Зандан жуу. Дацаны Бурятии: Эгитуйский дацан

Требование это можно рассматривать, как беспрецедентное, так как в буддийской традиции она приравнивается к живому Будде и несет в мир безграничное благословение.

Представители Традиционной буддийской сангхи России никак не прокомментировали этот инцидент. Однако известно, что эти китайские граждане не представлялись и не предъявляли никаких документов.

По мнению юриста Традиционной сангхи России Биликто Дугарова , скорей всего, это мошенники, которые предприняли попытку провокации.

Цели этой провокации, скорей всего, лежат вне плоскости религиозных отношений. Вряд ли это представители какой-то буддийской организации Китая. Вероятно, это частные лица иностранного происхождения, соответственно ими должны заниматься российские спецслужбы, – отметил Биликто Дугаров.

Тем не менее, это повод вновь напомнить общественности об огромной значимости этой буддийской святыни.

Прижизненное изображение Будды

По мнению известного российского буддолога Андрея Терентьева , в буддийской традиции махаяны указывается несколько скульптурных и живописных портретов, сделанных еще при жизни Будды. Однако лишь одно из этих изображений считается дошедшим до наших дней. Это как раз и есть известная статуя Сандалового будды Зандан Жуу, которая находится в Эгитуйском дацане.

Изначально это была скульптура «в натуральную величину» (то есть около 2 м) скульптура из гоширши (разновидность сандалового дерева), изготовленная по заказу раджи Удаяны на 38-м году жизни Шакьямуни.

Впервые эта история была зафиксирована письменно в китайском переводе «Экоттара-агама-сутры» расширенной махаянской версии «Ан-гуттара-никаи», составленной тохарским монахом Дхармананди в 385 году. Устное предание должно быть намного древнее этого года, так как уже в кушанское время была известна другая версия этой легенды, согласно которой изготовление статуи связывается с раджей Прасенаджитом, а не Удаяной.

Согласно одной из версий этой легенды в IV веке кашмирский монах Кумараяна, желая спасти эту святыню от местных войн, перенес ее в Центральную Азию, где буддизм тогда процветал. Он остановился в одном из оазисов Великого шелкового пути – в Куче. Правитель Кучи повелел ему жениться на своей младшей сестре и стать духовным вождем государства. А его сын, Кумараджива (344- 413), стал настолько знаменитым буддийским мудрецом, что в Кучу были направлены китайские войска, чтобы захватить Кумарадживу и привезти его в Китай.

Сандаловый Будда в Китае

В 384 году Куча пала и Кумараджива был доставлен в Китай вместе с этой статуей. До 417 года статуя оставалась в Чанъани, затем переехала в Цзянькан, где содержалась в монастыре до 588 года. Во время военных действий этот монастырь был разрушен, но статую спас монах по имени Чжу-ли, который переправил ее в Янчжоу, в Цзянсу, а в 614 году изготовил копию этой скульптуры. Очевидно, были сделаны и другие копии, поскольку японский паломник Эннин, посетивший Китай в 838 году упоминает уже четыре статуи Сандалового Будды.

В 970 году еще одна копия была сделана по заказу японского пилигрима Тёнэна (938-1016) и увезена в Японию. Там она и по сей день считается наисвятейшей реликвией японского буддизма. В 1018 году она была установлена в зале Сяка храма Сэйкадзи, где и находится по сей день.

Рассказывал об истории Сандалового Будды и знаменитый Чжан-чжа хутухта Ролби Дорже (1717-1786): «…И после воздвигли святыню Зандан Жуу в великой обители «Минжунсы» – города, находившегося на месте нынешнего Пекина во времена династии Дай Жина Чжурчжэньского. Впоследствии все императоры, унаследовавшие трон, оказывали ей высочайшие почести, построив множество храмов… А во времена великой монгольской династии Дай Юань Зандан Жуу установили в монастыре Шэнъансы. По приказу императора Хубилай-Сэчена (Мудрого) построили вихар-монастырь на месте нынешней великой Белой ступы (Байтасы) и учредили многочисленный монашеский орден, оказывали беспримерные и беспрестанные почести и проводили молебны. Последующие юаньские императоры (монгольские) и цари минской династии молились и поклонялись также усердно и прилежно. Наступило время династии Чин (Цин), четвертый год императора Канси. Милостивый чакравартин, воплощение бодхисаттвы Манджушри, издал указ построить новый храм под названием «Чрезмерная милость» вблизи заветного града на северо-западе в чертогах желтого города, и перенесли туда драгоценный Жуу».

