Промышленный туризм. Промышленный туризм: экскурсии на лучшие заводы России

Коммерческие туры - это туры, которые реализуются фирмами клиентами на коммерческой основе, зачастую представляют собой индивидуально-групповые туры и имеют довольно широкий спектр цен.

Промышленный туризм - это экскурсии на действующие производства.

Туристическая отрасль за последнее время начала искать новые виды туристических услуг. Одним из таких нововведений стала организация туристических экскурсий на передовые действующие производства. Организация таких экскурсий служит отличной рекламой для многих компаний, которые заинтересованы в продвижении своей продукции.

Разразившийся в последние годы кризис заставил многих предпринимателей искать новые, нестандартные технологии выживания в экономике. Довольно интересное решение нашли предприниматели, работающие в туристическом бизнесе. Они решили совместить, как бы казалось две несовместимые вещи - развивать одновременно туризм и промышленность. Особенно ярко это проявилось в странах Западной Европы.

В настоящее время задачей промышленного туризма является организация регулярных туристических туров и маршрутов на действующие или когда-то действующие промышленные предприятия. Явление это совсем новое, поэтому исследований посвященных этой теме почти нет. Все, что есть на сегодняшний день, так это большое количество городов, которые служат примером организации туристических маршрутов на предприятия. Например, в 2007 году, во Франции около 1700 различных компаний принимали туристов на площадках своих предприятий. Так приливная станция в городе Ранс каждый год принимает порядком 300 тысяч туристов. В Англии шоколадную фабрику в Кэдберри за год посетило 400 тысяч туристов. В таких странах как Испания особой популярностью пользуются винные туры, в Нидерландах - цветочные, а во Франции - сырные.

Первооткрывателями в этой отрасли были американские компании. Так завод Jack Daniel"s открыл двери своего предприятия для посетителей в 1866 году, в день открытия самого предприятия. В настоящее время в Соединенных Штатах почти не осталось предприятий, которые не принимали бы туристов и посетителей. Для любой компании считается дурным тоном не принимать туристов, в этом факте усматривается угроза репутации фирмы. В Европе несколько другое отношение, здесь главный упор делается на постиндустриальный мотив. Так вниманию туристов предоставляют заброшенные соляные и угольные шахты в Руре и заброшенные судостроительные заводы еще со времен Второй мировой войны. Хотя и действующие предприятия также открыты для посещения. Примером может служить завод автомобильной фирмы BMW в Вольфсбурге, где его производственные цеха посещают около 260 тысяч туристов в год.

Современные туристы - это «коллекционеры мест». Сегодня туристов уже не устраивает стандартный туристический ассортимент - пляжи, музеи, театры, картинные галереи и т.п. Теперь их интересует отдых, который можно совмещать с познавательными целями. Экскурсии по различным предприятиям - это как раз то, что заинтересует современных туристов. Во время таких туров все открывается с необычной стороны. На таких экскурсиях можно все увидеть воочию, потрогать все своими руками, попробовать, примерить и в конечном итоге приобрести. Особой популярностью такой вид туризма пользуется у путешественников, которые совершают туры вместе с детьми. Детям особенно будет интересно увидеть, как делают мороженое или шоколадные конфеты, еще до того как они попали на прилавки магазинов.

Стоит отметить, что с точки зрения рекламы это грамотный ход. Такие экскурсии представляют собой довольно ненавязчивую и интересную рекламу, за которую экскурсанты еще и платят. Во время таких экскурсий производитель показывает свое истинное лицо, безукоризненность передовых технологий, прозрачность управления производством, отношения в рабочем коллективе.

Важно отметить еще один немаловажный аспект. Когда предприятие становится туристическим объектом, то в этом случае руководство фирмы значительно улучшает отношения в трудовом коллективе. В первую очередь внимание обращают на чистоту в цехах, презентабельный вид технологического оборудования, на чистую рабочую форму и многое другое. Ранее руководители предприятий не видели смысла в этих нюансах. Кроме того, у самих работников резко меняется мотивация, из-за того, что на них смотрят как на «музейный экспонат». Как результат таких действий фирма получает эффективную поддержку своей продукции. Стоит отметить тот факт, что оборот магазинов по продаже сувениров на 30% выше в точках, где заканчивается экскурсия, чем в других, таких же магазинах с аналогичным товаром. Городской бюджет выигрывает от продажи различных городских услуг и товаров. Кроме того, экскурсии на действующие предприятия служат дополнительной нагрузкой к другим туристическим объектам, которые расположены в этих городах. Ярким примером может служить завод «Ролекс» в Цюрихе и портовый комплекс в Роттердаме. Города фактически обеспечивают популярность различных брендов.

