Промышленный туризм: экскурсии на лучшие заводы России. Экскурсионный туризм

бильбао туризм городской брендинг

Долгое время специалисты по городскому развитию и стратегическому планированию доказывали, что стратегия Ї это выбор, выбор лучшего при отказе от хорошего. Казалось бы, нельзя городу с равной силой развивать промышленность и туризм Ї это несовместимые сферы, которые мешают друг другу.

Для брендинга же их сочетание и подавно не подходит, поскольку мешает формированию идентичности и работает на разные целевые аудитории. Но глобальные особенности существования в быстром мире заставляют искать прорывные способы формирования бренда как раз в сфере совмещения несовместимого. Одно из ярких тому доказательств Ї растущая популярность промышленного туризма в Западной Европе и США.

Промышленный туризм Ї это организация регулярных туристических туров на действующие (или некогда действовавшие) промышленные предприятия. Превращение производственной площадки в объект туристической привлекательности. Нельзя сказать, что ранее предприятиям никогда не приходило в голову привлекать туристов. Единичные примеры были, и пионерами в этом смысле явились американские компании. Прецедент случился, когда завод Jack Daniel"s в штате Теннеси (производство виски) в 1866 году открыл свои двери туристам, почти сразу после того, как открылся сам. В начале XX века туристы посещали первые автомобильные заводы Форда в Детройте. Однако лишь совсем недавно Ї в 1990-х годах Ї промышленный туризм из непрофильного хобби отдельных заводовладельцев становится массовым явлением. Почему такая задержка более чем в 100 лет? Потому что сейчас как никогда производители осознают важность формирования впечатлений от производимого товара, а промышленный туризм Ї идеальный инструмент для этого.

Сегодня в США большое число предприятий принимают туристов. Для каждой серьезной компании Ї будь то автосборочный завод, лесопилка или аэропорт Ї считается дурным тоном не открывать себя туристам (потребителям). «Открытие», конечно же, не полное. Выставочно-зрелищный характер придается только части производственных помещений, посетители проводятся по строго очерченному маршруту и видят только то, что им позволено увидеть. Инновационные технологии и другие «секреты фирмы» не раскрываются.

С началом XXI века промышленный туризм приобретает большой размах и в Европе. К 2007 году в одной только Франции 1700 компаний принимали туристов на своих производственных площадках (их подробный реестр и анонсы событий представлены на сайте www.visite-entreprise.com). Лидирует единственная в мире приливная электростанция в Рансе, которую ежегодно посещают 300 тыс. туристов. Эксперты фиксируют, что в сферу промышленного туризма во Франции ежегодно вовлекается около 20 млн человек 50. В Англии шоколадную фабрику Кэдберри в Борнвилле, близ Бирмингема, посещают 400 тыс. человек. В Испании суперпопулярны винные туры, во Франции Ї сырные, в Нидерландах Ї цветочные... В Германии упор делается на постиндустриальный мотив, например заброшенные угольные и соляные шахты в Руре, судостроительные заводы времен Второй мировой войны. Хотя, конечно, открыты и многие действующие предприятия, из которых лидер по посещаемости Ї завод BMW в баварском Вольфсбурге.

Стремительный рост популярности туристических продуктов в промышленном туризме ярко свидетельствует о бурном развитии отрасли. Однако границы ее намного шире, чем принято считать, а потенциал использования для брендинга города еще далеко не исчерпан. Ведь не только промышленные объекты могут быть привлекательными для туристов, но и вообще любая организация или компания, любое рабочее место. Не только производство товаров, но и производство услуг можно превратить в шоу без ущерба для производственного процесса. При наличии мотивации (речь о которой ниже), туристическими объектами могут становиться банки, суды, школы и вузы, региональные и городские администрации, логистические центры, библиотеки, вокзалы и аэропорты, тюрьмы и полицейские участки, издательства, театры и многое-многое другое.

Таким образом, корректнее использовать не ставшее уже привычным понятие «промышленный туризм» (industrial tourism), а другое Ї производственный туризм, в основе которого туристическая привлекательность мест производства товаров и услуг, которую можно создавать и для продвижения бренда города.

