Изучение сейдов на острове немецкий кузов. На это есть несколько важных причин! Возвращение на Соловки

Posted СР, 08/04/2015 - 11:26 by Кэп

Хорошо известно, что история карельского уходит своими корнями в седую, а отчасти и мифологическую древность. Таков, к примеру, карельский город Кемь. Происхождение самого названия загадочно. Название «Кемь», по мнению многих ученых, образовано древним термином кем, хем - «большая река», который предположительно имеет индоевропейское происхождение и распространен на обширной части Евразии от реки Кемийоки на севере Финляндии до Улуг-Хем (Енисей) и других на Туве. Но с учетом того, что единственные индоевропейцы, поселившиеся здесь и постоянно упоминавшиеся в исторических хрониках - славяне, то получается, что загадочный народ, давший название реке, жил здесь еще до прихода финно-угров.
Как тут не вспомнить, что именно в этих краях, по мнению некоторых историков, и находилась античная Гиперборея.

карта Архипелага Кузова

Более того, известно, что древние египтяне сами себя называли народ Кеми, и это позволяет некоторым исследователям склоняться к мысли, что между старейшими обитателями и древнейшим населением северной Африки существует прямая связь. Это кажется фантастикой, но как тут не вспомнить, что петроглифы («каменная летопись») в Карелии почти идентичны тем, что находят в горах Скандинавии, а также напоминают по технике исполнения древние изображения Алтая и Кавказа.

В море около Кузовов можно встретить кольчатую нерпу, морского зайца (самого крупного тюленя арктических вод) и кита-белуху. Белуха морское млекопитающее семейства дельфиновых, численность которых в Белом море насчитывает от 800 до 1000 особей. За этими любопытными и коммуникабельными животными можно наблюдать в течение всего северного лета.

Aрхипелаг Кузова - особо охраняемая территория, где представлены ценные природные ландшафты, своеобразный животный и растительный мир и уникальные археологические памятники древних саамов. С целью сохранения природного и культурного наследия в 1991 г. здесь был образован государственный ландшафтный заказник, который в 1994 г. получил статус водно-болотного угодья международного значения, в 1993 г. выделены охранные зоны археологических памятников.

Архипелаг Кузова остров Русский Кузов

ЕЩЁ ОДНА ЗАГАДКА АРХИПЕЛАГА КУЗОВА
Однако, главная загадка архипелага в другом.
Но сначала немного истории.
По древнеарийским и доарийским представлениям, неизменной принадлежностью прародины ариев Гипербореи (куда относят и нынешнюю территорию Карелии) являлась гора или скала, которая считалась центральной точкой мира. Она имела «подножие из семи небес», где пребывали небожители и царил «золотой век». В древнерусских апокрифических текстах вселенская гора называлась «столпом в Окияне до небес» или бел-горюч камнем или Алатырь-камнем, что располагался на острове Буяне. В апокрифе ХIV века «О всей твари» можно прочитать: «В Окияне стоит столп, зовется адамантин (адамант - алмаз. В конечном счете это - коррелят льда). Ему же глава до небеси». Именно в этом «райском» времени и месте берет свое начало легенда о таинственной «Каменной книге». В «Каменной книге» якобы говорится и о горе Мера, которая находилась на древнем Севере и представляла собой плато с отвесными скалами, и об острове Буяне, где автор «Каменной книги» бог Фэб под Алатырь-камнем спрятал источник колоссальной магической силы. Островом Буян в «Каменной книге» назван остров, в настоящее время известный, как Немецкий Кузов, находящийся недалеко от нынешнего карельского города Кемь. На этом острове, если доверять текстам «Каменной книги», находился дворцовый комплекс и могилы детей Фэба, причем дочь Фэба звали Иа или Ио.

С этой точки зрения очень любопытен классический древнегреческий миф о скиталице Ио, пересказанный в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Напомним, что к Ио воспылал страстью Зевс-громовержец и, чтобы скрыть ее от ревнивой супруги Геры, обратил в белую корову. Но Гера разгадала уловку, завладела коровой и велела стеречь ее тысячеглазому Аргусу, сыну Геи-Земли. По поручению Зевса, Гермес убил Аргуса и освободил Ио. Тогда Гера натравила на бедную девушку гигантского овода, убегая от которого Ио достигла северной оконечности земли и очутилась в окутанной мраком стране скифов и киммерийцев, где на берегу океана был прикован к скале Прометей. Он рассказал Ио о ее великой судьбе, о том, что она станет родоначальницей великих племен и героев. После этого он отправил ее через территории северных народов к Кавказу, затем к названным в ее честь Босфору («Коровий брод») и Ионическому морю и, наконец, в Африку на побережье Нила, то есть практически по пути миграции древних народов, основавших все средиземноморские и переднеазиатские цивилизации.

В русской мифологии Фэб перекликается прежде всего с древнеславянским божеством Велесом, или Волосом. Российский историк Александр Николаевич Афанасьев считал его божеством туч, облаков, небесных стад. В «Слове о полку Игореве» Боян назван Велесовым внуком, что как бы указывает на сравнимость Велеса с греческим Аполлоном (Фэбом), кроме того, именно этого бога славянского пантеона древние источники связывают с «Голубиной книгой». Архипелаг Кузова

Советская наука считала «Голубиную книгу» (это второе название «Каменной книги») народным переложением Библии. В «Житии Авраамия Смоленского», написанного в ХIII-м веке, рассказывается про то, как этот русский подвижник читал и переписывал многие «глубинныя книги», за что был изгнан из монастыря и предан церковному суду. Ведь, недаром, заветная книга именуется «голубиной», то есть «глубинной» (что означает одновременно и «древняя» и «мудрая»). Хранителями и исполнителями знаменитого «духовного стиха» были калики перехожие, носители информации «дописьменной и неграмотной» Руси. Есть версия, что вся христианская проблематика покоится на некоем ином - нехристианском - фундаменте, неизбежно уводящем в неизведанные глубины человеческой предыстории, общеиндоевропейской и доиндоевропейской идеологии, морали, философии и протонауки. Именно данное обстоятельство позволило Николаю Ивановичу Надеждину (1804-1856 гг.) - одному из пионеров изучения русского традиционного мировоззрения - назвать «Голубиную книгу» ярчайшим примером древнейшей космогонической культуры, своего рода квинтэссенцией народной мудрости, содержащей в себе ответы на вопросы, «смело посягающие на то, что, по нынешнему распределению знания, относится к высшим умозрительным задачам - природоведения вообще, и в частности - землеведения».

«Каменная книга» содержала изначальное учение или знание о мире и стала первоисточником для мифов и легенд практически всех народов мира. О «Каменной книге» ходили легенды. Немногим довелось видеть ее. А те, кто видел, ни за что не хотели показывать к ней дорогу. Но постигнуть тайну этого легендарного памятника пытались многие.

В начале своего творческого пути замечательный художник и философ Николай Рерих создал картину «Голубиная книга», где в обобщенно-символической форме попытался воссоздать образ вселенской книги, упавшей с небес и включавшей в себя всю мудрость мира.

«Каменную книгу» видел величайший русский поэт Серебряного века — Николай Гумилев, путешествовавший по русскому Северу в 1904-м году. Император Николай II, принявший у себя поэта с докладом об этом уникальном открытии, не только отнесся к находке чрезвычайно серьезно, но и выделил средства из казны на дальнейшие исследования. Основываясь на информации, взятой из «Каменной книги», Николай Гумилев организует экспедицию на острова Кузовского архипелага в Белом море, где находит древние захоронения и золотой гребень, уникальный по чистоте металла. Этот гребень получил название «Гиперборейский» и был утрачен вместе с другими сокровищами, принадлежавшими знаменитой балерине Матильде Ксешинской. А подарил ей этот гребень сам император.

Вот как описывал сам Гумилев эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой. Там, к моей неимоверной радости оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение, сделанное в форме склепа. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, на основании чего я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов».

Сама «Каменная книга» - это иероглифы, вырезанные на скалах по берегам Белого моря Фэбом, свидетельствующие о знаниях древнейших цивилизаций. Отрезок скал с этими иероглифами - до 80-ти метров шириной, но в 1962-м году этот участок был затоплен при строительстве Беломорской ГЭС.

