Пассажирская компания «Сахалин. Пассажирская компания «Сахалин Схема железной дороги на сахалин карте

Остров Сахалин. Часть V. Сахалин Железнодорожный.

Пригородный дизель-поезд Д2 готовится к отправлению до станции Новодеревенская. Пост состоит из двух частей - о музее СахЖД и про общую железнодорожную жизнь тут.
Основной вокзал острова - станция Южно-Сахалинск.

Исторически первые железнодорожные пути появились тут после русско-японской войны в южной (японской тогда) части острова. В первую очередь связь с портом Корсаков (Оодомари) а потом постепенно и дальше на юг, к границе, к 50-й параллели - Южно-Сахалинск (Тоёхара) - Стародубское (Сакаэхама), потом дорога по западной части острова Невельск (Хонто) - Ильинский (Куссюнай). К тридцатым годам сеть была уже достаточно густа и принадлежала не только государству. Были и частные участки. На русской части (менее освоенной) существовали только узкоколейки для вывоза угля и леса.

Здание управления японскими железными дорогами на Сахалине.

После войны даже были попытки связать материковую железнодорожную сеть с сетью острова с помощью тоннеля "Мыс Погиби - Лазарев". После смерти И.В. Сталина эти попытки были свернуты, хотя и средств и сил было потрачено немало.

Влияние японцев сохранилось на железнодорожную жизнь тут вплоть до настоящего времени. Подвижной состав уже практически весь российский, но поверьте - все выглядит совсем-совсем не так как материке. Поэтому профильный музей СахЖД - это место, которое надо посетить обязательно.

Паровоз серии D51 1948 г.

Интересно как он попал сюда, ведь явно не трофейный же? Значит где-то куплен специально для Сахалина?

За ним, в тенечке, место сбора разнообразных бичеватых граждан кстати.

С 1998 г. ведется перешивка всех дорог острова на наш стандарт, а это подразумевает не только переукладку полотна, но и новый габарит, например для тоннелей и пристанционных сооружений. Не знаю, закончено ли это мероприятие, в самом разгаре ли или еще вообще рельсы не трогали.

Вот своеобразная инсталляция о прошлом.

Разновидности использовавшихся вагонов.

В углу снимка можно наблюдать грузовой самолет Ан-12, заходящий на Хомутово. Я же говорю - все происходит над центром.

Локомотив ТУ7 советской постройки, используется на узкоколейках и у нас, на материке.

Семафор с системой тросов.

Локомотив-снегоочиститель на базе тепловоза ТГ-16.

Роторно-шнековый с вот такой пастью.

Но он здесь не единственный. Снегоочиститель ДВГД-51 (К-600) - аппарат буквально для прогрызания пути в снегу.

А вот сильно исторический снегоочиститель "Вадзима".

Кому-то может показаться, что очень уж много тут подобной снегоуборочной техники. Что ж, значит этот человек плохо представляет себе зиму на Сахалине.Вот из свеженького:

"Утром 31 декабря на перегоне станций Заозерная - Пугачево Сахалинской железной дороги (219 км) снежной лавиной был сбит с пути тепловоз и снегоочиститель (СДПМ)."
http://www.skr.su/?div=skr&id=60566 .

Это его откапывают.

А это пропускают скорый поезд Ноглики - Южно-Сахалинск.

Продолжим.

25-тонная цистерна 1954 г. Странно только то что информацию на бочке как будто бы закрасили и нанесли снова. Может железнодорожники и привирают.

Пригородный дизель-поезд "КиХа-02", когда-то купленный в Японии для здешних условий.

Сейчас его заменил пригородный японский же Д-2. Он посовременнее, конечно, но тоже уже вполне годится в музей. А на настоящий момент он выполняет четыре пары рейсов в день - две в Быков и две до Новодеревенской.

А вообще расписание очень скромное -

Пригород - Новодеревенская и Быков (по два рейса, один в Быков засылается пустым и в расписании не фигурирует). Вагоны с тетками ходят в Томари и Корсаков (почему в Корсаков не гоняют Д-2 я не знаю). А дальнее следование совсем крохотное - дневной девятисотый поезд до Тымовска и два ночных до Ногликов (Экспресс №1:) и народный 601).

Расписание составлено и действует по местному времени (+7 часов МСК) но в билетах дальнего следования указывается все равно московское. Система «Экспресс», видимо, иначе не умеет.

Прибывает поезд №602 Ноглики - Южно-Сахалинск.

Таких локомотивов ТГ-16 Людиновского завода у нас тоже не встретишь. Причем других тут и нет - ни привычных нам тяговых пассажирских, ни тяговых грузовых. Столь странный выбор обусловлен сложными природными условиями, для которых лучше всего подходят почему-то людиновские тепловозы.

