Балхаш — удивительное озеро, где пресная вода встречается с соленой. Что посмотреть в городе Балхаш? Балхаш горы

Балхаш - один из красивейших казахстанских городов, разместившийся на северном берегу озера-тезки, у бухты Бертыс, в 380 км от областного центра - Караганды. Основали в 1928 году, благодаря планам по открытию медеплавильного завода - в этой местности тогда обнаружили впечатляющие залежи медной руды. Городок развивался в виде рабочего поселения. В 1967 году на лондонской выставке медь с балхашского завода признали наилучшей в мире. После распада СССР городок существенно пострадал от экономического кризиса, но несколько лет спустя ситуация стабилизировалась, Балхаш был приведен в норму и даже пополнился новыми жилыми кварталами.

Особенности города

Сегодня Балхаш - это красивый промышленный городок со 100-тысячным населением, отличающийся современным видом и грамотно спланированными застройками. В его пределах функционирует более 400 предприятий, включая горнодобывающие организации и металлургический комбинат. От промышленной зоны город огражден зелеными насаждениями километровой ширины. Прямоугольные кварталы Балхаша украшают зеленые скверы и искрящиеся фонтаны. Климат в этой местности резко континентальный, зимой - морозно, показания термометра опускаются до -38 °С, летом температура достигает 40 °С.

Туристов больше всего привлекает озеро Балхаш и близлежащие достопримечательности (тугайные леса, урочище Бектау-Ата). Популярными видами отдыха здесь выступают пляжный туризм, спортивное рыболовство (в озере водятся сом, сазан, лещ, судак, маринка, балхашский окунь), парусный спорт, гребля на каноэ и байдарках. В городе проводятся разноплановые спортивные мероприятия. На побережье находятся зоны отдыха с комфортабельными условиями.

Как лучше добираться до Балхаша?

В Балхаш можно прибыть самолетом, автобусом, поездом, автомобилем. Балхашский аэропорт 3 раза в неделю обеспечивает авиасообщение с Жезказганом и Карагандой. С местного автовокзала ежедневно следуют автобусы в Караганду, Астану, Алматы, Жезказган, Шымкент и в населенные пункты Актогайского района. Железнодорожных вокзалов в городе два, и они обеспечивают сообщение с Карагандой, Жезгазганом, Семеем, а также Москвой и Новосибирском (с помощью прицепных вагонов). Ехать на автомобиле от Алматы до Балхаша недалеко - менее 700 км, качество дорожного покрытия практически везде хорошее, а на всю дорогу уходит менее 8 часов.

Инфраструктура Балхаша

В городе функционирует 8 гостиниц на 185 мест, две из них («Жемчужина» и «Альпина») - 3-звездочные. Также работают:

  • Бассейн ПО «Балхашцветмет»;
  • Водноспортивная станция;
  • Аэроклуб парашютного профиля «Казахмыс»;
  • Рестораны, библиотеки, стадионы;
  • Спортивно-оздоровительные комплексы «Металлург» и «Барс»;
  • Историко-краеведческий музей;
  • Дворец культуры металлургов.

Летом на озере можно воспользоваться прогулочным катером или лодкой. В 70-километровом удалении в северном направлении от города расположено урочище Бектау-Ата с летним детским лагерем и зонами отдыха.

Что нужно посмотреть в Балхаше?

Главная ценность города - озеро Балхаш. Оно является 3-м по величине бессточным водоемом, уступающим лишь Аральскому и Каспийскому морям. Неординарность озера состоит в различной минерализации его восточной (глубокой, солоноватой) и западной (мелководной, пресной) частей. Они соединены узким проливом (его ширина - 3 км). Природа вокруг разнообразна и удивительна. Здесь обитает около 120 видов птиц (из них 12 - фигуранты Красной книги) и порядка 20 видов рыб. Вода в озере обладает невероятным бирюзовым оттенком, а песок - выраженным красновато-бурым (сказывается наличие примесей медной руды). Благодаря этому пляжи Балхаша имеют фантастический вид.

Недалеко от города раскинулась горная цепь Бектау-Ата. Она заслуженно считается красивейшим местом в Северном Прибалхашье. Ее высота достигает 1000 м, а видимость живописных пейзажей в ясную погоду составляет 100 км. Протяженность горной цепи Бектау-Ата составляет лишь 4000 га, но зато ее украшают скалы и ущелья. В урочище можно повстречать сотни видов растений, включая редкие и значащиеся в Красной книге. Образовавшаяся в горе Бектау-Ата пещера Аулие славится источником пресной воды - его считают святым, а воду из него - целебной. почти 6 000 км.

Монументы и памятники

В Балхаше установлены:

  • Конный памятник Агыбаю - боровшемуся за независимость Казахстана батыру национальному герою XIX века (памятник находится на площади Независимости);
  • Монумент Самолет «МИГ», олицетворяющий человеческую мощь и силу, а также социальный и индустриальный взлет всего Казахстана;
  • Памятник жертвам репрессий;
  • Монумент в честь первопроходцев, пришедших в пустынную степь, чтобы добывать медь - «Здесь начинался Балхаш»;
  • Памятник воинам, павшим в 1941-1945 годы (свыше 10 тысяч балхашцев было участниками Великой Отечественной войны);
  • Стела Независимости;
  • Монумент первостроителям города;
  • Первый паровоз, привезший на медную обогатительную фабрику руду из Коунрадского месторождения - расположен у горно-металлургического комбината;
  • Танк «Т-34», олицетворяющий нерушимую связь тыла с фронтом в период Великой Отечественной войны;
  • Памятник ленинградскому геологу, открывшему Коныратское месторождение меди, М.П. Русакову;
  • Монумент в честь 50-летия треста «Прибалхашстрой»;
  • Памятник Почетному гражданину Балхаша, народному артисту Казахстана М. Хамзину.

