Противолодочный самолет. Авиация россии

Противолодочный и патрульный самолёт Kawasaki P-1.

Япония, будучи «с виду» миролюбивым государством, лишённым всякого милитаризма и имеющая положение в Конституции, запрещающее использовать военную силу как инструмент политики, имеет, тем не менее, мощную военную промышленность и крупные и хорошо оснащённые Вооружённые силы, формально считающиеся Силами самообороны.

Чтобы охарактеризовать последние, приведём пару примеров.

Так, количество боевых кораблей дальней морской и океанской зон Морских Сил Самообороны, превышает таковое же во всех российских флотах вместе взятых. А ещё Япония обладает самой большой в мире после США противолодочной авиацией . Ни Британия, ни Франция, ни какая либо ещё страна кроме США даже близко не может сравниться с Японией по этому параметру.

И если по численности базовой патрульной авиации США превосходят Японию, то кто кого превосходит по качеству вопрос открытый.

С точки зрения оценки того, каков реально военно-промышленный потенциал Японии, очень много информации даёт один из самых амбициозных военных проектов этой страны – базовый патрульный самолёт Kawasaki P-1 . Самый большой, и возможно самый технически продвинутый противолодочный и патрульный самолёт в мире.

Познакомимся с этой машиной.

Потерпев поражение во Второй Мировой войне и будучи оккупированной США, Япония на многие годы утратила самостоятельность как в своей политике, так и в военном строительстве. Последнее отражалось, в том числе и в сильном «перекосе» ВМС Сил Самообороны в сторону противолодочной борьбы. Этот «перекос» возник не на пустом месте – именно такой союзник вблизи СССР требовался хозяевам японцев – американцам. Требовался потому, что Советский Союз делал настолько же сильный «крен» в подводный флот, и для того, чтобы ВМС США могли драться с ВМФ СССР не отвлекая чрезмерные ресурсы на силы противолодочной обороны, американский сателлит Япония вырастила такие силы у себя и за свой счёт.

Помимо всего прочего, эти силы включали в себя базовую патрульную авиацию, вооружённую противолодочными самолётами.

Поначалу Япония просто получала от американцев устаревшую технику. Но в 50-х годах всё изменилось – японский консорциум Kawasaki начал работу по получению лицензии на производство уже известного Силам Самообороны противолодочного самолёта Р-2 Neptune . С 1965 года «Нептуны» японской сборки начали поступать в морскую авиацию и до 1982 года ВМС Сил Самообороны получили 65 таких машин, собранных в Японии с использованием японских комплектующих.

С 1981 же года начался процесс замены этих самолётов на самолёты P-3 Orion . Именно эти машины составляют костяк японской базовой патрульной авиации до сих пор. По своим тактико-техническим характеристикам, японские «Орионы» не отличаются от американских.

Однако, с 90-х годов в создании боевых самолётов, в том числе морских, появились новые тренды.

Во-первых , в США сделали рывок в методах радиолокационного обнаружения возмущений на поверхности моря, порождаемых движущейся под водой подводной лодкой. Об этом уже неоднократно было написано, и повторяться не будем.

Во-вторых , шагнули вперёд методы обработки информации, собираемой самолётом по разным каналам – радиолокационному, тепловому, акустическому и другим. Если раньше операторы противолодочного комплекса должны были самостоятельно делать выводы из аналоговых сигналов на экранах РЛС и примитивных теплопеленгаторов, а акустики должны были вслушиваться в звуки, передаваемые гидроакустическими буями, то теперь бортовой вычислительный комплекс самолёта самостоятельно «сращивал» сигналы, идущие от разных поисковых систем, преобразовывал их в графический вид, «обрезал» помехи и выводил операторам готовые зоны предположительного местонахождения подводной лодки на тактический экран. Оставалось только пролететь над этой точкой и для контроля сбросить туда буй.

Резко шагнуло вперёд развитие радиолокаторов, появились активные фазированные антенные решётки, в разработке и производстве которых Япония была и остаётся одним из мировых лидеров.

Модернизировать «Орионы» так, чтобы всё это богатство могло поместиться на борт, было невозможно. Один только вычислительный комплекс обещал «съесть» все свободные объёмы внутри, а полноценная РЛС такого уровня, который Япония могла себе позволить, на самолёт просто не поместилась бы вообще, и в 2001 году «Кавасаки» начала работу над новой машиной.

Проект получил название Р-Х.

К тому времени японской промышленности уже было тесно в имевшихся рамках, и помимо противолодочного японцы в рамках того же проекта стали делать частично унифицированный с ним транспортный самолёт – будущий С-2, японская замена «Геркулеса». Унификация получилась довольно странная, исключительно по второстепенным системам, но это уже было неважно, потому, что оба проекта, что называется, получились.

Противолодочный Р-1 и транспортный С-2. Видите унификацию? А она есть! Стёкла кабин, например, одинаковые. На общности систем сэкономили 7%

Проект разрабатывался практически одновременно с американским самолётом Boeing P-8 Poseidon, и американцы предложили японцам купить этот самолёт у них, но Япония отвергла эту идею, сославшись на – внимание – несоответствие американского самолёта требованиям Сил Самообороны. С учётом того, насколько совершенной платформой разрабатывался «Посейдон» (не путать с безумной ядерной торпедой), это звучало забавно.

28-го сентября 2007 года, Р-1 (тогда ещё Р-Х) совершил свой первый успешный часовой полёт . Без шума, без прессы и помпезных мероприятий. Тихо, как и всё, что делают японцы в части повышения своих боевых возможностей.

Первый прототип Р-Х в цветах института TRDI.

В августе 2008-го «Кавасаки» уже передал тестовый самолёт в Силы Самообороны, к тому времени он уже на американский манер был переименован в ХР-1 (Х- приставка означающая «экспериментальный», всё, что идёт дальше – серийный индекс будущего самолёта). В 2010 году в Силах самообороны летало уже четыре прототипа, а в 2011, отталкиваясь от полученного при испытаниях опыта, «Кавасаки» отремонтировал и модернизировал уже построенные машины (пришлось упрочнить планер и устранить ряд других недостатков), и внес изменения в документацию на новые.

Самолёт был готов к серийному производству и оно не заставило себя долго ждать, и 25 сентября 2012 года в небо поднялся первый серийный самолёт для Морских Сил самообороны .

Рассмотрим эту машину поближе.

Фюзеляж самолёта построен с применением большого числа композитных конструкций. Крыло и аэродинамика в целом оптимизированы для полётов с небольшими скоростями на малых высотах – это отличает самолёт от американского аналога Р-8 Poseidon, который работает со средних высот. Сам фюзеляж создаётся совместно Kawasaki Heavy Industries (носовая часть фюзеляжа, горизонтальные стабилизаторы), Fuji Heavy Industries (вертикальные стабилизаторы и крылья в целом), Mitsubishi Heavy Industries (средняя и хвостовая части фюзеляжа), Sumimoto Precision products (шасси).

Р-1 – первый в мире самолёт, ЭДСУ которого передаёт управляющие сигналы не через цифровые шины данных на кабелях-«шлейфах», а через оптическое волокно . Это решение, во-первых ускоряет быстродействие всех систем, во-вторых, упрощает ремонт самолёта при необходимости такового, в третьих, оптический сигнал, передаваемый по оптическому же кабелю куда менее восприимчив к электромагнитным помехам. Японцы позиционируют этот самолёт, как имеющий повышенную стойкость к поражающим факторам ядерного оружия, и отказ от проводов в ключевых цепях системы управления, безусловно, сыграл свою роль.

Планер самолёта уникален в том смысле, что не является переделкой пассажирской или грузовой машины, а был разработан с «с нуля» именно как противолодочный. Это беспримерное по нынешним временам решение. Сейчас японцы ведут разработку других вариантов этого самолёта, от «универсального» UP-1, способного нести любое измерительное, коммуникационное или иное оборудование, до самолёта ДРЛО. Первый лётный прототип уже переоборудован в UP-1 и проходит испытания. Другого такого примера современная авиация не знает.

По своим габаритам, самолёт близок к 90-100 местному пассажирскому самолёту, но имеет четыре двигателя, что для машин такого класса нетипично и усиленную конструкцию, что логично для специально разработанной машины. Р-1 существенно больше американского «Посейдона».

Ядром прицельно-поисковой системы самолёта является РЛС с АФАР Toshiba/TRDI HPS-106. Этот радиолокатор совместно разрабатывали корпорация Toshiba и TRDI, Technical Research and Development Institute – Технический проектно-конструкторский институт, научно-исследовательская организация Министерства обороны Японии.

Спецификой этой РЛС является то, что дополнительно к основной антенне с АФАР, установленной в носу самолёта, она имеет ещё два полотна, установленных по бортам, под кабиной пилотов. Ещё одна антенна установлена в хвостовой части самолёта.

Носовой обтекатель и бортовая решётка РЛС с АФАР

РЛС всережимная, и может работать в том числе в режиме синтезирования апертуры, и в режиме инверсного синтезирования апертуры. Характеристики и расположение антенн дают обзор 360 градусов в каждый момент времени. Именно эта РЛС и «считывает» те волновые эффекты на поверхности воды, и над ней, благодаря которым современные противолодочные самолёты просто «видят» лодку под водой. Естественно, что обнаружение надводных целей, перископов, устройств РДП выпущенных подлодками, или воздушных целей для такой РЛС не проблема абсолютно.

В носу самолёта установлена убирающаяся поворотная турель с оптико-электронной системой FLIR Fujitsu HAQ-2 . В её основе – ИК-телекамера с дальностью обнаружения целей 83 километра. На этой же турели установлен ряд других телекамер.

