Малые подводные лодки проекта 865 пиранья. Сверхмалые подводные лодки «Пиранья

30 лет назад ВМФ СССР принял на вооружение опытную малую подводную лодку (МПЛ) специального назначения "МС-520" проекта 865 "Пиранья". Уникальность корабля заключалась в том, что подлодка могла выполнять спецоперации в мелководных и прибрежных районах глубиной 10-200 м, куда было сложно или невозможно добраться обычным подводным кораблям.

Как создавался этот легендарный в истории советского и российского флота проект, вспоминали участники научно-практической конференции, прошедшей на Адмиралтейских верфях 18 января 2018 года. Порталу сайт также удалось проникнуть за завесу секретности легендарной подлодки-разведчика.

Проектные работы

Проект МПЛ "Пиранья" был разработан конструкторским бюро "Малахит". Проектные работы над "Пираньей" начинались тяжело, вспоминает главный конструктор проекта Юрий Константинович Минеев. Заказчик в лице первого главного управления ВМФ поставил перед конструкторами крайне сложную задачу - создать корабль водоизмещением 70-80 тонн, способный нести на борту группу водолазов-разведчиков со снаряжением и средствами транспортировки, а также вооружение. Первые проработки проекта 865 начались в 1974 году. С тех пор у "Пираньи" сменилось несколько главных конструкторов.


Главная трудность при работе над "Пираньей" заключалась в том, что на тот момент в Советском Союзе не было опыта проектирования и создания технических средств, необходимых для решения таких задач. Подводное оборудование для крейсерских подводных лодок использовать было невозможно из-за его размеров.

Поставлять оборудование в мельчайшем исполнении было попросту некому, объясняет Юрий Минеев. Видимо, по этой причине техническое задание было подписано не на весь цикл работ, а только на эскизное проектирование.

К тому же по ходу проектных работ менялись требования. Увеличилось число водолазов, выросло водоизмещение. Для улучшения управляемости пришлось провести перекомпоновку корабля. Тем не менее, в 1981 году был утверждён технический проект. Разработка рабочей конструкторской документации была завершена в 1983 году.

Следует отметить, что во время разработки уникального проекта было проведено значительное количество модельных и натурных испытаний, а также опытных работ. В частности, были изготовлены макеты всех основных помещений и отдельных районов междубортного пространства. Экипаж также проходил испытания, на специальном натурном стенде "Коралл".

Основные характеристики


В результате получилась подводная лодка длиной 30 м, шириной 4,7 м и водоизмещением 220 т. Осадка корабля составляла 3,9 м, предельная глубина погружения - 200 м, скорость подводного хода - 6,6 уз.

Экипаж "Пираньи" состоял из трёх человек. Также лодка могла нести группу боевых плавцов из шести человек. Впервые в советском кораблестроении выход водолазов наружу (на глубине до 60 м) осуществлялся не через торпедные аппараты, а более комфортным образом - через шлюзовую камеру.

Вооружение корабля состояло из двух торпед калибра 400 мм или двух мин. Энергоустановка "Пираньи" включала в себя дизель-генератор мощностью 160 кВт и гребной электродвигатель мощностью 65 кВт.

Примечательно, что для "Пираньи", по словам Юрия Минеева, были разработаны два варианта энергоустановки: дизель-электрическая и на электрохимических генераторах (ЭХГ). Как видно, предполагалось оснащение корабля самыми передовыми технологиями.


Ю.К. Минеев и гендиректор АО "Адмиралтейские верфи" А.С. Бузаков


Также лодка оказалась передовой в части малозаметности. Акустическое поле корабля было снижено до минимума за счёт отдельной от главного корпуса амортизированной платформы, на которой расположились дизель-генератор, насосы, вентиляторы, компрессор и прочее "шумное" оборудование. Дополнительную звукоизоляцию обеспечило шумопоглощающее покрытие корпусных конструкций. В результате во время учений в Балтийском море лодку не смогли обнаружить ни эскадренный миноносец, ни большой противолодочный корабль.

При автономности 10 суток дальность плавания "Пираньи" составляла 1000 миль. Для работы на более дальних рубежах прорабатывались варианты средств доставки. В качестве носителя рассматривались атомная подводная лодка проекта 667А и сухогрузное судно.

