Кастель дель монте клетка. Замок Кастель-дель-Монте на юге Италии: описание, история

Замок Кастель-дель-Монте, что в переводе с итальянского означает «замок на горе», находится в провинции Бари, итальянского региона Апулия. Иногда замок именуют «короной Апулии». Это один из значимых и самых знаменитых замковых сооружений времен правления императора Фридриха II. В конце XX века он был признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История создания замка окутана завесой тайны. Возведенный в период между 1240 и 1250 годами, «замок на горе» является центральным объектом повествования множества легенд и мифов, касающихся причин постройки столь необычного сооружения, которые до сих пор неизвестны.

Двадцатипятиметровые стены замка выстраивают правильный октагон, в каждом углу которого находится башня, которая выше стен ровно на один метр. Интересно, что башни тоже имеют форму правильного восьмиугольника, а центральный портал строения направлен строго на восток.

В отличие от защитных и оборонительных сооружений тех времен, в Кастель-дель-Монте отсутствует искусственный ров, насыпной вал и подвесной мост, а винтовые лестницы внутри замка закручены не вправо, как принято во всех зданиях такого типа, а влево, по аналогии с природой, которая все закручивает именно так, будь то панцирь улитки или воронка в водоеме. Окна в башнях расположены таким образом, что лучи Солнца, проходя через них, превращают замок в огромные солнечные часы, календарь или какой-то другой астрономический прибор, назначение которого остается загадкой и сегодня.

Уникальный средневековый Кастель-дель-Монте является самым известным из многих замков, построенных в 13 веке в Италии Фридрихом II. Он занимался укреплением Адриатического побережья от вторжения. Замок на горе начал возводиться в начале века, вскоре после возвращения императора в королевство Сицилия из Германии. Фридрих усиливал северные прибрежные районы Сицилии. Следы его правления прослеживаются на Адриатике и Ионическом побережье. В Апулии он построил с нуля или восстановил крепости на горе Гаргано, в Монте-Сант-Анджело, Фьорентино ​​ в Лучера, в Мельфи, в Бари, в Барлетте, в Джоя-дель-Колле и других местах. Некоторые из них были на участках, укрепленных ранее нормандскими основателями королевства Сицилия. В целом, считая остров Сицилия, Калабрия и Апулия, Фредерик во время его правления построил или восстановил около двух десятков крепостей.

Уникальный средневековый замок на горе широко известен за пределами Италии благодаря своей уникальной восьмиугольной форме. Это одна из самых загадочных построек, выполненных по заказу Фридриха II. Замок, где, возможно, император никогда и не жил, но где, как ни парадоксально, воображение рисует его присутствие, предстает перед взором на высоте 540 метров над уровнем моря. В Кастель-дель-Монте ведет автомагистраль A16 Бари-Каноса, свернув с которой на трассу Андрия-Барлетта через 18 километров перед взором предстанет главная достопримечательность Апулии. Полное название замка — Санта-Мария-дель-Монте. Он был назван так в честь церкви, более ранней постройке, ныне утраченной.

История Кастель-дель-Монте

Возведение замка началось в 1240 и закончилось в 1249 году. Нет достаточных сведений о его изначальном предназначении. Вероятнее всего он замышлялся не как крепость. Отсутствуют типичные защитные сооружения, таких как рвы, разводные мосты, подземные проходы, позволяющие подтвердить гипотезу оборонительного назначения. Однако стены как внешнего, так и внутреннего периметров поражают своей толщиной в два с половиной метра. Есть некоторые свидетельства того, что замок был построен на месте более ранней нормандской крепости. В любом случае его расположение на горе, рядом с римской Траяновой дорогой, ведущей из Беневенто в Бриндизи, заполнило брешь в грандиозной цепи замков и крепостей, построенных Фридрихом. Да и расположение на вершине единственного высокого холма на огромной плоской равнине, несомненно, придает ему доминирующее значение.

