Путешествие по уралу на машине. Автопутешествие на Урал - i_tkachev

Если вы решили провести свой отпуск на Урале - замечательно! Осталось решить, чем именно и где вы хотите заняться, ведь Урал большой, очень большой! Простирается аж на 2 500 км от Северного Ледовитого океана на севере и до степей Казахстана на юге. Так что выбор за вами. Обзор начнём с юга (там, где потеплее).

Южный Урал

Самая южная и наиболее широкая часть Уральских гор. Из всех возможностей провести активно свой отпуск на Южном Урале сильно рекомендую сходить на сплав по реке Сакмаре - это красивейшая речка Башкирии и крупнейший приток Урала. Один из самых популярных маршрутов по Сакмаре, захватывающий самые живописные места, это маршрут 2-й категории сложности, начинающийся от с. Юлдыбаево. Ближайший крупный населённый пункт - это город Магнитогорск, чуть подальше Оренбург, Уфа, Челябинск. Проще всего нанять машину или «Газель», в зависимости от размера группы, которая довезёт вас прямо до реки. Очень здорово сплавляться по относительно спокойным рекам Башкирии на катамаранах.

Река Ай, Южный Урал © Андрей Микрюков

Это позволяет насладиться отпуском на все сто процентов: с катамарана удобно рыбачить, загорать, нырять в воду, да и просто спать, наконец! Ведь всякое ночью бывает: костёр, друзья, гитара - какой уж тут сон. А с другой стороны, и на порогах весело, ведь катамаран - это довольно устойчивое, стабильное судно, позволяющее преодолевать водные препятствия безопасно и с удовольствием (осторожно! даже катамаран при неумелом обращении можно перевернуть, пороги выше 3-ей категории сложности требуют должной подготовки участников и снаряжения). Но так как на вкус и цвет товарищей нет, чтобы любители байдарок на меня не обиделись - для них этот маршрут подойдёт ничуть не хуже.

На что обратить внимание: на воде очень просто сгореть, даже если вам кажется, что солнца почти нет, дует прохладный ветерок, и на дворе месяц май - все равно намажьте лицо кремом от загара. Вода (как и снег) хорошо отражает солнечные лучи, а ветерок охлаждает кожу, поэтому вы почувствовать не успеете, как поджаритесь. Ещё не забудьте захватить репелленты как от комаров, так и от клещей. На воде ни те, ни другие вас одолевать не будут, но если вы спите на берегу, не миновать вам участи быть съеденным! Увы, это касается практически всех путешествий по Уралу, особенно в период май-июль, когда активность насекомых наибольшая.

Не могу удержаться, чтобы не написать. Есть одно место на Южном Урале, куда можно ездить хоть каждый год, и зимой, и летом, очень его люблю - это национальный парк Таганай. Находится он чуть севернее старинного уральского города Златоуста. Возможностей для отдыха там масса: для любителей треккинга и скалолазания, для пенсионеров, для детей и любителей поесть лесной малины. Можно выбрать себе маршрут любой продолжительности - от 1-2 дней до недельных пеших (а зимой лыжных) походов. По всему парку имеется 5-6 приютов или кордонов, где можно разместиться на ночлег, приготовить еду, выспаться с комфортом и даже сходить в баню! Это очень удобно для тех, кто не любит таскать с собой палатку, а также открывает уникальные возможности радиальных вылазок для семей с детьми.


Большая Каменная река. Парк Таганай, Южный Урал © greenword.ru

Таганай удобен тем, что в нем очень компактно расположены все его вершины и достопримечательности: Двуглавая Сопка, Откликной Гребень (маршруты до 3а зимой!), Круглица (высшая точка 1 178 м), самая большая в мире Большая Каменная Река (скопление огромных каменных глыб весом 9-10 тонн протяжённостью 6 км и шириной до 200 метров). Не забудьте получить разрешение на посещение парка, заплатив сбор в размере 100 рублей со взрослого человека, дети - бесплатно. Добраться до Златоуста можно на поезде, автобусе или автомобиле (расстояние от Челябинска - 140 км, от Екатеринбурга - 270 км).

Средний Урал

Это наиболее низкая часть Уральских гор, ограниченная на севере вершиной Конжаковский камень и на юге горой Юрма. По этой же причине он является и наиболее освоенной частью хребта. Именно здесь пролегали первые пути освоителей Сибири и возникали первые поселения: города Верхотурье, Туринск, Нижний Тагил, Ирбит. И хотя горы тут и самые низкие, скучно вам точно не будет.

Сложно выделить какие-то конкретные маршруты. Средний Урал привлекателен своей доступностью, компактностью и большим разнообразием возможностей провести ваш выходной день. Абсолютно все перечисленные ниже варианты легко достижимы на автомобиле, а многие из них даже на электричке и автобусе. На некоторые «радости жизни» можно успеть даже после работы. Обожаю, например, за это окрестности Екатеринбурга! Живёшь себе, можно сказать, в мегаполисе, а вечером после работы прыг в машину и через пол часа-час сидишь возле костра под скалами и выбираешь, какой маршрут пролезть перед ужином.

Средний Урал - настоящая Мекка для скалолазов! Количество и разнообразие удивят даже искушённых. Не буду вдаваться в подробности, информации и ресурсов на эту тему масса. Просто перечислю одни из самых излюбленных мест для скалолазов: Арамашево, около 120 км от Екатеринбурга (маршруты до 8с), Аракульский шихан (до 7с+) около 130 км от Екатеринбурга, район Коуровки (целый район для лазанья, объединяющий Георгиевские скалы, Часовой камень, Слободской камень, Толстик) - около 90 км от Екатеринбурга на машине.


Также останутся довольны и любители отдыха на воде. Река Чусовая уже сама по себе легенда, о ней написаны целые книги, и от этого она не перестала быть одной из самых впечатляющих рек, даже за пределами Урала. Чусовая простирается более, чем на 700 км, но большой популярностью пользуется «середина» реки, именно там открываются самые живописные пейзажи, потрясающе красивые скальные берега. Вы сможете подобрать, исходя из своих возможностей и желаний, сплав от 1 дня до 2‑недельного похода продолжительностью более 200 км.


