На него охотятся только алеуты. Командорские алеуты

Оказывается, наши представления о северных народах как о мирных человечках, приплясывающих под звуки бубна, неверны. До XVIII века алеуты, например, были очень воинственны и часто совершали набеги на другие племена для обращения противников в рабство.

Название народа – алеуты, придумано русскими во время Великой Северной экспедиции 1741 года. Путешественники не смогли точно определить корни этого народа. Согласно одной версии, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Это произошло приблизительно 6000 – 4600 лет назад. В середине XVIII века их было 15 тысяч человек, и они жили в основном на Алеутских островах. В 1799 году российские компании часть алеутов переселили на Командорские острова. В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России аборигенов в настоящее время осталось лишь 550 человек. Более многочисленная группа живет в Америке. В настоящее время их там - 17000 человек. С 1891 по 1917 год Командорские острова арендовали различные торгово-промышленные компании, которые скупали у местного населения пушнину, мясо и жир морских животных. В те времена в арсенал охотников входили самые разнообразные орудия. Промысел начинался в конце апреля с ловли рыбы сетями. Середина июля - сезон охоты на птиц при помощи метательных копий-шатин и метательного снаряда бола. Бола - остроумное и простое орудие, которое представляет собой связку ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, птица запутывалась в ремнях и становилась легкой добычей. На птиц охотились также при помощи больших сачков и сетей. С наступлением зимы начиналась охота на морского бобра, которого добывали в открытом море при помощи гарпуна; моржей промышляли на лежбищах. Для поимки нерпы применяли хитрый прием: ее заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя при этом крик самки. Алеуты охотились даже на царя моря – кита. Для этого они использовали копье с отравленным наконечником. Под воздействием яда кит погибал через 2–3 дня и его тушу, выброшенную волнами на берег, подбирали охотники. До XIX века от зимней стужи алеуты спасались в полуземлянках на 10 - 40 семей, покрытых сухой травой, шкурами и дерном. Забирались внутрь через отверстие в крыше по бревну с зарубками. Вдоль стен сооружались нары, а место каждой семьи было отделено столбами с занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом жили в легких постройках. В XIX в. у них появились другие зимние жилища, со стенами и крышей, сделанные из жердей и досок. Верхний люк стал использоваться для освещения, а в помещение они проникали через выходы в стенах. Освещались полутемные жилища жировыми лампами. В течение долгой зимы мужчины занимались изготовлением промысловых орудий, каменной и деревянной посуды, сидя у выдолбленных из камня плошек, в которых горел фитиль из мха, плавающий в китовом жире. Пищу жарили в таких же плошках. Если рядом с поселением были горячие источники, то алеуты варили в них рыбу и мясо. Умели они готовить и особые блюда из сырой рыбы. Для голодной зимы заготавливали сушеную рыбу и китовый жир, который держали в пузырях из желудков морских животных. Женщины были искусными мастерицами, шили и вышивали одежду, плели циновки и корзины. Растительные нити были так тонки, что могли конкурировать с шелком. Впрочем, орнаменты не отличались большим разнообразием. Несмотря на малочисленность, к середине ХVIII в. население каждого острова представляло самостоятельное сообщество сородичей со своим диалектом. Родовую группу возглавлял вождь-тоён. Эта почетная должность передавалась по наследству и в редких родах была выборной. Тоён налаживал торговые связи, вершил судебные дела, занимался контролем за угодьями рода – лежбищами зверей. Старики и пожилые являлись хранителями тайн и обычаев рода. Существовали у них и обычаи кровной мести. Бесправное положение в алеутском обществе занимали так называемые безродные алеуты - рабы и переселенцы. Обычно ими становились военнопленные. Иногда алеуты порабощали даже соплеменников, например, сирот. Жестокие наказания широко применяли за любую провинность. За неповиновение, побеги и кражу - членовредительство. Если же раб очень не