В каком климатическом поясе находится город диксон. На краю снега: Как живет самый северный поселок России

Флаг Диксон (посёлок городского типа)

Герб Диксон (посёлок городского типа)

Страна Россия
Субъект федерации Красноярский край
Муниципальный район Таймырский Долгано-Ненецкий район
Городское поселение Диксон
Код ОКАТО 04 114 651
Автомобильный код 24, 84, 88, 124
Почтовые индексы 647340, 647341
ПГТ с 1956
Население 676 человек (2010)
Основан 1915
Координаты Координаты: 73°30′30″ с. ш. 80°31′28″ в. д. / 73.508333° с. ш. 80.524444° в. д. (G) (O) (Я)73°30′30″ с. ш. 80°31′28″ в. д. / 73.508333° с. ш. 80.524444° в. д. (G) (O) (Я)
Часовой пояс UTC+8
Этнохороним Диксончане, диксончанин, диксончанка
Телефонный код +7 39152

Ди́ксон - посёлок городского типа на севере Красноярского края России , в Таймырском Долгано-Ненецком районе. Образует городское поселение Диксон.

Инфраструктура

Самый северный порт в России . Имеется аэропорт (с осени 2010 года его эксплуатация приостановлена из-за плохого состояния ВПП, это резко затруднило транспортное сообщение посёлка с другими регионами). Но в декабре 2010 года эксплуатация аэропорта была возобновлена.

До 1 января 2007 года был административным центром Диксонского района Таймырского автономного округа.

Ныне посёлок находится в плачевном состоянии, численность населения составляет 632 жителя (2009 год), тогда как в 2004 году на Диксоне проживало 1113 человек, а в 1985 - около 5 тысяч.

Полярная станция (с 1916), на базе которой созданы радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория. Краеведческий музей. Ранее один из важных портов Северного морского пути, бункеровочная база морского флота, рыбозавод.

История

Посёлок был основан в 1915 году на острове, континентальная часть построена позже.

Крайнее расположение привлекает посетителей - Диксон посещает довольно большое количество людей, хотя добраться туда нелегко. Творческие люди написали много песен о Диксоне. В одной из них посёлок назван «Столицей Арктики» - сейчас это неофициальное название Диксона.

В 1942 году недалеко от посёлка произошло столкновение с немецким рейдером «Адмирал Шеер». Защитникам Диксона поставлен памятник.

Также поставлен памятник Н. А. Бегичеву.

Побратимство

Во второй половине 1980-х годов жизнь советского Диксона изменилась. Именно в этот период зародилась идея «братания» с США, долгое время находившихся на положении вероятного противника СССР, движения по установлению дружеских связей между городами обеих стран, что должно было создать обстановку взаимного понимания и доверия.

У двух журналистов - Сергея Остроумова из Иркутска и Бориса Иванова из Красноярска - родилась идея: а почему бы не найти побратима советскому Диксону, о котором за рубежом, наверно, было известно Заметим, что географических объектов с таким названием на картах мира достаточно. В Указателе к «Морскому атласу», уникальному картографическому изданию, вышедшему после войны, их насчитывается свыше десяти. Помимо посёлка, острова, бухты, есть другие населённые пункты, а также острова, бухта и даже гора. Причём все зарубежные - в Западном полушарии.

Установление связей между американским Диксоном и советским прошло через несколько этапов, на первом из которых и с той, и с другой стороны возникали сомнения и серьёзные возражения, не говоря уже о разных больших и малых бюрократических препонах, вставших на пути контактов. Шла оживлённая переписка, обращения в самые высокие инстанции. Состоялся обмен фотовыставками. В августе 1988 года за океан к своему коллеге - мэру Диксона Джеймсу Диксону - отправился председатель Диксонского районного Совета народных депутатов Николай Павлович Картамышев. Это послужило началу взаимных визитов. Первыми гостями советского Диксона стали журналист Билл Шоу, владелец газеты «Диксон телеграф», и его супруга Эми. Ему как «разведчику» поручили рассказать соотечественникам обо всём увиденном в арктическом поселке. Также на Диксон на Таймыре прибыл во главе четвёрки американцев сам мэр Джеймс Диксон. В начале 1990 года в американский Диксон отправилась учительница диксонской средней школы № 2 Надежда Науменко. Вслед за ней с началом каникул на американскую землю по приглашению своих сверстников приехали с берега Карского моря на две недели одиннадцать школьников-старшеклассников. Их сопровождал начальник Диксонского управления по гидрометеорологии В. Майоров. С ответным визитом на Диксон в том же году приехали американские педагоги Д. Радэнти и Т. Хайнтцельман. В дальнейшем одной из крупнейших акций в развитии сотрудничества и дружеских связей между двумя Диксонами стал перелёт по маршруту Красноярск - Магадан - Анкоридж (Аляска) - Рокфорд , что в 40 километрах от американского побратима. Там высадилась тогда торговая делегация, возглавляемая председателем Красноярского крайисполкома, народным депутатом СССР В. И. Сергиенко, многочисленная (свыше 50 человек) группа красноярцев-авиаторов, руководителей предприятий, художников, артистов, журналистов. Диксончан представляли председатель райисполкома Н. Карамышев с супругой, председатель районного народного суда комитета содружества К. Копнин, директор рыбозавода Е. Петров и командир вертолёта В. Лебер. Полёт Ту-154М (командир экипажа начальник инспекции Красноярского управления гражданской авиации В.Медведев) продолжался 13 часов, во время которых был проложен новый воздушный мост из Советского Союза в США через западное побережье заокеанского континента.


Анна Груздева 28 лет

Автор и главный редактор проекта «Сибирь и точка», живет и работает в Красноярске. По образованию журналист, магистр искусствоведения. Выпускница Школы культурной журналистики Фонда Михаила Прохорова и студентка курса ФотоДепартамента «Преодолевая фотографию». Слушатель Школы исследования и текста Российского фонда культуры. Публиковалась в Colta.ru, «Горький», «Сеанс», Siburbia.ru, «Сибирский форум» и многих других изданиях. Журналист издания RBTHtravel.

Антон Петров 29 лет

Независимый фотограф из Красноярска, по образованию инженер. Член проекта «Сибирь и точка». Участник выставки «Сибирь. Полюса» в музейном центре «Площадь мира» в Красноярске и в Государственном центре современного искусства в Томске.

актировка - в районах Крайнего Севера так называют объявление о штормовом ветре, порывы которого могут достигать 15-30 м/с. В это время отменяют занятия в школах и останавливают работу в некоторых учреждениях города или поселка

Диксон привычно называют «краем света»: он находится на севере Красноярского края, на берегу Енисейского залива Карского моря — окраине Северного Ледовитого океана. До ближайших крупных городов, Дудинки и Норильска, отсюда больше пятисот километров необжитой тундры. Добраться до Диксона, закрытого поселка, можно только по специальному пропуску и только на стареньком АН-26, который летает из аэропорта «Алыкель» всего раз в неделю, и то когда нет пурги или тумана. Для местных жителей все, что не Диксон, — это «материк». На «материке» — Сибирь, глухая тайга, дороги, привычная смена дня и ночи. На «краю света» — дома на сваях, «вы видели, как песец гонял собаку во дворе?», дикая тундра, открытая всем ветрам, и бесконечные льды. Арктика.