ТУРИЗМ
В 1991 году для сохранения ценных природных ландшафтов и своеобразия растительного и животного мира островов Белого моря был создан государственный ландшафтный заказник «Кузова».
12 июля 2012 года Правительство Республики Карелия утвердило новое положение о заказнике «Кузова».
Рекреационная деятельность, то есть организация мест отдыха, стоянки туристических групп, установка палаток, разведение костров, допускается только на территории островов Русский Кузов, Немецкий Кузов и Чернецкий, и только в пределах специально предусмотренных для этого мест и вне территорий зон охраны объектов культурного наследия. На остальных островах заказника «Кузова» в период гнездования птиц с 15 мая по 15 июля деятельность в области рекреации запрещена.



ПРИРОДНЫЙ ЗАКАЗНИК КУЗОВА
Заказник «Кузова́» — государственный ландшафтный заказник, расположенный на территории Кемского района Карелии, в юго-западной части Белого моря. Создан в 1991 году, в 1994 получил статус водно-болотного угодья международного значения.

Заказник представляет собой цепь более чем из 200 островов. Площадь территории — 3 600 га, в том числе суши — 890 га. В заказнике находятся места массового пролёта и гнездования многих морских птиц, в частности, гагарки, серебристой чайки, полярной крачки, атлантического чистика, гаги и др. В гнездовое время здесь встречаются орлан-белохвост и пустельга, а во время пролёта также белощёкая казарка, кречет, сапсан. В водах заказника обитают морской заяц, кольчатая нерпа, белуха.

НАРОД СААМЫ
Саа́мы (саа́ми, лопари́, лапла́ндцы; самоназвание — кильд. са̄мь, с.-саамск. sámit, sampelaš; фин. Saamelaiset, нюнорск Samar, швед. Samer) — малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы. Скандинавы и русские называли их «лопари», «лопляне» или «лопь», от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей». Область знаний, сферой изучения которой является этнография, история, культура и языки саамов, называется «лопаристикой», или «лапонистикой».

Особенностью саамов как народа является то, что территория традиционного проживания саамского населения в настоящее время входит в состав нескольких суверенных государств, имеющих различные социально-экономические и правовые системы, а также существенным образом отличающихся действующим законодательством в отношении коренных народов, национальных меньшинств, их языка и культуры. Территория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров — от восточной оконечности Кольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского полуострова. Саамы живут в Норвегии, России, Финляндии, Швеции, а также в Северной Америке и, в небольшом количестве, на Украине. Сами саамы называют свою страну Sápmi (Сапми).

Общая численность саамов — от 60 до 80 тысяч человек (по оценке Саамского парламента Финляндии — около 75 тысяч человек), из которых в Норвегии проживает от 40 до 60 тысяч, в Швеции — от 17 до 20 тысяч, в Финляндии — от 6 до 8 тысяч, в России — две тысячи человек.
Древнее саамское население жило на существенно более обширной территории по сравнению с нынешней территорией их обитания, южная граница страны саамов находилась в районе Ладожского озера. Саамы были известны ещё древнегреческим (под названием finoi упоминание об этом народе встречается в 325 году до нашей эры у историка Пифея) и древнеримским авторам (под названием fenni).
Традиционные промыслы саамов — домашнее оленеводство, охота и рыболовство, однако постепенно, по мере проникновения в Лапландию переселенцев, а также по мере промышленного освоения этой территории, всё меньшее число саамов занимались традиционными промыслами. Архипелаг Кузова

Традиционная жизнь российских саамов стала разрушаться ещё до Октябрьской революции, однако наиболее сильный удар по ней был нанесён в 1920-е и 1930-е годы, когда началось активное промышленное освоение Кольского полуострова и стала проводиться насильственная коллективизация. В результате саамы практически перестали заниматься своими традиционными промыслами, при этом лишь немногие из них смогли освоить новые формы хозяйствования. В результате традиционная культура, экономика и жизненный уклад саамов оказались практически уничтоженными. По словам Совкиной, председателя Саамского парламента Кольского полуострова, по состоянию на 2011 год на всех саамов Мурманской области приходилось не более 60 тысяч оленей, а в целом число российских саамов, которые вели традиционный образ жизни, составляло около 13 %.
С 1950-х годов в Норвегии, Финляндии и Швеции начался рост национального самосознания саамов. Начали проходить международные конференции, во всех трёх странах был созданы, были приняты законодательные акты относительно статус саамских языков.

Некоторые положительные моменты, связанные с существованием саамов как самобытного народа со своей особой культурой, наблюдаются и в России: статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области, в селе Ловозеро (центре культурной жизни российских саамов) действует Саамский национальный культурный центр, проводятся различные саамские праздники и фестивали, осуществляет вещание Кольского саамского радио, работает Музей истории, культуры и быта кольских саамов.

сейд - Немецкий Кузов

МЕСТА СИЛЫ И ЛЕГЕНДЫ БЕЛОГО МОРЯ
На омываемом с юго-востока водами Белого моря Кольском полуострове, в Кандалакше, существует легенда о чудесном колоколе, затонувшем в таежной реке Ниве. На ее берегах еще в далекую языческую эпоху находились святилища, восходящие, пожалуй, к каменному веку. Звон сокрытого здесь колокола не слышат грешники. Но, как гласит предание, когда-нибудь и они услышат этот звон. Тогда вернется изначально-райское состояние здешних земель, осколков легендарной Гипербореи. На карте Герарда Меркатора воспроизведены очертания исчезнувшей северной земли. Надпись на карте сообщает, что она основана на свидетельствах рыцарей короля Артура — искателей сокровенных святынь, а также на данных полярных путешественников. Меркатор отмечает, что все они дошли до самых дальних пределов полярной земли «посредством магического искусства».

Если всмотреться в очертания «скандинавской» части Гипербореи на карте Меркатора и наложить на карту современной Скандинавии, то обнаруживаются удивительные соответствия: горный хребет, идущий вдоль Норвегии и Кольского полуострова, совпадает с горами Гипербореи; а гиперборейская река, что течет с этих гор, повторяет очертания Ботнического залива в северной части Балтийского моря. Получается, что, возможно, южная граница Гипербореи проходила через Ладожское и Онежское озера, через Валаам и сворачивала к северу к отрогам срединного хребта Кольского полуострова, то есть туда, где возвышаются над Кандалакшской губой Белого моря древние разрушенные временем горы.

Таким образом, святыни Российского Севера находятся в Гиперборее — если Кольский полуостров и Белое море действительно можно считать ее сохранившейся частью. и волшебные утесы Валаама когда-то были островами в океанском заливе у берегов Гипербореи. Видно, недаром мистическое чувство северных иноков нашло им разные священные имена: Новый Иерусалим — для суровых Соловецких островов и Северный Афон — для сокровенного Валаама. Именно Новым Иерусалимом, градом, который завещан грядущим векам, узрел Соловецкий монастырь инок Ипатий в вещем видении еще в 1667 году — незадолго до начала трагического «соловецкого сидения». Следующий акт северной мистерии — явление старообрядческой Выговской пустыни (тоже на древнем гиперборейском берегу). Погибла и Выгореция, под «зыбучими мхами» которой помещал поэт Николай Клюев подземный «собор святых отцов». «Пусть наш Север кажется беднее других земель, — писал Н.К. Рерих, — пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нем знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные ветры бодры и веселы. Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зеленые холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны...» Серые камни в кругах — лабиринты — и другие древние мегалитические сооружения, расположенные на берегах Белого моря и на островах Соловецкого архипелага, являются величайшей загадкой Севера.

Белое море — сакральное море Севера, хранящее много тайн. Возможно, что первоначальный смысл его названия, известный лишь немногим, имеет отношение к сфере небесной, так как в семантике «белый» цвет — это небесный, божественный. На первый взгляд, название Белое оно могло получить и от цвета снега и льдов, покрывающих его зимой.

__________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
По материалам: В.Мизин, "Сейд, каменная легенда Лапландии".

http://www.zapoved.net/
Воейков А. И., Белое море // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
http://argonavt.narod.ru/kuzova.html
http://www.vottovaara.ru/
Флора и фауна Белого моря: иллюстрированный атлас / под ред. Цетлин А. Б., Жадан А. Э., Марфенин Н. Н. — М.: Т-во научных изданий КМК, 2010—471 с.: 1580 ил. ISBN 978-5-87317-672-4
http://www.ufostation.net/
Наумов А. Д., Федяков В. В. Вечно живое Белое море — С-Пб.: Изд. С-Пб. городского дворца творчества юных, 1993. ISBN 5-88494-064-5
Белое море в книге: А. Д. Добровольский, Б. С. Залогин. Моря СССР. Изд-во Моск. ун-та, 1982.
http://www.photosight.ru/
фото А.Бобрецов, пользователь Луна, В.Касаткин,

  • 9538 просмотров

Собственно, Кемь — это и есть тот самый Архипелаг Гулаг , описанный в книге Солженицына .