Цены в Балхаше

Стоимость проживания в балхашских гостиницах в среднем составляет 2500 тг в сутки. Простейший номер обойдется в 500 тг, за «люкс» в сутки придется заплатить 20000 тг. Цены в местах отдыха довольно высоки, возможно, потому, что зон отдыха в городе и поблизости с ним немного. В простейших из них ночлег стоит, как минимум, 1000 тг. В более солидных - от 6000 до 14000 тг (зато вам дополнительно предоставят трехразовое питание). Примечательно, что даже в бюджетных зонах отдыха можно воспользоваться всеми видами активного времяпровождения. Возможны и экскурсии на острова, и прокат удочек или водных скутеров, и полеты на парашютах. В целом, посещение Балхаша непременно подарит вам приятные эмоции, интересные открытия и яркие воспоминания.

Озеро Балхаш – это одна из природных достопримечательностей Республики Казахстан, которое по праву считается достоянием всего народа. Расположено оно в восточной части страны на территории трех областей: Алматинской, Карагандинской и Жамбылской. С северной стороны от водоема находится Казахский мелкосопочник, с западной - Бетпак-Дала, а с южной стороны простираются Чу-Илийские горы, пески Сарыесик-Атырау и Таукум.

Балхаш - это полупресноводное бессточное озеро. Это непересыхающее соленое озеро по величине уступает только Каспийскому морю. В списке самых больших озер мира Балхаш расположилось на почетном тринадцатом месте.

Озеро узким проливом разделено на две части. Удивительным является тот факт, что вода в этих двух частях отличается по химическому составу. В западной части пролива озерная вода практически пресная, а в восточной - соленая.

По своей форме озеро сильно напоминает полумесяц. Его длина составляет около 600 км, а ширина - от 9 до 74 км. Общая площадь Балхаша достигает 16,4 тыс. кв. км. В озеро впадают такие реки как: Или, Аксу, Лепсы, Каратал и Аягуз. В переводе с татарского языка название озера «Балхш» переводится как «болотистая, покрытая кочками местность».

До 1970-х годов, когда на реке Или возвели плотину Капчагайской ГЭС, которая образовала Капчагайское водохранилище, озеро славилось чистотой воды и богатством фауны. При заполнении водохранилища водный баланс озера был нарушен. Уровень воды снизился более чем на 2 м.

Сегодня в озере водятся такие виды рыб, как жерех, вобла, лещ, карась, окунь, жерех, сом, сазан и судак. Берега Балхаша отлично подходят для охоты. Здесь можно поохотиться на серых гусей и уток, крякву и лысуху. Также встречаются зайцы, лисы, волки и фазаны.

Озеро Балхаш славится как популярное место для отдыха и занятий водными видами спорта – гребли на байдарках и каноэ, парусного спорта и спортивной рыбалки.

В описании озера Балхаш очень часто применяется такое слово, как уникальное. Так распорядилась природа. Например, особенность места, где находится озеро Балхаш в том, что оно разделяется водами пролива на 2 части:

  • в восточной части озера вода имеет соленый состав;
  • в западной – вода обладает почти практически пресным химическим составом.

Из крупнейших озер планеты Балхаш занимает 13-е место. А среди соленых непересыхающих озер, оно, по площади, второе после Каспия. Еще недавно озеро в этом списке было третьим. Но Арал стремительно высыхает. Отвечая на вопрос: “Где находится озеро балхаш””, следует сказать, что это территория 3-х областей Казахстана:

  • Карагандинская:
  • Алматинская;
  • Жамбылская.

История названия озера Балхаш

Переводится Балхаш, как “кочки на болоте”. Существует легенда, что богатый кудесник Балхаш души не чаял в своей дочери Или. В мужья красавице он выбирал самого отважного, сильного, богатого и красивого богатыря. Бросили по миру клич.

Прибыли сыновья китайского императора и монгольского хана, привели несметные табуны лошадей и караваны верблюдов, груженых золотом и серебром. А понравился невесте юноша по имени Каратал, который был бедным и безродным пастухом.

Пастух и выиграл все состязания. Разгневанный Балхаш прогнал его. Но влюбленные сбежали от отца. Проклял кудесник пастуха и свою дочь и обратил молодых людей в реки. А чтобы не дать рекам соединиться, сам раскинулся между влюбленными огромным озером.

Где находится озеро Балхаш на карте

Отвечая на вопрос: “Где находится озеро балхаш на карте”, следует сказать, что эти территории называется Восточным Казахстаном. Вот некоторые характеристики озера:

Экологическая опасность для озера

Следует сказать, что в г. Балхаш построен современный комбинат горной металлургии. Выбросами этого предприятия наносится серьезный экологический вред озеру. Общественность Казахстана ведет активную борьбу за будущее этой национальной природной святыни. Проводятся различные мероприятия, в том числе, международного характера, чтобы защитить этот уникальный природный объект.