Для местных жителей все, что не Диксон, - это «материк».

Карта Диксона в поселковой школе № 1

Диксону 102 года, но его история - это не просто биография одинокой точки на административной карте современной Сибири. Это история встреч людей и государств с Крайним Севером - она длиннее. Еще в XI-XII веках поморы, выходцы из Великого Новгорода, шли «во все концы студеного моря-океана» искать новые промыслы и торговать с «самоядью». В начале XVII века Мангазея, первый русский заполярный город-крепость, стал центром колонизации огромной территории севера Сибири: за «мягкой рухлядью» и «моржовой костью» туда шли торговцы и сборщики ясака. Позже, уже в XVIII-XIX веках, на Север пробирались русские и европейские мореплаватели, которые искали удобный морской путь между Европой и Дальним Востоком - торговать.

15 августа 1875 года шведский географ и мореплаватель Нильс Норденшельд на зверобойной шхуне «Превен» вошел в «удобную гавань небольшого острова в Енисейском заливе». «Я надеюсь, что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей, которые будут способствовать сношениям не только между Европой и Обским и Енисейским речными бассейнами, но и между Европой и Северным Китаем», - записал в своем дневнике Норденшельд, назвал безымянную гавань «Диксоном» (в честь Оскара Диксона, мецената его полярных экспедиций) и нанес ее на свои морские карты.

В XX веке Север стал для СССР местом торговли и разработки месторождений, ссылки и научных исследований, а еще, конечно, строительства новых заполярных городов и поселков. Среди них Диксон был «столицей Арктики», куда из разных концов Союза приезжали «осваивать Север» метеорологи, строители, учителя, гидрографы, военные, полярные летчики, радисты. Сегодня этот арктический поселок, как и большинство северных населенных пунктов России, переживает крайне тяжелые времена. В 1980-е, «золотые годы» Диксона, здесь проживало около 5 000 человек. Сейчас, по официальной статистике, в поселке осталось чуть меньше 600 жителей, но местные уточняют: на самом деле около 500.

Во время полярной ночи большую часть дня на улицах Диксона безлюдно. Поселок оживает в основном только рано утром, когда диксончане выходят на работу, и в 5-6 часов вечера, когда они возвращаются домой, забирают детей из детского сада, идут в магазин или по другим делам

Здесь по привычке говорят не «в Диксон», а «на Диксон»: исторически поселок начинался с острова в Карском море, но позже стал развиваться и на соседнем полуострове Таймыр. Поэтому Диксон - это две части поселка: островная и материковая, разделенные полуторакилометровым проливом. В 2009 году «остров» закрыли, и сейчас он практически необитаем. Люди переселились на материк, улицы пусты, ветер выбил в оставленных домах окна и двери, в здании пустой школы № 2 — только заячьи следы на заметенном снегом полу. Единственные места, где еще горит свет и идет работа, это гидрометеостанция и аэропорт.

В материковой части Диксона жизни больше. По улицам ходят люди и ездят советские гусеничные снегоходы ГАЗ-71, новенькие вездеходы ТРЭКОЛ и «бураны», работают магазины, открыты школьный спортзал и библиотека, есть церковь. Но и здесь заколоченных окон и закрытых дверей с каждым годом становится все больше, а о былом величии «ворот в Арктику» напоминают только несколько памятников полярникам и суда в порту.

Александр Сурков, выпускник школы № 1, сейчас студент Политехнического института СФУ (Красноярск). «В Красноярске слишком много людей, это напрягает. На Диксоне вышел - и никого. В автобусах мне не нравится, да и проезд 22 рубля. В поселке можно было дойти пешком куда хочешь. Деревья - тоже непривычно. У нас на Диксоне есть только искусственные светящиеся деревья, а в тундре только очень низкие лиственницы. Поначалу я хотел домой, честно. Скучал по родителям. На Диксоне у меня видно море из окна, а в Красноярске видно стройку. По сравнению с Красноярском Диксон особенный», - говорит Александр

Сеть полярных станций, геофизическая обсерватория, порт Северного морского пути, штаб морских операций, сеть береговых аэродромов, клубы полярников, охотничьи зимовки, рыбзавод, художественная галерея - теперь только в краеведческих книгах, подшивках газеты «Советская Арктика» и памяти людей, которые приезжали обживать неприветливый Крайний Север. Погранзастава, неотапливаемый аэропорт, гидрометеостанция, котельная, дизельная, школа, администрация, библиотека и несколько магазинов - все, что осталось сегодня.

И все-таки на Диксоне живут люди. Они ездят в тундру и ловят рыбу, учат детей рисовать и решать уравнения, пишут «Тотальный диктант» и сдают ЕГЭ, собирают архивные фотографии и пекут хлеб, следят за отопительными котлами и скоростью ветра, пережидают полярную ночь и радуются первому солнцу. Здесь, на Диксоне, каждая заброшенная зимовка, закрытая дверь, зияющий чернотой проем или светящееся окно - это история. И история освоения Северного морского пути, и история «покорения Севера» в эпоху СССР, но главное - частная история семьи или человека.

На Диксоне каждая заброшенная зимовка, закрытая дверь, зияющий чернотой проем или светящееся окно - это история.

Одна из улиц островного поселка. Запорошенная снегом деревянная дорога держится на пустых металлических бочках из-под топлива, но зимой этого не видно. Утилизация ржавых бочек - одна из основных арктических проблем как в России, так и в Канаде, Норвегии, на Аляске

Вид на Самолетную бухту, покинутую рыбаками и охотниками, «Шанхай» и зимний футшток. «Балок содержал в себе и ангар для лодки, и мастерскую, и небольшую бытовку, где можно было отдохнуть или скрыться на время от гнева жены. Часто под балком вырубали морозильник или ледник с небольшими камерами для хранения мяса и рыбы. К середине 1990-х количество балков было довольно внушительным, располагались они хаотично, поэтому после посиделок многие не сразу находили дорогу домой. Отсюда и „Шанхай"», - говорит Анатолий Ломакин, житель Диксона

Табличка возле здания диксонского аэропорта. Аэропорт принимает пассажиров раз в неделю, по средам. Иногда из-за снегопада, тумана или других «неблагоприятных погодных условий» диксончане могут ждать авиарейс Диксон-Норильск или Норильск-Диксон по две недели

Еще А. Норденшельд предсказывал: "Эта гавань лучшая на всем северном берегу Азии и со временем будет очень важна для Сибирской торговли". Официальная биография поселка началась 7 сентября 1915 г.