Что же все-таки надо, чтобы организовать промышленный туризм? Если обратиться к опыту других стран, то можно увидеть, что финансовые затраты сравнительно невелики, чтобы организовать туристические маршруты по действующим предприятиям. Намного сложнее с предприятиями, которые уже перестали работать. В этом случае необходимо разрабатывать специальные инвестиционные проекты по превращению их в музейные комплексы.

Первым шагом в организации производственного туризма является кооперация региональных и местных властей, с местными знатоками-краеведами, местной бизнес-элитой и естественно, туристическими компаниями.

Производственный туризм может служить инструментом для маркетинга территории, системного сотрудничества местных сообществ по продвижению их интересов, с целью привлечения инвесторов. Ведь в конечном итоге, «маркетинг - это философия местного развития, которая оказывает необходимую помощь там, где преобладает экономическая депрессия, а выходов из стандартных ситуаций не видно и вовсе».

У кого-то понятие «туризм» ассоциируется с песочком и морем, кто-то сразу думает об осмотре достопримечательностей… Но есть особенный подвид туризма — индустриальный. Любители данного вида отдыха интересуются исследованием различных промышленных, военных объектов, а также заброшенных зданий. Они находят в этом особую эстетику. Если вы также решили увлечься таким направлением отдыха, узнайте все про индустриальный туризм в России — лучшие места для поездки в 2019 году вас привлекут.

История развития

Данный вид отдыха стал развиваться сравнительно недавно — в 60-е годы прошлого столетия. Вообще, еще в 19 веке некоторые заводы пару раз пускали туристов к себе на экскурсию, но в то время люди еще не заинтересовались ими. А вот полвека назад в Великобритании был создан специальный комитет, члены которого добивались сохранения промышленных объектов в качестве культурного наследия.

На исходе тысячелетий, в 80-х годах, европейцы потянулись к старым заводам, шахтам и фабрикам, видя в них «памятники индустриальной эпохи». Ну, а уже после 2000 года такой вид отдыха стал очень популярным. Распространился интернет, а в нем и информация об объектах, которая привлекла множество людей, уставших от привычных пляжей.

В России индустриальный туризм начал зарождаться еще в 18 столетии. Школьников вывозили на рудники и мануфактуры с экскурсиями. Продолжилась такая практика и в СССР. Кроме того, после выхода фильма «Сталкер» молодежь и взрослые заинтересовались посещением заброшенных зданий и запретных зон, и позже название фильма превратилось в синоним для обозначения таких любителей. Ну, а с началом нового тысячелетия все лишь возросло аналогично западному направлению. В 2007 году вышла компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R., и молодежь еще больше заинтересовалась объектами индустриального туризма.

Сейчас индустриальный туризм пусть и является менее популярным, чем традиционный, но все-таки интересует миллионы людей по всему миру.

Виды

Данный тип отдыха можно подразделить на несколько видов:

  1. Сталкерство. Это именно сформировавшееся после выхода одноименного фильма посещение заброшенных, старых, не использующихся объектов. Сталкеров привлекают и жилые здания, и целые города (), и заводы. Они не только с удовольствием их осматривают, но и фотографируют — подобно тому, как традиционные туристы снимают достопримечательности.
  2. Диггерство. Диггеры — это те, кто увлечен «подземным миром». Нет, речь здесь идет не о какой-нибудь эзотерике — всего лишь о различных бункерах или станций-призраков метрополитена.
  3. Руфинг. От английского слова «roof», в переводе — «крыша». Руферы любят посещать крыши городских зданий и смотреть на открывающиеся виды. Есть те, кто предпочитает просто созерцать, те, кто получает удовольствие и от экстремального процесса «залезания» по каким-либо лестницам или трубам, наконец, кто-то даже проводит или посещает всяческие культурные мероприятия на крышах.
  4. Пассивный туризм. Не всем нравится проникать в запретные места, такие туристы сродни первым среди индустриальных — они предпочитают ходить на экскурсии на различные действующие производства.
  5. Урбанизм. Туристы-урбанисты получают эстетическое наслаждение от осмотра городских красот. Кто-то «коллекционирует» здания в определенном архитектурном стиле, другим нравятся заброшенные районы.
  6. Постпаломничество. Является разновидностью сталкерства и означает посещение заброшенных культовых сооружений.