Теперь о мотивах и пользе для каждой из участвующих в этом процессе сторон. Почему это интересно туристам? Современные туристы Ї это коллекционеры мест. Согласно исследованиям, 80% туристического рынка составляют люди, которые отправляются в путешествие не в первый раз. Таких людей уже не вполне удовлетворяет стандартный туристский ассортимент Ї морские пляжи, краеведческие музеи и картинные галереи. Они все чаще стремятся к комплексным впечатлениям, охотно совмещая отдых с познанием нового, поправку здоровья с эксклюзивной экскурсией, участие в деловой конференции со спортивной активностью и осмотром достопримечательностей. В этом смысле экскурсии на предприятия Ї это как раз то, что надо. Знакомый город открывается с необычной стороны. Продукты, производящиеся, что называется, в режиме онлайн, сразу же можно потрогат, попробовать, примерить, купить. Особенно востребован производственный туризм у путешествующих с детьми. Детям интересно, что было с мороженым и шоколадкой до того, как они попали в супермаркет.

А зачем это производителям? Прежде всего, пустить потребителя к себе на производство Ї это тонкий и красивый рекламный ход. Это несколько часов изощренной рекламы, которую экскурсант потребляет охотно, поскольку она ему не навязывается, а кроме того это демонстрация честности и прозрачности управления, безукоризненности технологий, уверенности в своих перспективах перед лицом конкурентов.

Есть подозрение, что существует и еще один важный побочный эффект. Превращение производства в туристический объект стимулирует фирму к улучшению корпоративного климата и трудовых отношений. Становятся осмысленными уборка в цехах, чистая рабочая форма, презентабельный вид оборудования и многое другое, в чем, например, среднестатистический российский директор не видел смысла ранее. Да и у работников мотивация к труду меняется, когда на них смотрят как на участников выставочного, образцового процесса.

Итак, фирма получает лояльность потребителей и эффективную поддержку своих брендов. Кроме того, оборот магазинов, продающих продукцию фирмы в точках, где заканчиваются экскурсии, на 40% выше, чем в других точках с аналогичной продукцией. Привлекательно для компаний и то, что организация экскурсий не стоит больших денег, особенно если учесть, какой они дают эффект: «Годовое содержание гида, ведущего экскурсии на предприятии, равно четверти одноразового рекламного листа в журнале «Шпигел».

Наконец, об интересе третьей стороны. Излишне говорить о том, как от стимулирования продаж городских товаров и услуг выигрывает сам город. Помимо налоговой базы и рабочих мест города приобретают новые товарные и сервисные бренды, новые неожиданные и привлекательные элементы бренда, а также большое число туристов. Только в городах есть инфраструктура для производственного туризма Ї транспорт, связь, торговля, гостиницы, кафе. К тому же экскурсии на действующие предприятия Ї это, как правило, дополнительная «нагрузка» к другим туристическим магнитам, которые сконцентрированы опять же в городах. Причем популярнее всего у туристов объекты, которые являются брендами конкретных городов. Например, портовый комплекс в Роттердаме или завод «Ролекс» в Цюрихе.

В СССР организация экскурсий была обязанностью практически каждого солидного предприятия. Этим с удовольствием занимались, например, ветераны труда. Так, были знамениты экскурсии на московские кондитерские фабрики. Что касается современной России, то здесь можно говорить, к сожалению, лишь о прецедентах производственного туризма. Появляются и новые проекты, однако это скорее исключения из правил, и ни один из них не видит своей задачей продвижение города. К тому же осуществляются все они «в нагрузку» к основной деятельности, явно без азарта, как дань моде и без учета тех многосторонних выгод, которые перечислены выше. Начать с того, что на такие экскурсии очень трудно попасть. Чаще всего они доступны только специальным гостям, иногда Ї школьным группам. Например, запись на посещение кондитерской фабрики «Рот Фронт» проводится лишь в течение двух дней в середине августа на год вперед. Вообще, руководители кондитерских производств не видят смысла в приглашении туристов, рассматривают это как социальную нагрузку и стремятся прикрыть непрофильную деятельность. В качестве позитивных примеров можно привести концерн «Балтика», организующий экскурсии на своих заводах в Санкт-Петербурге, Туле и Челябинске, а также Микояновский комбинат и завод «Кристалл» в Москве.

