Буддийский монастырь в уральских горах. Гора Качканар: Монастырь Шад Тчуп Линг Ступы среди снегов

(тиб. «Место практики и реализации») основана 15 мая 1995 года. Это удивительное место, в котором ты понимаешь свою атомарную причастность к творению Вселенной. Шад Тчуп Линг - это место, где рождается Солнце!

Сегодня я поведаю Вам о своём первомайском путешествии на гору Качканар, в гости к обитателям Шад Тчуп Линг, и немного затрону тему созидания и удивительного спокойствия людей, которые поменяли быт на жизнь.

Моя поездка на гору Качканар в монастырь Шад Тчуп Линг пришлась на раннюю весну - 6 мая 2016 года. Подъем я начинал от шлагбаума Западного карьера, потому что проход через Косью весной труднопроходимый. Очень много тающего снега.

Для тех, кто решил посетить общину мой Вам совет: позвоните им и спросите, что принести. Это не обязательное действие, конечно, но в рамках гостеприимства они всегда рады полезным подаркам от гостей. В этот раз я им привез крупы, хлеб и растительное масло. Телефон общины прежний: +7 965 529 2708.

Подъем на Качканар через Западный карьер похож на длительную прогулку, общее расстояние от шлагбаума до монастыря - порядка 8,5 км. Весь подъем проходит по грунтовой дороге, поэтому надевайте обувь на толстой подошве, иначе к середине пути у Вас очень сильно будут болеть стопы.

Добраться до проходной Западного карьера очень просто - заезжаете в Качканар, доезжаете до улицы Крылова и по ней всё время прямо, пока не упретесь в шлагбаум. Здесь оставляете автомобиль и через лес слева от проходной обходите КПП, т.к. охрана через шлагбаум пускает только по пропускам. Дальше путь идет по грунтовой дороге, все повороты - налево. Где-то через 1,5 км будет большой поворот налево. На нем, если идти прямо, можно выйти на смотровую площадку, с которой открывается интересный вид на Западный карьер. Если Вы выбрали маршрут правильно и всё время поворачивали налево, то Вы дойдете до дерева с ленточками и указателю, на котором будет указан маршрут: Верблюд гора - прямо, монастырь направо.

Дорога от указателя до самой общины проходит по очень живописному лесу. Мне повезло гораздо больше - мой маршрут проходил по весеннему лесу, который во всех красках раскрыл свой природный художественный потенциал.

Подножие буддисткой общины сказочным силуэтом вырисовывается в лучах весеннего солнца, словно сказочный неприступный замок, который ты обязан завоевать. Только не оружием, а остановкой внутреннего диалога.

Подъем по курумнику к монастырю - это, на мой взгляд, самый колоритный элемент всего маршрута. Переступая аккуратно, с камня на камень, ты поднимаешься всё ближе. Ближе к себе и своим вопросам.





Вся территория монастыря в активном строительстве, община всегда открыта к помощи и ждет волонтеров. Снос Шад Тчуп Линг временно прекратился: Качканарский ГОК заморозил разработку месторождения до 2028 года, а монастырь, в свою очередь, будет получать статус достопримечательности. Поэтому, я думаю, этот уникальный памятник иной веры навсегда сохранится на Уральской земле!

Координаты : 58°46′37″ с. ш. 59°23′13″ в. д.  /  58.77694° с. ш. 59.38694° в. д.  / 58.77694; 59.38694 (G) (Я)

История

Основание монастыря

Лама Санье Тензин Докшит, он же Михаил Санников, познакомился с буддизмом в конце 1980-х годов в Афганистане , где он, кадровый офицер, командир спецподраздения, видел на горных перевалах памятники буддийской цивилизации, процветавшей там до прихода мусульман . После окончания Афганской войны Санников уволился из армии, отправился в Бурятию , в Иволгинский дацан , став учеником Дарма-Доди Жалсараева .

15 мая 1995 году лама Санье Тензин Докшит приступил к строительству буддийской обители на горе Качканар . Место для неё ему указал его учитель.

За 20 лет Шад Тчуп Линг превратился в один из крупнейших в России центров изучения Буддизма и просто в достопримечательность, притягивающую тысячи туристов.