Озеро имеет великолепный рекреационный потенциал. Неповторимый пейзаж, рыбалка, охота – все это привлекает сюда многочисленных туристов. На берегу открыто несколько современных и комфортабельных пансионатов для отдыха и лечения.

Балхаш - это как Байкал, только в Средней Азии. Та же форма неправильного полумесяца, такая же непохожесть земель по разные стороны озера, то же с придыханием "море" в терминологии местных жителей. Ещё Балхаш знаменит тем, что это фактически два озера - западная половина у него пресная, а восточная - солёная. Как и у Байкала, у Балхаша есть свой "отравитель", причём куда более суровый - Балхашский горно-металлургический комбинат, медный завод полного цикла, второй по величине в бывшем СССР после Норильска. Медные рудники Балхаша, разбросанные вдоль северного побережья на 250 километров, от Коунрада до Саяка, открыл в 1928 году Михаил Русаков, а комбинат и город при нём соорудили силами заключённых в 1931-37 годах, сдав "под ключ". С названием особенно не заморачивались: город назвали Балхаш и в 1973 году включили в медную Жезказганскую область, где он почти сравнялся с областным центром (100 тыс. против 122 тыс.). Ныне здесь живёт 70 тыс. человек (31% русские), но несмотря на потерю трети населения, Балхаш показался мне одним из самых благоустроенных и зажиточных в Казахстане.

О городе, озере и предместьях - очередная часть путешествия сквозь Великую Степь. И начиная с этого поста вместо "я" будет "мы" - днём ранее, в Караганде, ко мне присоединилась darkiya_v , покинувшая Москву на 10 дней позже меня.


Из Караганды на Балхаш ходит ночной поезд, причём то ли нам повезло, то ли тут всегда так, но поезд оказался на удивление цивильным, примерно на уровне скорых нефирменных поездов РЖД - и после аркалыкских и жезказганских драндулетов это был верх комфорта! Ещё через Балхаш через день проходит поезд Караганда-Семипалатинск, раз в неделю ходит поезд из Жезказгана, а вот в Алма-Ату без пересадки не доехать. Проснувшись утром и выйдя из купе, я увидел за окном зелёную геометрическую плоскость - это краешек Бетпак-Дала, или Голодной степи. Сквозь запредельно грязные окна много наснимать не удалось - вот лишь кадр с каким-то глухим полустанком (не здесь ли работал Буранный Едигей?). С вокзальной архитектурой в Казахстане (кроме Ташкентской железной дороги) беда - она в принципе есть только в больших городах, за всё время путешествия не видел ни одного ни то что красивого, а просто примечательного вокзала на маленьких станциях:

За полчаса до прибытия балхашцы начинают вглядываться в степь, ожидая, когда покажутся трубы. Вот так со стороны дороги выглядит Балхашский горно-металлургический комбинат, и говорят, когда ветер дует на город, здесь пахнет серой. В наш приезд, к сожалению или к счастью, ветер нёс медную гарь в степь:

Если в Жезказгане железная дорога проходит по южной окраине, в Балхаше - по северной. Причём в черте города находятся сразу две станции. Сначала - Балхаш-1, он же Старый Балхаш - вокзал конца 1950-х, за ним квартал трёхэтажных сталинок, возможно даже довоенных (заснять не смог). Здесь поезд стоит 20 минут:

Как я понимаю, Балхаш-1 - это в основном грузовая станция, а Старый Балхаш служит городком железнодорожников:

На полпути между двумя станциями - въезд в город с автодороги, главной национальный трассы Алма-Ата - Астана. Въезд - по эстакаде над железной дорогой, начало которой отмечают две обаятельнейшие рыбины, прозванные в народе Ерлан и Нурлан:

И наконец станция Балхаш-2, целиком и полностью пассажирская, с огромным и отталкивающе некрасивым вокзалом 1980-х годов. Рискну предположить - это самый большой вокзал в Карагандинской области, вдобавок снабжённый высокой платформой. Почему именно здесь, при ничтожности трафика - предполагать не берусь:

До центра отсюда около двух километров. Мне почему-то запомнилось, что автовокзал должен быть рядом с вокзалом, и мы пошли туда пешком - первым делом надо было узнать расписание автобусов на Сары-Шаган, откуда у нас был вечером поезд в Алма-Ату. Спросили дорогу у проходившего мимо мужичка-казаха, тот подумал-подумал, а потом внезапно поздоровался с другим проходившим мимо мужичком, явно приятелем, и попросил его нас проводить. Тот за 20 минут пути успел много рассказать о превратностях жизни в Казахстане - вообще, в зажиточном Балхаше народ куда сильнее ностальгирует по Союзу, чем во многих куда более бедных городах. Но лишь подойдя к вокзалу и попрощавшись с мужичком, мы обнаружили, что он шёл не сюда и отклонился от маршрута специально чтобы нас проводить.
Вот так выглядят расположенные между вокзалом и автовокзалом микрорайоны имени Мухамеджанова и Шашубая (в отличие от Жезказгана и Аркалыка, микрорайоны тут не номерные, а именные) - советский город под Белым Солнцем пустыни:

Небольшой и очень цивильный автовокзал стоит напротив Центрального рынка, и там мы узнали, что проходящих автобусов на Сары-Шаган будет три штуки (около 16, 18 и 21), ехать полтора часа, билеты по приходу. Оттуда же ходили маршрутки к ближайшим посёлкам - например, в Коунрад с гигантским карьером, или в Шашубай на полуострове посреди озера. Индустрии я насмотрелся достаточно, и мы решили ехать в Шашубай... поэтому всё, что я покажу далее, на самом деле мы осматривали в обратном порядке.
Базар отделяет автостанцию от центральной площади Независимости, которую украшает памятник Агыбай-батыру:

При всей средневековости своего облика, Агыбай Конырбайулы - персонаж из 19 века, соратник Кенесары-хана, вместе с которым воевал против русских, узбеков и киргизов за восстановление казахской независимости, причём продолжал войну ещё несколько лет после смерти Кенесары - до 1849 года. Когда же стало ясно, что русских не победить, а большинству казахов не очень-то и хотелось - бросил ратные дела и, получив от царских властей что-то вроде амнистии, до 1885 года тихо жил в далёкой степи. Памятники "борцам против царизма" в Казахстане довольно редки - из мест, где я был, навскидку вспоминаются только и . Агыбай же здесь увековечен ещё и потому, что на Балхаше он родился и провёл старость.

Площадь ограничивает улица Караменде-би (знать бы, кто это), за которой начинается Соцгород. Напротив памятника Агыбаю к озеру спускается бульвар Карла Маркса:

Соцгород в "маленковском" варианте сталианса на Балхаше колоритен. В кварталах по обе стороны бульвара Маркса - достаточно монументален и с характерными для Казахстана восточными мотивами:

А на других улицах и дворах словно возвращаешься в 1960-е годы:

Дело даже не в пейзаже (улицы тут порядком запущены), а в самой атмосфере - тут всё так как-то просто-просто, понятно-понятно. Как в тех пыльных книгах про советских пионеров. Я не в силах это передать на фотографии - но это ощущение стало самым ярким в Балхаше-городе (т.е., не считая озера):

Ещё тут сохранилось много артефактов, к чему, впрочем, в Казахстане привыкаешь очень быстро:

А характерная особенность местной архитектуры - вот такие вот деревянные козырьки:

Теперь вернёмся на бульвар Маркса - его длина около километра, а высокая этажность, монументальность и ухоженность вызывает ощущение, что мы в большом городе:

Бульвар спускается к улице Ленина (топонимика в Казахстане, при почти полному искоренени памятников-Ильичей, в большинстве городов осталась советской), за которой - реально огромный Дворец Металлургов имени Хамзина:

Отличающийся очень неплохими скульптурами - обратите внимание, кстати, на явно казахскую внешность:

За дворцом - изрядно запущенный парк, памятник Михалу Русакову, танк Т-34...

Мемориал Победы (куда мы почему-то забыли дойти)...

И наконец - Балхаш! Сложно описать словами восторг, который испытываешь на берегу уходящей к горизонту воды после двух недель скитаний по степям и пустыням, где большинство речек можно перейти вброд, а "большие" Тобол и Ишим уже Москвы-реки. Здесь Балхаш - даже бОльшее море, чем Байкал в богатой на воды Сибири.

С мола направо хорошо видны трубы БГМК, изрыгающие плотный дым, и одинокая скала Чеченка - это не отвал, как может показаться, а останец:

Лучше смотреть налево. Густой "цвет морской волны" - не фотошоп и не дефект съёмки, Балхаш действительно такой:

Отсюда хорошо видна скала с руинами чего-то, обломанной трубой и металлическим "факелом", которую я заприметил по дороге в Шашубай:

А по дороге из Шашубая мы с Даркией решили на неё подняться. От центра до неё около 3 километров, так что лучше ехать автобусом. У дороги - вот такой знак:

Тут история интереснее, чем кажется - первоначально, в 1931 году, здесь возник посёлок Прибалхашский, и на сопке у озера работала опытная обогатительная фабрика - это её труба видна издалека. Медная руда балхашским месторождений имела довольно специфический состав, и здесь искали способ извлечь из неё металл наиболее продуктивно, получив достойный результат лишь к 1935 году. Параллельно строился комбинат на другой стороне бухты, заработавший на полную мощность в 1937-38 годах. Надобность в обогатительной фабрике отпала, обитатели Прибалхашского пересеилилсь в соцгород - так от фабрики и осталась лишь труба да фундаменты на склоне:

Меморил же открылся в 1978 году, и сейчас представляет собой довольно жалкое зрелище. Особенно впечатляет лестница, ступени которой под ощутимым углом к горизонту - то есть, судя по всему она держалась на металлических опорах, которые затем разворовали, а теперь просто лежит на склоне. Ощущение от подъёма по ней очень странное:

Но вид оттуда потрясающий! Ещё нигде, кроме разве что реки , я не видел воды настолько приятного цвета. Балхаш просто ласкает глаз:

На город посмотрим справа налево. Вот центр - ДК Металлургов и пристань. Катера - рыбацкие, ведомственные и прогулочные, пассажиской навигации на Балхаше нет уже очень давно:

А вот Балхаш позднесоветский в комплекте с озером и дымом комбината здорово напоминает :

И наконец сам Балхашский горно-металлургический комбинат, вытянутый вдоль полуострова на 4 километра. Довольно редкий случай - медный завод полного цикла (а как известно, цикл производства меди очень сложен), и думаю - крупнейший завод во всём Казахстане. На его строительство в 1930-е годы выделялось около трети всех вложений в промышленность Казахской ССР:

Чечен-гора. Большая часть комбината - довольно приземистые цеха, поэтому оценить его истинный масштаб издалека сложно, лучше всего он виден на карте, превосходя по размеру сам город:

Ещё одна особенность: если в России крупнейшие медные месторождения в основном медно-никелевые, то на Балхаше - медно-молибденовые. А молибден - металл во-первых незаменимый, во-вторых весьма дорогой (около 32 тыс. $ за тонну), а в-третьих в бывшем СССР дефицитный - более половины запасов и производства приходятся на США. В Советском Союзе крупнейшее молибденовое месторождение было в Армении, здесь же производство наладили в 1942 году - как и , не от хорошей жизни: фашисты отрезали железную дорогу на Кавказ.

В медной руде вообще много всего - свинец, кадмий, хром, никель, мышьяк... Медная металлургия - самая грязная отрасль промышленности (примеры - , ), и здесь это видно невооружённым глазом:

Так что лучше больше не будем смотреть на комбинат. Левее - полуостров Зуб. Хотя Балхаш стоит на бухте Бертыс между двумя более крупными полуостровами, местные как "полуостров" знают только его.

А что за сопка вдали, я так и не разобрался:

На выходе из бухты Бертыс - длинный и низкий Зелёный остров:

Мы же сами - у начала крупного полуострова на восточной стороне бухты Бертыс. Вон его оконечность - на мысу находится посёлок Рембаза, куда автобусы ходят каждые 2-3 часа, мы же поехали на Шашубай - он тоже на этом полуострове, но (относительно кадра) левее, и обращён на открытое озеро:

И вот мы на берегу - плещет волна, кричат чайки... Позади - пыльная степь. Сейчас я жалею, что не попробовал воду на вкус - испугался какой-нибудь заразы. Как уже говорилось, на самом деле Балхаш - это два озера, которые разделяет полуостров Сарыесик и пролив Узун-Арал: Западный Балхаш - это 58% площади, Восточный - 54% объёма. Балхаш разделяет бескрайнии степи Сары-Арки и Бетпак-Далы с одной стороны - и Семиречье с другой, и как видно из названия, все реки впадают в него с юга. На востоке это - небольшие Аягоз, Лепсы, Аксу и Каратал, а на западе - огромная по казахским меркам Или. А вот не вытекает из Балхаша ничего - это крупнейшее в мире бессточное озеро. В какой-то степени, Узун-Арал - тоже река, по которой вода из пресного Западного Балхаша непрерывно поступает в солёный Восточный, который покидает уже только в виде пара. Так вот, к чему про "попробовать на вкус" - хотя везде указано, что Западный Балхаш пресный, местные уже вечером говорили нам, что вода здесь солёная. В целом же, при площади 18 тысяч квадратных километров (почти вдвое меньше Байкала) и протяжённость 604 километра Балхаш - 13-е по величине озеро Земли и 2-е в бывшем СССР (после Байкала, а также безвременно высохшего Аральского моря, которое раньше было крупнее их обоих). Вот только глубиной не вышел - не более 26 метров, а в среднем метров 5-6.

Погуляли немного по Шашубаю - пыльному ни то аулу, ни то предместью с чрезвычайно приставучими собаками и вполне городскими, но не менее чрезвычайно любопытными жителями:

Мы зачем-то решили идти вдоль озера, наткнулись на небольшую промзону и стали пытаться её обойти, для чего полезли прямиком по красным прибрежным скалам:

В какой-то момент стало ясно, что дальше не пройти, но зато наверх вела почти что лестница. Мы вылезли на какую-то закрытую территорию, пустырь за колючей проволокой, и я вспомнил известную народную примету о том, что ехать ночью в багажнике связанным - к большим неприятностям. Впрочем, судя по всему, промзона заброшена, а колючка - реликт:

48.

(эта и следующая фотографии - авторства Даркии)

Миновали ещё одну сопочку - и нам открылся вот такой вид, спокойный и величественный. Мы нашли укромную скалу и долго разговаривали. Уходить не хотелось: влажный тёплый ветер, плеск и блеск волн - покой...

А пейзажи тут совсем другие, чем даже под Жезказганом. Это уже настоящая Средняя Азия, пыльная и раскалённая полупустыня. По которой мы и пошли обратно в город, по дороге засняв характерное казахское кладбище, о котором был отдельный пост. Вот так из степи выглядит город, и комбинат тут кажется не более чем жутким миражом:

А в городе мы зашли на базар, купили там курт и шубат. Курт - это маленькие шарики твёрдого и сухого солёного творога, очень сытные, и потому бывшие излюбленной пищей кочевников. Шубат - это ещё круче, чем кумыс, кисломолочный напиток из верблюжьего молока. Девочка-буфетчица, прежде чем наливать, как следует потрясла 10-литровую банку (хороший шубат должен быть пенным), а когда повернула крышку - раздался натуральный взрыв: крышка рикошетом улетела через всё помещение, а девочку ощутимо ударило по руке. После мы про бутылку шубата так и шутили: "Не урони - взорвётся!". На автобусе мы поехали на станцию Сары-Шаган, откуда совершенно внепланово попали в Приозёрск - "столицу" Сары-Шаганского ракетного полигона. Но об этом - в следующей части.