Видно, что турель можно не только поднять-опустить, но и повернуть.

В хвосте самолёта установлен обыкновенный магнитометр – в отличие от американцев, японцы не отказались от этого способа поиска, хотя он, скорее, нужен для верификации, а не как основной инструмент . Магнитометр самолёта реагирует на типовую стальную подлодку примерно в радиусе 1,9 км. Магнитометр является японской копией канадского CAE AN/ASQ-508(v), одного из самых эффективных магнитометров в мире.

Штанга магнитометра видна очень хорошо.

Естественно, что для того, чтобы мгновенно преобразовать сигналы от РЛС, ИК-камеры и магнитометра в некую единую предполагаемую цель, и эту предполагаемую цель нарисовать н экранах отображения тактической обстановки, нужны большие вычислительные мощности и японцы разместили довольно крупный вычислительный комплекс на самолёте, благо место есть. Это, кстати, мощная тенденция – на самолёты ставят по-настоящему большие компьютеры, и для них требуется заранее предусмотреть и место, и электроснабжение, поработать над их охлаждением и электромагнитной совместимостью с прочими системами самолёта. В «Посейдоне» сделано тоже самое.

Кабина оснащена высококлассным оборудованием японского производства. Обращает на себя внимание то, что оба пилота имеют ИЛС. Для сравнения, в «Посейдоне» он есть только у командира.

Кабина пилотов. Нужны ли тут комментарии?

При этом у американцев реализован режим слепой посадки, когда на ИЛС выводится виртуальное изображение местности, над которой летит самолёт, как если бы пилот реально видел её в окно, причём относительно этой картинки самолёт позиционируется идеально точно и без лагов по времени.

Таким образом, при наличии виртуальных моделей местности вокруг аэродрома, на который производится посадка, пилот может посадить самолёт при абсолютно нулевой видимости и без помощи наземных служб. Для него просто нет разницы, есть видимость или её нет, компьютер в любом случае даст ему картинку (если она заложена в память для данного места). Возможно, что и у Р-1 реализованы такие функции, по крайней мере, вычислительные мощности на борту позволяют их обеспечить.

Самолёт оснащён комплексом радиосвязи Mitsubishi Electric HRC-124 и системой космической связи Mitsubishi Electric HRC-123. На борту установлен терминал связи и распределения информации MIDS-LVT совместимый с Datalink 16, с помощью которого самолёт может автоматически передавать и получать информацию от других японских и американских летательных аппаратов, прежде всего от японских F-15J, P-3C, E-767 AWACS, E-2C AEW, палубных вертолётов MH-60, F-35 JSF.

Малый терминал многофункциональной системы распределения информации MIDS-LVT для интеграции самолёта в систему взаимного обмена информацией Datalink 16. По-настоящему важные вещи иногда выглядят непритязательно.

«Мозгом» самолёта является Система боевого управления Toshiba HYQ-3 – это ядро поисково-прицельной системы. Благодаря ей и происходит «сращивание» разрозненных групп сенсоров и датчиков в единый комплекс, где каждый элемент системы дополняет друг друга. Более того, японцы составили огромную библиотеку тактических алгоритмов для выполнения противолодочных задач, и разработали «искусственный интеллект» - продвинутую программу, которая фактически делает за экипаж часть работы, выдавая готовые решения для поиска и поражения подводной лодки.

Впрочем, рабочий пост тактического координатора – живого офицера, способного командовать противолодочной операцией, управляя всем экипажем отталкиваясь от получаемых и обрабатываемых самолётом данных, там тоже есть. Не известно, есть ли на борту оператор радиоразведки, но, по опыту американцев, исключать такое нельзя. Стандартный экипаж в 13 человек исключительно для охоты на подлодки прямо скажем великоват.

Боевые посты

На самолёте, как и положено противолодочнику, имеется запас гидроакустических буёв, вот только японцы не стали копировать американскую схему – ни новую, ни старую.

Когда-то давно американцы грузили буи в пусковые шахты, смонтированные в днище фюзеляжа. Одна шахта – один буй. Такая схема была нужна для того, чтобы перенастройку буёв можно было бы проводить прямо в полёте, что выгодно отличало «Орион» от российского Ил-38, где буи находились в бомбоотсеке и где их нельзя было настроить под волнение в ходе полёта.

Зарядка буёв в пусковые шахты «Ориона». У Р-1 так тоже можно, и главное, что буй можно отрегулировать перед сбросом.

В новом «Посейдоне» США, освоившие новые методы ведения боевых действий, отказались от подобного способа постановки, ограничившись тремя 10-ти зарядными роторными пусковыми установками и тремя шахтами для ручного сброса. А у японцев появились и роторные установки, и шахты для ручного сброса, и стеллаж на 96 буёв, и, в тоже время, 30-ти зарядная пусковая установка в днище самолёта, аналогичная «Ориону». Таким образом, у Р-1 есть определённые преимущества перед американским аналогом.

Слева видны две роторных пусковых установки для гидроакустических буёв. Очень удобно при постановке залпом небольшого количества буёв - 4-5 шт. Можно и по одному .

Стеллаж для буёв. Крепление как у американцев, может он даже покупной. Буи лежат так, чтобы их можно было настроить перед сбросом прямо в стеллаже - и сразу в пусковую .

А это пусковые шахты для выставления «поля» буёв. Работать это поле может как одна огромная антенна .

Постановка буёв

Самолёт оснащён системой электронной разведки Mitsubishi Electric HLR-109B, позволяющей засекать и классифицировать излучение радиолокационных станций противника, и может быть использован как разведывательный.

Антенна системы

Система обороны самолёта Mitsubishi Electric HLQ-9 состоит из подсистемы предупреждения о радиолокационном облучении, подсистемы обнаружения приближающихся ракет, комплекса постановки помех и отстреливаемых ИК-ловушек.

В обороне

Представляют интерес и двигатели самолёта. Двигатели, как и большинство систем самолёта, японские, разработаны и производятся в Японии. При этом, что интересно, разработчиком двигателей объявлено Министерство обороны Японии. Производителем же является Ishikawajima-Harima Heavy Industries - IHI , ещё одна крупнейшая японская корпорация, производящая огромный спектр промышленных изделий, включая широкую линейку авиационных двигателей.

Двигатель модели F7-10 имеет небольшой размер, вес и тягу в 60 кН каждый. С четырьмя такими двигателями самолёт обладает хорошими взлётными характеристиками, и повышенной по сравнению с двухдвигательным самолётом, живучестью. Мотогондолы оснащены звукоотражающими экранами.

По уровню шума самолёт превзошёл «Орион» - Р-1 тише на 10-15 децибел.

Самолёт имеет вспомогательную силовую установку Honeywell 131-9.

ВСУ

Первое отверстие - воздухозаборник ВСУ, второе - выхлоп.

Оружие, которое может нести и применять самолёт довольно разнообразно для патрульной машины.

Оружие может располагаться как в компактном отсеке вооружения в передней части самолёта (предназначен в основном для торпед), на восьми узлах подвески, так и на съёмных подкрыльевых пилонах, число которых тоже может доходить до восьми, по четыре на крыло. Общая масса боевой нагрузки – 9000 кг.

Торпеда «Тип 97»

ПКР ASM-1C

AGM-65 Maverick

Недавно принятая на вооружение сверхзвуковая «трёхмаховая» ПКР ASM-3 в состав оружия самолёта не заявлена, но исключать это не стоит. Для поражения малогабаритных целей на короткой дистанции самолёт может нести УР AGM-65 Maverick, также американского производства.

Торпедное вооружение представлено американскими малогабаритными противолодочными торпедами Mk.46 Mod 5, некоторое количество которых, возможно, ещё остаётся у японцев, и японскими торпедами Type 97, калибром 324 мм, как и у американской торпеды. Будущая торпеда, разрабатываемая сейчас под индексом GR-X5, уже заранее заявлена в состав вооружения.

Нет никаких сведений, что самолёт может применять торпеды, оснащённый устройством для планирования, подобно американцам, но и исключать это нельзя, учитывая полную идентичность японских и американских протоколов связи на которых работает военная электроника и устройств подвески оружия. Также возможно применение с самолёта глубинных бомб и морских мин. Неизвестно, адаптирован ли самолёт для применения глубинных бомб с ядерной боевой частью.

Интересно, но похоже японцы отказались от применения дозаправки топливом в полёте. С одной стороны, дальность полёта в 8000 км позволяет это делать, с другой, это снижает время поиска, что является крайне негативным фактором. Так или иначе, но принимать топливо в воздухе самолёт не может.

P-8 Poseidon и Kawasaki P-1 рядом. Видно, что входы в самолёт удачнее у американцев, а следовательно и экстренное покидание удобнее. С другой стороны, пока не упал, Kawasaki может быть и получше.

В настоящее время все Р-1 базируются на авиабазе Ацуги, в префектуре Канагава.

Как известно, в рамках курса на милитаризацию, Япония планирует отказаться от значительно части ограничений на собственное военно-техническое развитие в 2020-м году. И премьер-министр Синдзо Абэ, и члены его кабинета не раз об этом говорили. В рамках этого подхода, Япония уже не раз предлагала новый самолёт на экспорт (пока экспорт Японией оружия запрещён её же Конституцией). Но победить американский «Посейдон» пока не получается – как по политическим факторам, так и по техническим, «Посейдон» хоть кое в чём и проще, но по стоимости жизненного цикла, видимо, выигрывает.