Суд за территорию

Члены общины много раз пытались легализовать постройки, но права на землю предъявляли горно-обогатительный комбинат, чьи карьеры находятся поблизости, и департамент лесного хозяйства.

9 февраля на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области появилась информация о предстоящем сносе «буддистского монастыря» на горе Качканар . Дело жизни и плоды неимоверного упорства Михаила Санникова и сотен людей, помогавших ему в эти годы, может пойти прахом, а «завораживающие воображение буддийские ступы среди уральских гор» - исчезнуть .

Напишите отзыв о статье "Шад Тчуп Линг"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шад Тчуп Линг

– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.

Каждое утро мы рождаемся вновь. И то, что мы сделаем сегодня, и будет иметь наибольшую важность.
Сиддхартха Гаутама
Продолжаю рассказ об интересных людях. Да, рассказ в основном будет об единственном на территории России горном буддистском монастыре, но монастырь — дело рук конкретного человека.
Итак, весна, Свердловская область, Качканар, одноименная гора.

01.
Информацию о монастыре я нашел случайно при подготовке весенней поездки на Урал. Толковых отчетов о посещении можно пересчитать по пальцам, в основном какие-то статьи о судебных тяжбах с Качканарским ГОКом и слухами о скором сносе. Так что надо было брать руки в ноги и ехать, пока не поздно.

02.
Гора Качканар стоит рядом с одноименным городом, точнее, город раскинулся у подножия горы. Гора так себе, далеко не Эльбрус, всего 887,6 м. Вот на эту высоту нам и надо было зайти.

03.
Самым сложным из всего восхождения было пройти проходную ГОКа. Гора-то оказалась на территории предприятия. Спросил у охранницы, можно ли пройти на гору, та ответила, что можно, но надо согласовать в управлении, это в городе, но они сеодня не работают (суббота), да и не быстрое это дело. Но раз уж мы приехали издалека, она просто обязана рассказать нам о том, что работа у них сложная, территория огромная и за всем уследить просто невозможно. Вот тут у шлагбаума она видит, а вон там, за кустами в трех метрах уже нет. Говорят, там есть тропинка, а дальше уже по дороге, главное, под БелАЗ не попасть. Поблагодарив охранницу и громко высказав свое сожаление по поводу недоступности монастыря из-за бюрократических проволочек, мы отправились за кусты.

04.
Ну а дальше по отличной дороге поднимаемся в гору. По пути можно тормознуть на паре смотровых площадок, даже залезть на осветительные вышки. Карьер действующий, так что смотреть есть на что и смотреть надо в оба.

05.
От второй смотровой в гору уходит прямая старая дорога, нам по ней. Поднимаясь, буквально за час пересекаешь несколько природных поясов. Сюда надо водить на экскурсии детей, редко в такой доступности можно так наглядно показать изменения в природе.

06.
И в итоге выходишь на небольшую поляну. Прямо пойдешь — попадешь к скале Верблюд и высокогорному озеру.

07.
Озеро так себе. Летом, наверное, повеселее будет, а в мае на нем еще был лед. На люду такой толщины еще сидят рыбаки по весне

08.
А направо начинаются просто фантатические (для конца весны) залежи снега, по которым видена цепочка старых следов. Идем по ним. Шаг в сторону и проваливаешься почти по пояс.

09.
Под ногами толстенный слой снега, а под снегом журчат ручьи. Их отлично слышно и проваливаться в них совершенно не хочется. Через несколько сот метров прямо в лесу большая стопка досок и табличка в стиле «Путник, выброси свои вещи, оставь усталость и помоги в строительстве монастыря». Мы помогли, да.

10.
Последний рывок по курумнику, прыгаем по скользким камням и вот, монастырь. Честно говоря, были опасения не застать его на месте.

11.
Монастырь строится, из полностью готовых строений, пожалуй, только ступа Пробуждения. Через ворота, барабаны и информационную доску наконец-то попадаем внутрь.

12.
Нам явно рады

13.
Да нет, на самом деле рады. На лай собак вышел человек и провел нас внутрь, сушиться после купаний в снегу и пить чай. «Пить чай», пожалуй, самая частоиспользуемая фраза на вершине.