Сколько стоит?

Надо сказать, что в России подобных предложений от туроператоров пока что не очень много. Запад все-таки больше увлекся таким видом отдыха. Однако, есть специальные туристические агентства, которые специализируются именно на этом. Отдыхающим предлагаются экскурсии на комбинаты, фабрики, киностудии и даже атомные станции.

В последнюю пятилетку направление стало более перспективным, многие эксперты утверждают, что в России оно может быть развито достаточно хорошо, ведь еще с советской эпохи в стране сохранилось большое количество заброшенных объектов.

Стоимость предложения зависит от платы хозяевам объекта, гидам, расходам на дорогу. К примеру, в Севастополе пятичасовой тур на джипе по заброшенным объектам будет стоить в районе 6 тысяч рублей для группы из 4 человек. Посещение фабрики, где делают Белевскую пастилу, будет стоить в районе 2 тысяч рублей — в эту сумму уже включен проезд туда-обратно из , услуги гида, чаепитие. А вот, к примеру, попасть на Московскую пивоваренную компанию и увидеть процесс изготовления пенного напитка можно бесплатно — производство само организует такие посещения по выходным дням.

Если же человек хочет организовать поездку самостоятельно, то стоимость ее будет напрямую зависеть от расходов на транспорт, проживание и стоимости билета на объект. Понятное дело, что посещение некоторых мест будет вообще бесплатным, ведь заброшенные объекты на то и заброшены.

Безопасность

Кстати, о заброшенных объектах — здесь многое стоит уяснить для того, чтоб приятный отдых не был ничем омрачен. Если индустриальный турист посещает действующий объект или заказывает тур, то, конечно же, это будет включать в себя определенные разрешения и гарантии, а также инструктаж по технике безопасности.

А вот что касается других вариантов, здесь надо действовать самому. Дело в том, что некоторые старые здания могут быть местом, где проживают лица без определенного места жительства, а также маргиналы. Поэтому, прежде чем стать сталкером, лучше всего познакомиться с опытными поклонниками этого направления, узнать все об интересных объектах, возможно, посетить их вместе со знатоками. Кроме того, ходить по заброшенным зданиям или районам стоит в определенной, закрытой одежде — ведь там могут быть осколки, строительный мусор и прочие небезопасные при прямом контакте вещи.

Есть объекты, которые даже охраняются и не предназначены для проникновения туда сторонних лиц. Это наиболее экстремальное направление промышленного туризма, поскольку может быть даже связано с нарушением закона. Кого-то привлекает именно такая недостижимость, но здесь каждый действует на свой страх и риск.

Что касается диггерства и руфинга, надо идти на подобное лишь в полной уверенности в своей физической подготовке, а также при наличии снаряжения. Ведь забраться на крышу достаточно трудно — если речь идет о проникновении через пожарные лестницы, а не о походе на «открытую крышу». Что касается подземных объектов, к примеру, станций-призраков метрополитена, там могут подстерегать опасности в виде обрушения конструкций. Новичкам лучше приобщаться к такому виду туризма в опытной компании. Кроме того, диггерство как таковое также часто связано с нарушением закона, поскольку служебные зоны являются запретными для посторонних.

Как бы то ни было, как правило, промышленный турист — достаточно рисковый человек. Можно призвать только к тому, чтоб тщательно спланировать все тонкости посещения объекта.

Места и объекты в России

Перечислять все объекты внимания промышленных туристов можно долго, но о некоторых популярных точках стоит рассказать.

