Заказ экскурсий Online. Путеводитель по Фигересу: как добраться, на что посмотреть, где отдохнуть, шоппинг и отзывы Старый город Фигерас

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже.

Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова.

Список всех букв - это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв - гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч"о́рный"]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар"]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – ;
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] - апострофом;
  • ударный [´] - ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] - гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] - знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] - гласн., безударныйв [в] - согл., парный твердый, парный зв.л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] - гласн., ударныйн [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] - гласн., безударный [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] - гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным.

Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] - бодрый и [б’] - белка;
  • или [д]-[д’]: домашний - делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку ку ру за, дощечку , у чу сь, у лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у ´сл’и], ключ [кл’у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до "ма].
  • Новые дома [но"выэ да ма"].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы - гора = [го "ры] - [га ра"];
  • он - онлайн = [о "н] - [а нла"йн]
  • свиде те льница = [св’ид’э "т’и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре -ди [фп’ир’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста -ч’ка ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • - ёжиться [йо´ жыц:а], ёлочный [йо´ лач’ный], ёжик [йо´ жык], ёмкость [йо´ мкаст’];
    • - ювелир [йув ’ил’и´р], юла [йу ла´], юбка [йу´ пка], Юпитер [йу п’и´т’ир], юркость [йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • - ель [йэ´ л’], езжу [йэ´ ж:у], егерь [йэ´ г’ир’], евнух [йэ´ внух];
    • - яхта [йа´ хта], якорь [йа´ кар’], яки [йа´ ки], яблоко [йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • - приё мник [пр’ийо´мн’ик], поё т [пайо´т], клюё т [кл’уйо ´т];
    • -аю рведа [айу р’в’э´да], пою т [пайу ´т], тают [та´йу т], каюта [кайу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» - всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: - объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу "та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» - всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: - интервью [интырв’йу´ ], деревья [д’ир’э´в’йа ], друзья [друз’йа´ ], братья [бра´т’йа ], обезьяна [аб’из’йа´ на], вьюга [в’йу´ га], семья [с’эм’йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • - единение [йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • - январский [йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайи вр’э´м’ина], поезда [пайи зда´], поедим [пайи д’и´м], наезжать [найи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йи ц], учащиеся [уч’а´щ’ийи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийи м’и], суета [суйи та´],
    • лаять [ла´йи т’], маятник [ма´йи тн’ик], заяц [за´йи ц], пояс [по´йи с], заявить [зайи в’и´т’], проявлю [прайи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: - пьянит [п’йи н’и´т], изъявить [изйи в’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: - соловьи [салав’йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’йи’ х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи ], нет семьи [с’им’йи´ ], судьи [су´д’йи ], ничьи [н’ич’йи´ ], ручьи [руч’йи´ ], лисьи [ли´с’йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо н, шампиньо н, шиньо н, компаньо н, медальо н, батальо н, гильо тина, карманьо ла, миньо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё - [о],
    • е - [э],
    • ю - [у].
    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´ лтый], шёлк [шо´ лк], целый [цэ´ лый], рецепт [р’ицэ´ пт], жемчуг [жэ´ мч’ук], шесть [шэ´ ст’], шершень [шэ´ ршэн’], парашют [парашу´ т];
  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´ фка], лёгкий [л’о´ хк’ий], опёнок [ап’о´ нак], актёр [акт’о´ р], ребёнок [р’иб’о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´ н’], зеркало [з’э´ ркала], умнее [умн’э´ йэ], конвейер [канв’э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´ та], мягко [м’а´ хка], клятва [кл’а´ тва], взял [вз’а´ л], тюфяк [т’у ф’а´ к], лебяжий [л’иб’а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ ф], людям [л’у´ д’ам ], шлюз [шл’у´ с], тюль [т’у´ л’], костюм [кас’т’у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´ л’], бретелька [бр’итэ´ л’ка], тест [тэ´ ст], теннис [тэ´ н:ис], кафе [кафэ´ ], пюре [п’урэ´ ], амбре [амбрэ´ ], дельта [дэ´ л’та], тендер [тэ´ ндэр], шедевр [шэдэ´ вр], планшет [планшэ´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: - зе рно [з’и рно´], зе мля [з’и мл’а´], ве сёлый [в’и с’о´лый], зве нит [з’в’и н’и´т], ле сной [л’и сно´й], ме телица [м’и т’е´л’ица], пе ро [п’и ро´], прине сла [пр’ин’и сла´], вя зать [в’и за´т’], ля гать [л’и га´т’], пя тёрка [п’и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые - мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] - [б’]: б анан - б елка,
    • [в] - [в’]: в ысота - в ьюн,
    • [г] - [г’]: г ород - г ерцог,
    • [д] - [д’]: д ача - д ельфин,
    • [з] - [з’]: з вон - з ефир,
    • [к] - [к’]: к онфета - к енгуру,
    • [л] - [л’]: л одка - л юкс,
    • [м] - [м’]: м агия - м ечты,
    • [н] - [н’]: н овый - н ектар,
    • [п] - [п’]: п альма- п ёсик,