14.
В это понятие вкладывается не само чаепитие, хотя оно конечно же непременно будет, а, скорее, разговоры и посиделки. Восточный такой вариант, это же Азия.
«А вы откуда сами-то? А фотки потом где посмотреть? В жж? Он еще жив?!»
Вскоре у них появился бортовой журнал shadtchupling

15.
Обогревшись, выходим на разведку. Это потрясающей красоты место! Я люблю горы, даже такие небольшие. Что-то в них есть первобытное, раскрывающее в человеке подсознательное.

16.
Давным давно на этих землях жили манси. На самой горе не жили, но она считалась местом силы и использовалась для свершения религиозных обрядов.

17.
Когда в эти места пришли русские, они заинтересовались местными месторождениями. По слухам, сам Демидов хотел выкупить у манси гору целиком, но что-то там у них не срослось.

18.
Потом по этим местам прошла платиновая лихорадка, но быстро закончилась. ГОК был основан в конце 50-х годов прошлого века, тогда же был основан и город Качканар у южного склона горы.

20.
Идея постройки монастыря пришла его создателю в 1995-м году. Создателем стал Михаил Васильевич Санников, очень интересный человек. Он родился в семье военных, сам несколько лет командовал диверсионно-разведовательной группой в Афганистане.

21.
Из армии он демобилизовался по инвалидности в звании капитана, работал санитаром в морге, коком в речфлоте, экстерном закончил Нижнетагильское художественное училище.

22.
В конце 80-х, в возрасте 27-ми лет, Михаил решает поступить на учебу в Иволгинский дацан. Поступил и принял монашеское имя Тензин Докшит. Ездил в Монголию и после окончания обучения хотел перебраться туда жить. Но судьба распорядилась иначе.

23.
Если быть совсем точным, иначе распорядился его учитель Пема Джанг. Молодому ламе Докшиту было дано распоряжение о постройке буддистского дацана на Урале. Логика проста: на востоке есть бурятские храмы, на западе питерский Гунзэчойнэй, на юге дацаны Калмыкии, а посередине пусто. Нет на Урале буддистских храмов. А чтоб совсем выделится, храм должен стоять на вершине горы.

24.
Выбрали Качканар, гору на границе Европы и Азии. Как я уже говорил, это место давно было известно как место силы. А имя монастырю дали Шад Тчуп Линг — «место практики и реализации» (или «Место изучения и осуществления», кому как больше нравится). Стройка началась 15 мая 1995-го года и строил первые годы Тензин Докшит один.

25.
Первые постройки практически полностью были деревянные и случившийся в 1998 году пожар уничтожил все отстроенное. Ламе и его немногочисленным ученикам пришлось начинать все заново.

26.
После прогулки по горе опять пьем чай.

27.
Михаил отличный собеседник со своеобразным чувством юмора. В общем, если вы общались с буддистом, который был военным, патологоанатомом и речником, да еще с неплохим образованием и энциклопедическими знаниями в различных областях, то вы меня поймете
Почему-то мне все время вспоминался «Золотой теленок»
«– Читали про конференцию по разоружению? – обращался один пикейный жилет к другому пикейному жилету. – Выступление графа Бернсторфа.
– Бернсторф-это голова! – отвечал спрошенный жилет таким тоном, будто убедился в том на основе долголетнего знакомства с графом. – А вы читали, какую речь произнес Сноуден на собрании избирателей в Бирмингаме, этой цитадели консерваторов?
– Ну, о чем говорить… Сноуден-это голова! Слушайте, Валиадис, – обращался он к третьему старику в панаме. – Что вы скажете насчет Сноудена?
– Я скажу вам откровенно, – отвечала панама, – Сноудену пальца в рот не клади. Я лично свой палец не положил бы.
И, нимало не смущаясь тем, что Сноуден ни за что на свете не позволил бы Валиадису лезть пальцем в свой рот, старик продолжал:
– Но что бы вы ни говорили, я вам скажу откровенно-Чемберлен все-таки тоже голова.
Пикейные жилеты поднимали плечи. Они не отрицали, что Чемберлен тоже голова. Но больше всего утешал их Бриан.
– Бриан! – говорили они с жаром. – Вот это голова!»

28.
Нет, на самом деле я готов был слушать Михаила Васильевича целый день, а то и два. Он рассказал, почему курить сигареты с фильтром вреднее, чем просто сигареты, чем отличается трубочный табак от папиросного (он любит курить), историю о приходе на эти земли русских и что было до этого, как добывают руду и почему Кочканарский ГОК хочет их отсюда выселить и еще много всего.