Строительство

Первая "Пиранья" была заложена на Ленинградском Адмиралтейском объединении в 1984 году. С точки зрения строительства особых проблем не было, вспоминает бывший директор верфи Владимир Леонидович Александров.



Тем не менее, некоторые особенности были. Так, поскольку титан - достаточно тонкий металл, для его сварки изготавливали специальные растяжки, чтобы конструкция оставалась неподвижной. Для сварки в труднодоступных местах использовались зеркала.

Но наиболее сложным этапом в постройке "Пираньи", по словам Владимира Александрова, стали испытания. Особенно много сил ушло на первую лодку. При этом вторая пошла влёт.

Первоначальные планы включали в себя строительство двенадцати кораблей проекта 865, затем это число уменьшилось до шести. В итоге были построены две подлодки: опытная "МС-520" и головная "МС-521".

Участники проектирования и строительства МПЛ "Пиранья"

Служба

Строительство "МС-520" завершилось в 1988 году, "МС-521" - в 1990 году. Оба корабля поступили на службу в 157-ю отдельную бригаду подводных лодок в латвийском городе Лиепая.

Моряки высоко оценили боевые и эксплуатационные качества лодок проекта 865. По словам командира второго экипажа капитана 3-го ранга Сергея Владимировича Смазнова, по управляемости корабля замечаний не было.

Сравнивая подводную лодку с ребёнком, Сергей Смазнов считает, что после трудных родов на свет появилось достойное дитя. Однако сложности начались на стадии воспитания, когда "Пираньи" попали в большую бригаду.

Свою роль сыграли и происходившие в стране события. В 1991 году под видом спасательных аппаратов секретные подлодки пришлось срочно эвакуировать в Кронштадт, где они были выведены из состава флота, а затем утилизированы к 2000 году.

На вопрос, почему так получилось, участники проектирования и строительства отвечают, что никто за уникальные лодки не боролся. В результате коммерческие интересы (по некоторым данным, титановые корпуса подлодок были проданы в США) преобладали над прочими.

Впрочем, попытки спасти лодки проекта "Пиранья" были. Так, Сергей Смазнов неоднократно обращался к руководству страны и политикам, включая Владимира Путина и Владимира Жириновского. Как видно, результата это не принесло.


Сергей Смазнов демонстрирует ответ В. Жириновского

Конструкторы также не сидели, сложа руки. КБ "Малахит" были подготовлены чертежи консервации МПЛ "Пиранья", вспоминает Юрий Минеев. Лодка должна была быть установлена на набережной возле Нахимовского училища. Однако, как это часто бывает, всё упёрлось в финансирование, которого не нашлось.

Есть ли у проекта "Пиранья" будущее? По словам участников конференции, за рубежом направление сверхмалых подводных лодок продолжает развиваться. В "Малахите" до сих пор ведутся проработки данной тематики: на базе "Пираньи" было разработано целое семейство лодок прибрежного действия. Возможно, когда-нибудь в будущем российскому флоту снова понадобятся такие корабли.

В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку.

Разрабатываемая подлодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

На протяжении многих лет сверхмалые и не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой проекта 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов.

Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.

Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л.В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю.К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А.Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр0,62 м., длина12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром537 мм).

Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритных средств навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом».

Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.

Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебренно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

Сверхмалая подводная лодка проекта 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма.

Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.

Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование.

Шумопоглащающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным «оружием» подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль.

Подлодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки проекта 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.

Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

Основные характеристики подлодки «Пиранья»:
Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.
Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
Максимальная глубина погружения – 200 м.
Автономность плавания – 10 суток.
Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов.
Вооружение – 2 торпеды «Латуш» калибра 400 мм или 4 мины.

"...Интерес, проявляемый к подводным "малюткам" военно-морскими силами ряда капиталистических государств, еще раз свидетельствует об агрессивных намерениях империализма, который даже в условиях разрядки международной напряженности нацеливает свои ВМС Военно-морские силы на создание средств проведения диверсионно-разведывательных операций", писал советский журнал в 1976 году.

Примерно в это же время командование ВМФ Военно-морской флот СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения "Малахит" техническое задание на проектирование современной отечественной сверхмалой лодки. Оно определяло, что такая лодка предназначена для использования на морском театре с обширной мелководной акваторией шельфа, в диапазоне глубин от 10 до 200 метров, где должна решать задачи противодействия противнику и вести разведку. На ней следовало разместить соответствующее радиоэлектронное вооружение, минно-торпедное оружие, а также водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. При этом водоизмещение лодки, согласно заданию, не должно было превышать 80 тонн.