Общие сведения

Диксонский район - один из четырех районных центров Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Диксонский район был образован 25 апреля 1957 г., после выделения из Усть-Енисейского района. Площадь территории составляет 218,955 тыс. кв. км. Численность населения (на начало 2004 г.) - 1274 чел. Ближайшие поселения ненцев и нганасан проживают в 200 - 300 км южнее.

Географическое положение: Диксон - скалистый остров, поселок и порт расположенный в северо-восточной части Енисейского залива Карском море на полуострове Таймыр, в 1,5 км от материка. В состав Диксонского района входят Северная Земля и мыс Челюскина - самые северные точки Евразии.

Климат района очень суровый, чрезвычайно ветреный и соответствует природно-климатическим зонам - арктической пустыне и тундре. На острове Диксон нет ни одного дерева, ни одного куста. Все привозимые деревья и растения не выживают, т.к. Диксон - зона арктической пустыни.

Абсолютный минимум температуры: -49° С;

Абсолютный максимум температуры - +27° С;

Абсолютный максимум ветра - 40 м/сек;

Средняя скорость ветра в году - 7,4 м/сек;

Продолжительность полярной ночи - 82 дня;

Продолжительность полярного дня - 100 дней.

Осадки составляют в среднем 250 мм в год. Снег лежит в среднем 270-290 дней в году; устанавливается в конце сентября и тает в июне.

Ближайшие аэропорты: Дудинка - 506 км; Норильск - 526 км. Ближайший порт: Дудинский морской порт - 670 км.

Историческая справка

Арктическим мореходам остров Диксон был известен с начала XVIII в. Во время Великой Северной экспедиции 1720-1747 гг. в 1738 г. ее участник, штурман Ф. Минин назвал этот клочок земли "Большой северо-восточный". Позже его именовали Долгий, а в XIX в. остров Кузькин.

В 1875 - 1878 г. на зверобойном паруснике "Превен" ("Попытка2) здесь побывал известный шведский полярный исследователь А.Э. Норденшельд. Благополучно достигший устья Енисея через Карское море и считавший себя первооткрывателем острова, он назвал его и бухту именем шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего экспедицию Норденшельда. В 1894 г. острову официально было присвоено это имя.

На берегу гавани острова основан поселок Диксон. Остров Диксон, бухта Диксон, поселок Диксон - все это на одном пятачке.

Поселок городского типа Диксон

Расположен на северо-западной оконечности Таймырского полуострова, в устье Енисейского залива. Крупный арктический порт, с которым связана история освоения Северного морского пути. Расстояние до краевого центра и ближайшей ж.-д. Ст Красноярска - 2507 км, до окружного центра - г Дудинки - 685 км. Центр Диксонского района.

История

Еще А. Норденшельд предсказывал: "Эта гавань лучшая на всем северном берегу Азии и со временем будет очень важна для Сибирской торговли". Официальная биография поселка началась 7 сентября 1915 г.

В 1915 г. на острове поставлен первый домик - радиостанция для связи с Большой Землей Н. Вилькицкого, зимовавшей у берегов Таймыра. Первая зимовка полярников на острове Диксон состоялась в следующем году, когда начала работать и метеорологическая станция, передававшая в Петроград сводки погоды. Тогда царское правительство нашло на это средства. Уже тогда люди понимали, что в Арктике формируется климат, ну если не всей планеты, то северного его полушария точно.

В 1919 г. на Диксон приходят ледоколы "Таймыр", "Вайгач" и "Александр Невский". Они оставили двухлетний запас угля и продовольствия "Красной полярной станции".

С 1929 г. для обеспечения нужд гидрографии и Карских экспедиций на Диксоне начал постоянную базировку авиаотряд. Развитие мореплавания по северному морскому пути способствовало превращению полярной станции в районный центр. С созданием в 1932 г. Главного управления Севморпути началось строительство поселка, полярных станций на островах и побережье Таймыра. Сначала производственные, жилые и вспомогательные станции на острове, затем на материковом берегу. Одноэтажные дома образовали улицы, которые называли в честь исследователей Севера: Седого, Бегичева, Папанина, летчиков Чкалова и Водопьянова, капитана Воронина, охотника Таяна. Названия закреплялись начальником полярной станции и постановлением политотдела.

Поселок на материке, получивший название Новый Диксон, начал свою историю с 1934 г. в связи со строительством порта. Позднее здесь появилась гидрографическая база и штаб морских операций западного сектора Арктики - координатор всего здешнего судоходства. В 1939 г. на Диксоне оборудована угольная база для пароходов, идущих по трассе северного морского пути. Уголь доставлялся баржами с реки Пясины. Пясинские угольные шахты - первые промышленные предприятия Таймыра.

Именно в это время Диксон начали именовать "воротами Арктики", а некоторые, пойдя дальше, присвоили поселку титул ее столицы. В 1941 г. для обеспечения возросшего объема грузооборота вошел в строй новый причал морского порта. До сего времени он являлся главным причалом Диксонского морского порта.

С начала Великой Отечественной войны значение Диксона резко возросло. Все конвои, следующие через Карское море, формировались здесь. Уже после Великой Отечественной войны Диксон облюбовали военные, разместив здесь подразделение ПВО и пограничников.

В 1956 г. Диксон отнесен к рабочим поселкам, а в 1957 г. островной и береговой поселки объединены в один, ставшим объединенным центром Диксонского района, выделившимся из Усть-Енисейского.

С 1957 г. началось строительство двухэтажных зданий, а с 1976 - пятиэтажных. К 1990 г. Диксон превратился в базовый поселок со сложившейся инфраструктурой и соцкультбытом, способным обеспечить нужды любой экспедиции.

В Диксоне есть морской порт, авиапредприятия, Таймырское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, рыбзавод, гидрометеоуправление, передвижная механизированная колонна, Дом культуры, музыкальная школа, краеведческий музей, общественная картинная галерея.

С островом и портом Диксон тесно связана героическая история освоения Северного морского пути. Здесь побывали известные ученые, мореплаватели, летчики-исследователи Арктики: А.И. Вилькицкий, его сын Б. Вилькицкий, Э. Толль, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Н. Урванцев, Н. Бегичев, О. Шмидт, В. Визе, В. Воронин, Б. Чухновский, В. Молоков и др. Диксон удивляет обилием установленных памятников: Бегичеву, Тессему, морякам-североморцам и др.

Памятники Диксона

Русскому полярному исследователю Н.А. Бегичеву.

Памятник установлен 28 июня 1964 г. в центре поселка, около клуба полярников на небольшой каменистой площадке. Автор памятника - красноярский скульптор А.Х. Абдрахимов. Бегичев словно поднялся на постамент по ступенькам и вот-вот шагнет вперед навстречу упругому ветру и колкому снегу. Неутомимый исследователь Севера скончался в мае 1927 г. в районе Входного мыса, у устья Пясины, и там был похоронен. В 1964 г. прах Бегичева был перенесен в Диксон и замурован в постамент памятника.