29.
Я узнал кучу новой информации, но так и не получил ответа на свои вопросы о планах монастыря, откуда деньги на строительство и почему нет документов на землю. С буддистской прямотой лама отвечал мне, что мы есть то, что мы думаем; что монастырь не главное, главное процесс; а деньги это как с едой: если ее принимать внутрь по потребности организма, то еда становится пищей и раз организм жив, значит пища есть. Отличный ответ налоговой, можете использовать

30.
После чая и разговоров перерыв на работы. В тот день делали навес-сарай для всяких хозяйственных нужд.

31.
Люди тут собрались рукастые, да и хочешь ты того или нет, поневоле научишься работать руками. Всякие механизмы собирались по округе и используются в хозяйстве. Просто так никто не потащит на гору такие тяжести.

32.
Еще пару лет назад проблем с доставкой стройматериала, продуктов, да и вообще с передвижением было меньше. От ГОКа был пропуск на проход и проезд, машина могла доехать до той площадки с указателем на Верблюд.

33.
С тех пор политика комбината кардинально изменилась и даже пешком монахи проходят КПП нелегально. Есть еще тропинка с северной стороны горы, но для перевозки чего бы то ни было она пригодна только в зимний период.

34.
Тогда с помощью собак или снегохода производится заброска стройматериала. По большому счету, в монастыре два времени года: зима время заброски стройматериала и учебы, лето время строительства и учебы.

35.
Тут, наверху, нет электричества, водопровода, парового отопления. Нет официальных разрешений, нет документов. Один на один с окружающим миром.

36.
Территория монастыря, собственно, как и вся гора со всеми озерами, Верблюдами, памятником Гагарину и массой туристических троп Качканарский ГОК хочет окончательно закрыть. Бассейн расширяется, начинают разработку нового месторождения и есть риск, что гора от взрывов может разрушаться.

37.
Шад Тчуп Линг единственный в России горный буддистский монастырь, Качканарский ГОК разрабатывает единственное в России ванадиевое месторождение. Трудно спорить с деньгами, комбинат выдает 55 млн тонн железной руды в год.

38.
Кроме монастыря мы можем потерять еще и гору, как это случилось с одной из стерлитамакских шихан. В 2015-м году ГОК собирается запустить добычу на новом месторождении у самого подножья горы.

39.
Один из главных постулатов буддизма в том, что все в этом мире изменчиво и непостоянно.

40.
Но вернемся в монастырь. Мы пришли туда на пару часов, в итоге остались на баню, ужин и ночевку. Откуда что берется на этой каменной вершине?

41.
Хоть на дворе и май месяц, расписание еще зимнее. Учеба, походы за стойматериалами, чай. Никто не стоит над учащимися с палкой, просто если ты пришел сюда, значит хочешь учится, а чтобы выжить надо заниматься хозяйством.

42.
Таким должен стать монастырь в конце стройки. В перевозке стройматериалов основную помощь оказывают собаки. Ребята говорят, что намучались с ними, пока не поняли, что надо делать, чтобы они тащили сани в нужную сторону. Ну и собаки вроде бы поняли, что от них хотят. Но все равно бывают случаи, когда вся связка срывается в сторону и улепетывает куда глаза глядят, увлекая с собой сани.

43.
Михаил говорит, что уровень учеников разный. Кто-то с высшим образованием, а кому-то надо подтягивать школьный курс. Книги в библиотеке на любой вкус, это точно.

44.
Согласно распорядку, из числа монахов назначаются дежурные по хозяйству, наряд на стройку, кто-то уходит в город по делам или за продуктами. В общем, как в армии.

45.
В подсобном хозяйстве куры, козы, корова, собаки. Всех надо накормить, за всеми убрать.

46.
Некоторых еще и подоить.

47.
Это огород. Говорят, что-то даже выращивают. Михаил за год закончил Пермский Сельскохозяйственный Институт и, наверное, знает какие-то тайны, как на камнях вырастить картошку. Я же говорю, очень интересный и разносторонний человек.

48.
Электричества нет, свет от керосинки, но есть светодиодное освещение, работающее от автомобильного аккумулятора. От него же работает ноутбук, а аккумулятор заряжается днем, когда для работ заводится бензогенератор.