Главным конструктором проекта 865 назначили Л. В. Чернопятова, в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Опыт проектирования и создания подобных технических средств отсутствовал, поскольку наработки Остехбюро были засекречены и прочно забыты. Вновь требовалось начинать все с нуля. Новизна инженерной задачи обусловила необходимость выполнения значительного объема опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам.

Корпус ПЛ Подводная лодка "865 "Пиранья"" выполнен из титанового сплава.

Комплекс оружия, размещаемого в средней части надстройки, состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (четырех буксировщиков типа "Протон" или двух транспортировщиков типа "Сирена-У") и двух устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две решетки для торпед "Латуш", используемых "самовыходом" на всем диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер, заполняемый забортной водой, представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Его привод и органы управления располагались внутри прочного корпуса.

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решетки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, обеспечивающего выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Второй вариант предусматривал возможность размещения торпеды вместо мины.

В центральном посту располагались пульт оператора, приборные стойки и средства отображения информации, органы управления основными системами и устройствами. Под настилом палубы ЦП размещалась аккумуляторная яма. Ближе в нос от пульта оператора находились входной люк, перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС Радио-локационная станция . Ограничивающая центральный пост носовая сферическая переборка имела входной люк в шлюзовую камеру, которая могла служить и как декомпрессионная. На переборке располагался иллюминатор для наблюдения за водолазами и шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру. Здесь же находились приборы управления системой шлюзования водолазов.

Плоская кормовая переборка с газоплотной дверью отделяла центральный пост от электромеханического отсека, где на амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, стояли на амортизаторных дизель-генератор мощностью 160 кВт, гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт, насосы, вентиляторы, компрессор и другое оборудование. Система двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях обеспечивала подлодке минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек являлся необитаемым помещением, в походе его посещали только для проверки состояния технических средств. Винт, размещенный в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля.

Экипаж состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести человек, которая и являлась основным "оружием" корабля. Выход боевых пловцов мог осуществляться на глубинах до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, они имели возможность использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. Автономность лодки – 10 суток.

В марте 1999 года ПЛ Подводная лодка типа "865 "Пиранья"" отбуксировали в Кронштадт для разделки на металлолом. Прослужив менее десяти лет, они так и не нашли себе применение. Причин тому много: недостаток финансирования, мнение ряда флотских специалистов о ненужности таких кораблей, а также явные недостатки проекта (слишком большое водоизмещение, трудности эксплуатации и другие).

Недавно представитель Министерства обороны поведал журналистам: в ближайшие годы в состав Военно-Морского Флота России войдут несколько типов новейших неатомных с фантастическими характеристиками. Они уже внесены в госпрограмму вооружений на 2018–2025 годы, которая вот-вот должна быть утверждена президентом Путиным.

С одной стороны эти будут способны, как и атомоходы, нести стратегическое оружие - например, крылатые ракеты большой дальности семейства «Калибр», оснащенные ядерной «головой», а с другой - будут обладать сверхмалым водоизмещением и практически нулевым акустическим полем.

Что же это за чудо такое - нового поколения? Попробуем приоткрыть завесу тайны, которая их окружает…

Все они являются наследницами легендарной «Пираньи» - подводной лодки 865-го проекта.

К 1990 году в СССР были построены две такие малютки. Предполагалось, что их будет больше, но развал Советского Союза прервал программу строительства. Да и прослужили они после этого всего восемь лет, до 1999 года.

«Пираньи» имели водоизмещение всего 220 тонн. При этом они могли погружаться на глубину до 200 м, несли экипаж, состоящий из трех человек, и были способны брать на борт разведывательно-диверсионную группу из шести боевых пловцов. Автономность составляла 10 суток, а вооружение - два контейнера с 400-миллиметровыми торпедными аппаратами, которые находились в забортном пространстве подводной лодки справа и слева от ограждения рубки, между прочным и лёгким корпусами.

Таким образом, боевые возможности у этих подводных лодок были довольно широкими, они могли бы еще служить и служить, но «лихие 90-е» пережить не сумели. Впрочем, нет худа без добра: поскольку они готовились к выводу из боевого состава флота, во второй половине 90-х их разрешили снять в кино, и широкие народные массы познакомились со сверхсекретной некогда «Пираньей» в кадрах знаменитой комедии «Особенности национальной рыбалки».