Из российских исследователей первым об этой статуе написал Д. Позднеев, который, в частности, отмечал, что именно в монастыре Сандалового Будды у подножия этой статуи состоялась историческая встреча Дзанабазара и императора Канси. Они оба сидели на одном ковре, вспоминая, вероятно, об исторической встрече Пагба-ламы с императором Хубилаем.

Как Зандан Жуу попал в Бурятию

В 1900 году во время боксерского восстания в Китае монастырь Сандансы был разрушен, а статуя перевезена в храм бурятского поселка Еравна – в Эгитуйский дацан.

Известны три версии перевозки статуи на территорию России. Так, Базар Барадин сообщал, что ее туда перевезли сами китайские монахи, спасая от французских погромов при подавлении боксерского восстания в Пекине. По второй версии, изложенной А. М. Стрелковым, монахи увезли ее в Утайшанъ, а там буряты, а именно эгитуйский лама Эрдени Соржо (настоящее имя его – Гомбо Дорже ), ее выкупили и привезли в Еравну. Согласно третьей версии, бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из монастыря и спасли ее от гибели. Потом зимой 1901 года в качестве трофея они доставили статую в Бурятию.

После пожара китайские монахи, по разным сведениям, собрали пепел, оставшийся от сгоревшего монастыря, в несколько больших кувшинов. Эти кувшины являются религиозной реликвией, которой до сих пор поклоняются.

Как бы там ни было, в январе 1901 года статуя была установлена в Эгитуйском дацане. В 1935 году советская власть разгромила дацаны, и статуя попала в фонды Антирелигиозного музея Улан-Удэ. Тогда же вынули из ур-на-коши Будды вставленный туда тысячи лет назад алмаз и разбили ушнишу статуи, после чего исчезли хранившиеся там священные вложения. Сама статуя, не представлявшая, по мнению большевиков, «валютной ценности», уцелела.

Возвращение в Эгитуйский дацан

25 сентября 1991 года статуя была возвращена в отстроенный заново Эгитуйский дацан. Как рассказал «Байкальской правде» известный журналист и писатель Александр Махачкеев, который тогда работал в Министерстве культуры РЬ, ему пришлось в то время участвовать в процессе передачи статуи Эгитуйскому дацану.

Как говорят, когда Сандалового Будду вывозили из Еравны, люди бросали в грузовик деньги. Тогда на сотрудников правоохранительных органов это произвело огромное впечатление, потому что в Улан-Удэ грузовик приехал буквально заполненный деньгами. – рассказал Александр Махачкеев .

По его словам, когда было принято решение о передаче Зандан Жуу буддистам, ему было поручено организовать этот процесс.

Священная статуя хранилась на втором этаже нынешнего Одигитриевского собора – там располагался Антирелигиозный музей. С величайшими предосторожностями мы спустили статую по лестнице со второго этажа и погрузили в машину. Считаю, что Зандан Жуу спас меня от сильной травмы. Ведь каменные ворота собора очень узкие, машина буквально шоркнула бортом по каменному столбу и мне чуть не отхватило пальцы. Но, видимо, благодаря помощи Зандан Жуу я вовремя спохватился и убрал руку.

По мнению Андрея Терентьева , прижизненная скульптура стоящего Будды действительно существовала, и именно она послужила прототипом для художников Гандхары, Матхуры и Бамьяна. К IX веку в Китае было, по крайней мере, четыре копии этой статуи. Какая из них попала в Пекин, сейчас сказать трудно.

В настоящее время в Эгитуйском дацане находится та статуя, которая стояла более тысячи лет в Пекине. Бурятский Зандан Жуу, совершенно необычно глядящий вверх, покрытый темной сандаловой пастой и тремя слоями китайской сусальной позолоты, в точности соответствует описанию Ролби Дорже и других очевидцев, упоминающих эти особенности.

Размер текста:

Живое духовное учение распространяется не только через беседы с Учителем и чтение книг, но и посредством зрительного восприятия произведений искусства, интерьера, архитектуры храмов. Обучение через наблюдение связано с наглядной моделью макрокосмоса вселенной и микрокосмоса человека. Это наблюдение позволяет увидеть тончайшие духовные переживания и нравственные качества: любовь, радость, доброту, мудрость. Примером такого распространения знаний являются религиозные святыни.