    • [р] - [р’]: р омашка - р яд,
    • [с] - [с’]: с увенир - с юрприз,
    • [т] - [т’]: т учка - т юльпан,
    • [ф] - [ф’]: ф лаг - ф евраль,
    • [х] - [х’]: х орек - х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] - всегда твердые (ж изнь, ц икл, мыш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] - всегда мягкие (доч ка, чащ е, твоей ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) - самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р ай , н ол ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум - значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з ав од , б люд о, ж из нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст опк а, ф ишк а, к ост юм, ц ирк, заш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш ], снег [с’н’э´к ], огород [агаро´т ], клуб [клу´п ];
  • перед глухими согласными: незабудк а [н’изабу´т ка], обх ватить [апх ват’и´т’], вт орник [фт о´рн’ик], трубк а [трупк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] - [в’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] - [н’], [р] - [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з ’ийа], рецензия [р’ицеэн’з ’ийа], пенсия [пэн’с’ ийа], ве[н’з’] ель, лице́[н’з’] ия, ка[н’д’] идат, ба[н’д’] ит, и[н’д’] ивид, бло[н’д’] ин, стипе[н’д’] ия, ба[н’т’] ик, ви[н’т’] ик, зо[н’т’] ик, ве[н’т’] илъ, а[н’т’] ичный, ко[н’т’] екст, ремо[н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканч ик [стака′н’ч’ик], сменщ ик [см’э′н’щ’ик], понч ик [по′н’ч’ик], каменщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульварщ ина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезж ий [пр’ийэ´жж ий], восш ествие [вашш э´ств’ийэ], изж елта [и´жж элта], сж алиться [жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» - как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’эщ’ ч’ исла´], с чем-то [щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ч’: ик], молодч ик [мало´ч’: ик], отч ёт [ач’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’: а´н’ик], разносчик [разно´щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´щ’: ик], грузчик [гру´щ’: ик], рассказчик [раска´щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [мущ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´щ’: ик], бороздчатый [баро´щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ращ’: ип’и′т’], расщедрился [ращ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [ач’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’ этна], тщательно [ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [ач’: о′т], отчизна [ач’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [пач’: о′рк’иват’], падчерица [пач’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [иж: ы´т’], розжиг [ро´ж: ык], уезжать [уйиж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ш: ый], расшитый [раш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’иш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [шт о′бы], не за что [н’э′ зашт а], что-нибудь [шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’т а´т’ил’], почта [по´ч’т а], предпочтение [пр’итпач’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шн а′], скучно [ску´шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] - буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’н ый], дачный [да´ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» - в сочетаниях:
    • стн → [сн] : местн ый [м’э´сн ый], тростник [трас’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестн ица, честн ый, известн ый, радостн ый, грустн ый, участн ик, вестн ик, ненастн ый, яростн ый и прочих;
    • стл → [сл] : счастл ивый [щ’:асл ’и´вый"], счастл ивчик, совестл ивый, хвастл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гигантск ий [г’ига´нск ’ий], агентск ий, президентск ий;
    • стьс → [с:] : шестьс от [шэс: о´т], взъестьс я [взйэ´с: а], клястьс я [кл’а´с: а];
    • стс → [с:] : туристс кий [тур’и´с: к’ий], максималистс кий [макс’имал’и´с: к’ий], расистс кий [рас’и´с: к’ий], бестс еллер, пропагандистс кий, экспрессионистс кий, индуистс кий, карьеристс кий;
    • нтг → [нг] : рентг ен [р’энг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц: а], мыться [мы´ц: а], смотрится , сгодится , поклониться , бриться , годится ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детс кий [д’э´ц к’ий], братс кий [бра´ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спортс мен [спарц: м’э´н], отс ылать [ацс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братц а [бра´ц: а], отц епить [ац: ып’и´т’], к отц у [к ац: у´];
  • «Д» - при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : поздн ий [по´з’н’ ий], звёздн ый [з’в’о´зн ый], праздн ик [пра′з’н ’ик], безвозмездн ый [б’извазм’э′зн ый];
    • ндш → [нш] : мундш тук [мунш ту´к], ландш афт [ланш а´фт];
    • ндск → [нск] : голландск ий [гала´нск ’ий], таиландск ий [таила´нск ’ий], нормандск ий [нарма´нск ’ий];
    • здц → [сц] : под уздц ы [пад усц ы´];
    • ндц → [нц] : голландц ы [гала´нц ы];
    • рдц → [рц] : сердц е [с’э´рц э], сердц евина [с’ирц ыв’и´на];
    • рдч → [рч"] : сердч ишко [с’эрч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подц епить [пац: ып’и´т’], двадц ать [два´ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заводс кой [завац ко´й], родс тво [рац тво´], средс тво [ср’э´ц тва], Кисловодс к [к’иславо´ц к];
  • «Л» - в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : солнц е [со´нц э], солнц естояние;
  • «В» - в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравств уйте [здра´ств уйт’э], чувств о [ч’у´ств а], чувств енность [ч’у´ств ’инас’т’], баловств о [баластв о´], девств енный [д’э´ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