Архитектурные особенности замка

С точки зрения архитектуры замок является одним из первых примеров готического стиля в Апулии. Это, однако, особая готика. Вся структура восьмиугольная. Замок построен в форме восьмиугольника с диагональю 56 метров, к каждому углу которого пристроены октагональные башни. Внутренний двор также является восьмиугольником. Вход обрамляет великолепный арочный портал. Главные ворота, поддерживаемые львами, обращены к морю на восток. Между внешними башнями находятся готические окна, обрамленные элегантными колоннами из розового мрамора с капителями. Окно над главным входом шире, чем с других сторон, и обрамлено узорами. На каждом из двух этажей замка располагаются по восемь больших комнат. Колонны из красного мрамора с коринфскими капителями расположены в углах комнат, поддерживая сводчатые потолки, украшенные узорным орнаментом. Широкие мраморные ступени ведут к окнам. Кое-где сохранились фрагменты подлинного мозаичного пола.

Загадка формы основания замка беспрерывно интерпретируется всевозможными эзотерическими, астрологическими и геометрическими теориями. Нумерология и магико-мистическая символика «восьмерки» в Кастель-дель-Монте не дает покоя любителям сверхъестественных теорий. Число 8 имеет светское, религиозное и мифологическое значение.

Возможный символизм в восьмиугольной архитектуре замка:

  • перевернутый символ бесконечности;
  • объединение божественной бесконечности и смертности человека;
  • элемент последовательности чисел Фибоначчи;
  • символ гармонии;
  • число божественного правосудия;
  • 8 ангелов, несущих арш в исламе;
  • число направлений компаса;
  • музыкальный интервал октава;
  • буддийское колесо жизни с восемью спицами дхамма чакра;
  • магическое небесное число;
  • великая восьмерка из египетской мифологии огдоада;

Император Фридрих II Гогенштауфен

Удивительна фигура основателя замка. Будучи внуком Фридриха I Барбаросса, утонувшего в 1190 году во время своего третьего крестового похода в Палестину, сыном Генриха VI и его супруги Констанции, Фридрих стал королем Сицилии в возрасте 4 лет. У него было много времени, чтобы совершенствоваться в абсолютной монархии на своем пути к управлению Священной Римской империей. Будучи в официальных браках четыре раза и имея связи на стороне, он оставил миру не менее 20 потомков. Он был не типичным правителем: он свободно говорил на шести языках, включая арабский, на котором читал Коран, проявлял интерес к медицине, разбирался в философии, писал стихи и чтил науки.

Фридрих II (император Священной Римской империи)

Византийцы и норманны до него оставили великолепную церковную архитектуру в Апулии, а Фридрих II добавил к этому собор Альтамуры. Однако его настоящей слабостью было возведение замков, часть из которых эксплуатировалась в качестве охотничьих домиков. Он построил около 200 крепостей на юге Италии и на Сицилии, некоторые из которых были настолько большими, что больше походили на дворцы.

Оставленный без надлежащего ухода с восемнадцатого века, замок был опустошен, лишен мрамора и мебели, а в довершении всего служил в разные периоды убежищем для пастухов, бандитов и беженцев. В 1876 году, не дожидаясь окончательного разрушения, его выкупило итальянское правительство. Восстановительные работы велись параллельно с должными научно-исследовательскими исследованием, начиная с 1928 года до восьмидесятых годов прошлого века. За свою уникальность ЮНЕСКО включила в 1996 году Кастель-дель-Монте в список объектов всемирного наследия. Замок удостоился чести разместиться на итальянском евро-центе.

Режим работы замка

Открыт: с 9:00 до 18:30 — 1 октября по 31 марта, с 10:15 до 19:45 — с 1 апреля по 30 сентября. Закрыт для посещение с 25 декабря по 2 мая. Экскурсии стоят 2.5 евро (для студентов) и 5 евро (для взрослых).