Парк «Оленьи Ручьи», Средний Урал © Андрей Микрюков

Есть ещё одно место, которое посещают ежегодно более 50 тысяч человек. Это «Оленьи Ручьи» - самый популярный природный парк в Свердловской области . Туристов он привлекает своей доступностью (от Екатеринбурга - всего 115 км) и разнообразием. Многочисленные живописные скалы, гроты, пещеры (Дружба, Аракаевская, Большой провал), чистая река Серга, которая отлично подходит для 2-3-х дневного сплава.

Северный Урал

Одно из самых удивительных и загадочных мест на планете и одно из Семи чудес России, находится в отдалённом и труднодоступном уголке Северного Урала. Как только не называют это место: Мань-Пупу-Нер (в переводе с языка манси это означает «Малая гора идолов»), Столбы выветривания, Болвано-Из, мансийские болваны, а туристы сократили название до простого «Пупы». Всего этих столбов семь, шесть выстроились ровно в ряд, а один - чуть в стороне. Высота их от 30 до 42 метров. Трудно поверить, но образовались они путём разрушения (выветривания) горных пород. Это место считается священным у народов манси, и с ним связано множество легенд. Девственная красота этого края сохранилась во многом благодаря его удалённости.


Столбы Мань-Пупу-Нер, Северный Урал © Дмитрий Успенский

Как добраться?

В радиусе сотни километров нет никаких населённых пунктов и что логично - нет и дорог тоже. Раньше была возможность вертолётной заброски, но есть информация, что посадки вертолёта временно запрещены из-за отсутствия посадочной площадки. Для пеших туристов есть два варианта, расскажу о них подробнее.

Первый вариант со стороны республики Коми: для начала вам нужно попасть в районный центр Троице-Печорск (до него ходит поезд из Сыктывкара), потом на автотранспорте до посёлка Якша, где можно договориться о заброске на моторной лодке вверх по Илычу почти 200 км, а потом ещё пешком 38 км.

Второй вариант со стороны Свердловской области ещё более длинный и тяжёлый: доезжаете до г. Ивдель на автобусе или поезде, а дальше теоретически есть возможность договориться на базе МЧС о вездеходной заброске до реки Ауспии (недешёвое удовольствие), ну и потом пешком через печально известный перевал Дятлова.

Важно знать, что Мань-Пупу-Нер находится на территории Печоро-Илычского заповедника, и для их посещения необходимо оформить разрешение!


Тундра, Северный Урал © Дмитрий Успенский

Конечно же на Северном Урале есть и не такие сложно достижимые красоты! Если у вас нет кучи времени, сил и денег, то самое время съездить на Конжаковский камень - высшую точку Свердловской области (1 569 м). Каждый год сотни спортсменов приезжают сюда, чтобы проверить свои силы в горном марафоне «Конжак», который проводится близ г. Карпинска в первую субботу июля. Это самый массовый (до двух тысяч участников) из всех 60 марафонов России (информация взята с официального сайта марафона). В 2013 году он получил статус всероссийского спортивного соревнования по альпинизму (скайраннингу). Для тех, кто не любит массового скопления людей и желает покорить Конжаковский камень в одиночестве, стоит приехать сюда в любое другое время, и тогда вы насладитесь тишиной и уединением. Доехать сюда не сложно, дороги есть: на автомобиле от Екатеринбурга около 460 км (через Краснотурьинск и Карпинск) или на поезде до Краснотурьинска, затем автобус до Карпинска, после пересесть на автобус до посёлка Кытлым.

На Северном Урале много магнитных отложений, компас начинает сходить с ума (стрелка крутится кругом), так что полезным будет научиться ориентироваться каким-то другим способом или взять с собой навигатор. Магниты спутникам не помеха.

Приполярный Урал


Гора Манарага, Приполярный Урал © Дмитрий Успенский

Предлагаем вам вырваться из мира цивилизации и с головой погрузиться в дикую природу самого большого и самого малолюдного национального парка России и Европы. «Югыдва» на языке коми означает «чистая вода». Площадь парка 18.941 км², что приблизительно равно площади Словении. Его территория включена в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Национальный парк располагается на границе Европы и Азии, на западных склонах Северного и Приполярного Урала. Самые красивые и известные вершины этого района - Красавица Манарага (в переводе с языка ненцев «медвежья лапа») и высшая точка Уральских гор - г. Народная (1 895 м). Находятся они в центральной части Приполярного Урала неподалёку друг от друга, так что смело можете планировать восхождения сразу на обе вершины. Они этого стоят!


Сплав, Приполярный Урал © Дмитрий Успенский

И в зимнее, и в летнее время на Приполярном Урале есть, чем заняться. Зима - это прежде всего лыжи, это может быть как лыжный автономный поход, так и радиальные скитур прогулки с проживанием на комфортабельной базе Желанное. Самое приятное зимнее время - это конец марта - начало апреля: световой день уже достаточно большой, погода заметно теплее, чем зимой, жутких морозов уже не будет, но и снежный покров ещё устойчивый (и даже очень приятный слежавшийся снег, по которому катить одно удовольствие). Летом интересно будет сплавиться по реке Косью с восхождением на Манарагу или просто совершить пеший поход.

Как добраться?

Приполярный Урал отличается от Южного Среднего довольно сложной транспортной доступностью - и это огромный плюс! Красивейшая природа, первозданная и нетронутая, сохранилась здесь именно благодаря этому. Самый простой и недорогой способ добраться в центральную часть Приполярного - это железная дорога до станции Инта, а вот дальше только вездеходная заброска. Предстоит преодолеть 130 км до базы Желанное (база Кожимского разведочно-добывающего предприятия). В Сети несложно найти их сайт, где помимо заброски вы ещё сможете забронировать проживание на базе в комфортабельной гостинице.

Обязательно оформление пропуска на территорию парка, озаботиться этим лучше заранее. Также для групп, планирующих восхождения, желательно иметь горелку с запасом топлива, так как в некоторых долинах, таких как Балабан-Ю, граница области леса находится далеко от водораздельных хребтов, и очевидны проблемы с дровами. Предмет первой необходимости во время летних путешествий по Приполярному - это противомоскитная сетка или накомарник, а также репелленты в большом количестве. Обычно июнь-июль месяц принадлежит комарам, а в августе комары исчезают и появляется мошка! Как хорошо, когда есть возможность выбора. :)))

Отдельно стоит отметить погодные условия в этом регионе. Здесь часты дожди, которые могут идти одновременно с туманом, ветром или снегом. В горах выпадение снега возможно в любой месяц лета. Учтите это при выборе снаряжения, и ваш поход не станет тяжёлым испытанием!

