Сайма корабль. "сайма" на буксире

Серия из трех небольших судов была построена в 1963-1964 годах. Теплоходы получили названия «Сулак», «Кара Богаз Гол» и «Худат». Суда строились для региональных пассажирских перевозок в прибрежных районах внутренних морей с возможностью подхода судов к причалам на мелководье (что особенно важно в малых населённых пунктах на побережье), а также с возможностью прохода по узким участкам рек/каналов до портов или пристаней, отстоящих от побережья на некотором расстоянии. Такое водное сообщение было особенно полезно там, где наземного транспорта не было, где он был плохо развит или поездка на нём не была бы рациональной.



www.riverstar.ru

Теплоход «Кара Богаз Гол», который впоследствии и стал «Саймой» был построен в 1964 году. Изначально все три теплохода начали работу в бассейне Каспийского моря. Однако уже в 1968 году в августе было открыто сообщение Ленинград - Лаппенранта (маршрут проходил по Сайменскому каналу). Именно для работы на этом маршруте теплоход «Кара Богаз Гол» совершил переход в Санкт-Петербург, где и получил свое новое название «Сайма».




Теплоход "Сайма" в Угличе. Фото Сергея Петухова. Авторский сайт - www.riverstar.ru

Портом приписки судна становится Ленинград. В этот период была проведена некоторая модернизация судна, повысившая его комфорт. На этой линии судно работало до начала 1980-х годов.



Теплоход "Сайма" на Сайменском канале. Скан с открытки.

В 1981 году теплоход «Сайма» был снят с пассажирской линии и передан в Московский городской клуб юных моряков, речников. Некоторое время теплоход совершал периодические круизы с учащимися клуба юных моряков. На сегодняшний день выходы теплохода прекращены. В интернете проходила информация о том, что «Сайма» была списана. Официального подтверждения я пока нигде не нашел.


Приемка теплохода "Сайма" в клубе юных моряков и речников в Москве. (1981 год).
Фото с

Учебное судно "Сайма" alexvess wrote in May 22nd, 2009

Любопытный теплоход. Теперь он уже на постоянном приколе в бухте «Кирпичная» на Химкинском водохранилище. Теплоход принадлежит Московскому городскому клубу юных моряков и речников им.Петра Великого. Долгие годы «Сайма» была флагманом флотилии юных моряков столицы, совершал рейсы с представителями молодых поколений моряков и речников на борту.

Серия из трех небольших судов была построена в 1963-1964 годах. Теплоходы получили названия «Сулак», «Кара Богаз Гол» и «Худат». Суда строились для региональных пассажирских перевозок в прибрежных районах внутренних морей с возможностью подхода судов к причалам на мелководье (что особенно важно в малых населённых пунктах на побережье), а также с возможностью прохода по узким участкам рек/каналов до портов или пристаней, отстоящих от побережья на некотором расстоянии. Такое водное сообщение было особенно полезно там, где наземного транспорта не было, где он был плохо развит или поездка на нём не была бы рациональной.



www.riverstar.ru

Теплоход «Кара Богаз Гол», который впоследствии и стал «Саймой» был построен в 1964 году. Изначально все три теплохода начали работу в бассейне Каспийского моря. Однако уже в 1968 году в августе было открыто сообщение Ленинград - Лаппенранта (маршрут проходил по Сайменскому каналу). Именно для работы на этом маршруте теплоход «Кара Богаз Гол» совершил переход в Санкт-Петербург, где и получил свое новое название «Сайма».




Теплоход "Сайма" в Угличе. Фото Сергея Петухова. Авторский сайт - www.riverstar.ru

Портом приписки судна становится Ленинград. В этот период была проведена некоторая модернизация судна, повысившая его комфорт. На этой линии судно работало до начала 1980-х годов.



Теплоход "Сайма" на Сайменском канале. Скан с открытки.

В 1981 году теплоход «Сайма» был снят с пассажирской линии и передан в Московский городской клуб юных моряков, речников. Некоторое время теплоход совершал периодические круизы с учащимися клуба юных моряков. На сегодняшний день выходы теплохода прекращены. В интернете проходила информация о том, что «Сайма» была списана. Официального подтверждения я пока нигде не нашел.


Приемка теплохода "Сайма" в клубе юных моряков и речников в Москве. (1981 год).
Фото с "Либрусек" .

Еще несколько фотографий этого теплохода. Увы, но в интернете их совсем немного.