Одна из почитаемых святынь буддийского мира – статуя Сандаловый Будда, Зандан Жуу, находящаяся в Эгетуйском дацане Бурятии. Он считается живым Буддой – его изображения несут благодать. На танках у него особая иконография: он стоит, с большими длинными руками почти до колен, среди цветов и пейзажа. Это такой телесный человеческий Будда, подобный Будде Майтрейе, но в то же время находящийся среди благодатных небесных миров.

Статуя Сандалового Будды считается дошедшим до наших дней прижизненным изображением Будды Шакьямуни, сделанным по заказу раджи Уддияны. Есть легенда, записанная тохарским монахом Дхармананди в 385 г. н.э. (в китайском переводе Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи по сведениям А.А.Терентьева), что Просветленный был в это время на небесах Тридцати Трех Богов, проповедуя Дхарму своей матери Майе, переродившейся там после смерти. Раджа Прасенаджит возжелал видеть Просветленного и повелел изваять его статую. Маудгальяна, ученик Будды, достигший чудесных способностей, перенес мастеров на небеса, где они встретились с Просветеленным. Мастера были возвращены на землю и изваяли статую из сандалового дерева «гоширша» в натуральную величину около двух метров. высотой.

Когда Будда Шакьямуни вернулся в земной мир, статуя приветствовала его,сделав 6 шагов. И Просветленный сделал пророчество, что она будет перемещена на север, и там произойдёт расцвет буддизма.

В китайских источниках есть сведения о ее перемещении из Индии того времени. В IV веке монах Кумараяна из Кашмира, чтобы спасти статую от местных войн, увез ее в Центральную Азию, где в Куче (городе-оазисе Великого шелкового пути) был вынужден жениться на сестре правителя Дживаке и стать духовным наставником в государстве.

Его сын Кумараджива стал знаменитым буддийским мудрецом. Слава его стала так велика, что в 384 году китайские войска осадили Кучу, чтобы захватить Кумарадживу и привезти в Китай. Вместе с ним была перевезена статуя Сандалового Будды, после чего последовал взлет буддийской мысли в Китае.

В начале VIII в. жены тибетского царя Сронцзангамбо из Непала и Китая привезли буддийские реликвии, и среди них статую Сандалового Будды, в Тибет. Непальская принцесса Бхрикути почиталась как Зеленая Тара, а китайская принцесса Вэнь-чэнь как Белая Тара. И уже при следующем правителе, царе Тисрондэцане, буддизм стал государственной религией Тибета.

По другим китайским источникам статуя попала сначала в Монголию во время правления Чингиз-хана в XIII в. и потом была перевезена в Китай, где неизвестно сколько лет хранилась в провинции Ли, в специально для нее выстроенном монастыре Сандан-Сы – «Монастырь Сандалового будды».

История ее пребывания в России удивительна.

В Китае в 1890-1901 гг. разразилось Боксерское восстание (Ихэтуаньское восстание, тайное общество И-хэ-цюань «Кулак во имя справедливости согласия»). В июне 1901 года Пекин был захвачен повстанцами, сожжен и разгромлен. Статуя Сандалового Будды хранилась в монастыре Сандан-сы - «Монастырь Сандалового Будды», где все буддийские паломники Монголии, Бурятии и Тибета поклонялись ей, посещая Пекин. Востоковед и один из старейших русских буддистов В.М. Монтлевич пишет об этом: «Но обрывки сведений о самом похищении сохранились, и эти сведения более или менее достоверны, ибо поведал их мне в 1969 г. известный русский востоковед Борис Иванович Панкратов, долгие годы (32 года, с 1916 по 1948 гг.) проведший в Китае.

Зимой 1901 г., после разгрома Боксерского восстания, бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в самом монастыре, вывезли статую. Руководил операцией начальник русской почты Гомбоев. Статую положили на сани, укрыли соломой и рогожей и замаскировали провиантом и почтовым реквизитом. Всего было двое саней, статую везли на вторых, как бы грузовых, санях. Можно представить благоговейный трепет и отчаянный восторг тех, кто исполнил это смелое и опасное предприятие, ведь они совершили религиозный подвиг ради распространения Учения, безусловно, исполняя наказ не известных нам и почитаемых учителей и лам. Исполнители знали, что есть поверье: там, где находится Сандаловый Будда, там и центр буддийской религии. Какой верующий не восхитится душой считать таковым центром свою страну и свой дацан. Без особых приключений статуя прибыла в Забайкалье и была укрыта в Эгитуйском монастыре (дацане).