Из российских городов реальные возможности стать столицей производственного туризма имеют Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Челябинск, Казань Ї города, имеющие целый ряд крупных производств, отдельные территории которых можно было бы переоборудовать в демонстрационные. А для скольких городов эта сфера могла бы стать спасительной соломинкой! Ведь в России десятки депрессивных городов-призраков, где вскоре не останется почти ничего, кроме печально-величественных руин советской экономики. Это Асбест, Кизел, Чапаевск, Карабаш, Щучье, Байкальск, Копейск, Красноуральск, Тырныауз, Озерный и другие города с тяжелой судьбой Ї таежные, северные, шахтерские, монопрофильные, вахтовые, военные... Вместе с тем практически каждый из них имеет ресурсы для развития производственного туризма. Здесь речь идет, конечно, не о посещении действующих производств, а о превращении в уникальные музеи объектов, которые на своем излете были кошмаром территории. Может быть, для таких городов производственный туризм Ї это почти единственный шанс сохраниться на карте родины.

Что необходимо для организации производственного туризма? Как показывает практика других стран, финансовые затраты на организацию туристических маршрутов по действующим предприятиям сравнительно невелики. Другое дело Ї работа со старыми, брошенными площадками. Здесь нужен специальный инвестиционный проект по превращению их в зрелищное наследие и инструмент городского брендинга. Но и в случае с брошенными производствами, и в случае с действующими требуется один ресурс, который у нас пока в большом дефиците. Это способность самых разных интересов кооперироваться в одном проекте. Первый шаг в производственном туризме Ї это кооперация между городскими и региональными властями, собственниками предприятий, местной бизнес-элитой, местными знатоками-краеведами и туристическими компаниями. Вот оно Ї идеальное поле для государственно-частного партнерства, о котором у нас тоже принято много и абстрактно говорить.

Практика городов, осваивающих производственный туризм, показывает, что, как только одна из фирм начинает приглашать туристов на производство, тут же встает задача сделать их приезд в город «более эффективным» Ї чтобы они могли посетить сразу несколько достопримечательностей подобного рода. Администрация города и торгово-промышленная палата вступают в контакт с другими городскими компаниями и предлагают содействие в организации экскурсий на предприятия. На следующем этапе проекты производственного туризма дают импульсы в другие сектора выращивания бренда через развитие индустрии гостеприимства. Примерно так произошло в 2004-2006 годах в Роттердаме, где центральным проектом производственного туризма стал международный морской порт, а затем, в течение года еще три городских предприятия открыли у себя на территории туристические маршруты.

В последние годы индустрия путешествий в России активно развивается. Одним из подтверждений этого и важным стимулом для отрасли стал 21-й чемпионат мира по футболу, который привлек в нашу страну свыше 5 млн туристов со всей планеты. К 2025 году, согласно официальным планам, доля туризма в национальном ВВП вырастет с 3,47 до 5%. На фоне падения курса рубля и развития предложения на внутреннем рынке все больше россиян путешествует по России. Появляются новые форматы отдыха, среди которых — социально ответственный, экологический и промышленный туризм.


Фото: 1inter.ru

За последнее десятилетие из увлечения ограниченного круга людей индустриальный туризм вырос до самостоятельного направления, достигнув такого уровня популярности, что на него обратило внимание государство. 16 мая глава Ростуризма Олег Сафонов заявил , что власти планируют начать развитие данной сферы с этого года. Согласно исследованию специалистов из Оренбургского государственного университета, на сегодняшний день в России лидером по числу регионов, где регулярно проводятся промышленные экскурсии, стал Приволжский федеральный округ.