Норвежскому моряку П. Тессему

Участнику полярной экспедиции под руководством Амундсена. Установлен в 1958 г. на берегу диксонской бухты, недалеко от места гибели. Большая каменная глыба с якорем у его основания окружена большой цепью. На том месте, где были найдены останки Тессема (около 30 м от обрыва) установлен крест с памятной табличкой: "Вблизи этого места погиб участник экспедиции Руала Амундсена Петер Тессем". В 1920-22 гг. знаменитый полярник Руал Амундсен на малой шхуне "Мод", с разрешения Советского правительства, совершил сквозное плавание. Затертое льдами судно зазимовало в районе мыса Челюскин. Опасаясь за судьбе судна и экипажа и стремясь спасти результаты научных наблюдений Амундсен отправил на Диксон двух матросов, Петера Тессема и Пауля Кнудсена. Оба не дошли. В 1922 г. на материковом берегу против Диксона Н. Бегичевым были обнаружены останки человека. Рядом с ними лежали золотые часы с выгравированным именем Тессема, золотое обручальное кольцо с надписью "Паулина" (жена Тессема), перочинный нож, лыжная палка, патроны.

Памятник североморцам (Островная часть)

Установлен в 1972 г. в островной части поселка над братской могилой семи североморцев, погибших в бою с фашистским крейсером "Адмирал Шеер". Памятник выполнен из известнякового камня и представляет собой скульптуру матроса в полный рост в плащ-палатке и с автоматом на груди, стоящую на бетонном постаменте, вцементированном в 4-ступенчатый стилобат. На лицевой облицованной мрамором стороне постамента выгравированы имена погибших: "моряки-североморцы старшина I ст. П.П. Ульянов, старшина II ст. В.И. Давыдов, старшина II ст. А.М. Каратаев, ст. краснофлотец Г. Мойсюк, краснофлотец Хайрулин, краснофлотец А. Борисихин, краснофлотец В.И. Суслов павшим в бою 27 авг. 1942 г. Вечная слава павшим героям".

Обелиск Защитникам Диксона (материковая часть Диксона)

Обелиск Защитникам Диксона - морякам-североморцам и бойцам народного ополчения воздвигнут 27 августа 1982 года в день 40-летия обороны арктического поселка (автор комплекса В.В. Королев). Три бетонных штыка - символ единения трех родов войск (пехоты, авиации и морского флота) опираются на северное полушарие Земли. Это еще один обелиск на Диксоне, сооруженный в 1982 году.

Историческая справка

Вражеский рейдер линкор "Адмирал Шеер" появился у западного побережья Таймыра в августе 1942 года, 25 августа потопил в жестоком неравном бою ледокольный пароход "Сибиряков" и направился к Диксону. Здесь было три артиллерийских батареи. Самой мощной из них командовал лейтенант Николай Михайлович Корняков. Артиллеристы готовились главным образом отражать воздушные налеты. Более того, установленные в 1941 г орудия были разобраны и подготовлены к отправке на Новую Землю.

Пришедший за ними на "Дежневе" капитан В.В. Бабинцев фактически стал организатором обороны поселка. Батарея Н.М. Корнякова была спешно установлена у причала на гранитной площадке. 27 августа линкор приблизился к острову и был встречен артиллерийским огнем. Нет слов, чтобы описать мужество и изобретательность маленькой группы людей, заставивших огромный, хорошо вооруженный корабль отступить.

Под обстрелом краснофлотцы вынуждены были после каждого выстрела накатывать одно из орудий с помощью автомашины и подставлять под станину бревна и доски. Ополченец С.В. Коробов все время находился со своим грузовиком под стволом гаубицы. Краснофлотец В. Нечепуренко заряжал орудие на ходу, во время его наката. Раненый в руку командир второго орудия сержант Иван Сауляк не оставил позицию до конца боя. Отойдя на север "Адмирал Шеер" обстрелял радиостанцию Диксона и остров Медвежий. Батарея Н.М. Корнякова открыла ответный огонь через остров.

Враг появился со стороны Северного пролива, но встретив огонь, отошел. Батарея Н.М. Корнякова выполнила свою задачу достойно. Другая батарея не была установлена и в начале боя оставалась на барже посреди бухты. Третья оказалась вовсе бесполезной: она была зенитной. В бою враг повредил корабли "Дежнев" и "Революционер", сжег два деревянных дома, вывел из строя электростанцию, баню и несколько других построек. "Адмирал Шеер" безнаказанно ушел в Норвегию. А 29 августа на Диксоне похоронили семерых погибших во время боя. Их память увековечена и на географической карте. Семь островов в Карском море названы их именами.

Диксон сегодня

Сегодня Диксон - благоустроенный поселок с двух, трех и пятиэтажными домами. Порт обеспечивает водой, теплом и электроэнергией. Однако в каждой квартире северяне держат про запас свечи. Пурга может неожиданно порвать провода или повалить столбы.

Поселок разделен бухтой на две части - островную и материковую. Между островом и береговым поселком расстояние 5 м. Зимой машины и автобусы ездят по ледовой дороге, летом курсируют катера. А весной и осенью из одной части поселка в другую можно попасть лишь на вертолете. Даже письма сюда приходят по двум адресам: Диксон остров и Диксон материк.

Кстати, лето на Диксоне быстротечное - всего 20 дней. Оно холоднее, чем зима в Сочи. Самая низкая температура -50°C. Полярная ночь начинается 10 ноября и лишь в первых числах февраля солнце вновь появится на горизонте. Зато с 5 мая по 10 августа оно совсем не заходит. Полярный день длится более 100 суток.

Вокруг Диксона не встретишь ни единого деревца, вечным холодом пропитана земля. Как в поселке, так и в его окрестностях кругом ржавые скалы, глыбы бурых камней, не видно кустарников. В расщелинах скал, долинах даже в августе лежат снег и лед. Только среди камней, обращенных к югу, можно встретить стебельки полярного мака, лишайники и низкорослую осоку.

Зимой участок от Диксона до шхер Минина является одним из самых суровых в Арктике. Индекс суровости погоды (индекс Бормана) достигает на Береге Харитона Лаптева 7-8 баллов (как на поверхности ледников Северной Земли). Это объясняется значительной повторяемостью сильных ветров в сочетании с низкими температурами.

До начала 90-х годов все газеты писали о Диксоне исключительно в розовых тонах. Пели знаменитую "Морзянку": "Четвертый день пурга качается над Диксоном", говорили о романтике, рассказывали о полярных, белых медведях, которые нет-нет да выходят на окраины поселка. Их материалы посвящались экипажам атомных ледоколов, летчикам, гидрографам и путешественникам.

