Ланская - Лесная. Андрей ГусаровОт Финляндского вокзала до Выборга

О станции Ланская.
Это место находится примерно на северной окраине Выборгской стороны.
С одной стороны к местности примыкает парк лесо-технической академии и застройка по Большому Сампсониевскому проспекту, с другой трамвайный парк, построенный в 1917 году.
Вокруг очень много улиц и небольших жд мостов над ними, все вместе это образовывает целое переплетение всего этого, в котором с первого раза и не разберешься.

1. Ланска́я — узловая железнодорожная станция в историческом районе Ланская на двухпутном электрифицированном участке Выборгского направления Октябрьской железной дороги между Финляндским вокзалом и станцией Парголово. Также от станции отходят однопутная электрифицированная линия на Сестрорецк, соединяющаяся с основным направлением в Белоострове и соединительная ветвь со станцией Кушелевка (направление на Приозерск).
На станции останавливаются все электропоезда, следующие с Финляндского вокзала в сторону Выборга и Сестрорецка, кроме скоростных.
Станция расположена на насыпи, между платформами двух направлений проходит Сердобольская улица. Вход на платформу свободен, турникетов пока нет. Значительная часть станции находится прямо на жд мостах через здешние улицы и переулки.


2. Вход на платформы оборудован прямо через мост над улицей Сердобольской. Справа видны два пути выборгского главного хода, слева путь идущий со станции Кушелевка.


3. Около станции стоит большой и приметный дом сталинской постройки 1953 года. Дом хорошо видно из проезжающих поездов, а сам он является архитектурной доминантой этой местности.

3. Тяговая подстанция постоянного тока, тоже построенная в характерном послевоенном стиле. Выборгское направление Ленинградского жд узла электрифицировали в стандарте постоянного тока в 1951 году, то есть почти сразу после войны.

4. Направление на Выборг. Ближайшая остановка электрички в этом направлении это Удельная.
Путь посередине, это начало ответвления на Белоостров или на так называемую приморскую жд линию, идущую вдоль курортного северного побережья Невской губы. Ветку на Белоостров от Ланской провели в 30-е годы прошлого века.

5. Движение электропоездов тут очень интенсивное. А еще ходят поезда "Аллегро" и много грузовых.

6. Каменное здание вокзала станции Ланская было построено в 1910 году финским архитектором Бруно Гранхольмом в стиле «национального романтизма». В настоящее время расположено у железнодорожной насыпи, ниже уровня полотна.
Саму жд линию на Финляндию построили еще в 1869 году и до 1910 года Ланская имела деревянное пассажирское здание.

7. Внутри мы видим типовой для той эпохи половой кафель.
В здании вокзала немноголюдно, народ предпочитает обилечиваться у контролеров в электропоезде.

8. Фотография вокзала станции Ланская 100-летней давности.
Судя по фото, мостов над улицей Сердобольской еще нет, зато есть простой переезд.

9. Железные дороги Карельского перешейка, или всего, что севернее Невы.

10. Мосты над улицей Сердобольской, которые судя по их виду, построены в 10-е или 20-е годы прошлого века.

11. Вид с мостов на тот самый огромный сталинский дом, внутри которого встроен более ранний дом, который имеет малиновый цвет.

12. Постройка 1913-14 гг., архитектор Николай Товстолес.

В октябре 1917 года в квартире большевички Маргариты Фофановой прятался Владимир Ульянов (Ленин). 30 апреля 1938 года в квартире открылся мемориальный музей В.И.Ленина. В 1991 году помещения были переданы обществу «Знание». В 1997 году квартира продана в частное владение.

13. Около дома очень давно был установлен бюст вождю. На табличке написано, что из этой парадной, в один из дней, вождь пошел вершить революцию.
Историческое место, одно из мест рождения будущего СССР.

14. Дом через дорогу от "ленинского". Он стоит прямо около жд мостов над Сердобольской.
На доме в честь пути В.И. Ленина в Смольный из квартиры Фофановой (в доме напротив) в октябре 1917 года, долго была огромная фреска, изображающая вооружённых матросов и ещё что-то такое, сейчас её уже нет.

Теперь немного о бесчисленных мостах в этих местах.