"Сайма" у причалов клуба юных моряков и речников им. Петра Великого. Химкинское водохранилище.
Фото с www.shipspotting.com .


т/х "Сайма" на выходе из шлюза Сайменского канала.
Фото с сайта БСЭ.

Использована информация Яна Пичиневского (Гамбург), Форума Речных Путешественников.

Детский морской центр имени Петра Великого, похоже, может пойти ко дну из-за равнодушия. С приходом нового руководства флот уникальной школы, где морской романтикой заболевают с детства, решили отправить на металлолом. Якобы суда небезопасны для детей. Однако у педагогов и учеников своя версия. Есть ли шансы выиграть этот морской бой?

SOS — спасите наши души! Сигнал бедствия от юных моряков связан не со штормом. Детский морской центр имени Петра Великого тонет в пучине бюрократической черствости. В офицерской кают-компании — общий сбор экипажей по тревоге.

"Когда к нам пришло новое руководство, они сказали: у нас стоит основная задача — избавиться от флота. Если опираться на опыт предыдущих клубов, то после продажи и утилизации судов клубы закрывались в течение полугода-года", — подчеркивает старший механик учебного судна "Сайма" Иван Жатько.

Распилить на металлолом предписано уникальную детскую флотилию — учебный катер, судно "Беляков", морской лайнер "Сайма и гордость клуба — охотник за подводными лодками "Ленинград".

"Если все это уничтожить, восстановить это будет невозможно. Корабли на ходу, на них затрачены сотни миллионов рублей. Корабли пошли на ремонт, и возвращать их оттуда "на иголки" — это преступление", — убежден заведующий кафедрой судовождения Николай Никольский.

Клуб юных моряков основан еще в 1957-м году знаменитым полярником Папаниным. За эти 59 лет практику на действующих теплоходах прошли тысячи мальчишек и девчонок. Учились морскому делу, драили палубы, стояли на вахтах рулевыми. На капитанский мостик поднимаются юнги разных поколений, сами ставшие капитанами. Судьба для них определилась в этой ходовой рубке.

"Ходили в походы, больше всего мне это запомнилось. Работали руками. 14 лет мне было, управлял этой "Саймой", ходили в Питер", — вспоминает капитан теплохода "Сергей Кладько" Роман Мохов.

Новоиспеченный начальник детского морского центра утверждает, что учебные суда положено утилизировать ввиду износа.

"Департамент имущественных отношений города Москвы принял решение о списании судов на основании актов дефектации, выданных речным регистром, о том, что суда не предназначены и непригодны для детей с точки зрения безопасности", — утверждает в интервью программе руководитель московского городского детского морского центра им.Петра Великого Анатолий Фатеев.

"В 2010 теплоход "Сайма" прошел большущий ремонт со 100-процентной заменой подводной части, со 100-процентной заменой всех систем, ремонт электрооборудования", — рассказывает второй механик учебного судна "Сайма" Михаил Трифонов.

Та же ситуация — и с флагманом "Ленинград". На ремонт потрачено 10 миллионов рублей. Но дело не только в деньгах. Капитаны, посвятившие своим кораблям и воспитанникам всю жизнь, не в силах сдержать слез.

"Мне жалко пароход, который я делал своими руками. Делали, делали — а теперь все это пилить? Ну как это можно?" — спрашивает капитан учебного судна "Ленинград" Алексей Синицын.

В прошлом году три из четырех кораблей без объяснений задержали в Городецком судоремонтном заводе, сняв с них ходовые винты. Педагоги клуба подозревают, что клуб уничтожают ради баснословно дорого участка земли — берега канала имени Москвы рядом с Ленинградским шоссе.

"Дети не будут ходить без флота, потом они закроют клуб, а территория огромная, она отойдет какому-то частному хозяину", — уверен помощник механика учебного судна "Сайма" Александр Медведев.

Но подросткам, заболевшим флотской романтикой, объяснить это невозможно. Школьники Коля и Андрей в свои 17 — состоявшиеся профессионалы, судовые механики. На учебном судне Сайма — с 11 лет.

"За эти шесть лет много чему научились. Если опустить формальности и управление двигателем и генераторами, а также слежение за приборами, то в принципе каждый день практики — это школа жизни. Лично я на этом корабле вырос, сами родители говорят: отправили учиться шкета, а вернулся мужик", — подчеркивает воспитанник московского детского морского центра им.Петра Великого Николай Орлов.