Окрестности Диксона

Диксонский район обладает уникальным арктическим животным и растительным миром. Птичьи базары, белый медведь, полярный волк, северный олень, песец, мускусный бык. Морские животные - нерпа, белуха (северный дельфин), моржи, морские зайцы. Ценные породы рыб - омуль, осетр, чир, муксун, хариус - все это представляет неоценимое богатство.

На территории Диксонско-Сибиряковского участка расположены гнездовья многочисленных птиц: поморники, северные лебеди, гуси, утки, куропатки, кулики, внесенные в Красную книгу полярные совы, краснозобая и чернозобая казарки.

В 30 км от Диксона, на западном побережье Таймыра, находятся 2 участка заповедника Большой Арктический: "Бухта Медуза" и "Бухта Ефремова". Благодаря реализации программы Голландского Правительства здесь построена биологическая станция "Виллем Баренц", и ее филиал на реке Пясине, для развития международных научных исследований.

Биостанция получила название в честь Виллема Баренца (1550-1597) - голландскаго мореплавателя и навигатора, исследователя восточной Арктики. Эта биостанция активно проводит орнитологические исследования и участвует в международных программах и проектах WWF (Всемирный фонд дикой природы).

Президент этого фонда - Его Королевское Высочество герцог Эдинбургский принц Филипп, в 1995 г. сoвершил ознакомительную поездку по Диксонскому району. Он ознакомился с экологической ситуацией, посмотрел работу и биологические исследования, проводимые на этой биостанции.

Образование и дошкольное воспитание

На территории Диксонского района расположено 5 учреждений образования.

Материковая часть пгт. Диксон:

Средняя школа № 1 построена в 1994 г., аккредитована, обучается 101 учащийся, работает 15 педагогов, занятия проводятся в одну смену, имеется спортивный зал, актовый зал, школьный краеведческий музей, на базе школы работает Центр дополнительного образования, где занимается 165 детей, работает школа искусств, где занимается 28 учащихся.

Детский сад № 1 построен в 1964 г. В нем занимается 28 детей и работает 6 воспитателей.

Островная часть пгт. Диксон:

Средняя школа № 2 построена в 1980 г., аккредитована, обучается 42 учащийся, работает 11 педагогов, занятия проводятся в одну смену, имеется спортивный зал и малый актовый зал;

Детский сад № 2 "Солнышко" построен в 1964 г., имеет лицензию, занимается 10 детей, работает 6 воспитателей, работает филиал музыкальной школы, где обучается 10 детей, работает филиал библиотеки;

В учреждениях образования района работают высоко квалифицированные кадры: 95% - имеют высшее образование; 65,5% имеют высшую квалификационную категорию, 24% - первую категорию. Укомплектованность педагогическими кадрами составляет почти 100%.

Здравоохранение

Здравоохранение Диксонского района представлено центральной районной больницей расположенной в типовом трех этажном здании. Больница развернута на 21 койку, из которых 9 коек дневного стационара для обслуживания 1200 жителей района и имеет следующие отделения:

Терапевтическое отделение;

Хирургическое отделение с акушерско-гинекологическими койками;

Поликлиника;

Вспомогательно-диагностическая служба.

Медицинский персонал представлен следующим составом - 7 врачей, 11 медицинских сестер, 2 фельдшера, 1 фармацевт. Укомплектованность медицинскими работниками в целом по учреждению составляет 97,3%. Больница имеет все необходимое оборудование, а также дорогостоящую медицинскую технику.

Культура

В сети отдела культуры Диксонского района находятся:

Районный Дом культуры (пос. Диксон);

Централизованная библиотечная система (Центральная и детская библиотеки пос. Диксон и филиал №2 сельской библиотеки островной части пос. Диксон;

Детская школа искусств с филиалом на островной части пос. Диксон;

Диксонский морской порт

Диксонский морской порт - единственный порт в Карском море - структурное подразделение Дудинского морского порта Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель". Главным назначением порта является обеспечение жизнедеятельности поселка Диксон, Арктических экспедиций и полярных станций.

Закладка порта начата на основании Постановления Главсевморпути № 47 от 22 мая 1934 года, как базового порта на трассе Северного морского пути для обеспечения стоянки и бункеровки судов углем.

В июле 1934 г. из Игарки прибыла первая группа строителей в количестве 25 чел., а в августе того же года прибыло еще 120 чел. из г. Архангельска. Началось строительство порта и поселка. На берегу строились жилые дома, объекты соцкультбыта, а на о. Конус бункеровочная база с механизированными причалами.

В 1936 г. причалы на о. Конус вступили в строй, и за навигацию было переработано 3 тыс. тонн угля.

В 1938 г. построен причал портового флота. В 1939 г. произведена отсыпка каменной постели под главный причал. В навигацию 1941 г. причал уже функционировал.

В 1958 г. произведена реконструкция причала с надрубкой ряжа и установкой двух портальных кранов "Каяр".

В конце 60-х и первой половине 70-х годов на Диксоне была построена база энергетического хозяйства, ДЭС введена в эксплуатацию в 1972 г., котельная - в 1976 г.

В середине 70-х активно началось развитие социальной базы поселка, жилья, объектов торговли. Портом построен 5-ти этажный жилой дом, овощехранилище, торговый центр, три новых склада для торговли, новое здание управления ДМП. Сегодня, глубины возле причалов 15 метров позволяют производить погрузо-разгрузочные работы на судах грузоподъемностью до 50 тыс. тонн. Тело причала - железобетон. Летняя морская навигация возможна с 10 августа по 20 сентября. Зимняя навигация возможна круглогодично при обеспечении проводки судов ледокольным флотом. Грузооборот порта 14 тыс. тонн в год.

Общий износ основных фондов и средств 70 %. Диксонский морской порт имеет стратегическое значение по своему географическому срединному расположению на трассах Северного морского пути. Транспортные связи округа с другими регионами России и мира с Севера осуществляются по Северному морскому пути судами Мурманского, Северного и других морских пароходств. Лимитирующий перекат Турушинский (9,2-9,7 м) для движения морских судов находится в 250 км севернее Дудинки. С юга основной транспортной артерией является река Енисей.

Грузы перевозятся судами ОАО "Енисейское речное пароходство", ТК "Транзит - СВ". Пассажирские перевозки по маршруту Красноярск - Дудинка производятся судами ОАО "ЕРП" на комфортабельных трехпалубных теплоходах типа "Чкалов", "Матросов".

