Грузовые люки и люковые закрытия. Смотреть что такое "ЛЮК" в других словарях Смотреть что такое "ЛЮК" в других словарях

Страница 10 из 12

54. СХОДНЫЕ ЛЮКИ

Люком называют вырез в палубе судна, служащий для прохода в нижележащие помещения. Люки обычно имеют прямоугольную или квадратную форму (рис. 126,а) и располагаются над трапами, ведущими в междупалубные пространства, жилые, служебные



помещения и трюмы. Люки малых размеров, расположенные над угольными ямами, трюмами, колодцами, топливными цистернами, называют горловинами. Горловины делают круглыми, овальными или прямоугольными (см. рис. 126,б).
Сходные люки и горловины, расположенные на открытых палубах, оборудуют водонепроницаемыми крышками с задрайками, винтовыми или клиновидными затворами. Размеры сходных люков могут быть самыми различными – 800х800, 800х1000 мм, над пассажирскими трапами - 800х1200, 1000х1400 мм. Горловины обычно имеют размеры 500х600, 600х600 мм, круглые - диаметром 500х600 мм в свету (табл. 44 и 45).
У люков, ведущих в грузовые трюмы, делают довольно высокие комингсы (500 - 600 мм), у остальных их высота не превышает 100 - 200 мм, а у горловины она может составлять всего 50 - 70 мм. Некоторые горловины делают без комингсов с плоскими крышками (угольные горловины, горловины на речных и высоко бортных морских судах, а также на многих типах боевых кораблей).

56. СВЕТОВЫЕ ЛЮКИ

Световые люки устраивают на судах с той же целью, что и иллюминаторы, т.е. для освещения внутренних помещений. Ввиду того, что ГОСТ на световые люки не существует, их изготовляют индивидуально, по чертежам ЦКБ. По своей конструкции световые люки схожи с крышками сходных люков.
Световые люки бывают двух видов: глухие и с открывающимися крышками. Вторые имеют на судах значительно большее распространение, так как одновременно служат вентиляционными, а иногда и сходными люками. На боевых кораблях световых люков, как правило, не делают.
Задраивание крышек световых люков осуществляется с помощью барашковых задраек или ручек с индивидуальными клиновыми задрайками.
Световые люки устраивают обычно над машинно-котельным и электромоторным отделениями, салоном, кают-компанией и другими служебными помещениями. На парусных и мелких самоходных судах (яхтах, мотоботах, мореходных катерах, промысловых судах) световые люки делают над жилыми каютами и кубриками.
Размеры световых люков зависят от величины нижележащих помещений, архитектуры судна, общего расположения на палубе устройств и механизмов. На больших морских судах световые люки могут иметь значительную длину и ширину, на таких люках делают несколько открывающихся крышек. Крышки световых люков могут быть как с прямоугольными застекленными рамами (окнами), так и с круглыми палубными иллюминаторами, а иногда - с теми и другими (рис. 127, 128 и 129).


На всех открывающихся световых люках ставят приспособления для удержания крышек в открытом положении.
Изготовление световых люков для модели (рис. 130) не представляет особых трудностей. Они могут быть выполнены из тонкой фанеры, картона, целлулоида, оргстекла и других подобных материалов. Оргстекло можно склеивать дихлорэтаном, а целлулоид - ацетоном. Изготовление и установка иллюминаторов были объяснены ранее. Стеклят прозрачным целлулоидом или фотопленкой. Петли крышек и прутки защитной решетки можно изготовить из латунной проволоки диаметром 0,4 - 0,8 мм (в зависимости от масштаба модели).

56. СХОДНЫЕ ТАМБУРЫ И РУБКИ

Сходные металлические тамбуры и рубки на морских и озерных судах устанавливают для защиты трапов от волн и непогоды. В большинстве случаев такие тамбуры и рубки делают над входом в жилые и служебные помещения, которые часто посещаются экипажем


Или пассажирами (носовые и кормовые кубрики мелкий судов, пассажирские помещения над главной палубой, шкиперские кладовые на баке судна и т.п.).
На рис. 131 показаны макеты открытого сходного тамбура над междупалубными помещениями небольшого военного катера и крытого тамбура морского грузового судна, а на рис. 132 - макет сходного тамбура со световыми люками озерного пассажирского судна.

