М крильон. Братская могила



vnedorog:
Евгений! Ты уже на рюкзаке сидишь?
Я тебя встречаю, в Южном берем человека, летим в Холмск, перегруз, заводим "Боинга" и выдвигаемся в точку старта - утром 7го старт уже по бездорожью

// egolovach.livejournal.com/


golovach:
Сергей - дублирую рейс.
YUZHNO SAKHALINSK, EПрибытие в 13:20 Чт.

vnedorog:
Окей Евгений...
Держу на пульсе. Встречать буду сам...

Все восемь часов, самолёт летел куда то прямо....

Мыс Крильон - самая южная точка полуострова Крильон и всего острова Сахалин. Название было дано в честь французского военачальника Луи-Бальбес де Крильона великим французским мореплавателем Жаном-Франсуа де Лаперузом.

С севера соединён узким, но высоким и обрывистым перешейком с Крильонским полуостровом, на западе омывается Японским морем, на востоке - заливом Анива Охотского моря. С юга - пролив Лаперуза, разделяющий острова Сахалин и Хоккайдо.

// egolovach.livejournal.com/


По дороге из Южно-Сахалинска до Холмска было очень ветрено, но не холодно. Ветер быт такой силы, что на нём можно было сидеть =)

// egolovach.livejournal.com/


Собрав часть экипажей, выдвинулись на маршрут к мысу Крильон.

// egolovach.livejournal.com/


Дорога вдоль берега моря, она разная... Воздух солёный и остро пахнущий морем-акияном с явной ноткой йода.

// egolovach.livejournal.com/


Всё побережье прорезают мелкие речки, эта зовётся Шестомой.

// egolovach.livejournal.com/


Для преодоления водных преград, на всём протяжении выставляются штурмана. Иначе риск угодить в промоину, или наткнуться на камень, ствол дерева очень велик. Да и течение очень сильное.

// egolovach.livejournal.com/


// egolovach.livejournal.com/


// egolovach.livejournal.com/


Тут начинаются поля из выброшенной на берег морской капусты.

// egolovach.livejournal.com/


Морская капуста, это очень вонючая и скользкая субстанция.

// egolovach.livejournal.com/


Ехать по ней, крайне тяжело. Стебли, наматываются на мосты и машина буквально вязнет в ней.

// egolovach.livejournal.com/


Пройти в одиночку, тут невозможно.

// egolovach.livejournal.com/


Выручает - командная работа и лебёдочные якоря.

// egolovach.livejournal.com/


Очень скользко...

// egolovach.livejournal.com/


А потом начинается дорога, по которой можно ехать часами. Слева сопки, справа океан.

// egolovach.livejournal.com/


Шоссе! =) Смеркалось, решено было разбивать лагерь.

// egolovach.livejournal.com/


Прошли несколько километров по "пляжам" и остановились для сбора группы около транспортника "Либерти".

// egolovach.livejournal.com/


Корабль затонут в 1944 году. С тех пор тут и лежит.

// egolovach.livejournal.com/


// egolovach.livejournal.com/


Начал подтягиваться народ, Впереди был перевал и распадок. Распадок, это место между двумя сопками. Высота разная и техника преодоления тоже разная.

// egolovach.livejournal.com/


Отворот на перевал.

// egolovach.livejournal.com/


Природа стремительно начинает меняться, а температура окружающего воздуха повышаться.

// egolovach.livejournal.com/


// egolovach.livejournal.com/


// egolovach.livejournal.com/


// egolovach.livejournal.com/


Самые прыткие, оказались "Джимники-Сузуки-Самураи", они едут везде, разве что подпрыгивать не умеют! Все дороги, тут были построены японцами во время оккупации острова.

// egolovach.livejournal.com/


Самое неприятное, это упасть в промоину. Глубина лужи может быть до 2х метров!

// egolovach.livejournal.com/


Распадок.

// egolovach.livejournal.com/


Это бамбук, да да - именно бамбук. Это растение, страшный сон местных джиперов. Очень крепкий, гибкий и острый. Оторвать рулевую сошку - делать нефиг, проколоть шину - легко.

// egolovach.livejournal.com/


На Сахалине всё большое! На острове не было ледникового периода и поэтому все растения огромны по сравнению с точно такими же но например в средней полосе. Если лопух, то огого!

Так получилось, что мы первыми преодолели перевал и остановились на небольшую стоянку для перекусу.

А есть там хотелось всегда. Этому способствовали свежий тихоокеанский бриз и сумасшедший запах из походных котелков.



Пока закипала вода, мужики наловили крабов.


Есть своя хитрая технология ловли. Краб большой и злой.


А вокруг... Изумительная свежесть...


Ручьи с чистейшей водой. На такой воде, обычные пельмени приобретают божественный вкус!


-Как дела, Москва? =) Народ всё время старался меня накормить и всячески заботился. Спасибо вам Ребята!


Дождались отлива и пошли вдоль линии океана. Фееричное действо.


Дизель тарахтит, что то булькает под днищем, а ты отчасти едешь, отчасти плывёшь...


Впереди показывается военная часть на мысе Крильон! С погодой не очень повезло, солнце за всё время экспедиции выглянуло на 2 часа. Пейзаж по цвету очень унылый.


Потихоньку подходим к конечной точке.


Зелёный дом справа - общага погранцов. Япония, через "дорогу".


Приехали.

Помните песню?

А почта с пересадками летит с материка До самой дальней гавани Союза И я швыряю камушки с крутого бережка Далёкого пролива Лаперуза...

На фото ниже - камушки и моя рука =)


И вот, эти камушки, полетели в пролив =)


Мечта детства - сбылась. Когда я был маленький, я часто раскладывал на полу карту и ползая по ней, често натыкался на Сахалин и его "хвосты". Всё время думал - А как там? И всегда очень хотел туда попасть.


Мыс Крильон.


На самом мысе, осталось множество японской заброшенки.


Например, старая котельная (японская) которой больше 80 лет.

День 1 .

Все участники встречаются на ж/д вокзале. Садимся в автобус и едем в Анивский район до устья р.Урюм. Реку будем переходить вброд, глубина по колено, местами по пояс. Для переправы переобуваемся в обувь которую взяли для водных переходов. После перехода переобуваемся и идем по лесной грунтовой дороге. После чего выходим на побережье в Кириллово. Далее наш путь проходит по песчано-галечному побережью.

На р.Тамбовка остановимся на обед.

После Тамбовки, ориентируясь на отлив, проходим прижимы. Во время отлива возле скал открывается берег и можно пройти не намокая.