Самая обширная категория индустриальных туристов — молодежь, прежде всего школьники и студенты. Нередко посещение заводов и фабрик помогает им определиться с будущей карьерой. Но, разумеется, на промышленные объекты ездят люди всех возрастов — обычные потребители, у которых наибольшим спросом пользуются предприятия пищепрома и автопрома. А также журналисты и блогеры, чьи публикации формируют имидж компании.

Как закалялась сталь



Фото: apn-nn.com

Объединенная металлургическая компания (ОМК) решила удовлетворить любопытство промышленных туристов и разработала для предприятия сразу три экскурсионных маршрута: «Рождение труб большого диаметра», «Удивительные превращения стали» и «Мир горячих колес». Таким образом, в Выксе можно увидеть полный цикл стального проката и процесс изготовления труб «русского» размера, из которых строят магистральные газопроводы «Северный поток» , «Сила Сибири» и многие другие. Кроме того, здесь можно наблюдать за тем, как в колесопрокатном цехе из горячего металла делают колеса для железнодорожных составов и поездов метро.

На заводе позаботились и о том, чтобы экскурсии были доступны для гостей с ограничениями по слуху: предлагаются туры с сопровождением на русском языке жестов.

Еще одна достопримечательность ВМЗ — роспись «Выкса 10 000» . Это мурал — монументальная роспись на фасаде промышленного комплекса «Стан-5000». Живопись, созданная стрит-артистом Мишей Most в рамках фестиваля городского искусства «Арт-Овраг» , занимает площадь 10 800 квадратных метров. Работа попала в книги рекордов Европы и России. Над созданием мурала Миша Most работал 45 дней, затратив более 5 тонн грунта и краски. Он изобразил 6 сюжетов из жизни предприятия — от исследования к созиданию, от идеи к результату.

Здесь также проводят экскурсии по самой Выксе: в городе можно увидеть более 90 арт-объектов.

Дорога в детство



Фото: tver.chlclub.ru

В течение полутора часов гости предприятия могут увидеть все этапы производства мороженого: как осуществляются доставка и смешивание ингредиентов, фризерование, созревание, формовка, как наполняются вафельные стаканчики, как эскимо покрывается глазурью, как продукция упаковывается для продажи. Есть возможность пройти мастер-класс по украшению мороженого. По будням на фабрике проводятся платные групповые экскурсии для школьников и взрослых. А по субботам могут приехать индивидуальные посетители. Экскурсии адаптированы для людей с особенностями здоровья.

Начальный курс сомелье



Фото: wikipedia.org

Завод, основанный у живописного южного озера Абрау в 1870 году, регулярно принимает у себя туристов и профессионалов отрасли. Здесь в 2017 году проходил VII Всероссийский саммит виноделов.

Открывается «винная экскурсия» кинопоказом о заводе и его истории, после чего гостей ведут в винные погреба, параллельно объясняя им тонкости сложного приготовления шампанских вин — от посадки виноградников до розлива готового напитка. Тоннели созданы еще в XIX веке князем Львом Голицыным. Ходы тянутся на 5,5 километра под землей. На заводе можно сфотографироваться на фоне сотен бутылок, увидеть процесс изготовления шампанского в современных цехах, пройти краткий курс сомелье, посетить дегустационный зал и фирменный магазин. Правда, детей на время экскурсии придется отправить в игровую комнату, так как на мероприятие вход разрешен только взрослым.

Стать корабелом



Фото: sdelanounas.ru

Судостроительный завод совместно с центром профориентации «Про Мир» проводит профориентационные экскурсии для школьников и позволяет им посетить даже закрытые зоны верфи. В течение шести часов гостей знакомят с историей и традициями российского судостроения, а также экономикой отрасли. Школьники узнают, как развивалась Путиловская верфь, впоследствии переименованная в Северную, а главное — видят, как строятся современные военные корабли.

В фондах музея «Северной верфи», который посещают экскурсанты, содержится более 3 тыс. экспонатов, 200 из которых считаются памятниками культуры: это редкие архивные документы и фотографии, награды и личные вещи сотрудников, модели построенных заводом кораблей и судов.