Из Кеми мы много раз отправлялись на Соловки . В этот раз промежуточной точкой перед Соловками был . В архипелаге более 200 островов, самые большие — Русский и Немецкий Кузова .

Как обычно, переночевав в гостинице «Причал «, мы, заранее договорившись с катером, отправились на эти острова.

Острова уже хорошо видны издалека.

Немецкий остров

И вот причаливаем на Немецкий остров . Катер не может подойти близко к берегу, так как там мель, поэтому нас высаживают прямо на скалах. Теперь все наше снаряжение (палатки, фотоаппараты и самое главное — вода — на неделю на 10 человек) надо как-то перенести со скал на ровное место.

К счастью — выход есть!

С помощью байдарки с парусом все снаряжение было успешно переправлено на ровное место, где мы и поставили лагерь.

Недалеко от нашего лагеря даже находилась небольшая банька.

После установки лагеря и обеда

сразу же приступили к делу.

Святилище Предков

Основная достопримечательность на Немецком острове — это Святилище Предков . Это самая высока точка не только этого острова, но и всей гряды островов Кемские Шхеры .

Отсюда природа просто завораживает своей невероятной мощью!

Птицы Архипелага Кузова

На острове очень много разнообразных птиц,

и, конечно же, чайки.

А ягоды здесь везде, где есть хоть немного скудной почвы. Правда, не все из них пригодны для употребления каждому. Кто-то их ел горстями, а кому-то слегка поплохело через непродолжительное время (мне, например).

Скалы

А на скалах можно видеть вот такие вот узоры.

В принципе, вот из таких карманов можно набирать пресную воду. Но так как нас предупредили, что никаких источников здесь нет, воду мы привезли с собой.

Периодически на нас опускался туман, который преображал все вокруг.

Русский остров

А так выглядит в тумане Русский остров .

Сейды

А здесь видны сейды . Это священные камни, по форме напоминающие фигуры людей.

Закаты

А какие закаты!

Неделя пролетела быстро, за нами пришел катер, и мы отправились на .

Подъем в 7.00. За окном солнце. Отлично. Завтракаем бутербродами с сырокопченой колбасой, предусмотрительно привезенной из Москвы. Да и с собой надо колбаски с хлебом нарезать и чаек в термосе прихватить. И еще вода лишней не будет. В 8.50 нам надо быть уже на причале Хета, до него от нашего дома не спеша минут 7 идти.

Нам сегодня предстоит 2 часа пути по морю до архипелага Кузова. А на месте — подъем на скалу Немецкого острова архипелага высотой 126 метров. Всего-то 126 метров, скажет кто-то, но для меня, неподготовленного человека, да с рюкзаком за плечами, этот подъем показался покорением Эвереста.

Отплываем ровно в 9 утра. Сидим на палубе, любуемся видами. Надели на себя все, что было из теплой одежды. На мне футболка, флиска, мембранная куртка, джинсы, шапка, перчатки и палантин на коленях. Не жарко. Но красота вокруг не пускает уйти в теплую каюту.

Кое-где мелькают в серебристой спокойной воде спинки белух. Очень хочется увидеть их поближе. Народ хвастается, что вчера на экскурсии на мысу Белужий видели массу белух с детенышами. Наше желание возрастает еще больше, и мы его, конечно, осуществим, несмотря ни на что. Но об этом после.

Сейчас по правую руку от нас маяк, а впереди очертания россыпи островов архипелага Кузова. Почему я не художник? Этот вопрос посещал меня постоянно во время поездки.

Мы приближаемся к острову. Море спокойное и гладкое, как стекло. Чем ближе, тем больше красот нам открывается. Народ достает фотоаппараты, хочется запечатлеть каждое мгновение.

2 часа пути прошли незаметно, и наш кораблик пришвартовался к каменистому берегу Немецкого острова. Доска-сходень одним концом лежит на носу корабля, другим — на огромном валуне. Приключения начинаются!

На берегу нас встречает экскурсовод Иван, молодой и колоритный худощавый мужчина, по уши влюбленный в свое дело и увлеченный исследованиями и открытиями. Он будет нас сопровождать все время и знакомить с этим прекрасным местом.

Что такое архипелаг Кузова? Это редкой красоты место, россыпь островов по синей морской глади. Это место потрясающих панорамных видов. Тут находятся уникальные культурно-исторические памятники — сейды, лабиринты, каменные кучи, места культовых обрядов протосаамов (то есть живших здесь до саамских племен). В отличие от Соловецкого архипелаг Кузова относится территориально к республике Карелия.

Немецкий остров: опасный подъем и спуск на пляж с белым песком

Ну вот, наконец-то по узким шатким сходням все сошли на берег. Иван рассказывает правила поведения и безопасности, задает вопрос, страдает ли кто из нас боязнью высоты, и мы начинаем свой подъем довольно быстрым и бодрым шагом. Но буквально через пару минут ощущается сильная нехватка воздуха, дыхание сбивается, спина под рюкзаком покрывается испариной. Через 10 минут мечтаешь о привале. А вот и первая остановка, долой теплые вещи! Иван начинает рассказ.

После 5-минутного привала, отдышавшись немного, мы продолжаем путь. Подходим к отвесной скале и начинаем карабкаться. Скажу сразу: все, кто решил подняться, это сделали. И пенсионеры, и семьи с меленькими детьми. Но все же это не так просто и совсем не безопасно. Страховки нет, стоит оступиться — и каков будет исход, сказать сложно. Внизу пропасть. Чувствуешь себя коровой, волею случая оказавшейся в роли грациозной горной козы.

Но вокруг такая красота, что захватывает дух. Примерно в середине подъема мы замечаем внизу парящего орла. Зрелище незабываемое. Поднимаемся на самый верх, и тут возникает чувство, что ты стоишь на краю земли и ты — повелитель мира. Восторг, восхищение, ощущение нереальности происходящего, эмоции бурлят. Чувствую абсолютное счастье и восторг. Ну почему я не художник?! Пытаюсь запечатлеть все на фотоаппарат. Иван говорит, что не одна фотография не способна передать вся красоту этого места. Пожалуй, соглашусь.

Наверху кроме потрясающего вида нас ждали сейды, каменные кучи, загадочный качающийся валун. Как соорудили и для каких целей оставили все это наследство после себя древние протосаамы, остается загадкой. Экскурсия оставляет после себя больше вопросов, чем ответов.

В ясную погоду с вершины можно наблюдать и Соловецкий архипелаг, он кажется таким далеким и нереальным, как мираж в пустыне. Но мы-то точно знаем, что он существует.

Рассказ Ивана был интересен и познавателен. Он с удовольствием показывал выгодные точки для фото и отвечал на все вопросы. Острова необитаемы человеком, но тут живут зайцы, лисы, огромное количество видов птиц, белухи. Также Иван сказал, что на Русском острове живет медведица. Не знаю, правда это или шутка. Сама не видела.

Пришло время совершать спуск. Он находится с другой стороны острова и достаточно пологий. В конце спуска нас ждал пляж с белоснежным песком. Несколько человек решили искупаться. Дети радостно плескались у края воды, и было ощущение, что мы где-то на берегу теплого моря. Солнце пекло нещадно. Говорят же, что на Соловки нужно брать все, от купальника до валенок.

Пока народ купался, мы накормили нашего экскурсовода бутербродами и напоили чаем, а то уж больно он худой. Кстати говоря, при желании на острове можно остановиться на пару дней. Палатки и все необходимое вам предоставят. Даже генератор включают для подзарядки гаджетов. Всю информацию нашла .


Возвращение на Соловки. Сувениры и монастырская лавка

Нас ждет обратный путь. Бросаем последний прощальный взгляд на верхушку острова, вокруг море — все такое же спокойное и гладкое. Надеваем на себя всю теплую одежду, и это несмотря на то, что на берегу было жарко и, кажется, наши носы сегодня здорово обгорели.

Подплывая к пристани на Соловках, с восхищением любуемся на открывающийся, один из лучших, видов на монастырь. Я слышу шепот своей подруги: «У меня чувство, как будто на машине времени мы вернулись в прошлое». Смотрю на монастырь и ловлю себя на этой же мысли. Мы уже не в XXI веке, нас откинуло на несколько веков назад, в прошлое. Он стоит такой величественный, гордый и независимый, как будто время не властно над ним. Монастырь окутан загадкой и тайной, он манит и притягивает к себе. Кажется, что вот-вот к нам навстречу выйдет игумен Филипп, чтобы поприветствовать.