Лагерь разбиваем на устье р.Максимкина. Дежурные готовят вкусный ужин. Возле костра будем знакомиться друг с другом.

Дневной километраж: 21 км.

День 2.

Утром дежурные готовят завтрак согласно раскладке и графика дежурств. После завтрака собираемся и выходим в путь. По дороге зайдем в меловой каньон, где падает 8 метровый водопад. А в скалах разместились гнезда стрижей.

На р.Кура встанем на обед. В устье реки расположено фермерское хозяйство, и можно увидеть пасущихся лощадей на берегу моря.

После обеда нас ждет переход до р.Могучи. Переход по песчано-галечному пляжу. Иногда прохождение возле скал по каменной тропке, как будто скала стекла на землю, образуя дорожку. Интересная скала встретится по пути, в народе именуемая - Драконом. Разноцветные скалы сложены мордой дракона, с открытой пастью и впадинами для глаз.

Очередной брод через р.Найча. Еще немного километров пути по песку и встаем лагерем на р.Могучи. Горячий ужин. Ночевка.

Дневной километраж: 22 км

День 3.

После завтрака собираем лагерь и выходим в путь. Сегодня переход будет сложноват. Придется обходить м.Канабеева по бамбуку. Движение будет сильно затруднено. Прохождение 5 км займет 4 часа.

Мыс Канабеева очень красив. На самом мысу расположилась каменная арка, к которой ведет скальная терраса метровой ширины. Обязательно радиально зайдем для осмотра и фото. Требуется понимание безопасности, т.к. глубина моря возле мыса сразу достигает 5 метров.

Сегодняшний день завершится на заброшенном стане мыса Анастасии (нежилой п.Атласово). В море напротив мыса стоят две скалы, окруженные старым разрушенным японским пирсом. На самой большой скале когда-то японцами были установлены тории, синтоистские священные ворота в храм, обращенные на восток, в сторону восходящего солнца.

Возле места ночевки протекает р.Анастасия. Можно устроить постирушки, помывушки.

В 200метрах от лагеря, на побережье спадает красивый 20 метровый водопад.

Горячий ужин. Ночевка.

Километраж дня: 12 км.

День 4.

День предназначен для отдыха после перехода. Постирать вещи, высушить, помыться и просто отдохнуть. Релакс на мысе Анастасии с мягкими рассветами и огненными закатами.

День 5.

Утром, после завтрака, собираем лагерь и выходим. Сегодня путь держим до самого мыса Крильон.

Путь красивый, но имеет несколько переходов по валунам. Переходя такие прижимы, следует соблюдать осторожность, не торопиться и помогать участникам. В некоторых местах может понадобиться помощь в переносе сначала рюкзаков, а уже после налегке проходят участники. Мальчики проявляют активность и подают руку помощи. По пути нас так же ждет множество водопадов, от маленьких, до больших, от высохших до тонкой струйки до мощных водяных потоков. На обед встанем на домике возле водопада.

После обеда останется немного километров и мы наконец то в бухте м.Крильон! Разбиваем лагерь и готовим ужин. Так же собираем паспорта и инструктор идет отмечать группу у пограничников.

Внимание! Сотовая связь на Крильоне - Японская, съедает весь баланс не успев набрать номер.

Завтра нас ждет дневка и экскурсионные вылазки по мысу, по местам славы, и военных укреплений, маяк и памятник, подземные ходы и пушки.

Дневной километраж: 19 км.

День 6.

Дневка. День посвящен ознакомлению с историей крайней точки острова Сахалин. Весь день распланирован на радильные выходы, чтобы как можно больше охватить исторических достопримечательностей, связанных с периодом русско-японской войны.

Сегодня никуда не торопимся. Спим всласть. После позднего завтрака, приготовим обеденный перекус и пойдем гулять и осматривать достопримечательности Крильона.

Обход начнем с памятника воинам, погибшим при освобождении Сахалина и Южных Курил. В этой братской могиле похоронены 7 десантников. Далее пойдем осматривать ныне нежилые постройки, которые строили еще японцы и потом русские, все перемешалось на маленьком кусочке земли. Полазеем, поглазеем, и поспешим в укрепрайон. Ведь мыс Крильон-это один большой укрепрайон, по которому можно гулять неделями в поисках военных дотов, подземных ходов, окоп, пушек. По дороге поднимемся на большое плато, заросшее бамбуком, где спрятались в густой высокой траве пушки. Чуть поодаль виднеется козырек командного пункта, вот мы уже внутри.

Стены и ступеньки выложены японцами природным камнем, кладка сохранилась до сих пор, как новенькая.

Поднимемся наверх и перед нами весь пролив Лаперуза, как на ладони. Идем дальше, вот в подземном укрытии стоит целая пушка, все рычаги до сих пор в рабочем состоянии.

Внизу виден лаз, который уходит под землю, спустимся вниз, и перед нами откроется целый подземный мир. Множество комнаток, лазы. Переходы, лестница и мы опять наверху уже на другом конце полуострова, опять спускаемся вниз, снова наверх и опять в другом конце, по дороге встречаются пустые ящики из-под снарядов, старые койки, на стенах различные приборы, датчики, счетчики, дааааа, точно гулять тут можно неделями, чтобы все рассмотреть и найти все лазейки. Выползаем на свет белый и возвращаемся в лагерь. В лагере перекусим и вновь выходим на очередную прогулку по мысу. В хорошую погоду с Крильона можно увидеть Японию. И мы отправляемся на край мыса, а вдруг повезет и мы увидим Японию. Сначала перед взором откроется остров Ребун, а дальше остров Хоккайдо. При наличии бинокля можно разглядеть ветряные мельницы, которые светятся разноцветными огоньгами.

Возвращаемся в лагерь готовить ужин. И под обсуждение сегодняшнего дня наслаждаемся горячей пищей и вкусным чаем с баранками.

Дневной километраж радиальных выходов: 6 км.

День 7.

Утром, после завтрака, собираем вещи, одеваем рюкзаки и опять отправляемся по дороге обследовать подземные ходы и «изучать» боевую технику. Выйдем на огромную пушку, а в бамбуке спрятались з советских танка. Обследуем новые лазы, траншеи, найдем японские умывальники, которые сохранились в отличном состоянии.