Увидеть энергию воды



Фото: tgc1.ru

Старейшей действующей гидроэлектростанции России — более 90 лет : в рамках плана ГОЭЛРО она была построена первой. Сегодня это не только важный объект региональной инфраструктуры, но и туристическая достопримечательность. Путешественники нередко фотографируют историческое здание на реке Волхов. Но далеко не все знают о возможности изучить объект изнутри и узнать, как энергия движения воды преобразуется в электричество.

ГЭС принимает у себя школьников и студентов в рамках образовательных программ, журналистов, а также экскурсионные группы. Они осматривают дом-музей Генриха Графтио, строителя первых советских гидроэлектростанций, и производственные цеха. Гостям подробно рассказывают о способах минимизации негативного воздействия на биоценоз реки.

Промышленный туризм - новый мировой тренд. На международной туристической выставке «Отдых» эту свежую тенденцию на едином стенде представили Калининградская область и Уральские регионы (Пермский край, Удмуртия и Екатеринбург).

«Урал имеет большой потенциал для промышленного туризма, здесь много интересных объектов и много энтузиастов», - подчеркнул заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый на панельной сессии «Промышленный туризм - новый мировой тренд: лучшие региональные и международные практики», состоявшейся в рамках Международной туристической выставки «Отдых» в Москве.

В уральских городах сохранилось много старинных производств: заводы Демидовых, Строгановых и другие. Особенно интересны они будут иностранному туристу. Ведь в России и на Западе производственное развитие шло разными путями. У нас всегда было много земли, и утратившие свое значение производства просто бросали, а новый завод строили на новой площадке. В Европе, наоборот, производственные здания перестраивали и даже сносили, чтобы на их месте воздвигнуть новые цеха, а оборудование переплавляли и утилизировали. В результате - там почти не сохранилось исторических производств. И чтобы посмотреть, каким был, например, металлургический завод в XVII - XVIII веке, туристам придется поехать в Россию. Кроме исторических заводов на Урале есть интересные производственные комплексы Советского периода, а также современные предприятия.

«Промышленный туризм - это лучшая реклама предприятия», - считает руководитель агентства «Профи-тур» (Калининград) Наталья Казакова. Ведь это возможность для продвижения продукции предприятия как на российском, так и на зарубежных рынках. Это создание доверия потребителя к продукции завода. Это важно, например, для производства продуктов питания, автомобилей, бытовой техники, мебели и т.д. В то же время промышленный туризм может нести образовательную и профориентационную функцию.

«Показать наши производства, значит продемонстрировать школьникам и студентам наш образовательный потенциал. Чтобы они выбирали не только гуманитарные специальности, но и технические», - добавила заместитель председателя Исполкома по международным отношениям Ассамблеи народов России Елена Годовых. В России сейчас не хватает инженеров, конструкторов. Молодежь можно привлекать к профессиям путем экскурсий на производства.

В дискуссии приняли участие руководители турфирм, организующих экскурсии на действующие промышленные предприятия Москвы, Калининграда и Перми. Все они отметили, что создание промышленного турпродукта - не простая задача. Это бизнес-план на несколько лет по выстраиванию взаимоотношений с предприятием. Ведь экскурсии нужно организовать так, чтобы они не мешали производственному процессу. Это, порой, требует больших вложений. К тому же под такой экскурсионный проект заводу понадобится штат сотрудников. Есть проблемы с законодательной базой по посещению индустриальных объектов. Тем не менее, нет предприятий, не готовых к сотрудничеству. Руководители производств понимают, что это рекламно-маркетинговое мероприятие плюс решение кадровой проблемы.

Туроператоры отметили, что промышленный, или как его еще называют, индустриальный туризм - это твердый всесезонный продукт с маржинальностью более 30%. Главное - правильно выбрать программу. Детям от 6 до 12 лет интересно производство мороженого, шоколада, ювелирных и парфюмерных изделий. Им нравится, когда в программе экскурсии есть мастер-класс.