Диксонский специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Диксонский специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (СЦГМС) - одно из старейших предприятий на территории Таймырского(Долгано-Ненецкого) автономного округа существует с 1915 года. Все эти годы основными задачами центра на обслуживаемой территории являются:

Осуществление общего и специализированного гидрометеорологического обеспечения мореплавания, включая международное судоходство по принятой стандартной форме, по трассе Северного морского пути, низовьям сибирских рек и в высоких широтах, полетов авиации, а также других морских и воздушных операций;

Обеспечение отраслей экономики, органов государственной власти, Вооруженных Сил и населения гидрометеорологической информацией и данными мониторинга состояния атмосферы, почв, околоземного космического пространства, комплексного фонового мониторинга состояния природных объектов;

Осуществление надежного функционирования оперативной системы предупреждений и оповещений о стихийных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях и об экстремальных уровнях радиоактивного и химического загрязнения окружающей среды, а также гидрометеорологического обеспечения работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф, промышленных аварий и других чрезвычайных ситуаций;

Обеспечение стабильного функционирования и развития государственной службы наблюдения за гидрометеорологическими процессами, мониторинга загрязнения окружающей природной среды, а также сбора, учета, хранения, обработки, анализа и распространения информации о стоянии окружающей природной среды.

Начиная с момента образования, наблюдательная сеть центра постоянно расширялась, открывались станции, вводились новые виды наблюдений. Даже во время Великой Отечественной войны были открыты три полные станции: Андрея, Малый Таймыр и озеро Таймыр.

В 80-е годы наблюдательная сеть Диксонского СЦГМС состояла из 37 станций. В последнее десятилетие из-за крайне скудного финансирования было закрыто 27 станций - для сравнения: оставшиеся на сегодняшний день 10 станций составляют всего 50% от количества станций, работавших в годы войны и менее 30% от состава сети начала 90-х годов.

Многие годы, обслуживая трассу Северного морского пути, специалисты Диксонского СЦГМС накопили огромный опыт работы, что позволило организовать круглогодичную навигацию на трассе Дудинка - Мурманск, провести несколько высокоширотных рейсов в зимний период на трассе Мурманск - Певек, принять активное участие в проводке атомных ледоколов к Северному полюсу, обеспечивать дрейфующие станции и высокоширотные экспедиции.

В настоящее время Диксонский СЦГМС входит в состав Северного территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.

Диксонская гидрографическая база

Диксонская гидрографическая база - филиал Федерального Государственного унитарного гидрографического предприятия Министерства транспорта Российской Федерации, создана 1 января 1944 года на основе лоцмейстерского отряда Архангельской гидробазы и нескольких отдельных гидрографических экспедиций для улучшения руководства работ по обеспечению безопасности мореплавания на одном из важнейших участков Северного морского пути.

Основной ее функцией является:

Обеспечение безопасности судовождения в районе от Гыданской губы и Енисейского залива до пролива Вилькицкого, путем создания и обслуживания сети средств навигационного ограждения (СНО);

Проведение исследований для составления морских карт;

Обеспечение контроля над судами по предотвращению загрязнения моря;

Снабжение навигационными картами и пособиями судов на трассе СМП.

Несмотря на активное развитие радионавигационных и спутниковых систем, зрительные и радиолокационные средства остаются важным, а в критических ситуациях и на сложных участках основным инструментом для определения места судна на море, и как следствие, для безопасности судовождения.

После многих лет работы в 80-е годы, в районе Диксонской гидрографической базы, была развернута и функционировала сеть из более чем 400 единиц СНО, обеспечивающая на приемлемом уровне безопасность мореплавания. Для поддержания ее работоспособности, и исследования рельефа дна с целью картосоставления, было задействовано 120-140 человек, причем большую часть из них составляли специалисты - гидрографы, судоводители, механики и радисты.

В настоящее время численность работающих в базе сократилось до 19 человек, занимающихся в основном поддержанием производственной базы. Специалистов-гидрографов из них всего 2 человека. Финансирования на восстановление и поддержание в порядке средств навигационного оборудования и хозяйства гидробазы в последние годы практически не поступало. Гидрографическое судно для выполнения основных работ не выделялось в течение четырех лет. Укомплектованность квалифицированными кадрами составляет менее 50%.

База располагает определенным количеством техники, зданий и сооружений для выполнения поставленных задач, однако большинство основных средств имеет износ 100%. Таким образом, безопасность мореплавания на обслуживаемом участке, включая Енисейский залив в полной мере не обеспечена.

Финансирование деятельности гидробазы производится Федеральным Государственным унитарным гидрографическим предприятием за счет субвенций Федерального бюджета, собственных средств предприятия и внебюджетных фондов. В первом полугодии 2003 года финансирование составило:

Субвенции на заработную плату в сумме с налогами и начислениями - 1132 тыс. рублей;

Средства предприятия на содержание базы - отсутствуют;

Средства федерального бюджета на коммунальные услуги - 170 тыс. рублей.

Средняя зарплата большинства работников составляет 3-4 тыс. рублей. Полностью отсутствуют отраслевые доплаты, доплаты за выслугу лет, а также возможности стимулирования труда за счет премирования, что ведет к оттоку квалифицированных работников.

Пограничная застава "Диксон"

На территории Диксонского района расположены четыре пограничные заставы: "Диксон", "Средний", "Эклипс", "Челюскин". Является объектом постоянного посещения иностранных граждан, прибывающих в целях изучения природы Крайнего Севера.

Поставленные перед заставой задачи решаются путем проверки документов в аэропорту (оборудованных местах посадки) по прибытии и убытии воздушных судов; проверки морских и речных судов; контроля над соблюдением ими пограничного режима и режима плавания; высылки пограничных нарядов в места рыбного промысла и охоты; с целью охраны морских биологических ресурсов; организации четкого взаимодействия с Диксонским РОВД, отрядом добровольной народной дружины поселка, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями поселка Диксон.

Пограничной заставе приданы два сторожевых пограничных катера, которые используются как для доставки пограничных нарядов к месту несения службы, перевозки грузов пограничной заставы, так и для осуществления патрулирования территориальных вод на охраняемом участке, охраны морских биологических ресурсов.

Государственный природный заповедник "Большой Арктический"

Почти 15% земель на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа относятся к охраняемым. Это три заповедника: "Таймырский", "Путоранский", "Большой Арктический" и три заказника: "Пуринский", "Североземельский" и "Бреховские острова". В перспективе планируется создание еще двух заказников в бассейнах рек Горбита и Янгода.

Самым молодым по времени создания заповедников Таймыра является заповедник "Большой Арктический", отметивший в мае 2003 года свой 10-летний юбилей. В состав этого необычного, самого северного, заповедника входят 7 изолированных участков суши с прилегающей частью акватории моря: "Диксонско-Сибиряковский", "острова Карского моря", "Пясинский", "залив Миддендорфа", "архипелаг Норденшельда", "Нижняя Таймыра" и "полуостров Челюскин".

Это самая крупная в России и всей Евразии заповедная территория, общая площадь которой составляет около 42000 кв. км. Основная цель его создания - охрана уникальных, чрезвычайно уязвимых, в результате хозяйственной деятельности человека, ландшафтов островных и материковых арктических пустынь и тундр, а также редких видов животных: атлантического подвида моржа, белого медведя, черной казарки, сапсана, белой чайки, белоклювой гагары и др.