угодил хозяину, то его ждала ужасная смерть - быть задавленным доской. Раб являлся меновой единицей. Обычно стоимость была такова: за байдарку можно было получить мужа и жену; за каменный нож - одного раба. Некоторые алеуты обладали двадцатью и более рабами. Рабы участвовали во всех хозяйственных работах, а если проявляли умение, выносливость и храбрость, то могли стать полноправными членами общества. Таким образом, у алеутов рабское состояние не считалось извечным, а дети рабыни от свободного мужчины становились свободными. У этого народа также существовали интересные традиции брака. Вполне нормальными считались союзы между двоюродными братьями и сестрами, многомужество и многоженство. Не вызывало возмущение у женщины, если ее супруг был настолько гостеприимным, что предлагал ее сексуальные услуги гостю. Кроме того, определенная группа мужчин была потенциальными супругами группы женщин. Если говорить об их верованиях, то среди алеутов было распространено шаманство и охотничья магия. Обычно шаман, переодетый в специальный костюм, напоминающий птицу, вызывал зверя. Также шаман приплясывал особым образом, чтобы защитить охотника на промысле и обеспечить ему богатую добычу. В праздник зимнего солнцестояния алеуты собирались для красивого представления. Оно сопровождалось плясками с пантомимами, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов под пение и удары бубна. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски. Из уст в уста у алеутов передавались предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки, о борьбе с людоедами, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам. В конце ХVIII века алеуты были обращены в православие и многие их обычаи стали сходить на нет, предания забываться, а сам народ - вымирать и нищать. В ХIХ веке это достигло критической отметки и казалось, что скоро в России не останется ни одного алеута. С 1935 г. начался медленный прирост численности населения, но национальные традиции были во многом утрачены. По образу жизни и социальной структуре российские алеуты сейчас не отличаются от приезжего населения, говорят только на русском языке. По оценкам лингвистов, сегодня лишь два десятка человек пожилого возраста являются носителями родного языка. С 1932 году на Командорах был создан специализированный зверосовхоз, где все взрослые мужчины-алеуты и значительная часть женщин ловили рыбу, охотились и занимались собирательством. Часть алеутов стала служащими. В 50-е гг. начался массовый приток на острова приезжего населения, которые вытеснили алеутов из наиболее доходных сфер хозяйства. В настоящее время большинство алеутов работают в коммунальном хозяйстве подсобными рабочими и лишь 10 человек заняты традиционными промыслами. Также алеуты компактно проживают в селе Никольском Камчатской области. Они составляют треть тысячного населения поселка. Но даже из этих 300 человек более половины живут в составе смешанных семей, так как возросло количество межнациональных браков. Тем не менее, важную роль в деле сохранения культуры алеутов призван сыграть этнокультурный центр, создаваемый в селе на средства федерального бюджета. Что касается американских алеутов, то, как и другие национальные меньшинства США, они длительное время подвергались откровенной национальной дискриминации. После того, как алеуты после исторической продажи Аляски оказались на американской территории, из их быта стали вытравлять все, что только напоминало о культурном влиянии русских, а также о собственных национальных традициях. Самое интересное, что привнесенные русские обычаи стали рассматриваться алеутами как национальные. С середины 20 века в США началось движение за возрождение алеутской культуры, возникла Алеутская лига, входящая в Федерацию коренных народов Аляски. Современные алеуты США заняты на котиковых промыслах, работают по найму в рыбоконсервной промышленности, их численность стала расти.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733-1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой — с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 — 4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам — они выделились в самостоятельный этнос достаточно давно.