Другие мои посты о Казахстане -

Городская администрация История и география Основан 1932 Первое упоминание начало XX века Прежние названия Прибалхашстрой Город с 11 апреля 1937 Площадь 230 км² Высота центра 440 ± 1 м Тип климата резко континентальный Часовой пояс UTC+6 Население Население ▲ 72 892 человека (2019 ) Национальности казахи (67,92 %)
русские (25,72 %)
корейцы (1,32%)
немцы (1,23 %)
татары (1,05 %)
украинцы (0,75 %) Катойконим балха́шец, балха́шцы Цифровые идентификаторы Телефонный код +7 71036 Почтовый индекс 100300-100316 Автомобильный код 09 (ранее K, M) Код КАТО 351610000 Прочее Награды balkhash.gov.kz/ru/


Вид города Балхаш. Южная сторона

Балха́ш (каз. Балқаш ) - город областного подчинения в (до мая 1997 года в Жезказганской области). Город расположен на северном побережье озера Балхаш, у бухты Бертыс, в южной части Центрально-Казахстанского мелкосопочника.

Рождение и развитие города стало результатом обнаружения богатых залежей медной руды в 1928 году.

История

Основная статья: Балхашцветмет

Интересный факт

В 1991 году в балхашской колонии снимался художественный фильм «Людоед» режиссёра Геннадия Земеля.

11 апреля 1937 год рабочее поселение Прибалхашстрой, возведённое в связи со строительством медеплавильного завода (БГМК), преобразовано в город Балхаш решением ЦИК Казахской ССР.

В 1935 году в Балхаше открылась первая в Казахстане секция парашютного спорта.

Во время Великой Отечественной войны на фронт была призвана большая часть мужского населения города. Их места в цехах заняли женщины. На Восточно-Коунрадском руднике добывался шахтным способом молибден, который был важным составным элементом в танковой броне, 90 % которого для страны поставлял Балхаш. Это тоже один из секретов брони танка «Т-34». В отличие от СССР, Германия не имела доступа к этому элементу, а попытки его получения из Африки и др. материков успешно пресекались странами антигитлеровской коалиции.

После второй мировой войны в строительстве города принимали участие японские военнопленные. В частности, ими были построены здания «Дворца металлургов» и аэропорта. Позднее выяснилось, что во время строительства под фундаменты нескольких зданий военнопленными были заложены пустые металлические бочки, которые через десятилетия проржавели и вызвали проседание грунта, повлёкшее за собой появление трещин на стенах домов.

После распада СССР, в период между 1991 и 1996 годами, город и его жители пережили острый кризис (как и все остальные граждане бывшего СССР), вызванный дефицитом денежной массы в обращении: безработица, отключения электричества, слабое центральное отопление, а медеплавильный комбинат работал с перебоями.

Во второй половине 1990-х ситуация как в городе, так и в экономике страны стабилизировалась. Был построен новый микрорайон (так называемые «Канадские коттеджи»). Начали устойчиво функционировать школы, медучреждения, техникум.

Администрация

С 29 мая 2012 года должность акима города Балхаш занимал Нурлан Ерикбаевич Аубакиров. Поводом для назначения послужило назначение бывшего акима Кадыржана Тейлянова на должность председателя Комитета рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

Территория под управлением городской администрации (акимата) города Балхаш составляет 591591 га, в том числе 203003 га составляют земли населённых пунктов. В подчинении у Балхашской городской администрации находятся следующие населённые пункты: Балхаш, посёлок Саяк (478 га, 3172 жителя), посёлок Гульшат и административно в его составе также посёлок Чубар-Тюбек (26,0 тыс. га, 520 жителей). В мае 1997 года город Балхаш административно включён в , в связи с изменениями границ последней. До этого город был в составе Жезказганской области.

Население

В 2013 году решением городского маслихата посёлок Конырат был включён в состав города в качестве микрорайона Конырат. Численность города увеличилась на 3162 человек.

Численность населения города без подчинённых населённых пунктов составляет 72 892 человек (на начало 2019 года).

Национальный состав с учётом населения подчинённых населённых пунктов (на начало 2019 года):

  • казахи - 53 778 чел. (67,92 %)
  • русские - 20 367 чел. (25,72 %)
  • корейцы - 1047 чел. (1,32 %)
  • немцы - 976 чел. (1,23 %)
  • татары - 828 чел. (1,05 %)
  • украинцы - 590 чел. (0,75 %)
  • узбеки - 194 чел. (0,25 %)
  • чеченцы - 157 чел.(0,20 %)
  • белорусы - 102 чел. (0,13 %)
  • азербайджанцы - 131 чел. (0,17 %)
  • другие - 1004 чел. (1,27 %)
  • Всего - 79174 чел. (100,00 %)

В последние годы резко уменьшилось количество русского населения и наоборот, увеличилось количество казахов, приезжающих в основном из сельской местности. В начале 1990-х годов были предприняты попытки привлечения из Китая и Монголии потомков казахов, покинувших страну во время Гражданской войны 1918-1921 гг. По причине кризисных явлений в экономике Казахстана большинство этих казахов вернулось в свои прежние места проживания.