49.
Вода местная, дождевая. Она набирается в естественный резервуар, и берется по мере надобности. Зимой это все промерзает до дна и приходится топить лед и снег.

50.
Как говорит лама, пьют не первый год, рога-копыта не отрасли, так что все нормально Трудно было в засушливые годы. Было лето, когда несколько месяцев не было дождей и сидели без воды.

51.
Вот как-то так и живет это уникальное место. Понятно, что не все законно, понятно, что внешне это больше напоминает трудовую общину, но очень бы хотелось, чтобы ГОК нашел возможность оставить монастырь и гору в покое.

52.
Пожелаем монахам удачи и крепости духа. Насколько я знаю, сейчас, спустя полгода года, ситуация у них без изменений.

И вот опять беспокойная голова и ходкие ноги снова понесли меня по весям Отчизны. Со мной вызывались ехать дочь восемнадцати лет от роду и друг Денис. Путь наш на этот раз был уже немного дальше чем обычно - хоть и богат Пермский край на достопримечательности, но и они когда-то подходят к концу. Нет, конечно, смотреть можно много еще чего, но тут вступают в дело приоритеты и хотелки. А они тяготеют все больше к большим пространствам и горам. Одним словом - к масштабам.

На этот раз был выбран в сторону Свердловской области : практически на границе с Пермским краем есть город Качканар . Славен он Качканарским горно-обогатительным комбинатом (холдинг «Евраз») , который в его окрестностях ведет добычу титаномагнетитовой руды.

Вид на монастырь с высоты северной вершины горы

Что можно увидеть в Качканаре
и по пути к нему?

Основная масса достопримечательностей сосредоточилась в районе одноименной горы : собственно сама гора с ее скальными породами на вершине, горное озеро на месте выработки камня, буддийский монастырь и стела Гагарину . У подножия горы, по пути на вершину расположился Западный карьер Качканарского ГОКа . Также если ехать в сторону Пермского края , то в 40 километрах от Качканара можно посетить гору .

Но обо всем подробнее ниже. Поскольку фотоматериала получилось много, то при всем желании я не смог впихнуть невпихуемое и без потерь показать все эти объекты в одном отчете. Поэтому будет три части - одна про монастырь, а вторая - про иные достопримечательности Качканара , ну а третья - про гору Колпаки .

Как добраться?

Добраться до Качканара не сложно - Качканар находится в 280 км от Перми и 260 от Екатеринбурга . Не проверял дорогу от Еката , но от Перми дорога вполне, хоть и весьма извилистая.

Координаты для GPS-навигатора

58.77678, 59.38694

Монастырь Шад Тчуп Линг на карте

Как подняться на вершину?

Мы выбрали более длинный маршрут - от Западного карьера . Причина этого простая - только идя по этому пути можно увидеть сам Западный карьер .

Чтобы добраться до исходной точки этого маршрута надо проехать город насквозь, свернуть в направлении Западного Карьера , пересечь дамбу и вскоре вы увидите КПП компании Евраз . Там смело оставляйте машину, сворачивайте в подлесок слева и обходите КПП. После можно спокойно выйти снова на дорогу продолжить путь никого не шугаясь. Дорога пологая и старательно выглажена грейдерами. Примерно через 2.5 километра вы дойдете до развилки - справа будет смотровая площадка с видами на карьер, а дорога к монастырю отворачивает влево. По этой дороге необходимо идти еще примерно 4 км никуда не сворачивая до развилки с деревом украшенном лентами. Направо будет дорога к монастырю, а прямо - к горному озеру и скале Верблюд .

Тем, кто не хочет топтать белые ножки могу предложить лайф-хак как сократить пеший путь километров на 6-7. Выясняйте в приемной КГОК телефон бюро пропусков, связывайтесь с ним и получайте нужные пропуска под туристическую цель визита. Сам не проверял (поскольку накануне был выходной день), но по донесениям метОда работает. На полноприводном автомобиле с нормальным клиренсом можно добраться до развилки с «ленточным» деревом - местами, ближе к вершине, на дороге еще лежит снег.

