Таинственный остров: Кладбище и плавучие дома на Канонерке. Сфинксы на Университетской набережной

Мы инициировали сбор подписей за поправку в Генплан Санкт-Петербурга о создании парковой зоны на Дамбе Канонерского острова . Рассмотрение будет уже в ближайшие дни.

Дамба Канонерского острова — это уникальное место находится в десятиминутной доступности от центральной части города. Многие годы эта небольшая часть Петербурга была зарезервирована под портовые сооружения. Сейчас вокруг выросли дома, рядом работает Морской порт. Отсюда открываются живописные виды на залив, приморские районы города, а также на корабли, проходящие по Морскому каналу.

Куратор: Сергей Падалко (АМ «Витрувий и сыновья). Команда: Анна Кутилина (СПбГАИЖСА), Ксения Тяжкова (СПбГАИЖСА), Никита Тимонин (СПбГАИЖСА), Анастасия Лакрисенко (СПбГАИЖСА), Наталия Салтан (СПбГАИЖСА), Анна Дельгядо (АБ11)

Мы предлагаем разместить вдоль косы стоянку для плавучих домов - дебаркадеров. Этот апарт-отель может стать жильем для туристов, яхтсменов, жителей домов, расселяемых из-за строительства ЗСД, маневренным жилым фондом для работников верфей и просто романтиков. «Канонерский Морской Парк» с рыбными ресторанами и зонами отдыха вдоль пляжа, соединение озера каналами с морем (как это было раньше) создаст уникальные условия для морской рыбалки и причальные места для лодок и яхт. Сам парк будет органично вырастать из окружающего промышленного пейзажа: фонари из корабельных труб, детские площадки из старых кораблей, якорные цепи и горизонтальное колесо обозрения на портовых кранах. Внутри парка появятся общественные пространства - летний кинотеатр, спортивные площадки, аэро-лифт и 5 км пляжей с велодорожками и кафе.

Куратор: Валерий Нефедов. Команда: Герасимова Надежда (СпбГАСУ), Жукова Вероника (СпбГАСУ), Зезюлинская Валерия (СпбГАСУ), Курильченко Виктория (СпбГАСУ), Мансурова Валерия (СпбГАСУ), Холошенко Валентина (СпбГАСУ), Нигматуллина Виктория (СпбГАСУ)

У нас возникла идея - создать на основе ресурсов острова многофункциональный парк, который способен трансформироваться в зависимости от формата мероприятия. Это становится возможным за счет строгого зонирования территории. Мы разделили парк на четыре зоны: синюю (на основе существующего пляжа), желтую (на основе набережной), зеленую (на основе озера), красную (на зеленых незастроенных территориях).

Синяя зона расположена вдоль береговой линии и предназначена для водных видов спорта и организации досуга. Также она является местом для проведения временных экспозиций на баржах (фестиваль садов). Предусмотрены смотровые площадки и оборудованный пляж.

Желтая зона состоит из двух перпендикулярных друг другу осей острова и является центральным местом для прогулок, с включением сюда коммерческой, спортивной и образовательной функций. Здесь могут появиться теплицы, библиотеки, мини-ярмарки, кафе, магазины, и проводиться большие ярмарки и спортивные соревнования (бег, лыжи).

Зеленая зона, расположенная вокруг озера, представляет собой трансформируемое каркасное пространство, с вариативным сценарием и функциями, которые могут меняться как в течение года, так и одного дня. Мы предлагаем расположить здесь кафе, коворкинги, хостел, мини-офисы и мини-магазины. Здесь могут проводиться концерты, кинопоказы, шоу на озере, а зимой - ледовый каток.

Красная зона в глубине острова представляет собой систему обустроенных пространств для проведения спортивных игр. Эта территория включает в себя канатный парк, экстрим-зону, пейнтбол, скалодром. Здесь могут быть организованы самые различные мероприятия, к примеру - снежная крепость и бои снежками, инсталляции, кинопоказы, лазерные шоу, концерты, соревнования по экстремальному спорту.

Куратор: Рафаэль Даянов. Команда: Долгова Дарья (СпбГАСУ), Захаржевская Лариса (СпбГАСУ), Кислова Татьяна (СпбГАСУ), Коннов Арсений (СПбГУ/СПб НИУ ИТМО), Куцаева Дарья (СПБГАИЖСА), Мыльников Иван (СПБГАИЖСА), Соловьева Виктория (СПбГАСУ)

Южная часть острова является весьма ценной с экологической точки зрения. Ее мы планируем оставить максимально нетронутой, однако внести элементы благоустройства, которые необходимы для комфорта посетителей и защиты ландшафта. Пешеходные дорожки мы пустим на высоте 50 сантиметров надо уровнем земли - так мы оградим ландшафт от негативного воздействия.
В предложенной системе зонирования степень комфорта, тишины и экологичности растет по направлению от участка ЗСД и достигает максимума на косе.