Далее по дороге заглянем посмотреть на останки поста Сирануси. Пост был основан японским кланом Мацумаэ с острова Хоккайдо,предположительно в 1750-х годах, в 1850-х годах значение поста стало уменьшаться и пост в Сирануси был упразднен на том история поста закончилась. Есть информация, что на 1925 г. в селении Сирануси проживало 150 человек, имелось 36 домов. Сейчас на месте поста можно найти много объектов разных времен, принадлежащих, как Японцам, так и русским, постамент от памятника Кайдзима Киненто, площадки от здания японского поста, земляные валы, которые носили скорее всего оборонительный характер, бетонные сооружения, огневые точки 2 –й мировой войны.

Выше поста находятся развалины крабового завода и береговые батареи из танков ИС-3. Кстати танки законсервированы и находятся в отличном состоянии.

И вот на горизонте из тумана появляется « корабль-призрак». Красавец, вернее все, что от него осталось. Корабль разорван на три куска. Это сухогруз «Луга», который лежит здесь уже более 65 лет на отмели. Чайки и бакланы облюбовали останки корабля и устроили на нем птичий базар.

К осени 1947 года пароход-сухогруз « Луга» подготовили для буксировки во Владивосток, а потом далее на капитальный ремонт в Шанхай. Буксировать «Лугу» поручили пароходу «Петр Чайковский», но упустили время и буксировку начали в конце октября. «Петр Чайковский» и «Луга» были подхвачены сверепым тайфуном у пролива Лаперуза. Буксир порвался и «Лугу» выбросило на полуостров Крильон между мысами Майделя и Замирайлова голова. Повреждения «Луги» были настолько велики, что ремонт был нецелесообразен и снимать с отмели ее не пытались, вот так и стал он домом для чаек и бакланов

Обеденный привал и фото на память. И снова в путь.

Множество медвежьих следов будут сопровождать нас в пути. Раньше на полуострове был заказник, охота и рыбалка в этих крах была запрещена, вот и расплодились тут мишки. Достаем дудки и дудим, обозначая, что мы тут идем.

На ночлег становимся на р.Замирайловка. Горячий ужин.

Дневной километраж: 14км.

День 8.

Утром после завтрака собираем лагерь, одеваем уже облегченные рюкзаки и выходим в путь. Сегодня путь частично проходит по перевалу, огибая мыс Кузнецова, так как там непроходы. Дорога через перевал в хорошем состоянии и не составит сложностей для перехода.

Мыс Кузнецова – один из природных памятников о. Сахалина, название свое получил в честь капитана 1-го ранга Д. И. Кузнецова, командовавшего первым отрядом, приплывшим на Дальний Восток в 1857 г. для охраны Российских границ.

Выходим к фермерскому хозяйству. Останавливаемся на обед.

Во время обеда сходим посмотреть на японский столбик с иероглифами.Таких столбиков много осталось по Сахалину, на нем указана высота над уровнем моря.

После обеда продолжаем путь до мыса Виндис, где разобьем лагерь. Ужин. Ночевка.

Дневной километраж: 17 км.

День 9.

Утром, после завтрака, отправляемся на г.Коврижка.

Гора Коврижка получила свое название из-за своей формы ввиде тортика, находится она на мысе Виндис. В переводе с айнского языка, как «скверное жилище». Мыс находится в 35 км. от пос. Шебунино, сама Коврижка возвышается над уровнем моря на высоте около 78 м., имеет практически идеальную круглую форму с диаметром более 100 м. Абсолютно плоская вершина Коврижки известна тем, что на ней были найдены археологические стоянки древнего человека. Есть версии, что эта природная постройка использовалась Сахалинскими аборигенами в качестве крепости, где они спасались от нашествия чужаков, может именно поэтому и название « скверное жилище».

Подъем на Коврижку очень крутой, на нее можно попасть только по канату, который натянут добрыми людьми. Преодолевая страх, поднимимся наверх и перед нами откроется головокружительный вид! Виден почти весь Южно-Камышевый хребет с одной стороны, а с другой мыс Кузнецова.

Обед и ужин в лагере. Ночевка.

День 10.

Утром после завтрака собираем лагерь, одеваем рюкзаки и выходим в путь.

Сегодня пройдем через старую заброшенную деревню. Которая впечатляет сохранившимися домами на берегу моря в глуши, где нет путей сообщения.

По пути очередной брод р.Перепутка. Во время дождей уровень воды сильно поднимается, что может создать препятствие. Но мы уже прошли много рек и речечек, и эта речка нам не препятствие!

Пообедаем на речке и продолжим путь до р.Брусничка. Путь проходит по песчаному пляжу.

В устье р.Брусничка разбиваем лагерь. Ужин. Ночевка.

Дневной километраж: 16 км

День 11.

Завтрак. Сборы в дорогу. День выхода с похода. Последний рывок. Жаль раставаться с красотой Крильона. Много мест нехоженных и неизведанных нами остается позади. А значит есть повод вернуться!

В Шебунино будет ожидать автобус, который отвезет нас в Южно-Сахалинск.

Дневной километраж: 22 км.

День 12.

Запасной день. На случай непогоды, приливов и усталости участников. В случае хорошего темпа прохождения маршрута будет использован как дополнительная дневка или как дополнительный день для распределения километража по силам участников.

Крайняя южная оконечность острова Сахалин – мыс Крильон, названный так в честь французского генерала . По сути, это почти настоящий край земли. По крайней мере, Сахалина. Дальше остров Хоккайдо и, что интересно, долгое время мыс Крильон считался продолжением этого острова, пока Лаперуз не открыл пролив, названный его именем. Тогда-то и стало ясно, что здесь совсем другая география. Место это было очень опасным для прохождения судов. В 1887 году здесь потерпел кораблекрушение пароход «Кострома». В память о нем на берегу выстроили небольшую часовенку из обломков корабля. Хотя к тому времени на Крильоне уже был построен маяк для безопасности проходящих судов.

Поэтому в 1896 году его заменили на более оборудованный и мощный. По суше добраться до Крильона весьма непросто . Однако устроить тут экстремальное ралли – самое излюбленное дело джипперов. Например, на День Победы они собираются командами, чтобы проехать по этим местам экстремальным марш-броском. По бездорожью, к самому памятнику воинам, погибшим за освобождение южного Сахалина. Такие забеги, вернее, заезды они устраивают с 2004 года. А вот морская прогулка до мыса Крильон куда как более безопасна. Места здесь необыкновенно красивые: живописные водопады, отдыхающие на камнях нерпы.

Можно насладиться шумом птичьего базара, а, если повезет, увидеть медведя-рыболова. Некоторых привлекает военная история мыса. Он представляет собой крупный укрепрайон с дотами, подземными ходами и прочими соответствующими укреплениями – любопытно. Туристы здесь бывают, хотя в этих местах нечасто случается хорошая погода. Дело в том, что возле мыса Крильон встречаются два течения : холодное Охотского моря и теплое Татарского пролива, что обеспечивает ветреность и дождливость. Но разве это может помешать тому, кто решил полюбоваться водопадами мыса Замирайлова голова (одно название чего стоит)?