Что-то мы давненько на ВО не обращали свое внимание на замки, а ведь их так много, что… обо всех ну просто не расскажешь. Вдумайтесь только: во Франции сегодня их более 600, но раньше было еще больше – около 6000! В Испании их более 2000, причем 250 находятся в целости и сохранности. А есть еще Англия, Германия, Чехия и даже все та же Польша, где высится один из самых больших кирпичных замков мира – замок Мариенбург. В Калининградской области руины древних замков высятся повсюду, а в одном из них – Шаакене, разыгрываются занятные «средневековые представления» с самой настоящей «рыцарской хреновухой», пивом и жареной сельдью. И каждый, кстати, неповторим, потому как построены они были в разных местах, в разное время и из разных материалов. Да и средствами их строители располагали тоже разными. Например, замок Бомарис в Англии выстроили всего за каких-то 18 месяцев, с 1278 по 1280 год, а все потому, что трудились над ним 400 каменщиков и 1000 чернорабочих, а всего работавших там было более 2000 человек. А теперь посмотрим, во что обходилось прокормление такой оравы: зерна по пол-литра на человека в день (1800 гектолитров за полгода!), а еще мясо, пиво, соленая рыба. Так что неудивительно, что замок отца – короля Генриха, его сынок – Ричард Львиное Сердце оплачивал потом целых 12 лет!

Вот так выглядит замок Кастель-дель-Монте, расположенный на невысоком холме посреди равнины и цветущих фруктовых садов.


Ну, а так он выглядит сегодня сверху.

Существовали замки-крепости и замки для проживания, известны «королевские замки» и замки, принадлежавшие сеньорам, замки о которых все известно и замки, наполненные тайнами. И вот об одном из таких замков и пойдет сегодня наш рассказ. А называется этот замок Кастель-дель-Монте, что по-итальянски означает «замок на горе» или «горный замок».


Сохранился до наших дней он очень хорошо, да и не удивительно. Осадам он ни разу не подвергался, никто в нем не жил, деревенских жителей, которые могли бы разобрать его на камни, рядом не было.

Находится замок на юге Италии, всего лишь в 16 км от города Андрия, так что добраться до него труда не представляет. Ну, а интересен он в первую очередь тем, что это память об императоре Фридрихе II Гогенштауфене, которого современники называли кто «крестоносцем без креста и без похода», тогда как другие (понятно, что в первую очередь это были его придворные поэты и сами придворные!) пышно величали «Чудом мира».


Изображение Фридриха II из его книги «De arte venandi cum avibus» («Об искусстве охоты с птицами»), конец XIII века. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

Сооружали его (если сравнить с тем же Бомарисом) довольно долго, с 1240 по 1250 год. Орды монголов разоряли поля и города Европы, повсюду лилась кровь, а тут люди обтесывали себе камни, мешали известку и не очень-то и торопясь возили на постройку камень. Обычная накладка на упряжку из двух быков составляла 2.5 тонны, но проехать с таким грузом они могли не более 15 км в день, так что нетрудно себе представить, сколько сил и времени заняла перевозка сюда на равнину одного лишь строительного материала. Архитектор замка неизвестен (хотя и возможно, что участвовал в строительстве и сам Фридрих). Сначала замку дали название castrum Sancta Maria de Monte по имени расположенного там же монастыря Мария-дель-Монте. Но от него ничего не осталось, так что с точностью этого утверждать нельзя. Принято считать, что это один из самых выдающихся замков эпохи жизни императора Фридриха II. Есть у замка и еще одно название – «Корона Апулии», что определенным образом связано с его формой. Здесь нужно сказать, что император Фридрих был известен современникам как один из самых образованных людей того времени, что он мог говорить на греческом и арабском языках, ну и, конечно, писал и говорил на латыни и приглашал к своему двору поэтов и художников как с Запада, так и с Востока. При его дворе проводились математические состязания, в которых принимал участие знаменитый математик Фибоначчи, и, возможно, это каким-то образом повлияло и на строгую архитектурную форму замка.


Вход в замок был явно предназначен только для людей, а не для лошадей и это в то время, когда вся знать передвигалась только верхом. Даже женщины.