Детям старше 12 лет можно показывать большие современные производственные циклы, им интересна история производства и образовательная программа. Они хотят знать, как работает диспетчерская служба аэропорта, мебельная фабрика, тепличное хозяйство, судостроительный завод и линия по производству молочных продуктов.

Современный туризм - явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен. Сейчас под туризмом понимаются временные выезды граждан и лиц без гражданства в свободное время с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных, религиозных, деловых, образовательных и иных целях на срок не менее 24 часов и не более 6 месяцев и без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Экскурсионный (познавательный) туризм - это одна из разновидностей туристской отрасли, путешествия с целью ознакомления с памятниками истории и культуры, природными достопримечательностями, музеями, театрами, предприятиями, традициями народов на определенной территории.

Деятельность экскурсионного туризма заключается в организации туров исторической, культурной, познавательной направленности.

Такие туры разрабатываются туристскими агентствами и операторами и могут представлять различные тематики в зависимости от круга интересов потенциальных туристов. Например, это могут быть литературные туры по местам жизни известных поэтов и писателей, исторические туры по местам, связанным с определенными событиями прошлого. Также очень популярны туры с изучением архитектурных особенностей городов и стран, фольклорные туры, туры с посещением картинных галерей, туры на действующие предприятия, а также туры любой другой тематики, интересные определенному кругу людей.

Организация экскурсионного туризма может осуществляться по двум основным направлениям – это так называемые стационарные туры, которые рассчитаны на пребывание туристов в одном городе, а также маршрутизированные туры, которые предусматривают посещение нескольких городов по заранее определенному графику.

Как правило, стационарные туристские маршруты предполагают детальное изучение достопримечательностей одного города.

Маршрутизированные же туры составлены так, чтобы посещаемые города находились вблизи друг от друга, чтобы на переезды затрачивалось минимум времени, и они не были такими утомительными.

Экскурсионный туризм включает в себя множество программ на выбор туристов. Если организовывается маршрутный тур, экскурсовод едет вместе с группой, или, как вариант, в каждом посещаемом городе туристов встречает профессиональный гид, живущий в данной стране и специализирующийся на определенной тематике. Как правило, в таких турах предоставляется свободное время для самостоятельного изучения каждого отдельного посещаемого города - от половины дня до целого дня, если время остановки более трех дней.

Стационарные туры, в свою очередь, предоставляют больше свободного времени, а также в них более широко организована программа проведения досуга, которая может включать различные творческие встречи, национальные праздники, посещение ресторанов с разнообразной кухней, в том числе и национальной, посещение выставочных залов и дегустационных центров.

Экскурсионное обслуживание – это организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания.

Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя (экскурсанта, туриста) комплекс знаний по истории, культуре, географии, этнографии, экологии, экономике и др. При участии в таких экскурсионных мероприятиях, как осмотр музейных и выставочных экспозиций, исторических, культурных, природных, этнографических, инженерных и других достопримечательностей, происходит удовлетворение потребности личности в познании окружающей действительности.

Избирательность человека в выборе экскурсионных услуг носит подсознательный характер. Экскурсант (турист) выбирает те экскурсионные услуги, которые удовлетворяют одновременно несколько потребностей, т.е. обладают функциональной полнотой. Так, посещая загородную экскурсию, ее участники не только удовлетворяют потребность в познании, но и в сочетании с эмоциональными и интеллектуальными нагрузками ликвидируют дефицит движения, повышают эффективность обмена информацией в процессе общения друг с другом. Таким образом, экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской услуги, но и как самостоятельный вид услуг, целью которых является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов (туристов) в познании окружающей действительности.

Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха, поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов.

Туристская отрасль за последнее время начала искать новые виды туристских, в первую очередь экскурсионных услуг. Одним из таких нововведений стало организация туристских экскурсий на передовые действующие производства. Организация таких экскурсий служит отличной рекламой для многих компаний, которые заинтересованы в продвижении своей продукции.

Разразившийся в последние годы кризис заставил многих предпринимателей искать новые, нестандартные технологии выживания в экономике. Довольно интересное решение нашли предприниматели, работающие в туристском бизнесе. Они решили совместить, как бы казалось две несовместимые вещи – развивать одновременно туризм и промышленность.