Климат

Балхаш зимой. Центральная улица

Климат в городе резко континентальный.

  • Среднегодовая температура - +6,3 C°
  • Среднегодовая температура (2013 г.) - +7,9 С°
  • Среднегодовая скорость ветра - 4,2 м/с
  • Среднегодовая влажность воздуха - 62 %
Климат Балхаша
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 3,9 6,1 24,5 32,5 34,4 37,6 40,9 39,5 37,6 27,2 17,4 7,5 40,9
Средний максимум, °C −8,7 −6,7 1,7 14,3 22,1 27,9 29,6 28,1 21,7 12,9 3 −5,2 11,7
Средняя температура, °C −13,3 −12,1 −3,6 8,3 16,4 22,3 24,2 22,4 15,6 7,1 −1,8 −9,7 6,3
Средний минимум, °C −17,6 −16,8 −8,2 3,1 10,7 16,3 18,5 16,3 9,3 2 −5,7 −13,7 1,2
Абсолютный минимум, °C −40,1 −40,2 −30,8 −14,2 −5,5 4 6,9 3,7 −4,7 −14,8 −32,7 −41,2 −41,2
Норма осадков, мм 13 11 12 10 15 12 14 9 3 9 16 13 137
Источник: Погода и климат

Галерея

    Городской пляж (часть)

    Памятник Агыбай батыру

    ПО «Балхашцветмет»

    Старая площадка

    Самолёт МиГ-21

    Вид на озеро и старую площадку

    Памятник жертвам репрессий в Балхаше

Экономика

Балхаш является одним из важнейших центров цветной металлургии в Казахстане. Градообразующим предприятием является горно-металлургический комбинат. Имеются также предприятия рыбной и мясной промышленности.

В 1967 году на Лондонской международной выставке балхашская медь была признана мировым эталоном меди.

Имеется «Завод по обработке цветных металлов», который специализируется на выпуске плоского и круглого проката на основе медных сплавов. Основные потребители продукции - монетные дворы. Из проката, выпускаемого АО «ЗОЦМ», изготовлены монеты Казахстана, России, Германии, Индии и других стран. Действует много строительных организаций - АО «Механомонтаж», АО «Электромонтаж», ТОО «Мирас-Бизнес Сервис», ТОО «Самал-Сервис» и другие.

В городе работают предприятия пищевой промышленности - ТОО «Балхаш-Нан», ТОО «Балқашсүт», обеспечивающие своей продукцией весь Балхашский район. В городе функционирует предприятие «Балхашбалык», которое обеспечивает рыбой область.

Функционируют локомотивное и вагонное депо, обеспечивающие движение на линии Балхаш - Саяк, Балхаш - Мойынты.

Водоснабжение г. Балхаша осуществляется от подземных вод реки Токрау. Существующий водовод находится в эксплуатации с 1967 года.

За 2008 год промышленными предприятиями города произведено продукции в действующих ценах в объёме 202395,5 млн тенге, снижение к прошлому году составило 92,6 %. Индекс физического объёма промышленной продукции по состоянию на 1 января 2009 года по сравнению с 2007 годом сложился на уровне 102,4 %.

Снижение объёмов по добыче цинка, серебра, и золота обусловливается низким процентным содержанием данных металлов в руде. Снижение выпуска ювелирных изделий связано с уменьшением спроса, нет рынка сбыта.

Инфраструктура

  • В городе имеется 8 гостиниц с общим количеством 185 мест. Из них 2 - трёхзвёздочные - «Альпина» и гостиничный комплекс «Жемчужина».
  • Работают спортивно-оздоровительный комплексы «Барс», «Металлург», водно-спортивная станция.
  • Действуют историко-краеведческий музей, сеть библиотек и ресторанов, стадионы «Металлург» и «Строитель».
  • В летний период на озере работают прогулочные катера и лодки. В советское время на плаву был прогулочный катер «Металлург», который совершал 3-4 рейса в день.
  • В 70 км на север от города находится урочище Бектау-Ата, с зонами отдыха и летним лагерем для детей.
  • Дворец Культуры металлургов имени Хамзина.
  • Кинотеатр «Алем-Синема» (во Дворце культуры металлургов) - функционировал в советское время, в 1990-х закрылся, восстановлен и модернизирован в 2015 году.

В систему образования города входят 36(?) городских учебных заведений - 10 детских садов, 7 колледжей, 21 общеобразовательная школа. В системе городского образования работают 942 учителя.