И сочиняются невероятные истории. Знаковые для них места становятся самыми посещаемыми в городе и притягивают не только туристов, но и местных жителей, которые шаг за шагом исследуют жизненные пути этих персонажей. Кто является одним из самых эксцентричных героев Испании? Даем подсказку: он – обладатель необычных усов. Да, тот самый странный и фантастически талантливый Сальвадор Дали ! Он прославил маленький городок в провинции Жирона – Фигерас, где родился и провел немалую часть жизни. Сегодня отправляемся на прогулку по городу Фигерасу, по символичным местам, чтобы открыть новые детали биографии Дали и проникнуться той творческой атмосферой, которая его окружала.

Дом номер 6 этой маленькой улицы был свидетелем рождения Сальвадора 11 мая 1904 года и его детства до 8 лет. Здесь же располагалась нотариальная контора его отца, которая сейчас переживает процесс превращения в музей . Когда Сальвадору исполнилось восемь лет, семья переехала в другой дом на этой же улице, построенный в величественном стиле модернизма , где Дали имел свою первую мастерскую. Любопытно, что на улице, на которой пришел в мир создатель сюрреализма, также родились изобретатель и инженер Нарсис Монтуриоль (Narcís Monturiol) и поэт Карлес Климент (Carles Fages de Climent). Поэтому эту улицу называют улицей гениев. Может быть, ее атмосфера вдохновит и вас на создание своего шедевра!

  • Адрес: Carrer de Sant Pere, 1.
  • Контактная информация: http://www.mjc.cat/en/ .

В этой небольшой церкви, первое упоминание о которой восходит к 1020 году, крестили маленького Сальвадора, и он посещал мессы со своей семьей. Церковь пережила множество изменений и тяжелых испытаний: первоначальный римский архитектурный стиль со временем превратился скорее в готический. Но церковь смогла сохранить свою купель для крещения даже после сожжения во времена Гражданской войны и по сей день продолжает быть важным религиозным объектом в Фигерасе.

  • Адрес: Carrer de l"Església, 8.

Главная улица города, как и подобает, наполнена множеством магазинов, баров и ресторанов. В барах на этой улице многие творческие люди любили наблюдать за потоком людей, выбирая героев для будущих шедевров и наполняясь густой атмосферой жизни. Сальвадор Дали – не исключение. Одним из его любимых мест было кафе Astoria, за барной стойкой которого Дали можно было встретить по вечерам. С тех пор интерьер кафе претерпел множество изменений, и новым важным элементом убранства стали фото художника и некоторые его картины.

  • Адрес: Rambla, 15.