Есть и другие проекты и материалы по развитию Дамбы Канонерского острова: http://vk.cc/3Qgw2y

В случае реализации подобных планов Дамба Канонерского острова могла бы стать крупнейшей зоной отдыха с выходом к Финскому заливу в непосредственной близости от центральной части города, примыкающей к Адмиралтейскому и Кировскому районам города .

В ближайшее время парламент Петербурга рассмотрит поправки в Генеральный план города. Одной из поданных к проекту поправок предлагается изменить существующую зону объектов водного транспорта (И4) на зону зелёных насаждений общего и ограниченного пользования (Р2).

Мы предлагаем поддержать данную поправку, сохранить уголок живой природы и подарить горожанам прибрежный парк!

Где в городе можно увидеть изнанку прекрасных дворцов и живописных набережных.

1) Канонерский остров

Самый необычный и непохожий на другие район Петербурга. Привлек внимание общественности совсем недавно. До некоторых пор о Канонерке не знали даже коренные жители города. Его не было на карте, а попасть туда простому человеку было невозможно. Стоит сказать, что доехать туда и сейчас трудно. На остров ходят только маршрутки. Все вперед, ведь раньше были только паромы.

Канонерский остров расположен между Морским каналом и Финским заливом. Основным предприятием является Канонерский судоремонтный завод. Также на острове расположены очистные сооружения Центральной станции аэрации Водоканала и Новая Канонерская гавань. Из-за большой концентрации промышленности на довольно небольшой площади, почва острова сильно загрязнена тяжелыми металлами и цинком.

Жилых домов на Канонерке немного. И почти все они находятся в разваливающемся состоянии. И контингент там проживает, говорят, специфический и соответствующий такому месте. А недавно прямо над жилым кварталом проложили участок ЗСД. Из-за чего район стал окончательно неблагополучным.

Как добраться: доехать до Канонерского острова можно только на маршрутках. К-19 и К-115 идут от ст.м. «Садовая», К-66 от Южно-Приморского парка, К-67 или К-267 от ст.м. «Балтийская».

2) Купчино

Район Купчино с давних пор считается настоящим рассадником гопоты. Даже за пределами Петербурга все знают, что ночью по Купчино лучше не ходить. Да и вообще лучше не ходить, дабы не нарваться на неприятности. Сами купчинцы как могут отстаивают честь района. Говорят, за последние несколько лет там и правда стало гораздо спокойнее. Но, например, если брать статистику по угону автомобилей, то чаще всего машины воруют именно во Фрунзенском районе, частью которого и является Купчино.

Но в первую очередь Купчино - это исторический район города, который начал активно развиваться в начале прошлого века. И там сохранилось много всяких интересных мест, которые идеально подойдут, для любителей экстремальных прогулок - глиняные карьеры кирпичного завода, довоенный поселок и кирпичный завод, старинные здания на станции Фарфоровская и многое другое.

3) Малоохтинское кладбище

Старообрядческое кладбище, появившееся в XVIII веке и действующее до сих пор. Открыто по указу Екатерины II, которая поддержала староверов и выделила им участок для захоронения умерших.

Из-за особой истории и атмосферы, а также из-за многочисленных легенд вокруг кладбища, на нем всегда собирались адепты черной магии. Жильцы близлежащих домов говорят, что не проходит и ночи, чтобы там не устроили шабаша городские ведьмы, колдуны и оккультисты. Говорят, с кладбища постоянно доносятся странные звуки и мелькают светящиеся фигуры.

Долгое время кладбище было заброшено, на могилах ночевали бомжи, а жители общежития, расположенного неподалеку, использовали его в качестве свалки. С 2005 года территорию начали облагораживать.

Для адептов черной магии кладбище привлекательно тем, что на нем якобы есть захоронения древних алхимиков и тех, кого в прошлые века подозревали в колдовстве. Также на Малоохтинском кладбище хоронили самоубийц и преступников. Все эти души, якобы, до сих пор не могут обрести покой, и ходят по кладбищу.

Как добраться: кладбище расположено недалеко от ст.м. Новочеркасская, вход со стороны дома №8к3 по Новочеркасскому проспекту.

4) Сфинксы на Университетской набережной

В 1832 году в Петербург привезли настоящих египетских сфинксов из Фив. Считается, что каменным изваяниям по меньшей мере 3,5 тысячи лет. Существует легенда, что сфинксов, которые являются охранниками гробниц, ни в коем случае нельзя отрывать от родины и от первоначального места. Поэтому вокруг сфинксов, привезенных в Петербург, сложилась настоящая черная аура.

Говорят, что рядом с ними даже гулять опасно. А прикосновение к каменной фигуре и вовсе грозит душевным расстройством. Считается, что выражение лица сфинксов меняется в течение дня. В первой половине оно спокойное и безмятежное, а ближе к вечеру становится зловещим и угрожающим.

Как добраться: сфинксы установлены на Университетской набережной напротив Академии художеств.