Приполярный Урал суров и прекрасен одновременно!

Полярный Урал

Ну вот мы и добрались на край земли! Большая часть территории Полярного совсем не заселена, слабо изучена и редко посещается туристами. Населённые пункты расположены, в основном, вдоль железной дороги и её ответвления. Климат здесь очень суровый, особенно в северной части Полярного, в декабре-феврале на предгорных равнинах морозы пересекают отметку -50°C. Зато в короткое приполярное лето температуры могут достигать +30°C! В сочетании с полярной ночью это даёт прекрасные возможности совершить путешествие практически без риска замёрзнуть (даже в Африке в горах снег, что же тогда говорить про край земли).

Запомните, что даже летом высоко в горах возможны снежные бураны! Для летнего путешествия стоит выбрать время в июле или первой половине августа, так как в конце августа уже начинаются первые заморозки, а в июне в горах ещё местами лежат снежники. Советую учесть ещё вот какой момент. Июль - разгар сезона насекомых, а их тут редкостно-пакостное множество: комары, мошки, слепни, оводы, мокрецы (это самый мелкий вид кровососущих насекомых, проникающий не только под одежду, но даже в сапоги!). Не знаю кому как, а по мне лучше немного помёрзнуть и попасть под первый снег, чем быть заживо съеденным, причём медленно и мучительно.

Если вы дочитали эту статью до конца, значит есть шансы, что вы всё же проведёте один из своих долгожданных отпусков где-то на просторах Урала!

Не нужно лететь на Юпитер за самыми удивительными открытиями. Они ближе, чем может показаться, они на земле наших предков – на Урале. Гостеприимство в этих краях славится издавна, величественная красота гор, хвойный воздух, прозрачные воды озер – это чудеса Урала.

Чтобы увидеть, как живет местность, можно отправиться в автомобильное путешествие на машине по Уралу. Единение с природой – вот главная задача такого рода путешествия. Обязательно возьмите в дорогу с собой мобильный телефон, аптечку, запасное колесо и инструменты, чтобы ничего не могло омрачить ваш отдых.

Итак, наше путешествие начинается со знакомством скал Ветлан, которая находится на берегу Вишеры. Добраться до этого места можно пешком, поднявшись по 700 ступеням. Ветлан – это отвесная система скалистых утесов , которая достигает в высоту 100 метров, протяженность ее вдоль реки – 1750 метров. С этой высоты откроется все величие Урала. Особенно завораживающим зрелищем будет тайга в дневное время суток, которую обрамляют горы.

Именно при солнечной погоде цвета наиболее четкие и яркие. Кроме этого с вершины можно увидеть и другого красавца – камень Полюд, расположен он на противоположном берегу реки. Над уровнем моря этот камень возвышается на 527 метров и является наивысшей точкой Полюдова кряжа.

Далее путешествие по южному Уралу на автомобиле приводит нас к Каменному городу, который отдалился от Красновишерска. Его еще называют . Природа, которая хаотично разбросала огромные камни, сделала это место очень похожим на город, со своими улочками,проходами, арками, лабиринтами и мостами. Ветер и вода также внесли свои коррективы. Так на камнях можно увидеть просто неповторимые узоры, которые образовались под влиянием природных стихий. Многие останцы даже получили свои имена, к примеру, есть здесь камень Черепаха.

Уникальным в своем роде является ледяной фонтан, который находится в Сибирке. Образован он человеком еще в 1976 году, когда в этом месте искали железную руду. Но как оказалось здесь можно найти только подземную реку. Тогда отверстие было заглушено, но мощный поток выбил заглушку. Было решено установить металлическую заглушку с отверстиями.

Благодаря такой конструкции и появился фонтан. Зимой фонтан особенно прекрасен, вода, замерзая, становится фигурой, в отдельные годы ее высота могла достигать 16 метров. Каждый год фигура мерзлого фонтана отличается, все зависит от температуры воздуха и направления ветра. Особенно удивительно и потрясающе выглядит фонтан в темное время суток.

Путешествие на машине по Уралу дает возможность увидеть многочисленные пещеры. Например, туристы очень любят бывать в Кунгурской пещере , которая расположилась недалеко от города Кунгур. Особенностью этих мест является то, что во время осмотра подземных озер и гротов можно увидеть покрытые льдом местности, причем и летом тоже.

Для похода в пещеры обязательно пригодятся теплые вещи. Также стоит помнить, что в пещерах есть места, где царит абсолютная темнота. Возьмите с собой фонарик, чтобы не попасть в дезориентацию.

На Южном Урале также есть карстовая пещера, которая вмещает в себя более 30 настенных рисунков. Название ее возраст ее примерно миллион лет. Эта пещера единственная в своем роде, где можно увидеть росписи времен каменного века. Протяженность ее более 2 км. Внутри пещеры протекает речка Шульган. Войти в пещеру можно через арку, достигающую в высоту 40 м.

На сегодняшний день изучено лишь полтора километра пещеры, остальная площадь пока остается загадкой. Кроме этого на входе в пещеру были выявлены следы пребывания людей. Так, здесь были найдены древесные угли, зола, которой уже более 15-17 тысяч лет, орудия быта и труда, охра.

Едим в Екатеринбург. Это место славится монументом границы Азии и Европы. Туристов привлекают эти места благодаря возможности побывать одновременно и в Европе, и в Азии, стоять разными ногами на землях разных материков. Открытие монумента было в 2008 году. Доехать на машине к этому места – не проблема. Вокруг памятника очень красивая и облагороженная местность, здесь можно увидеть клумбы, беседки.

Зачастую к монументу приезжают молодожены, которые решили соединить свои судьбы узами брака. В Екатеринбурге также можно увидеть и легендарную заводскую плотину, которая выполнена из лиственницы. Это место названо местом встреч и расставаний. В этом месте происходит все то, что заслуживает внимания.

Здесь проходят первые свидания, предложения руки и сердца, сюда приезжают студенты. А за всеми гостями «следят» Татищев и Генин, которые были основателями Екатеринбурга. Именно эти люди отдали приказ построить плотину в 1723 году. И именно с этого момента началось строительство самого города.