В подчинении заповедника находятся два заказника: государственный федеральный комплексный биологический заказник "Североземельский", созданный в 1966 году и природный национальный заказник "Бреховские острова", самый молодой по времени образования - 1999 год.

В составе "Большого Арктического" действует международная научно-исследовательская биостанция имени Виллема Баренца, построенная в середине 1990-х годов на средства правительства Нидерландов. Биостанция расположена в бухте Медуза в 20 км. от Диксона. Ежегодно на станции работают научные экспедиции из разных стран.

Аэропорт "Диксон"

Аэропорт "Диксон" является структурным подразделением ООО "Авиокомпания "Заполярье"

Аэропорт осуществляет прием и выпуск воздушных судов, выполняющих регулярные пассажирские, грузовые чартерные рейсы, а также полеты по обслуживанию высокоширотных экспедиций и по охране государственной границы.

Аэропорт «Диксон» принимает все типы вертолетов и самолеты Ан-3, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Лн-74, Як-40.

Регулярные круглогодичные пассажирские авиаперевозки с "Диксона" на "материк" осуществляются воздушными судами ООО "Авиакомпания "Заполярье".

Характеристика минерально-сырьевой базы

Территория Диксонского района располагается в пределах трех крупных геологических структур - Таймырской складчатой системы, северо-западной части Енисей-Хатангского прогиба и северо-восточной части Западно-Сибирской плиты, почти полностью охватывая Таймыро-Североземельскую золотоносную провинцию и Таймырский каменноугольный бассейн.

Минерально-сырьевая база района представлена проявлениями комплексных медно-никелевых с платиноидами руд, благородных металлов, каменным углем, камнесамоцветным, горно-химическим сырьем и строительными материалами.

Проявления медно-никелевых с платиноидами руд связаны с дифференцированными интрузиями, развитыми в пределах Таймырской складчатой системы. Наиболее известны - Бинюдинская и Дюмталейская интрузии, содержания медно-платиновой группы (МПГ), в которых повышены по всему разрезу и достигают промышленных.

Золото. Основные ресурсы и запасы его на рассматриваемой территории связаны с Таймыро-Североземельской золотоносной провинцией. Последняя охватывает северную часть полуострова Таймыр и архипелага Северная Земля.

В Челюскинском рудно-россыпном районе выявлены россыпи рек Унга, Кунар, Серебрянка, Ханевича, Мамонта и др. Часть россыпей о. Большевик эксплуатируется с годовой добычей 0,03-0,2 т. По россыпному золоту балансовые запасы провинции составляют около 8% краевых, однако прогнозные ресурсы россыпного металла данного региона включают 60% ресурсов россыпного золота края.

По особенностям геологического строения, типовым чертам оруденения, близким к известным крупным месторождениям, и обилию перспективных участков оруденения с выдержанными и высокими концентрациями золота, этот район близок ряду важнейших золоторудных регионов США и Австралии. Общий потенциал района на золото оценивается в 1420 т, в том числе россыпного - 250 т.

Имеются перспективы на медно-молибденовые руды. На сегодняшний день интерес на молибден представляет Убойнинская группа проявлений, расположенная в относительной близости от поселка Диксон и отличающаяся высоким содержанием молибдена (0,01-0,1%) с попутным золотом.

Свинцово-цинковые руды представлены двумя полиметаллическими месторождениями и десятками неоцененных проявлений. Подсчитанные запасы свинца и цинка на Партизанском месторождении составляют 60,4 и 60,6 тыс.т. Прогнозные ресурсы серебра оцениваются в 400-600 т, свинца и кадмия - по 1300 тыс.т.

Запасы свинца проявления Сурового оцениваются в 18 тыс.т., цинка - 10 тыс.т. Руды содержат серебро с содержаниями от 6,2 до 994 г/т и кадмий - 0,12% Прогнозные ресурсы свинца и цинка составляют по 500 тыс.т., серебра - 200-400 т.

Комплексные циркон-ильменитовые россыпи прослежены вдоль морского побережья полуостровава Таймыр. Общие прогнозные ресурсы металлоносных песков составляют десятки миллионов тонн. По содержанию ильменита эти россыпи не уступают лучшим ильменитовым россыпным месторождениям мира.

Уголь. Угли имеют повсеместное распространение в пределах района, приурочены к Таймырскому бассейну. Общие ресурсы каменных углей оцениваются приблизительно в 500-700 млрд.т.

Таймырский угленосный бассейн изучен недостаточно. Известные месторождениям Слободское, Крестьянское, Сырадасайское, Пясинское (западный Таймыр) и Черноярское (Центральный Таймыр) оценнены предварительно. Для пермских углей Западного Таймыра характерны высокие качественные характеристики. Близость к морскому порту Диксон, высокое качество углей, значительные запасы и ресурсы выделяют этот район как перспективный на разработку коксующихся углей для экспорта. Ресурсы Таймырского угольного бассейна оцениваются в 175 млрд.т., в том числе коксующихся - 74 млрд.т.

В районе сосредоточены большие запасы графита и термоантрацита. В пределах Таймырского угольного бассейна расположено месторождение графитов и термоантрацитов г.Сэрэгэн. Высокое качество графитов, определяемое низкой зольностью (4-6%), малым выходом летучих (1-3,5%), низкими содержаниями кремнезема (1,7-3,3%) и высокими содержаниями свободного углерода (90-92%), дает возможность применять их в промышленности в качестве тигельных и штатных марок. Прогнозные ресурсы в целом по месторождению оцениваются в 250-300 млн.т по каждому виду сырья. Кроме того, на Западном Таймыре выявлен ряд проявлений графита и термоантрацита такого же типа с общими ресурсами около 1000 млн.т.

В районе открыто месторождение мусковита - Бирулинское. На Бирулинском месторождении наряду с мусковитом отмечаются берилл (включая зелено-окрашенные разности) и калиевый полевой шпат, пригодный для изготовления химической посуды.

Камнесамоцветное сырье в пределах района представлено в первую очередь широким спектром халцедонов, ониксов и агатов, связанных с траппами, многочисленными проявлениями поделочного кианита, ставролита, амахонита, жадеита, нефрита и сапфирина, развитыми на Северном Таймыре, имеются также окаменелые деревья и мамонтовая кость.

На территории Диксонского района имеются перспективы для обнаружения проявлений алмазов.

Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод ТАО составляют 284.1 тыс. куб. м в сутки. В целом по округу, обеспеченными поверхностными и подземными водами являются Дудинский и Норильский промышленный районы, в которых проживает 95 % населения; Хатангский, Усть-Енисейский и Диксонский районы - не обеспечены.

В отношении нефти и газа перспективы района (пока еще очень дальние) связаны в первую очередь с шельфами Карского моря и моря Лаптевых. Вместе с тем, уже в ближайшее время федеральной программой изучения недр планируется предварительная оценка указанных участков Северного Ледовитого океана на углеводородное сырье.

В целом же, Диксонский геолого-экономический район характеризуется низкой изученностью и экономически практически не освоен.