5) Обводный канал

Набережная Обводного канала - специфическое место почти в самом центре Петербурга. Практически заброшенный промышленный район, в котором можно найти старые заводские здания и многоэтажки с выбитыми стеклами. Несколько лет назад район начали восстанавливать. Но пока там все еще можно найти много интересных мест.

Стоит сказать, что набережная Обводного канала, помимо всего этого, окутана тайнами и легендами. Связаны они с историей почти 100-летней давности. В 1923 году на большой глубине начали рыть траншею, и нашли необычное сооружение: плиты, сложенные кругом, с нанесенными древними письменами и знаками. Под одной из плит оказались человеческие останки. Чтобы разобраться, пригласили археолога, который установил, что захоронение относится к XI-XII векам, и, скорее всего, имеет скандинавское происхождение.

Ученый потребовал остановить строительные работы для дальнейшего изучения места. Но его не послушали, и проложили теплотрассу. Кости людей выбросили, а плиты сделали поребриками на Лиговском проспекте.

С тех пор в этом месте стали твориться необъяснимые вещи. А Обводный канал стал самым популярным местом для самоубийств. Почему именно сюда тянет людей сводить счеты с жизнью, остается загадкой.

6) Заброшенный лагерь «Ласточка»

Находится неподалеку от самой северной точки города - от Смолячково. Но по факту - это далеко от Петербурга, на границе с ЛО, рядом с Финским заливом.

Когда-то пионерский лагерь «Ласточка» был излюбленным местом отдыха ленинградской детворы. Лагерь работал с 60-х и вплоть до конца 90-х годов прошлого века. Сегодня корпуса детского оздоровительного учреждения представляют собой ужасающее зрелище. Впрочем, как и сотни его коллег по всей стране.

Сегодня полуразрушенные корпуса разграбили вандалы и облюбовали бомжи. Но если абстрагироваться от всего этого ужаса, то можно легко представить, как в этом лагере отдыхали и резвились представители старшего поколения.

В 2000-е годы лагерь закрыли за долги. А несколько лет назад территорию продали под строительство коттеджного поселка, которое пока не началось.

Как добраться: по Приморскому шоссе до 688 дома.

7) Убежище Петродворцового часового завода

Когда-то в этом здании производили знаменитые на весь Советский Союз часы «Ракета». А сегодня оно представляет собой полуразрушенную кирпичную постройку со страшным разгромом внутри.

Посетителей ожидают заброшенные механизмы, разбросанные военные каски, противогазы и другие предметы.

Стоит сказать, что каждую весну здание заполняется паводковой водой. Поэтому в это время года туда лучше не ездить. В остальное время там сыро, а стены покрыты плесенью.

Как добраться: Петергоф, неподалеку от Санкт-Петербургского проспекта.

Сегодня Канонерский остров, как и любая другая часть промышленного «серого» Петербурга, выглядит весьма угрюмо. Несмотря на близость к центру, он изолирован и окружён действующими предприятиями. Полоса суши между Морским каналом и Финским заливом соединяется с большой землёй подводным тоннелем, по которому страшно идти пешком или ехать на велосипеде. В обозримом будущем транспортная ситуация на острове не изменится - план ЗСД, проходящего через остров, не предусматривает спуск на Канонерку.

Преобразование острова не входит в ближайшие планы города, но его развитие будут обсуждать на ежегодном профильном форуме «Будущий Петербург». Проекты предложат пять команд молодых архитекторов, каждая из которых сосредоточилась на разных проблемах территории. Команда Рафаэля Даянова предложила создать новые жилые комплексы, в том числе для маломобильных, Никиты Явейна и Валерия Нефедова - благоустроить территорию различными способами. The Village изучил два наиболее интересных проекта: один из них предлагает разместить на Канонерке крематорий с местом для захоронения, другой - превратить остров в парк и стоянку для плавучих домов.

Канонерский остров

Близость к центру

Большая рекреационная зона

Вид на Финский залив

Самобытность и обособленность

Хорошее место для рыбалки

Свежий воздух

Неразвитая инфраструктура, транспортная изолированность

Жилой фонд в плохом состоянии

Недостаток парковочных мест,
плохое качество дорог

Промышленные предприятия
на соседних островах

Плачевное состояние местного озера, грязный пляж











Сергей Падалко

руководитель архитектурной мастерской «Витрувий
и сыновья», наставник одной из команд

Здесь очень интересная природа. Например, Канонерская коса - заградительное укрепление от заиливания и засыпания морского фарватера. На этой косе летом полно народу, вовсю ловят рыбу, все местные - рыбаки. В южной части биологи зафиксировали пункт остановки перелётных птиц при их миграции. Ещё можно наблюдать, как проходят мимо огромные суда. В Петербурге всего два таких места, здесь и на Васильевском острове. Странно же, город стоит почти на берегу моря, но его почти нигде не видно. Мало мест, где лицом к лицу сталкиваешься с Финским заливом.