С 1799 Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда с этих островов часть алеутов, предков нынешних. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках.

Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном — 253 выходца с Атау. Ныне на Командорах обитает 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах.

Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи: они платили в казну ясак, а с 1821 признаны российскими подданными. В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 годы острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 году зверосовхоза, выделение в 1928 году Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания алеутов, их оседания на материке. С 1969 года алеуты, в основном, живут в селе Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков.

Религия алеутов.
Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов был распространён шаманизм, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia — колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведённые на алеутский язык. Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.

Хозяйственная деятельность алеутов.

Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 их население работало на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) — связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей — на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком — надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок — деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.


Регион проживания: Северная Америка

АЛЕУТЫ, алеут, унанган (самоназвание), народ в США , коренное население Алеутских островов, юго-запада полуострова Аляска и некоторых прилегающих к нему мелких островов. Численность около 6 тыс. человек. Часть алеутов (около 550 чел.) живёт с начала 19 в. на Командорских островах в России (острова Беринга, Медный). К алеутам причисляет себя часть эскимосов юго-западной и южной Аляски. Относятся к арктической (эскимосской) расе большой монголоидной расы. Язык алеутский эскимосско-алеутской семьи. Диалекты: уналашкинский (восточный), аткинский (центральный), аттуанский (западный). Двуязычны, многие переходят на английский, русский языки. Заселение предками алеутов основной части их территорий происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тыс. лет назад. Название «алеуты» было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747. С 1799 территория алеутов управлялась Российско-Американской компанией, которая заселила алеутами необитаемые Командорские и Прибылова острова. Алеуты были обращены в православие, испытали сильное влияние русской культуры. В 1867 Алеутские острова и Аляска были проданы США . Основные традиционные занятия алеутов до контактов с европейцами - охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты и рыболовства, оружие из камня, кости, дерева, обтянутые кожей лодки - многовесельные байдары, одно-, двухлючные байдарки. К середине 18 в. существовали имущественная и социальная дифференциация, военная организация. Система родства ирокезского типа. Селения алеутов обычно состояли из 2-4 больших (от 10 до 40 семей) полуземлянок. Традиционная одежда алеутов (мужская и женская) - парка - длинная глухая одежда из меха котика, калана, птичьих шкурок. Поверх надевалась камлейка - одежда из кишок морских зверей с рукавами, глухим воротом и капюшоном. Обувь - торбаса (сапоги из кож морских животных). Охотники носили деревянные шляпы - конические или с открытым верхом, с удлинённым большим козырьком, украшенные резной костью, сивучьим усом, перьями и пр. Основная традиционная пища - мясо морских животных и птицы, рыба (преимущественно в сыром виде), морские беспозвоночные, водоросли, ягоды, коренья. Для традиционных верований характерна вера в духов, существовало шаманство. Современные алеуты в США заняты на котиковых промыслах на осторовах Прибылова, работой по найму на рыбоконсервных предприятиях. В СССР Командорские острова были выделены в Алеутский район Камчатской области (1932). Наряду с традиционными развиваются новые отрасли хозяйства: звероводство (норка), животноводство, огородничество.

   Численность – 702 человека (на 2001 г.).
Язык – эскимосско-алеутская семья языков.
Расселение – Камчатская область.

В России алеуты живут на Командорских о-вах (о-ва Медный, Беринга), большая же часть их (2 тыс. человек) – в США (Аляска, Алеутские о-ва). Численность их в середине XVIII в. достигала 12–15 тыс. человек.

Язык предположительно обособился 3–4 тыс. лет назад и представлял собой один из древних диалектов эскимосского языка. На о-ве Беринга был распространен аткинский диалект алеутского языка, на о-ве Медном образовался новый диалект на основе аттовского диалекта и русского языка. При общении жители этих островов с трудом понимали друг друга. Первая грамматика алеутского языка была составлена в начале XIX в. на основе кириллицы. Название «алеут» дано русскими и впервые встречается в документах 1747 г., предположительно происходит от чукотского алиат – «остров», алиут – «островитяне» или от аллитхух – «отряд, войско, община» (есть также предположение, что это видоизмененное слово алут, которым называли жителей пос. Алюторский на восточном побережье Камчатки). Этноним (от греч. ethnos – народ, onyma – имя: самоназвание народа) медновских алеутов – сасигнан, саскинан, беринговских – унанган, негосис, негогахвс. Название «алеуты» укоренилось в начале XX в.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 г. Алеутских о-вов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733–1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000–4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов , по другим источникам – они выделились в самостоятельный этнос (от греч. ethnos – народ) достаточно давно.


С 1799 г. Алеутскими о-вами и прилегающей к ним частью Аляски управляла Российско-Американская компания. Для освоения необитаемых Командорских о-вов компания переселила туда часть алеутов. В дальнейшем население Командорских о-вов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками с о-ва Атки и из Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 г. их было уже 110 человек. В 1900 г. на о-ве Беринга проживало 279 алеутов, а на о-ве Медном – 253 выходца с о-ва Атту. Ныне на Командорах обитают 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак (в России XV–XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера шел главным образом пушниной). С 1821 г. признаны российскими подданными. В 1867 г. Алеутские о-ва вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 г. острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

  Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 г. их население продолжало работать на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) – связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали пернатых и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна – метательного копья на длинной веревке, сивучей и моржей промышляли на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком – надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2–3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок – деревянных дощечек 50–70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.

   Сумочки из трав (конец XIX – начало XX в.)

Важную роль в морской охоте играли байдара – плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк – закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. С появлением огнестрельного оружия стали делать двухлючные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

Распространились и некоторые нехарактерные для культуры алеутов приспособления для передвижения. На о-ве Беринга, например, появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на о-ве Медном – короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

Из камня мужчины изготавливали ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы с фитилем из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили и вышивали одежду, изготавливали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. Женским универсальным орудием труда была пекулка – широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей.

