Дацаны Бурятии: Эгитуйский дацан. Статуя Сандалового Будды — Зандан Жуу

В далеком бурятском дацане хранится статуя Будды Шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира . Речь идет о Сандаловом Будде, который в искаженном бурятском произношении зовется по-тибетски Зандан-Жуу . Эту статую можно сравнить с Туринской плащаницей или с Черным камнем Каабы . Да что далеко ходить, ее значение для буддийского мира сопоставимо с деревом Бодхи в Бодхгайе или сингальским зубом Будды . Но в отличие от всех вышеперечисленных религиозных реликвий бурятский Зандан-Жуу в буддийском мире почти неизвестен. В чем же дело? Бурятию уже трудно назвать «медвежьим углом», богом забытым местом, сведения о котором можно найти только в записках редких путешественников. Эпоха Интернета уравняла всех, и турагентства соревнуются в изощренных методах «раскрутки» брендовых объектов Республики. Почему, в таком случае, Сандаловый Будда остается святыней местного значения, в отличие от, скажем, Нетленного тела Итигэлова , паломничество к которому уже приобретает международный размах ?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, так ли уникальна и священна статуя Будды, хранящаяся в Эгитуйском дацане . За последние годы о ней вышли две серьезные научные работы чешского религиоведа Любоша Белки и известного петербургского буддийского деятеля Андрея Терентьева . Многое из того, что будет сказано в этой статье, почерпнуто из этих работ.

История странствий Сандалового Будды.

Буддийская легендарная традиция утверждает, что прижизненное изображение Будды Шакьямуни из сандалового дерева было изготовлено на небесах, куда Будда чудесным образом переместился для того, чтобы преподать учение своей матери, которая переродилась богиней. Правитель одного из мелких индийских государств того времени раджа Удаяна затосковал об исчезнувшем учителе и велел нескольким скульпторам отправиться на небеса и изваять там точную его копию. Будде статуя понравилась, и после своего возвращения на землю он объявил ее своим заместителем. Впоследствии, в течение двух с половиной тысяч лет Сандаловый Будда странствовал по Азии. В III в. статуя попадает из Индии в Китай, откуда, в свою очередь, ее перевезли в Центральную Азию, в город Куча, столицу государства древних индоевропейцев юэчжи. Позднее статуя, возможно, побывала в Тибете, где с нее сняли копию, которую тибетские буддисты считают главной своей святыней. Еще одна копия Сандалового Будды была увезена в Японию, где хранится до сих пор в одном из храмов Киото . Статуе поклонялся Хубилай-хан, по заданию которого Сандаловый Будда был доставлен в Ханбалык самим Марко Поло. Знаменитая статуя стоящего Будды в афганском Бамиане, уничтоженная талибами , также является ее увеличенной копией. Наконец, Зандан-Жуу обрел временное пристанище в Пекине, где стал главным сокровищем маньчжурского императорского двора.

Пылающий Пекин.

1900 год стал для дряхлеющей Цинской империи катастрофичным. Возмущенные агрессивной колониальной политикой европейских держав и Японии, китайские крестьяне и ремесленники стали объединяться в отряды и громить посольские кварталы. Россия была в числе 8 других держав, которые пострадали от действий мятежников, и присоединила свои войска к иностранному карательному контингенту. В результате каратели ворвались в столицу и подвергли форменному разграблению императорский квартал Пекина - Запретный город. Европейцы грабили дворцы и, заметая следы, сжигали их. Сохранилось воспоминание одного из очевидцев происходившего грабежа: «Солдаты, зарывшись с головой в сундуки красного лака, копались в вещах императрицы, другие ворошили груды парчи и шелков, кто рассовывал по карманам или просто ссыпал в рубаху или фуражку рубины, сапфиры, жемчуга, горный хрусталь; кто увешивался драгоценными жемчужными ожерельями. Растаскивали часы с каминов, снимали часы со стен; саперы орудовали топорами, расколачивая мебель в щепы, чтобы выбрать драгоценные камни, которыми были инкрустированы дворцовые кресла. Один из них очень усердно старался разрубить прелестные часы в стиле Людовика XV, чтобы извлечь циферблат, на котором сверкали хрустальные цифры; он вообразил, что это бриллианты» (ссылка).

Операция «Срочная эвакуация».