Небольшой жилой массив представляет весь спектр архитектуры СССР: сталинки, хрущёвки, брежневки. При этом состояние жилого фонда далеко от идеального, а неразвитая инфраструктура, недостаток парковочных мест и изолированность лишь уменьшают комфортность проживания тут.

Главный вопрос - нужно ли всё это приводить в „цивилизованный“ вид. Один из студентов моей команды высказал мысль - отчасти как шутку - затопить существующий тоннель водой, а остров сделать заповедником. Природным, архитектурным, бытовым, как хотите. Местным жителям раздать охотничьи ружья, чтобы охраняли территорию от непрошенных гостей и мигрантов. Для посещения открыть, но за деньги, добираться на катере. Услышал я эту идею, а потом случайно увидел южнокорейский фильм „Остров Кима“, где основной декорацией стал подобный заповедник. Ведь в чём заключается условная депрессивность этой местности? В том, что из неё сделали помойку. Убери мусор отсюда, запрети свозить грунт с городских строек - всё зарастёт травой по пояс, а то и по грудь, она сразу перестанет быть депрессивной и превратится в своеобразный парк. Возможно, диковатый, но всё зависит от степени приложения усилий.

Мария Элькина

куратор «Архитектурного форсайта»

Можно смотреть на Канонерку по-разному. С одной стороны - она сама по себе, несколько тысяч жителей, судоремонтный завод, поблизости очистные сооружения. С другой - в контексте города - остров находится в портовой зоне с прекрасным видом. И сюда ещё не добрались девелоперы, это даже удивительно. То есть здесь можно вести девелопмент с умом. Решить, какие функции для города мог бы дополнительно нести Канонерский остров, а какие для него лишние.

Остров памяти

Команда Игоря Матвеева , архитектурная
мастерская «Матвеев и К»

Команда Игоря Матвеева (архитектурная мастерская «Матвеев и К») предлагает создать на острове мемориальный комплекс, центром которого станут крематорий и колумбарий.

1. Нехватка мест для захоронения в черте города

2. Транспортная изолированность острова

3 . Опасность уничтожения парковой зоны

Сегодня большинство городских кладбищ заполнены, и ситуация с захоронениями близка к критической. В то же время всё больше людей предпочитают захоронению кремацию, а колумбарии занимают значительно меньше места и выглядят более эстетично, чем привычные кладбища. Эту тенденцию и обыграли архитекторы, предложившие создать на изолированном, но близком к центру острове «Парк памяти»: с парковой и мемориальной зонами и местом для хранения праха. Разместить комплекс предлагают на юге острова, в удалённости от жилых районов, хотя многие жители во время исследования высказывались против такого соседства.

В отличие от большинства проектов перестройки острова, этот хорош тем, что через несколько лет может выйти на самообеспечение. Работа крематория поможет окупить постройку всего комплекса вместе с парковой зоной.







Арина Лурье

участница из команды Игоря Матвеева

С нашей точки зрения, Канонерский остров обладает своим духом, особым шармом. Нам важно уловить его и усилить для восприятия других людей. Некая отстранённость от города, вода со всех сторон - «тихая грусть» становится здесь нормальным состоянием. Мы предлагаем уникальный для Санкт-Петербурга парк. Не угрюмое кладбище, а эстетически приятное место, где будет приятно просто прогуляться. Это не территория мёртвых, а место для живых, так как у памяти бывает множество оттенков.

Плавучие дома

Команда Сергея Падалко,
архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья»

Команда использует все возможности, которые предоставляет близость к Финскому заливу: на острове предлагают создать морской парк, лодочную станцию, ряд общественных пространств, многоэтажные оранжереи и монорельс под ЗСД. Самые интересные идеи - стоянка для дебаркадеров и ферма балтийских нерп.

Проблемы, которые поможет решить проект:

1. Создание жилья нового типа

2. Использование морского потенциала города

3. Cоздание уникального аттрактора

4. Создание рабочих мест

5. Сохранение промышленного пейзажа











Морской парк и оранжереи

Сегодня Санкт-Петербург остаётся едва ли не единственным городом мира, который почти не использует свою близость к морю. Поэтому команда предлагает превратить Канонерский остров в масштабный морской парк. В основе проекта озеро в центре острова, которое хотят сделать проточным, соединив с Финским заливом и Морским каналом. Это откроет проход малым лодкам и катерам. Кроме такого простого решения, как оборудованный пляж, туристов хотят привлечь горизонтальным колесом обозрения на портовых кранах (подвижной смотровой площадкой), воздушными шарами и летним кинотеатром с экраном в заливе. Центральную часть острова отвели под многоуровневые оранжереи и газгольдеры для их отапливания. Биогаз планируют получать от городской станции аэрации, расположенной на соседнем острове «Белый».