Тогда была изготовлена металлическая копия статуи и размещена в Эгитуйском дацане; оригинал был тщательно укрыт в секретном месте. Эта мера предосторожности была вполне уместна.

Восстание в Китае было жестоко подавлено силами Англии, Германии, России, Японии и Франции в сентябре 1901 г. И вскоре в Бурятию приехали японские эксперты на поиски знаменитой статуи. Японцы имели сведения, что статуя находится в Эгитуйском дацане. Приехавшим показали металлическую копию, и они вынуждены были в полном разочаровании уехать.

После революции, в тридцатых годах, когда буддизм был в опале, Сандаловый Будда на долгие годы становится «арестантом» – он хранится в застекленном шкафу на втором этаже Одигитриевской церкви г. Улан-Удэ, где разместились фонды Краеведческого музея. И, надо сказать, что это была счастливая для статуи судьба, ибо в те лихие годы в огне и неприглядных условиях хранения гибло множество замечательных религиозных памятников старины. Только в 80-х годах статую вернули верующим, поместив уже не тайно, а открыто в тот же Эгитуйский дацан, где стояла когда-то металлическая копия».

Предсказание сбывается, и появление Зандан Жуу в Забайкалье в ХХ в. является благим предзнаменованием для развития Дхармы в России.

Статуя Сандалового Будды как бы эманирует из себя буддийское учение, создавая условия для всех взаимодействующих с ней в виде кармических ситуаций, благоприятных для процветания Дхармы. Статуя проявляет себя как живой Будда, вызывая интерес к текстам и учению, пробуждая стремление к изучению буддийского мышления – возможности практики Дхармы.

Зандан Жуу (Сандаловый Будда или Сандаловый Владыка ) - скульптура Будды высотой 2 м 18 см, сделанная из сандалового дерева , по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны .

Обретение Зандан Жуу Эгитуйским дацаном

Зимой 1901 года Сандаловый Будда оказался в Забайкалье . После разгрома Боксёрского восстания , бурятские казаки , пользуясь суматохой и разрухой в Пекине , и пожаром в монастыре Сандан-сы («Монастырь Сандалового Будды»), где в то время хранилась статуя, вывезли её. Руководил операцией начальник почтово-телеграфной службы российского посольства в Китае Н. И. Гомбоев. Бурятские казаки вынесли драгоценную статую из горящего монастыря, и тем самым спасли от гибели в огне. В качестве трофея скульптуру с большими предосторожностями на санях доставили в Бурятию .

По другой версии, Зандан Жуу доставили в Еравну благодаря невероятным усилиям соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью . По прибытии была изготовлена металлическая копия статуи, которую поместили в Эгитуйском дацане, оригинал же был спрятан. Во время Гражданской войны японские интервенты узнали о местонахождении Зандан Жуу. По приезде им показали металлическую копию, и они уехали ни с чем.

В 1930-х годах Сандаловый Будда хранился в Одигитриевском соборе в городе Улан-Удэ , где размещались тогда фонды Краеведческого музея.

В 1980-х годах статую вернули верующим. 25 сентября 1991 года Зандан Жуу вертолётом перевезли в Эгитуйский дацан .

22 апреля 2003 года вышло Решение Буддийской традиционной сангхи России : «Утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу, Атлас тибетской медицины , Драгоценное тело Хамбо-ламы Итигэлова ».

Храм Сандалового Будды

Некоторое время статуя хранилась в дугане Эгитуйского дацана , в небольшом деревянном одноэтажном здании, не приспособленном для хранения культурных и исторических ценностей. В связи с этим Буддийская традиционная сангха России приняла решение о строительстве специального помещения для хранения с поддержанием постоянного микроклимата. 25 июля 2008 года храм Сандалового Будды был открыт.

Буддийская легенда о появлении статуи

Согласно тохарскому монаху Дхармананди (385 г. н. э., Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи), Будда был на небесах Тушита , проповедуя Дхарму своей умершей матери Майе. Прасенаджит хотел видеть Просветлённого владыку и велел сделать его статую. Маудгальяяна перенёс мастеров на небеса, где они встретились с Буддой. После возвращения мастера изваяли статую в натуральную величину из сандалового дерева. Когда Будда Шакьямуни вернулся на землю, статуя сделала шесть шагов навстречу ему, тогда он и сделал пророчество, что она будет перемещена на север, и там произойдёт расцвет буддизма.