Буддийская община Шад Тчуп Линг

История Шад Тчуп Линг (в тибетском произношении «Шеддублинг» , тиб. bshad sgrub gling ; «Место изучения и осуществления») непосредственно связана с личностью его ламы - Санье Тензин Докшит (Михаила Санникова) , который по указанию своего учителя Пем Джанга (Дарма Доди Жалсараева) в середине мая 1995 года прибыл на гору Качканар и заложил там первый камень монастыря.

За 22 года существования на суровых камнях горы монастырь (небольшая оговорка относительно этого ниже) под началом Ламы Докшит постепенно отстроился. Текущее его состояние далеко от вызывающего восхищение - бросается в глаза, что несмотря на героические усилия последователей, нехватка ресурсов сказывается буквально во всем и стройка движется очень медленно. Тем не менее, за прошлый год монахи возвели ряд важных объектов, в том числе, большую статую Будды . Насколько я понял, чтобы община имела право именоваться монастырем она должна возвести 8 ступ - половина уже создана, а оставшуюся часть монахи намерены закончить в 2017 году.

Чтобы поддержать общину, хорошим тоном при ее посещении, будут принесенные с собой стройматериалы или продукты питания . Чтобы выяснить наиболее актуальные вещи, лучше заранее позвонить по телефону общины и уточнить информацию у дежурного по гостям. Никто ни к чему не обязывает, но просто имейте в виду, что вы просто любопытствующий гость в этих стенах. Мы взяли с собой бур для перфоратора и сладости к чаю.

Помимо туристов, община гостеприимна и паломникам, подробную информацию можно получить .

На мой взгляд, наиболее красивым монастырь выглядит зимой, когда ветер и мороз облекает все в толстый слой инея. Однако, чтобы увидеть все это великолепие придется серьезно потрудиться - многокилометровый путь в гору на лыжах тернист.

Ради чего ехать так далеко и лезть так высоко?


Гостей общины на подступах к вершине встречает курумник
Самая известная буддийская молитва - Ом мани падме хум

Чтобы попасть в монастырь нужно пройти через главные ворота.

Двери ворот имеют красочную роспись. Ветра, влажность и холод довольно беспощадны даже для современных акриловых красок.


Симбиоз камня и духа. В таких суровых условиях используется каждое естественное укрытие.
Ступа
Дежурный по гостям проводит экскурсию для туристов
Ступа
В бойницах скал можно увидеть простор уральской пармы
Внутренний двор монастыря
После экскурсии нас пригласили выпить чая, а чадо также взялось за помощь в изготовлении табличек с мантрами
День удался - ближе к вечеру тучи разошлись и мы наслаждались живописными лучами солнца


У подножия скалы монахи берут воду
Главная статуя Будды

Видео

Небольшое видео из серии «чтовижутопою» - на мою исцарапанную рожу не обращайте внимания - так торопился собраться накануне, что вьехал в головой в бокс при погрузке шмурдяка.

Что увидеть рядом?

Оставайтесь на линии - впереди еще две обещанных заметки: про саму и гору Колпаки .

Просматривая путеводитель по Уралу, я мысленно планировал свои поездки по области, отмечая на карте наиболее интересные для себя места и маршруты. Одно из таких мест - гора Качканар, находится на Севере Свердловской области и является одной из высочайших вершин Среднего Урала. На горе расположен буддийский монастырь Шад Тчуп Линг. Он является единственным буддийским дацаном на Урале. Погуглив в интернете, я узнал, что у монастыря есть своя группа в контакте http://vk.com/shad_tchup_ling . Созвонился с монастырем, чтобы договориться о своем визите. Получил одобрение главного Ламы Докшит, мне разрешили посетить монастырь и остаться на ночлег. М онах по телефону попросил привести некоторые продукты и рассказал подробно как до них добраться.

Собрав свой походный рюкзак, рано утром я отправился в Шад Тчуп Линг.

Маршрут моего путешествия начинался от города Верхний Тагил, на машине я доехал до города Качканар. Город был основан для обеспечения разработки группы Качканарских месторождений. С момента принятия решения о строительстве и по сегодняшний день город неразрывно связан с горно-обогатительным комбинатом. Строительство ГОКа и города началось в 1957 году и было объявлено ударной комсомольской стройкой.



От города Качканар направился к проходной Западного карьера, это конечная точка движения на машине, дальше предстояло пешее восхождение в гору.