Та же участь ожидала и Храм Сандалового Будды с его драгоценным содержимым. Однако находившиеся в составе российского контингента бурятские казаки из Забайкальского казачьего войска по просьбе монгольских лам успели тайно вывезти статую из города. В течение нескольких лет они везли ее в Бурятию. Операция координировалась начальником почтовой службы Российского посольства Николаем Гомбоевым, небезызвестным и вездесущим Агваном Доржиевым и настоятелем Эгитуйского дацана ламой Зодбоевым. Как сообщается в исследованиях: «Ее везли на санях, укрыв соломой, рогожей, замаскировав провиантом и почтовым реквизитом» (ссылка). Когда статую привезли в Бурятию, было решено определить ее в отдаленный дацан, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания. Российские власти понятия не имели о дерзком поступке бурятских казаков, а если бы узнали, то, вероятно, расценили бы его как опасное должностное преступление. Операция не вышла за пределы «бурятского круга».

Парящая статуя

Статуя Сандалового Будды представляет собой изображение Будды Шакьямуни высотой в 2 метра 18 сантиметров вместе с небольшим постаментом. Вопреки названию, сама статуя, как показал анализ, выполнена из липы и покрыта сверху слоем сандаловой пасты. Имеются сведения, что верхнюю часть головы Зандан-Жуу изначально украшал рубин или алмаз, а внутрь статуи были помещены мощи Будды. Эти ценные артефакты, вероятно, были похищены в 1935 году, когда статую перевозили из Эгиты в Улан-Удэ. Традиция утверждает также, что статуя не покоится на постаменте, а как бы парит в воздухе на волосок от него. Потому проверить ее подлинность, якобы, можно, проведя шелковую нить между подошвами ступней и основанием. Однако такой проверки не проводилось, равно, как и полноценного научного анализа возраста древесины. И это несмотря на то, что статуя некоторое время находилась на хранении в Одигитриевском музее, который служил музейным хранилищем, и на реставрации в Эрмитаже. В 80-х годах прошлого века статую вернули Эгитуйскому дацану.

Китай требует возврата святынь

Посещая отделы дальневосточного искусства в Лувре или Британском музее, вы можете видеть старинные фарфоровые вазы и панно, попавшие туда в результате разграбления Запретного города в 1900 году. Китай уже давно требует от западных стран и Японии возвращения ценностей. Если договориться не удается, китайские власти и крупный бизнес выкупают утерянные предметы на аукционах. Так, на сегодняшний день выкуплено около 200 единиц на общую сумму в 33 миллиона долларов США (ссылка). Для правительства КНР дело чести восстановить Запретный город в прежнем виде и закрыть позорную страницу истории своей страны. Это, однако, только капля в море, поскольку число таких экспонатов, по некоторым оценкам, равняется полутора миллионам. Китай понимает это и ставит цель вернуть, по крайней мере, самое ценное.

Странная ситуация

В случае с Сандаловым Буддой – ситуация странная, если не сказать неразрешимая. Фактически в этой истории буряты обвели вокруг пальца и Китай, оставив его без шедевра мирового значения, и Россию, которой придется решать эту проблему, если на нее обратят внимание власти соседней державы. Официально в Китае считается, что Статуя Сандалового Будды сгорела вместе с храмом, в котором она хранилась. Но мало ли шедевров, считавшихся безвозвратно утерянными, возвращались к своим владельцам?

В 2003 году Буддийская традиционная сангха России признала статую Зандан-Жуу одной из трех буддийских святынь России. Однако на федеральном уровне признание эгитуйской святыни подлинным памятником буддийского искусства, вывезенным из Китая, сталкивается с вопросами культурной дипломатии.

Странствия не окончены?

Один мой петербургский коллега как-то высказал мысль о том, что ни в интересах Бурятии, ни в интересах России продвигать в средствах массовой информации вопрос о Сандаловом Будде. Рано или поздно это приведет к тому, что КНР пришлет своих экспертов и потребует возврата святыни в Пекин. Но, с другой стороны, такое продвижение уже началось. Упомянутые мною исследования Белки и Терентьева написаны на английском языке и наверняка уже известны китайским коллегам.

Суждено ли Зандан-Жуу остаться святыней местного значения, «внутренним бурятским делом» или когда-нибудь вопрос о Сандаловом Будде войдет в повестку российско-китайских отношений? Ясно одно, сандаловая статуя Будды является заложником ситуации, а, значит, ее странствия еще не завершены.

Скриншот с сайта yelo-rinpoche.ru, пресс-служба дацана "Ринпоче багша"

Тысячи верующих преподнесли подношение Великому учителю [фото, видео]

В субботу 10 сентября Досточтимый Еше Лодой Ринпоче провел ритуал освящения изображения Будды Шакьямуни, высотой в 33 метра, высеченного на скале Баян-Хонгор. В прошлом году на возвышенности близ села Баянгол возвели статую Будды, изготовленную по спецзаказу в Индии, и освятили три ступы примирения. В следующем году жители Баянгола попросили помочь в строительстве 8 ступ вокруг озера Могой. В субурганы планируется заложить 4 тысячи статуэток разных буддийских божеств.