А уж тот, кто приехал на Крильон поклониться братской могиле, находящейся на самой крайне точке мыса , где похоронены семь десантников, погибших в годы Великой Отечественной войны от рук японцев, и вовсе не остановится при любой погоде. Этот мыс, имевший огромное значение для обороны южных рубежей Сахалина, и сейчас демонстрирует свою мощь. Большая заслуга в этом принадлежит зданию, построенному для маяка, который хоть и возвели еще в 1894 году, до сих пор являющим крепость: кирпич сюда возили из Японии, орегонскую сосну – из Америки.

Правда, в 1980 году родной колокол заменили на японский, а помещения из жилых перевели в хозяйственные. Но в целом маяк на Крильоне также функционирует, как прежде . Также работает метеостанция, дислоцированы военные и пограничные части. Рядом вполне достойные обзору достопримечательности. Например, гора Коврижка, похожая на торт, скалистый остров Камень. Некоторые путешественники, обуреваемые эмоциями, слагают о мысе стихи. Об острых ветрах, о густом тумане, о грозном океане вокруг. Романтика. И, даже если никогда не ходил в походы, тянет посмотреть на Сахалин.


Адрес: Сахалинская область, остров Сахалин

Мыс Крильон (фото)



С севера мыс соединён узким, но высоким обрывистым перешейком с Крильонским полуостровом, на западе омывается Японским морем, на востоке - заливом Анива Охотского моря, с юга - проливом Лаперуза, разделяющим острова Сахалин и Хоккайдо.

Долгое время территория полуострова представляла собой перешеек между Сахалином и Хоккайдо, т.е. Крильон в прошлом являлся частью огромного Сахалино-Хоккайдского полуострова. В результате потеплений и похолоданий, вызванных ледниковыми эпохами, он не раз менял свои очертания, пока 12 тыс. лет тому назад не отделился от Хоккайдо окончательно. Именно на это время приходится обрыв «обсидиановых троп» - путей, по которым осуществлялась миграция древнейших охотников за обсидианом, сырьем для изготовления орудий труда и охоты.

Экспедицией голландца М.Г.Фриза полуостров Крильон был принят за продолжение Хоккайдо, виной этой ошибки был туман, частый для этого времени года. Ошибка просуществовала почти 100 лет, пока в 1787 году французский мореплаватель Ж.Ф. Лаперуз во время своей экспедиции не открыл пролив, названный в честь его самого и не описал западный берег Сахалина. Столкнувшись на севере с мелководьем и посчитав остров полуостровом, он прошел на юг и встал на якорную стоянку близ мыса Майделя. Во время этой стоянки он принимал у себя на борту жителей Крильонского полуострова, пополнял запасы пресной воды, направил на берег немногочисленную группу исследователей, которые забрались на г. Крильон и осмотрели окрестности. На юге Сахалина появились французские названия, сохранившиеся до настоя­щего времени - Монерон, Крильон, Жонкъер.

Крильон ввиду своей географической близости долгое время находился под влиянием Японии, пока окончательно вся территория Сахалина не стала принадлежать России, однако это не мешало японцам производить лов рыбы в непосредственной близости от берегов, приставать к берегу, производя там ремонтные работы. Кроме немногочисленных поселений на севере полуострова, как по западному, так и по восточному берегу, он был необитаем в холодное время года, при потеплении возобновлялась рыбная ловля со стороны японских браконьеров. Так продолжалось вплоть до русско-японской войны 1904-1905 гг.

С конца 1980-х гг. поездки на мыс Крильон стали регулярными. Эти места всегда манили любителей путешествий, внедорожья и истории Сахалина. Именно в мае на Крильоне собирается больше всего экипажей джип-клубов Сахалина на ставший уже традиционным марш-бросок, главная цель которого - возложение венков к памятнику воинам, павшим при освобождении Сахалина и Курильских островов.

МАРШРУТ: г. Южно-Сахалинск – г. Невельск - с. Шебунино - мыс Виндис - мыс Кузнецова - мыс Крильон – г. Невельск - г. Южно-Сахалинск.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ МАРШРУТА: г. Южно-Сахалинск - мыс Кузнецова – мыс Крильон – 200 км

СЕЗОН: с июля по октябрь, так как в эти месяцы преобладают наиболее высокие температуры, Возможна организация тура в другое время года по запросу туристов (при этом движение по маршруту осуществляется специально подготовленными внедорожными средствами в составе не менее 3 автомобилей).

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ. Для автотуров от 3-х дней. По желанию туристов возможно длительное пребывание на одном из пунктов маршрута.

Участникам тура при себе желательно иметь не продуваемую ветровку с капюшоном, сменные обувь, носки, нижнее белье, средство от насекомых, полотенце - для желающих искупаться.

ФЛОРА И ФАУНА. По маршруту преобладает природа прибрежной полосы, типичная для Сахалина. По пути к мысу Крильону можно встретить немало представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу (например, сахалинскую кабаргу, белоспинного альбатроса, египетскую цаплю, дальневосточного аиста, аралию, гортензию черешчатую, кардиокринум Глена и др.).

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И УНИКАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ:

Мыс Крильон по праву может быть назван музеем под открытым небом. Студенты профессора СахГУ А.А. Василевского в трёхстах метрах от мыса Крильон обнаружили стоянку людей, живших здесь семь тысяч лет назад. Найдены черепки посуды Чжурчжэни (Чжурчжэни - племена, населявшие в X-XV вв. территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая, Северной Кореи и Приморского края. Говорили на чжурчжэньском языке тунгусо-маньчжурской группы. Крупнейшее государство чжурчжэней существовало с 1115 - 1234 год.), дальневосточной империи погибшей от воинов Чингисхана, примерно в трёх километрах от мыса, на террасе у речки Пекарни, найдены остатки крепости, известной у археологов как Крильонское городище, или Сирануси.