Впрочем, история Р-1 только начинается. Эксперты уверены, что Р-1 будет одним из средств, которыми Япония будет пробивать себе дорогу на мировые рынки оружия, наряду с подлодками класса «Сорю», оснащёнными воздухонезависимой энергоустановкой и гидросамолётом US-2 ShinMayva.

Изначально планировалось, что будет заказано 65 таких самолётов. Однако, после получения первых 15 машин, покупки остановились. Последний раз японское правительство предметно обсуждало увеличение производства в мае 2018 года, однако решение до сих пор не принято. Кроме Р-1, у Японии есть 80 модернизированных Р-3С Orion американского производства.

Это тем более удивительно, что китайский подводный флот растёт. Обычным убеждением любого аналитика, занимающегося вопросами военного развития азиатских государств является то, что рост японской военной мощи является ответом на рост таковой же у Китая. Но по какой-то причине, корреляции между развитием китайского подплава и японской базовой патрульной авиации не существует, как будто в реальности Япония имеет ввиду другого противника.

Впрочем, как весной 2018-го года заявил Риота Ишида, высокопоставленный сотрудник японского министерства обороны, до 58 машин рано или поздно будет поставлено на вооружение «в долгосрочной перспективе», сейчас же планов увеличить количество самолётов противолодочной обороны у Японии нет.

Так или иначе, Kawasaki Р-1 это уникальная программа, которая ещё оставит свой след в японской морской авиации. И вполне возможно, что этот самолёт ещё и повоюет.

Знать бы, против чьих подводных лодок.

Заключение

Противолодочные самолеты, появившиеся в послевоенное время, развивались в соответствии с общим планом строительства современного ВМФ, являясь составной частью его противолодочных сил и сохраняя в то же время относительную самостоятельность в решении задач. Это стало особенно заметным с поступлением дальних противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142.

Появление противолодочной авиации вызвано объективными причинами: быстрым улучшением характеристик ПЛ: совершенствованием их оружия; способностью наносить удары ракетно-ядерным оружием из подводного положения; необходимостью обеспечения деятельности ракетных лодок нашего ВМФ; неспособностью кораблей ВМФ вести эффективный поиск ПЛ, особенно в удаленных районах океана.

Обстановка предъявляла все новые и новые требования к авиационным системам обнаружения и поражения ПЛ, поисково-прицельным системам, скорости обработки и качеству получаемой от различных датчиков информации. В связи с этим в состав ППС стали включать средства обнаружения, фиксирующие различные поля ПА, повышать степень автоматизации процесса сбора и обработки информации, и не случайно, что ЦВМ впервые установили на противолодочном самолете. На противолодочных самолетах появилась система отображения тактической обстановки на экране, а с использованием бортовой системы связи стал возможен автоматический обмен информацией между самолетами и командными пунктами с передачей тактического формуляра. Совершенствование противолодочных средств основывалось на изучении условий обнаружения и характеристик ПЛ вероятного противника, снижались вес и габариты оборудования самолетов.

Знакомство с новыми средствами поражения

Самолет Ту-142М ВВС КСФ

Эти основные направления можно проследить, рассматривая развитие отечественных противолодочных комплексов в историческом аспекте от весьма несовершенного оборудования первого противолодочного самолета Бе-б до дальнего противолодочного самолета Ту-142М3. Обращает внимание, что противолодочные самолеты создавались на базе отработанных ЛА, в конструкцию которых вносились изменения: Ил-38 – на базе Ил-18В, Ту-142 – на на базе Ту-95РЦ и только самолет-амфибия Бе-12, который уже находился в разработке с неопределенным назначением, достраивался как противолодочный.

Возможности первых отечественных пассивных буев звукового диапазона с автопуском ограничены, дальность обнаружения современных ПЛ с их применением незначительна, что приводило к необходимости массированного применения буев как для поиска, так и для слежения. Существенный недостаток – отсутствие на буях маяков-ответчиков для точного определения их места (другие методы определения места буя относительно самолета также не реализованы). По этой причине для списания относительных навигационных ошибок следовало вывести ЛА на буй с помощью СПАРУ-55 и пройти над ним. Прицельно-вычислительное устройство «Сирень-2М», несмотря на автоматический вывод самолета в точку применения средств, не обеспечивало высокой вероятности поражения целей. В связи с этим произведена модернизация ППС-12, завершившаяся ее заменой системой «Нарцисс-12». Устраняя основной недостаток, в состав новой системы включили уже созданные к этому времени пассивные направленные буи РГБ-2 системы «Беркут» и часть бортового оборудования 2КН-К. Поставленная перед разработчиками задача – увеличить вероятность поражения ПЛ в два раза была успешно решена, но поисковые возможности самолета не изменились.

Разработка противолодочного самолета Ил-38 с системой «Беркут» явилась своего рода технической революцией в развитии ППС {первоначальные проработки относятся к 1960 г.). Она в значительной степени проводилась на принципах максимального использования имеющихся научнотехнических достижений конца 50-х – начала 60-х годов и должна была определить основные направления развития систем, что оказалось реализованным только частично.

Рабочее место старшего штурмана корабля, правый борт

Проход между креслами летчиков. В левой верхней части индикатор тактической обстановки

Рабочее место бортрадиста

Рабочее место бортинженера

По принципу действия система «Беркут» осталась радиогидроакустической. Основные датчики информации о подводной обстановке – буи трех типов предназначены для поиска ПЛ, уточнения их координат и элементов движения перед применением средств поражения. Менее эффективное средство поиска на самолете – магнитометр АПМ-60.

Для системы «Беркут» характерна высокая степень автоматизации навигационных и некоторых тактических задач, достигнутая введением в ее состав ЦВМ. Учитывая ограниченные возможности первых образцов ЦВМ, разработчики стремились в каждой частной задаче к минимизации счета при достижении высокого качества решения задач. В результате удалось получить вычислительную базу, обеспечивающую путем незначительной доработки алгоритмов и программ возможность перехода к реализации автоматического решения первоначально разработанных тактических задач.

Степень автоматизации характеризуется возможностью решения с помощью ЦВМ восьми тактических задач, в том числе поражения цели и обработки вторичной информации от РЛС, РГБ-2 и РГБ-3.

Таким образом, система «Беркут» явилась особой сложной военно-кибернетической системой, способной решать некоторые противолодочные задачи, Вместе с тем система имеет и много существенных недостатков, на которые в начале разработки не обратили внимания: высокая стоимость эксплуатации, сложность технического обслуживания, большая дороговизна буев, которые стоили в четыре раза дороже буев «Чинара» и «Жетон» при сравнимых дальностях обнаружения лодок, недостаточная степень автоматизации решения противолодочных задач.

Все эти недостатки, а также недостаточный для достижения предполагаемых районов боевого патрулирования ПЛАРБ тактический радиус самолета Ил-38 привели к необходимости создания на базе самолета- разведчика Ту-95РЦ самолета Ту-142 с системой «Беркут». Самолет с этой системой имел такие же недостатки, как и Ил-38, а главное – невысокую эффективность обнаружения современных ПЛА, что инициировало в 1969 г. разработку самолета Ту-142М с новой системой 2КН-К. Одновременно были созданы более совершенные средства поражения лодок.

Без комментариев

К этому времени завершился технический проект системы «Удар» для Ил-38 (не устанавливался из-за необходимости большого объема доработок), эскизный проект системы «Буревестник» для вертикально-взлетающей амфибии Бартини ВВА-14 и др. Тем самым была создана научно-техническая основа для заказа новой системы, необходимость которой была вызвана резким уменьшением шумности и увеличением глубины погружения ПЛ, что в значительной степени усиливало недостатки буев системы «Беркут».

Несмотря на то что система «Коршун» (2КН-К) по своему принципу осталась гидроакустической, в нее включили более современные датчики информации о подводной обстановке: низкочастотные буи РГБ-75, РГБ-15 взамен пассивно-активного буя РГБ-3, ввели дальномерный РГБ-55А, обеспечивающий дальность обнаружения ПЛ в радиусе 5 км.

Самолет Бе-12 после ремонта

Замена пассивных направленных буев РГБ-2 на РГБ-25 существенных преимуществ последних не выявила.

В состав системы вошла автономная радиолокационная вычислительная подсистема отображения тактической обстановки со своим процессором, созданная на базе ЦВМ «Аргон».

Однако и эта система оказалась далека от совершенства: номенклатура буев завышена; процесс обработки первичной информации не автоматизирован, дальности буев существенно ниже расчетных, их работоспособность с увеличением волнения моря свыше 3 баллов не обеспечивалась, применение ВИЗ не дало желаемого эффекта.

В соответствии с планом повышения гидроакустического вооружения ВМФ в 1977 г. принято решение о создании системы «Заречье», в которой следовало учесть недоработки системы «Коршун», и только в 1993 г, она поступила на вооружение авиации ВМФ. Основные ее отличия состоят в следующем: количество каналов приема информации от буев трех типов увеличено до 108, предусмотрены схемы принятия автоматического решения об обнаружении ПЛ в основных режимах работы буев и селекции сигналов на фоне помех, возросла дальность обнаружения современных ПЛ с применением буев, расширена номенклатура сбрасываемых средств поражения.

Самолеты Ту-142М3 показали несколько возросшую эффективность решения противолодочных задач.

О дальнейшем развитии противолодочных самолетов можно говорить только с известным опасением, рискуя оказаться в положении Кассандры. И тем не менее наиболее вероятно, что круг задач, решаемых противолодочными самолетами, расширится, и ЛА превратятся в патрульные, которые кроме поиска ПЛ будут вести разведывательные действия (учитывая отсутствие в морской авиации специальных самолетов-разведчиков), охранять экономические зоны, производить мониторинг водной поверхности и многое другое.