Крики чаек отгоняют видение. Но сладкое чувство блаженства остается. Что сказать, эта самая живописная экскурсия, одна из самых эмоциональных.

На берегу — коровы и стадо бычков. Эта живность спокойно гуляет по поселку, видели их все время в разных точках. Вроде это стадо монастыря. Не бывает же бездомных коров, или на Соловках возможно все?

Уставшие, мы зашли в магазин. Купили яблок, хлеба и воды. Возле самого нашего дома стоит палатка с монастырской выпечкой. Часто читала в отзывах, что выпечка так себе, но, по-моему, выпечка хороша. Если это рыбник, то внутри вы найдете приличный кусок рыбы. Начинку не жалеют и для пирожков с курагой, с черносливом. Что касается стоимости, цены немного позабылись, но точно помню, рыбник стоил 50 руб., пирожки с картошкой, капустой, курагой, черносливом, повидлом стоили в районе 25 руб. В этой же палатке продают вкусный живой монастырский квас. А в качестве сувениров я привезла домой мед и мармелад монастырского производства, детям понравилось.

Купив пирожков, мы зашли домой, попили чаю и пошли гулять дальше. Так как на сегодня мы получили квартальную норму эмоций, решаем просто побродить по сувенирным лавкам.

Сувениры на Соловках продают в основном производства Архангельской области или Карелии. Тут много изделий из льна, бересты, северные пряники «козули», изделия из кости, чаи, магниты и т.д. Мы купили путеводитель и книгу о соловках Олега Кодолы. Эту книгу он мне подпишет через день, во время экскурсии. Купила я брошку кошку из кости мамонта, у меня дочка любит кошек, вот для нее и купила, не удержалась. Сыну — брелок из оленьего рога. Мужу кружку, расписанную художницей.

Как увидеть белух?

Во время прогулки я звоню «Независимым гидам» и прошу отвезти нас завтра к мысу Белужий. Вообще-то обычно белухи на Соловках бывают до середины августа, а сегодня уже 21-е. По всем прогнозам, должны уже уйти, но, возможно, теплая погода их задержала, а может, у них просто нет календаря. И бедные животные не знают, что они вот уже как 6 дней должны плавать в открытом море.

Мы жаждем увидеть этих потрясающих созданий. Но гиды отвечают, что экскурсии не будет. Лодка, на которой они ходят на Белужий в это время, будет занята другой экскурсией. Но тут же сообщают приятную новость. Завтра по программе у нас — «Соловецкие скиты. История и легенды». И сегодня вернулся Олег Кодола. Это его авторская экскурсия, и он будет ее вести.

Я прочитала много отзывов об этом человека. По большей части хвалебных. И очень хотелось узнать, так ли он хорош на самом деле, как молва говорит о нем. Я радуюсь и опять поднимаю вопрос о белухах. Хочу, не могу, давайте что-то решать.

И тут девушка предлагает решение. Наша автомобильная экскурсия пройдет по скитам, а на обратной дороге мы будем проезжать тропу на Белужий мыс. Нас могут высадить, и нам останется пройти всего-то 6 км. через лес по тропинке. «Отлив завтра в 4 дня, снимете обувь, пройдете по литорали до самого мыса — и наслаждайтесь». Правда, обратно придется идти 6 км по тропе до дороги и еще 6 км по дороге до поселка, но это же ерунда по сравнению с возможностью увидеть белух.

Мысль о китах была очень сильной, и огромное желание нас подгоняло. Пойдем? Конечно, пойдем. Тем более, что после экскурсии у нас весь день свободен, а еще мы хотели пройтись по лесу, чтобы набрать грибов и поесть ягод. А таким маршрутом нас не испугать. И тут пришла к нам идея: а что если попросить мужа нашей хозяйки встретить нас на обратном пути, подъехав на машине к началу тропы? И тогда в общей сложности пройдем мы всего км 12-13. Забегая вперед скажу, что Алексей любезно согласился.

Ура, завтра нас ждут белухи! Спасибо вам, девушка на том конце мобильной связи! Вы подарили нам возможность увидеть белух. И сделать это бесплатно.

Пришло время ужина, и мы побрели в кафе «Кают-компания». Отзывы об этом заведении есть разные. Напишу свои. Зашли. В кафе почти все места были заняты. Запах стоял, как в простой столовке. Находим свободное место. На моем стуле крошки, пытаюсь их смести и пачкаю руку чем-то маслянистым. Хорошо, что я не села на этот стул. Стол липкий и не очень-то чистый. Смотрю на Лену, у нее в глазах вопрос: «Может, пойдем во вчерашнее заведение?». Встаем и уходим. Так что о кухне ничего сказать не можем. Возможно, там готовят очень вкусно, народу-то сидит много.

В «Соловецкой слободе» тоже многолюдно, но уютно и чисто. Сегодня балуем себя знаменитой соловецкой сельдью — это небольшие рыбки весом примерно 100 г, берем салат из ламинарии, запеченные кабачки и законные 50 г ягодной настойки. Все очень вкусно. Счет на двоих в районе 1200 руб.

Идем домой в сумерках. На небе луна и таинственно сверкают звезды. Слева могучие стены монастыря, справа Святое озеро. Тишина. Слышно, как плещется вода, вечером вдоль берега в озере плавают выдры... Что это, сон или быль?

Личный опыт

Ининский «Сад камней» - удивительном, созданном самой природой ландшафтном памятнике, напоминающим архипелаг островов в океане или горные вершины, выступающие над морем облаков.Побываем в пещерах мыса Турали и увидим «Поющие пески»...

Дороги на острове в 99% грунтовые. Едешь и вспоминаешь шутку «Ох, уж наши дороги... сел за руль... и... поскакал... ... за 200 лет ничего не изменилось». Делаем фото. Олег подписывает мне свою книгу «История Соловецкого архипелага ». Мы напоминаем ему, что нас надо будет...

Там, на месте нам предстоит подъем на скалу Немецкого острова архипелага высотой 126 метров. Всего-то 126 метров скажет кто-то, но для меня, не подготовленного человека, да с рюкзаком за плечами, этот подъем...

Кому-то хватает одного дня пребывания на острове, а кто-то возвращается сюда множество раз. Но каждый оставляет кусочек своей души на Так же эта экскурсия известна как « когда в конце экскурсии ловят и едят мидии») 24.08 в 12 .00 «История Соловецкого архипелага » (мыс...

Бикини, Януш Вишневский, причем Бикини в данном контексте, не трусы:), а остров в Тихом океане 23.10.2015 13:59:51, Австралийская Ехидна. Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться. Я сейчас читаю " Немецкий мальчик", мне >.

А еще ездили на Семиланские острова, которые входят в десятку самых красивых архипелагов в мире: Ну и напоследок лотосы, которые цвели прямо в отеле, этот цветок очень уважают в Таиланде И, как говорят у нас на Оскаре, выражаю свою благодарность...

А.Солженицын « Архипелаг ГУЛаг» А.Солженицын «Раковый корпус» Р.-Л.Стивенсон « Остров сокровищ» А. и Б.Стругацкие «Пикник на обочине» А.и Б.Стругацкие «Трудно быть богом» Д.Сэллинджер «Над пропастью во ржи» Е.Тарле «Наполеон» А.Твардовский «Василий Тёркин»...

Девочки, милые, помогите задание сделать! Я немецкий изучала, а ребенок сегодня что-то совсем не думает и бузит. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться. нет, Лен, мы за " Островом ", вернее за "Детьми" теперь:) 16.02.2011 22:08:45, Киташа.

Если бы не было условия безвизовой страны, еше бы предложила о. Тенерифе Канарского архипелага. Климат обалденный, загар тоже, шоппинг (весь остров беспошлинная зона), развлечения - все супер.

Большую роль на Беломорье всегда играли острова. Столица Беломорья - Соловки, а на пути туда из Кемcкой губы лежат 16 необитаемых гранитных островов архипелага Кузова. Среди них лишь три имеют имена - Олёшин, Русский и Немецкий Кузов. На обоих архипелагах я побывал на исходе августа.
Соловки остаются территорией предназначенной для совершения перехода - инициаций и трансформаций, смерти физической или символической. Это земля множества легенд, почти каждая из которых требует проверки, исключая сказания о чудесах основателей этого места - преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

Так сохранились записи о том, что до 1429 года на Соловецких островах были волки. Однако потом святитель Зосима наложил на Соловецкую землю вечный пост - убоины всем тварям лесным не вкушать, а волкам, что не могут без горячей крови живыми быть, указал путь с острова: И вы, волки, твари Божие, во грехе рожденные, во грехе живущие. Идите туда, на греховную матерую землю, там живите. А здесь - место свято! Его покиньте!