Далее наше путешествие на автомобиле по Уралу пролегает в сторону Челябинска к деревне Париж . Такое название было дано деревушке по просьбе жителей нагайбаков, которые в свое время проявили отвагу в войне с Наполеоном. Здесь предложены достопримечательности военной тематики, которые можно также увидеть и в Магнитогорске. Интересным в этом городе является «Меч фронту», монумент изображает кузнеца, передающего меч воину.

Тот самый меч в Волгограде поднимает памятник «Родина Мать». В 2005 году в селе прошло торжественное открытие вышки сотовой связи, которая точно повторила очертания Эйфелевой башни, только в уменьшенном варианте. Также в деревне Париж можно посетить краеведческий музей, который находится в центре села. Здесь собрана воедино вся история зарождения села, от основания до коллективизации. Вся информация помещена на стендах.

Авто путешествие по Уралу заканчивается на горнолыжном курорте Абзаково , где, поднявшись по канатной дороге на самую вершину, перед туристами откроется неповторимый вид, который просто захватывает дух.

За 17 минут езды вы сможете увидеть заснеженные горные склоны величественных гор Бикембет и Халмаурды, посмотреть на маршруты пролегания трасс, увидеть, как опытные и начинающие лыжники преодолевают горнолыжные трассы, а также сделать шикарные фото, которые пополнят ваш альбом с отдыха.

На Урале есть множество интересных мест, которые стоит увидеть. Мы описали лишь малость того, чем располагает Урал.

⇐ Предыдущая часть | ⇒

В заключительной части рассказа о поездке на Урал я подведу бухгалтерские итоги, расскажу во сколько может обойтись подобная недельная поездка на машине в погоне за пельменями. Опишу наш автомобильный быт и покажу сам автомобиль, куда мы на нем заезжали и зачем. Как застряли в Магнитогорске. Как дороги Владимирской области забрали у нас одно колесо. Как сломали Tilt-Shift объектив. Что такое башкирский буфет «Гузель» и многое другое.

По традиции, мы изменили наш маршрут уже во время поездки. Решили не ехать через север. По словам читателей, дорога там намного хуже, чем M-7. Итоговая карта передвижения:

1. Мы выехали в пять часов вечера и в полночь уже пили чай в Нижнем Новгороде вместе с знаменитым Лехой Лифановым lifanov_l_bpyc . Дело происходило в лаунж-баре «Bar Mesto». Там было вкусно и недешево, что не особо ложилось в нашу концепцию дешевых путешествий и питания в придорожных кафе. Заранее скажу, что это уже вторая концепция, которая рухнула вслед за первой - безалкогольной. Об этом ниже.

Федеральная трасса «Волга» М-7 от Москвы до Уфы скучна и волниста. Самый плохой участок дороги находится в Чувашии перед Чебоксарами. Удивительно, как дорога с федеральным значением может иметь такое убитое покрытие. По дороге туда (то есть в сторону Урала) было еще сносно, но одновременно невыносимо - сразу после Нижнего ввалил такой сильный снег, что четыре сотни километров до Казани мы ехали всю ночь. Видимость была нулевая, трафик тоже, куда ехать - не понятно. Зато снегом выровняло все колдобины и ямы. К тому времени, когда мы ехали обратно все растаяло, разжижилось и поползло. Я очень переживал за целостность дисков, но до Владимирской области они доехали благополучно.

Типичные пейзажи из окна:

2. От МКАДа до ЧКАДа проехали ровно 1790 километров. Ехали без ночевки около 30 часов.

3. Перед поездкой нас пугали башкирскими гаишниками, а вот про придорожные кафе ничего не говорили. Оказавшись в Башкортостане, мы сразу напряглись и включили двойной контроль дорожных знаков. Перед ответственным перегоном было решено отзавтракать в буфете «Гузель». Ощущения, как после бани прыгнуть в ледяное озеро, так после «Bar Mesto» позавтракать у Гузели. Помыть руки в туалете - 10 рублей с человека. Туалет - отдельностоящая постройка, закрываемая на ключ, который выдается на кассе. Курить в постройке запрещено, курение платное - 100 рублей. Еда так себе. «Из-за стола орать - это еще не заказ» - ответили мне на вопрос о готовности мант.

4. Ближе к Уралу пейзажи становились все живописнее и холмистее.

5. В Башкортостане порадовала забавная особенность расстановки дорожных знаков. Знаки обгон запрещен стоят исправно, а знаки отмены запрета куда-то все исчезли. Разметки тоже нет. И вот бывало ползешь себе 70 км/ч за грузовичком, дорога прямая, широкая и с ямами. А обогнать страшно - права жалко.

6. Дорога от Уфы до Челябинска хоть и идет через горы, но она не такая интересная, как дорога через Магнитогорск. Хотя, в обоих случаях мы так и не сделали ни одного кадра - виды вроде бы красивые, да снимать нечего.

7. Настоящая красота началась на производствах Урала. Именно промышленные виды, заводы и фабрики, были целью нашей поездки. За пять дней на Урале мы успели многое: посетить пять крупных производств черной и цветной металлургии, залезть на десяток челябинских крыш, накатать две тысячи километров между уральскими городами (логистика передвижения подкачала) и застрять на трамвайных путях в Магнитогорске.

В этот раз нам достался просторный и большой (по сравнению с предыдущей поездкой) автомобиль Chevrolet Orlando LTZ (максимальной комплектации).

2.0D Turbo, дизельный, 163 л.с. (120,0 кВт)
Автоматическая 6-ступенчатая коробка передач
Комплектация LTZ

9. На часть производств мы заезжали прямо на автомобиле и катались между грузовиков и бульдозеров. Особенно нарядная территория оказалась в Первоуральском новотрубном заводе и на Высоте 239. Там можно хоть свадьбы снимать. Стопроцентный арт.

10. Карабашмедь.

11. Добрые люди из руководства одного из металлургических комбинатов подарили нам большой том русской литературы. Внутри тома аккуратно лежала бутылка водки. После ледяных ночей служила средством профилактики ОРЗ. У нас же безалкогольный трип.