Фигерас (Figueres) - небольшой испанский городок, граничащий с Францией и представляющий продуктово-винную индустрию Каталонии , завоевал всемирную известность благодаря живописцу-сюрреалисту Сальвадору Дали, который здесь родился и провел значительную часть своей жизни. Позднее Дали построил в родном городе театр-музей, который сегодня занимает второе место по популярности и посещаемости после Прадо в Мадриде .

Помимо музея в Фигерасе стоит посмотреть на замок Castell de Sant Ferran, заглянуть в Музей игрушек или просто расслабиться за чашкой кофе в небольшом кафе на одной из старых улочек в центре города.

Как добраться до Фигераса

До Фигераса лучше всего добираться на поезде из Барселоны со станций Барселона-Сантс, Пассеи-де-Грасиа или Эль-Клот-Арраго (55 мин.; 18-26 EUR) либо из Жероны . Из Фигераса также выполняются регулярные автобусные рейсы в Барселону и другие пункты в Каталонии и южной Франции. Добраться от станции до музея Дали не составит труда: по всему городу расставлены указательные таблички, на худой конец можно пристать к местным, задав вопрос из одного слова - «Дали?» (ударение, разумеется, на «и»).

Из альтернативных вариантов есть аэропорт Жероны\Коста-Брава, оттуда в Фигерас следует прямой автобус (перевозчик Sagales).

Поиск авиабилетов в город Барселона (ближайший а/п к Фигерасу)

Как правило, большинство туристов едут в Фигерас на однодневную экскурсию из Барселоны, по дороге заезжая в очаровательный городок Жерона. Он славится древними городскими укреплениями, красивым собором и живописной набережной, близ которой продают множество побрякушек на миниатюрном «блошином» рынке.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Погода в Фигерасе

Кухня и рестораны

Местные каталонские блюда - это суп из бычьих хвостов, свиная колбаса (fuet и butifarra), паэлья и, конечно, гаспачо. Еще есть не очень полезные, но очень вкусные patatas de Olot - жареные ломтики картофеля с рубленой свининой.

Обходите стороной кафе и рестораны, расположенные между Carrer de Jonquera и Perelada to Muralla. Блюда съедобные, но изготавливаются, как правило, из продуктов не самого хорошего качества и рассчитаны на туристов, гуляющих вблизи музея Сальвадора Дали.

Карты Фигераса

Фигерас и музей Сальвадора Дали

Еще два городских must-see - каталонская готическая церковь Сан-Пере, созданная в 14 веке, и замок Сан-Ферран второй половины 18 века.

В Фигерасе стоит сходить в Музей игрушек (Museo de Juguetes) - здесь представлены более 4500 каталонских игрушек, некоторые из которых принадлежали известным испанским личностям, в том числе и Сальвадору Дали.

События

Помимо национальных местных праздников вроде Феста-де-Сант-Балдири (20 мая) и Феста-де-Сант-Пере (29 июня), в Фигерасе проходит знаменитый акустический фестиваль (конец августа-начало сентября), фестиваль игрушек 23 мая и Фирес-де-ла-Санта-Крю (с 30 апреля до 9 мая) с ремесленными, книжными и продуктовыми ярмарками.

Фигерас (кат. Figueres, исп. Figueras) - город в Каталонии, ; столица округа Альт-Эмпорда провинции . Это небольшой город с населением 40 000 человек. В провинции находится графство Alt Empordà, которое имеет богатую историю, охватывающую многие столетия. Благодаря этому появилось несколько музеев, которые находятся в районе Старого города.

О городе

Главной достопримечательностью города является музей всемирно известного художника Сальвадора Дали. Это наиболее посещаемый музей Испании после музея Прадо в Мадриде. Он часто рассматривается как часть однодневной экскурсии из Барселоны или из отелей сети Коста- Брава (Costa Brava).

Несмотря на наличие музеев Фигерас может стать приятным местом, чтобы провести здесь несколько ночей. Я обычно ищу отели на Букинге (по ), а посмотреть, нет ли где более выгодной цены, можно . Еще один вариант размещения в Фигерасе - аренда частных апартаментов. Такие предложения можно глянуть . Город, похожий на Жирон, является альтернативным местом отдыха по отношению к Барселоне со своими умиротворяющими кафе и Старым городом. Область Эмпорда будет увлекательна тем, кто интересуется историей и нынешним состоянием виноградарства и гастрономии северной Каталонии. Из-за этого Фигерас считается хорошим местом для однодневных экскурсий, а также из-за того, что добраться до него на машине можно за 15 минут и за 25 - на поезде от пляжей Коста-Бравы.