Возведение маяка на мысе Крильон было поручено начальнику Гидрографической части портов Восточного океана капитану В.З.Казаринову. Строительство началось 13 мая 1883 года. Работы, в которых принимали участие 30 ссыльнокаторжных, продолжались 35 дней. Были поставлены деревянная башня высотой 8,5 метра, дом для смотрителя, казарма, баня. Осветительный аппарат с посеребренными отражателями был оснащен 15 аргантовыми лампами. Для производства туманных сигналов на маяке были установлены двухфунтовая сигнальная пушка и 20-пудовый колокол. 24 июня было проведено пробное освещение маяка: при хорошей погоде огонь был виден за 15 миль.
В начале 90-х годов XIX века назрела необходимость строительства новых маяков и створных знаков на Сахалине. С одной стороны, это было вызвано появлением новых усовершенствованных маячных систем, а с другой - плачевным состоянием сахалинских маяков. В Главном Гидрографическом Управлении в Санкт-Петербурге был разработан "План производства маячных работ в Восточном океане", рассчитанный на 1892-1897 годы.

Был заключен контракт с французской фирмой "Барбье ет Бенард", зарекомендовавшей себя настолько блестяще, что даже известная своими морскими приоритетами Англия закупала ее осветительные аппараты для маяков. Они состояли из одной керосинокалильной горелки (вместо 15-ти масляных на старых системах) и давала пучок света силой в 150000 свечей вместо нескольких сотен на старых. Свет горелки фокусировался в линзе диаметром до 1,5 метра, состоящей из нескольких рядов стеклянных колец, оправленных в бронзовый каркас.
Работы по строительству новых маяков начались в 1894 году. 7 августа из привезенного из Японии кирпича началось возведения нового Крильонского маяка. Решение строить маяк из красного кирпича инженер-полковник К.И.Леопольд, руководивший работами, объяснял особенностями местности: если смотреть на маяк с моря, то он сливается с небом, поэтому необходимо было сделать его более выделяющимся.

К 1 августа 1896 года на Крильонском маяке были закончены установка и регулировка осветительного аппарата. В помещении, расположенном на самой южной точке мыса Крильон была смонтирована новая пневматическая сирена с керосиновым двигателем производства английской фирмы "Кантер, Харл и К". Она предназначалась для подачи "туманных сигналов" продолжительностью 5 секунд с интервалами в 100 секунд. Рядом со зданием сирены размещались специальная сигнальная пушка образца 1867 года.
В истории Крильонского маяка было немало замечательных событий, одним из которых было посещение маяка знаменитым русским исследователем и мореплавателем адмиралом С.О.Макаровым.
22 сентября 1895 г. в вахтенном журнале Крильонского маяка смотрителем Р.Шульгановичем была сделана запись: "К маяку прибыл крейсер "Корнилов". Посетивший маяк контр-адмирал Макаров распорядился установить футшток. На W стороне выбита вековая марка". Сохранившиеся остатки вековой марки сегодня являются единственным свидетельством посещения острова Сахалин С.О.Макаровы

Мыс Крильон наблюдал А.П. Чехов с борта парохода «Байкал» во время сахалинского путешествия в 1890 году.

На территории мыса мы можем встретить остатки японского и советского укрепрайона (доты, сеть подземных ходов, предназначенных для обороны южных рубежей острова), здания из красного японского кирпича еще царской постройки, здесь также расположена действующая войсковая и пограничная части, метеостанция весьма оригинальной постройки (здание с водозабором дождевой воды). Данная метеостанция начала свою работу в июле 1909 года, осуществляя метеорологические и морские прибрежные наблюдения.


Мыс Виндис (г. Коврижка) своей формой напоминает торт с отвесно обрывающимися во все стороны стенками. Узкий перешеек соединяет его с берегом. Название переводится с айнского языка как «скверное жилище». Скверными, нехорошими айны называли мысы, которые опасно было объезжать на лодке и приходилось обходить по берегу. За трапециевидную форму мыс также называют Коврижкой. На его плоской вершине (высота 78 м) было найдено несколько археологических стоянок древнего человека. Забраться на вершину горы можно только по ее восточному, заросшему разнотравьем склону, используя канат, расположенный там же.


Мыс Кузнецова - государственный зоологический памятник природы регионального значения, основанный в 1986 году. Название мыс получил в честь капитана 1-го ранга Д.И. Кузнецова, командовавшего первым отрядом, приплывшим на Дальний Восток в 1857 году для охраны российских границ.

Мыс расположен на юго-западном побережье полуострова Крильон. Рельеф памятника представлен выровненной платообразной поверхностью и морскими обрывистыми берега ми. С 1857 года для охраны окраин России на Дальний Восток посылались отряды судов Тихого океана. Первым отрядом командовал капитан Д.И. Кузнецов, в честь которого и был назван мыс. На юге он оканчивается скалой, напоминающей лицо человека в профиль. В центральной части мыса на самой его оконечности стоит маяк «Кузнецова», построенный японцами в 1914 году. Раньше мыс и бухта назывались Сони, что в переводе с айнского означает столбчатые камни или рифы и отражает особенности данного места. На мысе находится лежбище нерп, а также большая колония морских птиц - бакланов, чаек, чистиковых.

Подводный мир мыса очень красив и интересен, во многом схож с островом Монероном. Мыс представляет наибольшую ценность в орнитологическом отношении: по восточному и западному побережью проходят главные миграционные пути птиц. На почти безлесных склонах морских террас гнездятся бакланы, сокол, чайки, кайры, ястреб. Здесь отмечены редчайшие виды птиц, занесенные в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области: японский журавль, рогатая камышница, зеленый голубь, японский скворец, мандаринка, средняя белая цапля, японская белоглазка, красноногий погоныш, сокол сапсан, перепел японский и др.

Если подняться на Кузнецовское плато в хорошую погоду можно увидеть Японию: высокий конус острова-вулкана Рисири, остров Ребун, остров Хоккайдо.


Водопады мыса Замирайлова Голова. Мыс Замирайлова Голова - длинный и узкий, соединенный с сушей вытянутой песчаной перемычкой высотой 25-29 м. В самой нижней отметке этого района находятся два водопада высотой 25 и 28 м (в 1,5 км к северу от устья реки Замирайловки).


Старый корабль. К осени 1947 г. пароход серии "Либерти" по названием "Луга" подготовили для буксировки во Владивосток, а потом далее на капитальный ремонт в Шанхай. Буксировать "Лугу" поручили пароходу "Петр Чайковский". Но упустили время. Буксировку начали в конце октября. И опять же по роковому стечению обстоятельств "Петр Чайковский" и "Луга" были подхвачены свирепым тайфуном у пролива Лаперуза. Буксир порвался, и беспомощную "Лугу" выбросило на мыс Крильон. Повреждения были настолько большие, что снимать ее больше не пытались.