Волки послушались, сели весной на плавучие льдины и уплыли к Поморскому берегу, в сторону реки Кемь. Для них было достаточно одного слова святителя. И вот уже 600 лет волки обходят стороной Соловки, а когда доведется оказаться не по своей воле на островах - бегут. Рассказывают, что когда-то на острове Анзер попытались поселить волчицу для ограничения прижившегося здесь со времен святителя Филиппа (Колычева) стада оленей. По зиме она ушла и была найдена на другом острове, изрезанная льдинами. Волчица уходила с острова, в том числе вплавь. На острове - изобилие грибов, северных ягод (морошка, брусника, вороника, черника, голубика), рыболовные угодья, любопытные тюлени и зайцы. Но обилие пищи не остановило зверя от побега - перечить слову святителя Зосимы она не могла.

В наше время американский спутник косвенно подтвердил легенду о переправе волков с Соловецких островов. Поморы говорят, что море в сторону Кеми не замерзает. Однако это не так. Есть, к примеру, фотографии со спутника, датируемые 30 марта 2002 года, на которых от Соловков до Кеми - сплошные поля льда.

Невысокие каменные лабиринты (по-местному "вавилоны") обнаружены на всех островах Соловецкого архипелага. Их сохранилось более тридцати. На Большом Соловецком я прошел пару восстановленных лабиринтов (новоделов по эскизам одного соловецкого археолога, кажется, Краснова). А на Большом Заяцком острове успешно прошел три оригинальных (то есть сделанных до нашей эры) лабиринта.

Лабиринты - дорожки с запутанным ходом, выполненные из камней величиною с голову или меньше. Попав в центр, не сразу можно выбраться оттуда, если не пересекать границы.

На катере, что под андреевским флагом шел к Большому Заяцкому острову - то есть к месту, где флаг был придуман царем Петром, я познакомился с женщиной, у которой с лабиринтами Большого Заяцкого были связаны фрагментарные, но очень яркие детские воспоминания.

Она содержалась в детском доме Архангельской области. Детей там эксплуатировали, заставляя на ловле семги держать сети, находясь по грудь в холодной воде. Дети подняли бунт, и некоторые из детдомовцев бежали в Белое море на плоту. Обычно такие плавания должны кончаться смертью. Но благодаря промыслу Божьему невинные дитяти в конце концов причалили к Большому Заяцкому острову.
Моя знакомая с морским именем Марина просидела в одном из лабиринтов этого острова 16 часов, пытаясь честно, не жухая, выйти назад. В процессе пописала там и немного поспала. И в конце концов у нее получилось отыскать выход. Далее их нашла-таки милиция. А после сидения в лабиринте у Марины открылись способности к рисованию.

Лабиринты обнаружены на Большом Соловецком, в районе Кислой губы, на Анзерском - у его восточной оконечности, вблизи мыса Калгуев, и на Большом Заяцком. А в Поморье за пределами Соловков: в устьях рек Верзуги, Кеми, Поноя, у с. Умбы и у поселка Кереть. При всем многообразии форм древние лабиринты всегда расположены вблизи моря - на островах и полуостровах, в устьях рек; а вход в них - всегда со стороны материка. Встречаются такие лабиринты и по всему миру. Назначение их многофункционально, но большинству людей смысл их не ясен.

В середине лабиринта часто бывает сооружение из камней. Александр Брюсов, археолог и брат поэта-символиста Валерия Брюсова, насвинячил в одном лабиринте Большого Заяцкого. Он раскопал каменное сооружение в центре, ни фига не нашел внутри, а вынутые камни бросил у входа в лабиринт, где они так и лежат.

Ученые выдвинули, как водится, гроздь гипотез, объясняющие назначение лабиринтов. Все бредовые, что ощущается даже по первым фразам изложения. Но в отличие от Тунгусского дива, где ложные гипотезы их авторам так нравятся, что они не желают с ними расставаться, в случае поморских лабиринтов гипотезы выглядят недостоверными даже в глазах их авторов. Поэтому случилось беспрецедентное на моей памяти событие - ученые решили больше ничего не трогать до тех пор, пока не появятся новые идеи по поводу смысла лабиринтов или новые методы исследований.
Знаете ли вы другой случай, когда ученые отказались разобрать на части, сломать, раскурочить что-то неведомое, чтобы узнать, как оно работало, пока было цельным?
А тут получилось именно так - все лабиринты, уцелевшие после лагерного периода Соловков, целы-целехоньки и густо поросли брусникой.

А судьба новых теорий будет не легкой. Ведь единственное, что ясно сейчас - это то, что лабиринты использовались для ритуалов. А разгадать смыслы ритуалов обычно никогда не удавалось в рамках научной парадигмы. Ведь она ничего не хочет знать о сакральных пространствах, техниках погружений в нижние миры, работе с индивидуальным временем...

На Кузовах главные достопримечательности - не лабиринты, а другие каменные памятники . Они были открыты (в научном понимании этого слова) и исследованы экспедицией Карельского историко-краеведческого музея под руководством И.М.Мулло в 60-е годы. С тех пор архипелаг знаменит древними стоянками, культовыми комплексами, а также обилием священных камней - сейдов. Суммарно здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня. На Немецком Кузове, который я посетил, их насчитывается около 300. А я успел увидеть менее двух десятков - галопом по северным европам.

Сейд может быть обычным камнем, но поставленным таким образом, что он отмечает дорогу. Так что увидеть его человеку в тундре было крайне желанно.
Еще популярны плоские камни, на которые так и тянет присесть.
Остальные виды сейдов можно разделить на четыре группы.

Первая – это огромные валуны, поставленные человеком, а порой проходившим ледником на т.н. «ножки» - мелкие камни. Выглядят очень эффектно.

Вторая - сейды-идолы в виде грубого скульптурного бюста человека. Это валуны, напоминающие по форме и размерам верхнюю часть человеческого туловища, на которых иногда лежат камни, имеющие форму головы. Вроде бы я видел такой сейд в бинокль на одном из безымянных Кузовских островов.

Третья - зооморфные сейды - «крокодилы, бегемоты…». Причем крокодилы представлены в ассортименте, а каменного бегемота я одного видел.

Четвертая, наиболее многочисленная группа - среднего размера валуны, на которых установлены несколько камней поменьше.

Сейд на острове Немецкий Кузов примерно в метр высотой. Нижний камень, судя по мхам, положен пару тысячелетий назад, верхние камни - новодел, стилизация того, как это обычно выглядело.

На Русском Кузове святилище расположено на вершине гранитной горы, называемой Лысой. На ее склонах находится более 350 сейдов, примерно таких же, как и на Немецком Кузове. Единственным отличием святилища на Лысой горе является присутствие там «каменных баб» - сейдов-идолов, получивших свое название по сходству с половецкими каменными бабами степей Евразии.

Вообще открытие саамских святилищ на Немецком и Русском Кузовах имело важное значение: впервые культовые памятники древних саамов были обнаружены в районах, где саамы уже давно не проживали. А это значит, что обнаруженные святилища относятся к глубокой древности, а не являются этнографическими объектами.

Вид на остров Русский Кузов с Немецкого Кузова.

Наивысшие точки архипелага: Немецкий Кузов - 134 м и Русский Кузов - 123 м. Это самые высокие отметки на всем Карельском Беломорье. Вот так выглядел с высоты 130 метров катер, который привез нас на Кузова.

Уникальный культовый комплекс обнаружен и на вершине острова Олешин Кузов. Здесь расположены 2 лабиринта и 8 дольменов. Один из лабиринтов по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе.

По поверью саамов, древних жителей Беломорья, сейды помогают людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому они ставились на высоких берегах и островах так, чтобы были видны издалека.
А сама возможность появления людей на Кузовах обеспечена наличием там родников и леса. В частности на Немецком Кузове есть три слабых родника и немного лесов в расселинах ("и на камнях растут деревья").

Каменные памятники предположительной Гипербореи находят в Карелии , на Кольском, на Кузовах...
В случае последних исследователи все время плавают там на моторных и весельных лодках. Дело в том, что к Немецкому Кузову можно причалить на катере, что я и сделал. А к Русскому Кузову можно причалить только на яхте или моторной лодке. Иначе никак. И поэтому я не смог в этом году туда попасть.
Жаль, конечно: ведь именно на Русском Кузове есть древний каменный трон, который встречается в трех фильмах о поисках Гипербореи. И есть там другой фильм ("Миражи Гипербореи) про то, как энтузиасты поднимали этот многотонный трон...