16. Вид с жд моста над Большим Сампсониевским проспектом. Справа стоит доходный дом 1913 года постройки.
В глубине кстати видна башенка того самого сталинского дома, который стоит около Ланской.

17. Вид на этот мост снизу, со стороны Большого Сампсониевского проспекта. Информации о 3-х этажном доме в викимапии нет.

18. Мосты через Б.Сампсониевский переходят в мостики над Институтским переулком, который идет в глубь парка лесо-технической академии.

19. Вид на мосты с южного направления. Косая ферма придает мосту особую изящность и делает его практически объектом железнодорожной архитектуры.

20. Так это место выглядит со стороны путей. Подо мною мостик через Институтский переулок.

21. Главный 2-х путных ход сворачивает в сторону станции СПб-Финляндский, а прямо передо мною идет однопутная перемычка с Ланской на Кушелевку, по которой осуществляется интенсивное грузовое транзитное движение на Выборг и Скандинавию со стороны остальной России.
В глубине видны дома на Лесном проспекте.

22. Однопутная перемычка с Кушелевки на Ланскую.
Надо сказать, что со стороны путей вся эта местность смотрится совсем иначе, чем снизу.

23. Мосты над улицей Земледельческой, по одному из которых со стороны Выборга пошла электричка. Сразу за тем мостом видны дома по Б.Сампсониевскому.

Кстати о домах:

24. Интересный дом доходный дом Э. И. Гейдериха, который стоит в этом квартале. Год постройки 1908.
Тут вообще очень много красивых домов, особенно сталинской постройки, а основная застройка всех здешних кварталов выполнена в начале и середине 20 века.

25. Жилой дом с пристроенными помещениями. 1951-1953 годы, архитектор В.Ф. Белов. Стоит на углу 1-го Муринского и Б.Сампсониевского проспекта.
И прямо около этого дома по насыпи и жд мостам проходит железная дорога выборгского направления.

26. Жд мосты через 1-й Муринский проспект.

27. А это жд мосты над 1-м Муринским, по которым осуществляется съезд со стороны станции СПб-Финляндский в сторону Кушелевки и далее на Сосново или Ладожское озеро.

28. Нашел в сети вот это. Что это за мост?
Предполагаю, что через Б.Сампсониевский.

29. Вид на мосты со стороны Лесного проспекта. Там за ними есть еще один однопутный мостик, по которому проходит съезд со стороны Кушелевки на Ланскую и Выборг.
Назову всё это выборгской жд развязкой. Она имеет форму 3-х лучевой звезды, соответсвенно с направлениями на Кушелевку - Пискаревку, на Выборг - Белоостров и на СПб-Финляндский. Развязка образовывает много мостов над местными улицами, что выглядит необычным, потому что в иных городах дороги и улицы всегда сворачивают и обходят железные дороги. Тут же все упрямо идет в свою сторону.

30. Интересное фото 30-х годов прошлого века. Тут хорошо виден однопутных мостик над Лесным проспектом, которому осуществляется съезд с Кушелевки на Ланскую. За мостиком виден парк лесо-технической академии. А вот мостов с 2-х путным съездом с СПб-Финляндского на Кушелевку (которые изображены на фото выше) еще попросту нет.
В связи с чем предпролагаю, что их построили либо перед войной, либо сразу после.

31. Снимок 70-х годов. Ничего не изменилось.

Далее идет район метро Лесная и дома по Лесному проспекту. Эта местность непосредственно граничит с районом станции Ланской.

32. Открытое акционерное общество «Конструкторское бюро специального машиностроения» (ОАО «КБСМ»). Разработка огневых средств противовоздушной обороны (ПВО) / воздушно-космической обороны (ВКО). Входит в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».

33. Здание стоит на Лесном проспекте и судя по стилю построено еще до войны. Выглядит оно солидно и монументально.

34. Через дорогу от него стоит вот такой типичный для довоенного Ленинграда дом.

35. "Дом специалистов", стоящий на углу Лесного и улицы Кантемировской.
Построен в 1934 - 1937 годах по проекту архитекторов Г.А.Симонова, Б.Р.Рубаненко, Т.Д Каценеленбогена.

Выделяется в силуэте угловой 7-и этажной башней, на фасаде которой со стороны Лесного просп. восстановлена надпись времён блокады: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна".