Воздействие статуи на верующих

Не все могут находиться у Зандан Жуу: некоторые не выдерживают, выходят из храма. Другие, наоборот, обнаруживают, что прошло несколько часов с того момента, как они сели напротив Сандалового Будды. Считается, что святыня устраняет негативные деяния, дарует долгую жизнь, даёт установку на удачу, счастье, здоровье, если молящийся надеется на него и верит в это от чистого сердца.

Напишите отзыв о статье "Сандаловый Будда"

Примечания

Литература

  • Буряты /Отв. ред. Абаева Л. Л., Жуковская Н. Л.; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Михлухо Маклая. - М.: Наука, 2004

Отрывок, характеризующий Сандаловый Будда

– О, это было бы так ужа… – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой.
Вечером этого дня Николай никуда не поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. Когда он покончил дела, было уже поздно, чтобы ехать куда нибудь, но было еще рано, чтобы ложиться спать, и Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось.
Княжна Марья произвела на него приятное впечатление под Смоленском. То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание. В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Однако он собирался уезжать, и ему в голову не приходило пожалеть о том, что уезжая из Воронежа, он лишается случая видеть княжну. Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил.
Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно.
«Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами.
– Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение.
– От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам.
– Ну, хорошо, спасибо, ступай!
Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись.
– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».

В далеком бурятском дацане хранится статуя будды шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Речь идет о сандаловом будде, который в искаженном бурятском произношении зовется по-тибетски зандан - жуу.

Неизвестная святыня.

В далеком бурятском дацане хранится статуя будды шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Речь идет о сандаловом будде, который в искаженном бурятском произношении зовется по-тибетски зандан - жуу. Эту статую можно сравнить с туринской плащаницей или с черным камнем каабы. Да что далеко ходить, ее значение для буддийского мира сопоставимо с деревом бодхи в бодхгайе или сингальским зубом будды. Но в отличие от всех вышеперечисленных религиозных реликвий бурятский зандан - жуу в буддийском мире почти неизвестен. В чем же дело? Бурятию уже трудно назвать "Медвежьим Углом", богом забытым местом, сведения о котором можно найти, внимание, только в записках редких путешественников. Эпоха интернета уравняла всех, и турагентства соревнуются в изощренных методах "Раскрутки" брендовых объектов республики. Почему, в таком случае, сандаловый будда остается святыней местного значения, в отличие от, скажем, нетленного тела итигэлова, паломничество к которому уже приобретает международный размах?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, так ли уникальна и священна статуя будды, хранящаяся в эгитуйском дацане. За последние годы о ней вышли две серьезные научные работы чешского религиоведа Любоша белки и известного петербургского буддийского деятеля Андрея Терентьева. Многое из того, что будет сказано в этой статье, почерпнуто из этих работ.

История странствий сандалового будды.

Буддийская легендарная традиция утверждает, что прижизненное изображение будды шакьямуни из сандалового дерева было изготовлено на небесах, куда будда чудесным образом переместился для того, чтобы преподать учение своей матери, которая переродилась богиней. Правитель одного из мелких индийских государств того времени раджа Удаяна затосковал об исчезнувшем учителе и велел нескольким скульпторам отправиться на небеса и изваять там точную его копию. Будде статуя понравилась, и после своего возвращения на землю он объявил ее своим заместителем. Впоследствии, в течение двух с половиной тысяч лет сандаловый будда странствовал по Азии. В III в. статуя попадает из Индии в Китай, откуда, в свою очередь, ее перевезли в центральную Азию, в город куча, столицу государства древних индоевропейцев юэчжи. Позднее статуя, возможно, побывала в тибете, где с нее сняли копию, которую тибетские буддисты считают главной своей святыней. Еще одна копия сандалового будды была увезена в Японию, где хранится до сих пор в одном из храмов Киото. Статуе поклонялся хубилай - хан, по заданию которого сандаловый будда был доставлен в ханбалык самим Марко поло. Знаменитая статуя стоящего будды в афганском бамиане, уничтоженная талибами, также является ее увеличенной копией. Наконец, зандан - жуу обрел временное пристанище в Пекине, где стал главным сокровищем маньчжурского императорского двора.

Пылающий Пекин.