Новое жильё

Развивая морскую тему, команда предлагает создать больше жилых мест, не уничтожая при этом зоны рекреации и не намывая дополнительные территории: изменения течений в Финском заливе могут обернуться экологической катастрофой. Универсальное решение - создать стоянку для плавучих домов вдоль косы Канонерского острова. Такое жильё используют в Европе: дома на понтонах заселяют не только жители, но и туристы.

Команда хочет сохранить атмосферу промышленного района, используя старые корабли и их детали в создании уличной мебели, фонарей и отдельных арт-объектов. Завершает проект ферма по разведению балтийских нерп, характерных для этого региона.





Анна Дельгядо

(АМ «11»), член команды Сергея Падалко

Транспортная ситуация решаема, уже есть тоннель-дублёр. Сейчас он чем-то завален, но если его расчистить, будет второй тоннель для пешеходов и велосипедистов. Во вторых, ничего не стоит пустить речной трамвайчик по Фонтанке. Их сейчас много, и это несложно сделать. А в-третьих, можно использовать ЗСД. Над Канонерским островом он проходит на высоте 55 метров, и опоры можно использовать как основу для создания фуникулёра как альтернативного способа попасть на остров.

Мы пытались максимально прочувствовать и сохранить идентичность этого места. Остров сам диктует, что там должно быть и что там может быть. Мы внимательно слушали.

Фотографии: Дима Цыренщиков, Ирина Юльева

С его старинными промзонами, периодически сверяясь с картой. По плану Перископа, завершить маршрут планировалось на Гутуевском острове, где расположена дирекция Санкт-Петербургского порта. И тут на этой же карте я углядел, что следующий за Гутуевским - Канонерский остров. О Канонерке я знал опять же из репортажей Перископа, и предложил сделать вылазку и туда.
А что там, на Канонерке? Там - совсем другой мир, от Северной столицы обособленный гораздо сильнее, чем пригороды. Среди петербуржцев здесь бывал дай бог если каждый сотый, среди туристов, наверное, не каждый тысячный. Но для Питера это место не менее важное, чем Невский проспект с Эрмитажем - ведь совсем рядом находится порт, второй по величине в России, то самое "Окно в Европу", прорубленное Петром.

Поход на Канонерку завершил моё четырёхдневное путешествие в Петербург и Петрозаводск, посвящённое старинной промышленности. Постом о Канонерке же я рассказ об этом путешествии открываю.

Для начала - небольшая схема, чтобы было понятно, что это такое-то - Канонерский остров:

Он обознаечн здесь цифрой "1" - длинный, узкий, вытянутый параллельно берегу. Ширина Канонерки - не более 650 метров, длина - 5 километров. Под цифрой "2" - Гутуевский остров, отделённый от города рекой Екатерингофкой, превращенной в пролив. Южнее Гутуевского - Морской порт, занимающий огромную территорию - хорошо виден его бассейн и многочисленные молы. Между Гутуевским и Канонерским - Морской канал, прорытый ещё в 1870-е годы - при глубине 15 метров он позволяет пройти даже гигантским лайнерам, и это единственный путь к питерским портам. Ну а цифрой "3", чтоб было понятнее, я обозначали Московский вокзал, куда прибывают поезда со стороны столицы.
Но главное - Канонерский остров связан с центром только через километровый тоннель под каналом, прорытый в 1983 году. До этого здесь была режимная территория, а добраться можно было только на катере. На карте хорошо виден "язычок" на севере Канонерки - это Канонерский судоремонтный завод, основаанный в 1883 году как мастерские для ремонта землечерпалок, а ныне специализирующийся на ремонте арктического и антарктического флота. Здесь можно увидеть дизель-электроход "Обь", раз в год доставляющий полярников в Антарктиду.

В районе судозавода - одно из двух на Канонерке замеченных мной старинных зданий. Возможно, дирекция:

А это - так называемое Гнездо Маршруток. Единственный на Канонерке узел общественного транспорта, откуда "Газельки" и редкие автобусы бегают по нескольким маршрутам за тоннель. Мы, например, отсюда укатили прямиком на Сенную:

Жилая часть Канонерки - в сущности, единственный, хотя и чрезвычайно многоэтажный квартал с грандиозной общагой:

Контингент тут, как мне показалось, весьма специфический. В одном из дворов нас окликнули двое пацанчиков принаркошенного вида: "Э, вы чо снимаете?!". Вечером тут гулять я бы не рискнул. Визуально же Канонерка больше всего напоминает спальные районы . Кстати, официально Канонерский и Гутуевский острова называются округом Морские Ворота, и кирпичный домик слева - его управа (в пристройке - магазин и кафе).

Доминанта района - труба недостроенной котельной, которую некогда облюбовали сталкеры. Было несколько несчастных случаев, поэтому в итоге лестницу перерезали на каждом ярусе. Однако, говорят, желающие залезть наверх бывют тут до сих пор.