Сталкерство

На сайтах поклонников данного вида туризма есть статьи о множестве интересных мест. Среди них — такие разные, как:

  1. Заброшенная учебная база ВМФ на острове Русский. Ранее это место было крупнейшим для обучения советских моряков, в настоящее время — популярно среди сталкеров. Кроме самой базы, можно осмотреть остатки «интерьеров» и снаряжения военных.
  2. Усадьба Ольгово в Дмитровском районе Московской области . Построена на рубеже 18-19 столетий, в СССР была домом отдыха и пионерским лагерем. В настоящее время можно осмотреть главный дом и флигеля, здание школы, подсобные помещения, а также приусадебный парк.
  3. Кольская сверхглубокая скважина в Мурманской области. Бурение самого глубокого отверстия в земле, сделанного руками человека, началось в 70-х годах. Однако, в 90-х проект был заброшен. К тому времени отверстие достигло 12 тысяч метров.
  4. Отель «Северная корона» в . Строительство было заморожено в 1995 году, гостиницу пытались построить к тому времени 7 лет. В настоящее время является охраняемым объектом, однако, особо смелые сталкеры проникают внутрь.
  5. Замок Кенигсберг в Калининградской области. Был построен еще в 13 столетии, пережил славные времена как резиденция главы Тевтонского ордена. К сожалению, во времена Второй мировой войны сооружение пострадало. Советские власти пытались построить здесь Дом советов. Сейчас ведутся обсуждения относительно восстановления постройки, но пока что место представляет собой развалины, привлекающие сталкеров.

Диггерство

Популярны среди представителей данного направления заброшенные или строящиеся станции метро. Наиболее развито данное направление, конечно, в и . Однако, в связи с тем, что проникновение на такие объекты является незаконным, экстремальщики тщательно скрывают подробности своих «туристических» вылазок.

Другие места, которые любят посещать диггеры — это заброшенные бункеры. К примеру, один из таких был найден в Челябинске, «туристы» нашли в нем все, что нужно в случае ядерной войны. Находят такие места и прямо в центре — так был обнаружен бункер КГБ.

Руфинг

Излюбленный город руферов в России — . Опять же, данное увлечение отнюдь не приветствуется властями, правда, иногда и сами жильцы дома не против проникновения на крышу со вполне спокойной целью осмотреть панораму. Есть даже специальные сообщества, которые организуют для желающих экскурсии на открытые крыши. Как говорят их руководители, они имеют договоренность с жильцами и обеспечивают безопасность экскурсантов.

Видео о крышах и дворах Северной столицы:

В , по словам руферов, проникнуть на крыши трудней — из-за того, что непросто пройти в сам подъезд. Однако, порой они находят такие варианты: дом на шоссе Энтузиастов, крыша Чайного дома на Мясницкой, БЦ «Оружейный» — это лишь несколько популярных мест.

Пассивный туризм

Это — наиболее простой вид промышленного туризма, поскольку все вполне законно, безопасно и легко. Так, для экскурсантов открыты:

  • Пивоваренный завод «Балтика» в Тульской области ;
  • Липецкое станкостроительное предприятие;
  • «Хохломская роспись» в Нижегородской области;
  • Гидроэлектростанция КамГЭС в Пермском крае;
  • «Студия художественного стекла» в Сочи и другие объекты.

Весьма популярной компанией, предлагающей экскурсии, является «Промтур». Действующая АЭС, Звездный городок, Кондитерский концерн «Бабаевский», Москва-Сити башня Федерация, Мосфильм — это далеко не полный список захватывающих объектов.

Компания «Петротур» в предлагает экскурсии на Императорский фарфоровый завод, Пивоваренный завод «Балтика», фабрику гобеленов «Узор», дамбу, в витражную мастерскую и другие места.

Урбанизм

Что касается данного направления, здесь все просто. Если вы являетесь поклонником определенного стиля в архитектуре, стоит просто поискать, где есть много объектов или целые районы такой застройки. В России есть множество зданий в стиле сталинского ампира, конструктивизма, а также промышленные постройки 19 столетия.

Постпаломничество

Среди интересных объектов в России — такие, как:

  1. Заброшенный храм Казанской иконы Божьей Матери в Московской области . Построен в конце 18 столетия напротив усадьбы Чернышева. В советское время музея здесь не организовали, а потому и усадьба, и храм пришли в упадок. В настоящее время туда весьма легко проникнуть.
  2. Тихвинская церковь в Глухово. Была построена в 18 веке, в 19 столетии — отреставрирована. Советская власть разрушила колокольню, а в церкви установила мельницу, вскоре храм был заброшен.
  3. Церковь Рождества Христова в Илкодино. Построена в 19 столетии в стилях ампир и классицизм. В годы советской власти храм закрыли.
  4. Анненкирхе (Санкт-Петербург). Лютеранская церковь, в отличие от многих объектов внимания промышленных туристов, весьма доступна для посещения, кроме того, в ней проводятся культурные мероприятия — идет сбор средств на реставрацию.
  5. Новоторжский Борисоглебский монастырь. Был заложен в 18 столетии. Монументальный храм, а также прилегающие постройки, являют собой достаточно неплохо сохранившийся комплекс.