Дело в том, что Кастель-дель-Монте имеет вид правильного восьмиугольника высотой 25 м, по углам которого высятся башни, также построенные в виде восьмиугольников высотой 26 м. Длина каждой из сторон основного восьмиугольника равна 16,5 м, а длины сторон восьмиугольных малых башен равна 3,1 м. Главный вход в замок ориентирован на восток и находится между двумя башнями. Другой вход находится прямо напротив первого.


Так выглядел этот замок в 1898 году.

Хотя Кастель-дель-Монте называют замком, это сооружение в точном смысле этого слова замком не является. У него нет рва, вала, нет и подъемного моста. В нем нет ни помещений для припасов, ни конюшен, ни кухни. Вход в него оформлен как портал готического собора. И уж совсем непонятно его функциональное предназначение. Высказывалось предположение, что возможно, он должен был стать охотничьей резиденцией императора, но его внутренние покои, по мнению ряда исследователей, были уж слишком богато отделаны и обставлены для простого «охотничьего домика».


Вход напоминает портал собора.

Чисто конструктивно Кастель-дель-Монте – это двухэтажное строение из камня, имеющее плоскую крышу. Точно на половине его высоты по всему периметру идет небольшой карниз, делящий этажи. Второй карниз, что отделяет цоколь здания, проходит на высоте около 2 м. Поскольку «замок» имеет форму восьмигранника, то и его внутренний двор имеет такую же форму правильного восьмиугольника.


Входим в его внутренний двор…


… смотрим вверх и видим правильный восьмиугольник!

Все здание замка выглядит как один единый монолит, да таковым по сути дело оно и является. Выстроен он из отшлифованных известняковых блоков, но вот колонны, обрамления замковых окон и его порталы сделаны из мрамора. На внешней стене расположены по два окна - с одной аркой на первом этаже и с двумя на втором. Но почему-то одно окно второго этажа, выходящее на север, имеет три арки.


План замка по-своему тоже загадка. Ну почему бы не соединить проходами все помещения? Зачем было делать именно так?

А теперь немного посчитаем и выясним, что вся постройка связана с цифрой восемь, а она в нумерологии является символом мира и бесконечности, и находится между миром Неба и Земли. Все это попахивает самым настоящим оккультизмом. А к нему Фридрих был весьма склонен. И вообще он был большой рационалист. Например, он отрицал божественное происхождение стигматов Франциска Ассизского – случай для христианина беспрецедентный, причем на том основании, что, дескать, появились они у него на ладонях, а Христа не могли прибить к кресту таким образом, так как кости ладони не прочные и не выдержали бы веса его тела! Истинно божественные стигматы должны были бы появиться на запястьях, между лучевой и локтевой костями!


Внешние окна первого и второго этажей.

16 внутренних помещений замка имеют форму правильных трапеций, числом по восемь на каждом этаже. При этом в угловых башенках расположены гардеробы, туалеты и, ведущие наверх, винтовые лестницы. Интересно, что эти лестницы закручиваются не вправо, как это было бы принято по моде тех лет для целей обороны, а влево, словно панцирь у улитки. Причем известно, что сам Фридрих левшой не был.


Лестница для левши?

Во внутренний двор замка ведут три портала первого этажа, но кроме них, на уровне второго этажа также есть три двери, которые должны были выходить на кольцевой деревянный балкон, который до сегодняшнего дня не сохранился. Есть в стенах, выходящих во двор, и маленькие окна. Таким образом свет проникает в его внутренние помещения и через внешнюю, и через внутреннюю стену. Зубцовки ни на стенах, ни по периметру башенок предусмотрено не было и… законным образом возникает вопрос, а каким образом люди, которые должны были проживать в этом замке, вознамерились бы в случае необходимости его защищать?


Окно второго этажа. Вид изнутри.