В настоящее время задачей промышленного туризма является организация регулярных туристских туров и маршрутов на действующие или когда-то действующие промышленные предприятия. Явление это совсем новое, поэтому исследований посвященных этой теме почти нет. Все, что мы имеем на сегодняшний день, так это большое количество городов, которые служат примером организации туристских маршрутов на предприятиях, расположенных на их территориях. Например, в 2007 году, во Франции около 1700 различных компаний принимали туристов на площадках своих предприятий. Так приливная станция в городе Ранс каждый год принимает где-то 300 тысяч туристов. В Англии шоколадную фабрику в Кэдберри за год посетило 400 тысяч посетителей. В таких странах как Испания особой популярностью пользуются винные туры, в Нидерландах – цветочные, а во Франции – сырные.

Но первооткрывателями в этой отрасли были американские компании. Так завод Jack Daniel’s открыл двери своего предприятия для посетителей в 1866 году, в день открытия самого предприятия. В настоящее время в Соединенных Штатах почти не осталось предприятий, которые не принимали бы туристов и посетителей.

Современные предприятия могут не только заниматься производством различных товаров, но могут организовать оказание различных услуг, это ни в коей мере не повредит производственному процессу. Просто надо уметь со всего извлекать пользу.

С уверенностью можно сказать, что современные туристы – это «коллекционеры мест». Сегодня туристов уже не устраивает стандартный туристский ассортимент – пляжи, музеи, театры, картинные галереи и т.п. Теперь их интересует отдых, который можно совмещать с познавательными целями. Экскурсии по различным предприятиям – это как раз то, что заинтересует современных туристов. Во время таких экскурсий туристам все открывается с необычной стороны. На таких экскурсиях можно все увидеть воочию, потрогать все своими руками, попробовать, примерить и в конечном итоге приобрести. Особой популярностью такой вид туризма пользуется у путешественников, которые совершают туры вместе с детьми. Детям особенно будет интересно увидеть, как делают мороженое или шоколадные конфеты, еще до того, как они попали на прилавки магазинов.

Такие экскурсии представляют собой довольно интересную рекламу, ненавязчивую и интересную, за которую экскурсанты еще и платят. Во время таких экскурсий производитель показывает свое истинное лицо, безукоризненность передовых технологий, прозрачность управления производством, отношения в рабочем коллективе.

Важно отметить еще один немаловажный аспект. Когда предприятие становится туристским объектом, то в этом случае руководство фирмы значительно улучшает отношения в трудовом коллективе. В первую очередь внимание обращают на чистоту в цехах, презентабельный вид технологического оборудования, на чистую рабочую форму работников и многое другое. Кроме того, у самых работников резко меняется мотивация, из-за того, что на них смотрят как на музейный экспонат. Как результат таких действий фирма получает эффективную поддержку своей продукции. Важно отметить тот факт, что оборот магазинов по продаже сувениров на 30% выше в точках, где заканчивается экскурсия, чем в таких же магазинах с аналогичным товаром.

Не лишним будет сказать о том, что городской бюджет значительно выигрывает от стимулирования продажи различных городских услуг и товаров. Кроме того, экскурсии на действующие предприятия служат такой себе дополнительной нагрузкой к другим туристическим объектам, которые расположены в этих городах. Ярким примером может служить завод «Ролекс» в Цюрихе и портовый комплекс в Роттердаме. Города фактически обеспечивают популярность различных брендов.

В бывшем Советском Союзе, в свое время, пользовались популярностью экскурсии на московские кондитерские фабрики. Но это было, скорее всего, исключением из правил. Такие мероприятия проводились как некая дань моде, но здесь не учитывались многосторонние выгоды, которые приносили такие экскурсии. В большинстве случаев такие экскурсии проводились для специальных высокопоставленных гостей, иногда для школьников, которые прибывали на экскурсии в столицу. Например, на такой фабрике как «Рот Фронт», запись на посещение проводилась на протяжении двух дней в середине августа и на год вперед. В настоящее время в России можно отметить концерн «Балтика», который провод регулярные экскурсии на своих предприятиях в Санкт-Петербурге, Туле и Челябинске.