Перечислять интересные места России в рамках индустриального туризма можно достаточно долго. Конечно, в определенных его ветвях «точки» не афишируются вследствие противоречий с законом, зато на другие объекты можно попасть легально и легко — были бы деньги на экскурсию. Если вам интересно попробовать посетить такие места, отыщите сообщества увлеченных этим людей в ваших широтах или крупных городах — и вы обязательно найдете то, что привлечет именно вас.

В последние годы индустрия путешествий в России активно развивается. Одним из подтверждений этого и важным стимулом для отрасли стал 21-й чемпионат мира по футболу, который привлек в нашу страну свыше 5 млн туристов со всей планеты. К 2025 году, согласно официальным планам, доля туризма в национальном ВВП вырастет с 3,47 до 5%. На фоне падения курса рубля и развития предложения на внутреннем рынке все больше россиян путешествует по России. Появляются новые форматы отдыха, среди которых — социально ответственный, экологический и промышленный туризм.


Фото: 1inter.ru

За последнее десятилетие из увлечения ограниченного круга людей индустриальный туризм вырос до самостоятельного направления, достигнув такого уровня популярности, что на него обратило внимание государство. 16 мая глава Ростуризма Олег Сафонов заявил , что власти планируют начать развитие данной сферы с этого года. Согласно исследованию специалистов из Оренбургского государственного университета, на сегодняшний день в России лидером по числу регионов, где регулярно проводятся промышленные экскурсии, стал Приволжский федеральный округ.

Самая обширная категория индустриальных туристов — молодежь, прежде всего школьники и студенты. Нередко посещение заводов и фабрик помогает им определиться с будущей карьерой. Но, разумеется, на промышленные объекты ездят люди всех возрастов — обычные потребители, у которых наибольшим спросом пользуются предприятия пищепрома и автопрома. А также журналисты и блогеры, чьи публикации формируют имидж компании.

Как закалялась сталь



Фото: apn-nn.com

Объединенная металлургическая компания (ОМК) решила удовлетворить любопытство промышленных туристов и разработала для предприятия сразу три экскурсионных маршрута: «Рождение труб большого диаметра», «Удивительные превращения стали» и «Мир горячих колес». Таким образом, в Выксе можно увидеть полный цикл стального проката и процесс изготовления труб «русского» размера, из которых строят магистральные газопроводы «Северный поток» , «Сила Сибири» и многие другие. Кроме того, здесь можно наблюдать за тем, как в колесопрокатном цехе из горячего металла делают колеса для железнодорожных составов и поездов метро.

На заводе позаботились и о том, чтобы экскурсии были доступны для гостей с ограничениями по слуху: предлагаются туры с сопровождением на русском языке жестов.

Еще одна достопримечательность ВМЗ — роспись «Выкса 10 000» . Это мурал — монументальная роспись на фасаде промышленного комплекса «Стан-5000». Живопись, созданная стрит-артистом Мишей Most в рамках фестиваля городского искусства «Арт-Овраг» , занимает площадь 10 800 квадратных метров. Работа попала в книги рекордов Европы и России. Над созданием мурала Миша Most работал 45 дней, затратив более 5 тонн грунта и краски. Он изобразил 6 сюжетов из жизни предприятия — от исследования к созиданию, от идеи к результату.

Здесь также проводят экскурсии по самой Выксе: в городе можно увидеть более 90 арт-объектов.

Дорога в детство



Фото: tver.chlclub.ru

В течение полутора часов гости предприятия могут увидеть все этапы производства мороженого: как осуществляются доставка и смешивание ингредиентов, фризерование, созревание, формовка, как наполняются вафельные стаканчики, как эскимо покрывается глазурью, как продукция упаковывается для продажи. Есть возможность пройти мастер-класс по украшению мороженого. По будням на фабрике проводятся платные групповые экскурсии для школьников и взрослых. А по субботам могут приехать индивидуальные посетители. Экскурсии адаптированы для людей с особенностями здоровья.

Начальный курс сомелье



Фото: wikipedia.org

Завод, основанный у живописного южного озера Абрау в 1870 году, регулярно принимает у себя туристов и профессионалов отрасли. Здесь в 2017 году проходил VII Всероссийский саммит виноделов.