Название города означает "смоковницы", которые исторически растут на территории области. Местная молодежь часто называет его кратко "Фигуи".

Язык

Фигерас - это часть Католонии, которая является независимой частью Испании поэтому все жители, хоть и в разной мере, разговаривают на испанском. Несмотря на то, что каталонский язык был запрещен в языковом районе Франко, испанский здесь единственный язык, на котором разговаривают. Местные жители, которым за 60, говорят на диалекте спаталан, который в большинстве своем напоминает испанский, но с множеством каталонских слов, которые сложно понять иностранцам. Имейте в виду, что здесь каталонский язык такой же самостоятельный, как испанский, французский или итальянский. Он не является испанским диалектом.

Для тех, кто хочет немного выучить каталонсикй язык, следует помнить, что жители говорят на северном каталонском, который имеет сильное влияние французского языка из-за общения жителей Франции и Каталонии через их общую границу. Такое блюдо как “pa amb tomaquet” (хлеб с томатами) стало произноситься “pa amb tomate” с мягким призвуком "у" на конце слова. Существует много других примеров, однако самым сложным является то, что те слова, которые оканчиваются на "о", они произносят с длинным звуком "у" на конце. Если вы захотите произнести название соседних городов Каталонии, помните об их разном произношении. Если вы произнесете звук "th" как его произносят в Каталонии ("с"), то люди будут считать, что вы разговариваете по-испански.

Жители за 35 лет могут немного говорить по-английски или по-французски. Некоторые могут немного разговаривать на итальянском. Также в Фигерасе есть большая русская диаспора, которая может свободно выражаться на русском. Однако все равно эти языки редко встречаются. Те, кто говорит только на германских языках, могут столкнуться с трудностями в общении.

Как добраться

Самолетом

В аэропорт Жирона Коста-Брава (рейсы туда можно глянуть ) можно добраться благодаря большому количеству бюджетных авиакомпаний (это самый южный центр авиалинии Райнэйр), а затем от аэропорта на прямом автобусе Барселоны (обслуживаются компанией Sagales) до Фигераса. Расписание этих автобусов не идеально, особенно в летнее время. Поэтому более разумно сесть на автобус до железнодорожного вокзала и уже на поезде добраться до Фигераса. Автобусы этой же компании довольно часто совершают рейсы в и от Барселоны, если кто-то захочет заехать в Барселону по пути в Фигерас.

Поездом

От Барселоны можно добраться в Фигерас на поездах Barcelona Sants, Passeig de Gracia, or El Clot-Aragó. Билет в обе стороны на поезде экспресс или на Media Distancia (изначально Каталония экспресс, который впоследствии разделился на две линии) составит 28 евро и время в пути составит примерно 1 час 50 минут. Цена на областной билет составит 21 евро, а поездка составит 2 часа 10 минут. Местный железнодорожный вокзал находится в 10 минутах ходьбы от музея.

Автобусом

Автовокзал в Фигерасе находится прямо через площадь Plaça del "Estació от железнодорожного вокзала. Автобусы совершают регулярные рейсы в Барселону (останавливаясь в Estació del Nord) и другие достопримечательности Каталонии, например в южную Францию.

Подсказка:

Фигерас — время сейчас

Разница в часах:

Москва + 1

Казань + 1

Самара + 2

Екатеринбург + 3

Новосибирск + 5

Владивосток + 8

Когда сезон. Когда лучше поехать

Фигерас — погода по месяцам

Подсказка:

Фигерас — погода по месяцам

Основные достопримечательности. Что посмотреть

Стены замка Castell de Sant Ferran

(Дорога прямо от Музея Дали), +34 972 51 45 85. Замок был построен в середине XVIII века как крупнейший в Европе, и именно поэтому Фигерас стал значимым городом в регионе. На протяжении многих лет здесь находилась тюрьма (по иронии судбы с северной стороны через шоссе вы можете увидеть новую провинциальную тюрьму), и его захватывали войска Наполеона. Добраться до этого места можно за 10 минут от музея Дали. Можно наслаждаться прогулками по периметру замка (3 километра), наслаждаясь прекрасным видом на равнину Empordà с выходом к морю. Местные жители часто посещают это место, так как прогулки вокруг бесплатны и доступны в любое время суток. Также по разумным ценам (3 евро для взрослых с бесплатным аудиогидом) можно посмотреть интерьер замка, который меняется в зависимости от времени года. Для тех, кто хочет отдохнуть, на территории замка находится кафе.