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек, и состояли из 2–4 больших полуземлянок (улягамах). Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри, вдоль стен сооружали нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки. В XIX в. традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку – выход через небольшие сени. Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.


1. Парка из шкурок птиц
2. Камлейка из сивучьих кишок для промысла

Традиционной одеждой была парка – длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку – глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Позже появился новый тип одежды – бродни – штаны из сивучьих горл, к которым пришивали непромокаемые торбаса – мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.

   Головные уборы поражают формой, раскраской, рисунками, резьбой, цветной гравировкой на них

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей – тоёнов) либо без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца. Эти головные уборы носили только мужчины.

   Для ритуальных головных уборов использовали мех нерпы, кожу, олений волос, трахею сивуча, клювы топорков

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Неотъемлемая часть праздничного убранства – ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, усов морского льва, травы и корней растений. Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир. Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

К середине ХVIII в. население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим названием и диалектом. Предположительно, это были племена, состоявшие из родовых общин – объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял тоён. Он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль за другими угодьями. Как военный глава вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля. Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников.

   Орнаменты: 1, 3 - узоры на плетеном мешке; 2 - на табакерке; 4 - 5 - вышивка цветными нитками; 6, 7 - узоры на плетеных корзинах; 8 - 17 - на церемониальных и обрядовых головных уборах

У алеутов имелись рабы (калга) – в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности, в войнах. За храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу.

Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака (древней формы брака, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин) и нормами матрилинейности (от лат. mater – мать и linea – линия: счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross – крест и франц. cusin – двоюродный брат: браки двоюродных братьев и сестер – пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus – брат матери) – обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю).

В ХIХ в. родовые общины распались. С принятием христианства к середине ХIХ в. в основном исчезли калым – выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену (муж 1–2 года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.

   С птичьими перьями, шкурками и изображениями птиц были связаны магические обряды

Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух) – представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавали по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов было распространено шаманство , в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо анимизма и шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia – колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

   Корзины из волокон травы

Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали.

Один из основных праздников – праздник зимнего солнцестояния – сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски.

В конце ХVIII в. алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Характерно, что некоторые аборигены стала миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.

   Мешок из мочевого пузыря животного

Фольклор недостаточно изучен, фундаментальных его исследований не вели.

Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.

Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены мифы о духах животных-покровителях и этиологические (объясняющие причину возникновения различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания – о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, далеких путешествиях; сатирические сюжеты – об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, сожительстве героя с женой двоюродного брата, враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.

Хищническая эксплуатация промыслов американскими и русскими компаниями привела к обнищанию местного населения, подрыву основ традиционной культуры. В конце ХIХ в. рост численности населения затормозился, болезни и алкоголь привели к увеличению смертности. К 20-м гг. ХХ в. обнищание командорских алеутов достигло предела. После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 г. зверосовхоза, выделение в 1928 г. Командорских о-вов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 г. начался прирост численности населения, но многие из алеутов оседают на материке. Наряду с традиционными видами хозяйства развиваются новые отрасли – звероводство, животноводство и огородничество. Школьники с. Никольское (о-в Беринга) изучают родной язык. В конце 1960-х гг. открыт Алеутский народный музей, в 1994 г. – фольклорный ансамбль. На русском языке выходят газеты «Алеутская звезда» и «Абориген Камчатки». Передачи Гостелерадиокомпании «Камчатка» систематически рассказывают о деятельности общины алеутов, о народных праздниках, обрядах и обычаях аборигенов.

АЛЕУТЫ — (самоназвание — унангаи), народ, коренное население Алеутских островов, полуострова Аляска (США) и Командорских островов (Российская Федерация, 644 человека). Язык алеутский эскимосско-алеутской семьи языков. Верующие — в основном православные.

Расселение

Живут на Алеутских островах, севере полуострова Аляска и соседних с ним островах (8 тыс. чел.). На Командорских островах по данным переписи населения 2002 - 592 чел.

Численность Алеутов в середине XVIII в. - 12–15 тыс. чел. В 1980-е гг. на Алеутских о-вах жили 1815 чел., в т.ч. в г. Уналашка - 178, Сэнд Пойнт - 360, Кинг Коув - 283, пос. Сен-Джордж - 163, Сен-Пол - 450 чел. На Аляске, в г. Анкоридж, - 1512 чел., в Кадьяке - 573 чел.

