся у нас литературе, смотреть там было особо нечего, а вот карабкаться туда пришлось бы ого-го как. Качи-Кальон нам показался куда более привлекательным вариантом. Ничего будет повод вернуться.


Скала Тепе-Кермена. Где-то там наверху и находиться город.


Спуск к селу Машино пролегал по такой вот сыпухе. Наверх лезть было бы наверное совсем печально.


Тепе-Кермен. Если присмотреться, то на верху в левой части плато видно небольшую пипку - это и есть так называемый Зуб Дракона.


Пит-стоп в селе недалеко от автобусной остановкой, которая, по совместительству, является еще и магазином. За спиной плато Кыз-Кермен. Утром туман достигал его вершины!

Пока пили пиво мимо нас, помахав ручками, проехала пара велосипедистов. Снаряжены они были по самое не могу: шлемы, перчатки, очки, велоодежда, да и на велосипедах весело поблескивали свистелки и перделки всевозможных форм и назначений. Они производили вид суровых спортсменов и на какой-то момент стало даже немного завидно, что вот они через каких-то пару минут уже под Качи-Кальоном будут, а мы так и останемся тут сидеть и пить пиво. Впрочем через минут 15 мы их встретили сидящими в тени деревьев с тем же пивом в руках!


По дороге встретили таково вот гада. Судя по всему - полоз. А если точнее тушка полоза. Зверь вырос до таких невообразимых размеров что не успел вовремя и целиком переползти дорогу и ему переехали хвост. За фотографированием звероящера нас догнали таки веселопедисты.


Один из восточных гротов неподалеку от Качи-Кальона, чем то напоминает раскрытую пасть акулы!


Качи-Кальон в одном из вариантов перевода означает "Крестный корабль" и действительно если смотреть на скалу Качи-Кальона со стороны Предущельного, то она отдаленно напоминает корабль с огромным крестом на борту. В скале имеются четыре огромных грота среди которых и располагалось когда-то монастырско-ремесленническое поселение.


Вид на первый грот и креста на стене. К этому самому гроту ведет нормальная оборудованная ступеньками из старых автомобильных покрышек тропа. Но мы ей воспользовались только для спуска, поднимались же мы наверное по самой крутой и неудобной тропе которая ведет четвертому гроту.


Собственно вот начало этого подъема!


И вид на тропу уже сверху. Ближе к вершине мы с Богачем слегка сошли с тропы и последние несколько десятков метров карабкались по крутому склону в лоб. Под палящим солнцем и с рюкзаком ощущения были не самые положительные, особенно после того как я остановился и зачем-то посмотрел вниз...

Как бы там ни было, но мы довольно быстро оказались в одном из самых красивых мест Качи-Кальона. В этом гроте находиться родник с некогда чистой водой, которые местные жители считали целебной. Сейчас родник замусорен, а знаменитая вишня, которая росла рядом - засохла.


На этой фотографии тоже можно поискать человечков, не потехи ради, а масштабу для. И обратите внимание на высохшее дерево в гроте.


Собственно вот оно вблизи. Когда я был тут в 2007-м году вишня была еще жива.

Поселение Качи-Кальона было довольно крупным, главным продуктом производившимся тут было вино. Пик производства приходился на VIII-IX века. В то времена все северное Причерноморье как и практически весь Крым находились под властью Хазарского каганата, что делало торговлю безопаснее. В пределах Качи-Кальона и на склонах плато учеными обнаружено свыше 120 давилен для винограда, одновременно они могли обрабатывать свыше 250-ти тонн винограда. Это явно превышало спрос на винодельческую продукцию окрестностей, но так как Качи-кальон находиться на оживленном торговом пути ведущем из прибрежных районов в степной Крым, проблем со сбытом излишек не возникало. Так же на рубеже первого тысячелетия в Качинской долине было широко развито гончарство, о чем говорят находки многочисленных гончарных печей на берегах Качи.