1900 год стал для дряхлеющей цинской империи катастрофичным. Возмущенные агрессивной колониальной политикой европейских держав и Японии, китайские крестьяне и ремесленники стали объединяться в отряды и громить посольские кварталы. Россия была в числе 8 других держав, которые пострадали от действий мятежников, и присоединила свои войска к иностранному карательному контингенту. В результате каратели ворвались в столицу и подвергли форменному разграблению императорский квартал Пекина - запретный город. Европейцы грабили дворцы и, заметая следы, сжигали их. Сохранилось воспоминание одного из очевидцев происходившего грабежа: "солдаты, зарывшись с головой в сундуки красного лака, копались в вещах императрицы, другие ворошили груды парчи и шелков, кто рассовывал по карманам или просто ссыпал в рубаху или фуражку рубины, сапфиры, жемчуга, горный хрусталь; кто увешивался драгоценными жемчужными ожерельями. Растаскивали часы с каминов, снимали часы со стен; саперы орудовали топорами, расколачивая мебель в щепы, чтобы выбрать драгоценные камни, которыми были инкрустированы дворцовые кресла. Один из них очень усердно старался разрубить прелестные часы в стиле Людовика XV, чтобы извлечь циферблат, на котором сверкали хрустальные цифры; он вообразил, что это бриллианты" (ссылка.

Операция "Срочная Эвакуация".

Та же участь ожидала и храм сандалового будды с его драгоценным содержимым. Однако находившиеся в составе российского контингента бурятские казаки из забайкальского казачьего войска по просьбе монгольских лам успели тайно вывезти статую из города. В течение нескольких лет они везли ее в Бурятию. Операция координировалась начальником почтовой службы российского посольства Николаем гомбоевым, небезызвестным и вездесущим Агваном Доржиевым и настоятелем эгитуйского дацана ламой зодбоевым. Как сообщается в исследованиях: "Ее Везли на Санях, Укрыв Соломой, Рогожей, Замаскировав Провиантом и Почтовым Реквизитом" (ссылка. Когда статую привезли в Бурятию, было решено определить ее в отдаленный дацан, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания. Российские власти понятия не имели о дерзком поступке бурятских казаков, а если бы узнали, то, вероятно, расценили бы его как опасное должностное преступление. Операция не вышла за пределы "Бурятского Круга".

Парящая статуя.

Статуя сандалового будды представляет собой изображение будды шакьямуни высотой в 2 метра 18 сантиметров вместе с небольшим постаментом. Вопреки названию, сама статуя, как показал анализ, выполнена из липы и покрыта сверху слоем сандаловой пасты. Имеются сведения, что верхнюю часть головы зандан - жуу изначально украшал Рубин или алмаз, а внутрь статуи были помещены мощи будды. Эти ценные артефакты, вероятно, были похищены в 1935 году, когда статую перевозили из эгиты в Улан-удэ. Традиция утверждает также, что статуя не покоится на постаменте, а как бы парит в воздухе на волосок от него. Потому проверить ее подлинность, якобы, можно, проведя шелковую нить между подошвами ступней и основанием. Однако такой проверки не проводилось, равно, как и полноценного научного анализа возраста древесины. И это несмотря на то, что статуя некоторое время находилась на хранении в одигитриевском музее, который служил музейным хранилищем, и на реставрации в эрмитаже. В 80-х годах прошлого века статую вернули эгитуйскому дацану.

Китай возврата святынь требует.

Посещая отделы дальневосточного искусства в лувре или британском музее, вы можете видеть старинные фарфоровые вазы и панно, попавшие туда в результате разграбления запретного города в 1900 году. Китай уже давно требует от западных стран и Японии возвращения ценностей. Только в том случае, если договориться не удается, китайские власти и крупный бизнес выкупают утерянные предметы на аукционах. Так, на сегодняшний день выкуплено около 200 единиц на общую сумму в 33 миллиона долларов США (ссылка. Для правительства КНР дело чести восстановить запретный город в прежнем виде и закрыть позорную страницу истории своей страны. Это, однако, только капля в море, поскольку число таких экспонатов, по некоторым оценкам, равняется полутора миллионам. Китай понимает это и ставит цель вернуть, по крайней мере, самое ценное.

Странная ситуация.