Но о детях никто из чиновников, похоже, даже не подумал. Пока детскую флотилию не распилили, ее еще можно спасти от гибели. Как пел Владимир Высоцкий — "хочется думать, что это не так, что сжигать корабли скоро выйдет из моды".

После того, как сюжет вышел в эфир, ситуацию прокомментировали в столичном департаменте образования. И комментарий этот внушает надежду.

"Годы постройки тех кораблей, которые уходят на списание, - это 1937, 1951, 1965 и 1979-й. С августа 2013 года ни один из этих кораблей не пригоден к эксплуатации. Взамен этих судов будут приобретены два судна, которые полностью обеспечат потребность учащихся в мореплавательной практике. Ориентировочный срок - это лето", - пообещал заместитель руководителя департамента образования Москвы Игорь Павлов.

21.02.2017 18:05

Ситуация вокруг Московского городского детского морского центра, 60-летнее существование которого , получила продолжение.

Как сообщают инициаторы акции по спасению КЮМ, их активные действия - пикеты, митинг, круглые столы - привели к следующему. Градостроительная комиссия Москвы приняла решение о прекращении инвестиционного проекта, предусматривавшего застройку земельного участка на Ленинградском шоссе, где на берегу размещается водная база КЮМа.

Что же до самого клуба, то в результате были выявлены множественные финансовые нарушения и от своих должностей было отстранено несколько должностных лиц. В управление ЦВПГВ (ныне «Центр патриотического воспитания и школьного спорта») и КЮМа назначены новые люди.

Также о желании принять все суда флотилии и продолжить их эксплуатацию качестве учебных заявил ДОСААФ России. В результате Руководителем Департамента Образования г. Москвы Калины И.И. по судьбе флотилии было принято следующее решение.

«Ленинград» после ремонта в Нижегородской области вернуть в Москву до 1 сентября 2017 года. 2 сентября корабль должен принять участие в праздновании Дня Города Москвы.


Учебное судно «Ленинград» проекта БО-122б (1951 г.п.). Фото: Владислав Прокофьев

Ровесника Канала имени Москвы - пассажирский теплоход «Беляков» , построенный в 1937 году, отремонтировать и вернуть в Москву до 15 сентября этого года.


Теплоход «Беляков», в 1958-2014 годах носившим название «Ласточка». Фото: Владислав Прокофьев

Учебное судно «УК-5» утилизировать по месту нахождения - взамен ему в мае-июне 2017 года в КЮМ должен поступить новый катер.


Теплоход «УК-5» - тип «Ярославец», построен в 1979 году. Фото: Seneca

Учебное судно «Сайма» передать в Севастополь, для нужд Черноморского высшего военно-морского училища имени П. С. Нахимова.

Впрочем, отмечается общественного движения «Спасём Флот!» в благополучном разрешении ситуации остаются сомнения, так как распоряжения о списании и утилизации учебных судов не отменены, а за 10 месяцев с даты принятия решения о возврате земельного участка, Департамент городского имущества города Москвы все еще осуществляет процесс согласования границ земельного участка и его окончательное оформление.


Учебное судно «Сайма» на базе КЮМа на Химкинском водохранилище в Москве. Фото: Михаил Архипов

Кто топит школьный флот?

На севере Москвы, неподалеку от метро «Водный стадион», в акватории бухты Кирпичная уже несколько лет безо всякого движения стоит целый флот. Гроза подводных лодок, теплоход из фильма «Волга-Волга», огромный морской лайнер и учебный катер — все они служили учебными площадками для школьников, которые мечтали стать моряками, и в свои лучшие годы вместе с подростками плавали к берегам Германии, Румынии и Болгарии. Однако с годами все изменилось: нынешние школяры предпочитают компьютерные игры, а чиновники задумываются о том, не отправить ли уникальную учебную флотилию на металлолом. Корреспондент «МК» побывал на кораблях и выяснил, что мешает им отправиться в плавание, кто желает поскорее избавиться от «школьного флота», а также почему бюрократические проволочки чреваты настоящей экологической катастрофой для Москвы-реки.