Восточную сторону Канонерки ограничивает Морской канал, перспектива которого от Гнезда выглядит так:

Как известно, изначально петербургский порт находился на Васильевском острове, и видимо, в 18 веке это было актуально. Но прогресс шёл, тоннаж судов увеличивался, а глубина Невской бухты с её пресной водой - нет. К середине 19 века 4/5 грузооборота Петербурга приходилось на Кронштадт, но так как последний сам был на острове, грузы перегружали на небольшиее суда, что сильно удорожало процесс. Первым не выдержал Николай Путилов, владелец крупнейшего в Российской империи завода, пробивший решение о переносе порта на Гутуевский остров (поближе к своему заводу) и постройки глубоководного канала, что и было сдеелано в 1878-1885 годах. Стоит сказать, что сам Путилов своим проектом не воспользовался, так как умер в 1880 году.
Ну а мы, прежде чем отправляться в поход по каналу, затарились едой и пошли на другую сторону Канонерки, устроив привал с видом на Финский залив - ведь позади осталось не менее 12 километров пешего пути вдоль Обводного.

Вид с Канонерки открывается почти строго с севера на юг, вдоль городского побережья. С другой стороны едва-едва просматриваются Кронштадт и Петергоф. Впереди хорошо виден пассажирский порт с круизными лайнерами - примерно за крайним правым из них должен вырасти новый газоскрёб в Лахте. А непосредственно к Канонерке примыкает Белый остров, где находится очистная станция (о её внутренней территории ):

Вдалеке - пассажирский терминал и дома на северной стороне бухты:

А за бухтой видна Северо-Западная ТЭЦ (1994-2000), одна из самых современных в России (в частности, это была первая в стране ТЭЦ с парогазовым циклом, то есть для вращения турбин использующая не только пар, но и сами продукты горения).

В целом же, "ближний" пляж на Канонерке - не лучшее место для отдыха: вода грязная, берег замусоренный. Привал сделать - самое то, а купаться и загорать здесь я бы не стал. Но это лишь малая часть Канонерки, а всё самое интересное - дальше. До южной оконечности острова - около 4 километров. Мимо второго на Канонерке дореволюционного домика (как пояснили в комментариях - это дом бакенщиков 1893 года постройки, где в четырёх поколениях жила семья бакенщиков Тухловых) мы отправились вдоль Морского канала на юг:

Вот по такой дороге - канал слева, море справа за кустами:

Берег канала и рыбаки, которых здесь неописуемо много. Выйти к берегу, не потревожив какого-нибудь дядьку с удочкой, тут просто невозможно:

Постепенно раскрывается порт и раскинувшаяся за ним промзона на материке - Кировский завод (изначально Путиловский) и верфь.

Канал работает тремя тактами поочередно: "в Петербург", "из Петербурга" и внутрипортовой навигации. На рейде за несколько часов скапливается очередь в среднем от десяти до сорока судов, которые затем идут караваном - это очень эффектно, и мы это ещё увидим. Но здесь мы шли во время внутрипортового такта, когда навигация довольно вялая.

А здесь хорошо видны дореволюционные корпуса Путиловского завода - из города их увидеть почти невозможно, хотя гигантский завод скрывает их на своей территории немало. Впрочем, о Кировском заводе будет в другом посте.

Потом мы почувствовали в порту какое-то движение, что-то явно изменилось, и минут через десять в сторону Петербурга прошлое первое крупное судно:

За широким бассейном порта - Раздельная дамба, на которой устроен контейнерный терминал. Петербург - второй по величине порт нынешний России с грузооборот около 60 миллионов тонн (после , которому уступает вдвое), но при этом по занимемой площади питерский порт намного больше новороссийского и сравним с . В окрестностях есть ещё два порта ( и Высоцк), грузооборотом превосходящие Мурманск, строится третий - Усть-Луга. Всё это делается не от хорошей жизни - раньше тот же самый грузопоток шёл через Ригу, Таллин, Вентспилс, и на создание аналогичной инфраструктуры у себя России понадобилось двадцать лет.

За Раздельной дамбой - Угольная гавань, где находится терминал "генеральных грузов" (то есть сыпучих и занимающих большие объёмы), будь то уголь или зерно. Для их хранения построены вон те грандиозные пакгаузы:

Здесь Канонерка сужается до 150 метров, и этот "язычок" (он хорошо виден на карте), судя по всему, был насыпан искусствено при Путилове. У него есть хребет - каменная дамба:

Кладка очень капитальная и вызывает ассоциации с древними цивилизациями. А что - похоже на руины Гипербореи:

За травами Канонерки - высокий фасад Васильевского острова:

А это уже застройка северной стороны - хорошо видны высотка "Атлантик-Сити" (105м - первое в Петербурге 100-метровое здание, не считая Исаакиевского и Петропавловского соборов) и ЖК "Золотая Гавань" в правой части кадра. А в левой - уже знакомые лайнеры, достойные многоэтажных домов. Сфера в центре кадра - строящийся аквапарк, самый большой в России.