Среди городов России, в настоящее время, разве что Челябинск имеет возможность стать столицей промышленного туризма, так как здесь есть все предпосылки для его развития. Кроме того, сфера промышленного туризма может стать спасительной соломинкой для ряда городов, промышленность которых пришла в упадок. В таких городах можно наблюдать величественные руины бывшей советской экономики. Это такие города как Асбест, Байкальск, Чапаевск, Карабаш, Копейск, Красноуральск, Озерный. Перечень таких городов можно продолжить. Для таких городов организация промышленного туризма единственная возможность сохраниться на карте государства. В этом случае разговор пойдет не о посещении действующих предприятий, а о превращении в музеи предприятий, которые уже перестали функционировать.

Если обратиться к опыту других стран, то можно увидеть, что финансовые затраты сравнительно невелики, чтобы организовать туристские маршруты по действующим предприятиям. Намного сложнее с предприятиями, которые уже перестали работать. В этом случае необходимо разрабатывать специальные инвестиционные проекты по превращению их в музейные комплексы. Но в настоящее время в нашей стране это почти невыполнимо, так как необходим солидный финансовый ресурс, которого в настоящее время нет. Первым шагом в организации производственного туризма может быть кооперация региональных и местных властей, с местными знатоками-краеведами, местной бизнес-элитой и естественно, туристическими компаниями.

Производственный туризм может служить инструментом для маркетинга территории, системного сотрудничества местных сообществ по продвижению их интересов, с целью привлечения инвесторов. Ведь в конечном итоге маркетинг – это философия местного развития, которая оказывает необходимую помощь там, где преобладает экономическая депрессия, а выходов из стандартных ситуаций не видно и вовсе.

Одной из групп туристов, которые могли бы стать постоянными потребителями промышленной экскурсии, могут стать группы школьников и студентов. В таком случае наблюдается переплетение промышленного, экскурсионного и детско-юношеского туризма.

Детско-юношеский туризм (школьный, детский туризм) – это путешествия школьников и студентов. В нашей стране этот вид туризма имеет славную и богатую историю. Большое количество детей и подростков становятся посетителями санаториев, лагерей, баз отдыха. По данным Госкомстата РФ, в 2013 г. на территории России зарегистрировано 52100 действующих детских оздоровительных учреждений, из которых 34 600 (66,4%) – для школьников с дневным пребыванием, 8 900 (17,1%) - труда и отдыха, 4 700 (9%) – профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и другие, 3 300 (6,3%) – загородные оздоровительные и 600 (1,2%) – санаторного типа.

Множество детей было охвачено туризмом в советское время. Но сейчас картина иная. На государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий всех видов – экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д. Закрывались и перепрофилировались учреждения дополнительного образования – Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма, кружки и секции юных краеведов, юных натуралистов, юных экологов и т.д.

Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов.

Тем не менее, специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России.

Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.

Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.

Велика роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.

Кроме того, детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что детско-юношеский и молодежный туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.

Новые экономические отношения, возникшие в настоящее время в нашей стране, обострили проблемы в детско-юношеском туризме, требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма. Если до начала 90-х годов вопросами детского туризма занималась только система образования, то сейчас ситуация коренным образом изменилась. В качестве субъектов, развивающих детский туризм, появились и коммерческие фирмы, и общественные объединения. Поэтому возникает необходимость изучения и обобщения опыта развития детского туризма не только с точки зрения дополнительной образовательной деятельности, но и с позиций экономической эффективности этого направления.

Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей туристских услуг к производителям этих услуг. Поэтому следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро.

Выбор объектов показа в детском туризме очень важна. Такие объекты должны быть интересными, большими, динамичными, разнообразными. Поэтому показ деятельности промышленных предприятий – оптимальное решение для школьников и студентов.


Похожая информация.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.