А вот вагоны - самые обыкновенные.

099 сверху в цифровом шифре это как раз и есть принадлежность к СахЖД (когда-то она была отделением ДВЖД, но с 15 апреля 1992 г. автономна и независима).

Посмотрим на карту железных дорог острова.

Основной пассажирской артерией является транссахалинская трасса Южно-Сахалинск - Ноглики, а остальные ответвления по сути являются подъездными путями к портам, терминалам и местам горнодобычи. Пассажиров там ждут не очень.

Плюс карта еще и врет, дорога Ю.-С. - Николайчук - Холмск разобрана.

Купив билет на завтра до станции Тымовск на севере острова, я запланировал сегодня посетить брошенные тоннели на дороге Южно-Сахалинск -Николайчук - Холмск и грязевые вулканчики у деревни Ключи, а на следующий день уехать на север острова и посетить город Александровск-Сахалинский, бывшую столицу острова (и каторги), потом русской части острова. Сейчас это обыкновенный райцентр, а когда-то (с изрядной долей иронии) Александровск называли «Сахалинским Парижем».

Следующие посты будут об этом.

Железнодорожники и областные власти успешно трудятся над проектом по переустройству узкой колеи действующей на Сахалине железной дороги на общероссийский формат. Его реализация позволит отказаться от приобретения редкой и дорогостоящей узкоколейной техники, а также перестановки колесных пар, сообщают на сайте островного правительства.

Сегодня при доставке вагонов с материка на остров и обратно без этой затратной операции не обойтись. Переход на широкую колею даст возможность приобретать новые комфортабельные пассажирские вагоны, увеличит объемы грузовых перевозок железнодорожным транспортом. За счет этого снизится нагрузка на автомобильные дороги области, повысится безопасность движения.

Николай Маклыгин поблагодарил руководство области за поддержку островных железнодорожников. В 2016 году они перечислили в виде налогов в бюджет островного региона 850 миллионов рублей. В текущем году сумма заметно увеличилась, она составила один миллиард рублей только за 10 месяцев.

Далее состоялась церемония подписания соглашения между правительством Сахалинской области и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2017-2019 годы.

Документ предусматривает ряд направлений сотрудничества. Стороны будут вместе работать над проектом «Модернизация железнодорожной инфраструктуры острова Сахалин». Он входит в состав комплексного проекта — «Строительство железнодорожной линии материк – остров Сахалин с переходом через пролив Невельского и развитие железнодорожной сети острова Сахалин». Также правительство области и «Российские железные дороги» планируют сотрудничать по вопросам развития и модернизации железнодорожной инфраструктуры, пассажирского подвижного состава пригородного комплекса.

Первое в этом году технологическое "окно" по укладке широкой колеи провели на Сахалине. Работы велись на перегоне Чехов - Томари. Именно здесь осенью 2016 года была завершена очередная плановая укладка, при этом на данном участке пути по западному побережью острова оставался незавершенный отрезок длиной в 25 км. В течение мая-июня работы здесь будут завершены, и комплекс путевой техники передислоцируется на перегон Ильинское - Арсентьевка, сообщает пресс-служба ДВЖД.







В 2017 году была проведена серьезная подготовка к двухгодичному заключительному этапу перевода узкой островной магистрали на общесетевые стандарты ширины колеи. Произведены изыскательские работы по разработке проектной документации по всем старым мостам, обустроена мощная база для накопления поступающей с материка рельсошпальной решетки, мостовых ферм, материалов верхнего строения пути.

Сделано немало, однако в текущем году нам предстоит гораздо больше, - подчеркнул заместитель начальника ДВЖД по Сахалинскому региону Александр Гавриленко. - Предстоит не только уложить более полусотни километров асимметричной рельсошпальной решетки, выстроить на линии Арсентьевка - Буюклы порядка 30 новых мостов, но главное - заложить серьезный задел на последующие этапы по завершению перевода островной магистрали на широкую колею.

Напомним, на Сахалине с 2003 года осуществляется укладка рельсошпальной решетки под совмещенную колею 1067/1520 мм. За этот период уложено более 600 км пути на трехниточных шпалах, что составляет две трети от общей длины. Объем вложенных инвестиций превысил 19 млрд рублей.

Учитывая важнейшую роль железной дороги в обеспечении социально-экономической стабильности региона и бесперебойного функционирования важнейших предприятий области, назрела необходимость завершения всего комплекса работ к 2020 году.

В 2018 году предстоит выполнить работы по укладке 52,4 км рельсошпальной решетки на совмещенных железобетонных шпалах. В следующем, 2019 году, планируется закончить работы по переукладке пути на колею 1520 мм по всему Сахалину, кроме участка Холмск - Шахты, который будет переустроен в 2020 году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.