Будда Шакьямуни на горе Баян-Хонгор близ села Баянгол - творение уникальное. Ему присвоят звание самого большого изображения Будды в России и войдет в список самых больших изображений Будд в мире.
Идею, возвести гигантского Будду, высказали жители Баянгола на сельском сходе. С этой инициативой они обратились в дацан на Лысой горе в Улан-Удэ Еше Лодой Ринпоче. Настоятель народное предложение поддержал. Тем более, как оказалось, это была его давняя мечта.

Большой Будда - большое благо для всей России

«Лет 15-16 назад мы впервые посетили «сердце» Байкала» - остров Ольхон, прошли на катере вдоль иркутского берега» - вспоминает ближайший ученик Ринпоче геше-лхарамба Тензин-Лама, - «Величественные скалы, вырастающие из водной глади и устремляющиеся в небо, впечатлили Багшу своей красотой и мощью. И тогда у него родилась идея - сделать большую статую Всемирного драгоценного Учителя Будды Шакьямуни именно в скале. В азиатских странах это древняя традиция, а в России ничего подобного не было».

Справка сайт: Самый большой и древний в мире Будда высеченный в скале находится в китайской провинции Сичуань. Его высота 71 метр, возраст - около 1200 лет. На строительство ушло почти 90 лет. Самая большая статуя в мире - тоже Будды. И тоже находится в Китае, в провинции Хэнань. 128-метровый монумент изображает Будду Вайрочана, одного из пяти священных Будд, олицетворяющих мудрость. Идея создать грандиозную святыню пришла китайцам после того, как в 2001 году талибы варварски уничтожили две огромных статуи Будды в Афганистане. Их возраст датировался 6 веком нашей эры.

«Тогда мы стали подыскивать подходящий объект. На Байкале это было сложно сделать чисто технически. В других районах тоже искали. То слишком низкие, то слишком высокие, то слишком рельефные попадались скалы. И в прошлом году, когда мы под Баянголом устанавливали тоже статую Будды, но маленького, метрового, изготовленного по спецзаказу в Индии из оникса, я обратил внимание на соседнюю скалу. Она идеально подходила для воплощения задумки Учителя - ровная, красивая и достаточно высокая, около полусотни метров. И главное - идеально расположена!

Обычно буддийские святыни возводят «лицом» на юг, будь то храмы, ступы или статуи. Мы же, осознанно хотели немного отойти от этой традиции и сделать так, чтобы взор Будды был направленв сторону Москвы и других больших российских городов. В такое непростое время это было просто необходимо сделать для блага всей страны и всех живых существ! Во все времена возведение статуй Будд, ступ, дацанов считалось очень благотворным делом. В местах, где они появляются, все приходит в гармонию. В природе прекращаются разного рода катаклизмы, в отношения людей приходит взаимопонимание, они меньше болеют и умирают от несчастных случаев, все живое обретает мир и покой» - рассказывает Тензин-Лама.

«Но Учитель тогда сказал, что ещё пока время не пришло. И вот, спустя год, жители Хоринского района сами вышли с этим предложением. Скала Баян-Хонгор с давних пор у хоринских бурят считается сакральным местом. Здесь жители села Баян-Гол 2 раза в год - летом и во второй день Сагаалгана - проводят обоо, и в течении года часто приходят поклониться святыням. Тут установлены, так называемые мунханы - маленькие домики, в которых находятся тханки и статуэтки буддийских божеств. В прошлом году появилась статуя Будды и 3 ступы. Ринпоче долго обдумывал, и в итоге согласился. К тому же, это родина его коренного Учителя.