57. ТРАПЫ

В зависимости от конструкции различают наклонные, вертикальные и забортные трапы, а также скобтрапы и сходни.
Наклонные трапы (рис. 133) служат для перехода с палубы на палубу. На морских судах трапы, которыми пользуются пассажиры,


Должны иметь ширину между тетивами (боковыми стойками) не менее 0,8 - 1 м, вертикальное расстояние между ступеньками - не более 0,25 м, а угол наклона по отношению к палубе 55 - 60о.
Служебные трапы, которыми пользуется только экипаж судна, могут иметь ширину между тетивами до 0,5 м и расстояние между ступеньками больше 0,25 м. Эти трапы устанавливают с более крутым уклоном (65 - 70о), а иногда и вертикально. По краям трапов на тетиве закрепляют стальные или латунные поручни.
Вертикально трапы ставят в тех местах, где их невозможно разместить наклонно. Ширина вертикальных трапов - от 300 до 500 мм, а расстояние между ступеньками составляет 300 - 500 мм. Вертикальные трапы могут быть трубчатыми и полосовыми, в зависимости от формы их тетивы. Ступеньки у полосовых трапов могут быть как из стальных прутков, так и из труб.

Скобтрапы устанавливают в тех случаях, когда высота подъема незначительна или по местным условиям вертикальный трап ставить нельзя (мачты, грузовые колонны, дымовые трубы, орудийные башни, рубки подводных лодок и т.п.). Вертикальное расстояние между скобами (ступеньками) делается не более 300 мм, их ширина равняется 300 - 500 мм. Скобтрапы делают обычно из стального прутка (рис. 134).

Забортные трапы служат для приема пассажиров и команды со шлюпок и катеров при стоянке судна на якоре вдали от берега (рис. 135). Эти трапы изготовляют для каждого судна индивидуально, так как высота борта у различных кораблей и судов различна. Забортный трап состоит из тетивы и ступенек, нижней и верхней площадок, съемного леерного ограждения и кронштейнов. Спуск и подъем трапа осуществляют талями, закрепленными на


Трап-балке. После установки трапа на место (в рабочее положение), тали снимают, а взамен их устанавливают цепной подвес. Все размеры деталей забортного трапа аналогичны размерам наклонных трапов.
При стоянке судна у стенки или у борта другого судна пользуются сходней (рис. 136), представляющей собой трап, не имеющий ступенек, вместо которых устроен деревянный настил. Нормалей на сходни не существует, изготовляют их по чертежам ЦКБ. На одной из тетив сходни установлены леерные стойки с леерным тросом и талрепами. В походном положении сходню закрепляют в кормовой части судна.

58. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ ТРАПОВ

Макеты судовых трапов можно изготовлять самыми различными способами. Рассмотрим некоторые из них, которыми чаще всего пользуются судомоделисты.
Поскольку в среднем на модели морского транспортного судна приходится устанавливать от 12 до 30 открытых (наружных) трапов, то для сборки (клейки или пайки) их удобно применять раз- личные приспособления (шаблоны-кондукторы), которые легко сделать в любом кружке судомоделистов.
Шаблон-кондуктор для сборки макетов наклонных и забортных трапов из фанеры, шпона, оргстекла, целлулоида или картона (рис. 137) изготовляют следующим образом. Из доски или фанеры толщиной 5 - 7 мм выпиливают основание шаблона, выстругивают под угольник две парные рейки, вырезают рейку-шаблон, в которой под углом 60о к горизонтали делают прорези глубиной 1,5 - 2 мм на равных расстояниях друг от друга. Расстояние между прорезями зависит от масштаба трапа. К парным рейкам приклеивают


Бортики, высота которых должна быть равна расстоянию по вертикали от основания до нижней кромки прорези в рейке-шаблоне, а ширина 1,5 - 2 мм. Ширина рейки-шаблона должна быть меньше длины ступенек по крайней мере на удвоенную ширину бортика. Длина парных реек должна быть немного больше длины основания шаблона кондуктора.
Изготовление трапа начинают с того, что из соответствующего материала (фанера, шпон, оргстекло, целлулоид или картон толщиной 0,5 - 1 мм) нарезают боковые стойки трапа (тетивы) и ступеньки.
Ступеньки закладывают в прорези рейки, а на бортик парных реек кладут тетивы. Торцы ступенек смазывают клеем и к ним вплотную придвигают парные рейки вместе с тетивами. После того как клей высохнет, рейки раздвигают и трап осторожно вынимают из рейки-шаблона. Для плотности прижатия тетивы к торцам ступенек на концы парных реек можно надеть резиновые кольца, так как рейки несколько длиннее основания шаблона. Эмалитом или клеем АК-20 трап склеивают за 10 - 15 мин.
Имея по два экземпляра шаблонов для моделей в масштабах 1:150 и 1:100, можно изготовить трапы и для моделей в масштабах 1:75 и 1:50. Для этого ступеньки трапа нужно закладывать в рейку-шаблон через одну прорезь.
На этом кондукторе наклонные трапы при масштабе модели от 1:50 и больше целесообразнее делать паяными.