Хотя все помещения, как на первом, так и на втором этажах, имеют одинаковую для всех форму, друг от друга они все же отличаются расположением входных дверей. У двух залов первого этажа есть выходы за пределы замка через восточный и западный порталы, но у них нет выходов во внутренний двор, хотя из них есть двери в другие залы. То есть из зала №2 ты никак кроме как через двор в зал №3 не попадешь, хотя разделяет их только стена. Нужно выйти во двор, пройти в зал №4 и уже из него попасть в зал №3! Зато из комнаты №4 вы можете свободно прости в комнаты 5,6,7,8. То есть кроме проходных залов, у которых по 2-3 двери, в замке есть и такие, в которых наличествует всего одна дверь. И таких залов 4 - опять-таки по два на каждом из этажей. В каждом из этих 4 залов есть камин и ход в туалет, расположенный в смежной с ним башне. Туалеты устроены таким образом, что хорошо проветривались через отдушины в стенах и даже – о, чудо тогдашней архитектуры и строительного искусства, – могли промываться водой из баков, находившихся на крыше. Есть зал, который обычно называют тронным. Его окно выходит на восток и находится над главным порталом. Однако в нем нет ни камина, ни туалета.


Типичный готический крестокупольный свод.

А теперь самое интересное: вот эти самые окна в стенах первого и второго этажей. Через них в каждое помещение на втором этаже прямой солнечный свет обязательно проникает два раза в сутки весь год, а вот на первом этаже такое происходит только летом. То есть, что получается? Верхняя часть замка - это по сути огромные солнечные часы, а первый этаж так и вовсе может служить календарем. То есть весь этот замок, есть не что иное, как гигантский астрономический прибор? Вполне возможно. Документов о его постройке не сохранилось. Вернее, есть один документ от 29 января 1240 г., в котором император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен приказывает губернатору и судье Ричарду де Монтефуссолу купить известку, камень и все необходимое для строительства. Есть еще документ от 1241-1246 гг. – «Список укреплений, требующих починки». Но в нем Кастель-дель-Монте уже указан как построенный, а не строящийся замок. Нет и никаких подтверждений того, что Фридрих II вообще хоть когда-то бывал в этом замке или же использовал его как свою охотничью резиденцию. А в 1250 г. Фридрих II вообще умер и замок перешел к его сыновьям.


Фридрих хотя и был рыцарем, но воевать не любил. Добивался своих целей переговорами. Поэтому его биографам приходилось прибегать к откровенным подделкам. Например, на этой миниатюре, изображающей битву при Джильо (1241), Фридрих изображен слева в шлеме с короной, хотя на самом деле он в ней не участвовал. «Новая хроника» Джованни Виллани. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

Тут-то и подтвердилась правота поговорки, что «природа на детях отдыхает». Если Фридрих успешно противостоял двум Папам, трижды подвергался отлучению от церкви, без войны сумел вернуть христианам Иерусалим, подписав с султаном аль Камилем соглашение о передачи им святых мест Палестины, то сын его Манфред умер, так и не добившись трона Сицилии и Неаполя, а его малолетних детей: Фридриха, Генриха и Энцо его победитель Карл Анжуйский заточил в этот замок на целые 33 года. А потом этот замок был и вовсе заброшен и его лишь изредка использовали для свадебных церемоний, а еще там спасалась местная знать от чумы.


Такие вот «головки» в архитектуре того времени использовались очень часто.

В 1876 году замок был приобретен государством, отреставрирован и приведен в порядок., а 1996 году ЮНЕСКО внесло его в список всемирного наследия, так что за ним сегодня следят, приводят в порядок, а поток туристов к нему не ослабевает!


Макет замка Кастель-дель-Монте фирмы Aedes Ars.

П.С. Нет возможности вот так просто взять и поехать посмотреть этот замок? Тогда к вашим услугам его… макет в масштабе 1:150, который собирается из маленьких кирпичиков! Вот до чего дошли нынче люди – предлагают и такие оригинальные «сборные модели». О качестве можно судить по фотографии. Производитель – испанская фирма Aedes Ars, ну а само фото собранного замка нам любезно предоставила фирма «Верфь на столе».

Кастель дель Монте — один из самых знаменитых и одновременно самых загадочных замков в мире. Он стоит на высоком холме недалеко от города Андрия и буквально царит над окружающим ландшафтом. Именно от такого месторасположения и происходит название крепости, которое можно перевести с итальянского, как «замок на горе» или Нагорный замок. А местные жители гордо именуют его Crown Puglia, что означает «Корона Апулии», действительно, издалека замок очень напоминает корону.