Справка сайт: Досточтимый Еше Лодой Ринпоче родился в Тибете в 1943 году. В трехлетнем возрасте был признан четвертым перерождением Ело Ринпоче. В Тибете таких людей называют тулуку - считается, что они осознанно продолжают цепь своих перерождений, посвящая жизнь помощи всем живым существам.
С семи лет Ело Ринпоче посвятил себя монашеству и изучению буддийской философии. В 1959 году в связи с оккупацией Тибета Китаем, покинул родину и через королевство Бутан перешел в Индию, где продолжил свое обучение.
Коренным Учителем Еше Лодоя Ринпоче является лама Дульва-хамбо Тубтен Чоки, бурят по национальности. Прославленный мастер тантры преподавал Ело Ринпоче курс винаи - монашеской дисциплины. Так же, под руководством ламы из Бурятии - досточтимого Агван-Нимы, в 1979 году Ело Ринпоче защитил звание «геше-лхарамба» - высшей буддийской ученой степени. В 1993 году по просьбе бурятского духовенства и по поручению Его Святейшества, он прибыл в Бурятию, в Иволгинский дацан для преподавания в буддийском институте ТашиЧойнохрлинг. С тех пор Еше Лодой Ринпоче остался жить и работать в Бурятии, на благо всех живых существ и процветания Дхармы.

В 1999 году, на аудиенции у Далай Ламы, Ело Ринпоче передал просьбы верующих из Бурятии об открытии буддийского центра и получил благословение Его Святейшества на начало строительства. Через 5 лет, в 2004 году состоялось открытие дацана «Ринпоче Багша» на Лысой Горе в Улан-Удэ.

Осуществить замысел удалось достаточно быстро. Прошли все необходимые согласования. Нашлись спонсоры, мастера, художники. Местные жители активно помогали при строительстве. Образ Будды Шакьямуни сделали максимально величественным, но с минимальным воздействием на природу. Высекать полноценную статую или барельеф не стали. Лишь сняли верхний слой породы, нанесли контуры Всемирного учителя восседающего в позе лотоса и расписали краской.

Высота изображения - ровно 33 метра. В буддизме это число имеет так же свой сакральный смысл. Считается, что существует самый высокий мир на Земле, так называемый - Траястримша - «Мир 33 богов» или «Собрание 33 богов», который находится на вершине горы Сумеру. Траястримша нередко упоминается в буддийских текстах, когда Будда восходит к Тридцати трём богам, или сами боги этого мира спускаются на землю для встречи с Буддой.

«Создание статуи именно Будды Шакьямуни не случайно. Будда Шакьямуни — высшая нирманакая, родился в нашем мире, совершил двенадцать подвигов, и в том числе повернул Колесо Учения. Всё время, пока Учение Будды пребывает в мире, оно является ни с чем несравнимым безграничным лекарством от болезней наших омрачений, страданий. Пусть статуя Будды Шакьямуни станет символом объединения наших чистых намерений в осуществлении учения и символом того, что буддийское учение — дхарма, которую 2500 лет назад даровал Будда, и сейчас пребывает в нашем мире", — говорит учитель.

На ритуале рамней присутствовало около 4 тысяч человек. С площади Советов паломников бесплатно вывозили 80 автобусов. После ритуала освящения, прошел праздничный концерт и спортивные соревнования.

Интервью Досточтимого Еше Лодой Ринпоче:

- В конце ритуала изображению Будды был поднесен символический миллион цветов? Это какая-то традиция?

Когда создается статуя Будды, изображение Будды - это большая добродетель. И когда создается изображение такого гигантского размера это также огромная, несравненная добродетель! Соответственно, чем больше, богаче и красивее подношения, тем больше мы накапливаем благих заслуг. А цветы в буддизме - традиционный вид подношения, наравне с белой пищей, сладостями и фруктами.

- Почему высота изображения Будды именно 33 метра?

В буддийской традиции есть такое благое отношение к числу «33», даже есть обитель богов 33 божеств. Изначально не планировалось делать изображение таким большим, но когда измерили скалу, оказалось что она высотой около 55 метров. Тогда и решили сделать именно 33 метра. Очень гармонично вписалось. Это тоже своего рода знак.

Скульптура Будды высотой 2 м 18 см, сделанная из сандалового дерева, по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны.

Находится в Эгитуйском дацане Бурятии. Является буддистской святыней и считается первой в истории статуей Будды и единственной статуей, сделанной при жизни Будды. В литературных источниках встречаются упоминания о других прижизненных портретах и скульптурах, но достоверных подтверждений нет.

Вера Лубсанова , CC BY-SA 3.0

Согласно буддистской традиции считается живым Буддой - его изображения несут благодать. У статуи особая иконография: Будда стоит, с длинными руками до колен, среди цветов и пейзажа, «человеческий» Будда, подобный Будде Майтрея.

История

Согласно традиции, Будда пророчествовал перемещение Зандан Жуу на Север и, соответственно, перемещение центра буддизма.

В III в. статуя из Индии была перевезена в Китай.

В IV веке монах Кумараяна из Кашмира, чтобы спасти статую от местных войн, увез её в Куча, женился на сестре местного правителя и стал духовным наставником в государстве. Его сын Кумараджива стал знаменитым буддийским мудрецом.