История народа

По антропологическому признаку Алеуты вместе с эскимосами выделяются в арктический тип тихоокеанской ветви большой монголоидной расы. Язык относится к эскимосско-алеутской семье, предположительно обособился 3–4 тыс. лет назад. В.И. Иохельсон считал его одним из архаических диалектов эскимосского языка. Диалекты языка алеутов - восточный, или уналашкинский (п-ов Аляска, острова Уналашка, Умнак, Прибылова), западный, или аттовский (острова Атту, Медный) и близкий к нему аткинский поддиалект (острова Атка и Беринга). Первая грамматика алеутского языка была составлена И.Е. Вениаминовым в нач. XIX в. на основе кириллицы. С 1970-х гг. письменность на латинице (на основе восточных и западных диалектов), в школах обучение ведется на родном и английском языках. Название «алеут» дано русскими и впервые встречается в документах 1747. О возникновении этнонима «алеут» существует ряд версий: по обнаруженному русскими путешественниками-сибиряками сходству островитян с жившими в Томской губернии телеутами, или элеутами (XVIII в.); по имени «алант», какое русские на Камчатке давали всякому безымянному утесу в море (К.Т. Хлебников, 1830–1840); по догадке И.Е. Вениаминова (1840), увидев русских, островитяне спрашивали друг друга: «алик-уая» (сокращенно алиуая) - «что это?». Не имея возможности узнать наст. имени аборигенов, русские стали называть их алиутами (потом алеутами); по мнению Г.А.Меновщикова, этноним возник от чукотских аллитхух (отряд, войско, община); по версии Л.С. Берга (1935) - от чукотского алят - остров, алиют - островитяне. Самоназвание алеут - унанган (восточный диалект) или унангас (западный диалект). Имелись и местные названия для жителей различных островов: сасигнан, саскинан (Ближние острова), кагун (Крысьи острова), акугун (Четырехсопочные острова), кигигун (Креницына и Уналашка), каган таягунгин (Шумагина, полуостров Аляска), унимгин (Унимак), каулянгин, кагулингин (Умнак, Уналашка), нигугин, ниягунгин (Атка), намигун, негбо (Андреяновские острова). История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733–1743). Русские исследователи, промышленники, миссионеры собирали данные о культуре алеутов. Особо обстоятельными были исследования Г.А. Сарычева, И.Е. Вениаминова, В.И. Иохельсона. Последний провел на Алеутских островах в 1909–1910 археологические раскопки. С кон. ХIХ в. изучение алеутов все более концентрировалось на проблеме их происхождения.

Долгое время существовали 2 гипотезы. По одной (Стеллер, Вениаминов, Квимби, Коллинз, де Лагуна, Хейзер, Козырева), алеуты пришли с северо-востока азиатского побережья. По другой (Долл, Иохельсон, Грдличка, Сполдинг, Бенк) - с Аляски. Исследования Г.Ф. Дебеца, М.Г. Левина, В. Лафлина, Н.Н. Дикова, Р.С. Васильевского доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры алеутов происходило на их современных территориях 6000–4600 лет до н.э. Согласно одной из точек зрения (Квимби), алеуты составляли южную группу эскимосов, по мнению других (Долл, Иохельсон, Токарева, Грдличка, Бергсланд, Лафлин), алеуты выделились в самостоятельный этнос достаточно давно. Судя по общей очень редкой группе крови N у эскимосов и индейцев, существуют глубокие этногенетические корни предков эскимосоалеутов и американских индейцев. К сер. ХVIII в. население каждого острова или группы островов представляло собой территориальное объединение со своим самоназванием и диалектом.