Филиалы высших учебных заведений:

  • Казахстанско-российский университет
  • Современная гуманитарная академия г. Москвы
  • С казахским языком обучения: Лицей № 2,СШ № 5,Гимназия № 7,СШ № 8,СШ № 9,СШ № 15,СШ № 16,СШ № 24.
  • С русским языком обучения: СШ № 1,СШ № 4,СШ № 10,СШ № 17.
  • Смешанные школы: Городская гимназия, вечерняя школа при АК159/21

Колледжи:

  • Балхашский многопрофильный колледж (каз/рус языки обучения)
  • ГУ «Балхашский гуманитарно-технический колледж имени Алихана Мусина» (каз/рус язык обучения)
  • ГУ «Балхашский медицинский колледж» (каз. язык обучения)
  • Колледж корпорации «Казахмыс» (каз/рус язык обучения)
  • Колледж актуального образования «Болашак» (каз/рус язык обучения)
  • Балхашский технический колледж (каз. язык обучения)
  • Балхашский колледж сервиса (каз. язык обучения)

Транспорт

Автотранспорт
Маршрут автобуса
1 Универсам - БГМК
12 мкр. - БГМК
2 Автовокзал - Ж/д вокзал Балхаш-1 (Старый вокзал)
3 Автовокзал - пос. Шашубай (Озёрный)
Ж/д вокзал Балхаш-2 - Рембаза (через пос. Шашубай)
Ж/д вокзал Балхаш-2 - Белый Камень (с апреля по октябрь)
4 Автовокзал - мкр. Конырат (пос. Коунрадский)
5 Автовокзал - Аэропорт (не ходит)
6 Автовокзал - пос. Шыгыс-Конырат (Восточно-Коунрадский)
7 Автовокзал - Ботсад (ходит только до Зелёного мыса)
9 Автовокзал - Торангылык - Чубар-Тюбек (не ходит?)
11 Ж/д вокзал Балхаш-2 - БГМК (через автовокзал)
12 90-й квартал - Ж/д вокзал Балхаш-2 (через автовокзал)
14 90-й квартал - ТЭЦ (через автовокзал)
15 Ж/д вокзал Балхаш-2 - БГМК / 21 квартал (через плав. бассейн)
16 пос. Рабочий - БГМК
- БГМК - Профилакторий-Санаторий (ведомственный)
Междугородный транспорт
  • С Балхашского автовокзала ежедневно отправляются автобусы в Караганду, Алматы, Астану, Шымкент, Жезказган и в посёлки Актогайского района.
  • В Балхаше имеются два железнодорожных вокзала: Балхаш-1 и Балхаш-2. Ежедневно отправляются поезда в Караганду, Семей, Жезгазган, а также прицепные вагоны Балхаш-Москва и Балхаш-Новосибирск.
  • Балхашский аэропорт в советское время отправлял десятки рейсов во многие города СССР, но в начале 1990-х аэропорт пришёл в упадок. Полёты возобновились лишь спустя почти 20 лет, летом 2011 года. На октябрь 2012 года с периодичностью 3 раза в неделю выполняются рейсы в Жезказган (авиакомпания «Жезказган Эйр») Алматы и Астану (авиакомпания СКАТ) .

География

Город расположен на юге равнины Сарыарка в 380 км от , на берегу озера Балхаш у бухты Бертыс. Имеется железнодорожная станция, пристань и аэропорт.

Средства массовой информации

Телевидение

  • «Первый канал Евразия»
  • «Казахстан»
  • «Хабар»
  • «24KZ»
  • «Оркен Media» (Местное телевидение)

Радиостанции

  • 101,0 FM - «Казахское радио»
  • 102,6 FM - «Радио NS»
  • 104,1 FM - «Авторадио Казахстан»
  • 105,1 FM - «Русское радио Азия»
  • 106,9 FM - «Ретро FM Казахстан»

Местные печатные издания и газеты

  • «Балхашский Рабочий» (городская газета, издаётся с 1932 года) - закрыта в 2017 по решению собственника
  • «Пульс» (еженедельник объявлений и новости города)
  • «Северное Прибалхашье» (муниципальная газета городского акимата)
  • «Балқаш Өңірі» (казахскоязычная версия Северного Прибалхашья)

Религия

Большинство жителей города Балхаш - казахи - исповедуют ислам. В городе функционирует центральная мечеть под управлением «Духовного управления мусульман Казахстана».

Также в городе имеются храм Русской православной церкви и католическая церковь.

См. также

  • Балхашский горно-металлургический комбинат
  • Бектау-Ата
  • Балхаш (аэропорт)

Примечания

  1. Численность населения Республики Казахстан по полу в разрезе областей, городов, районов, районных центров и посёлков на начало 2019 года (неопр.)
  2. Численность населения Республики Казахстан по отдельным этносам на начало 2019 года. (неопр.) . Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Дата обращения 28 августа 2019.
  3. Городецкая И. Л., Левашов Е. А. // Русские названия жителей: Словарь-справочник. - М. : АСТ, 2003. - С. 40. - 363 с. - 5000 экз. - ISBN 5-17-016914-0.
  4. Классификатор административно-территориальных объектов (неопр.) . Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Дата обращения 1 октября 2017.
  5. BNEWS KZ
  6. Аппарат акима
  7. Сменился аким Балхаша
  8. Паспорт социально-экономического развития г. Балхаш

Литература

  • Балкаш // Казахстан. Национальная энциклопедия. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. - Т. I. - ISBN 9965-9389-9-7.

Ссылки

  • Лев Мильтер. Воспоминания о Балхаше
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.