В VIII в. - жены тибетского царя Сронцзангамбо привезли статую Тибет. При следующем правителе, царе Тисрондэцане, Буддизм стал государственной религией Тибета.

В XIII в. - местонахождение предположительно в Монголии.


Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

Зимой 1901 г. Сандаловый Будда оказался в Забайкалье. После разгрома Боксерского восстания, бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в монастыре Сандан-сы («Монастырь Сандалового Будды»), где в то время хранилась статуя, вывезли её. Руководил операцией начальник русской почты Гомбоев. Бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из горящего монастыря, и тем самым спасли от гибели в огне. В качестве трофея статую с большими предосторожностями на санях доставили в Бурятию.

Вера Лубсанова , CC BY-SA 3.0

По другой версии, Зандан Жуу доставили в Еравну благодаря невероятным усилиям Соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью. По прибытии была изготовлена металлическая копия статуи и размещена в Эгитуйском дацане, оригинал был спрятан. Во время гражданской войны японские интервенты узнали местонахождение статуи. По приезде им показали металлическую копию, и они уехали ни с чем.

В 1930-х годах хранится в г. Улан-Удэ, где разместились фонды Краеведческого музея.

В 1980-х годах статую вернули верующим. 25 сентября 1991 года Зандан Жуу вертолётом перевезли в Эгитуйский дацан.

22 апреля 2003 года Решение Буддийской традиционной сангхи России (): «Утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу, Атлас тибетской медицины, Драгоценное тело Хамбо Ламы Д. -Д. Итигэлова».

Храм для хранения

Некоторое время статуя хранилась в дугане Эгитуйского дацана, в небольшом деревянном одноэтажном здании, не приспособленном для хранения культурных и исторических ценностей.

В связи с этим Буддийская Сангха приняла решение о строительстве специального помещения для хранения с поддержанием постоянного микроклимата.

Фотогалерея


Полезная информация

Зандан Жуу
Сандаловый Будда
Сандаловый Владыка

Буддистская легенда о появлении статуи

Согласно тохарскому монаху Дхармананди (385 г. н. э.) (Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи), Будда был на небесах Тушита, проповедуя Дхарму своей умершей матери Майе.

Прасенаджит хотел видеть Просветленного владыку и велел сделать его статую. Маудгальяяна перенес мастеров на небеса, где они встретились с Буддой.

После возвращения мастера изваяли статую в натуральную величину из сандалового дерева.

Когда Будда Шакьямуни вернулся на землю, статуя сделала шесть шагов навстречу ему, тогда он и сделал пророчество, что она будет перемещена на север, и там произойдёт расцвет буддизма.

Воздействие статуи на верующих

Не все могут находиться у Зандан Жуу: некоторые не выдерживают, выходят из дацана. Другие, наоборот, обнаруживают, что прошло несколько часов с того момента, как они сели напротив Сандалового Будды. Считается, что святыня устраняет негативные деяния, дарует долгую жизнь, дает установку на удачу, счастье, здоровье, если молящийся надеется на него и верит в это от чистого сердца.

Эгитуйский дацан «Дамчой Равжелинг» расположен в Республике Бурятия в 300 км от Улан-Удэ на живописном западном берегу реки Маракта в местности Хара-Шибирь Еравнинского района.

Нас повезли на границу Еравнинского района в поэтический сад камней посвященный поэтам Бурятии.

Так встречает Еравнинский район

Подробнее напишу об этом немного позже. Далее мы отправились вглубь Еравнинского района в местность Хара-Шибирь, где на берегу реки Маракта расположился Эгитуйский дацан со священной статуей Сандалового Будды — Зандан Жуу.

Признаюсь, только в этой поездке я узнала, что в Бурятии есть статуя Сандалового Будды. И это не просто статуя, а по преданию, единственная прижизненная скульптура Будды Шакьямуни, которая признана буддийской святыней России. Она является мировой святыней буддистов, выполнена полностью из сандалового дерева, высота статуи 2 м. 18 см. Сделана статуя была по заказу раджи Уддияны 2800 тысяч лет назад.