Одной из важнейших задач авиации ВМФ является борьба с подводными лодками противника. Противоборство авиации и подводных лодок насчитывает не один десяток лет. За эти годы противолодочные самолеты и подводные ракетоносцы превратились в достойных противников, так как относятся к наиболее сложным и современным видам военной техники.

В книге рассказывается об истории развития отечественной противолодочной авиации и о решении ею реальных задач при несении боевой службы.

Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей, интересующихся отечественной авиацией.

Из книги «Моссад» и другие спецслужбы Израиля автора Север Александр

Заключение У израильских спецслужб есть две особенности, которые мешают им работать эффективно и результативно.Во-первых, они самонадеянны и наглы. Причем это проявляется во всех сферах, начиная от грубого игнорирования международного права и заканчивая деталями

Из книги Правнук «Токарева» автора Дегтярёв Михаил

Заключение Государственные испытания пистолета ГШ-18 длились полгода и были закончены летом 2000 года. В процессе испытаний конструкция пистолета претерпела ряд изменений, в результате которых ГШ-18 приобрёл законченный вид. По результатам испытаний пистолет может быть

Из книги Растоптанная Победа. Против лжи и ревизионизма автора Дюков Александр Решидеович

Заключение Отношение Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии к евреям - одна из наиболее дискуссионных проблем в историографии ОУН и УПА. Исследователи этой проблемы разделились на два непримиримых лагеря. Одни считают, что ОУН и УПА

Из книги Тяжёлый танк КВ-2 автора Коломиец Максим Викторович

Заключение Создание Локотского самоуправляющегося округа стало возможно по нескольким причинам, главными из которых стала активная боевая деятельность брянских партизан и нехватка у оккупантов сил для их подавления.Для того чтобы сэкономить «немецкую кровь»,

Из книги Фронтовое милосердие автора Смирнов Ефим Иванович

Заключение Основные принципы репрессий против сотрудничавших с нацистскими оккупационными властями коллаборационистов были определены приказом НКВД СССР № 001683 от 12 декабря 1941 г., дополненным указаниями НКВД СССР от 18 февраля 1942 г. Согласно этим нормативным

Из книги Как России победить Америку? автора Маркин Андрей Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Танки КВ-2 стоят в тени своих более известных собратьев в семействе тяжёлых машин «Клим Ворошилов». Созданный в спешном порядке в дни советско-финляндской войны, КВ-2 изначально предназначался для борьбы с фортификационными сооружениями, и прежде всего - с

Из книги Книга о ветре для стрелков из винтовки автора Каннингем Кейт

Заключение В своих воспоминаниях я не ставил цель показать во всем объеме и разнообразии работу ГВСУ, ВСУ всех фронтов и военно-санитарных отделов армий. Некоторые из них только упоминаются, а о многих вообще не говорится. Это объясняется не тем, что их деятельность была

Из книги Абсолютное оружие [Основы психологической войны и медиаманипулирования] автора Соловей Валерий Дмитриевич

Заключение 1. Институт военной истории Министерства Обороны РФ в 2008 году выпустил 764-страничный труд «Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах». В отношении войн в Ираке в нем сделан следующий вывод. «Характерным для войны в зоне Персидского залива

Из книги Энциклопедия спецназа стран мира автора Наумов Юрий Юрьевич

Заключение Если попытаться подвести итог, то ничего неожиданного в изменениях немецких тактических приёмов нет, всё довольно логично и, даже, предсказуемо применительно к ситуации, в которой оказались немцы. Удивительно другое - нежелание признаваться себе в том, что

Из книги Образцовые броненосцы Франции. Часть II. “Карно” (1891-1922) автора Пахомов Николай Анатольевич

Заключение Подведем итог. Спорить не будем - уставы написаны кровью. Но нужно помнить, что они написаны не только кровью тех, на чьем опыте они создавались, но и, к сожалению, кровью тех, кто еще погибнет, пытаясь претворить в жизнь их предписания, которые не будут

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чтобы понять ветер, стрелок должен знать факты о баллистике и поведении ветра и понимать взаимосвязь между ними. Когда мы затронули эту тему со стрелками, оказалось, что нижеприведенные факты часто становились неожиданностью: Траектория типовой пули. 308

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для вашего первого пристрелочного выстрела Определите свою стратегию на матч Определите свои первоначальные поправки прицела для первого выстрела:Шаг 1: Наблюдайте за кондициями.Шаг 2: Переведите кондиции в установки прицела.Шаг 3: Проверьте ветер и

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Каждая стрельба на тренировке или в матче развивает ваши тактические навыки. Если кондиции требуют использования способа, который уже есть в вашем комплекте инструментов, достаньте его и практикуйтесь использовать его грамотно. Если кондиции требуют

Из книги автора

Заключение Заключение К этой книге вполне применимы слова «умножающий знания умножает скорбь». Она показывает и доказывает, что природа человека буквально взывает к тому, чтобы людьми манипулировали. Интеллектуальная лень, непреодолимое стремление к эмоциональному

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Материал, представленный читателю, не является художественным произведением. До отправки в издательство большая его часть была показана, обсуждена и согласована с бывшими и действующими сотрудниками спецпод-разделений СССР, России и Украины. По совету

Из книги автора

Заключение “Внутреннее размещение броненосца весьма удобно, высокие борта дают ему безукоризненные морские качества. Скорость хода 18 узлов, которую, конечно, броненосец разовьёт, поставят его в один ряд с лучшими эскадренными броненосцами Франции и Англии, уже готовыми

  • Противолодочный самолёт (ПЛС) - самолёт, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ), часть противолодочной авиации.

    Как правило, создаются на базе дальнемагистральных пассажирских самолётов или дальних бомбардировщиков - например, Ил-38 создан на базе пассажирского лайнера Ил-18, Lockheed P-3 Orion - на базе Lockheed L-188 Electra, Ту-142 представляет собой переработанный под другие задачи бомбардировщик Ту-95, P-8 Poseidon создан на базе авиалайнера Boeing 737-800.

    Для выполнения боевой задачи на ПЛС обычно имеются следующие основные средства:

    * радиогидроподсистема (РГП), в которую входят гидроакустические буи и бортовые средства работы с ними (рабочие места операторов РГП), позволяющие обнаруживать ПЛ по шуму гребных винтов и излучению гидролокаторов;

    * магнитометр, позволяющий обнаруживать подводные лодки по магнитному полю корпуса;

    * РЛС нижнего обзора, имеющая ограниченное применение, так как позволяет обнаружить лишь всплывшую ПЛ по отражению рубки или корпуса - микроволны не проходят через воду;

    противолодочное оружие - как правило, ракеты-торпеды.ПЛС обычно входят в состав морской авиации - в Российской Федерации это авиация ВМФ, в США - ВМС США, в Индии - ВМС Индии и т. д. Базируются противолодочные самолёты на аэродромах, находящихся недалеко от моря - в России это аэродромы Северного флота (действующего в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах) Североморск-1 и Кипелово, находящиеся под Мурманском и Вологдой соответственно, и аэродромы ТОФ Каменный Ручей (находится близ Советской Гавани и Николаевка (примерно в 150 км от Владивостока). В Североморске и Николаевке базируются Ил-38, в Кипелово и Каменном Ручье - Ту-142МК.

Связанные понятия

Малые десантные корабли (МДК) - класс десантных кораблей в Военно-морском Флоте СССР и России. По кодификации НАТО - Tank Landing Craft (LCT) / Infantry Landing Craft (LCI).

Десантный корабль - класс боевых кораблей, предназначенных для транспортировки (перевозки, доставки) личного состава и военной техники, способных производить их высадку на необорудованное побережье.

Торго́вый авиано́сец (англ. merchant aircraft carrier) - переоборудованное торговое судно в ВМФ Великобритании и Нидерландов времён Второй мировой войны (обычно балкер или танкер), оснащённое лётной палубой, надстройкой-островом, несущее авиагруппу, но ходящее под торговым флагом и способное осуществлять перевозку грузов. Торговые авианосцы несли всего несколько (3-4) самолётов устаревших конструкций. Взлёт и посадка были крайне затруднены, в связи с чем лётчики нередко просто покидали самолёт после...

Вое́нно-морска́я база «Ручьи» - военно-морская база Балтийского флота, существовавшая в 1930-1941 и 1944-1945 годах, не достроена и ликвидирована.

Бомбардировочная авиация (БА, ФБА) - род Фронтовой авиации, предназначенный для поражения группировки войск противника, его наземных и морских объектов в оперативной глубине обороны противника бомбами и ракетами, в том числе с применением ядерного оружия. ФБА также привлекается для ведения воздушной разведки.

Тихоокеанский флот ВМС США наряду с Атлантическим флотом ВМС США является одним из основных оперативно-стратегических объединений военно-морских сил США. Флот предназначен для решения важных государственных военно-политических задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В зону его ответственности входит почти вся акватория Тихого и Индийского океанов (от Западного побережья США до восточных берегов Африки), а также часть арктического бассейна общей площадью более 100 миллионов квадратных миль.

Плавучий тыл - постоянное или временное формирование военных кораблей и судов обеспечения, а также - их штабов и органов управления, которое предназначено для материально-технического снабжения действующих соединений ВМФ в море, в районах необорудованного побережья, в пунктах манёвренного базирования и др. Представляет из себя составную часть оперативного и войскового тыла флота, эскадры или флотилии, может включать в себя корабли комплексного снабжения, плавучие технические базы, плавучие судоремонтные...

Противолодочный вертолёт - военный вертолёт, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок. Может быть наземного или корабельного базирования.