Открывается «винная экскурсия» кинопоказом о заводе и его истории, после чего гостей ведут в винные погреба, параллельно объясняя им тонкости сложного приготовления шампанских вин — от посадки виноградников до розлива готового напитка. Тоннели созданы еще в XIX веке князем Львом Голицыным. Ходы тянутся на 5,5 километра под землей. На заводе можно сфотографироваться на фоне сотен бутылок, увидеть процесс изготовления шампанского в современных цехах, пройти краткий курс сомелье, посетить дегустационный зал и фирменный магазин. Правда, детей на время экскурсии придется отправить в игровую комнату, так как на мероприятие вход разрешен только взрослым.

Стать корабелом



Фото: sdelanounas.ru

Судостроительный завод совместно с центром профориентации «Про Мир» проводит профориентационные экскурсии для школьников и позволяет им посетить даже закрытые зоны верфи. В течение шести часов гостей знакомят с историей и традициями российского судостроения, а также экономикой отрасли. Школьники узнают, как развивалась Путиловская верфь, впоследствии переименованная в Северную, а главное — видят, как строятся современные военные корабли.

В фондах музея «Северной верфи», который посещают экскурсанты, содержится более 3 тыс. экспонатов, 200 из которых считаются памятниками культуры: это редкие архивные документы и фотографии, награды и личные вещи сотрудников, модели построенных заводом кораблей и судов.

Увидеть энергию воды



Фото: tgc1.ru

Старейшей действующей гидроэлектростанции России — более 90 лет : в рамках плана ГОЭЛРО она была построена первой. Сегодня это не только важный объект региональной инфраструктуры, но и туристическая достопримечательность. Путешественники нередко фотографируют историческое здание на реке Волхов. Но далеко не все знают о возможности изучить объект изнутри и узнать, как энергия движения воды преобразуется в электричество.

ГЭС принимает у себя школьников и студентов в рамках образовательных программ, журналистов, а также экскурсионные группы. Они осматривают дом-музей Генриха Графтио, строителя первых советских гидроэлектростанций, и производственные цеха. Гостям подробно рассказывают о способах минимизации негативного воздействия на биоценоз реки.

Начав рассказывать о промышленном туризме, не стоит забывать и об отечественном его развитии. В , точнее в СССР, экскурсии на предприятия были совершенно обычным занятием и ездили на них все, от детей до взрослых. На какое-то время эта традиция была утеряна, однако сейчас вновь набирает популярность. Среди сотен российских заводов, открытых для посещения, мы выбрали несколько интересных вариантов.

Завод Coca-Cola, Москва

О том, как производят один из популярнейших напитков нашего времени, с радостью расскажут на любом заводе Coca-Cola, которых в России более десятка. Прогулка по цехам, исторический экскурс, знакомство с музеем и дегустация занимают полтора – два часа.

Все экскурсии на заводы бесплатны, однако должны быть заранее организованы. Если вы собираетесь попасть на производство, свяжитесь с отделом экскурсий как минимум за месяц до предполагаемой даты и все согласуйте.

Фабрика елочных игрушек «Елочка», Высоковск

Все мы в детстве завороженно смотрели на хрупкие сияющие игрушки, которые в конце декабря доставали из пыльных коробок и со всей осторожностью вешали на елку. Сейчас у нас появилась возможность не только посмотреть, как же делают эти чудеса, но и самому создать нечто подобное.

В двухчасовую экскурсию по фабрике входит посещение музея, рассказ об истории новогодних игрушек, прогулка по выдувальному и раскрасочному цехам, а также мастер-класс. Кстати, ваше творение вам отдадут, и вы сможете украсить им свою новогоднюю елку. Стоит такое удовольствие порядка 400 рублей, а в местном магазине можно накупить игрушек еще и в подарок.

Кондитерская фабрика «Рот-Фронт», Москва

Сладкоежки давно узнали, что вдоволь наесться конфет и шоколада можно не только в магазине, но и прямо на производстве. Все кондитерские фабрики Москвы и Подмосковья с радостью принимают как организованные группы, так и отдельных любителей сладкого.

Стоимость экскурсии составляет 630 рублей. В эту сумму включено посещение музея, просмотр фильма о фабрике, посещение нескольких цехов и, конечно же, дегустация. Экскурсоводы настоятельно рекомендуют взять с собой запас несладкой воды, потому что попробовать придется очень многое.