Статуя попала на территорию России в Еравну благодаря невероятным усилиям Соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью. Сандаловая статуя была куплена ламами дацана во время «боксерского» восстания в Китае. По другой версии зимой 1901 года, после разгрома восстания в Пекине бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из горящего монастыря, и тем самым спасли от гибели в огне. В качестве трофея статую с большими предосторожностями на санях доставили в Бурятию. Тогда же была изготовлена металлическая копия статуи, а оригинал скрыт. До 1935 года статуя находилась в одном из сумэ Эгитуйского дацана и была объектом поклонения и почитания. В период антирелигиозных репрессий статуя была перевезена в Улан-Удэ и хранилась в фондах Национального музея истории Бурятии. ()

Перед тем, как зайти в храм-дуган Сандалового Будды, нам рассказали историю Эгитуйского дацана и историю статуи Зандан Жуу.

А так же предупредили, что выражение лица Сандалового Будды меняется в зависимости от угла обзора, а может быть от его отношения к вам, кто знает 🙂 Лично, когда я зашла и впервые посмотрела в лицо Сандалового Будды, мне показалось, что он смотрит на нас несколько недовольно.

У него были недовольно поджаты губы и прищур глаз не предвещал ничего хорошего. Когда я помолилась и сделала подношения в виде конфет и монеток, лицо как будто подобрело и появилась легкая усмешка. Тут же, в дацане есть деревянная доска для простираний, гладко отполированная простираниями молящихся. Я тоже сделала 21 простирание молясь о здоровье, счастье и благополучии.

Кто-то возможно спросит, почему именно 21 раз? Дело в том, что в буддизме числа 3, 7, 21 и 108 имеют сакральное значение. Поэтому, читать молитвы, делать гороо или простирания нужно именно такое количество раз.

После простираний, Сандаловый Будда, как мне показалось, удовлетворенно улыбался. Я поделилась своими наблюдениями с подругой, с которой мы вместе поехали в эту поездку. И знаете, наши ощущения и наблюдения сошлись практически во всем.

В конце посещения у нас была лекция-обсуждение буддизма в целом и буддизма Бурятии, в частности. Выяснилось, что из Бурятии каждый год ездят паломники в Тибет. Тибетские ламы узнав из каких мест они приезжают, очень удивляются и спрашивают, зачем они едут так далеко, когда на родине есть величайшая святыня мирового буддизма — статуя Сандалового Будды Зандан Жуу. Я больше чем уверенна, что половина населения Бурятии даже не знает о его существовании, не говоря уже о других регионах России. Я убедилась в этом, когда опросила своих родственников и знакомых. Зато многие из нас уже побывали в Таиланде и видели статуи лежащего Будды, нефритового Будды и многих других. Грустно это как-то, что не ценим и не замечаем, то что имеем рядом.

Еще статьи про поездку по буддийским дацанам и святым местам Бурятии:

  • Святые места Бурятии

Сервисы которыми мы пользуемся в своих самостоятельных путешествиях:

Поиск и покупка авиабилетов
Aviasales - для нас это №1 из всех поисковиков, пользуемся только им, потому что удобный и надежный, без "подводных камней".
One Two Trip! - удивительно удобный поисковик, в котором можно найти и приобрести не только авиабилеты, но и железнодорожные. Кроме того, там также легко забронировать гостиницу или отель. Перейдя по нашей ссылке вы дополнительно получите 500 рублей скидки на покупку авиабилета!

Поиск и бронирование жилья

  1. - всемирно известный поисковик, где можно найти и забронировать жилье от гестхаузов до шикарных вилл. Многократно пользовались и очень рекомендуем.
  2. Hotellook - сервис по поиску и бронированию жилья от создателей Aviasales.
  3. Airbnb - бронирование и аренда квартир, комнат, домов у местных жителей. Проверено на себе, все честно, рекомендуем. Бронируя по нашей ссылке получите бонус в размере 2100 р., который сможете использовать при оплате жилья. Для этого вам нужно будет создать свой аккаунт на AirBnB.
Прокат автомобилей
- отличная альтернатива поездкам в междугородних автобусах и поездах по территории России. Цены чаще всего ниже общественного транспорта, а комфорт существенно выше.

Сервис-агрегатор по аренде машин в местных прокатных компаниях. Вы выбираете машину как бы в местном прокате, но через сервис, бронируя по банковской карте, c которой снимается только 15% от стоимости. Гарантом выступает компания MyRentacar. Вы можете выбрать не только класс машины, но и конкретный автомобиль с точностью до цвета кузова и типа магнитолы. Но что самое важное, цены на этом сервисе такие же, как если бы вы сами пришли в местную прокатную фирму!

Сандаловый Будда

по-бурятски Зандан-Жуу , Сандаловый Владыка — уникальная и очень древняя статуя, известная реликвия буддийского мира.
Эта скульптура Будды Шакьямуни высотой 2 метра 18 см выполнена из сандалового дерева, как гласит предание, около V века до н.э., по заказу раджи Уддияны .