12. Открытием всей поездки стал, конечно, Магнитогорск. В него ведет идеальная дорога от Челябинска, которой позавидует вся Чувашия. По пути температура за бортом опускалась до -40º, на небе светила луна, а встречные машины встречались раз в час. Въехав в Магнитогорск, погода резко изменилась - потеплело сразу на 15º и пошел мелкий снег. Потом мы разобрались, что въехали в магнитогорские облака меткомбината. Город выглядел примерно так:

13. Магнитогорск - один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии, в морозные дни наполовину скрытый в облаках собственного производства. Мы заселились в неплохом отеле Корона на Комсомольской улице и в два часа ночи решили посмотреть город. В фойе вместе с охранником сидел его подвыпивший друг:
- Доброй ночи. Есть ли в городе смотровые площадки, откуда открывается хороший вид? - обратился я к компании.
- Е-е-есть, на том берегу. - протянул друг.
- На карте покажите? Мы бы туда сейчас прогулялись.
- Сейчас? Вы с ума сошли? Там же эти, заводские. Ну они все это, того, типа.
- Мы на машине.
- А-а-а, на машине, тогда другое дело. Мы думали вы так...

Со смотровой площадки открылась лишь часть Магнитогорска.

Часа в четыре ночи случилась забавная ситуация. Я решил развернуться через трамвайные пути - они были в один уровень с дорогой с накатанным снегом. Под снегом асфальт, прямо как у нас в Москве, подумал я, и развернулся. Мы сделали несколько фотографий и решили ехать в отель. Я начал еще раз разворачиваться и сел между рельсами. Оказалось, что никакого асфальта между путями нет, только снег. Коля толкал меня, толкал, да не вытолкал. Сели намертво, брюхом на рельсы.

Ночь с субботы на воскресение, на улице -36 градусов. Словно дракон пыхтит и рычит металлургический комбинат. В облаках пара и дыма со звуком пролетающего сверхзвукового истребителя извергается гигантский вулкан синего цвета. Потом гаснет, и вот уже в другой стороне вспыхивает яркое зарево - сливают шлак. На дороге никого, кроме белого Chevrolet Orlando поперек трамвайных путей. Утешало одно - солярки должно было хватить до утра, когда поедет первый трамвай с металлургами.

Вдруг остановилась крохотная легковушка. Открылось запотевшее окно водителя.
- Че, застряли?
- Да, а у вас трос есть?
- Троса нет, мы в аэропорт опаздываем.
- Ну может попробуем толкнуть быстро?
- Быстро только. - и откуда-то из машинки вышло целых пять человек!

Вшестером вытолкаем, подумал я! Но машина даже не сдвинулась с места. Ребята испачкались, пожелали нам успехов при встрече с утренними металлургами и уехали в аэропорт. С другой стороны остановился какой-то охранник на Ниве, но тоже без троса. Пришлось найти трос в нашей машине. Оказалось, что в аварийном наборе было все, даже жилетка с перчатками. Стали тянуть. Нива натужно ревела и глохла. Воняло сцеплением. В какой-то момент сложилось впечатление, что ВАЗ сейчас умрет, но все же отечественный автопром смог вернуть нас на дорогу. Я отблагодарил водителя и пообещал себе больше не разворачиваться через трамвайные пути в Магнитогорске.

14. Утром картина особенно не изменилась, поэтому мы проспали завтрак.

16. Вид из Европы в Азию. Город расположен на восточном склоне Южного Урала, на реке Урал (правый берег в Европе, левый - в Азии).

17. Хитрая штуковина в стиле диспетчерской вышки. Одна из немногих конструкций комбината, которую видно в облаках.

18. Было очень грустно уезжать из Магнитогорска. Город нам понравился. «Первый социалистический город на Урале» требовал к себе больше внимания, но дела в Москве не могли ждать. До дома оставалось 1600 километров пути.

19. Теперь несколько слов про Chevrolet Orlando. Несмотря на хороший передний обзор, снимать через лобовое стекло, увы, не получалось. Картинка плыла как при съемке через иллюминатор самолета.

20. В этот раз все наши вещи замечательно поместились в багажнике, даже челябинскому венику нашлось место. А бумбокс сломался и опять не поехал. Стоит отметить, что с каждой поездкой мы берем с собой все меньше и меньше ненужных вещей. Например, на Байкал, мы уже не стали брать два красных ведра.

Непростительным попустительством был то факт, что сверху на всю эту кучу добра мы клали свои фотоаппараты. Ночью, при разгрузке у отеля Магнитогорска одна из камер (Canon Mark III) вывалился и упал вниз Tilt-Shift объективом. Сломался фиксатор одной из подвижек. Воскресение официально было объявлено днем траура.

21. Вообще, Orlando - это 7-местный автомобиль. Задние сидения складываются, образуя ровный пол и довольно объемный багажник, но c высоким уровнем погрузки. Если сложить средний ряд, отодвинуть передние сидения и подложить что-то под голову, то можно спокойно двоим переночевать d машине (только при этом куда-то переложить все вещи).

22. Тот же ракурс, только сбоку.

23. Если использовать задние два кресла, то объем багажника сокращается до размеров бардачка. То есть в городе на автомобиле могут комфортно передвигаться 7 человек, а вот на дальняк - вариант сомнительный. Нужно как минимум ставить багажник на крышу.

24. Панель приборов не сильно отличается от Chevrolet Cruze. Все тот же стиль «трансформеров», похожие материалы отделки. В целом все удобно и уже привычно. Главное, что есть крутилка для регулировки громкости)

Я был очень рад, что нам достался дизельный автомобиль. Турбированный мотор мощностью 163 л/с с легкостью разгонял наш автобус в моменты обгона. С динамикой разгона проблем никаких не было. Ехать с таким мотором - одно удовольствие.

До Нижнего Новгорода дорога была ровная и без снега. Средний расход с учетом вечной пробки в Балашихе составил 6 литров на 100 км. В чувашскую метель и бездорожье расход увеличился до 6,6 литров. На всю поездку с остановками, съемками и Магнитогорском расход увеличился до 7,3.