Новые подводные лодки, которые готовятся поступить на вооружение нашего флота, являются «внучками» тех «Пираний».

Это, в первую очередь, подводная лодка проекта П-650 «Супер-пиранья». Знакомьтесь: 720 тонн водоизмещения, экипаж - девять человек и шесть боевых пловцов, оружие - четыре торпеды. Предельная глубина погружения - 300 м. Все её характеристики гораздо более серьезные, чем у предшественницы.

В частности, дальность хода - 2000 миль, и из этих двух тысяч большую часть - 1200 миль - она может пройти под водой, не всплывая. В движение ее приводят либо два дизель-генератора, вырабатывающие электроэнергию для сверхтихого гребного электродвигателя, либо т.н. анаэробная, т. е. воздухонезависимая энергетическая установка.

Очень маленькая и очень опасная

Помимо П-650, у нас есть ещё один проект сверхмалой неатомной лодки - П-750 «Супер-пиранья 2». Её водоизмещение чуть больше, 950 тонн. Дальность хода - более 3700 км, причем, как и П-650, большую часть этой дистанции она может пройти в подводном положении. Вооружена эта подлодка более, чем серьёзно: четыре ракеты в универсальных вертикальных пусковых остановках, четыре торпеды калибра 533 миллиметра или восемь торпед калибра 400 миллиметров.

В торпедных аппаратах, как и в вертикальных ПУ, возможно размещение крылатых ракет семейства «Калибр» или «Оникс» класса «подводная лодка - корабль» и «подводная лодка - земля». Ну, а кроме всего прочего, в специальных, расположенных между прочным и легким корпусами лодки контейнерах можно разместить ещё и 12 мин.

Шумность этой сверхмалой подводной лодки не превышает фоновых значений биологических шумов океана, то есть обнаружить ее практически невозможно. А значит, в Арктике и на Дальнем Востоке такие подводные лодки смогут идеально обеспечить защиту маршрутов развертывания наших атомных подводных ракетоносцев от американских многоцелевых субмарин или вражеских корабельных поисково-ударных противолодочных групп.

В результате бригада из, например, шести таких малышей будет способна поставить под контроль огромную акваторию. Ну, скажем, всю акваторию Черного, или Балтийского, или Каспийского моря. А их маневренность такова, что они могут буквально вертеться на месте: поворотные винты и забортные рулевые колонки предоставляют им такую возможность.

Кроме того, возможность размещения на таких маленьких подводных лодках крылатых «Калибров», которые способны наносить ядерные удары по объектам, расположенным в глубине территории противника, на расстояние более 2500 километров, делает «Супер-пираньи» способными решать даже стратегические задачи. Раньше, скажем, 20 лет назад, о таких возможностях даже мечтать было невозможно…

Подведём итог. «Супер-пираньи» готовы решать невероятно широкий спектр боевых задач.

Они могут высаживать боевых пловцов, то есть совершать тайные спецоперации. Могут заниматься противолодочной обороной. Могут противодействовать авианосным ударным группировкам, потому что четыре противокорабельных «Калибра», даже в неядерном, обычном оснащении, способны нанести любому авианосцу тяжелейшие повреждения или гарантированно отправить на дно любой эсминец из состава авианосной ударной группы.

Какая именно из двух этих подводных лодок - то ли П-650, то ли П-750 - уже включена в государственную программу вооружения на 2018–2025 годы, неизвестно. Но в любом случае, обе эти подлодки - уже не просто «хотелки» адмиралов, не просто разработки каких-то продвинутых образцов для выставки, а вполне реальные, готовые к серийному производству образцы.

Хозяйки прибрежных морей

Особо стоит отметить, что все российские неатомные подводные лодки нового поколения будут оснащаться анаэробными, т. е. воздухонезависимыми химическими генераторами, которые существенно увеличат дальность их подводного хода.

Об этом стоит сказать подробней. Именно для «Пираний» еще в конце 80-х годов прошлого века питерским специальным конструкторским бюро была создана первая отечественная воздухонезависимая энергоустановка «Кристалл-20» мощностью 130 киловатт. Кстати, коэффициент полезного действия такого электрохимического генератора достигает 75%.