Существует мнение, разделяемое большинством, что она — первая и единственная статуя, сделанная при жизни Будды.

В буддийской традиции она приравнивается к живому Будде и несет в мир безграничное благословение.

В настоящее время Сандаловый Будда признан в России памятником культуры федерального значения.

История появления и проделанный путь

О том, как возникло самое первое из изображений Будды Шакьямуни, существуют разные точки зрения и множество легенд. В индийской версии говорится, что его выполнил Вишвамитра, в то время как Будда давал поучение. Он вырезал статую из сандалового дерева, глядя на отражение в воде, так как от самого Просветленного исходило яркое сияние.

Известно также упоминание в истории Будды Шакьямуни, указывающее на существование статуи, возникшей при его жизни и известной как «образ из Уддияны «,статуи, выполненной по просьбе правителя этой удивительной древней буддийской страны.
Говорится, что этот скульптурный портрет излучал «божественный свет».

В поздних сутрах Махаяны о нем написано: «Майдгальяяна-путра, последователь Будды, перенес художника в небесные пространства, куда Будда Шакьямуни удалился на три месяца, чтобы передать Учение своей матери. Там художник лицезрел превосходные знаки тела Будды и запечатлел их в виде статуи из сандалового дерева. Когда Татхагата вернулся из небесных дворцов, образ из сандала приветствовал Господина Мира» (3). Здесь идет речь о Сандаловом Будде.
По сведениям А.А.Терентьева , согласно китайскому переводу Экоттара-агама-сутры (из Ануттара-никаи), изложенной тохарским монахом Дхармананди (385 г. н.э.), история возникновения статуи Зандан-Жуу такова:
Будда Шакьямуни пребывал на небесах Тушита, проповедуя Дхарму своей матери Майе, переродившейся там после смерти. В это время раджа Прасенаджит очень сильно захотел увидеть Просветленного Владыку. Тогда ближайший ученик Будды — Маудгальяяна , достигший чудесных способностей, перенес мастеров к Будде, чтобы они могли увидеть его, и по возвращении изваяли статую в натуральную величину из сандалового дерева «гоширша».
Когда Будда Шакьямуни вернулся, статуя приветствуя его, сделала ему навстречу шесть шагов, и это послужило основой пророчества Будды об этой статуе: она будет перемещаться на север, и там где она будет находиться, следует ожидать расцвета буддизма.
Спустя века статуя Будды действительно покинула Индию .

В китайских источниках упомянуты сведения о ее дальнейшм пути в северном направлении.

Китай

Так в IV веке монах Кумараяна из Кашмира , желая спасти драгоценную статую во время кровопролитных местных войн, увез ее в Центральную Азию . Он обосновался в городе-оазисе Великого шелкового пути под названием Куча, где женился на сестре местного правителя Дживаке и стал духовным наставником. С этого времени там начал процветать буддизм. Сын того самого монаха Кумараджива вырос в обстановке, благоприятной изучению Дхармы, и стал знаменитым буддийским мудрецом. Его слава была столь громкой, что в 384 году в Кучу за ним из Китая были посланы войска с целью захватить Кумарадживу. Вместе с ним в Китай забрали и статую Сандалового Будды. С этого времени Китай стал аккумулировать в себе буддийскую мудрость.

Тибет

Из Китая статуя отправилась в Тибет в начале VIII века. Тогда китайская и непальская принцессы-буддистки вышли замуж за тибетского царя Сронцзангамбо и привезли в Страну Снегов буддийские реликвии, среди которых была статуя Сандалового Будды. Непальская принцесса Бхрикути считалась воплощением Зеленой Тары , а китайская принцесса Вэнь-чэнь — воплощением Белой Тары . Уже при следующем правителе Тибета — Тисрондэцене буддизм стал в этой стране государственной религией.

Монголия

По другим китайским источникам, во время правления Чингиз-хана Сандаловый Будда оказался в Монголии, в то время происходили первые контакты монголов с буддийской философией, увенчавшиеся впоследствии принятием буддизма на государственном уровне.

Из Монголии вновь статуя вернулась в Китай. Она хранилась в провинции Ли, в храме буддийского монастыря, выстроенном специально для нее — Сандан-Сы «Монастырь Сандалового Будды». В XIX веке этот монастырь находился на территории столицы Китая. Все буддийские паломники из Монголии, Бурятии и Тибета поклонялись чудесной статуе, посещая Пекин.