Согласно историческим документам, сооружение, ныне именуемое Нагорным замком, было основано по приказу императора Фридриха II Гогенштауфена в 1240 году. Император Генрих был одной из самых таинственных фигур средневековья. В отличие от многих своих предшественников и наследников, он был прекрасно образован и всю жизнь более увлекался науками, чем ратным делом или государственными делами.

Император был очень дружен с Генрихом фон Зальцем - великим магистром тевтонского ордена, и говорят, сам достиг высших степеней посвящения. В частности, есть сведения, что в 1228 году Фридрих II председательствовал на тайном «круглом столе», участниками которого были представители всех крупнейших рыцарских орденов той эпохи, в том числе и исламских. Какие секреты обсуждались на этом собрании, остается только догадываться.

Так или иначе, Кастель дель Монте как нельзя лучше отвечал вкусам этого странного монарха. Сооружение не слишком походит на традиционный замок. К примеру, в нем отсутствует ров, защитный вал и подъемный мост. Складывается впечатление, что замок был построен с несколько иными, чем оборонительные, целями. К тому же, в плане он представляет собой правильный восьмигранник, что также нехарактерно для замковой архитектуры не только того времени, но и замковой архитектуры вообще. В форме восьмигранника часто строили культовые сооружения, но никак не военные.

Официальные исторические источники утверждают, что Нагорный замок служил императору охотничьей резиденцией, однако, верится в это с трудом. В замке нет ни больших конюшен, ни мест, где можно было бы хранить припасы, а интерьер его некогда утопал в роскоши, что не имело ничего общего с традиционным убранством охотничьих домиков, даже императорских.

Строительным материалом для замка послужил светло-серый известняк, а все дверные и оконные проемы облицованы похожим по цвету мрамором. Главным входом в цитадель служил восточный портал, однако существовал и второй, прорубленный в противоположной западной стене.

Издалека Кастель дель Монте выглядит единым серым монолитом, так как в каждой из восьми стен замка расположено всего по два окна, которые выглядят непропорционально маленькими для такой громады. На первом этаже оконные проемы имеют форму одинарной арки, а на втором — двойной. Самое широкое окно, имеющее целых три арки, расположено на втором этаже северной стены.

Глухие, не имеющие ни окон, ни дверей, башни замка ранее служили хозяйственными помещениями, в них располагались винтовые лестницы, а также уборные, гардеробные и кладовки. Все залы внутренних помещений имеют одинаковую форму и отличаются друг от друга лишь расположением дверных проемов, образуя своеобразный лабиринт, выход из которого найти совсем непросто.

Ученые до сих пор спорят, с чем связана такая необычная планировка, и для чего понадобилось так запутывать посетителей этого геометрически безупречного строения. Многие исследователи склоняются к мысли, что Кастель дель Монте был своего рода научным храмом, где каждая деталь несла в себе глубокий философский смысл.

К примеру, винтовые лестницы замка закручены не вправо, как того требуют правила ведения боя, а влево, как раковина у улитки.

К тому же внешнее двухэтажное здание, как нередко бывает, это лишь вершина айсберга. Предания гласят, что в замке существовала обширная сеть подземелий, откуда многокилометровые подземные ходы связывали Кастель дель Монте с соседними городами и даже весьма отдаленными замками.

Кастель дель Монте - единственный европейский замок, построенный в форме восьмигранника. Такую же форму в плане имеют и его восемь башен. Во внутреннем дворе, разумеется, также восьмиугольном, некогда располагался восьмиугольный бассейн. Он был вырезан из мраморного монолита и предположительно служил для, так называемого «Крещения в Мудрости» - обряда, распространенного у тамплиеров. (Между прочим, по невыясненной причине, архитектор замка покончил с собой, вскрыв себе вены именно в этом бассейне).