Лицо Дали

(Нижняя часть бульвара Рамбла). Как дань своему уроженцу, Фигерас поместил изображение сюрреалиста в основу бульвара Рамбла. Лицо художника растягивается и искажается, если смотреть прямо на землю, но если посмотреть в выпуклое зеркало, которые находится рядом, то изображение примет правильные пропорции. Любой приезжий, который направляется в музей по пути от железнодорожного или автобусного вокзала, может пройти через это место и свободно сфотографировать изображение художника, которое становится проводником в мир Дали.

Улицы Старого города Фигераса

(К северу и югу от бульвара Рамбла). Жители города изначально селились вдоль реки, которая метко называлась Риера де Фигерас. Границы этой реки образовали ядро города, который сыграл хорошую роль при строительстве замка. В начале XIX века через реку был построен мост. В этом месте образовалось то, что теперь известно под названием Рамбла, что объясняет, почему Рамбла является центральной частью города и раем для тех, кто хочет мирно провести время в тени массивных деревьев, которые обрамляют ее. Улицы до сих пор хранят очарование Старого города. Будучи не только исторической, но и пешеходной зоной, как в Барселоне и Жироне, Фигерас - это довольно-таки приятное место для прогулок и посещения большого количества крупных брендовых магазинов, смешанных с местными предприятиями. В зависимости от времени года здесь часто проводятся ярмарки местных продавцов на бульваре Рамбла или главных площадях, которые обеспечивают людей дополнительными развлечениями.

Площадь Plaça de les Patates

(Пересечение улиц Carrer Tints, Carrer de la Murallaи и Carrer de les Bruixes). Первоначально название площади было "площадь картофеля", т.к. до 1950-х годов местные фермеры устраивали здесь ярмарки овощей. В настоящее время это тихая площадь, окруженная тенистыми деревьями и фасадами зданий XVII века. В то время как днем это место довольно-таки спокойное, к вечеру оно оживает, особенно в летнее время, так как в последние годы на площади было открыто два бара/кафе. Из-за того, что главным местом отдыха жителей до сих пор остается Пласа-дель-Соль с рядом баров и прилегающей стоянкой, многие приходят сюда, чтобы насладиться более приятной атмосферой в пешеходной зоне, где можно встретиться с друзьями и посидеть снаружи с напитками в летние месяцы.

В городе на дороге от Фигераса до Эмпуриабрава находится неофициальный музей старинных винтажных автомобилей. Некоторые красивые модели восстановлены, а некоторые даже выставлены на продажу.

Музеи. Какие стоит посетить

Театр-музей Дали

Находиться по адресу - площадь Гала-Сальвадор Дали, 5, +34 972 677 500, факс +34 972 501 666.

Этот музей в основном посвящен работам Сальвадора Дали. Сам музей является крупнейшей работой Сальвадора Дали. В зависимости от вашей заинтересованности в музее можно провести от нескольких часов до целого дня.

В центральном здании располагался городской театр, который долго оставался не пригодным к использованию, после того как был разбомблен во время Гражданской войны в Испании. Даже поклонники искусства Дали, посетив музей, могут приобрести полезный опыт и по-новому оценить творчество эксцентричного гения. В музее также находятся работы других каталонских художников и личная коллекция Дали, начиная от старых мастеров и заканчивая Марселем Дюшаном. Обратите внимание, что самая знаменитая работа Дали "Постоянство памяти" находится не здесь, а в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Некоторые другие крупные работы были изъяты испанскими властями и помещены в музей Прадо в Мадриде.

“Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон”. Это слова великого художника о его музее.

Примечание . Бронирование не обязательно, но желательно, чтобы не стоять лишние полчаса в очереди. По всему музею расположены монетные электронные устройства, поэтому возьмите монетки с собой, когда будете сдавать вещи в гардероб; попросите персонал разменять вам банкноты, если вам не будет хватать монет.

Наиболее известным полотном является “Дождливое такси” за 1 евро, которое находится в центре музея. Также за 1 евро можно взять аудиогид на одну комнату. Однако задумкой Дали была невозможнсть объяснения чего-либо посетителям: они должны понять то, что могут понять без посторонней помощи.