Устройство простейшего шаблона-кондуктора для изготовления металлических макетов вертикальных трапов с полосовой тетивой показано на рис. 138. Прорези в колодках нужно сделать так, чтобы стойки трапа (тетивы) входили в них плотно.
Порядок изготовления деталей и сборку макета трапа в таком шаблоне выполнять в следующем порядке.
На полоске латуни или жести размечают очертания стойки трапа и керном намечают отверстия для прутков-ступенек. Другую полоску латуни вместе с размеченной зажимают в ручные тиски и сверлят отверстия сразу в двух заготовках. Затем вырезают ножницами по разметке первую заготовку стойки, а по ней размечают и вырезают вторую. Обе заготовки выпрямляют на металлической плите, зачищают напильником и вставляют в шаблон для пайки. При одновременном изготовлении четырех и более заготовок рекомендуется пользоваться шаблоном-кондуктором - стальной пластинкой с отверстиями, просверленными на станке.
Ступеньки-прутки трапа нарезают из предварительно рихтованной латунной проволоки необходимого диаметра. Длина ступенек должна быть несколько больше ширины трапа. Заготовленные ступеньки трапа вставляют в стойки трапа и пропаивают, пользуясь при этом паяльником мощностью не более 40 - 50 Вт с тонко оттянутым жалом. Напряжение от сети понижают с помощью автотрансформатора до 70 - 75% от номинала.
Олова на паяльнике надо брать немного, тогда пайка получится чистой.


При изготовлении макета вертикального трубчатого трапа можно использовать простейший самодельный кондуктор. Для этого на торцах и боковых сторонах полоски дюралюминия или оргстекла (нужных размеров) трехгранным надфилем надо пропилить риски такой глубины, чтобы уложенная в них проволока слегка выступала, и кондуктор готов (рис. 139).
На сделанный кондуктор туго наматывают латунную облуженную проволоку сначала вдоль кондуктора, а затем поперек. Все перекрывания проволоки надо аккуратно пропаять. После пайки проволоку с боков и торцов разрезают, вынимают кондуктор, обрезают лишние боковые концы проволоки, и трап готов.
Если кондуктор сделать подлиннее, то можно спаять на нем удлиненный трап, который затем разрезать на несколько трапов нужной длины.
Для удаления после пайки кислоты детали тщательно промывают сначала в горячей воде с заваренной в ней питьевой содой, а затем в чистой воле.

59. ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ ДЕФЛЕКТОРЫ (РАСТРУБЫ)

Вентиляционные раструбы служат для вентиляции внутренних помещений на судне. Их можно подразделить на две основные группы:
раструбы для принудительной вентиляции внутренних помещений (рис. 140), через которые обмен воздуха производится с помощью вентиляторов. Система вентиляции может быть как вытяжной, так и нагнетательной;

Раструбы естественной вентиляции (рис. 141), которые можно разворачивать вокруг вертикальной оси открытой частью или против ветра (при стоянке судна), или против хода судна (при его движении).

60. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ РАСТРУБОВ

Раструбы принудительной вентиляции обычно вытачивают на токарном станке из дерева твердой породы, оргстекла или спаивают из трубок различного диаметра. Наиболее сложным в изготовлении и наиболее распространенным является раструб естественной вентиляции, показанный на рис. 141.
Сделать его можно несколькими способами. При первом способе головку раструба штампуют (выдавливают) отдельно из тонкой (0,2 - 0,3 мм) листовой отожженной латуни или меди, а затем припаивают к трубке (рис. 142). Для этого сначала из стали выпиливают пуансон-оправку. Поверхность штампующей части пуансона должна быть гладко отшлифованной. С помощью этого пуансона и молотка на куске свинца штампуют головку раструба.
При втором способе сначала в свинце с помощью пуансона и обычного молотка выдавливают матрицу - два углублении, являющихся