Всего в замке 16 залов, по 8 на каждом этаже. Все украшения стен, так же несут в себе число восемь – 8 листьев аканта на капители каждой колонны, 8 четырехлистных цветка на тимпанах. В общем, это число здесь представлено везде, в бесчисленных вариантах и комбинациях.

Откуда же возникла такая любовь к восьмерке? В нумерологии это число с одной стороны связано с бесконечностью, а с другой — служит своеобразным посредником между земным и небесным миром. Это ключевое число космических законов. В христианстве число 8 ассоциируется со вторым пришествием Христа, которое часто именуют Восьмым днем Творения. Именно поэтому крестильные купели нередко имеют восьмиугольную форму. Также, восьмиугольник – это символ лабиринта, а значит, вечного путешествия человека от рождения до смерти.

Но и это еще не все странности. Есть весьма убедительная гипотеза, что Кастель дель Монте мог быть своеобразной астрономической лабораторией. Строгая ориентация по сторонам света и четко выверенное расположение окон дают очень интересную игру света и тени, что особенно заметно в дни осеннего и весеннего равноденствий.

23 сентября и 20 марта тень замка с 11 до 13 часов располагается точно под углом в 45 градусов к стенам, а 22 декабря и 22 июня (в дни солнцестояния) стены отбрасывают ровную прямоугольную тень. При этом сам замок находится строго в центре идеального прямоугольника.

Во все помещения второго этажа солнце проникает дважды в сутки, а на первый этаж только летом. А вот в дни солнцеворота все залы нижнего этажа замка освещаются одинаково по времени и интенсивности. Таким образом, можно сказать, что первый этаж – это импровизированный календарь, а второй – своеобразные солнечные часы.

После открытия этих удивительных закономерностей, ученые пришли к выводу, что Кастель дель Монте воплощает в себе глубокое сакральное знание. В пользу этой гипотезы говорит и еще один факт — в замке почти нет больших каминов, предназначенных для отопления залов или приготовления пищи, зато в изобилии встречаются маленькие, пригодные, разве что, для магических обрядов и алхимических опытов.

Однако после смерти императора Фридриха II, Нагорный замок редко посещался венценосными особами. Время от времени его использовали в качестве места проведения свадеб и прочих торжеств. К XVII веку замок оказался в полном запустении, был разграблен, а потом превращен в тюрьму. Лишь в 1876 году он перешел в собственность итальянского государства, после чего началась его долгая реставрация. В начале ХХ века Кастель дель Монте был открыт для туристов.

Своей необычной архитектурой замок привлекает многих людей искусства, в частности, именно его странная внутренняя планировка послужила основой для создания таинственного зала монастырской библиотеки в известнейшем фильме «Имя розы».

С 1996 года замок внесен в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Но даже сейчас, превратившись в одну из самых популярных достопримечательностей южной Италии, Кастель дель Монте не торопится открывать любопытствующим все свои тайны. Остается надеяться, что однажды найдется тот ученый, который сможет увязать воедино все странности и закономерности архитектуры этой загадочной цитадели и, наконец, разгадать ее истинное предназначение.

Кастель дель Монте по праву называют Короной Апулии. Его восьмиугольная форма, отсутствие коридоров, обрамление в виде восьмиугольных башен, восьмиугольный внутренний двор и фонтан - все это наводит на мысль о тайном послании. Кому и от кого? Почему владелец замка, Император Священной Римской империи носил на правой руке перстень, украшенный граненым изумрудом с восемью золотыми лепестками?

Смерть Императора

В конце ноября 1250 года, во время очередной охоты в лесах любимой Апулии, Фридрих II внезапно почувствовал странную слабость и боль в животе. Вскоре боль и лихорадка стали невыносимы и император повелел остановиться на полпути, в изысканном домус ареа (ныне - Торремаджоре). Это место стало последним приютом для императора: дизентерия медленно сжигала ослабшее тело и 13 декабря свет погас в его очах. Ходили слухи, что император был отравлен своим незаконным сыном Манфредом...