Пароход серии «Либерти» - тип транспортных пароходов середины XX века. Суда этого типа строились в очень большом количестве (построено более 2500) в США во время Второй мировой войны для обеспечения массовых военных перевозок.
Новый проект, вначале известный как EC2 (Emergency Cargo, type 2), или «проект по закону о гражданских судах на военной службе» (Merchant Marine Act design), стал называться «Либерти» (Свобода) после того, как президент Рузвельт объявил 27 сентября 1941 года - день спуска на воду первых 14 судов - «днём флота свободы» (Liberty Fleet Day). Первый «Либерти», SS Patrick Henry, был назван в память американского революционера Патрика Генри (1736-1799), вошедшего в историю с фразой «Дайте свободу или дайте смерть!»
В последующем, суда «Либерти» именовались в честь людей всех профессий, при этом любой пожертвовавший на оборону 2 миллиона долларов мог назвать судно своим именем.
Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941-1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток. В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд - заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года. Однако это был скорее пропагандистский трюк, который не мог быть воспроизведен серийно. Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.
Вместимость «Либерти» могла достигать:
2840 джипов
525 бронеавтомобили М8 или 525 санитарных фургонов
440 легких или 260 средних танков.


В музее Сан-Франциско есть единственный в мире целиком сохранившийся транспортник серии.


«Вековая марка» (выбита на прибрежной скале близ мыса Крильона) - культурный объект, связанный с именем знаменитого адмирала С.О. Макарова (22 сентября 1895 года он посетил Крильонский маяк, где была установлена рейка с делениями - футшток для измерения колебаний водных масс в проливе Лаперуза). Под надписью «Вековая марка» было выбито семь горизонтальных насечек, пронумерованных римскими цифрами снизу вверх. Данные обрабатывались маячником и отправлялись в Петербург. Макаровская метка расположена на скалах основания мыса Крильона, приблизительно в 250 метрах от маяка. В настоящее время из надписи «Вековая марка» сохранилось только слово марка. Сегодня сооружена новая современная рейка из железа.


Камень Опасности. Скала, расположенная в 14 км к юго- востоку от мыса Крильона - крайней южной точки острова Сахалина - в проливе Лаперуза. Представляет собой небольшую группу голых, лишенных растительности камней. Длина около 150 м, ширина около 50 м, высота 7,9 м. Для европейцев её открыла в августе 1787 года экспедиция Лаперуза, который и назвал скалу Опасная (фр. La Dangereuse ), так как она сильно затрудняла движение судов по проливу Лаперуза, что усугублялось частыми туманами в летнее время. Для избежания столкновения на кораблях выставлялись матросы, обязанностью которых было прислушиваться к рёву сивучей, находящихся на Камне Опасности. В 1913 году на скале была возведена бетонная башня с автономным маяком высотой 18 м, рядом с ней установлен туманный колокол.


Город Невельск. Ранее на месте Невельска располагались айнские поселения Понто-Кэси, что в переводе означает «на краю озера (света)», и Турумай. Японское название города - Хонто - происходит от айнского Понто-Кэси. Селение под именем Хонто (от айнского роп «маленький», to «озеро» - «маленькое озеро»), между заключением Симодского (1855) и Петербургского договоров об обмене Южного Сахалина на 18 Курильских островов (1875), было под двойным русско-японским управлением.

С 1905 по 1945 годы Хонто находился в составе японского губернаторства Карафуто.

В 1945 году, после освобождения от японских милитаристов, Хонто вошел в состав РСФСР. 5 июня 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории Сахалинской области было образовано 14 районов, в том числе и Невельский, с центром в городе Невельске. Хонто был переименован в Невельск в честь российского исследователя Дальнего Востока адмирала Г.И. Невельского.



На сайте использованы материалы туристского путеводителя: "Путешествуя по родному краю: экскурсионные маршруты и туры по острову Сахалину" под ред. С.С. Шарова.-Южно-Сахалинск:Изд-во ИРОСО 2014.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "> +79147401470 Анастасия

Путешествие по полуострову Крильон. Множество японских построек, советский укрепрайон, вкопанные танки. Мыс Анастасии, мыс Канабеева.

* * *

компанией ЛитРес .

© Валерий Маслов, 2015


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Шестнадцать лет назад, в далеком девяносто восьмом году. Да не в таком-то уж и далёком. Примерно в это же самое время года. Бывший напарник по туризму, бывший товарищ Гоша. Предложил сходить в турпоход на мыс Крильон. Гоша финансирует данное мероприятие. Совсем недавно открыли доступ на мыс Крильон. В эпоху СССР, даже не мечтали попасть на мыс Крильон. Вы что, с ума сошли, всего сорок километров до мыса Соя, остров Хоккайдо! А вдруг рискнете свинтить по морю вплавь, с самой лучшей, счастливой страны мира сего или всего!

Тимоха бы с удовольствием пошёл на Крильон. Но к этому времени, в тайге проделал большую, длительную работу. Был полностью готов для встречи тихоокеанского лосося. Ура, даешь красную икру! В тайге сделал браконьерский стан, для переработки лососевой икры. Времечко было весёлое. Как раз нули с рублей убрали! Все были миллионерами и хлоп, обанкротились! Данным деянием, ну, отрезанием нулей от рублей! Правительство решило стабилизировать, и даже дать рост экономики страны! ЭТОЖЕ НАДО БЫЛО ДО ТАКОГО ДОДУМАТЬСЯ!!!

Прошло шестнадцать лет. Для истории – капля в море, но капля серьёзная. Россия снова на коне, на хорошем скакуне. Европа вместе с Америкой, думку гадают. Где бы и как бы отыскать в России очередного друга перестройщика! По их мнению, России пора снова перестраиваться!

Для человека шестнадцать лет это много, очень много. Скольких за шестнадцать лет не стало. Много чего изменилось, поменялось. Время уже не идёт, а летит вперед сломя голову. Года бегут.

Нужно сходить прогуляться на мыс Крильон. Посмотреть красивейшие места береговой линии Татарского пролива, пролива Лаперуза, Анивского залива. Это будет многодневная прогулка по прибрежной полосе. С заходом на ближние сопки, горки. У таёжника язык не повернётся, назвать маршрутом – обход полуострова Крильон. Туристический маршрут серьёзное мероприятие. Хребты, перевалы, горы, быстрые реки, водопады. На предстоящей прогулке, мелкий пляжный песок на сотни километров. Теплое море и естественно жаркое солнышко. Наконец-то на юг Сахалина пришло лето. Это будет называться отдыхом, пусть активным, но все равно отдыхом. Можно день идти, день стоять на дневке. Полдня идёшь, два дня стоишь! Не нужно не чего переваливать, попадать куда-то. Потом думать, попал или нет, куда хотел.