Со временем виноделие пришло в упадок и к позднему средневековью поселение становиться обыкновенной монастырской обителью, которая в свою очередь пустеет после переселения православного населения из Крыма в 1778 году. Во время православной реколонизации в середине ХIX века обитель ненадолго возвращается к жизни и функционирует как подворье Успенского монастыря, но после ликвидации последнего в 1921 году пустеет окончательно.


Источник св. Анастасии.


Комплекс хозяйственных пещер между первым и вторым гротами. Во время прошлого визита сюда в одной из них мы и жили.


Традиционное место для передыха в первом гроте.


Вид на Качинскую долину.

Впрочем монахи постепенно подбираются к Качи-Кальону. В ущелье всего в нескольких десятках метров от первого грота функционирует скит св. Анастасии.

Алтарь храма св. Анастасии (не того который функционирует) мы осмотрели уже на обратном пути. Они вырублен в одном из камней у подножия четвертого грота. Подобных храмов тут несколько.

После Качи-Кальона решили пройти еще с пол километра в сторону Предущельного и попытаться найти стоянку пещерного человека знаменитую своей наскальной живописью. Попытались - не нашли. В путеводителе написано, что стоянка находиться прямо за родником в гроте образованном огромном упавшим камнем. Дескать и само название Таш-Аир дословно переводиться как "Камень упал, отделился", но ну тут то было.


Вот родник, за которым вроде как совсем недалеко должна быть стоянка.


Вот тот самый Таш, который Аир. Но, блин, никакой стоянки. Только несколько в глубине стойбище современных пещерных людей, со всеми для него характерными атрибутами: дровами, кострищем, копотью на стенах и пустыми бутылками. Даже дальнейшие изыскания с помощью Викимапии принесли мало результатов, так как фотографии помеченные там не совсем соответствуют реальной картине. Ясно из всего этого стало только то, что мы фееричные бакланы и не заметили этот чудесный памятник мезолитического творчества, буквально с нескольких метров.

Но не будем о грустном. День подходил к концу и нам пора было позаботиться о ночлеге. Ночевать стали недалеко от пруда на туристической стоянке Баштановка, возле одноименного села.

Лошади в Баштановке.


А вот такой летний кинозал имееться в одном из кафе в Баштановке. По вечерам тут демонстрируют фильмы, а в этот день (согласно программе) должна была быть трансляция финала Лиги Европы! Но оставаться в кругу местного населения, которое уже с утра заливало День Победы, мы не стали и, перекусив, отправились к месту будущей ночевки.

В следующей части: дневной переход к селу Куйбышево, форсирование Бельбека, подъем к Сюйренской крепости и пещерный монастырь Челтер-Коба.

Пещерная крепость в окрестностях Бахчисарая, является памятником средневекового зодчества и градостроения.

Географические координаты Тепе-Кермен на карте Крыма GPS N 44.715895 E 33.931037

Сегодня Тепе-Кермен работает , как музей под открытым небом. Посещение.в летний период, платное. Цена билета для взрослых-100 руб.,для детей- 50 руб. Телефон для справок в Тепе-Кермен отсутствует.Консультацию можно получить только на входе у лесничего. Во время межсезонья вход бесплатный.


Как добраться до пещерного города Тепе-Кермен

Добраться до Тепе-Кермен можно от с Бахчисарая: выезжаете на ул. Строительную, по ней двигаетесь в сторону выезда из Бахчисарая, к поселку Предущельное, далее Баштановка, Машино и конечный пункт- Кудрино. В поселке Кудрино ищете туристическую стоянку. По трассе ее найти не составит труда. Расстояние от Бахчисарая до Тепе-Кермен 10,7 км. Если Вы хотите добираться не на своем транспорте,то с центра города до Кудрино ходит маршрутка и так же можно добраться на такси.