Замок императора строился 10 лет. Его геометрически замысловатая конструкция до сих пор является поводом для дискуссий. Император Фридрих II, как известно, будучи образованным человеком и меценатом, создал при дворе математическую школу, в работе которой принимал участие великий Фибоначчи.

Однако столь необычный для Апулии замок-дворец вполне вписывается в символику веры: восьмиугольник является символом воскресения и возрождения. Древние религиозные храмы часто включали архитектурные композиции в виде квадрата (прямоугольного основания), над которым располагается сфера или круг: квадрат является символом земного, а круг олицетворяет небо. Между ними иногда стояла переходная фигура восьмиугольника, которая могла символизировать положение человека. Достаточно вспомнить древние базилики и крестильни IV в. (баптистерии), аналогичная форма которых подчеркивала важность крещения как акта единения человека с Богом, временного с вечным.

Известно, что Фридрих II, будучи в Иерусалиме, был восхищен видом святилища Купол скалы на Храмовой горе. Ахенская капелла, в которой был коронован император, также имеет восьмиугольную форму. Даже сложение чисел даты смерти императора (1250) дает волшебную цифру 8. Если этого мало, то можно добавить, что Фридрих II носил восьмиконечную корону.

Замок или крепость?

Замок был облицован мрамором - очень необычное для тех времен приложение благородного камня в оборонительном строительстве. Замок не был защищен рвом и земляным валом. Нет складских помещений для амуниций, нет ничего, напоминающего о том, что защитники готовились к осаде. Даже раскрутка винтовых лестниц не соответствовала правилу свободы правой руки при обороне. Бойницы отсутствуют, а окна замка чересчур велики, что легко можно было бы использовать как слабое место при желании поджечь здание снаружи.Такое показное легкомыслие можно воспринимать как послание: Фридрих II не боялся никого, хотя врагов у него было немало.

В Кастель дель Монте находились немногочисленные члены императорской свиты. Расположение замка на вершине холма позволяло контролировать всю округу. К замку могли подойти лишь проверенные и доверенные лица, а прислуга состояла не из местных крестьян и ремесленников, но из жителей удаленных городов Монополи, Битонто и Битетто. Это означает, что за стенами замка могли происходить тайные встречи, могли проводиться необычные религиозные обряды или алхимические эксперименты.

Алхимия

Вполне возможно, что в замке проводились опыты по превращению металла. Маленькие камины в комнатах замка не были приспособлены для приема большого количества гостей и пышных банкетов. Зато они отлично подходили для подогрева реактивов, а стратегическое положение замка не давало возможности посторонним почувствовать необычный запах гари. В нишах вполне могли поместиться дистилляторы и горнила для разогрева.

В замке по ночам проводились смелые эксперименты по трансмутации презренного металла в золото и секретные поиски пятой неразрушимий субстанции. Замок был вполне пригоден для экспериментов и оккультных практик. Примечательно, что в свиту императора входил не кто иной как Микеле Ското - астролог, маг, гадатель - один из теоретиков алхимии. Трактаты этого ученого приносили императору неплохие дивиденды. Особенно тот, который описывает превращение меди в серебро.

Желание усовершенствовать материю, присущее алхимикам эпохи XIII - XVII вв., породило волну шарлатанства и откровенных спекуляций. Очень часто эти изыскания делались по заказу богатых и предприимчивых спонсоров.

Кастель дель Монте, несомненно, заслуживает внимания не только специалистов. По многочисленным свидетельствам туристов, при посещении замка возникает странное чувство беспокойства. Стены излучают необычную энергию и порой кажется, что полностью погружаешься в далекий мир XIII века со всеми его страстями, жестокостью, наивностью и причудами.

Замок находится под защитой ЮНЕСКО. С 1996 года он стал частью исторических объектов, охраняемых фондом Всемирного наследия.

Как добраться до Кастель дель Монте

Замок находится в коммуне Андрия, провинция Бари.

На автомобиле :

По автомагистрали А 14 Болонья - Таранто

По автомагистрали А 16 Бари - Неаполь, выход на: Andria-Barletta S.S. 170.

Галерея изображений замка Кастель дель Монте

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.