Приморское объединение разнородных сил Тихоокеанского флота - оперативно-стратегическое объединение в составе Тихоокеанского флота ВМФ России.

Командование Западных подходов - оперативное командование Королевского флота, созданное во время Второй мировой войны для защиты коммуникаций и контроля над судоходством на Западных подходах к Британским островам.

Бал (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Sennight» (рус. «неделя»)) - береговой ракетный комплекс с противокорабельной ракетой Х-35. ГСИ завершены в 2004. Принят на вооружение ВС РФ в 2008 году.

Краснознамённая Беломорская военно-морская база (БелВМБ) - военно-морская база Северного флота Российской Федерации, дислоцированная в городе Северодвинске (Архангельской области). База подчиняется командующему Северным флотом. ГШ...

ОАК продолжает выполнение контракта с Минобороны России по модернизации противолодочных самолётов Ил‑38. Они стоят на вооружении морской авиации Военно-морского флота нашей страны. В ходе работ компания «Ил» продлевает ресурс остающихся в строю машин, переоснащая их более современными бортовыми комплексами. Эти «илы» используются как для целей обороны, так и в спасательных операциях. Тем временем российский флот планирует заказать противолодочный патрульный самолёт нового поколения. Работы по его созданию для морской авиации ВМФ России в ОАК близятся к завершению.

15 ноября 2017 года подводная лодка Военно-морских сил (ВМС) Аргентины «Сан-Хуан» перестала выходить на связь. Представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби сообщил, что есть информация об одиночном взрыве, который мог быть связан с исчезновением «Сан-Хуана». По его словам, причиной аварии на субмарине могло стать повреждение аккумуляторов. На борту подлодки находилось 44 человека, в том числе первая в истории Аргентины женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Поиски подлодки затянулись. Несколько стран направили свои технические средства для помощи в поиске пропавшего «Сан-Хуана». Минобороны России также отправило запрошенное Аргентиной оборудование - подводный аппарат «Пантера Плюс», а также водолазов-глубоководников.

Однако поиск подводной лодки можно было бы существенно ускорить с помощью средств морской авиации ВМФ России. Бывший командующий Балтийским флотом ВМФ России (в 2001–2006 годах) адмирал Владимир Валуев заявил, что «целесообразным было бы направить в район операции противолодочные самолёты Ил‑38 с магнитными обнаружителями».

Силы поисково-спасательного обеспечения российского флота регулярно проводят учения по спасению экипажа подводной лодки, условно терпящей бедствие. Например, такие тренировки проводились в июле 2017 года на Тихоокеанском флоте в заливе Петра Великого. По сообщению пресс-службы Восточного военного округа, в ходе учения с помощью самолёта Ил‑38 был осуществлён поиск “аварийной” подводной лодки, лёгшей на грунт на глубине около 50 метров. Субмарина была успешно найдена, ее экипаж «спасён».

В октябре 2017 года в хлде очередных учений экипажей из состава морской авиации Тихоокеанского флота с аэродром Николаевка, расположенного в 37 км северо-восточнее Находки, поднялись в воздух противолодочные Ил‑38 Тихоокеанского флота. Цель полёта - подводная лодка в прибрежной акватории. Данные о субмарине были получены со спутника, но точные координаты самолёты получили с помощью гидроакустического комплекса. После обнаружения субмарины «илы» атаковали цель глубинными бомбами и торпедами. Цель была уничтожена. Конечно, удар наносился не по конкретной субмарине, а по «подводной лодке условного противника».

Ил‑38 уже отметил свой 55-летний юбилей с момента первого полёта. Однако начальник морской авиации ВМФ России, Герой России генерал-майор Игорь Кожин заявил телеканалу «Звезда», что Ил‑38 первоначального облика «до настоящего времени достойно выполнял задачи по поиску и обнаружению подводных целей, обеспечивая защиту морских рубежей государства, наших интересов в подводной среде». По его мнению, «аэродинамика самолёта настолько “вылизана”, что придумать что-то принципиально новое вряд ли представляется возможным».

В настоящее время компания «Ильюшин» ведёт работы по модернизации этих машин. «Новейший комплекс “Новелла”, установленный на модернизированных самолётах морской авиации Ил‑38, позволит увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок в четыре раза», - заявил в феврале 2017 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв. Он отметил, что морская авиация развивается синхронно с другими составляющими флота.

Впечатлительные американцы прозвали Ил‑38Н “Killer submarines” - «Убийца подлодок», и оказались недалеки от истины. Однако его потенциал гораздо шире. Рассказывая о новых возможностях самолёта, адмирал Владимир Королёв сказал: «Противолодочный самолёт в результате модернизации получил радиоэлектронный комплекс “Новелла”, который позволяет увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок. И плюс к тому обладает возможностями ведения разведки и выдачи целеуказания. Этот же самолёт с помощью новой поисково-прицельной системы может уверенно находить подводные лодки и уничтожать их, причём с применением расширенной по сравнению с базовым Ил‑38 номенклатуры вооружений».

Чуть ранее, в январе 2017 года, Игорь Кожин сообщил: «Авиация ВМФ России получит около 30 прошедших модернизацию самолётов Ил‑38Н. Поставка всех модернизированных самолётов должна завершиться не позднее 2025 года».

«Мы говорим сегодня, что летательные аппараты, устаревшие морально, в процессе модернизации становятся вполне современными. Они позволяют нам решать задачи, которые поставил перед нами президент России, а именно выйти на 70-процентный рубеж новых самолётов морской авиации, - сказал Игорь Кожин. - Несмотря на достаточно серьёзный возраст Ил‑38, ему сделана новая модернизация, которая позволит поднять возможности самолёта на качественно новый уровень. Наши “партнёры” будут очень удивлены теми возможностями, которые в ближайшем будущем будут продемонстрированы модернизированными комплексами».

Эти возможности, очевидно, оценили и наши настоящие партнёры: в 1970-е годы Индия приобрела шесть Ил‑38.

13 февраля 2017 года. Аравийское море. Учения Военно-морских сил (ВМС) Индии TROPEX 2017. Морской патрульный самолёт ВМС Индии Ил‑38SD выполнил пуск российской противокорабельной ракеты Х‑35Э класса «воздух - корабль» с радиолокационным управлением по кораблю-цели. Обозначение SD идёт от комплекса Sea Dragon - «Морской дракон», являющегося экспортным вариантом российского комплекса «Новелла». Как и самолёты Ил‑38 ВМФ России, Ил‑38SD вооружены торпедами, бомбами, но по требованию индийских ВМС арсенал средств поражения расширен путём добавления в него ракет Х‑35Э.

По данным производителя Х‑35Э - корпорации «Тактическое ракетное вооружение», это - противокорабельная ракета, предназначенная для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5 тыс. т и морских транспортов. Х‑35Э может применяться в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Низкий уровень заметности ракеты обеспечивается её небольшими габаритами, предельной маловысотной траекторией полёта, а также специальным алгоритмом наведения, обеспечивающим максимальную скрытность использования ракетой активной радиолокационной головки самонаведения.

Целеуказание может поступать как от бортовых средств носителя, так и от внешних источников, которым в Аравийском море, видимо, выступал Ил‑38SD. Стоит добавить, что Х‑35Э имеет высокие тактико-технические характеристики: дальность пуска до 130 км, высоту полёта на маршевом участке 10–15 м, а на конечном - всего 4 м при скорости полёта около 980 км/ч.

Как заявил представитель пресс-службы ВМС Индии капитан Д. К. Шарма (D. K. Sharma), во время учений TROPEX 2017 была успешно продемонстрирована способность Х‑35Э уничтожать цели на дальнем расстоянии. Это были первые подобные стрельбы с прошедшего модернизацию и среднесрочный ремонт Ил‑38SD.

«Самолёт продемонстрировал свою способность наносить удар мощными противолодочными ракетами, - говорилось в опубликованном заявлении индийского флота. - Эта разработка подтверждает способность ВМС Индии обеспечить оборону дальних морских рубежей Индийского субконтинента». По словам капитана Шармы, Ил‑38SD принадлежал 315-й военно-морской эскадрилье, базирующейся в Гоа, в состав которой входят пять таких самолётов. Индийская пресса отметила, что поставка модернизированных Ил‑38SD началась в 2006 году, последний самолёт был передан в феврале 2010 года. Кроме того, сообщалось, что ВМС Индии планируют проведение ремонта для продления срока эксплуатации этих машин ещё на 15 лет.

В феврале 2017 года во время аэрокосмической выставки Aero India 2017 в пригороде Бангалора (штат Карнатака) ВМС Индии подтвердили, что намерены продлить срок эксплуатации всех пяти имеющихся Ил‑38SD.

«Нам понравилось отношение индийских военачальников, их интерес к теме противолодочной авиации, - заявил российскому телеканалу “Звезда” генеральный конструктор авиационного комплекса “Ильюшин” Николай Таликов. - Они спрашивали у российских собеседников, можно ли создать более современный самолёт с повышенными возможностями противолодочной борьбы».

Там же сообщалось, что для замены Ил‑38 в качестве платформы для разработки противолодочных самолётов нового поколения рассматривается двухмоторный турбовинтовой Ил‑114–300. По сообщениям на Aero India 2017, компания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) заявила о намерении выпускать как гражданские, так и военные версии Ил‑114 в рамках программы “Make in India”. Стороны обсуждали, как HAL и другие индийские компании могут поставлять комплектующие и детали для завершения строительства новых Ил‑114 в России.