Телецентр «Останкино», Москва

Является ли «Останкино» производством в прямом значении этого слова? Пожалуй, нет. Но от этого посещение телецентра не становится менее познавательным. Здесь за тысячу рублей можно узнать, как снимаются телешоу и принять участие в одном из них.

Договариваться о проведении экскурсии стоит за неделю до предполагаемой даты посещения, а с собой нужно иметь паспорт.

Фабрика фарфора «Объединение Гжель», Раменский район, поселок Ново-Харитоново

Гжель известна по всему миру и для иностранцев является весьма дорогим и изысканным сувениром. А вот россияне часто и не знают, где и как изготавливают эти бело-голубые произведения искусства.

Увидеть весь процесс изготовления гжелевских изделий можно в Раменском районе. Здесь на большой фабрике гостям покажут, как работают мастера, и научат самостоятельно лепить и расписывать фигурки. Продолжительность экскурсии составит два часа, а вот цены нужно будет заранее согласовывать с администрацией фабрики - они могут меняться в зависимости от размера группы.

Фабрика Богородской игрушки, Сергиев-Посад

Если вы планируете выбраться на экскурсию всей семьей, то отдайте предпочтение фабрике игрушек. Конечно, придется выбраться в другой город, но Сергиев-Посад удачно расположен и доехать до него хоть на авто, хоть на общественном транспорте не составит труда.

За 200 рублей можно посмотреть и потрогать забавные деревянные фигурки, известные нам еще по советским мультикам. А еще за 250 - научиться делать такие же (ну почти такие же) самостоятельно. Экскурсии проходят в любой день кроме воскресенья, предварительная запись не нужна.

Пивоваренная компания «Балтика», Санкт-Петербург

А вот экскурсия на завод компании «Балтика» подойдет только лицам, достигшим совершеннолетия и способным подтвердить это документально. Впрочем, есть и плюс - посещение завода бесплатно, хотя за дегустацию заплатить придется.

Хотя число желающих заглянуть в котлы с пенным напитком растет год от года, количество экскурсий на завод не увеличивается. Так что вам придется подстраиваться под график «Балтики» и заранее бронировать для себя места в ближайшей группе.

Конечно, цены на посещение большинства предприятий выше, чем, например, на билеты в музей или кино, но, поверьте, интересное и полезное времяпрепровождение вам понравится.

Промышленные туры

Покупателю интересно увидеть, как делают то, что он хотел бы купить Промышленный туризм – это организация регулярных туристических туров на действующие (или когда-то действовавшие) промышленные предприятия. Поскольку промышленный туризм – явление междисциплинарное, то исследований, посвященных ему, почти нет. Все, что есть, – огромное число примеров городов, успешно эксплуатирующих туристов на своих предприятиях. В одной только Франции 1700 компаний принимали туристов на своих производственных площадках. Лидирует здесь приливная электростанция в Рансе, которая ежегодно принимает 300 000 туристов. А в Англии шоколадную фабрику Кэдберри посещают 400 000 человек. В Испании общим местом становятся винные туры, во Франции – сырные, в Нидерландах – цветочные...

Однако пионерами в промышленном туризме были американские компании. Прецедент случился, когда завод Jack Daniel’s открыл двери туристам в 1866 году, когда открылся сам. Сегодня предприятий, не принимающих туристов, в США осталось очень мало. Для каждой серьезной компании – будь то автосборочный завод, лесопилка или аэропорт – считается дурным тоном не водить туристов, это угроза репутации фирмы. Американцев можно понять: при отсутствии глубокого исторического наследия зрелищным и познавательным «наследием» нужно делать Настоящее. В Германии, наоборот, упор делается на постиндустриальный мотив: например, заброшенные угольные и соляные шахты в Руре, судостроительные заводы времен Второй мировой войны. Хотя, конечно, открыты и многие действующие предприятия. Лидер посещаемости – завод BMW в баварском Вольфсбурге (260 тыс. туристов в год).


Не только производство товаров, но и производство услуг можно превратить в шоу без ущерба для производственного процесса. Надо только захотеть – и предвидеть в этом прямую пользу.