Каменный трон на Русском Кузове - весом около пятнадцати тонн.

А вообще в Кеми на ул. Фрунзе, дом 1 находится ресторан "Кузова". Его украшают фотографии владельца ресторана на этом (предположительно гиперборейском) троне. Он иногда катает своих друзей или гостей на Русский Кузов, но тогда на большом катере везет еще малый катер, чтобы с помощью него причалить к острову.
А Немецкий Кузов сдан в аренду. Там находится смотритель и в сезон живут коммерческие клиенты-палаточники, которые отстегивают за это удовольствие по 1000 рублей в день.

В 2005 году состоялась также экспедиция Константина Севенарда на Белое море.
Это такой общественный деятель Санкт-Петербурга, который говорит что в нем с детства присутствует память о прошлой жизни, причем жизни совершенно конкретного субъекта, его имя Фэб или Фаб. Я с уважением отношусь к людям, которые помнят прошлые жизни, только если в этой прошлой жизни человек не помнит себя как Нефертити. Это уже напоминает психическое расстройство, согласитесь. А мальчик Костя шокировал своих родителей, рассказывая о некоторых вещах, которых ребенок знать не может. Так, в Таджикистане он рассказывал о штурме некоего города, который находился рядом со входом в подземный мир, куда уходят души умерших. Дескать, этот вход реально существует, как существует и изображение сфинкса напротив входа в этот туннель. По прозрениям Севенарда перед смертью в той жизни он успел продиктовать и изобразить своим подчиненным ариям словарь петроглифов, которыми Фэб пользовался при создании Каменной книги на берегу Белого моря. Все события жизни Фэба после ухода с Севера описаны в наскальном тексте, который находится в районе местечка Сантуда в Таджикистане. Он является доказательством существования Фэба, так как петроглифы текста якобы совпадают с текстом Каменной книги, которая находится на дне водохранилища Беломорской ГЭС. Строится Сантудинская ГЭС, водохранилище которой затопит эти надписи, но пока они еще доступны. А вход в подземный мир и сфинкс в Таджикистане были затоплены водохранилищем Нурекской ГЭС, плотина которой самая высокая в мире. Такая высота плотины наводит на бесполезные уже сейчас размышления... Например, о том, почему в зону затопления водохранилищ чуть было не попал арийский город Аркаим на Южном Урале.

А о Каменной книге ходят легенды. Есть легенда, на мой взгляд совершенно безумная, что книгу видел Ломоносов, чем объясняется его карьера. А также, что ее видел Николай Гумилев, в 18 лет, в 1904 году, путешествуя по Русскому Северу. Тут уже, возможно, хотя бы есть полуправда, дескать, он ее не читал, но наводил справки о ней. Потому что Гумилева с докладом о Каменной книге якобы принимал у себя император Николай Второй. Дальнейшие исследования финансируются российской казной. Организуется экспедиция на Кузовской архипелаг, которая вскрывает там гробницу и находит уникальный гребень из золота. Севенард утверждает, что во время поездки летом 2005 года он обнаружил вскрытую гробницу (которую называет почему-то "гробницей королевы Моб") на вершине одной из сопок Русского Кузова.

Гребень, получивший название «гиперборейский», был найден на Кузовах экспедицией Российской академии наук под руководством исследователя русского Севера Визе в 1898 году. Вот как описывает сам Визе эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, перевернуть большую каменную плиту недалеко от пирамиды. Под плитой, к моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного-единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов".

По легенде этот гребень, великий князь Сергей Михайлович, преподнес (по просьбе Николая Второго) Матильде Кшесинской. И есть основания полагать, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге.
В художественной книге "Хрупкая вечность" (я понимаю, что по достоверности - это все равно, что ссылаться на "Код да Винчи") за этот гребень в 1904 году американская Ассоциация масонских лож предложила 6,5 млн. золотых рублей, что соответствует приблизительно $300 млн. по покупной способности в современное время.

Мне же за неполную неделю пребывания на Белом море доставались лишь осколки смыслов, к примеру, пока ехали в Кемь, проезжали Индоманку - левый приток Кемы. В ее названии я сразу увидел типичный санскритский корень "инд". Речек с этим корнем немало в местах предположительного расселения ариев: от Индигирки, Индоги, Индеги, Индиги, Индичйок на севере до знаменитой реки Инд в Индии.

А "Север" - волнующее слово, которое близко к смыслу сохранилось, пожалуй, в санскрите: "сверкать, сиять, излучать, гореть". По мере утраты смысла появляются лишние звенья, какое-то дублирование. Например, перед глазами многих при слове "север" возникает картина северного сияния. Но по исходному смыслу "север" - это уже "сияние, сверкание", и "северное сияние" получается как "сервисное обслуживание"...

"Ты помнишь как арии шли с Севера на Юг?", - неожиданно спросила меня в этом году одна женщина из Калуги, почему-то интуитивно решившая, что я родом из северной цивилизации.
"Не помню, маленьким был", - отвечал я...

Но если я ничего не помню - в отличии Константина Севенарда, почему не использовать подобное в художественных целях?
Я задумал такой текст прошлым летом (см. предисловие). Но, увы, пока не хватает слов.

А Гребенщиков уже чуть-чуть использовал ее в художественных целях.
"На каменных кострах ветер целует траву семи ветров", - так начинает он альбом "Гиперборея".
Действительно от Гипербореи не могли сохраниться кости, но остались камни...
Сейчас уже найдена пригоризонтная обсерватория гиперборейцев, которая, возможна, похожа на пригоризонтную обсерваторию Улугбека, развалины которой я в течение часа изучал под Самаркандом в августе 1986 года.

Закончив знакомство с Онежским районом Архангельской области и проведя ночь в поезде, ранним утром я выхожу в Кеми. Не буду посвящать Кеми отдельный пост, поскольку город меня абсолютно не впечатлил, абсолютно серый, безликий и невзрачный. Старая часть еще более менее интересна, но большая часть нынешней Кеми - бараки и советские пятиэтажки. "Эх, а какая волость была...", - думал я, шагая по центральной улице Кеми, Пролетарскому проспекту. Достопримечательности можно также описать в двух словах: Благовещенский собор в лесах реставрации, Успенский собор и вовсе разобран для работ, краеведческий музей "Поморье", напротив Успенского, достаточно интересен, рекомендую к посещению проездом.

Но пост не об этом. А о достаточно малоизвестном архипелаге Кузова в Белом море, примерно на полпути от Кеми до Соловков. Кроме красоты и тишины необитаемого беломорского острова, меня также привлекает большое количество древних каменных памятников (сейды, лабиринты, каменные кучи), разбросанных по островам архипелага. Мне очень интересны такие вещи, немало их я уже повидал, может когда-нибудь соберусь сделать отдельный пост. В общем, я собираюсь пожить некоторое время на острове Немецкий Кузов, а потом эвакуироваться с экскурсионным катером на Соловки. Помогает мне в этом проект "На Кузова" , направленный на поддержание заповедника в чистоте и контроля туристического потока в заказник.


Несомненным плюсом является чистота островов и отсутствие сомнительной публики на острове, наличие вполне приличной инфраструктуры (стоянки, колодец с питьевой водой), оказываемые услуги: (заброска\выброска на архипелаг), аренда лодки для посещения островов и т.д (см. на сайте). Вечный минус - за все это надо платить (за стоянки тоже), причем относительно немало.

В общем, я забронировал себе места на небольшом катере до Кузовов, и капитан Николай очень удачно подхватил меня на машине, по пути из Кеми в Рабочеостровск (именно оттуда отправляются все суда).
Отходим от причала в Рабочеостровске. На заднем плане часовня святителя Николая Чудотворца(2003)

Вид на Рабочеостровск и современную церковь Троицы Живоначальной(1993) на Кемском подворье Соловекцого монастыря.

Ну и, конечно же, церковь-декорация, перестроенная из избы, для сьемок фильма "Остров". Все церкви современные, поэтому близко я к ним не пошел, удовлетворившись осмотром издалека

Катер у Николая небольшой, на 4-5 человек, но скорость развивает неплохую(36-40 км\ч), да и потребляет немного, около 10 литров бензина за рейс, что позволяет брать невысокую цену за заброску. При этом я понимаю, каким кидаловом являются официальные Онежские цены, типа 5к за полчаса до Кий-острова. Море сейчас спокойное и идем мы, как по стеклу. Со мной на архипелаг забрасывается еще один попутчик, которого также зовут Николай.