«В свое второе столетие морская авиация ВМФ вступает, активно обновляя свой состав и боевую выучку. Морские лётчики сегодня способны выполнять самые сложные задачи во всех широтах мирового океана», - заявил в июле 2017 года Игорь Кожин. Тем временем уже разрабатывается новый самолёт, который в будущем должен будет заменить Ил‑38, проходящий сейчас глубокую модернизацию. «Работы по созданию противолодочных патрульных самолётов нового поколения для морской авиации ВМФ России близятся к завершению», - добавил начальник морской авиации российского флота.

Ранее Игорь Кожин сообщал, что речь идёт о создании и введении в строй новой унифицированной платформы. Это современная машина, которая во многих вопросах будет превосходить зарубежные аналоги. Новая разработка заменит все имеющиеся в парке морской авиации патрульные машины.

Предполагается, что Ил‑114 станет хорошей заменой самолётов семейства Ил‑18, которые продолжают эксплуатироваться Вооруженными силами Российской Федерации. Морской патрульный вариант Ил‑114 может оснащаться тем же комплексом “Новелла”, что не потребует больших усилий при переучивании лётного и технического состава. А его лётно-технические характеристики, близкие и даже несколько превосходящие по отдельным моментам Ил‑38, позволят использовать наработанные экипажами Ил‑38Н новые тактические приёмы поиска и уничтожения подводных лодок противника.


Ил-114 Санкт-Петербургского НПП "Радар"

Вообще стоит отметить, что военное ведомство России возлагает большие надежды на лёгкий пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-114-300. "Авиация России" уже

Противолодочные самолёты основных капиталистических государств

Полковник П. Иванов

Противолодочные самолеты, состоящие на вооружении базовой патрульной (БПА) и палубной авиации ВМС1 капиталистических государств, являются одним из важных средств, обеспечивающих обнаружение, слежение и уничтожение не только подводных лодок, но и надводных кораблей (судов) противника. Наиболее значительные силы БПА (в количественном и качественном отношении) сосредоточены в США, Японии, Великобритании и Франции. Кроме того, США и Франция располагают не только базовыми патрульными самолетами (БПС), но и палубными противолодочными, состоящими на вооружении авианосной авиации. Ниже дается краткое описание противолодочных самолетов перечисленных стран, а их основные летно-технические характеристики приведены в таблице.

Базовый патрульный самолет Р-3 «Орион» (рис. 1), разработанный.фирмой «Локхид», имеет три основных варианта: Р-3А, В и С. Опытный образец Р-3А впервые взлетел еще в 1958 году. Всего было построено 157 таких машин. Для поиска подводных лодок (ПЛ) они оснащались гидроакустическими буями (РГБ) систем «Джули» (активная) и «Джезебел» (пассивная), магнитным обнаружителем, РЛС и газоанализатором. В качестве вооружения самолет мог нести торпеды, глубинные бомбы, УР «Буллпап» и НАР калибра 127 мм.

Второй вариант БПС (Р-3В), разработанный в период 1963-1965 годов, отличается от Р-3А в основном более мощными и экономичными двигателями. Это позволило увеличить крейсерскую скорость полета и продолжительность патрулирования при двух работающих двигателях (до 8 ч на удалении 1850 км). Радиус действия Р-3В также увеличился и составил около 4000 км. Всего, судя по данным зарубежной печати, было построено 144 такие машины.

В настоящее время самолеты Р-3А и В остаются в резервных подразделениях, а основным является Р-3С, который начал поступать на вооружение в 1969 году. Кроме того, самолеты Р-3 «Орион» различных модификаций поставлялись на экспорт в ряд стран мира: 20 Р-3С - Австралии, шесть - Ирану, 13 - Нидерландам, шесть Р-3К - Новой Зеландии, 11 (Р-3В и С) - Норвегии, шесть Р-3Р - Португалии, семь Р-3А - Испании. Помимо этого, Р-3С производятся в Японии (см. цветную вклейку) по американской лицензии (всего планируется построить около 100 самолетов2, оснащенных частично аппаратурой национального производства), а 18 модифицированных БПС, получивших обозначение СР-140 «Аврора», поставлены Канаде в начале 80-х годов.

Лётно-технические характеристики основных противолодочных самолётов
Наименование самолета (страна-
разработчица), год принятия на вооружение
Экипаж, человек Макс. взлетная масса (пустого), т Макс. скорость, км/ч (на высоте, м) Перегоночная дальность (радиус действия1 ), км Размеры: длина х высота х размах крыла, м Вооружение или полезная масса, кг)
количество двигателей х тяга. кгс (или мощность, л. с.) практический потолок, м время патрулирования, ч (на удалении, км) площадь крыла, м2

Базовые патрульные самолеты

Р-7А (США)2 1995 * 77,7(*) *(*) *(*) 34,3х10х32,4 ПНР «Гарпун», торпеды, мины, бомбы, 150-300 РГБ (12 860, в том числе 3400 без учета наружных узлов подвески)
4 х (5150) 10 670 4 (3500) или 6 (3000) 133,5
P-3C «Орион» (США), 19693 10-12 64,4 (27,9) 760 (4600) 7600 (3100-4000) 35,6х10.3х30,4 8 ПКР «Гарпун», торпеды, бомбы, мины. НАР. 87 РГБ (9000)
4 х (4910) 8600 3 (2500) 120
«Нимрод» MR.2 (Великобритания). 1979 12 87 (39) 920 (10 000) 9000 (*) 38,6х9х35 ПКР «Гарпун», торпеды, глубинные бомбы. УР AS.12 (6100)
4 х 5500 12 800 *(*) 197
Бреге 1150 «Атлантик» {Франция, ФРГ, Италия), 1965 12 43,5 (24) 660 (6000) 8000 (1000-3600) 31,8x11,3х36,3 Торпеды, глубинные бомбы, ПКР «Экзосет» и УР AS.12 (5500)
2 х (6100) 9100 *(*) 120,3
«Атлантик-2» (Франция, ФРГ, Италия), 1989 12 46,2 (26,5) 590 (0) 9070 (до 3650) 31,6х10.9х37,4 3 Торпеды, бомбы, ПКР АМ-39 «Экзосет» (3000)
2 х (6100) 9100 8(1100) 120
P-2.J4 (Япония). 1969 12 34(19,3) 400 (*) 4500 (2200) 29,2х8,9х30,9 Торпеды, глубинные бомбы, мины. НАР (3600)
2х1550 и 2х(3060) 9150 (*) 92,2

Палубные противолодочные самолеты

S-2E «Треккер» (США), 1962 4 13,2 (8,5) 430 (0) 1600 (370) 13,3х5,1х22,1 Торпеды, глубинные бомбы, НАР, 32 РГБ (2200)
2 х (1525) 6400 6(*) 46,1
S-3A «Викинг» (США), 1974 4 23.8 (12) 830 (0) 5500 (850 - *) 16,3х6,9х20,9 Торпеды, бомбы, мины, НАР (4500)
4 х 4080 10 700 * (*) 55,6
«Ализе» (Франция), 1959 3 8,2 (5,7) 470 (3000) *(600) 13,7х5х15,6 Торпеды, бомбы, УР AS.I2, НАР (980)
1 х (1975) 6250 *(*) 36
1 В зависимости от боевой нагрузки и профиля полета.
2 Проект LRAACA.
3 В вооруженных силах Канады этот самолет имеет наименование СР-140 «Аврора».
4 Разработан фирмой «Кавасаки» на базе американского самолета P-2V7 «Нептун».

Вооружение самолета P-3C размещается в отсеке (2х0,8х3,9 м) и на десяти наружных узлах подвески. Варианты загрузки (в фюзеляжном отсеке вооружения): одна мина Мк25, 39, 55 или 56 (калибр 2000 фунтов); три мины Мк36 или 52 (1000 фунтов); три глубинные бомбы Мк57; восемь бомб Мк54; четыре торпеды Мк44 или 46 (общей массой 3200 кг). На наружных узлах могут подвешиваться мины, торпеды, НАР, УР «Буллпап» и ПКР «Гарпун». Самолет оснащается морскими маркерами, двумя батитермографическими буями и осветительными бомбами, сбрасываемыми на парашютах.

На протяжении всего периода эксплуатации P-3C их бортовое радиоэлектронное оборудование (РЭО) постоянно совершенствовалось. Сначала была первая модификация (Update-I), затем вторая (Update-II), а после нее третья (Update-Ill). Самолет P-3C с оборудованием третьей модификации поступил на вооружение в 1984 году.

В настоящее время завершается программа испытаний нового РЭО четвертой модификации (Update-IV), которое, по оценкам западных специалистов, будет иметь в 5 раз большие возможности по обнаружению современных подводных лодок, обладающих малой шумностью. В частности, считается, что его возможности по обработке данных от гидроакустических средств возрастут в 2,5 раза, в 8 раз увеличится емкость запоминающего устройства (ЗУ) ЭВМ обработки сигналов, в 30 - емкость ЗУ ЭВМ управления средствами отображения и в 5 - среднее время наработки на отказ. В итоге, как сообщает зарубежная печать, вероятность успешного решения задач, стоящих перед самолетами P-3C, может возрасти до 0,97.