Зеркальным отображением друг друга, а затем в них с помощью пуансона и деревянного молотка штампуют половинки раструба (рис. 143). После первого удара деревянным молотком по пуансону края раструба на свинце надо отогнуть (расправить), придав им горизонтальное положение, а затем закончить штамповку. После удаления ножницами лишнего материала с половинок раструба их с помощью напильника окончательно подгоняют друг к другу и соединяют пайкой.
При любом способе штамповки пуансон и штамповочный материал необходимо смазать тавотом или вазелиновым маслом.
При третьем способе изготовления раструбов отлитую из парафина болванку раструба окунают несколько раз в эмалит или клей АК-20. После каждого окунания детали, образующейся на болванке, дают время хорошо просохнуть. Чтобы отделить изготовленную деталь от болванки, ее надо погрузить в горячую воду. Парафин в детали расплавится и вытечет, а оставшаяся оболочка представляет собой готовый раструб.
Прежде чем отлить из парафина болванку раструба, необходимо изготовить из твердой породы дерева (бук, клен, ясень) модель раструба и литейную форму (рис. 144). Пуансон раструба делают несколько длиннее раструба, чтобы при окунании в клей парафиновой болванки, которая является копией деревянной модели, было удобно ее держать.
Чтобы отлить болванку, изготовляют литейную форму, которая представляет собой два ящичка одинакового размера из фанеры толщиной 4 - 6 мм или тонких дощечек. Верхний ящичек не имеет дна. Для точного совмещения ящички фиксируют шпильками.
В нижний ящичек заливают разведенный гипс и погружают в него до половины модель раструба, предварительно смазанную маслом или жиром. После затвердевания гипса модель раструба вынимают и проверяют правильность полученной формы. При наличии лишнего гипса его удаляют, а модель раструба снова укладывают на свое место. Смазав маслом (или жиром) верхнюю плоскость нижнего ящичка, ставят на него верхний (без дна) и тоже заливают жидким гипсом. После затвердевания гипса ящички осторожно разнимают, а модель раструба вынимают. Залитому гипсу надо дать время хорошо просохнуть. Теперь необходимо сделать литник, т.е. выпилить в стенке каждого ящичка (круглым напильником) полукруглое углубление, диаметр которого равен диаметру полураструба.
Чтобы отлить болванку раструба, половинки литейной формы соединяют и через литник заливают ее внутреннюю часть парафином. Когда парафин застынет, литейную форму разнимают, а болванку раструба вынимают из литейной формы.
При любом способе изготовления наружное (входное) отверстие, среднюю и нижнюю части раструба рекомендуется окантовать проволокой или узенькими полосками целлулоида, а на крупномасштабных моделях поставить ручки, служащие для разворота раструбов.

Грузовые люки представляют собой большие вырезы в палубах для погрузки и выгрузки. На твиндечных судах грузовые люки располагаются один над другим. Люки в верхней палубе ограждаются по всему периметру толстым вертикальным стальным поясом - комингсом высотой до 1 м, а в твиндеках - леерами.

Грузовые люки оборудуются прочными водонепроницаемыми закрытиями, которые подразделяются на простые и механизированные.

Простые люковые закрытия состоят из съемных стальных бимсов, деревянных лючин и брезента. Бимсы закладываются в гнезда на продольных комингсах и служат опорами для лючин. Уложенные на бимсы лючины верхней палубы покрываются брезентом, который поджимается стальными шинами к комингсам и надежно заклинивается по периметру люка. Поперек каждого ряда лючин поверх брезента накладываются и скрепляются с комингсом люка окованные деревянные шины.

Люки в твиндеках обычно закрываются только лючинами. Простые люковые закрытия не обеспечивают достаточной надежности, особенно при больших размерах люков, а их снятие и установка на место требуют большой затраты времени и ручного труда. Поэтому все современные суда оборудуются механизированными люковыми закрытиями.

Механизированные люковые закрытия быстро и безопасно ставятся и снимаются грузовыми лебедками или специальными гидравлическими приводами. Они представляют собой металлические водонепроницаемые крышки и по способу их уборки подразделяются на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые.

Съемные закрытия просты по конструкции и надежны в эксплуатации. Они представляют собой одну металлическую крышку, соответствующую размерам грузового люка, которую снимают и ставят на место грузовой стрелой. По- походному крышка закрепляется винтовыми задрайками, которые одновременно уплотняют резину, уложенную по периметру крышки, обеспечивая водонепроницаемость закрытия. Съемные закрытия применяются на судах с небольшими люками.

Откатываемые закрытия имеют тросовый привод от грузовой лебедки. Наиболее распространенным закрытием этого типа является закрытие системы Мак-Грегора (рис. 59, a). Оно состоит из нескольких стальных коробчатых крышек (секций), которые для прочности с внутренней стороны подкреплены продольными и поперечными ребрами жесткости.

рис. 59 Откатываемое люковое закрытие системы Мак-Грегора

а - общий вид закрытия; б - схема открытия и закрытия люка; в - схема отдельной крышки

Крышки соединены между собой короткими цепями 4, тросами или металлическими стержнями - тягами. Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновыми прокладками, уложенными в пазы люковых крышек, задрайками и клиновыми зажимами, которыми крышки плотно прижимаются к комингсам люков.