Хозяйство

Тип традиционного хозяйства Алеутов определили природные условия островов. Берингово море богато ластоногими и китами. Изобилие рыбы в морях дополнялось сезонным ходом красной рыбы для нереста в островные речки. Множество скалистых островков с птичьими базарами давали возможность для промысла птиц и яиц. Приливно-отливная зона служила местом сбора моллюсков, морской капусты и т.п. Подсобное значение имел сбор ягод, кореньев и трав. Мясо и рыбу ели в сыром, вяленом или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир (его держали в пузырях из желудков морских животных). Охота начиналась в конце апреля. С мая до осени ловили идущую на нерест рыбу. В середине июля охотились на птиц. Зимой промышляли с берега тюленей. На морского бобра (выдру) охотились в открытом море при помощи легкого неповоротного гарпуна (бобровой стрелки). При охоте на сивучей и нерп использовали тяжелый неповоротный гарпун, который бросали без помощи метательной дощечки. Поворотные гарпуны употреблялись при охоте на лахтаков и др. Сивучей убивали на лежбищах, отгоняя от воды палками (дрегалки) и копьями. Нерпу заманивали на берег манщиком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки. На китов охотились при помощи копья, кончик которого смазывался ядом. Через 2–3 дня умершее животное выбрасывало на берег. Птиц ловили при помощи метательных копий шатин и метат. снаряда бола - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах, который бросали, придав ему вращательное движение, в стаю птиц. Птица при этом запутывалась в ремнях. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек 50–70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук и стрелы. Рыбу ловили уженьем, во время нереста били острогами или ловили сачками, предварительно построив на реке запруду. Важную роль в морской охоте играла байдара – каркасная лодка из сивучьей или нерпичьей кожи. Садясь в круглое отверстие в водонепроницаемой одежде, охотник плотно стягивал его края вокруг пояса. Для страховки от аварии к байдаре привязывали пузыри из надутых нерпичьих шкур или сивучьих желудков. С проникновением огнестрельного оружия распростр. двухлючные байдары; во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие. Многовесельные открытые байдары использовались для перевозки детей и женщин, грузов, а также в военных походах. Изготовлением оружия, орудий труда, каменной и деревянной утвари занимались мужчины. Из камня изготовляли ножи, топоры, крепившиеся к деревянным рукояткам, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы для освещения и обогрева жилища, горевшие на китовом жире (фитиль делался из мха). Женщины шили, вышивали одежду, делали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. У алеутов были развиты все виды тканых плетений из растит. волокон. Алеутское плетение за высокое мастерство наз. шелковым, оно отличалось от эскимосского и индейского. Женским универсальным орудием труда была пекулка - широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей. Селения алеутов располагались на морском побережье, часто в устьях рек. Выбирались высокие, открытые места, чтобы оттуда удобно было наблюдать за ходом морских животных и за приближением врагов. Поселения состояли из 2–4 больших полуземлянок (улягамах). Их строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Внутри вдоль стен сооружали нары. Дом вмещал 10–40 семей. Семья жила на своей части нар, отделенных др. от др. столбами и пологами. Под нарами хранили утварь. На лето каждая семья переселялась в постройку типа шалаша или полуземлянки из китовых костей и плавника (уляк) - такой тип жилищ чаще встречался у восточных алеутов. Уляки служили также хранилищами для пищи и охотничьего снаряжения.

Одежда

Традиционной одеждой алеутов была парка - длинная глухая куртка из меха котика, калана, птичьих шкурок, женская - из шкур морских бобров или котиков мехом внутрь. Поверх нее надевали камлейку - непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим воротом и капюшоном. Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. И парки, и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Мужская и женская одежда совпадала по покрою, несколько отличаясь украшениями. Обувью служили торбаса - сапоги из кожи морских животных. Более древний тип торбасов представлял собой широкое голенище с пришитой подошвой. Своей обуви алеуты не изготовляли, выменивали торбаса у эскимосов. Мужчины-промысловики носили также трофейную обувь.

Промысловыми головными уборами были богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами деревянные шляпы конической формы (у вождей-«тоёнов») либо без верха с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников). Они надевались на капюшон поверх камлейки. По мнению С.В. Иванова, алеутские шляпы восходят к древнейшим зооморфным головным уборам и связаны с охотничьей магией. Г. Коллинз, Т. Матиассен, Т. Дженнесс предполагали связь их орнамента с древнеберингоморской культурой и через нее с предками меланезийцев, айнов, народов Амура. Подобные головные уборы у алеутов особенно распространены в период русской колонизации: их носили при контактах с русскими вожди - для отличия от простых соплеменников. Изготавливались они долблением из цельного куска дерева, который затем распаривали, придавая ему нужную форму. (Позднее - из нескольких кусков дерева, скрепленных внахлест.) Готовую шляпу расписывали белым, черным, красным, синим, зеленым и желтым цветами (орнамент - полосы, линии из точек, кругов, полукружий, штрихов, криволинейные узоры из завитков, парных и сигмаобразных спиралей и розеток; иногда сюжетные рисунки), с боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрич. орнаментом, в к-рый втирали краску. На вершине задней пластинки крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли сивучьи усы дл. до 50 см. Количество усов зависело от охотничьих качеств владельца и говорило о числе добытых им моржей.