Довольно серьёзный, длительный маршрут оставлен на золотую пору. Там будет все, хребты, горы, озера, водопады и много золота!

На самом деле все оказалось не так просто. Снова или опять бывалые товарищи плетут своими языками. От мыса Крильон по побережью Анивского залива, до мыса Канабеева, путь очень тяжёлый. А сам мыс Канабеева полнейший не пропуск. Его надо обходить тайгой, сквозь нескончаемый, густой, мощный бамбук. И вообще, тяжело, нудно – тупо идти по побережью, проходя мыс за мысом. Обо всем узнает тогда, когда пройдет. Когда наскачется как горный козел по километровым завалам ломаных каменных глыб, огромных валунов.



Снова Тимоха на берегу Татарского пролива. Километров на триста пятьдесят южней озера Айнского. День прошёл и не рад, что пустился в этот путь. Пока что только отрицательные эмоции, сплошной негатив. А ведь решил отдохнуть, прогуляться, по пути загар принять.

Начнём сначала. Двадцать третьего июля, рейсовым автобусом добрался до города Невельска. Впервые в жизни, рюкзак был помещен в багажном отделение! Сколь пришлось покататься автобусами с большим рюкзаком, а точней с огромным рюкзаком. Ни разу водители не соизволили открыть багажное отделение, где оно есть. По этой причине, ну, мол, что рюкзак лежит в багажном отделение, было как-то не уютно. Особенно тогда, когда началась плохая дорога. Это примерно не доезжая, километров пятнадцать до Ловецкого перевала. А вдруг рюкзак вывалиться! Не вывалился, прошли Ловецкий перевал, с восточной стороны идёт строительство, новой дороги.

Город Невельск назван в честь русского адмирала Геннадия Ивановича Невельского. Невельск считался городом рыбаков. Ну это было в прошлой жизни! В настоящей жизни, в российской жизни, Невельск, районный центр. Город растянулся, наверное, в добрый десяток километров по береговой линии, с севера на юг.

Буквально за день, до старта. Сестра сказала – что, мол приближается главный профессиональный праздник России. В воскресенье – ДЕНЬ ТОРГОВЛИ!!! Нет теперь городов рыбаков, шахтёров, нефтяников, лесорубов. Кругом и вокруг города торгаши! На Сахалине даже день рыбака поблек на фоне дня торговли!

С Невельска маршрутным такси добрался до Горнозаводска. До поворота на Горнозаводск, местные товарищи называют поселок – Горный. Здесь затормозился, долго стоял на развилке дорог, голосовал. На посёлок Шебунино автомобили не идут. Только на угольный карьер самосвалы ходят. От поворота на карьер, до Шебунино ещё восемь километров. Часа через полтора, таёжника подобрала кореянка на иномарке. Женщина довезла до моста. Мост находится в посёлке, почти в двух километрах от побережья. Мост на побережье давно сгнил, остались одни сваи. В эпоху СССР было начали строить мост, хотели делать новую дорогу на мыс Крильон. Но грянула так называемая перестройка, а точней, произошла очередная революция. И все запланированное строительство пошло прахом.

Вышел на побережье, побрёл по старой дороге, которую на днях слегка обновил тяжелый бульдозер! Таежник идёт в кроссовках. Погода? Наверное, можно и не спрашивать. Туман! Вчера по всему югу острова лил хороший дождь. Вы ходили, когда-нибудь в кроссовках по обновлённой дороге тяжелым бульдозером?! Не надо пробовать. Занятие скажем не приятное, свинское занятие!

Пришлось в кроссовках месить грязь, примерно километров семь. Между грязью сообразил обед. Замучился разводить костер. Сильный, ломовой юго-западный ветер. Березовой коры нет. За место бересты полусырая, прошлогодняя трава. Даже бумаги нет. Вода в ручье жёлтая. Она, вода эта, на разведения костра не влияет, пусть будет хоть серо-буро-малиновая!

Пока чаёвничал, на юг по прибойной полосе прошёл УАЗ Фермер. Так, здесь значит ездят берегом, часто, однако ездят, песок распахан от и до.

Примерно с километр, до первой речки дорога не тронута, значит – дорога чистая и сухая, слабо заросшая травой. Автомобили, внедорожники, как говорил выше ходят по песку, по прибойной полосе. Ещё как ходят, за полтора часа прошли двенадцать автомобилей. Дошёл до речки Китовил, пришлось немного пройти обратно. Глубокая лагуна. Устье, воробью покалено, в речке тоже вода жёлтая. Что твориться на берегах устья реки, лучше не говорить, но придется.

Помойка на сотни метров. На каждом выходе пресняка, то есть на каждом устье, даже маленького ручейка, помойка. Множество кострищ, дрова почти везде привозные, мало в этот районе наносника. Кучи полиэтиленового мусора, стеклянных бутылок. Естественно часть мусора море вымывает. Но не кострища вымывает и остатки от крабового пиршества.

Такого свинства не ожидал, вот это загадили, вот это патриоты! Вот это прогулка, вот это отдых!!! Да уж, слов нет и слюни кончились. Сколько водочный бутылок – это ужас! Гораздо больше, чем полиэтиленового мусора. Что за народ, кругом, по всей земле. Загажены все побережья, но не так кучно, как допустим Российские берега. Даже пароходы других стран, находясь у российских берегов, кидают мусор за борт. Потому что они знают, им за это не чего не будет.

Сильный юго-восточный ветер гонит густейшей туман, на пятьдесят метров не чего не видно. Даже не видно прибрежных холмов, береговая полоса не широкая. Да, загоришь здесь, однако, как бы солнечный удар не получить! Психологический удар уже получил. Зря пошёл в этот загаженный кусочек земли своей Родины.

Наследующей речке Луговка тоже самое, большая глубокая лагуна с жёлтой водой. Мелкое, тихое устье. Множество кострищ, разлёт мусора на сотни метров. Не стал здесь разбивать бивуак, Пошагал дальше по прибойной полосе. Хорошо при этом, осознавая и понимая, что и на третьей речке и на пятой будет тоже самое.

Чисто, точней чище, станет там, где каменные мысы перекроют дорогу автомобилям, на которых ездят патриоты своей великой страны! А чисто уже больше не когда не станет. Полиэтиленовый мусор будет всю жизнь, веками таскать по волнам. Выкидывать на берега, и снова штормом, отливом в море.

На устье речке Обутанай еще лучше. Возле сопки левого берега роется экскаватор. Лагуна большущая, да еще полукругом.