Имеется несколько конструкций люковых закрытий системы Мак-Грегора, отличающихся одна от другой в основном некоторыми деталями открывающего и подъемного устройств. На рис. 59, б показана схема закрытия системы Мак- Грегора с автономными опрокидывающимися крышками. Каждая крышка имеет с боковых сторон по два ведущих ролика 2 и по одному осевому роульсу с желобками 3 (рис. 59, в).
Ведущие ролики опираются на направляющие полки 1 комингса, по которым крышки могут перемещаться вдоль люка. Осевые роульсы выступают в стороны несколько больше, чем ролики, и при перемещении крышки вдоль комингса - их желобки остаются за внешними краями направляющих полок, В конце полок к их наружным сторонам приварены вертикальные листы, имеющие скосы 5.

Открываются и закрываются трюмы при помощи тросовой передачи 7 от грузовой лебедки 8. Для отката крышек ходовой конец троса крепят за утку 10 ведущей крышки 9. При натяжении троса все крышки.начнут откатываться на ведущих роликах по направлению тяги.

При подходе каждой крышки к концу направляющих полок ведущие ролики сходят с них, а направляющие роульсы наезжают своими желобками на скосы и поднимают крышку. Свисающая за поперечный комингс люка часть крышки под действием собственного веса поворачивает крышку на направляющих роульсах. После полного раскрытия люка все крышки займут вертикальное положение под рострами грузовой рубки.

Для закрытия люка трос, закрепленный за утку последней крышки, надо выбирать либо лебедкой, расположенной по другую сторону люка, либо той же лебедкой, проведя трос через блок на противоположной стороне люка.
При натяжении троса ведущая крышка потянет за собой остальные. Когда ведущая крышка дойдет до упора, первая крышка 6 займет горизонтальное положение.
После этого трос переносят с ведущей крышки на первую и обтягивают, плотно прижимая крышки друг к другу. Для полного обжатия резинового уплотнения крышки прижимают одну к другой клиновыми зажимами, а к комингсу люка - винтовыми задрайками.

Перед открытием люка необходимо крышки немного приподнять, так как при горизонтальном перемещении плотно прижатых друг к другу крышек может повредиться резиновое уплотнение. Для подъема крышек закрытия имеются специальные приспособления различных конструкций.

Откидное закрытие в простейшем случае состоит из одной стальной крышки, закрывающей весь люк, шарнирно скрепленной с комингсом люка. При открытом люке крышка устанавливается и закрепляется в вертикальном положении.
Для закрытия люков больших размеров применяются откидные закрытия, состоящие из нескольких откидных складывающихся крышек (рис. 60). По количеству крышек закрытия бывают двух- и трехстворчатые или четырехстворчатые парные, откидывающиеся в обе стороны люка.

Для подъема крышек и установки их на место применяется, как правило, гидравлический привод, смонтированный у комингса люка или в секциях самих крышек. Иногда используется тросовая передача от грузовой лебедки. Процесс открытия грузового люка выбиранием троса 1 и закрытия выбиранием троса 2 понятен из рис. 60.

Наматываемые закрытия имеют люковые крышки, состоящие из большого числа узких, шарнирно соединенных между собой металлических секций коробчатого сечения. При открывании люка такая крышка перемещается по продольным комингсам и наматывается на длинный (во всю ширину крышки) барабан специальной вьюшки, установленной у поперечного комингса люка.

Из-за сложности конструкции и других недостатков наматываемые закрытия широкого распространения не получили.

Палубы в составе корпуса обеспечивают его продольную и поперечную прочность; предназначены для размещения грузов, помещений для пассажиров и команды; палубы служат опорами для бортов и переборок и обеспечивают водонепроницаемость корпуса. Различные суда имеют разное количество палуб и платформ: суда внутреннего и смешанного плавания имеют одну главную палубу, а пассажирские суда - еще и платформы. На морских судах, особенно пассажирских, бывает по нескольку палуб, а главной из них считается палуба, до которой доводят поперечные переборки. Эту палубу часто называют палубой переборок.

Верхняя (главная) палуба судов имеет форму плавной кривой с подъемом от средней части судна к оконечностям - седловатостью палубы. При этом подъем палубы к носу обычно делают в два ра-i3a больше, чем к корме. Такая седловатость ограничивает заливание палубы встречной или попутной волной.

Кроме седловатости, верхняя (главная) палуба имеет поперечную кривизну - погибь бимсов. Стандартная стрелка погиби бимсов равна 1/50 ширины корпуса. Погибь бимсов улучшает скатывание воды с палубы за борт. Нижние палубы (внутри корпуса) Смогут не иметь ни седловатости, ни погиби бимсов.

Так же, как и днище, палуба может быть набрана или по поперечной, шли по продольной системе набора. Платформы обычно набирают по поперечной системе набора.