В 1991 году, после прохождения всесторонних испытаний, установка «Кристалл-20» уже была принята на вооружение министерством обороны Советского Союза. Но вскоре последовал распад СССР и пришедшие к власти демократы все это, ясное дело, похоронили.

Зато сегодня такие технологии восстановлены на новом уровне. Для того, чтобы оценить их значение, важно понять: если неатомная подводная лодка обретает возможность находиться под водой не 3–4 дня, как сейчас, а, предположим, три недели, то в закрытых акваториях, в прибрежных морях такие подводные лодки станут на порядок эффективнее, чем огромные и дорогостоящие атомоходы, потому что они практически не шумят.

Атомная подводная лодка шумит гораздо громче: механизмы, которые преобразуют энергию атомного реактора в энергию движения, связаны с вибрациями, вращениями и разного рода механическими взаимодействиями разных деталей, которые неизбежно создают мощное акустическое поле, и как ты ни пытайся его сократить, оно все равно остается весьма существенным.

А новые лодки-малютки оказываются, по сравнению с атомоходами, практически бесшумными. Когда они плывут под водой, они практически никак не выделяются на фоне естественных биологических шумов океанских глубин.

Это в буквальном смысле «черные дыры» в океане.

Малошумность здесь - ключевой момент. Любые другие подводные лодки будут услышаны нашими малышками гораздо раньше, чем смогут понять, что рядом с ними находится русская «Супер-пиранья». Значит, П-650 и П-750 смогут сближаться, например, с американскими атомоходами на дистанции, позволяющие применять против них даже малогабаритные противолодочные торпеды! Это создает совершенно новую ситуацию во всех прибрежных морях России: и в Арктике, и на Дальнем Востоке, и в Черном море, и на Каспии, и на Балтике - короче говоря, везде.

Таким образом, появление воздухонезависимых энергоустановок на этих маленьких бесшумных подлодках создаст важнейшую предпосылку для настоящей революции в тактике и стратегии подводной войны! Второй предпосылкой такой революции станет появление на сверхмалых ПЛ дальнобойных ракет семейства «Калибр». Будучи размещенными на бесшумных, необнаруживаемых подводных лодках, они могут стать страшным оружием как против надводных кораблей противника, так и против стратегических объектов в глубине вражеской территории.

Дёшево и сердито

Еще один приятный плюс сверхмалых ПЛ - стоимость. Неатомные мини-лодки обойдутся нашей казне в десятки раз дешевле, чем атомоходы.

Кстати, догнать нас в этой области вооружений американцы не смогут ни за 10, ни за 20 лет. Дело в том, что после Второй мировой войны они вообще отказались от строительства дизельных лодок и строили только атомные. И это понятно: американские подводные лодки, чтобы попасть в районы своего боевого патрулирования, должны пересечь океаны. Они же не свои берега охраняют, они решают задачи наступательные, агрессивные.

Это мы обороняемся в своих прибрежных морях, а американцы должны строить такие подводные лодки, которые способны решать боевые задачи за тысячи и тысячи миль от своих баз, от родного побережья. Поэтому Вашингтон просто обречён на то, чтобы делать ставку исключительно на атомные подлодки. Но когда эти дорогостоящие гиганты пересекут океаны и приплывут к нам, наши прибрежные акватории будут защищать сверхмалые НАПЛ, чья боевая эффективность будет существенно выше, чем у атомоходов, а стоимость - на порядок меньше.

Такое сочетание стоимости и эффективности позволит «Супер-пираньям» самым радикальным образом поменять не только правила ведения морской войны, но и оказать серьезнейшее влияние на стратегический баланс сил на сухопутных ТВД Европы и Дальнего Востока.

В 70-х годах в СССР велась разработка только специальных малых ПЛ. Так в 1976 году. командование ВМФ СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения "Малахит" техническое задание на проектирование современной отечественной сверхмалой лодки. Оно определяло, что такая лодка предназначена для использования на морском театре с обширной мелководной акваторией шельфа, в диапазоне глубин от 10 до 200 метров, где должна решать задачи противодействия противнику и вести разведку. На ней следовало разместить соответствующее радиоэлектронное вооружение, минно-торпедное оружие, а также водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. При этом водоизмещение лодки, согласно заданию, не должно было превышать 80 тонн.