Также помните, что в летний период музей переполнен туристами. Не лучшим опытом будет посещение музея в выходные. Кроме того, лучше избегать посещения музея в пасмурные дни, так как невозможность похода на пляж делает музей обязательным для посещения.

Другие музеи

Museu del Joguet, Сант Пере,1. Отель “ ” (его можно увидеть с La Rambla), +34 972 504 585. В музее, посвященном игрушкам, находится около 4 500 экспонатов всех периодов истории. Здесь находятся игрушки знаменитых людей Испании, включая Дали. Вход составляет 6 евро для взрослых и 4 евро - для студентов, людей старше 65 лет и детей. Особенно интересным считается отдел роботов. В то время как туристической жемчужиной является Музей Дали, вы не должны оставить без внимания Музей игрушек в городе Фигерас.

Музей Эмпорда, Рамбла, 2 (непосредственно рядом с Ла Рамбла), +34 972 502 305. Это региональный музей, который находится в центре города. Здесь выставляются различные экспонаты - от археологических объектов, таких как древнегреческие вазы, найденные на территории города, до произведений искусства барокко и картин XX века. Коллекция современного искусства бледнеет по сравнению с тем, что представлено в Музее Дали, но здесь находится несколько работ, представляющих интерес.

Museu de la Tècnicadel "Empordà‎, Carrerdels Fossos, 12 (карьер Мантуриол у нижней части бульвара Rambla to FossoS), +34 972 508 820. Музей техники разных веков, начинавшийся как личная коллекция семейной пары 30 лет назад.

Эпиграф :

  • - Вам правда нравятся работы Сальвадора Дали?
  • - Нет. Я приехал сюда, чтобы идиоты думали, что я умный, образованный и разбираюсь в искусстве.
Речь пойдет о последнем более-менее крупном Испанском городе перед границей с Францией. Я прочитал, что однажды, после падения Барселоны, он даже несколько дней был столицей республиканской Испании. Как Вы поняли, сегодня словоблудить и демагогить я буду о городе Фигерас .
Раньше мой подопечный мог похвастаться самой большой в Европе крепостью:

Так выглядят ее останки сегодня, очень рекомендую полицезреть. После того, как угроза со стороны Франции стала призрачной, крепости нечего не осталось, как оставить себе функции туристического объекта.

1. При входе в крепость стоят вот такие гигиенически белые сторожевые башни для охраны:


С момента ухода охраны, их все чаще пытаются использовать не по назначению. К одной из них даже протоптали дорожку. Проблема заключается в том, что в этом регионе дуют безумно сильные ветра странствий, а ближайшее укрытие от ветра довольно далеко и к тому же платное.

2. На этом разрешите закончить вводную историческую часть и перейти непосредственно к прослушиванию дела о законном выносе мозга за пределы дозволенного. Я не знаю каким образом выживают другие подобные города, но моему подопечному очень повезло - в нем родился и жил Сальвадор Дали. Что бы сразу ввести Вас в атмосферу гениальности, разрешите познакомить Вас вот с этим:


Это обыкновенный скафандр, расположенный над входом в дом-музей гения. Для тех, кто не в теме, объясняю, оказывается, он символизирует начало погружения в подсознание. Вот так, не больше и не меньше. Гениально, неправда ли? Мне тяжело в этом признаться, но я могу нырнуть в свое подсознание и без скафандра, оно достаточно чистое и ничем не воняет (по крайней мере, пока).

3. А вот розовый дом-дворец, "обляпанный" снаружи и изнутри огромными каменными какашками:


Многие писатели отмечали ярко выраженную копрофагию (тягу к экскрементам) в творчестве Дали. Как не трудно догадаться, это здание он сам спроектировал. Он вообще здесь жил и работал. Я даже скажу более, он здесь умер и здесь же похоронен. Некоторые экскурсоводы, сами того не желая, пытаются "очернить" замысел автора и называют эти элементы украшения "булочками". Не позволяйте им этого делать!

4. Отодвигаю камеру и перехожу к общему плану:


Нет, это не центральный офис компании МТС (Мобильные Теле-Системы), здесь на тариф "ноль" переходить и не думают. Это градообразующее предприятие нашего городка, где полностью отсутствуют какие-либо производства, кроме этого. Здесь за счет "культуры" куется бюджет как минимум всего региона.