Палуба судна (поперечная система набора). Палубы сухогрузных судов (рис. 20) отличаются наличием большого количества вырезов - грузовых люков, обнесенных комингсами. Для удобства погрузки и выгрузки, особенно на судах, перевозящих руду, лес (в бревнах) и крупногабаритные контейнеры, вырезы делают больших размеров, причем они могут быть расположены в один или два ряда (по ширине судна).

Подпалубный набор судна состоит из балок главного направления: бимсов (по всей ширине) или полубимсов (от люка до борта или между люками). Перекрестными продольными связями, установленными в плоскости днищевых стрингеров (кильсонов), являются усиленные подпалубные балки - карлингсы. Поперечные связи (бимсы) ставят в плоскости шпангоутов, соединяясь с которыми, они представляют собой как бы замкнутые связи, идущие под палубой, по бортам и днищу. Усиленные поперечные связи: по днищу - Усиленный флор, по бортам - рамные шпангоуты и под палубой - Усиленный бимс, состоящий из полосы с обратной полосой.

Рис. 20. Конструкция палубы (вид из трюма) сухогрузного судна (поперечная система набора):
1 - настил палубы, 2 - карлингс, 3 - бимс, 4 - продольный и поперечный комингсы люка, 5 - пиллерс, 6 - полубимс, 7 - концевой бимс

При больших вырезах (люках) на судах вдоль краев люка, под Палубой, идет карлингс, а над палубой в той же плоскости - продольный комингс. На небольших судах (иногда) в диаметральной плоскости устанавливают продольный карлингс; если же средний люк разрезает его, то продольные комингсы над люком удлиняют на 2-3 шпации за вырез, делая как бы «перевязку» продольных связей.

Для улучшения работы палубных перекрытий и передачи усилий нагрузки с палубы на днище и наоборот, в качестве опор между палубами и днищем устанавливают стойки - пиллерсы, состоящие из труб или сваренных между собой угольников или швеллеров.

Пиллерсы устанавливают, как правило, в углах грузовых люков и, как обязательное условие для их опоры, выбирают: по днищу - пересечение днищевых стрингеров с рамным флором, а по палубе- пересечение рамного бимса с карлингсом. В углах больших палубных вырезов устраивают утолщенные палубные листы, а углы вырезов скругляют. В отдельных местах устанавливают также местные пиллерсы для поддержания балок.

Палубное перекрытие (продольная система набора). Такие палубы делают у крупных сухогрузных судов и на танкерах. Балками главного направления являются продольные подпалубные балки, установленные в плоскости днищевых продольных балок и стоек поперечных переборок. Опорами для продольных подпалубных балок служат рамные бимсы и рамные полубимсы, через вырезы в которых пропускают эти балки неразрезными и приваривают к стенкам вырезов. Конструкция палубы сухогрузного судна, набранной по продольной системе набора, изображена на рис. 21.


Рис. 21. Конструкция палубы сухогрузного судна (продольная система набора):
1 - продольный комингс грузового люка, 2 -поперечный комингс грузового люка, 3 - вварной усиленный лист палубы, 4 - настил палубы, 5 - карлингс, переходящий в нижнюю часть комингса, продольная подпалубная балка, 7 - пиллерс, 8 - кница, 9 - концевой бимс

Переборки - это вертикальные стенки, служащие для разделения корпуса на отсеки. Переборки бывают поперечные и продольные, основными из которых считают поперечные. Продольные переборки устанавливают на танкерах, разделяя корпус на отдельные отсеки по ширине.

На каждом судне морского, смешанного и внутреннего плавания по требованиям Регистра СССР и речного Регистра РСФСР обязательно должны быть установлены следующие поперечные переборки:
форпиковая (таранная), ограничивающая первый носовой отсек судна - форпик; ее устанавливают не ближе 0,05L и не далее 0,05L + 3,0 м от форштевня (на крупных судах);
ахтерпиковая, ограничивающая крайний кормовой отсек - ахтерпик;
носовая и кормовая переборки МО (машинного отделения), если оно расположено в средней части судна.

Максимальное расстояние между поперечными переборками на крупных морских судах делают не более 30 м, на танкерах- 12- 15 м. Максимальное расстояние между переборками на судах речного флота - не свыше 6 высот борта, на танкерах внутреннего и смешанного плавания с высотой борта H≤2,5 м - не более 24 шпаций, а при H≥2,5 м - не более 36 шпаций.

Расстановка поперечных переборок на судах связана также с Условиями обеспечения непотопляемости.