Почему это интересно туристам? Современные туристы – это «коллекционеры мест». Их, жертв глобального ускорения, уже не вполне удовлетворяет стандартный туристский ассортимент – морские пляжи и картинные галереи. Они все чаще стремятся к комплексным впечатлениям – совмещать отдых с познавательными целями, поправку здоровья с экскурсиями, посещение деловой конференции со спортивной активностью и осмотром достопримечательностей. Экскурсия на предприятия – это как раз то, что надо. Знакомый город открывается с необычной стороны. Продукты, производящиеся, что называется, в режиме онлайн, сразу же можно потрогать (а в некоторых случаях сделать самим), попробовать, примерить, купить. Особенно востребован производственный туризм у путешествующих с детьми. Им интересно, что было с мороженым и шоколадкой до того, как они попали в супермаркет.


Подозреваю, что есть и еще один важный побочный эффект. Превращение производства в туристический объект стимулирует фирму к улучшению корпоративного климата и трудовых отношений. Становятся осмысленными уборка в цехах, чистая рабочая форма, презентабельный вид оборудования и многое другое, в чем среднестатистический российский директор не видел смысла ранее. Да и у рабочих мотивация меняется, когда на них смотрят, как на музейное сокровище. Итак, фирма получает лояльность потребителей, эффективную поддержку брендов. А оборот сувенирных магазинов, расположенных в точках, где заканчиваются экскурсии, на 30% выше, чем в других точках с аналогичной продукцией.

Наконец, излишне говорить, как выигрывает бюджет города от стимулирования продаж городских товаров и услуг. Но, кроме того, города приобретают новые бренды, новые неожиданные и привлекательные элементы имиджа, а также большее число туристов – этих «ходячих денег» нашего времени. Только в городах есть инфраструктура для производственного туризма – транспорт, связь, торговля, гостиницы, кафе. К тому же экскурсии на действующие предприятия – это, как правило, дополнительная «нагрузка» к другим туристическим магнитам, которые сконцентрированы опять же в городах. Причем популярнее всего у туристов объекты, которые являются брендами конкретных городов. Например, портовый комплекс в Роттердаме или завод «Ролекс» в Цюрихе. Сам город обеспечивает популярность бренда.

В России с советских времен знамениты экскурсии на московские кондитерские фабрики. Появляются и другие, новые примеры. Однако это скорее исключения из правила. К тому же делается это все явно без азарта, как дань моде и без учета тех многосторонних выгод, которые перечислены выше. Во-первых, на такие экскурсии очень трудно попасть. Чаще всего они доступны только специальным гостям, иногда – школьным группам. Запись на посещение фабрики «Рот Фронт» проводится два дня в середине августа на год вперед. Можно отметить концерн «Балтика», проводящий экскурсии на своих заводах в Санкт-Петербурге, Туле и Челябинске, а также Микояновский комбинат, завод «Кристалл» в Москве.


Из городов реальные шансы на то, чтобы вскоре стать столицей промышленного туризма, обретает Челябинск. А для скольких городов эта сфера могла бы стать спасительной соломинкой! В России десятки депрессивных городов-призраков, в которых вскоре не останется почти ничего, кроме величественных руин советской экономики. Асбест, Кизел, Чапаевск, Карабаш, Щучье, Байкальск, Копейск, Красноуральск, Тырныауз, Озерный и десятки других городов – таежных, северных, шахтерских, монопрофильных, вахтовых, военных. Для таких городов производственный туризм – это почти единственный шанс сохраниться на карте родины. Здесь речь идет, конечно, не о посещении действующих производств, а о превращении в уникальные музеи объектов, которые на своем излете были кошмаром территории. Ведь если процесс нельзя остановить, то его надо возглавить. Этим принципом издавна пользуются многие успешные политики, бизнесмены и даже целые народы.

Что необходимо для организации промышленного тура? Как показывает практика других стран, финансовые затраты на организацию туристских маршрутов по действующим предприятиям сравнительно невелики. Другое дело – работа со старыми, брошенными площадками. Здесь нужен специальный инвестиционный проект по превращению их в зрелищное национальное наследие. Но в обоих случаях нужен ресурс, который у нас пока в большом дефиците. Это способность самых разных интересов кооперироваться в одном проекте. Первый шаг в производственном туризме – это кооперация между городскими и региональными властями, местной бизнес-элитой, местными знатоками-краеведами и туристическими компаниями. Вот оно, идеальное поле для государственно-частного партнерства, о котором у нас тоже принято много говорить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.