Вскоре мы на месте. Стоят все обычно на Немецком Кузове(возможно обусловлено наличием источника воды, избы для егерей, а может и самым большим набором сейдов), экскурсии водятся туда же. Кроме него интересны острова Русский Кузов(сейды), Олёшин(лабиринт, каменные кучи), Лодейный (сейды).

Лодочный причал, а также рыбацкая изба, в которой живут смотрители заказника, расположены на юго-восточной части острова, а большинство стоянок у юго-западного пляжа, видимо, с привязкой к колодцу. Есть стоянки и у избы, но я не понимаю прикола приезжать на необитаемый остров и жить рядом с людьми.
Знакомимся с егерями, Иваном и Сергеем, я спрашиваю о возможности посетить соседние острова, и иду искать место для лагеря. Поскольку у меня газ, то мне не нужна оборудованная стоянка и сначала я собираюсь уйти подальше от людей. Но не все так просто. С трех сторон пляж окружен скалами, с преобладающей тундровой растительностью, а ставить палатку под открытым солнцем мне уже надоело. А уходить на другую часть острова и бегать за водой мне не хочется. По сути, пляж - действительно наилучшее место: рядом море, питьевая вода, укрытие деревьев. И народу сейчас немного, живут всего 3-4 человека, включая нас. Правда, Иван меня пугает, что скоро сюда прибудет детский лагерь в 40 человек, но, к счастью, это случится уже после моего отбытия.

Общий вид на остров с южной скалы. По наиболее распространенной версии, название "Кузова" происходит от саамского "Куз-ойвэ" - "Еловые Головы". Острова имеют замысловатый рельеф, скалы перемежаются тундрой и лесополосами. При этом двухгорбый Немецкий имеет высоту в 140 м, а Русский в 123, что является самой высокой точкой в Карельском Беломорье.

Изгиб и продолжение Немецкого, на заднем плане - Русский

Пока лазил по скалам, мое внимание привлекли несколько необычных камней. Не могу однозначно назвать их сейдами, но из общей картины они выделяются. Ну и раз уж речь зашла, поговорим о сейдах. Для начала, надо сказать, что со словом "сейд" сейчас называют все подряд. Вообще, слово это саамское, и обозначает оно "священный". Священным мог быть не только камень, но и озеро (см. топонимику Кольского полуострова), и скала, в общем любой необычный природный объект. Что касается камней на ножках, с навершиями и т.п. то я абсолютно согласен, что к современным саамам они никакого отношения не имеют, обитателям северных земель они просто достались по наследству. При этом лопари не имели четкого понятия о времени их возведения, авторах и назначении, и приносили им дары, либо наказывали, считая, что в камнях живут духи. Вероятнее всего, для суеверных лопарей не было разницы, между необычными рукотворными и природными творениями.
Но, во избежание путаницы, я бы отделил искусственные сооружения, созданные так называемой протосаамской культурой(тоже весьма общее определение) в какое-то отдельное понятие, для того, чтобы отличать их от просто издавна почитаемых объектов. Однако, такого почему-то сделано не было.

Теперь пару слов о искусственных сооружениях и о естественных ледниковых творениях. Разумеется, я целиком и полностью за критическое мышление. Но все равно не понимаю тех людей, которые с такой уверенностью заявляют: "Да что вы тут ерундой занимаетесь, это все ледник поставил", так, как будто сами наблюдали этот процесс. Я сам достаточно много путешествую, смотрю на природу, и могу предположить, что создать она могла все, что угодно. Скепитицизм мой увеличивается, но растет и количество вопросов. Смотря на камни, застывшие в неустойчивых положениях и явно имеющие естественное происхождение, прихожу к мнению, что аналогичные рукотворные сооружения создавались в подражание природным, либо, как святилища природы, возможно в особых местах. (но уж никак не секретное оружие гипербореев-рептилоидов))

Но не могу себе представить, что должен вытворять ледник, чтобы на одной из сопок поставить сотни причудливых конструкций одного типа, а соседнюю оставить гладкой (в пример привожу Кандалакшские тундры, Воттоваару). Странно выглядит и возведение ледником конструкций на плато и склонах, оставляя подножия гор чистыми (там они были бы более логичными, большие камни падают на маленькие и останавливаются в равновесии). И не могли пережить камни, поставленные в неустойчивые положения ледником несколько серьезных землетрясений намного позже. Нельзя говорить о рукотворности каждого странного камня, но если в некоторых местах подобных конструкций сотни, да еще и подтвержденных археологическими находками поблизости(та же неоднозначная Пегрема), то возможно имеет смысл предположить наличие когда-то существовавшего культового комплекса, а также попробовать поискать закономерности и понаблюдать. Ну это на мой взгляд, и мой интерес к неизведанному, если же такового нет, то всегда можно заказать пиццу и включить по телевизору новости про Украину)
Кстати, даже среди каменных сложений сейдом чаще всего именуют камень на ножках. Однако среди сейдов можно выделить и камень с навершиями (как правило отличающегося цвета), антропоморфные идолы и зооморфные сложения, заложенные трещины, качающиеся камни, звенящие камни и еще многие другие.

На эту тему, в частности и про Кузова уже написано много книг и статей, и я даже пытаться не буду перессказывать все в небольшом отчете, а я оставлю тут небольшой список литературы:
Шахнович М.М. «Наземные каменные памятники» на островах Кузова в Белом море и И.М. Мулло. Хроника сложения «Саамского» мифа
Вячеслав Мизин "Сейды, мегалиты русской Арктики" , либо же ее позднее издание, включающее главу про Кузова
Вячеслав Мизин "Сейды, лабиринты, древние камни Арктики"
Манюхин И. С., Лобанова Н. В. Археологические памятники архипелага Кузова // Культурное и природное наследие островов Белого моря. Петрозаводск, 2002.

И вернусь от теории к практическим наблюдениям. Так вот, необычные камни. Из разряда естественного происхождения, но могли быть почитаемыми объектами.
Большой камень в неустойчивом положении над обрывом, в самой южной точке острова(64.942085, 35.171493). На Воттовааре подобный ему, но побольше, носит название "Голова Укко"

Рядом с ним вертикальный камень-менгир. Интересно и его положение, и то, что стоит он на подножье из мелких камней

Ну и вместе они образуют своеобразную композицию, явно выделяясь в окружающем ландшафте. Предположу, что они могли бы использоваться, как опознавательные или навигационные знаки для мореходов

Ну а я спускаюсь и ставлю палатку на оборудованной стоянке в лесочке, перед пляжем, с видом на Русский Кузов

Впрочем, долго я усидеть не могу и иду к плато сейдов на северо-восточной части острова. На вышеприведенной карте обозначены тропинки, и подойти туда можно, как минимум тремя способами - по восточному берегу и подъем с востока, подъем с запада по крутой скале с веревками, подъем с северо-запада по пологому склону траверсом. По какому склону не пойти, вокруг гарантированно будет красиво




Выйдя, наконец, к сейдам, я прихожу в легкое негодование. Дело в том, несмотря на запрет трогать и переставлять камни, преобладают на плато новострои - примитивные каменные пирамидки "Здесь был Петя" и "на удачу". Во-первых, грустно, что при взгляде на плато преобладают эти многочисленные художества, а настоящие сложения уже теряются на их фоне. Во-вторых, камни для художеств берутся из исторических памятников, иногда даже того не подозревая. Даже первооткрыватель этого места, археолог Мулло в 60е отмечал разгром сложений, что уж говорить про настоящее время, когда доступ сюда открыт любому желающему

В общем, сложений здесь очень много, да и хватает просто разбросанных камней, примерно, как на сопках Кольского. Возможно, когда-то это были структурные каменные выкладки. Современные сложения, как я уже сказал отличаются примитивностью. Новые же сейды с навершиями или выкладки тоже легко отличить от старых. Мох и лишайники растут на камнях веками, а на стыках камней их не будет. Поэтому, увидев голое место на плите заросшей мхом можно быть уверенным, что оттуда только что забрали камень. А приподняв навершие и увидев, что стык камней не зарос, можно сделать вывод, что камни находились в таком положении уже не первую сотню лет.