В случае с сандаловым буддой - ситуация странная, если не сказать неразрешимая. Фактически в этой истории буряты обвели вокруг пальца и Китай, оставив его без шедевра мирового значения, и Россию, которой придется решать эту проблему, если на нее обратят внимание власти соседней державы. Официально в Китае считается, что статуя сандалового будды сгорела вместе с храмом, в котором она хранилась. Но мало ли шедевров, считавшихся безвозвратно утерянными, возвращались к своим владельцам?

В 2003 году буддийская традиционная сангха России признала статую зандан - жуу одной из трех буддийских святынь России. Однако на федеральном уровне признание эгитуйской святыни подлинным памятником буддийского искусства, вывезенным из Китая, сталкивается с вопросами культурной дипломатии.

Странствия не окончены?

Один мой петербургский коллега как-то высказал мысль о том, что ни в интересах Бурятии, ни в интересах России продвигать в средствах массовой информации вопрос о сандаловом будде. Рано или поздно это приведет к тому, что КНР пришлет своих экспертов и потребует возврата святыни в Пекин. Но, с другой стороны, такое продвижение уже началось. Упомянутые мною исследования белки и Терентьева написаны на английском языке и наверняка уже известны китайским коллегам.

Суждено ли зандан - жуу остаться святыней местного значения, "Внутренним Бурятским Делом" или когда-нибудь вопрос о сандаловом будде войдет в повестку российско - китайских отношений? Ясно одно, сандаловая статуя будды является заложником ситуации, а, значит, ее странствия еще не завершены. (С) Николай цыремпилов.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

До наших времен сохранился удивительный памятник Будды, созданный еще при жизни самого Учителя Шакьямуни. Называется памятник Сандаловый Будда. Еще удивительнее в этом факте то, что находится он в России, а именно – в одном из дацанов в Бурятии, поэтому мы просто обязаны про него рассказать.

Многовековая история статуи, ее внешний вид, особенности – обо всем поведает статья ниже. Также вы узнаете замечательную легенду о создании памятника. А для тех, кто уже собрался в путь, чтобы воочию увидеть святыню, мы собрали полезную информацию о том, где находится и как работает дацан.

Что это за статуя

Будда из сандала, Сандаловый владыка или, на бурятский манер, Зандан Жуу – ценнейшая реликвия буддизма. Дело в том, что это единственная статуя, созданная во время жизни Шакьямуни.

Конечно, есть скептики, которые утверждают, что до его паринирваны были созданы также и другие изваяния и картины. Возможно, это и так, но в любом случае Зандан Жуу – единственный из них, сохранившийся до нынешних времен.

Сейчас Зандан Жуу расположился в Эгитуйском дацане Бурятской республики. Он отождествляется с живым Буддой. Считается, что в нем сосредоточены энергия Шакьямуни, и потому статуя способна даровать благость. Многие из тех, кому довелось посетить ее, подтверждают подобное действие.

Зандан Жуу обладает мощной энергетикой: некоторые посетители уходят, не в состоянии долгое время находиться рядом со святыней, другие же, напротив, могут часами просидеть перед ней, не замечая времени.

Согласно буддистским воззрениям, изваяние способствует очищению, счастливой долгой жизни, полной здоровья и удачных событий. Главное – искренне поверить в это, сочетать с регулярной практикой и образом жизни, достойным буддиста.

Кроме бесспорного благоговения буддистов мира, Будда из сандала заслужил звание памятника российской культуры на федеральном уровне.

Легенда о появлении

Согласно буддийскому тексту «Аннутара-никаи», написанному в 4-м столетии нашей эры жрецом Дхармананди, появление прижизненной статуи Учителя имеет интересную мифическую историю. Шакьямуни находился на небесах Тушита, где делился основами учения со своей матерью Майей. В это время индийский царь Прасенаджит захотел увидеть Учителя, но это не представлялось возможным.

Тогда на небеса были отправлены мастера-зодчие, встретившиеся с Гаутамой. Вернувшись на землю, они по памяти изваяли из сандалового дерева тело Будды с поразительной точностью.

Сам возвратясь в мир людей, Шакьямуни увидел, что его сандаловая копия сделала 6 шагов навстречу ему. Тогда Учитель предрек, что статуя будет постепенно перебираться все севернее, и в той местности буддизм станет процветать. Так и произошло – в Эгитуйский дацан, бережно хранящий всебуддийскую святыню, каждый день стекаются толпы.


Эгитуйский дацан в Бурятии

Другая версия, менее легендарная, но, очевидно, более достоверная, гласит, что статую заказал индийский раджа Удияна больше 2,5 тысяч лет назад. Шакьямуни тогда было 38 лет.