Россия

Из Китая в 1901 году статуя отправилась в Забайкалье, и с тех пор не покидает Россию.

Произошло это благодаря нашим бурятским казакам, оказавшимся в то время в Китае, а как именно, точно не известно.

Востоковед и буддист В.М.Монтлевич писал: «Но обрывки сведений о самом похищении сохранились, и эти сведения более или менее достоверны, ибо поведал их мне в 1969 году известный русский востоковед Борис Иванович Панкратов, тридцать два года проживший в Китае (с 1916 по 1948 гг.)».

В 1890-1901 гг разразилось Ихэтуаньское восстание в Пекине, когда тайное общество И-хэ-цюань «Кулак во имя справедливости и согласия» организовало беспорядки в стране, широко известные как Боксерское восстание.

В июне 1901 года Пекин был захвачен повстанцами, сожжен и разгромлен.

На восстание жестко отреагировало мировое сообщество, повстанцы были уничтожены объединенными силами Англии, Германии, России, Японии и Франции в сентябре 1901 года. В этих событиях принимали участие и наши бурятские казаки, оказавшиеся в это непростое время в Пекине.

По одной из версий они во время пожара вынесли драгоценную статую из монастыря, и тем самым спасли от гибели, потом зимой 1901 года в качестве трофея доставили в родную Бурятию. По другой версии, сандаловая статуя была куплена ламами Эгитуйского дацана во время восстания и попала в Еравну благодаря невероятным усилиям Соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью, с огромными предосторожностями вывозивших ее из Китая.Так или иначе, драгоценная статуя Сандалового Будды отправилась еще дальше на север, и оказалась в начале XX века в Забайкалье, в Эгетуйском дацане России. Тогда же предусмотрительно была сделана металлическая копия статуи, которую и выставили на обозрение в специальном храме-дугане, как объект поклонения и почитания, а сам оригинал надежно спрятали.В поисках знаменитой статуи вскоре в Бурятию приехали японские эксперты, до которых дошли сведения, что статуя находится в Эгетуйском дацане. При виде металлической копии их постигло сильное разочарование, они вынуждены были уехать ни с чем. До 1935 года статую надежно скрывали в Бурятии, пока и в России не наступили трагические для буддизма времена антирелигиозной политики, когда дацаны подверглись разрушению, многие ценные реликвии оказались уничтожены, а ламы репрессированы. Но статуя уцелела и в это непростое время. Она попала в число реликвий, которые были переданы в фонды нового Антирелигиозного музея, находившиеся в Одигитриевской церкви г.Верхнеудинска (теперь это Национальный музей Республики Бурятия (Улан-Удэ) , где она хранилась под стеклом в шкафу на втором этаже. В то же время в огне и без соблюдения должных условий хранения гибло огромное количество замечательных культовых реликвий и произведений.25 сентября 1991 года статую возвратили буддистам, передав в тот же Эгитуйский дацан, где открыто почитали когда-то металлическую копию. Впервые в России только теперь Сандаловый Будда предстал перед людьми. Это расценивается как благое предзнаменование для развития Дхармы не только в Бурятии, но и в целом в нашей стране. Статуя содержит сильное благословение Будды, создавая благоприятные условия для процветания Учения Будды — Дхармы, пробуждая к нему интерес.

Буддийская святыня России

Некоторое время статуя хранилась в храме-дугане Эгитуйского дацана в Бурятии, в небольшом деревянном одноэтажном здании, неприспособленном для хранения культурных и исторических ценностей. В нем невозможно было создать соответствующие условия для хранения мировой буддийской святыни.

Поэтому Буддийская традиционная Сангха России приняла решение о строительстве специального помещения для хранения статуи с поддержанием постоянного микроклимата. В течение 15 лет шел сбор средств на строительство храма-дворца для Сандалового Будды. Благодаря пожертвованиям прихожан Эгитуйского дацана и отдельным спонсорам, новый храм Зандан Жуу был октрыт 25 июля 2008 года. На церемонию его освящения съехались люди из разных регионов нашей страны. Старшее поколение бурят, движимое желанием поддержать и продолжить традиции своих предков, специально для этого торжества шило новые праздничные национальные костюмы. С полудня до восьми часов вечера неиссякала живая очередь людей, пришедших в дацан, чтобы увидеть Будду.
Долгий путь чудесной статуи Зандан Жуу из Индии через Китай, Тибет, Монголию, в Россию, из страны в страну, в северном направлении на протяжении веков стал свидетельством исполнения пророчества Будды.22 апреля 2003 года было принято Решение Буддийской традиционной сангхи России «утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу,

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.