С другой стороны - устье Морского канала, куда заходит очередная посудина:

Остров сужается до 40 метров:

Тропа сквозь "пьяный лес", потрёпанный балтийскими ветрами:

По дороге встретился пикник. Кто эти ребята - я не совсем понял, но ё-моё, как же это классно, когда человек в тельняжке - не хиппи, а МОРЯК:

Россыпь кирпичей дореволюционного производства:

Вот мы и вышли к окончанию Канонерского острова - каменному "языку", вдающемуся в море:

На другой стороне - въездой знак. А Вы ещё помните, что Петербург в обозримом прошлом был Ленинградом?

Вид вперёд - за небольшой перемычкой тянется ещё одна дамба длиной 400 метров - зимой на неё тоже можно выйти:

А похоже на руины какой-нибудь шведской крепости:

Очень красивое небо. На Стрельну снизошла благодать:

Петропавловский собор в Петергофе чернеет одиноким тризубцем:

На маяке - какие-то работы:

Туда-сюда всё время носился катер - вероятно, МЧС:

С другой стороны - Финский залив и Петербург. Лайнеры грандиозны! Отдельно от других стоит, если я ничего не путаю. "Навигатор морей" - один из пяти гигантских лайнеров класса "Вояджер", спущенный на воду в 2002 году и до 2004 остававшийся крупнейшим пассажирским судном в мире. Его длина - 311 метров, ширина 47 метров, высота - 79 метров, водоизмещение - 137 тыс. тонн (для сравнения, у авианосца "Энтерпрайз" - 78 тысяч, хотя последний крупнее по длине и ширине). Перископу в один из прошлых походов довелось увидеть "Навигатора" на Морском канале, и наверное это неповторимое впечатление - когда рядом проходит махина высотой с 20-этажный дом. Сейчас этого уже не увидеть - в 2010 году для лайнеров пробили отдельный канал, соединяющийся с Морским каналом напротив Стрельны.

Вид назад - квартал на Канонерке и Канонерский завод:

Петербург, телебашня (326 метров, построена в 1958-62 годах) и шпиль Морского вокзала (1982, не путать с пассажирским портом, где стоят круизники):

А нам навстречу шёл караван судов - одно за другим, бесконечной цепочкой. Стоило было одному судну пройти мимо нас, как на горизонте сразу возникало другое: ведь канал начинается у Кронштадта, тянется по дну, и поэтому суда идут строго по одной линии.

Почти всё - контейнеровозы, и почти все вот такого типа, как это "Вердер Бремен" из Гамбурга (длина 121 метр, водоизмещение 7,4 тыс. тонн):

Почти весь караван состоял из однотипных судов, исключение составлял "Маерск Ванкувер ", опять же из Гамбурга (хотя на корме написано - Гибралтар). Этот выделялся размером - 178 метров в длину, водоизмещение 22 тысячи тонн. Как видите, по сравнению с круизными лайнерами игрушка, но по сравнению с нами, сидящими на берегу - монстр:

Перископ посчитал на глаз количество контейнеров - "Ванкувер" везёт около 10 000 тонн грузов:

Проходит мимо нас... А вот танкеры сюда не пускают - для них есть Высоцк и Приморск.

Прохождение "Ванкувера" Перископ даже заснял на видео .
Контейнеровозы уходили в Угольную гавань:

Вот и следующий, а за ним ещё, и ещё, и ещё:

Смотреть на это можно бесконечно, но нам пора было возвращаться. Контейнеровозы за деревьями шли чуть-чуть быстрее нас:

Вероятно, Георгий Сергеевич никогда не гулял в этом месте возглавляемого им города: с одной стороны, его решение открывает возможность создания здесь парка, однако - с другой - проект выглядит крайне сложным, если не сказать - нереальным.

В последние дни завершившегося года губернатор Георгий Полтавченко поставил свою подпись на законе «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “О зеленых насаждениях общего пользования”», и 8 января документ был официально опубликован. Таким образом, группа депутатов и общественных деятелей получила то, чего добивалась почти полгода. В списке городских зеленых насаждений общего пользования появился новый объект: «Парк без названия на Канонерском острове» площадью чуть более 50 га.

Полгода борьбы

В июне 2015-го в Законодательном собрании Санкт-Петербурга обсуждали поправки к генплану города. Одна из них касалась перевода территории на юге Канонерского острова из зоны объектов водного транспорта в зону зеленых насаждений общего и ограниченного пользования. Этому предшествовала пиар-подготовка: в сети был объявлен сбор подписей за поддержку инициативы. «В случае реализации подобных планов дамба Канонерского острова могла бы стать крупнейшей рекреационной зоной с выходом к Финскому заливу в непосредственной близости от центральной части города, примыкая к Адмиралтейскому и Кировскому районам города», - говорилось в обращении к гражданам.

В списке городских зеленых насаждений общего пользования появился новый объект: «Парк без названия на Канонерском острове» площадью чуть более 50 га.