Историческая справка

За долгие годы статуя претерпела много перемещений. Их можно проследить на карте Азии.

Созданную на древнеиндийской территории, в III столетии ее переместили на китайские земли. Там она оставалась относительно недолго – в Поднебесной в 4 столетии затевались военные действия, и один кашмирский монах отвез ее с собой в бывшую буддийскую страну – Кучу, где сам занял пост главного духовника.

К 8 веку супруги правителя Тибета привезли памятник с собой в будущую Лхасу. Совсем скоро буддийское учение покорило своей истинностью тибетцев. К XIII столетию местонахождением изваяния называют монгольские степи, где она пробыла несколько веков, а затем – китайский монастырь Сандан Сы.


Тибет, Лхаса

С наступлением 20 столетия в столице Китая творились беспорядки, а в январе 1901 года в монастыре, где хранился Сандаловый Владыка, разразился пожар. Казаки родом из Бурятии вызволили его из огня и доставили на свою малую родину. Так скульптура оказалась в Эгитуйском дацане.

Есть версия, что бурятские мастера создали копию святыни из металла, выставили ее в зале дацана, а оригинал спрятали. Когда японцы узнали о том, где хранится статуя Будды, они пришли в дацан отобрать ее, но обнаружили только копию.

В советское время религиозные объекты разорялись, храмы и церкви закрывались, и буддийские дацаны не стали исключением. Тогда Зандан Жуу отправили в бурятскую столицу – Улан-Удэ. Он хранился в краеведческом музее и только спустя полвека вернулся к буддистам.

В сентябре 91-го произошло важное событие – статую на воздушном транспорте вернули в дацан. В начале нашего столетия ее причислили к буддистским святыням Российской Федерации.

Внешний вид

Статуя Сандалового Владыки выглядит очень величественно – 2 метра 18 сантиметров. Она выполнена из сандала, но некоторые исследователи утверждают, что в действительности материал – липа, покрытая краской на основе сандала.

Сандаловый Будда в Эгитуйском дацане, Бурятия

Руки Зандан Жуу длинные: правая поднята и согнута в локте, символизируя приветствие и добрые намерения, а другая – опущена вниз, параллельно туловищу, но ладонь смотрит наружу. Веки Будды умиротворенно прикрыты, а глаза смотрят чуть-чуть наверх.

Храм для святыни

Храм Зандана Жуу находится в Эгитуйском дацане, который по-тибетски называется Дамчой Равжелинг. Построенный в 19 веке, он не пережил 30-х годов прошлого столетия. К началу 2000-х его построили заново.

Некоторые посетители удивляются фасаду здания, выполненному по общепринятым канонам тибетских храмов, но из керамической плитки. Такое архитектурное решение вызвано соображениями пожарной безопасности.

Примерно тогда же отстроили отдельный дуган из одного этажа специально для хранения статуи. Там соблюдены тенденции современной архитектуры, а внедренные технологии помогают поддерживать нужную температуру, влажность, освещение. Этот храм освятили летом 2008-го.

Сегодня дацан – приятное место посреди живописной природы, куда приезжают паломники-буддисты, а также просто любопытные туристы. Территория довольно обширная, кругом , колокольчики и прочие атрибуты, окунающие в атмосферу буддизма. В определенные дни проводятся хуралы.


Полезная информация

Как доехать до Эгитуйского дацана: от столичного Улан-Удэ 280 километров по восточной дороге до местности Хара-Шибирь у реки Маракта. Полный адрес, который поможет найти навигатор: Бурятия, Еравнинский район, село Эгита, улица Дацан, дом 3.

Для посетителей дацан открыт каждый день с 10 утра до 7 вечера. Расписание хуралов можно посмотреть на официальном сайте.


Заключение

Статуя Сандалового Будды – уникальное в своем роде наследие и главная святыня в буддизме. Поэтому особенно приятно, что она находится в нашей стране, в бурятском Эгитуйском дацане. Изваяние было создано при самом Учителе, а впоследствии преодолело сотни километров в течение 2,5 тысяч лет. Именно там, где появлялась статуя, распространялось учение Шакьямуни.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что, прочитав нашу статью, вы непременно захотите посетить дацан, где свято хранится статуя, чтобы увидеть ее своими глазами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту! Мы будем рады вам!

До скорых встреч!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.