Порлучается, что немцы доставали своей артиллерией даже эти места на Выборгской стороне. Ведь это северная часть города, наиболее удаленная от линии фронта.

36. Это же место в 60-е годы.

37. Стена "дома специалистов".

38. Дома по улице Кантемировской.

39. Наземный павильон станции метро "Лесная".

40. Станция находится на 1-й (красной) линии метро. Построена в 1975 году.
Примечательна тем, что в период с 1995 по 2004 годы была вынужденно конечной. Из-за подземного размыва "красная" линия метро целых 9 лет была разорвана.
Думаю, что жители Гражданки хорошо помнят эту станцию и всю эту историю с размывом.

В этом районе еще много всего и потянет оно не на один пост.

Ланска́я - узловая железнодорожная станция в историческом районе Ланская на двухпутном электрифицированном участке Выборгского направления Октябрьской железной дороги между Финляндским вокзалом и станцией Шувалово. Также от станции отходят однопутная (два пути идут только до следующей станции Новая Деревня) электрифицированная линия на Сестрорецк, соединяющаяся с основным направлением в Белоострове и соединительная ветвь со станцией Кушелевка (Приозерское и Ириновское направления). На станции останавливаются все электропоезда, следующие с Финляндского вокзала в сторону Выборга и Сестрорецка, кроме скоростных. Станция расположена на насыпи, между платформами двух направлений проходит Сердобольская улица.

Станция была открыта в 1869 году в составе Финляндской железной дороги. Первое деревянное здание вокзала было спроектировано архитектором Вольмаром Вестлингом. Новое каменное четырёхэтажное здание вокзала было построено в 1910 году финским архитектором Бруно Гранхольмом в стиле «национального романтизма». В настоящее время расположено у железнодорожной насыпи, ниже уровня полотна. В 1934 году к станции подведены пути от Новой Деревни, и она стала принимать поезда на Сестрорецк. Одновременно с электрификацией железной дороги к 4 августа 1951 года на станции были устроены высокие платформы. В тот же период рядом со станцией была построена Ланская электрическая подстанция. В 2003 году платформы и вокзал были реконструированы.

Описание

Станция расположена на насыпи, пути проходят по 2 путепроводам над Сердобольской улицей. В северной (чётной) горловине станции пути проходят по путепроводу над проспектом Испытателей и по путепроводу над Ланским шоссе. Сразу за Ланским путепроводом отходит нечётный путь на Сестрорецк, уходя вниз и проходя под главным ходом. Над Большим Сампсониевским проспектом и Институтским переулком расположены по два путепровода, два двухпутных для поездов от и на Финляндский вокзал и от и на Кушелевку, другие два однопутные только от и на Кушелевку. Есть еще один однопутный путепровод у входного светофора со стороны Кушелевки над Земледельческой улицей. Платформа нечётного направления (на Выборг и Сестрорецк) находится севернее путепровода над Сердобольской улицей. Севернее путепровода также примыкает чётный путь из Сестрорецка (к главному ходу он подходит ещё перед путепроводом над Ланским шоссе, и до примыкания к главному ходу идёт рядом с ним). Платформа чётного направления (на Финляндский вокзал) находится южнее путепровода. С обеих платформ устроены лестничные спуски на тротуары Сердобольской улицы. На станции 3 пути: два главных, на которые прибывают электропоезда и один для грузовых поездов, на него могут приниматься поезда весом до 3500 т. Этот путь отходит на Кушелевку к югу от станции.

Первое деревянное здание вокзала станции Ланская.
Фотография из железнодорожного музея г. Хювинкяя, Финляндия.
(Прислал М. Браудзе).

Вокзал станции Ланская, построен в 1910 г. по проекту архитектора Б. Гранхольма.
Из статьи А.В. Кобака "Ансамбль за окнами электрички." (ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПАНОРАМА N 1 1998 с. 34,35):
"Ланская демонстрирует рациональную ветвь "нового стиля". Здание, прислоненное к высокой железнодорожной насыпи, предельно аскетично. Его выразительность достигается строгим геометризмом объемов, живописно-асимметричным силуэтом и ритмом оконных проемов: прихотливо разбросанные по глади стен, они отражают внутреннюю структуру здания."