От туристической стоянки и начинается подъем по тропе к Тепе-Кермен. Время подъема в среднем 30-40 минут. Тропа промаркирована и сбится с нее, практически, не возможно. Также, с туристической стоянки Вам предложат подняться к Тепе-Кермен на внедорожнике. Цена от 500 до 1000 руб. в зависимости от времени года и загрузки автомобиля.
Второй вариант добраться до Тепе-Кермен- с Бахчисарая пешком. От Бахчисарая направляетесь в сторону Успенского монастыря, далее идете на подъем к крепости Чуфут-Кале, пересекаете Чуфут-Кале насквозь, выходите через Восточные ворота,идете по тропе около 4,5 км. и Вы также попадаете на туристическую стоянку и пункт пропуска (будка лесничего,который собирает деньги за вход).


История Тепе-Кермен

История Тепе-Кермен берет свое начало с раскола Римской империи, с появления Византии. Северная граница Византии проходила по части Крымского полуострова, от Юга Крыма до территории будущего Бахчисарая. В 4-5 веках, именно на этих границах и начинают появлятся первые сторожевые посты, которые в 5-6 веках станут городами- крепостями: Чуфут-Кале, Тепе-Кермен и Эски-Кермен.
Поскольку крепость Тепе-Кермен, выполняла роль сторожевого поста на границе Византии, то город формировался как крепость по всем правилам того времени. Город находился в труднодоступном месте, в нашем случаи на одноименной горе Тепе-Кермен.Высота 246 м или 540 над уровнем моря. Также немаловажную роль играла не только высота горы но и ее неприступность.


С трех сторон имеет довольно крутой склон, забраться по которому не просто.Выполнить военные маневры или осаду- довольно затруднительно. Именно по этим причинам, небольшой форпост, становится крепостью уже к 6 веку, а позже начиная с 11 по 13 века превращается в большой город, по меркам того времени.


Пещерный город Тепе-Кермен расположен на плато одноименной горы. Площадь плато составляет 1,1 Га. Город выстроен в несколько ярусов.У самого подножья горы начинаются небольшие пещеры, которые раньше деревянными конструкциями соединялись со срединой горы. В средней части горы все пещеры были приспособлены для обороны города. В них располагались лучники и другие защитники города. Нижняя часть- служила, в основном. для подсобного хозяйства-помещения для скота и для запасов корма. А вот верхнее плато предназначалось для жилых помещения, небольших келий для монахов и непосредственно для храмов. Так,к примеру, на Северо-Востоке плато находится самый большой христианский храм 7-9 века нашей эры. По мнению археологов храм был основан, беглыми проповедниками из Римской империи, во времена иконоборчества в Риме. К сожалению более точной информации о храме не сохранилось, как впрочем, и название этого города.


Название Тепе-Кермен появилось в 16 веке и переводится из тюркского, как Крепость на вершине, а вот как называлось это место во времена Византии, историки пока не знают.
На территории Тепе-Кермен , по данным на сегодняшний день, насчитывается около 246 построек. Но данная цифра очень образная, по причине того, что это местность хоть и известна с древних времен, но до сих пор является мало изучена. Известна приблизительная дата исчезновения города-1299 год, во времена набега Золотой Орды.Но это не подтверждено историческими фактами и не имеет под собой исторического обоснования.
Так.к примеру, немецкий ученый-археолог Иоганн Эрих Тунманн пишет, что на рубеже 16 века жизнь в Тепе-Кермен, практически. затихла. То есть,получается, что 300 лет истории города просто не известно.


Экскурсии на Тепе-Кермен.

Размышляя на тему того- стоит ли посещать Тепе-Кермен с экскурсоводом или самостоятельно, можно ответить так:смотря чего Вы ждете от похода в крепость. Если Вы хотите сделать хорошие снимки и прогуляться, то скорее всего брать экскурсию не стоит. С тропы Вы не собьетесь, все достопримечательности подписаны и имеют краткую историю на щитах возле значимых мест, и немаловажное- ваши затраты будут минимум 100 руб. за вход. Если захотите -1000 руб. за подъем на внедорожнике.Но зато Вы не будете ограничены временем на фото и прогулку.

Но если Вы решите выбрать вариант с экскурсоводом, то получите довольно качественный экскурс в историю, начиная с Византии до царства Феодора и опустошении этих земель, во времена Золотой Орды. Экскурсия в среднем длится от 1-2 часа, а объем информации получатся весьма обширный, и в большинстве случаев наглядный. В общем выбор за Вами.