25. Насколько я понимаю, платформа для этой машины досталась от Chevrolet Cruze, с некоторыми доработками корейских инженеров. Внешне машина похожа на кроссовер, но это впечатление обманчиво. Обзорность лучше, чем в у Cruze, выше посадка водителя, но дорожный просвет остался прежним. При этом работа подвески мне не понравилась. Даже на небольших колдобинах и выбоинах автомобиль с шумом встряхивался, звеня нашим безценным добром в багажнике. Плавность и мягкость хода у Chevrolet Cruze явно лучше. Может из-за того, что масса кузова меньше чем у Orlando, может в Южной Корее дороги ровнее, может потому что нам достался автомобиль с низкопрофильной резиной R18.

26. В центральной панели управления есть тайник. Мы даже успели позвонить в GM и возмутиться - современный автомобиль, а usb и aux выхода нет! Оказалось, что все спрятано в тайнике. Но опять же не предусмотрен вариант, чтобы можно было закрыть крышку, не убирая, например, провод с телефоном. Опытным путем мы выяснили, что если захлопывать крышку с силой, то проводок жалобно перегибается, но работать продолжает.

27. Подбираясь на обратном пути к Владимиру, на Яндексе была замечена десятикилометровая пробка. Стоять в ней решительно не хотелось, и мы двинули в объезд. Может по времени мы и не проиграли, но литой 18-дюймовый диск владимирская земля у нас забрала.

28. Не мы одни оказались такими умными и поехали в объезд. Вместе с сотней грузовиков и легковушек мы ползли по узкой и петляющей объездной дороге со скоростью не больше 40 км/ч. К таким высоким скоростям и такому трафику местный асфальт был явно не готов, поэтому весь развалился на куски. В одну из воронок угодили и мы, после чего в салон проник печальный звук спускаемого колеса.

29. У меня богатый опыт замены колес в самых мерзких условиях, но я не разу не пользовался «внешней» запаской, да еще во Владимирской области. Мысль о том, что сейчас нужно будет лезть в грязь под автомобиль и что-то там откручивать настроение не поднимала. После внимательного изучения системы крепления запасного колеса стало ясно, что ничего не ясно. Позвонили в GM. Оказалось все намного проще, чем мы думали - крепление колеса ослабляется специальным ключом прямо из багажника - под полом есть небольшой отсек для мелочевки, там же и болты крепления запасного колеса. Первый раз я столкнулся с такой системой. Может быть хрупкая девушка в одиночестве и не справится с заменой колеса, но взрослому мужику это точно по силам.

В очередной раз пригодились Колины суперфонарики. Мы встали в неудачном месте, прямо на повороте и заняли целую полосу. На обочине в грязевой жиже я бы не смог воспользоваться домкратом. Дополнительная подсветка треугольника делала свое дело. Водители притормаживали за сто метров до нашего автомобиля и медленно объезжали нас по встречке.

30. На замену колеса ушло полчаса. Когда мы собирались уезжать, в яму попал еще один гражданин. Также минус один диск и шина. Мы вернулись к коварной яме и поставили в нее набитую снегом бутылку от воды.

31. Привет дорожным службам Владимирской области!

32. Конец истории про вторую поездку по России.

Итоги путешествия.

График:
17 февраля. Старт вечером из Москвы. Поздний ужин в Нижнем Новгороде.
18 февраля. Без ночевок перегон до Челябинска. Завтрак у Гузели. Ближе к ночи заселение в гостинице Малахит в Челябинске.
19 февраля. Съемки города с крыш, отдых, еда.
20 февраля. Съемки города с крыш, съемки Челябинского металлургического комбината и Михеевского ГОКа.
21 февраля. Съемки города с крыш, съемки Высоты 239 и Карабашмеди.
22 февраля. Переезд в Первоуральск, съемки Первоуральского Новотрубного завода, перегон в Магнитогорск.
23 февраля. Ночные и дневные съемки в Магнитогорске. Выезд в Москву. Ужин в Уфе.
24 февраля. Ночевка в Казани, замена колеса под Владимиром и прибытие в Москву.

В машине мы провели 77 часов.

От МКАДа до МКАДа проехали красивые 5555 километров (на самом деле 5556, но я округлил).
Средний расход топлива составил 7,3 литра на 100 км.

Расходы в рублях:
12 990 - это чуть больше 400 литров солярки.
15 966 - продукты и питание в поездке. В этот раз мы питались как короли (кроме буфета Гузели, конечно). Самые дорогие пиры были в Екатеринбурге (счет 4 400), в Нижнем Новгороде (2 500 рублей) и ужин в Уфе (1 500 рублей).
2 466 - продукты, купленные в Москве.
23 200 - четыре ночи в Челябинске в гостинице Малахит. 5 800 рублей за номер, плюс завтраки.
3 900 - 4х местный номер в Магнитогорске, гостиница Корона.
1 650 - номер в дорожном отеле в Казани, название не помню.
3 765 - прочие расходы (канистра, которая опять не понадобилась, два раза мойка автомобиля, такси, благодарность водителю Нивы)
1 000 - штраф Коле за сон на заднем сидении в непристегнутом состоянии.
2 рубля - два кусочка сахара в кафе Казани.

Итого 64 939 на всех или 21 646 рублей на одного человека.

Вот и все. Спасибо за внимание!

На сегодняшний день, мы уже вернулись из мартовского путешествия по Байкалу и полуострову Ольхон. Три поездки позади. На следующей неделе смотрите фотографии льда и невероятной красоты Байкала. А этот пост я пишу в самолете Москва-Красноярск. Лечу к оленеводам на праздник.

Южный Урал богат на туристические походные маршруты.

Вершины Таганая, хребты Зюраткуля, скальные останцы горы Аракуль – есть где разгуляться! Близится время отпусков. И мы решили составить карту наиболее интересных пеших маршрутов по Южному Уралу. В этом нам помогают опытные путешественники, организаторы походов Евгений Коновалов и Александр Пшеничный, которые знают, что даже на известных маршрутах можно найти неизведанные тропы.

1. Шемахинская пещера*

Находится вблизи поселка Сказ Нязепетровского района. Летом пещера заполнена водой, которая зимой замерзает, превращая грот в сказочный ледяной город. Туристы могут прогуляться по чистейшему прозрачному полу изо льда, сфотографироваться с длинными сосульками. Кстати, недалеко от первой расположена вторая пещера, однако спуск в нее возможен только при наличии специального снаряжения и при определенной подготовке. Во второй пещере понравится тем, кому удается передвижение по-пластунски. Почти на всем протяжении подземелья придется ползти.