Рис. 1. Силуэты самолета Р-3С «Орион»
Рис, 2. Силуэты самолета S-3A "Викинг"
Рис. 3. Силуэты самолета S-2E «Треккер»
Рис. 4. Силуэты самолета «Нимрод» MR. 2
Рис, 5, Силуэты самолета "Атлантик"
Рис. 6. Базовый патрульный самолет «Атлантик-2»
Рис. 7. Силуэты самолета «Ализе»
Рис. 8. Силуэты самолета P-2J

Update-IV разрабатывается фирмой «Боинг» по контракту стоимостью 244 млн. долларов, заключенному с ВМС в июле 1987 года. Его опытный комплект фирма должна поставить в середине текущего года, а спустя год или полтора начать установку нового оборудования на существующие самолеты (всего планируется закупить не менее 80 комплектов). Кроме того, аналогичную аппаратуру планируется установить и на перспективный базовый патрульный самолет Р-7А, разрабатываемый фирмой «Локхид» по программе LRAACA (Long Range Air Antisubmarine Warfare Capability Aircraft)3. В ее состав входят:

Система распределения данных на базе значительного числа микро-ЭВМ фирмы «Мотороллла», собранных на больших и сверхбольших интегральных микросхемах. Считается, что использование таких ЭВМ позволит производить взаимную корреляцию данных от различных средств обнаружения, что обеспечит большую надежность сопровождения выявленной цели.

ЭВМ AN/UYS-2 обработки сигналов от РГБ, которая может обрабатывать сигналы одновременно от 54 буев системы «Дифар», поступающие через приемник AN/ARR-76, и от новых РГБ AN/SSQ-75. Система регистрации сигналов буев, обладающая высокой производительностью, позволит вести запись данных со скоростью 30Мбайт/с в течение 7,4 ч.

РЛС AN/APS-137 с инверсной синтезированной апертурой антенны, позволяющая обнаруживать и идентифицировать надводные корабли на значительных удалениях и обеспечивающая целеуказание для ПКР «Гарпун».

Инфракрасная станция переднего обзора AN/AAS-36.
- Аппаратура радиоэлектронной разведки AN/ALR-66(V)5, спутниковой связи, спутниковой системы навигации НАВСТАР, радионавигационной системы «Омега».

Стандартная инерциальная навигационная система.

Базовый патрульный самолет СР-140 «Аврора» фактически является модификацией P-3C «Орион», созданной фирмой «Локхид» в конце 70-х годов по заказу Канады. Конструктивно (планер, силовая установка, основные системы) он подобен своему прототипу. Главные отличия заключаются в компоновке отсека операторов и комплектации радиоэлектронного оборудования, частично состоящего из элементов РЭО самолетов P-3C и S-3A «Викинг», а также из новых систем.

Экипаж самолета 11 человек: два летчика, бортинженер, шесть операторов бортовых систем и два наблюдателя.

Основой радиоэлектронного оборудования самолета СР-140 является центральная ЭВМ AN/AYK-10 с емкостью запоминающего устройства 65500 слов (имеется возможность увеличить ее еще на 127 000 слов). К поисковой аппаратуре относятся РЛС AN/APS-116, ИК станция переднего обзора OR-89/AA, магнитный обнаружитель ASQ-501 и до 100 РГБ систем «Лафар» и «Дифар» (с процессом обработки сигналов OL-82). В состав бортового оборудования входят, кроме того, инерциальная навигационная система LN-33, доплеровская РЛС APN-208, аппаратура радионавигационных систем «Омега» и «Такан», а также опознавания и посадки по приборам, станция радиоэлектронной разведки AN/ALR-47, средства KB и УКВ радиосвязи, радиовысотомер. На БПС может устанавливаться и аэрофотоаппарат (АФА) КА-107, который будет использоваться как днем, так и ночью (при подсветке цели с самолета).

Вооружение БПС размещается в бомбоотсеке (максимальная нагрузка 2180 кг) и на десяти подкрыльевых узлах подвески с расчетной нагрузкой от 280 до 1100 кг. В состав вооружения могут входить ПКР «Гарпун», торпеды, глубинные бомбы и мины.

Всего для ВВС Канады в 1981 - 1982 годах было поставлено 18 машин СР-140 -«Аврора».

Палубный противолодочный самолет S-3A «Викинг» (рис. 2), разработанный американской фирмой «Локхид», впервые взлетел в январе 1972 года, а серийное производство (187 машин) для авиации ВМС США завершено в 1978-м. S-3A заменил устаревшие самолеты аналогичного назначения S-2 «Треккер».

Крыло самолета «Викинг» трапециевидное, со стреловидностью по передней кромке 15°. Для удобства размещения на авианосцах его консоли складываются. Силовая установка состоит из двух двухконтурных ТРД TF-34-GE-2 тягой по 4080 кгс. Емкость внутренних топливных баков 7190 л. Для увеличения дальности полета под крылом самолета могут устанавливаться два подвесных сбрасываемых топливных бака по 1140 л.

Поисковое оборудование самолета входит в состав боевой информационно-управляющей противолодочной системы A-NEW (наряду с пилотажно-навигационным и связным оборудованием, а также подсистемой управления оружием) и включает: РЛС AN/APS-116, выдвижную ИК станцию переднего обзора, магнитный обнаружитель AN/ASQ-81, до 60 РГБ (систем «Лафар», «Дифар», «Касс», «Дикэсс»), а также панорамный АФА КВ-18А. Для обработки информации все компоненты A-NEW объединяются с ЭВМ AN/AYK-10.

Вооружение самолета размещается в бомбоотсеке (четыре мины МкЗ6 или Мк53; четыре торпеды Мк46 или четыре бомбы Мк82 калибра 500 фунтов; две глубинные бомбы Мк57; четыре глубинные бомбы Мк54) и на двух подкрыльевых узлах подвески (мины Мк52, 55 или 56, бомбовые кассеты Мк20-2, НАР калибра 70 или 127 мм).

С целью повышения боевых возможностей самолетов «Викинг» командование ВМС США заключило в 1986 году контракт с фирмой «Локхид» по их модернизации путем оснащения комплектами более совершенного радиоэлектронного оборудования. Как сообщается в зарубежной печати, на модернизированные самолеты, получившие обозначение S-3B, устанавливается улучшенный процессор обработки сигналов РЛС, что повышает ее разрешающую способность, новая аппаратура приема и обработки сигналов РГБ, радиотехнической разведки и РЭБ. Предусматривается также возможность подвески на подкрыльевые узлы S-3B двух ПКР «Гарпун». Первый комплект нового электронного оборудования (из 22 заказанных) был установлен на самолет «Викинг» в конце 1987 года. Всего, судя по данным зарубежной печати, для модернизации потребуется около 160 таких комплектов.

В более отдаленной перспективе возможна замена S-3B «Викинг» новым самолетом - SV-22A «Оспрей» с поворотными двигателями.

Палубный противолодочный самолет S-2 «Треккер» (рис. 3) разработан американской фирмой «Грумман». Опытный образец впервые поднялся в воздух в конце 1952 года. За период производства (до 1968 года) было построено более 1000 машин различных модификаций этого типа, которые поставлялись не только для авиации ВМС США, но и на экспорт. Последняя из них (S-2E) принята на вооружение в 1962 году. В частности, сообщалось, что 26 таких самолетов было поставлено Нидерландам, 40 - Италии, шесть - Аргентине, 12 - Бразилии, 60 - Японии, 14 - Австралии, 25 - Южной Корее, 32 - Тайваню, семь - Таиланду, 33 - Турции, 8- Венесуэле, 11 - Перу. Кроме того, по лицензии фирмы «Грумман» около 100 машин было построено в Канаде, где они получили обозначения CS-2F1 и CS-2F2. В перечисленных выше странах самолеты «Треккер» были включены главным образом в состав противолодочной авиации берегового базирования.

Основными самолетными средствами поиска подводных лодок (ПЛ) являются РГБ систем «Джули» и «Джезебел», магнитный обнаружитель, газоанализатор, РЛС и прожектор. Его вооружение располагается в бомбоотсеке (две торпеды или две глубинные бомбы) и на шести подкрыльевых узлах подвески (торпеды, глубинные бомбы, НАР). Для удобства размещения на палубе авианосца консоли крыла самолета могут складываться.

Базовый патрульный самолет «Нимрод» создан английской фирмой «Хаукер Сиддли» на базе пассажирского самолета «Комета»4С. Первый вариант БПС («Нимрод» MR.1) строился с 1968 года. Всего для ВВС Великобритании было поставлено 46 таких машин, из которых 11 были впоследствии переоборудованы самолеты ДРЛО. 35 оставшихся БПС были модернизированы и оснащены более совершенным радиоэлектронным и поисковым оборудованием, после чего они получили обозначение «Нимрод» M.R.2 (рис. 4). Программа переоборудования была начата в 1975 году, а в 1979-м первый самолет «Нимрод» MR.2 поступил в авиационные части ВВС.

По конструкции БПС представляет собой четырехдвигательный моноплан с низкорасположенным крылом, стреловидность которого по передней кромке составляет 20°. Двигатели двухконтурные типа RB168-20 «Спей» Мк250 фирмы «Роллс Ройс». Два внешних двигателя оснащены устройствами реверса тяги. Топливо размещается в фюзеляжных, интегральных крыльевых и двух внешних крыльевых топливных баках (общая емкость 48 780 л). Для увеличения дальности полета до шести дополнительных топливных баков могут устанавливаться в бомбоотсеке.

Экипаж самолета включает 12 человек - два летчика, бортинженер, штурман, оператор контроля тактической обстановки, радист, оператор РЛС, два оператора управления гидроакустическими средствами, оператор управления магнитным обнаружителем и средствами радиоэлектронной разведки и два наблюдателя.