Тепе-Кермен на карте Крыма

Тепе-Кермен располагается на высоте в 540 м над уровнем моря и возвышается на 250 м над окрестными долинами. С городища можно полюбоваться живописными пейзажами долины реки Кача и виднеющимися вдалеке куполами Крымской обсерватории, а от расположенного на соседней скале Кыз-Кермена этот пещерный город отделяет лишь глубокая балка. У местных жителей существует любопытная легенда о разрушенной взаимосвязи этих двух скальных замков. Когда-то их владельцы решили породниться, но то ли невеста, то ли жених оказались настолько упрямы, что не решались сделать первый шаг и прийти в соседнюю крепость. Специально для встречи придумали соорудить мост между замками, который повис над оврагом. Но девушка, вспомнив о былых обидах, убила жениха, бросившись затем в пропасть, а мост был разорван. Так, согласно крымским легендам, была разрушена взаимосвязь этих двух пещерных городов .

Виды, открывающиеся с высоты Тепе-Кермен

Западный и северо-западный склоны Тепе-Кермен заросли лесами. На юго-западе гора совершенно недоступна из-за обрывов, высота которых местами достигает 12 м. Лишь в северо-восточной части существует единственная тропа для восхождения к этому пещерному городу, название которого переводится как «гора-крепость», что вполне оправдывает себя уже при первом взгляде на эту неприступную скалу.

Тепе-Кермен - самый настоящий «мёртвый» город, о существовании которого нет исторических упоминаний и чьё прежнее название стёрлось в веках. История не сохранила иных наименований этого пещерного поселения, а ведь как и другие крымские пещерные города-крепости, Тепе-Кермен возник примерно в 6 веке как укрепление на границе с византийскими землями. В 10-11 веках город разрастается, становится более заселённым, здесь появляются наземные храмы, от которых время не оставило почти никаких следов. Археологи полагают, что расцвет этого пещерного города пришёлся на 11-14 века, когда он являлся крупным центром культурной и хозяйственной деятельности в долине реки Кача. Из-за постоянного вторжения татар к концу 14 века жизнь в городе постепенно угасает, а Тепе-Кермен превращается в очередного молчаливого свидетеля канувших в Лету времён. Правда, после разрушения города ещё некоторое время (вплоть до 16 века) здесь существовал небольшой пещерный монастырь.

Общая площадь Тепе-Кермен сравнительно невелика и не превышает 1 га. Тем не менее, на таком участке сосредоточено множество искусственных пещер. На Тепе-Кермен их не менее 250-ти, самых разных по размерам, форме и назначению. Одни пещеры использовались под хозяйственные нужды, в некоторых располагались культовые сооружения, включая погребальные комплексы. Многие из пещер на Тепе-Кермен многоярусные (достигают до 6 ярусов), а местами образуют целые комплексы из 2-3-4-х подземных помещений. В верхние ярусы пещер можно попасть исключительно с плато. Нижние ярусы пещер чаще всего становились загонами для содержания скота. Их здесь около 200, что склоняет исследователей к мысли, что это был город скотоводов.

В пещерах западной части города располагались преимущественно казематы и бойницы для отражения вражеских атак.

На Тепе-Кермен встречаются также и небольшие пещерные монастырские комплексы.

Многие пещеры удивляют потрясающей акустикой и экзотическими архитектурными декорациями. Немало из них, подобно обычным помещениям, закрывались деревянными дверьми и сохранили следы перегородок, которые разделяли одно подземное помещение на несколько внутренних комнат. Большая часть таких искусственных сооружений высечена на отвесных сторонах скалы. Многие из них соединены вырубленными в тех же скалах лестницами, которые можно заметить, даже находясь у подножия Тепе-Кермен. Из этих пещер открывается живописный вид на долину.