При путешествии к пещерам, можно ориентироваться на поселок Шемаха, доехав до него, узнать у местных жителей, как добраться до поселка Сказ, откуда лежит одна дорога до пещеры.


2. Сугомак*

Одни из наиболее известных и легкодоступных достопримечательностей на севере области – гора Сугомак и Сугомакская пещера, расположенные в окрестностях Кыштыма. Место хорошо тем, что в радиусе пары километров можно посетить несколько объектов – гору, озеро и пещеру.

Пещера – единственная на Урале, образованная водой в мраморной породе.

Подъем на гору Сугомак занимает не больше часа, тропа доступна детям и пенсионерам. С вершины открываются потрясающие виды на многочисленные озера нашего края, с этой вершины можно увидеть даже Увильды.

Севернее Сугомака возвышается гора Егоза. Это вершины одного хребта, они очень похожи друг на друга.

Кстати, по дороге на Сугомак можно заехать еще в одно удивительное место – каолиновый карьер. Туристы называют это место Русским Бали. Карьер был вырыт в 1945 году для добычи каолина – особого вида белой глины. Искусственный водоём с необычной голубой водой и белоснежными берегами – излюбленный фон для фотоснимков. Обычно фотографированием все дело и заканчивается. Считается, что в купаться в карьере небезопасно из-за опасных для здоровья химических соединений, обнаруженных в воде. Так что оказывается, не всякая белая глина полезна для организма!

Карьер расположен недалеко от поселка Каолиновый близ Кыштыма.

3. Шихан** и Аллаки*

Каслинский район богат на загадочные места. Так, многим известны каменные останцы на Шихане возле озера Аракуль. Сформирован Шихан огромными гранитными плитами и глыбами, будто бы вымытыми водой. Происхождение останцев неизвестно, некоторые отдельные исследователи даже предполагают, что они появились после Всемирного потопа. На камнях встречаются причудливые углубления – чаши.


В этом же районе есть и еще одно мистическое место, куда экскурсионные группы ездят реже. Это «каменные палатки» на берегу озера Большие Аллаки. На небольшом возвышении прижатые друг к другу стоят каменные глыбы, а вокруг ни одной скалы или горы – сплошная равнина. Археологи считают, что «каменный городок» выполнял роль святилища.

Чтобы добраться до причудливых камней, нужно следовать по трассе «Челябинск – Екатеринбург», не доезжая Тюбука, повернуть налево. Можно ориентироваться на поселок Красный партизан. Чтобы подняться на останцы Шихана можно доехать до поселка Вишневогорск, либо до Силача. От этих населенных пунктов следовать пешком.

4. Уреньга и Монблан***

Самый длинный хребет Челябинской области Уреньга берет свое начало прямо из города Златоуста. Наивысшая точка хребта – Вторая сопка (Голая гора), высота которой достигает 1 198 м. Именно с нее открывается великолепный вид на весь нацпарк «Таганай».


Чтобы подняться на вершину, нужно доехать до поселка Веселовка, оттуда на вершину ведет грунтовая дорога.

Кстати, в Челябинской области есть не только свой Париж, но и свой кусочек Альп. Одноименная с французской горой таганайская вершина Монблан – это то место, куда добирается не каждый турист. Причина в том, что Монблан расположен вдали от основных туристических троп. Однако сходить туда стоит! С горы видны все основные вершины Таганая. А вот самый простой и популярный маршрут Таганая – это Черная скала, восхождение не составит труда даже тем, кто впервые выбрался из уютной квартиры.

5. Большой Нургуш***

В другом нацпарке – «Зюраткуль» – расположилась самая высокая точка Челябинской области – 1 406 метров. Территориально – это Саткинский район. Поход на вершину станет знаковым событием, маршрут хорош для тех, кто хочет проверить свои силы перед более крутыми вершинами. Путешествие в одну сторону составит 14 км. Путь туристы начинают рано утром от приюта «У трех вершин», это же последнее место для отдыха перед восхождением, больше на пути туристов не встретиться теплого уголка. Здесь же лучше оставить тяжелые вещи, чтобы идти налегке. Опытные путешественники советуют отправляться на Большой Нургуш в летнее или зимнее время, хороша также поздняя осень. В межсезонье, когда в городе все растаяло, в горах еще самая вода, проваливаясь под снег, можно попасть ногой в ручей. Так что в этот период понадобиться взять запасную одежду и обувь.

6. Притесы на реке Ай*

Богаты на природные достопримечательности берега чистейших горных рек Сим и Ай.

В Катав-Ивановском районе в семи километрах от деревни Серпиевка на правом берегу реки Сим расположена одна из самых известных пещер Челябинской области – Игнатьевская. Здесь были обнаружены уникальные наскальные рисунки, которые, по мнению ученых, были начертаны от шести до восьми тысяч лет тому назад.

На берегу реки Ай на границе с Башкирией настоящий пещерный град – Сикияз-Тамакский пещерный комплекс, который насчитывает 42 отдельных грота.

Мы также рекомендуем посетить Большие каменные притесы, расположенные вдоль реки Ай. Это высокая и протяженная скальная стена, высотой до 100 метров, и вместе с тем природная смотровая площадка, откуда открываются чудесные виды на местные красоты.

7. Достопримечательности Миасса*

Прекрасный вид на жемчужину Урала – озеро Тургояк – открывается с Лысой горы. Отсюда также хорошо просматривается озеро Инышко. Отправляться в путь на гору следует прямо от самого озера Инышко.

В нескольких километрах от Лысой горы стоит еще одна интересная для посещения вершина – хребет Заозерный (Соколиные скалы).

8. Коркинский разрез*

Необычным маршрутом может стать посещение Коркинского разреза. Несмотря на то, что именно его подчас винят во всех экологических бедах жители Челябинска и близлежащих населенных пунктов, это удивительное место. Коркинский разрез – второй по величине в мире угольный карьер. Его глубина – более 500 метров, а диаметр воронки – полтора километра. Увидеть всю мощь и величие карьера лучше в безветренную погоду. В противном случае сложно будет что-либо рассмотреть из-за скопления в разрезе угольной пыли. Находится рядом с поселком Роза.