Впрочем, относительно примитивности есть одно исключение. Несколько лет назад группа особо яростных поклонников Гипербореи во главе с Сергеем Голубевым нашла на одном из островов Архипелага, Чернецком, мегалит, похожий на огромный трон, и не поленилась привести многотонный мегалит в вертикальное положение. Это явно показывает, что, мягко говоря, нет преград для людского фанатизма. И вот этот пример заставляет меня с опаской применять принцип "примитивное - современное, монументальное - древнее". Вообще, кмк, все фундаментальные, гигантские "сейды" здесь естественного происхождения, гораздо интереснее сохранившиеся выкладки, кучи и лабиринты.

Приведу здесь несколько ярких примеров сейдов нескольких видов и пару новоделов для примера.
Классика сейдостроения, камень на трех опорах, "летающий камень" саамов


Зооморфные сейды, к примеру здесь угадываются дельфин или тюлень. Тюлень так и вовсе визитная карточка Кузовов

Сейды с навершиями, иногда также придающих зооморфную форму

Каменные кучи

А вот современные пирамидки, туры, не несущие здесь никакой смысловой нагрузки. К счастью, такие сооружения иногда разбираются компетентными сотрудниками заказника, но разрушенные каменные выкладки вернуть уже в разы сложнее

Оставление монеток на счастье, на геодезической метке. Не буду комментировать

Встречаются вот такие странные прогалины. Изначально я трактовал их, как позаимствованные туристами для своих художеств камни, но иногда размеры бывших тут камней реально поражают. Кроме того, вокруг не видно следов кантовки камня.

Ровно расколотый, будто бы распиленный камень. Гиперборейцы торжествуют.

Общий вид плато

Второй день - день отдыха, дневка. Я купаюсь, неспеша и бесцельно гуляю по острову, загораю, валяясь на мхах и скалах. Зверье там абсолютно непуганое. Встретил вот такую птичку (куропатка же?), спокойно подошедшую на расстояние вытянутой руки, а потом неспешно вышагивающую мимо. Вообще, по поведению было похоже, что неподалеку было ее гнездо: сначала она пряталась, потом подошла и оценила меня, прошествовала куда-то в кусты, а когда я пошел дальше, побежала за мной и еще долго провожала. А на следующий день встретили на Русском здоровенного зайца. Что касается анонсированного сайтом медведя, то не видно ни его, ни каких бы то его следов. Думаю, что если он и был, то давно уже уплыл подальше от такой активности.

В лесу не очень интересно, разве что роскошные заросли черники, а вот по тундре я гулять очень люблю. Кто-то чувствует себя уверенно, "в своей тарелке", на сцене, кто-то на воде, кто-то в лесу, а я - в горах и тундре. А тундра тут хоть и небольшая, но самая настоящая и красочная, и только сейчас понимаю, как же я соскучился.

Вереск

Голубика

Вороника

Олений мох - ягель и брусника

Черничник в лесу

Крест на берегу

Загораю на скале

Мох медленно, но верно покрывает скалы

Проснувшись ночью, наблюдая за спокойным морем и наступлением рассвета

В заключительный день я все же собрал всех вместе: Николая (который вроде и хочет на другие острова, но не особо заинтересован) и егерей, и теперь мы отправляемся на лодке сначала на Олёшин, а затем на Русский Кузов.

Олёшин интересен своими многочисленными каменными кучами и лабиринтами . О них я не буду долго распостраняться, а отправлю к книгам и статьям, упомянутым вначале, ну могу еще добавить книги О. Кодола (про него еще расскажу) "Путь лабиринта", Н.Виноградова "Соловецкие лабиринты". Я уже как-то писал свои идеи о лабиринтах в посте про Кандалакшский вавилон. Неплохую подборку гипотез от того же Кодолы можно найти на сайте "Независимых гидов" , его турконторы. А я здесь оставлю только фото



Фоткаюсь с одним из каменных сложений

Впечатляющие каменные "стенки"


Далее, следуем на Русский кузов. Несмотря на то, что наиболее интересная его часть с сейдами - "Лысая гора" в южной части острова, Сергей зачем-то высаживает нас на противоположном конце острова, да еще и советует идти по верху. Мы карабкаемся на гору, утыкаемся в непроходимый лес без всяких тропинок, материмся, слезаем и идем по берегу. Прогулка вполне себе кайфовая и интересная, несмотря на развалины камней и плАвника в некоторых местах, по большей части берега есть тропа. Ну и литораль в отлив никто не отменял

Следы жизнедеятельности червей-пескожилов, питающихся донным осадком. Оставлю тут о них, очень интересная и нужная информация, прям рекомендую)

Чайке не повезло

Камень-пирамидка, которые так любят оккультные поклонники рептилоидов. Как они образуются, я уже показывал в посте про Воттоваару

Начинаем подъем на гору.
Пропил, подобный тем, обнаружению которых на Нинчурте так радовался Демин

Снова каменные сложения. Вообще, их там сотни, покажу наиболее интересные и монументальные


Вечерком ко мне на стоянку и чай занесло местных туристов из Кеми, катающихся на катере по островам архипелага. Рассказали о том, что лабиринт на Олёшине был всегда, сколько они помнят, а еще раньше на островах было гораздо больше рыбацких изб и все было завалено мусором.

В последнюю ночь я долго не могу успокоиться, хотя в первые дни я просто падал с ног и засыпал (похожее было у меня и в Пегреме, кстати). Спать абсолютно не хочется и я иду гулять. Поднимаюсь на скалу, откуда завтра нас должен забрать теплоход. И понимаю, что увлекшись поиском сейдов, желанием увидеть как можно большее их число, я чуть было не пропустил главное здесь. Изначально, мое длинное путешествие по северу задумывалось, как гармоничное сочетание вбивания в голову практических сведений из книжек и статей(краеведение, этнография) и длительного общения с природой, пытаясь хоть чуть расширить свое сознание. К сожалению, меня все больше клонит к первой цели, часто в ущерб второй.

О сейдах Немецкого Кузова есть интересное упоминание в фольклоре - легенда об окаменевших немцах (шведах). Предание гласит, что когда-то очень давно "немецкие люди" хотели напасть на "святые Соловки". В море их настигла буря. Немцы укрылись на северных Кузовах, но боги превратили их в камни.

Еще долго я просидел там. С одной стороны виднелся след заката, с другой взошла Луна, и эта полная гармонии картина настолько идиллична, что мне кажется, что сейчас что-то должно пройзойти. Но ничего не происходит, и, уже глубокой ночью, я отправляюсь спать. С другой стороны, а что нужно еще..?

Утром прибывает катер с экскурсией с Соловков, на котором я и Николай собираемся выброситься с архипелага. Вчера, Иван упомянул, что экскурсию будет вести известный соловецкий гид, Олег kodola Кодола. Кстати, "На Кузова" - это его проект. Я читал пару его книг "История республики Карелия" и "Путь лабиринта", а также иногда почитываю новости с Соловков в его журнале. Путь лабиринта - вообще одна из лучших прочитанных мной книг по теме, информативна и написанное полностью совпадает с моими взглядами и наблюдениями(да, я тоже люблю Кастанеду и не люблю фанатиков). Несмотря на то, что я уже все тут облазил, мне интересно послушать, что он рассказывает про Кузова. Поэтому, закинув рюкзак на судно, вместо того, чтобы ждать 2 часа, я попросил разрешения присоединиться к экскурсии, и Олег разрешил, попросив за это помочь группе при подъеме. Хотя к сейдам можно пройти и по более пологому склону, экскурсия предполагает незабываемые ощущения и подъем по крутой скале, держась за веревки. Впрочем, группа достаточно спортивная, так что напрягаться сильно мне не приходится.
В принципе, с учетом прочтения двух вышеназванных книг, почти ничего нового я не услышал, но все равно экскурсию строго рекомендую, все обоснованно, без мракобесия, сказок и модной в последнее время Гипербореи. Вообще, я удивляюсь, как он в нынешний век оскорбления чувств верующих, да еще и проживая на Соловках не опасается говорить настолько прямо). Да и еще несомненным плюсом экскурсии является то, что перед этим егеря разрушают все идиотские новодельные пирамидки, оставляя только старые камни.

Олег показывает, как древние строили сейды. "Поднимаете камень весом 2 тонны. Кладете ножки. Опускаете. И чего непонятного?))". Ну а спойлерить на самом деле его трактовку назначения или объяснять технологию не буду. Скажу только, что она достаточно банальна, хотя вполне допустима.

Закончено мое пребывание здесь, три дня пролетели незаметно, и теплоходик "Савватий" везет меня к финальному пункту моего путешествия длиной в месяц - Соловецким островам.

Все же фото, сделанные за 3 дня можно посмотреть

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.