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Головные уборы полагались только мужчинам.

Носили ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха, из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, уса морского льва, травы и корней растений. Были распростр. татуировка и раскраска лица и тела. С началом контактов с русскими и принятием крещения они исчезли из обихода.

Объединения алеутов

Территориальные объединения алеутов состояли из родовых групп, считавших свое происхождение от общего предка, возглавлял их вождь, который получал власть либо по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль за другими угодьями, военное управление. Экономические преимущества вождь имел только после военных походов и торговых сделок, в повседневной жизни ему полагалась равная со всеми доля. Кроме вождя, родовую группу возглавлял совет старейшин. Есть упоминания о родовых общинных домах, существовали элементы тайных мужских союзов с характерными для этого имитациями, ряжением, запугиванием женщин, секретностью. Юношей принимали по представлению дяди со стороны матери или (реже) отца. Были и женские тайные союзы, устраивавшие пляски в полнолуние, запретные для мужчин. Счет родства патри-, матри- и билатеральный. Брак патри- и матрилокальный. Существовали авункулат, кузенные браки, многоженство, сорорат,левират, братская полиандрия. У алеутов имелись рабы (калга) - в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности, в войнах, за храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу. Предполагается, что рабство у алеутов развилось позднее, чем у индейцев северо-западного побережья Америки (тлинкитов, квакиютль и др.).

Религия

В ХIХ в. родовые общины распались. С принятием христианства к сер. ХIХ в. исчезли в основном отработка за жену и калым, многоженство и гостеприимный гетеризм. Для традиционных верований алеутов характерен анимизм, представления о существовании добрых и злых духов. Злые духи главным образом насылали болезни. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева, птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали также деревянные маски, надевавшиеся во время обрядовых плясок. Было распространено шаманство. Шаманская мифология включала представления о разных мирах, о вселении в человека болезнетворных духов. Как и у нек-рых народов Сибири, шаманский костюм символизировал птицу. Существовала также охотничья магия – обряды вызывания зверя, особые охотничьи запреты, ношение амулетов; алеуты верили, что, надев на себя шкуру, человек превращается в соответствующее животное, которое охраняет владельца.

Исчисление месяцев начиналось с марта. Их названия были связаны с локальными особенностями годового хозяйственного цикла и варьировались у разных групп алеутов.

Родовые погребения размещались в небольших углублениях среди скал. Умершим придавали сидячее положение. В погребения клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты. Знатных алеутов бальзамировали, хоронили (часто вместе с их рабами) в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами.

Один из основных праздников алеутов - зимнего солнцестояния - включал пляски, представления охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачу подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, сопровождались пантомимой и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали обрядовые головные уборы и деревянные маски, изображавшие соответствующих героев.

С кон. ХVIII в. обращенные в православие алеуты испытывали сильное влияние русской культуры. У них распространились обряды сватовства и венчания. Религиозные книги были переведены на алеутский язык, часть миссионеров происходила из аборигенов. Алеуты до сих пор остаются приверженцами православия, ведут службы на русский и алеутский язык. С 1799 территория Алеутских островов и прилегающей к ней части Аляски управлялась Российско-Американской компанией (РАК). Прежние стихийные контакты алеутов с русскими промышленниками были заменены организованным управлением. Основной целью РАК в отношении алеутов было стремление сохранить их традиционное хозяйство как надежный источник получения прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу других инородцев Российской империи, они платили в казну ясак, с 1821 были признаны российскими подданными.

В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. Первоначально их территория находилась под военным управлением, а в 1884 получила статус округа. Алеуты поддерживали контакты с моряками-китобоями и мехоторговцами. С 1887, в связи с открытием на Аляске месторождения золота, началось ее промышленное освоение, резко возросло число пришлых жителей. На Алеутских островах развивалась рыбоконсервная промышленность.

На культуру коренных жителей оказала большое влияние деятельность миссионеров. Ускорилась ассимиляция алеутов, особенно через школы, преподавание в которых велось на английском языке. Все это разрушающе действовало на их традиционную культуру и образ жизни. В 1912 Аляска (с Алеутскими о-вами) получила статус территории с местным самоуправлением. С 1915, как и все коренное население Аляски, алеуты были приравнены в правах к индейцам США и отданы под опеку Бюро по делам индейцев. В 1924 они получили права гражданства. В 1959 Аляска стала штатом США.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.