Активность проявлял депутат муниципального образования «Морские ворота», расположенного на Канонерском острове, Даниил Кен и известный общественный активист Федор Горожанко. Их поддержали депутаты ЗакСа Ольга Галкина, Максим Резник, Ольга Комолова, Владислав Бакулин, Вячеслав Нотяг и Сергей Трохманенко.

Первая попытка оказалась неудачной - поправку не приняли. Вместе с тем вице-губернатор Игорь Албин заявил, что вернуться к идее создания парка на Канонерском острове можно будет при подготовке нового генплана в 2018 году.

Депутаты технично зашли с другого края, предложив поправки в закон о зеленых насаждениях общего пользования, и сумели их провести. «После вступления закона в силу мы продолжим добиваться создания полноценного парка на дамбе Канонерского острова, а не просто “зеленой зоны общего пользования”», - говорится в заявлении общественников. «Дальше должна быть разработана концепция того, каким должен быть этот парк, - рассказала “Общественному контролю” Ольга Галкина. - Я думаю, что мы в ближайшее время обратимся к исполнительной власти и будем узнавать, каковы перспективы дальнейшего развития этой территории», - сообщила она.

Пробка и свалка

Между тем достичь желаемого будет намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Чтобы это понять, стоит хотя бы раз посетить «парк без названия» на Канонерском острове. Путь к нему лежит через тесный тоннель под Морским каналом. Пешеходная или велосипедная прогулка по нему представляет собой экстремальное мероприятие с риском для жизни. Остается общественный и личный автотранспорт.

Решить проблему с грузовиками на Канонерском острове обещала еще предыдущий губернатор Валентина Матвиенко, однако практически так ничего и не изменилось.

Но и он не поможет, если в день визита на остров на расположенном здесь портовом терминале встанет под разгрузку какое-нибудь судно. Тогда единственная дорога, пролегающая по Канонерке, наполнится фурами и встанет в мертвую пробку. К слову, решить проблему с грузовиками на Канонерском острове обещала еще предыдущий губернатор Валентина Матвиенко, однако практически так ничего и не изменилось. Местные жители пеняют на хозяина терминала, каковым считают одного из политиков федерального уровня.

Если же дорога «к храму» будет свободна, то она приведет аккурат к огромной свалке. Когда-то это была стройплощадка, но строительство почему-то не пошло. И тогда сюда стали приезжать грузовики с грунтом с других строек. Зимой здесь вываливают собранный в городе снег. Насколько опасны эти отходы для местных жителей, никто не знает, ведь свалка незаконна.

Дорога на лоно природы ведет мимо этой свалки по останкам бетонной набережной. Она давно развалилась: повсюду обломки бетона и штыки арматуры, угрожающие травмировать отдыхающего в «парке». Расположенная в конце этого непростого пути роща для многих действительно окупает все трудности перехода своей живописностью. Здесь можно встретить ландшафтных фотографов или просто отдыхающую с шашлыком молодежь. Но в «парке» бывают и те, кто не стремится попадаться на глаза: редкий год обходится без того, чтобы в дальнем конце Канонерки не нашли очередного мертвеца.

Реально и дорого

«Свалку надо либо вывозить, либо рекультивировать, - говорит директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов, являющийся одним из сторонников проекта. - Создание парка поверх свалки - одна из приемлемых технологий рекультивации с точки зрения соотношения цена - качество», - продолжает он.

Транспортную проблему должны решить развитие маршрутов общественного транспорта, а также прокладка пешеходной дорожки вдоль побережья Финского залива.

Транспортную проблему, по словам эксперта, должны решить развитие маршрутов общественного транспорта, а также прокладка пешеходной дорожки вдоль побережья Финского залива. «Это технологические проблемы, а не неразрешимые препятствия», - уверен эксперт.

«Вопрос в том, сколько средств будет вложено», - логически рассуждает специалист лаборатории градопланирования Илья Резников. По его словам, минимально необходимым условием для создания полноценного парка для горожан является наличие рядом остановки общественного транспорта (сейчас от ближайшей надо идти полчаса). «Сделать съезд на Канонерский остров с Западного скоростного диаметра, конечно, возможно, но это будет крайне сложно и дорого, - размышляет он. - Тоннель еще один построить тоже затруднительно». Впрочем, эксперт указывает еще на один вариант решения транспортной проблемы - запретить на острове разгрузку судов.

Сохранение старых парков и создание новых - актуальный для Петербурга вопрос, но время для его решения неподходящее - из-за кризиса, уверен директор консалтинговой фирмы «Интекон» Игорь Лучков. «На это все нужно много денег, а инвесторов и раньше было днем с огнем не сыскать на такие общественные затеи, - объясняет он. - Хорошо бы сохранить сейчас существующие рекреационные места».

Впрочем, и сами инициаторы проекта соглашаются с тем, что его реализация потребует много времени. «Этот вопрос небыстрый, - признает Ольга Галкина. - Я думаю, это проект, к сожалению, не сегодняшнего дня. Но самое главное, что мы застолбили это место».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.