По назначение переборки делят на прочные, проницаемые, непроницаемые, огнестойкие и выгородки - стенки в надстройках и рубках, а также на отбойные, которые ставят внутри топливных цистерн.

По конструкции различают: плоские (с ребрами жесткости) и гофрированные.

Плоские переборки состоят из полотнищ, сваренных из отдельных листов поясами (нижний, средний и верхний). Полотнища подкрепляют вертикальными стойками - ребрами жесткости, поставленными на расстоянии 600-900 мм в зависимости от назначения и места установки переборки. В плоскости бортовых стрингеров по переборке ставят усиленную поперечную связь - шельф, а в плоскости днищевых стрингеров (кильсонов) и карлингсов - усиленные жесткости - контрофорсы.

Крепление ребер жесткости с шельфом такое же, как продольных балок с рамными связями. Поперечная переборка (плоская с ребрами жесткости) изображена на рис. 22.


Рис. 22. Поперечная переборка (гладкая с жесткостями)

Гофрированные переборки изготовляют из полотнищ путем штамповки на мощных прессах. Применение гофрированных переборок дает уменьшение трудоемкости на 10-15% и массы их на 25% за счет отсутствия набора.

Гофры на поперечных переборках судна располагают вертикально, а на продольных - горизонтально. Прочность гофрированных переборок эквивалентна прочности плоских переборок.

Грузовые люки - большие вырезы в палубах над грузовыми трюмами. На твиндечных судах они располагаются один над другим. В верхней палубе люки ограждаются по всему периметру толстым вертикальным стальным поясом - комингсом - высотой до 1 м, а в твиндеках - леерами. Люковые закрытия по способу закрывания и открывания грузовых люков подразделяют на простые и механизированные.

Простые люковые закрытия состоят из съемных стальных бимсов, деревянных лючин и брезента. Бимсы закладывают в гнезда на продольных комингсах и служат опорами для лючин. Уложенные на бимсы лючины верхней палубы покрывают брезентом, который поджимается стальными шинами к комингсам и надежно заклинивается по периметру люка. Поперек каждого ряда лючин поверх брезента накладывают и скрепляют с комингсом люка окованные деревянные шины. Люки в твиндеках обычно закрывают только лючинами.

Простые люковые закрытия недостаточно надежны, особенно при больших размерах люков, а их снятие и установка на место требуют большой затраты времени и ручного труда. Поэтому все современные суда оборудуют механизированными люковыми.закрытиями.

Механизированные люковые закрытия быстро и безопасно ставят и снимают грузовыми лебедками или специальными гидравлическими приводами. Их подразделяют на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые.

Съемные закрытия просты по конструкции и надежны в эксплуатации. Такое закрытие представляет собой металлическую крышку, соответствующую размерам грузового люка, которую снимают и ставят на место грузовой стрелой. По-походному крышку закрепляют винтовыми задрайками, которые одновременно уплотняют резину, уложенную по периметру крышки, обеспечивая водонепроницаемость закрытия. Съемные закрытия применяются на судах с небольшими люками.

Откатываемые закрытия имеют тросовый привод от грузовой лебедки. Наиболее распространенным закрытием этого типа является закрытие системы Мак-Грегора (рис. 1. а ). Оно состоит из нескольких стальных коробчатых крышек (секций), которые для прочности с внутренней стороны подкреплены продольными и поперечными ребрами жесткости. Крышки соединены цепями 4, тросами или металлическими тягами.

Имеется несколько конструкций люковых закрытий системы Мак-Грегора, отличающихся одна от другой в основном некоторыми деталями открывающего и подъемного устройств. Существуют закрытия системы Мак-Грегора с автономными опрокидывающимися крышками. Каждая крышка (рис. 1, б) имеет с боковых сторон по два ведущих ролика 2 и по одному осевому роульсу с желобками 3. Ведущие ролики опираются на направляющие полки 1 (см. рис. 1, а ) комингса, по которым крышки могут перемещаться вдоль люка. Осевые роульсы выступают в стороны несколько больше, чем ролики, и при перемещении крышки вдоль комингса их желобки остаются за внешними краями направляющих полок. В конце полок к их наружным сторонам приварены вертикальные листы, имеющие скосы 5 .

Рис. 1. Откатываемое люковое закрытие системы Мак-Грегора.

Открываются и закрываются трюмы посредством тросовой передачи 7 от грузовой лебедки 8 (рис. 1, в). Для отката крышек ходовой конец троса закрепляют за утку 10 ведущей крышки 9 (см. рис. 1, а). При натяжении троса все крышки начинают откатываться на ведущих роликах по направлению силы тяги. При подходе каждой крышки к концу направляющих полок ведущие poлики сходят с них, а направляющие роульсы наезжают своими желобками на скосы и поднимают крышку. Свисающая за поперечный комингс люка часть крышки под действием силы тяжести поворачивает крышку на направляющих роульсах. После полного раскрытия люка все крышки занимают вертикальное положение под рострами грузовой рубки.