5. Согласно древнегреческой мифологии из яйца родилось первое двуполое существо, яйцо является символом зарождения новой жизни, да и вообще оно будоражит умы людей с древних времен. Будоражит то оно и будоражит, но не до такой же степени, чтобы забросать куриными яйцами крышу башни! Здесь, как говорится, даже куры нервно курят в сторонке.


Помните как в бременских музыкантах:
  • - Скушай, доченька, яйцо диетическое. Или, может, обратиться к врачу?
  • - Ни-че-го я не хо-чу!
6. Надо отдать должное, Сальвадор Дали - отличный пример коммерчески успешного художника. Я вынужден признать, он гениальный продавец! В лучах его коммерческой славы умудряются до сих пор купаться многие наши современные деятели искусств. Но не будем о грустном...

7. Кстати, я знаю об одном не менее эпатажном домике в поселке Таватуй в Свердловской области, но о нем мало кому известно:


Дом напоминает ракушку. Из ракушки тоже можно вывести кучу разных "начал". Она является доказательством присутствия божественного ряда Фибоначи в живой природе... Дом жилой.

8. А вот уже кому-то навеяло в Москве:


Ну это так, лирическое отступление:-)

9. Весь город Фигерас пронизан духом Дали, все что приносит хоть мало-мальскую копеечку, а точнее центик, так или иначе связано с именем мастера. В обувном магазинчике Вам расскажут как сам Дали покупал у их дедушки ботинки. В ламбарде ошарашат вас информацией, что у них жена друга Дали закладывала свое калье, подаренное самим Дали. Ну и так далее... Заветные четыре буквы в этом городе добавляют пару порядков к стоимости любого товара. Вот вроде бы ничем не примечательное кафе:


где Вы можете насладиться чашечкой кофе с еще одним символом утекающего времени - растекающимся циферблатом:

В этом кафе мне рассказали, что сюрреализм закрепился в их городе не сразу, а только после череды голодных обмороков... :-)

10. Сам Сальвадор Дали признавался, что не всегда может рассказать о том что создал. При подходе к музею стоит фигура под названием "Ньютон". Всю фигуру я не фотографировал, а вот нога меня заинтересовала:


Не знаю как сам Дали, но я точно могу рассказать об этом. Этим он хотел нам всем сказать, что есть на свете грабли, на которые лучше не наступать!

11. Еще мне понравилась вот эта дверная ручка:


Ручка сделана в виде любимого мотива художника - палочек на подпорках, а не то что Вы подумали:-)

12. Что-то вспомнилась заметка Хачатуряна, в которой он описывает свое первое знакомство с Дали. При первой встрече Эйнштейн идиотизма, позволил себе голым на детской палочке-лошадке обскакать Хачатуряна под его же музыку "Танец с саблями". На мой взгляд Хачатурян поступил достойно, пожал плечами и вышел.

13. Еще мне известно, что работы Дали вдохновляли республиканцев на создание особых пыточных камер для пленных франкистов во время Гражданской войны в Испании. Помимо кроватей под углом в 20 градусов и пола с беспорядочно приделанными кирпичами, на стенах висели картины Дали. Может быть они просто закрывали дыры в стене? Хотя нет, дыры лучше. Ну это я так, до кучи...

14. Не только воинственно настроенные, но и спокойные наблюдатели этой жизни не довольны увиденным. К правительству Каталонии часто обращается группа местной интеллигенции с просьбой закрыть этот безнравственный и антихудожественный, по их мнению, музей. Они требуют провести экспертизу и признать Дали сумасшедшем, ну то есть невменяемым.

15. Поднимаю голову вверх и вижу вот этого человека с немым вопросом "Почему рыба не ловится?"


Мой ответ такой: либо невод худ, либо рыбы вообще нет тут.

16. В заключении хотелось бы обратиться к Вам, дорогие мои читатели. Несмотря на то, что Фигерас довольно заезженное место, я рекомендую все-таки его посетить. Тех, кто провел детство с Винтиком, Шпунтиком, Буратино, бедным Пьеро, страдающем по Мальвине, Чебурашкой и Крокодилом, сюрреализмом не запугаешь! :-)
Спасибо, что дочитали.

  • Домашняя страница автора:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.