На самом же плато пещеры больше похожи на подвалы, которые скрывались входными люками. Некоторые из них служили своеобразными цистернами для сбора дождевой воды, которая, скорее всего, была единственным источником живительной влаги в этом городе.

Известно, что жилые постройки здесь, как и в подобных городах-крепостях, были двухэтажными, а их крыши укрывала красная черепица.

Среди наиболее известных сакральных сооружений Тепе-Кермен - расположенная в пещере на северо-восточной окраине плато церковь с сохранившимся необычным алтарём, датируемым примерно 8-9 веками. Храм небольшой и вытянут не вдоль оси, в направлении алтаря, а по направлению «север-юг». Так принято не у христиан, а у караимов, что является очередной загадкой Тепе-Кермен, ведь следов обитания этого народа здесь не найдено. Алтарь окружали 6 (уцелели лишь три) расположенных полукругом колонн. В стенах высечены кресты, а в юго-восточной части можно заметить следы вырубленных в полу гробниц, над которыми заметны остатки настенных надписей на греческом языке. Есть у этого пещерного храма и свой особый секрет, о котором непременно поведают экскурсоводы. В пещере есть своеобразное окно, секрет которого заключается в том, что в пасхальные дни солнечные лучи, попадающие через него внутрь храма, проявляют на противоположной стене очертания креста.

Помимо этого, на Тепе-Кермен встречается ещё несколько пещерных храмов. Среди пещер нижнего яруса располагается ещё одна известная пещерная церковь. В ней сохранились ризница и надпись, содержащая несколько букв древнееврейского алфавита. Существовали здесь и наземные церкви, среди которых наибольший интерес представляют руины на южной окраине города. Эта небольшая часовенка сложена из массивных каменных блоков. Археологи полагают, что когда-то она относилась к единому масштабному храмовому комплексу.

Из-за небольшой площади городища грандиозных работ по его исследованию не проводилось, и поэтому Тепе-Кермен сохранил ещё немало тайн. Однозначно определить тип этого поселения почти невозможно. Можно утверждать, что одним из основных занятий жителей этого пещерного города было скотоводство, но говорить о том, чем же в действительности был Тепе-Кермен, сложно. Существовал ли здесь настоящий пещерный монастырь (о чём свидетельствует наличие множества храмов), была ли оборонительная крепость (следов оборонительных сооружений так и не было найдено) или же просто величественный феодальный замок - нельзя сказать однозначно. Существует даже предположение, что на Тепе-Кермен располагался большой некрополь, что подтверждает и обилие найденных склепов с останками.

Одна из любопытных достопримечательностей Тепе-Кермен - Солнечный Камень, напоминающий менгир в форме солнечных часов, на самом деле являющийся сводом рухнувшей пещеры. Он располагается прямо над пропастью в юго-западной части плато. Эзотерики считают, что в нём хранится вся энергетическая мощь этого пещерного города Крыма, а легенды гласят, что в нём заключена душа великого колдуна древности.

Располагается этот пещерный город Крыма в 7 км от Бахчисарая. Экскурсии по Крыму , включающие посещение пещерного монастыря Качи-Кальон нередко предлагают и посещение расположенного в Качинской долине Тепе-Кермен.

Можно осуществить не менее увлекательное путешествие к этому пещерному городу и от Чуфут-Кале , пройдя по тропе мимо старинного караимского кладбища и через лес до горы-останца, на которой и располагается Тепе-Кермен.

Можно добраться и на рейсовом автобусе Бахчисарай-Синапное, маршрут которого проходит и мимо Качинского навеса, служившего стоянкой древнего человека , затем мимо величественной скалы с пещерным монастырём Качи-Кальон, и мимо Девичьей крепости - Кыз-Кермен, сразу за которой уже можно заметить и очертания Тепе-Кермен. Выйти нужно на остановке Кудрино. За сосновым лесом располагается туристическая стоянка, а от неё ведёт тропа на плато.