9. Аркаим**

Мало кто не слышал о древнем городище Аркаиме. Однако и здесь есть свои сюрпризы. Удивительно, что не все путешественники, приезжая на Аркаим, посещают само городище. Многие, добираясь до палаточного лагеря и сопок, считают, что побывали в месте силы. Но до самого городища, где сейчас представлена реконструкция жилищ аркаимцев, а ранее находились сами дома, нужно пройти несколько километров пешком (общий маршрут туда-обратно 5 км), экскурсию можно заказать в турбюро возле палаточного городка.

Обходят стороной и несколько далеких от лагеря вершин. Как правило, туристы взбираются на Шаманку, гору Любви, гору Покаяния, расположенных близ палаток. Редкий турист добирается до горы Разума, которая обосновалась в 16 км от лагеря. Считается, что эта гора дарует ясность ума, а путь к истинному знанию не бывает прост! У многих здесь начинается головокружение, ухудшается самочувствие – некоторые исследователи утверждают, что гора является источником излучения мощнейших энергетических потоков.

В семи километрах от лагеря стоит гора Семи печатей, которая считается местом, где может открыться «третий глаз». Маршруты в разные стороны от лагеря могут превратиться в интересные походы в рамках визита на Аркаим.

Кстати, речку Большую Караганку, огибающую городище Аркаим, эзотерики считают священной, и называют сестрой Ганга. Существует местное поверье, что чтобы помолодеть на один год, нужно опуститься в нее столько раз, сколько лет человеку.

Обозначения уровней сложности маршрутов:

* – легкий

** – средний

*** – тяжелый

В походах создаются семьи

Ребята из Челябинска профессионально организуют походы уже пару лет. Личный туристический опыт Евгения Коновалова и Александра Пшеничного – гораздо больше этого срока. В какой-то момент захотелось привлечь к активному отдыху окружающих. Так была создана фирма «Эверест», организующая походы, сплавы и другие мероприятия, как на Южном Урале, так и в интересных местах России.

Нашему региону есть чем похвастаться, со знанием говорит Евгений. По его мнению, Южный Урал богат на природные достопримечательности, мало кому уступит по их количеству.

– В России много мест с красивой природой. Но именно объектов для туризма в нашем регионе больше, чем в других субъектах страны. Это всевозможные пещеры, озера, которых у нас более трех тысяч и пр., – рассказывает Евгений Коновалов.

С ребятами не раз ходили в походы гости из других регионов. Специально чтобы посмотреть местные достопримечательности на Южный Урал приезжали туристы из Москвы, Йошкар-Олы, Архангельска, Санкт-Петербурга.

Основные туристы, путешествующие с «Эверестом» – это молодые люди, в возрасте до 30 лет, причем в большинстве своем это те, кто предпочитает путешествовать по России, минуя экзотические страны.

– Наши туристы шутят, что «Эверест» соединяет сердца. Молодые люди присматриваются друг к другу во время походов, потом создают пары, семьи, – улыбается Евгений Коновалов. – Ходят с нами и пенсионеры, конечно, в одну поездку набралось пять человек, так они передружились все между собой. В походах формируются дружеские тусовки, все с удовольствием общаются. В поход плохие люди не ходят!

Эксперт


Александр Пшеничный, организатор тур-походов рассказал, чем привлекателен отдых с рюкзаком за плечами:

– Нам нужно чаще отдыхать от цивилизации, уходить в лес, горы на несколько дней, неделю, чтобы отдохнуть в полном понимании этого слова. Ведь, что такое традиционный отпуск с лежанием на пляже возле моря? Люди просто меняют одну квартиру на другую, только рядом добавляется «водоем с водой». Это не позволяет полностью расслабить ум, успокоиться, остановиться. В походе задачи простые – развести огонь, найти пищу, именно это помогает уйти от беспокойств городских будней.

Когда поднимаешься в горы – это непередаваемые эмоции, преодоление себя. Походы формируют во мне личность, это не только закалка тела, но и духа, с каждым походом я превышаю свой собственный предел, и расту как человек, личность, мужчина.

Что может быть лучше треска костра темной ночью или купания в Тургояке в жаркий летний день? А вечером лежишь в гамаке и смотришь на звезды. Вот это настоящий отдых.

Кроме того, в походах всегда можно найти единомышленников и услышать мудрый совет. В маршрутах мы часто общаемся с совершенно разными людьми, это живые источники информации, которые делятся своим жизненным опытом. Так что иногда пойдешь в поход с какой-то проблемой, а вернешься уже с решением.

Как одеться в поход?

В холодный период – порядок такой: сначала термобелье, затем кофта или толстовка из флиса. Завершаем туалет горнолыжным костюмом. Эти три слоя одежды дают гарантию того, что турист не замерзнет, не промокнет. Дорогая статья расходов – это обувь, лучше если она будет специальная походная. Обычно такие ботинки продаются в спортивных магазинах, стоят порядка 7-8 тысяч рублей, однако во время распродаж цены значительно снижаются.

Летом понадобиться два вида обуви – кроссовки и сланцы. Одежда преимущественно хлопчатобумажная – брюки, футболка. На вечер – теплая флисовая кофта. Так как в горах часто бывает ветрено, может понадобиться ветровка. В жаркое время года не обойдешься без панамки и солнечных очков.

Что положить в рюкзак?

Сбор рюкзака также отличается от того, в какое время организован поход, а также от его длительности. Если предстоит ночевать на природе – количество вещей резко увеличивается.

Всегда понадобиться питье (зимой термос с чаем, летом полтора-два литра воды), перекус, спички, запасная одежда (носки, рукавицы зимой), а в некоторых походах и обувь, дождевик в межсезонье и летом.

Если поход затянется на несколько дней – то палатка, спальник, пенка (надежный теплоизолятор, применяется для защиты туриста от холода земли в походе), тент от дождя (в летнее время), топор, котелок и посуда для приготовления пищи и обязательно гитариста с инструментом для веселья.

Кроме обычного фонаря (удобен налобный фонарь), зимой не обойтись без «фонариков» на ноги. Это личное снаряжение, защищают нижние конечности от попадания камней, песка, снега и воды внутрь обуви. Выглядят как чехлы, одеваются поверх ботинок и нижней части брюк.

Кстати! Идти в поход лучше с телефоном, на котором установлены карты и есть GPS или с опытным путешественником. Последнее предпочтительнее и безопаснее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.