Для закрытия люка трос, закрепленный за утку последней крышки, выбирают лебедкой, расположенной по другую сторону люка, или той же лебедкой 8 (см. рис. 1, б ), проведя трос через блок на противоположной стороне люка. При натяжении троса ведущая крышка тянет за собой остальные. Когда она доходит до упора, первая крышка 6 занимает горизонтальное положение. После этого трос переносят с ведущей крышки на первую и обтягивают, плотно прижимая крышки одна к другой. Для полного обжатия резинового уплотнения крышки прижимают одну к другой клиновыми зажимами, а к комингсу люка - винтовыми задрайками.

Перед открытием люка крышки немного приподнимают, так как при горизонтальном перемещении плотно прижатых одна к другой крышек может повредиться резиновое уплотнение. Для подъема крышек имеются специальные приспособления различных конструкций.

Простейшее откидное закрытие - стальная крышка, закрывающая весь люк. Она соединена шарнирно с комингсом и при открытом люке устанавливается в вертикальном положении.

Для закрывания больших грузовых люков применяются закрытия, состоящие из нескольких секций, соединенных между собой. Они бывают двух- и трехсекционные, одностворчатые, откидывающиеся в нос или в корму судна, и четырехсекционные, двустворчатые, попарно откидывающиеся в обе стороны. Для подъема крышек и установки их на место применяется преимущественно гидропривод иреже - тросовый привод с тягой от лебедок.

Одностворчатое двухсекционное закрытие с гидравлическим приводом, шарнирно соединенное с кормовым комингсом люка (рис. 2, а), состоит из двух секций: ведущей 5 и ведомой 3. Секции в створке соединяются между собой двумя-тремя межсекционными и одной-двумя холостыми петлями. Первые являются основными, а вторые служат дополнительными шарнирами. Ведущая секция соединена шарнирно с фундаментом 10 двумя-тремя силовыми петлями 8, а каждая петля - с гидроцилиндрами 11 . Фундаменты и гидроцилиндры находятся за просветом люка у комингса. На одной из петель есть нажимной ролик для воздействия на рычаг конечного выключателя при открывании люка.

Каждая секция состоит из сплошных поперечных и разрезных продольных балок, приваренных снизу к стальному настилу секций. По периметру секций изнутри установлены угольники, образующие пазы, в которые вклеены уплотнительные прокладки и угловые вкладыши из губчатой резины. Уплотнителями между секциями служат бурты и планки. Предусмотрена система для стока и отвода воды, проникшей через уплотнение, с выходом в дренаж и водосборники 1 .

На ведомой секции установлены два кронштейна с катками 2. На горизонтальных полках продольных комингсов люка для катков имеются две направляющие дорожки 6 с уклоном в районе кормового комингса. Уклон облегчает раскатывание секции в начале закрывания люка. У носового поперечного комингса дорожки имеют аналогичный уклон 13 , который обеспечивает плавное, без затирании уплотнение стыка. Для обжатия секции по периметру закрытий установлены быстродействующие задрайки 12. Вертикальные стыки между секциями защищены от прямых ударов волн щитками 4. Для стопорения створок при открывании люка имеются упоры 9 , а положение створок при открытом люке фиксируется двумя цепнымн стяжками 7 .


Рис. 2. Откидные люковые закрытия.

При открывании люка ведущая секция под давлением штока поршня гидроцилиндра медленно поднимается, увлекая за собой ведомую секцию. В начальный момент закрывания люка гидроцилиндры сталкивают секции, а в дальнейшем они раскатываются и укладываются на место под действием силы тяжести. Гидроцилиндры в этом случае служат для торможения и плавного закрывания люка.

Четырехсекционное, двустворчатое закрытие отличается от рассмотренного в основном тем, что оно состоит из четырех секций, соединенных попарно в две створки. Каждая из створок двумя силовыми петлями соединена шарнирно с фундаментом и с гидроцилиндрами. Створки открываются в нос и в корму независимо одна от другой. Для надежного торцового уплотнения между створками служат клинья и механизмы разъема.

Управление работой закрытий осуществляется с электрических щитов, установленных в водозащищенных ящиках под полкой комингса люка.

Люк с односторонним трехсекционным закрытием с тросовым приводом (рис. 2, 6) открывают и закрывают лебедками, выбирая тросы соответственно 1 и 2.

Наматываемые закрытия применяются сравнительно редко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.