Смотрите фотографии пещерного города Тепе-Кермен в нашей галерее

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

Официальные сведения
Средневековый город-крепость в

Бахчисарайском районе Крыма ,

в 7 км юго-восточнее Бахчисарая. Высота 544 м

Общие сведения о Тепе-Кермен (по опубликованным источникам)

Название Тепе-Кермен имеет тюркское происхождение: в переводе с крымско-татарского оно означает «холм-крепость», «крепость на вершине» (töpe - холм, вершина, kermen - крепость). Тем же именем называют и остатки средневекового города-крепости (по другим источникам - монастыря) Тепе-Кермен, в несколько ярусов покрывающего верхнюю часть горы. Площадь пещерного города около 1 га.

Фактически городом он не являлся, а был, скорее, крепостью-замком, на территории которого население округи укрывалось от войск неприятеля, что и объясняет отсутствие источников воды.

Город существовал в период с VI по XIV века. Наибольшего расцвета достиг в XII-XIII веках. Высока концентрация искусственных пещер - более 230-ти. Есть пещерная церковь XII-IX веков с высеченными крестами, могилами, надписями на греческом. Среди кустарника и травы видны следы фундаментов. Стены не сохранились. Гибель города по некоторым версиям привязывают к набегу золотоордынского беклярибека Ногая в 1299 году.

До сих пор не ясно, из какого источника брали воду жители города. Колодцы на территории Тепе-Кермена не обнаружены, а все известные родники находятся у самого подножия горы.

Тепе-Кермен - это одинокая конусовидная гора, на которой селились люди, напоминает по форме вулкан. Она была частью Внутренней гряды, которая постепенно разрушается, и осталась в виде одинокого «крымского Везувия» высотой 543 метра над уровнем моря. Тепе-Кермен , с тюркского означает Вершина-Крепость , видна издалека..

Считается, что крепость на этой горе начали строить в VI веке. На ничтожной площади в 1,4 гектара вырублены около 250 пещер самого разного назначения: жилища, склады, подвалы, оборонительные, культовые (церкви) и погребальные помещения. После похода на Тепе-Кермен остается впечатление, что город перенасыщен пещерами, что скала истончена и вот-вот распадется от этих бесконечных, съедающих ее полостей в шесть ярусов. Со всех сторон горизонта гора похожа на террикон шахты, а с востока выглядит огромным кораблем, рассекающим прозрачный воздушный океан.

Стенами здесь перекрыли только самые ответственные участки плоскогорья, где нет обрывов и куда враг смог бы легко пролезть по склону. Там же, для надежной обороны, выдолбили пещеры-казематы. Караульное помещение на юго-западе плато могло служить основанием специальной дозорной башни.

В отличие от Чуфут-Кале, Тепе-Кермен был слишком неудобным для нормального, хотя бы для сносного быта. Здесь нет колодцев. Жителям приходилось собирать дождевую воду по системе желобков в специальные каменные цистерны. Город продержался недолго и то лишь как военная крепость. На плато видны остатки каких-то зданий. В центральной части городища археологи откопали фундаменты четырехкомнатного дома, у стен которого остались конической формы вырубки IХ-Х веков для установки глиняных бочек (пифосов).

Интересно увидеть пещерную церковь VIII века, высеченную в северо-восточном обрыве скалы. Храм прямоугольный, с округленными углами, плоским потолком и полукруглой алтарной частью. В полу вырублены могилы.

Есть у пещерной церкви своя особая примета – оконный проем неправильной формы, объяснить которую могут лишь посвященные в тайну пещерного города Тепе-Кермен . Вот эта тайна, случайно открытая краеведами. В день Пасхи восходящее солнце светит через окно пещеры - и на противоположной стене появляется точная форма креста.

На «носу» плато Тепе-Кермен остался одинокий вертикальный камень, от которого падает тень на площадку. Раньше это была большая пещера со сводами…

Тепе-Кермен – самый малоизученный пещерный город. Здесь проводились только эпизодические раскопки. Случайными находками можно назвать монету 1305 года, несколько бубенчиков, нательный крестик, зеленые и синие обломки стеклянных браслетов, нащечную бляшку конской сбруи, осколки стеклянной лампадки...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.