Главным конструктором проекта 865 назначили Л. В. Чернопятова, в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев, главный наблюдающий от ВМФ – к.2р. А.Е. Михайловский. Опыт проектирования и создания подобных технических средств отсутствовал, поскольку наработки Остехбюро были засекречены и прочно забыты. Вновь требовалось начинать все с нуля. Новизна инженерной задачи обусловила необходимость выполнения значительного объема опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам.

Закладка опытной подводной лодки состоялась в Ленинградском адмиралтейском объединении в июле 1984 года.

Корпус был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров.

Комплекс оружия, размещаемого в средней части надстройки, состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (четырех буксировщиков типа "Протон" или двух транспортировщиков типа "Сирена-УМЭ") и двух устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ (4 донные мины большой мощности (в том числе с ядерными зарядами)?), либо две решетки для торпед "Латуш", используемых "самовыходом" на всем диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер, заполняемый забортной водой, представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Его привод и органы управления располагались внутри прочного корпуса.

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решетки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, обеспечивающего выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Второй вариант предусматривал возможность размещения торпеды вместо мины.

В центральном посту располагались пульт оператора, приборные стойки и средства отображения информации, органы управления основными системами и устройствами. Приборный комплекс включает в себя радиолокатор, гидролокатор, средства звукоподводной связи и другие устройства. Под настилом палубы ЦП размещалась аккумуляторная яма. Ближе в нос от пульта оператора находились входной люк, перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС. Ограничивающая центральный пост носовая сферическая переборка имела входной люк в шлюзовую камеру, которая могла служить и как декомпрессионная. На переборке располагался иллюминатор для наблюдения за водолазами и шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру. Здесь же находились приборы управления системой шлюзования водолазов.

Плоская кормовая переборка с газоплотной дверью отделяла центральный пост от электромеханического отсека, где на амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, стояли на амортизаторных дизель-генератор мощностью 160 кВт (запас топлива 6,5 тонн), гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт (емкость батарей 1200 киловольт), насосы, вентиляторы, компрессор и другое оборудование. Система двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях обеспечивала подлодке минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек являлся необитаемым помещением, в походе его посещали только для проверки состояния технических средств. Винт, размещенный в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля.

Конструкция лодки такова, что обеспечивает минимальный уровень шума механизмов, интенсивности магнитных и физических полей. Это делает лодку малозаметной для средств противолодочной обороны.

Экипаж состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести человек, которая и являлась основным "оружием" корабля. Выход боевых пловцов мог осуществляться на глубинах до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, они имели возможность использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. Автономность лодки – 10 суток.

С 1989 года МС-520 находилась в Лиепае, где подчинялась командиру 22-й бригады подводных лодок. Особого энтузиазма командование соединения от присутствия лодки спецназначения не испытывало, так как выходы ее в море были сопряжены с определенными трудностями, а боевая подготовка, в силу своей специфики, оказалась весьма сложной.

Дальнейшее строительство сверхмалых лодок в Советском Союзе застопорилось, а потом и "власть сменилась". В результате серия ограничилась двумя единицами – опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года. Для каждой лодки сформированы по два сменных экипажа. Существовал еще и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок.

Чертежи и макеты лодки были представлены в феврале 1993г. на выставке оружия в Абу-Даби, где вызвали большой интерес. Было принято решение о предложении этих лодок к продаже. Данных об успешных продажах нет.

Одна из лодок принимала участие в съемках фильма «Особенности национальной охоты».

В марте 1999 года МС-520 и 521 отбуксировали в Кронштадт для разделки на металлолом. Прослужив менее десяти лет, они так и не нашли себе применение. Причин тому много: недостаток финансирования, мнение ряда флотских специалистов о ненужности таких кораблей, а также явные недостатки проекта (слишком большое водоизмещение, трудности эксплуатации и другие).

МС-520
(Заводской номер 01465)

Заложена 15 июля 1984 на Ленинградском Адмиралтейском объединении, спущена 20 августа 1986, вступила в строй 30 декабря 1988.

В 1999 г. выведена из состава ВМФ.

МС-521
(Заводской номер 01466)

Заложена 1 декабря 1987 на Ленинградском Адмиралтейском объединении, спущена 31 мая 1990, вступила в строй 25 декабря 1990.

В 1999 г. выведена из состава ВМФ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.