Нужно становиться, пошёл седьмой час вечера. Туман ослабел, солнышко подогревает сквозь туман, жарко, однако. На рюкзаке, на нижнем амортизаторе, рассыпался пластмассовый замок. Да, сталкивался с такими замками в девяносто пятом году на рюкзаке Егерь, теперь рюкзак Тайга. Интересно, случайно не одна и та же фирма делала рюкзаки. Замки везде одинаковы, на разных рюкзаках, разных фирм. Дело в прочности пластмасса. Но ведь на улице не мороз. А что было бы в мороз?

Снова таёжник повторяется, но уже вопросом. Когда же наконец в промышленности будут работать профессионалы, люди у места. Специалисты данной отрасли. А не бараны, купившие себе дипломы о высшем образование? Наверное, не когда, это Россия.

Первым делом переобулся, вторым делом поставил палатку. За место колышков, мелкий наносник. Без всякого топора, воткнул в песок и все дела. Завел огонь с помощью подобранного по пути гофрированного картона. И куски фанеры по пути подобрал. Их пустит на утро. Нет здесь берёз.

Сделал чай. Повесил разогреваться кашу гречневую. В котелок воды, туда банку с кашей и на костёр. Дело это не быстрое, но и не долгое. Сначала попил чая, через час покушал. Нормальная каша, понравилась.

Таёжник разочарован. В который раз за день задаёт себе вопрос. Зачем сюда пошёл, уж лучше по тайге сквозь зелёнку. Всё в песке, песок проникает везде, он что вода. Ближе к ночи пошли автомобили на север, на Шебунино. Отдыхающие патриоты домой направляются! Какие-то рыбаки остановились на устье и до темноты бегали, кричали. Что они там делали, черт их знает.



Экскаватор работал всю ночь. Да чтоб у него соляр закончился! Временами сквозь шум прибоя, доносился гул работающей машины и лязг железа. Интересно, что он там копает, уголь ищет? Ночью проезжали автомобили, на север. Будь хоть супер крутой внедорожник, по сыпучему песку, на пониженной передаче, реву, что от трактора Беларусь. В салоне почти тихо и кондиционер работает.

Очень жарко, спал в трусах и с полностью расстёгнутым спальным мешком. Примерно в час ночи вылезал с палатки, небо чистенькое, усыпано сияющими звездами. К утру затянет, это постоянно так, в обычай вошло! Ночка была тяжелой в психологическом плане. Да и в физическом не лучше, спал урывками.

Проснулся в пять утра. Через полчаса поднялся, вылез с палатки. Роса обильная, но по небу уже гонит тучи. Нечего удивительного, так оно и должно быть, если сегодня растащит тучи, то это произойдёт ближе к обеду или за полдень. Обычная Сахалинская погода. Ветер тот же, юго-западный, умеренный. Гораздо тише, чем вчера.

Сделал подъёмный чай, шоколад, хлебцы с маслом. Поставил разогревать кашу рисовую, баночную. Собрал рюкзак. Позавтракал. Эта каша хуже, чем гречневая. И вообще, зачем брал разные баночные каши? Лучше бы ещё тушёнки две банки взял, вес одинаковый

В семь тридцать вздрогнул. Сто метров по песку, вот оно устье. На море полный прилив. Вперед! В болотных сапогах здесь бы не прошёл, только по отливу. Глубина по пояс. Вода теплая, что в речке, что в море. Как-никак южная часть Татарского пролива. До японского моря рукой падать, на лодке с мотором Ямаха! Это не вешние воды горных речек форсировать.

Немного прошёл по прибойной полосе, полный прилив, тяжело идти. Вылез на дорогу. Вчера отремонтированный амортизатор дал сбой. Пришлось останавливаться, убирать то, что делал вчера. Перевернул амортизатор и натянул поясным замком. Дошёл до речки Брусничка. Дорога режет мысы прибойной полосы. Но на реках все мосты сгнили, остались только деревянные сваи. На западном побережье полуострова Крильон, все реки, не зависимо от размеров, даже ручьи, на устьях имеют большие, довольно глубокие лагуны. Когда двигаешься по дороге, и упираешься в водную преграду, приходиться идти в обратную сторону, лезть по зеленке, где с километр, где по полтора километра. И только на самом устье форсировать реку.

На речке Брусничка помойка меньше. На север проехал КАМАЗ, на приличной скорости, прямо по морю! Брызги выше кабины. Снова вылез на дорогу, тяжело идти по прибрежной полосе, когда полный прилив. Дорога на данном участке заросла. Долго добирался до устья пятой по счёту речки от посёлка Шебунино. Речка называется Оненуси! Лагуна большая, длинная, нашёл мелкое место, дно камень, переправился. Покурил, дальше пошёл.

Услышал рев автомобиля, рычит громче КАМАЗа. Наверное, УАЗ, на пониженной передаче идет по курсу. Ошибся здорово, по курсу идет Лад Крузер. Довольно старый, но не совсем старый! Это по году выпуска. Ну а так автомобиль на половину ржавый, видать много где ходил по убитым дорогам, по морю. Водитель сам остановился, Тимоха бы не голосовал, это в его планы не входит. Но если остановился, значит поедем. Мужчина держит курс на урочище Кузнецово, там также одноимённый мыс Кузнецова. Последняя, самая южная боле менее серьёзная речка Кузнецова.

Решил проехать до мыса Виндис, до горы Коврижки. От Кузнецова до мыса Крильон по дороге всего пятнадцать километров. От Коврижки до Кузнецова восемь километров. Таёжнику спешить некуда. Поехали. В салоне шум, как в самолёте АН-2. Глушитель по дороге оторвался, а дорога здесь о-го-го. Если быть точным, здесь нет дороги, есть путь.

Вскорости далеко впереди, в слабом тумане показалась гора Коврижка.

Долго до неё ехали, приблизительно, минут сорок. Да, как и планировал, к вечеру бы подошёл, дотащился бы до Коврижки.

Туман не даёт хорошего ракурса для фотографий. Решил ехать до урочища Кузнецова.

Гора Коврижка, мыс Виндис сильно выступает в море. Есть проход и прижим с южной стороны мыса Виндис. Дорога ужасная, море, как специально, напротив прижима постоянно забрасывает дорогу ламинарией – морской капустой. Есть участки, где ламинария лежит не прерывным валом, шириной в два три метра, слой выброшенной капусты толщиной по полметра, протяжённость вала, по километру и по два километра.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки сахалинского таёжника. Фоторассказы 2014. Полуостров Крильон (В. М. Маслов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром -

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.