Корабли в ловушке госзакупок

Владелец учебных кораблей — ГБОУ «Московский городской детский морской центр (МГДМЦ) имени Петра Великого» (судя по вывеске, относящийся к столичному Департаменту образования), основанный в 1957 году, — был и до сих пор является местом, где школьников, грезящих морскими путешествиями, бесплатно готовят к будущей карьере моряков — как в теории, так и на практике. В разное время с подростками здесь занимались такие выдающиеся люди, как знаменитый полярник Иван Папанин, полярный летчик, один из первых героев СССР Михаил Водопьянов, летчик-космонавт, дважды герой СССР Павел Попович и многие другие. Гордостью центра всегда была уникальная учебная флотилия, аналогов которой на сегодняшний день нет не только в Москве, но и во всей России. Корабли, входящие в нее, центру для обучения школьников безвозмездно передавали со всех концов СССР как военные, так и гражданские судовладельцы; таких подарков за всю 57-летнюю историю клуба было около двадцати. Суда школьного флота в свои лучшие годы ходили из Москвы до Черного моря, Ладожского и Онежского озер, а также Финского залива; более того — занимавшиеся в клубе ученики могли за 30-дневную практику посетить на корабле такие зарубежные страны, как Германия, Румыния или Болгария, и затем вернуться обратно в Москву.

С наступлением лихих 90-х годов все изменилось, и про зарубежные «круизы» будущим морякам пришлось забыть из-за недостатка финансирования. Правда, путешествия по России никто не отменял, и учебные корабли ходили на водохранилища Москвы и Московской области, а также в плавание по Волге и ее водохранилищам. Однако уменьшилась не только география учебных походов — многие суда были проданы или пущены на металлолом. В итоге к началу «нулевых» «школьный флот» насчитывал (и насчитывает до сих пор) всего четыре корабля: катер «УК-5», речной пассажирский теплоход «Беляков» (до недавнего времени называвшийся «Ласточка»), боевой корабль «Ленинград» и морской пассажирский теплоход «Сайма».

Обслуживание и ремонт этих судов осуществлялись по системе госзакупок: на конкурсной основе выбиралась компания-подрядчик, которая и проводила необходимые работы. В 2012 году правила проведения конкурсов и тендеров изменились: теперь чинить «школьный флот» и поставлять ему запчасти могли только компании, зарегистрированные в Московском регионе и имеющие доступ к системе госзакупок. Однако несмотря на то, что Москва считается «портом пяти морей», судоремонтных предприятий здесь практически нет; по словам речников, едва ли не единственное предприятие такого рода в Москве — Московский судостроительный и судоремонтный завод — уже давно переквалифицировалось на производство яхт и теплоходами больше не занимается. Таким образом, учебная флотилия фактически оказалась в «ловушке госзакупок», моментально лишившись любого ремонта и сервиса. Более того, невозможно стало и заключать контракты на докование (корабельный аналог автомобильного техосмотра, который проводится раз в 5 лет), что вскоре привело к запрету на обучение школьников на кораблях.


Экологическая бомба замедленного действия

У того факта, что корабли «школьного флота» лишились всякого обслуживания, есть обратная, пугающая сторона: в перспективе такое положение дел может обернуться для Москвы настоящей экологической катастрофой. В роли «бомбы замедленного действия» выступает «Сайма» — морской пассажирский теплоход 1965 года постройки, флагман учебной флотилии МГДМЦ, в свои лучшие годы возивший школьников в Германию, Польшу и Болгарию. Последний полноценный ремонт на судне был сделан еще финнами в 1974 году; из-за этого в 2005 году «Сайма» встала на прикол в акватории бухты Кирпичная — дожидаться своего «второго рождения». В 2010 году теплоходу отремонтировали подводную часть, и вскоре планировалось обновление его палуб и помещений, но из-за новой системы госзакупок этого не произошло.

Люди, знакомые с судоходством, хорошо знают: теплоход — это не машина, его нельзя просто поставить на стоянку. Из-за своих конструктивных особенностей «Сайме» зимой постоянно нужен обогрев изнутри: в отличие от остальных кораблей «школьного флота» воду из ее многочисленных систем, труб и забортных ящиков невозможно слить. Если она замерзнет, то попросту разорвет «внутренности» теплохода, и весной судно пойдет ко дну. Для зимнего обогрева «Саймы» нужно немало дизельного топлива, покупать которое можно лишь через систему госзакупок. Как и в случае с остальными судами «школьного флота», найти поставщиков для теплохода практически невозможно — и «запасов на зиму» у «Саймы» до сих пор нет, что чревато настоящей экологической катастрофой для Москвы-реки.