Чрезвычайно плохо изучены минерально-сырьевые ресурсы: до промышленных категорий разведаны лишь месторождения каменных углей, мусковита, россыпного золота, оценки прогнозных ресурсов даны каменных углей, керамическому сырью, бериллию, свинцу, цинку, рудному и россыпному золоту. В стоимостной оценке прогнозных ресурсов основную долю занимают угли.

При достаточно высоком потенциале минеральных ресурсов по причине труднодоступности территории и суровости арктического климата в освоение в ближайшее время будут вовлекаться только россыпные месторождения и небольшие наиболее богатые (20-5г/т) месторождения рудного золота. Разведанные и прогнозные запасы россыпей дают возможность организации в настоящее время двух приисков с производительностью каждого по 500 кг. Первый - на острове Большевик, второй на полуострове Челюскин.

Для комплексной оценки минерально-сырьевого потенциала района необходимо закончить среднемасштабное геологическое изучение (на 60 % территории отсутствует геологическая основа масштаба 1:200 000) и по отдельным видам сырья выполнить геолого-экономическую оценку.

Флаг Диксон (посёлок)

Герб Диксон (посёлок)

Страна Россия
Телефонный код +7 39152
Население ▼ 590 человек (2010)
Этнохороним Диксончане, диксончанин, диксончанка
Почтовые индексы 647340, 647341
Код ОКАТО 04 114 651
ПГТ с 1956
Координаты Координаты: 73°30′30″ с. ш. 80°31′28″ в. д. / 73.508333° с. ш. 80.524444° в. д. (G) (O) (Я)73°30′30″ с. ш. 80°31′28″ в. д. / 73.508333° с. ш. 80.524444° в. д. (G) (O) (Я)
Основан 1915

Диксон - посёлок городского типа на севере Красноярского края России .

Инфраструктура

Самый северный порт в России . Имеется аэропорт (с осени 2010 года его эксплуатация приостановлена из-за плохого состояния ВПП, это резко затруднило транспортное сообщение посёлка с другими регионами).

До 1 января 2007 года был административным центром Диксонского района Таймырского автономного округа.

Ныне посёлок находится в плачевном состоянии, численность населения составляет 632 жителя (2009 год), тогда как в 2004 году на Диксоне проживало 1113 человек, а в 1985 - около 5 тысяч.

Полярная станция (с 1916), на базе которой созданы радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория. Краеведческий музей. Ранее один из важных портов Северного морского пути, бункеровочная база морского флота, рыбозавод.

Население

Численность населения

1959 1970 1979 1989 2002 2009
3470 3889 4045 4449 1198 632

География

Расположен на побережье Карского моря, на западной оконечности Берега Петра Чичагова полуострова Таймыр и на острове Диксон, разделённых полуторакилометровым проливом.

Климат

Климат очень суровый. Отрицательные среднедневные температуры на Диксоне - с середины сентября до конца мая - начала июня. Температура августа (самого тёплого месяца) - +4,6 °C. Среднегодовая температура - 12 °C. Абсолютный минимум температуры был зарегистрирован 7 февраля 1979 года и составил 48,1 °C, абсолютный максимум температуры был отмечен 3 августа 1945 года, составив 26,9 °C.

Климат Диксона
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Средний максимум, °C 23 23 20 15 6 2 7 7 3 6 16 21 9
Норма осадков, мм 19,4 17,7 15,6 12,6 14,2 16,8 22,1 26,8 28,2 25,1 16,4 18,1 233
Средний минимум, °C 28 28 25 21 10 1 3 4 0 9 20 25 13

История

Посёлок был основан в 1915 году на острове, континентальная часть построена позже.

Крайнее расположение привлекает посетителей - Диксон посещает довольно большое количество людей, хотя добраться туда нелегко. Творческие люди написали много песен о Диксоне. В одной из них посёлок назван «Столицей Арктики» - сейчас это неофициальное название Диксона.

В 1942 году недалеко от посёлка произошло столкновение с немецким рейдером «Адмирал Шеер». Защитникам Диксона поставлен памятник.

Также поставлен памятник Н. А. Бегичеву.

Ди́ксон - посёлок городского типа на севере Красноярского края России, в Таймырском Долгано-Ненецком районе. Образует городское поселение посёлок Диксон. Является самым северным населённым пунктом России.

География

Расположен на побережье Енисейского залива, на западной оконечности Берега Петра Чичагова полуострова Таймыр и на острове Диксон, разделённых полуторакилометровым проливом. Полярный день длится с 5 мая по 10 августа, а полярная ночь - с 11 ноября по 1 февраля, неполные, сумеречные ночи, когда солнце не опускается ниже −18 градусов - чуть более половины года, с 18 марта по 27 сентября. Климат Климат очень суровый. Отрицательные среднедневные температуры на Диксоне - с середины сентября до конца мая - начала июня. Температура августа (самого теплого месяца) - +4,8 °C. Среднегодовая температура - −11,4 °C. Абсолютный минимум температуры был зарегистрирован 7 февраля 1979 года и составил −48,1 °C, абсолютный максимум температуры был отмечен 3 августа 1945 года, составив 26,9 °C.. Самый холодный месяц - февраль, январь является вторым самым холодным месяцем. По сравнению с мысом Челюскин, также расположенном на Таймыре, но севернее и восточнее, климат Диксона заметно мягче и не такой суровый, посёлок занимает второе место в Северном полушарии среди самых низких среднемесячных и минимальных температур июня (-3.3 °C и −17.3 °C соответственно) после Челюскина, с 4 июня до середины сентября, более трёх месяцев, средняя температура положительная, климатическая зима продолжается более восьми с половиной, но менее девяти месяцев, снег тает в среднем в середине июня и образуется в первой половине второй декады сентября. С января по март оттепели исключены. Абсолютный минимум температуры в Диксоне в мае на 0.1 градус выше, чем в Оймяконе, Оленьке и на мысе Челюскин соответственно (−28.8 °C и −28.9 °C).

Посёлок был основан 7 сентября 1915 года на одноимённом острове, континентальная часть построена позже. Остров носит своё название в честь шведского купца и путешественника Оскара Диксона (швед. Oskar Dickson; 1823-1897). В 1942 году недалеко от посёлка произошёл бой с немецким рейдером «Адмирал Шеер». До 1 января 2007 года был административным центром Диксонского района Таймырского автономного округа.

Население

Инфраструктура

Самый северный порт в России. Имеется аэропорт (с сентября по декабрь 2010 года его эксплуатация была приостановлена из-за плохого состояния ВПП, это резко затруднило транспортное сообщение посёлка с другими регионами). Полярная станция (с 1916), на базе которой созданы радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория. Краеведческий музей. Ранее один из важных портов Северного морского пути, бункеровочная база морского флота, рыбозавод. Имеет важное транспортно-логистическое расположение в стратегически важной точке Ледовитого океана.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.