Электропоезд СР3-1270 отъезжает от станции Ланская в сторону Зеленогорска. Фото 50-х годов 20-го века из архива А. Шумкова. Слева и справа видны пути Приморской ветки (на Сестрорецк). Справа вдали видно здании электроподстанции.

Первая деревянная станция Ланская, как мы знаем, появилась к 1870 году на землях графов Ланских, так же как и Ланское шоссе - кратчайший путь к Каменноостровскому проспекту и в центр города. Рядом находилась Императорская лесотехническая академия. В ее парке произошла знаменитая дуэль в сентябре 1825 года между поручиком лейб-гвардии Семеновского полка К, Черновым и флигель-адъютантом поручиком лейб-гвардии Гусарского полка Владимиром Новосильцевым, окончившаяся смертью обоих дуэлянтов. В канун декабрьских событий 1825 года она имела политическую окраску. В 1834-1838 годах в память о сыне графиня Е. В. Новосильцева, урожденная Орлова, построила на месте его гибели церковь Князь Владимирскую и в комплексе с ней три здания богадельни по проекту архитектора И. И. Шарлеманя (пр. Энгельса, 1-3-5).

Станция Ланская была перестроена предпоследней из числа построенных архитектором Б. Грангольмом на этой линии. В ее архитектуре и деталях преобладают рационалистические тенденции архитектуры модерн с высоким качеством отделки деталей. Здание двух-трехэтажное, оштукатуренное, окрашено в два цвета. Цоколь облицован гранитом. Фасады из разнообразных по размерам и формам окон по вертикальным осям объединение групп окон темными плоскостями на cвeтлoм фоне стен, крыши повышенных объемов, завершенные шатром или щипцом и с группой чердачных окон, эркеры, балконы. Характерна мелкая расстекловка оконных заполнений в верхних их частях - распространенный прием в модерне, первоначально использованный австрийским архитектором И. Гофманом.

Архитектура станции Ланской - в стиле чистого модерна, и лишь щипцы да угловая башня свидетельствуют о романтических настроениях автора. Со стороны перрона здание выходит на его отметку вторым этажом из служебных помещений. Это объясняется строительством соединительной линии между Финляндской железной дорогой и Императорской Николаевской. У станции Ланской произошла стыковка новых путей с повышением полотна Финляндской железной дороги с появлением путепроводов-эстакад, предусматривающих в границах города развязку в разных уровнях с улицей Сердобольской, Лесным проспектом, Большим Сампсониевским, Институтским переулком, Земледельческим и прочими. От станции Ланской идет ответвление к станции Кушелевка - первой станции соединительной линии со стороны Финляндской железной дороги.

Чертеж вокзала на станции Ланская, 1909 г., подписанный архитектором Бруно Гранхольмом (можно ). Источник: Национальный архив Финляндии.

Исторические заметки

Вниманию Управления Финляндских жел. дор.

Как известно, местность, расположенная вблизи станции "Ланская", особенно в районе Выборгского шоссе, за последние годы сильно застроилась. Новые каменные и деревянные дома состоят из зимних квартир, занимаемых круглый год семьями лиц, вынужденных ежедневно бывать в Петербурге на службе и по делам.

Наиболее скорое и удобное сообщение с городом поддерживает Финляндская железная дорога.

К сожалению, в зимнее время, когда нужда в теплом, удобном и быстром сообщении среди жителей "Ланской" увеличивается, станция закрывается.

Десятки лиц, заинтересованных в непрерывности сообщения, обращаются к нам в редакцию с просьбами указать пути для исходатайствования остановки местных поездов на станции "Ланская" в течении зимнего сезона.

Полагая, что Управление дорог, закрывая вокзал по окончании летнего сезона, руководствуется экономическими соображениями, пассажиры ходатайствуют об оставлении на зиму вместо станции хотя бы одной платформы без штата станционных служащих и без продажи билетов, по примеру платформ "Графская" и "Дибуны".

Принимая во внимание, что исполнение этой просьбы не вызовет расходов для дороги, а напротив даст ей значительное число новых годовых и разовых пассажиров, мы не можем не присоединиться к настоящему ходатайству жителей "Ланской" и надеемся, что Управление Финляндских казенных железных дорог, вообще отзывчивое к удобствам публики, не откажет и здесь в доле своего внимания.

Жители всего района "Ланской" скажут ему большое спасибо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.