— У каждого корабля в самом низу корпуса скапливаются так называемые подсланевые воды, — говорит один из членов экипажа «Саймы», стоя вместе со мной в машинном отделении теплохода, — по сути, это все, что стекает с двигателей и других механизмов (масло, мазут и т.д.), а затем смешивается с водой. Подсланевые воды обязательно сдаются на специальную утилизацию как экологически небезопасные соединения — и если «Сайма» затонет, то они окажутся в Химкинском водохранилище, что обернется настоящей катастрофой для Москвы. А тут у нас еще цистерна с маслом на две тонны, цистерны с остатками топлива — две на 14 тонн и еще одна на тридцать... И все это может оказаться в той воде, которую мы пьем.

Что касается остальных кораблей «школьного флота», то ситуация у них пускай не так опасна, как у «Саймы», но тоже весьма печальна: акваторию бухты Кирпичная они не покидают уже много месяцев, и когда кончится их стоянка, никто не знает. Взять хотя бы «Беляков» — речной пассажирский теплоход, старейший в школьной флотилии: построенный в 1937 году, он успел «засветиться» в финале знаменитого фильма «Волга-Волга» и стать настоящим любимцем московских школьников, которые катались на нем вместе с родителями по Москве-реке в День города и другие праздники. В прошлом году «Беляков» должен был пройти докование, но из-за новых правил госзакупок этого не случилось (в Московском регионе попросту не нашлось места для его проведения), и уже два года легендарное судно стоит на приколе. Похожим образом обстоят дела и у «Ленинграда» — боевого корабля 1950 года постройки: в послевоенное время он, относясь к классу «больших охотников», был настоящей грозой дизельных субмарин. С появлением их атомных аналогов «Ленинград» уже не мог противостоять им на равных из-за нехватки мощности и вскоре был подарен Военно-Морским Флотом СССР учебной флотилии Московского городского клуба юных моряков, речников и полярников (так в советское время назывался нынешний МГДМЦ). А в эту навигацию кораблю, видимо, не суждено покинуть акваторию бухты Кирпичная: положенное докование он, как и «Беляков», не прошел. По той же причине не выходит в рейсы и их «младший товарищ» — 20-метровый учебный катер «УК-5» 1979 года постройки; в свои лучшие годы он выступал в качестве судна снабжения, перевозившего все необходимое к шлюпочным лагерям, которые школьники-практиканты разбивали в том числе на Волге, а также следил за безопасностью учащихся на воде.


Что тебе снится, бедная «Сайма»?

— Не так давно мы обратились насчет ремонта наших кораблей на Московский судостроительный и судоремонтный завод, — говорит один из сотрудников МГДМЦ, пожелавший остаться неизвестным, — там нам отказали: дескать, мы такими кораблями не занимаемся. А потом представители завода написали письмо мэру Москвы Сергею Собянину: мол, давайте мы все учебные корабли скупим на металлолом, а вам вместо этого новые построим. Теперь нами вплотную занимаются вышестоящие инстанции — решают, что делать со «школьным флотом». Но большинство речников хорошо понимают: если пустить «Белякова», «Ленинград», «Сайму» и «УК-5», что называется, под нож — новых судов у нас уже никогда не будет, слишком дорого.

Среди экипажей «школьного флота» распространена любопытная теория, касающаяся многочисленных попыток списания кораблей: поскольку из-за махинаций в 90-е годы центр потерял большую часть крайне дорогостоящей земли на берегу канала имени Москвы, именно пришвартованные там суда, возможно, являются единственной помехой на пути заинтересованных лиц к получению площади учебной базы.

— Проблема в том, что без кораблей учебная работа не имеет никакого смысла, — сетует мой собеседник, — как готовить моряков без учебной базы, без рейсов и походов? В центре в лучшие годы ежегодно занималось до трех тысяч школьников. Как корабли встали — так и тысяча едва набираться стала... Без практики на судах центр для школьников окончательно теряет привлекательность. Раньше брали на обучение детей от 10 до 18 лет, а теперь и тех, что младше, тоже берут — нет выхода.

Однако руководитель МГДМЦ Анатолий Фатеев не теряет оптимизма относительно будущего кораблей «школьного флота»:

— Нам нужно разобраться с докованием и ремонтом наших судов; после этого мы хотим на базе нашего центра объединить все клубы юных моряков в Москве. На наших кораблях их ученики смогут проходить практику, устраивать экскурсии, ходить в дальние походы, что фактически подарит МГДМЦ новую жизнь.

Впрочем, в столичном Департаменте образования от кораблей открестились, отправив в мэрию, а на Тверской оперативно прокомментировать «МК» вопрос о будущем МГДМЦ и его кораблей не смогли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.