Примерно через 2 км подьема в гору я вышел на смотровую площадку Западного карьера. Его освоение началось еще в 30—40-х годах. Вся добываемая руда с карьера отвозится на горно-обогатительного комбината (ГОК) "Качканарский", находящийся неподалеку, м ощность по переработке которого составляет 33 млн. т железной руды в год. Качканарский ГОК является самым крупным горно-обогатительным комбинатом в России.






На тропе заметны следы от санок: в монастыре есть собаки, на которых послушники поднимают в гору продукты и разный груз.





На тропинке стоит указатель. Обозначающий: прямо пойдешь - к скале "верблюд" придешь, направо пойдешь - в монастырь придешь. От этой таблички до монастыря осталось идти 1 км.











Теперь о том, как на горе Качканар появился монастырь.
Лама Докшит (означает защитник) - бывший военный, о нем расскажу чуть позже. Его учитель - Дарма Доди Жалсараев - жил в Бурятии. Однажды учителю приснился красивый монастырь на горе под названием Качканар. Утром он позвал Ламу Докшита и рассказал о своем сне. Они начали искать гору с таким названием и обнаружили ее в 5500 километров от Бурятии в самом центре Урала. Там Лама Докшит и начал строить монастырь в 1995 году. С троительство монастыря согласно плану строительства рассчитано на 300 лет.



Строительство ведется по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Основной функцией монастыря является организация и обеспечение буддийского практического процесса: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик.

В этом году в монастыре были установлены солнечные батареи, благодаря которым появилось внутреннее освещение во всех корпусах, возможность зарядить телефоны и ноутбук.




Сейчас в монастыре проживает четыре послушника, не считая Ламы, которые проходят практики, работают по хозяйству и выполняют разные обеты. Кто-то живет уже 12 лет, кто-то пришел месяц назад.

Лама Санье Тензин Докшит в миру Михаил Васильевич Санников, очень добрый, открытой души человек с тонким чувством юмора. С ним можно разговаривать на любые темы, у меня даже сложилось такое впечатление, что он знает ответ на любой вопрос. К Ламе Докшиту постоянно приходят разные люди, различного уровня достатка и сословия. Заходят обычные туристы ради любопытства, приезжают продвинутые буддисты и Гуру Йоги, чтоб позаниматься практиками в монастыре. Многие приходят, чтобы просто пообщаться, поговорить о жизни, получить опыт. Он никому не навязывает свое мнение, не занимается нравоучением и впариванием религии, как это делают различные проповедники различных религий.

Немного расскажу о быте в монастыре. Каждый день назначается дежурный. Он просыпается раньше всех, растапливает печь, готовит еду и убирает со стола.



На плите постоянно стоят чайники с горячим чаем. Чайники утепляют колпаками, чтобы дольше сохранить тепло. В белых - черный чай, в остальных зеленый. При таких морозах чай помогает согреться, его тут пьют постоянно и угощают всех гостей. Лама Докшит шутит, что "вода у нас волшебная". Шутки шутками, но вода действительно очень вкусная, несмотря на то, что ручья или источника на горе нет. Летом ребята собирают дождевую воду, зимой - поднимают из специальной ямы-колодца.


В отдельной комнате расположен алтарь. Для почитания Тела Будды на алтаре устанавливаются изображения (танка) статуи Будды.



Восемь чашечек для подношения дара, в них утром наливается вода, вечером выливается. В некоторых чашечках насыпан рис, он используется так же в качестве подношения.


Слева на алтаре лежат священные тексты - это речь Будды, учение, посредством которого живые существа дости-гают Просветления. Поэтому они считаются са-мым священным предметом на алтаре.


Различные ритуальные принадлежности.



С утра я пошел погулять по окрестностям монастыря, полюбоваться зимними красотами горы Качканар.



Интересная скала под названием "Верблюд", действительно есть сходство.





Пришло время возвращаться обратно домой, прощаюсь с Ламой Докши и его учениками. Спасибо за гостеприимство, за волшебный чай и интересное общение.

Если соберетесь посетить монастырь, не забудьте захватить с собой подарки - стройматериалы, монтажную пену, любые продукты и т.д. Лучше заранее созвониться или списаться по контакту с монастырем, чтобы узнать о текущих потребностях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.