В состав бортового оборудования БПС «Нимрод» MR.2 входят:
- поисковая РЛС «Сёрчуотер» с цифровым процессором обработки сигналов FM1600D, предназначенная для обнаружения надводных кораблей и ПЛ под перископом, которая позволяет одновременно сопровождать несколько целей и может работать в условиях применения средств РЭБ;
- система обработки гидроакустических сигналов AQS-901 (ее основу составляют дзе цифровые ЭВМ типа 920-АТС), которая может обрабатывать сигналы РГБ таких систем капиталистических государств, К£к «Барра» (Австралия), «Тандем» (Канада), «Джезебел», «Дикасс», «Дифар» и "Рэнджер" (США) и CAMBS (Великобритания); для приема сигналов от буев на самолете установлен 96-канальный приемник AD130, работающий в диапазоне частот 140-176 МГц;
- магнитный обнаружитель, размещенный в хвостовой балке самолета;
- средства радиоэлектронной разведки;
- доплеровская навигационная РЛС;
- аппаратура радионавигационных систем «Такан» и «Лоран»;
- поисковый прожектор (сила света 70 млн. кд), расположенный в передней части правого внешнего крыльевого топливного бака);
- активные и пассивные РГБ и их пусковые установки, размещаемые в герметичном отсеке БПС (длина 9,14 м).

Вооружение самолета «Нимрод» MR.2 располагается в негерметичном бомбоотсеке длиной 14,78 м. В 1982 году, в период англо-аргентинского военного конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов, 16 БПС «Нимрод» MR.2, а затем и остальные прошли модернизацию, обеспечившую возможность подвески на них УР «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух» (для самообороны), ПКР «Гарпун» и торпед «Стингрей». Кроме того, самолеты были оснащены системой дозаправки топливом в воздухе, что позволило (при наличии дополнительного летчика и штурмана) увеличить продолжительность их полета до 19 ч.

Базовый патрульный самолет Бреге 1150 "Атлантик" (рис. 5) разработан совместно фирмами «Дасео-Бреге» (Фракция), «Дорнье» и МВВ (ФРГ), «Фоккер» (Нидерланды) и «Аэриталиа» (Италия). Они же участвовали в производстве отдельных элементов планера, а сборку БПС вела фирма «Дассо- Бреге». Опытный образец самолета совершил свой первый полет з 1961 году. Серийное производство началось в 1965 году и завершилось в 1774 м. Всего было построено 87 машин, из которых 40 поставлены Франции, 20 - ФРГ (см. цветную вклейку), 18-Италии и девять - Нидерландам.

По своей конструкции самолет представляет собой свободнонесущий моноплан со среднерасположенным крылом. Его силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей «Тайн» Мк21. Общая емкость внутренних топливных баков 21 000 л.

Экипаж самолета 12 человек: два летчика (командир или первый пилот, второй пилот), координатор тактической обстановки (главный оператор), штурман, два оператора системы РГБ, бортмеханик, радист, оператор РЛС, оператор средств РТР и два наблюдателя.

Поисковое оборудование самолета «Атлантики включает РЛС, магнитный обнаружитель, расположенный в хвостовой балке, систему РГБ и морские маркеры.

Основное вооружение самолета, размещаемое в бомбоотсеке, - стандартные бомбы, состоящие на вооружении стран НАТО, американские или французские глубинные бомбы, НАР и торпеды типов Мк44 и (или) L4. Кроме того, на четырех подкрыльевых узлах подвески может размещаться по одной УР класса «воздух - поверхность».

Базовый патрульный самолет «Атлантике», созданный для замены в 1989-1996 годах БПС Бреге 1150 «Атлантик», должен, по замыслу военного руководства Франции, более эффективно решать задачи по борьбе с современными подводными лодками и надводными кораблями противника. Он разработан на базе планера своего предшественника и отличается от последнего более совершенным поисковым оборудованием, составом вооружения и улучшенным антикоррозийным покрытием. Кроме того, при его проектировании были использованы новые технологические и конструкторские решения, позволившие улучшить эксплуатационные характеристики БПС и увеличить его ресурс, как минимум, до 12 000 летных часов.

Разработка БПС «Атлантик-2» (рис. 6) началась в конце 1978 года, а уже в 1981-м его опытный образец (создан путем модернизации «Атлантик») совершил свой первый полет. Второй, аналогично созданный образец впервые взлетел в 1982 году. Решение о развертывании серийного производства нового БПС было принято s 1984 году (фактически началось в 1988 м). Всего для ВМС Франции в период до 1996 года планируется построить 42 таких самолета со средним темпом производства пять-шесть машин в год. Производство «Атлантик-2» также осуществляется на межнациональной основе с участием фирм, которые были заняты и в реализации программы строительства БПС «Атлантик».

Поскольку основой нового самолета послужил «Атлантик», то его аэродинамическая схема и силовая установка остались неизменными. Однако запас топлива на БПС «Атлантик-2», размещаемый в четырех интегральных крыльевых топливных баках, увеличен и составляет 23 120 л. Его экипаж 12 человек: два летчика, штурман, бортинженер, оператор средств РЭБ, РТР и магнитного обнаружителя, оператор РЛС, координатор тактической обстановки, два оператора гидроакустических средств и три наблюдателя (один в носовой части фюзеляжа и два в хвостовой).

В состав поискового оборудования нового самолета входят:
- РЛС переднего обзора с высокой разрешающей способностью «Игуана» (размещается на выдвижной платформе в нижней части фюзеляжа перед бомбоотсеком), которая позволяет обнаруживать крупные надводные корабли на дальностях 275-370 км, а подводные лодки под РДП - 40-65 км (при спокойном море);
- система радиогидроакустических буев (до 78 РГБ) и морских маркеров;
- магнитный обнаружитель (в хвостовой балке) с цифровой обработкой сигнала;
- ИК станция переднего обзора (под носовой частью самолета);
- средства радиоэлектронной разведки и РЭБ;
- аэрофотоаппараты;
- газоанализатор.

Обработка сигналов, поступающих от различных средств обнаружения, производится с помощью центральной ЭВМ типа 125Х с емкостью ЗУ 512 тыс. слов. Обработанные данные отображаются на соответствующих индикаторах.

Другими радиоэлектронными системами самолета являются KB и УКВ радиостанции, радиовысотомер, радиокомпас, две инерциальные навигационные системы, аппаратура спутниковой навигационной системы НАВСТАР, система опознавания и система посадки по приборам.
Основное вооружение самолета, размещаемое в бомбоотсеке, включает: две ПКР «Экзосет» (АМ-39) либо восемь торпед Мк46; семь торпед «Мурена» либо девять глубинных бомб калибра 250 кг; могут также подвешиваться обычные и глубинные бомбы, состоящие на вооружении стран НАТО. Типичным вариантом загрузки бомбоотсека считается одна ПКР «Экзосет» (АМ-39) и три торпеды. Кроме того, под крылом БПС имеются четыре узла подвески для УР, НАР и контейнеров с оборудованием. Суммарная расчетная нагрузка этих узлов 3500 кг.

В иностранной печати отмечается, что самолеты «Атлантик-2» могут поставляться (в случае заказа) и в другие страны,прежде всего в те, которые ранее приобрели самолеты Бреге 1150 «Атлантик». Сообщается также, что ФРГ решила заменить устаревшие самолеты «Атлантик» не новой его модификацией, а разрабатываемым американским самолетом Р-7А (LRAACA).

Французский палубный противолодочный самолет Бреге 1050 «Ализе» (рис. 7) принят на вооружение в 1959 году. Всего для ВМС Франции было заказано 75 таких машин, из которых к настоящему времени осталось 30 (из них девять учебных). Поисковое оборудование включает РЛС с выдвигаемой из фюзеляжа антенной и ограниченное количество РГБ, размещаемых в передних частях крыльевых гондол основных стоек шасси.

Вооружение самолета находится в бомбоотсеке (одна торпеда или до трех бомб калибра 175 кг) и на двух подкрыльевых узлах (по одной УР AS-12 или по три НАР калибра 127 мм). В целом самолет Бреге 1050 «Ализе» считается устаревшим, поскольку его оборудование и вооружение не позволяют вести успешную борьбу с современными подводными лодками.

Базовый патрульный самолет P-2J (рис. 8) разработан японской фирмой «Кавасаки» на базе американского самолета аналогичного назначения P-2V7 «Нептун» и относится к устаревшим образцам. Его серийное производство началось в 1969 году. Всего фирма построила 83 самолета, последний из которых поставлен ВМС Японии в 1979 году. В настоящее время они заменяются новыми БПС Р-3С «Орион».

По конструкции самолет представляет собой моноплан со среднерасположенным прямым крылом. Особенностью силовой установки, состоящей из четырех двигателей, является то, что два внутренних двигателя типа T64-IHI-10E турбовинтовые, а два внешних типа J3-IHI-7D турбореактивные. Топливо размещается в крыльевых топливных баках общей емкостью 11430 л. Экипаж самолета 12 человек, включая двух летчиков и десять операторов бортовых систем.

Основными элементами поискового оборудования являются: РЛС AN/APS-80-N, магнитный обнаружитель HSQ-101, РГБ систем «Джули» и «Джезебел», индикатор отображения тактической обстановки HSA-116 и поисковый прожектор в передней части контейнера, установленного на конце правой консоли крыла.

Вооружение самолета, размещаемое в бомбоотсеке и на подкрыльевых узлах подвески, может включать до 16 глубинных бомб, четыре торпеды, мины и НАР калибров 55 и 127 мм 4 .

1 В некоторых странах (Великобритании, Канаде, Австралии и других) базовая патрульная авиация организационно входит в состав ВВС. - Ред.

2 Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1989. - № 12. - С. 61- 64. - Ред.

3 Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение, - 1988. - № 8. - С. 47 - 52; № 9 - С. 52-57. - Ред.

4 Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1988. - № 9. - С 55- 56. - Ред.

Зарубежное военное обозрение №6 1990 С.53-60

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.